chief data officer обучение
Chief data officer обучение
Функции CDO и Команды CDO:
а) подготовка аналитики и прогнозирование на основе данных;
б) формирование систем автоматизации сбора данных;
г) разработка продуктов и решений, позволяющих обеспечить формирование, анализ и эффективное управление данными;
д) подготовка предложений к стратегиям развития органов власти и организаций на основе работы с данными;
е) разработка стандарта и контроль соблюдения требований к форматам работы с данными;
ж) разработка требований к адаптерам к существующим форматам работы с данными;
з) согласование/итоговая сверка всех новых внедряемых систем данных;
и) разработка реестра источников и форматов данных (карты данных);
Базовые компетенции CDO и Команды CDO:
а) знание технологий и навыки работы с данными;
б) знание процессов государственного управления, федеральных и региональных социальных и экономических процессов;
в) знание трендов развития технологий;
г) знание основных математических методов анализа данных;
д) навыки стратегического управления людьми и организациями;
е) навыки проектирования, внедрения и эксплуатации IT решений;
ж) базовые навыки программирования для работы с продуктами по работе с данными.
Расширенное описание компетенций CDO:
Цель и практическая значимость Услуг
Целью оказания услуг является формирование компетенций у сотрудников органов власти, ведомств, государственных компаний, государственных корпораций, бюджетных и иных организаций по решению задач на основе данных, увеличение количества и качества решений, принимаемых на основе данных o процессах, на которые влияют эти решения и увеличение количества и качества собираемых, обрабатываемых и используемых данных для принятия решений и построения моделей деятельности.
6. Решаемые задачи при выполнении Услуг
Задачи программы повышения квалификации трудоспособного населения, управленцев и команд CDO-менеджеров в соответствии с требованиями цифровой экономики:
а) появление навыков по управлению данными у сотрудников органов государственной власти и управления, бюджетных организаций, региональных корпорация (организаций) развития;
б) формирование перечня предложений и инициатив, являющихся предметом федеральной повестки, в том числе для проработки в рамках реализации национальных программ и федеральных проектов.
Дополнительным подтверждающим элементом качества программ служат:
а) проекты в сфере управления, основанного на данных и их имплементация в процессы управления органов государственной власти;
б) формирование датасетов, соответствующих параметрам, указанным в требованиях к проектам/кейсам управленческих команд в Стандарте деятельности Центров проектов и практик.
а) формирование моделей компетенций и обеспечение доступа участников отношений в сфере образования к формированию и реализации персональных траекторий развития физических лиц при подготовке кадров в интересах реализации планов мероприятий («дорожных карт») НТИ и для цифровой экономики;
б) обеспечение сбора данных, составляющих Цифровой след;
в) привлечение ведущих компаний, экспертов, ученых к разработке программ повышения квалификации и (или) программ профессиональной переподготовки в области цифровой экономики;
г) участие в формировании депозитария лучших практик применения в сфере образования моделей компетенций и протоколов обмена данными в соответствии с требованиями к компетенциям цифровой экономики;
д) участие в реализации сетевых проектов, в том числе с апробацией новых моделей в рамках мероприятий цифровой экономики.
10. Требования к программе повышения квалификации
Программа разрабатывается на основании анализа потребностей органов власти и организаций субъектов Российской Федерации, входящих в соответствующие федеральные округа. Обучение по программе осуществляется для удовлетворения потребностей соответствующей целевой аудитории. Повторное обучение одних и тех же лиц при оказании услуги в рамках разных лотов процедуры закупки не допускается.
Структура программы должна включать: цель; планируемые результаты обучения; учебный план; календарный учебный график; рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей); организационно-педагогические условия; формы аттестации; оценочные материалы и иные компоненты. Учебные планы дополнительных профессиональных программ должны определять перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
В структуре программы должно быть представлено описание перечня компетенций в рамках имеющейся квалификации, формирование/ качественное изменение которых осуществляется в результате освоения программы; должны быть сформулированы количественные или качественные критерии оценки уровня сформированности/совершенствования каждой компетенции. Средства оценки результатов освоения программы должны предусматривать использование цифрового следа деятельности слушателей в рамках освоения программы повышения квалификации.
Срок освоения программы – не менее 108 академических часов (при продолжительности академического часа – 45 минут), из них аудиторная работа должна составлять не менее 60 академических часов (на одного слушателя).
В рамках реализации программы должны быть сформированы команды в сфере управления, основанного на данных (команды CDO-менеджеров)
с целью выполнения проектной работы. Численность одной команды должна составлять не более 15 человек, структура команды должна предусматривать наличие лидера команды; представителей IT-блока (группы разработчиков, программистов), стратегического и отраслевого блоков (главного аналитика, группы аналитиков – представителей органов государственной власти и управления).
Итоговая аттестация слушателей программы повышения квалификации должна быть проведена в форме защиты разработанного технического задания на сервис, основанный на данных, и связанные с этим предложения по изменению административных процессов (регламент) при сформулированной гипотезе, подтвержденной или опровергнутой на основе анализа данных, включая цифровой след. В целях проведения итоговой аттестации слушателей по решению исполнителя допускается формирование аттестационной комиссии, в состав которой должны войти представители органов государственной власти и управления, корпораций (организаций) развития, высокотехнологичных компаний и компаний, специализирующихся на работе с данными.
Лицам, успешно освоившим программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации.
При разработке и реализации программы повышения квалификации должна применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, а также использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Оказание услуги подразумевает передачу прав на результаты деятельности Центров проектов и практик (включая неисключительные права на результаты интеллектуальной
деятельности) автономной некоммерческой организацией «Университет Национальной технологической инициативы 2035» в целях:
тиражирования лучших созданных практик в других центрах проектов и практик, включая обучение работников и слушателей таких центров проектов и практик;
обеспечения условий для развития и внедрения практик и проектов в сфере управления, основанного на данных, в органах государственной власти и управления, бюджетных организациях, корпорациях (организациях) развития;
формирования опыта сетевого межрегионального взаимодействия органов государственной власти и управления, бюджетных организаций, корпораций (организаций) развития в сфере управления, основанного на данных;
Директор по цифровой трансформации — спаситель для бизнеса?
Даже звёздный директор с зарплатой в 1,2 млн рублей не исправит все ошибки. Рассказываем, что должен уметь CDTO и где на него учиться.
В России в начале 2021 года начали увольнять ведомственных руководителей цифровой трансформации. К качеству их работы возникли вопросы. Десяти из 62 топов будут искать замену. Важным аргументом в пользу этих увольнений стал рейтинг цифровой трансформации, оценивающий кадровую обеспеченность и уровень реализации проектов в сфере искусственного интеллекта и блокчейна.
Проблемы с цифровизацией есть не только в госсекторе. В мае 2021 года разработчик программного обеспечения Qlik провёл исследование компетентности в работе с данными. Компания хотела узнать, насколько комфортно работать с данными специалистам разного уровня — от новичков до экспертов. И понять, насколько тема компетентной работы с данными интересна пользователям в России.
Оказалось, что из 1500 респондентов только 11% умеют правильно анализировать данные и использовать их в работе. Среди тех, кто принимает решения в сфере бизнеса, от младших менеджеров до руководителей высшего звена, только 24% уверены в своей способности «читать» данные, работать с ними, анализировать их. При этом 78% респондентов готовы тратить больше времени, чтобы улучшить свои навыки работы с данными.
Чтобы понять, почему в России сотрудники, отвечающие за digital, — от младших менеджеров до федеральных чиновников, — не умеют правильно работать с данными, мы обратились к экспертам по внедрению технологий, рекрутингу и образованию.
Обозреватель Skillbox Media. Пишет про бизнес, интернет-маркетинг и управление.
Как «цифра» доросла до трети ВВП
В условиях развития цифровой экономики технологии интегрируются во все сферы жизни — от оформления документов до постановки диагнозов. Традиционные системы с ручным заполнением огромных таблиц стали неэффективными из-за большого объёма данных. Такую обработку информации вполне можно автоматизировать. И лозунг основателя Alibaba Group Джека Ма «Данные — это новая нефть» становится всё более актуальным.
Государства с сильными экономиками, такие как Китай, Сингапур, ОАЭ, уже проводят цифровизацию на уровне госпредприятий. В Сингапуре, например, для получения государственных услуг в разных ведомствах не надо заполнять анкеты, указывая информацию о себе. Цифровую идентификацию можно пройти на единой платформе — SingPass, где доступно более 200 электронных услуг. А на государственных сайтах работают чат-боты, которые снижают нагрузку на колл-центры. Подобная технология есть и в России. Портал «Госуслуги» оказывает около 300 электронных услуг.
В Китае вклад цифровой экономики в ВВП за 2019 год составил 36,2%. Для сравнения, в России чуть больше 2,2%. По прогнозам Аналитического центра при Правительстве РФ, ВВП России к 2030 году, предположительно, вырастет на 23%, в том числе благодаря цифровой трансформации.
Где учиться на CDTO
Правительство уже обязало все госкомпании к 1 сентября 2021 года принять стратегии цифровой трансформации и назначить ответственного за цифровизацию. Сейчас CDTO есть в «Почте России», РЖД, «Аэрофлоте», «Алросе» и «Газпром нефти». Эти компании сформировали дорожные карты трансформационных проектов.
Первые результаты уже есть. Цифровые сервисы в «Почте России» ускорили выдачу посылок. Теперь клиентов в отделениях идентифицируют не по паспорту, что занимает много времени, а через отправку SMS или пуш-уведомления. В РЖД внедрили цифровую технологию «Интертран», которая ускоряет контейнерные перевозки.
Безбумажная организация перевозок сократила оформление документов в РЖД на четверо суток.
Тем не менее CDTO — это относительно новая должность в России, в большинстве вузов ещё не появилась такая специальность. Курсы для будущих CDO или CDTO есть в Высшей школе экономики, МГИМО и РУДН. Их слушатели — топ-менеджеры крупных компаний или директора заводов. Подготовкой директоров по цифровой трансформации, которые будут внедрять на местах нужные решения, уже начали заниматься в РАНХиГС. По словам координатора нацпроекта «Цифровая экономика» Олега Подольского, к 2024 году бесплатное обучение по программе CDTO в РАНХиГС пройдут 187 875 человек.
«Мы делаем акцент на развитии гибких навыков — эмоционального интеллекта, методов управления командами цифровой трансформации», — рассказала Skillbox Media директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС Ксения Ткачёва.
Что должен уметь ваш директор по цифровой трансформации
Совладелец B2C-акселератора LeadStartup Михаил Ряженка говорит:
«Будущий директор по цифровой трансформации должен обладать предпринимательскими качествами и разбираться в IT, поэтому стать хорошим CDTO может только специалист с большим опытом работы».
С ним согласна и карьерный консультант Татьяна Минаева.
«Вчерашний студент не может стать CDTO, нужен как минимум пятнадцатилетний опыт в бизнесе», — отметила она.
По данным исследования KMDA, человек, ответственный за цифровую трансформацию, должен иметь опыт работы в ИТ, управлять коллективом, а также разбираться в маркетинге и разрабатывать новые продукты.
При этом не стоит искать «универсального солдата», важна специализация.
«Если человек имеет профильную специальность и отраслевой опыт работы, знаком с нормативными документами, технологическими приоритетами, он изначально обладает конкурентными преимуществами. Развитые гибкие навыки, готовность учиться и адаптироваться к изменениям позволяют людям быстрее осваивать специфику другой отрасли», — считает Ксения Ткачёва.
CDTO приходится работать с широким кругом задач. Чтобы справляться с ними, нужен высокий уровень компетенций. Поэтому на рынке труда такой топ-менеджер ценится высоко. Например, по оценке Financial Times, директор по цифровой трансформации может зарабатывать до полумиллиона фунтов стерлингов в год. В России месячная зарплата — от 750 тысяч до 1,2 млн рублей.
Что мешает цифровизации
По данным исследования консалтинговой компании KMDA, которая специализируется на внедрении технологий в бизнесе, цифровую трансформацию в России тормозят:
К тому же, согласно исследованию Qlik, сотрудники склонны переоценивать свои навыки работы с данными. 75% респондентов допустили ошибки в вопросах базовой школьной статистики. Только один из пяти представителей бизнеса может отличить моду от медианы и среднего значения. 62% сталкивались с негативными последствиями решений (собственных или своих коллег), принятых на основе интуиции, а не данных.
Консультант по цифровой трансформации Филипп Рыжук считает:
«Помимо нехватки профессионалов, цифровизацию тормозят устаревшие методы управления, из-за которых компании часто игнорируют потребности конечных пользователей. Он говорит, что правительственным организациям часто не удаётся привлечь граждан к разработке услуг, а их сотрудники не умеют создавать проекты, ориентированные на пользователя».
По словам генерального директора российского разработчика ПО для промышленных предприятий Factory5 Дениса Касимова, цифровой трансформации в России мешает отсутствие цифровой стратегии и чёткого видения того, что должно произойти после внедрения инноваций.
«Бизнес часто приходит с запросом „покажите, что у вас есть“ или „мы хотим такую-то конкретную технологию, потому что сейчас это в тренде“. При этом в компании не имеют плана или понимания, какие процессы требуют совершенствования», — говорит Касимов.
Он подчёркивает, что для результативной работы нужно прежде всего конкретно обозначить цель, а уже потом подбирать технологии под неё. Эксперт также считает, что трансформации мешает недостаточное финансирование цифровых проектов. По данным отчёта PwC и ABBYY, в России компании инвестируют в цифровизацию менее 5% годовой выручки, когда для эффективного результата нужно выделять до 20%.
CDTO не панацея
Многие руководители ожидают, что CDTO исправит ошибки бизнеса и оптимизирует существующие процессы. По словам директора по развитию партнёрской сети Qlik в России и СНГ Георгия Нанеишвили, бизнес воспринимает CDTO как палочку-выручалочку. Компании надеются, что он выявит узкие места и наладит работу, а заодно запустит непрерывную оптимизацию и повысит производительность труда. Но это неверно.
«Основная задача CDTO — выйти на новые рынки сбыта, внедрить новые способы коммуникации с клиентами и развивать бизнес», — подчеркнул Нанеишвили.
Пандемия стала катализатором цифровой трансформации для бизнеса, в том числе и для госкомпаний. Совместное исследование РАНХиГС, АНО «Центр перспективных управленческих решений» и Google показало, что предприниматели «воспринимают цифровую трансформацию как необходимую меру». При этом к концу 2020 года в России преобладала «догоняющая цифровизация», рассказала Skillbox Media Ксения Ткачёва из РАНХиГС. Компаниям пришлось переводить процессы в «цифру» в сжатые сроки без опыта реализации трансформационных проектов.
Но думать, что CDТO необходим любой организации, — ошибка. Сооснователь компании Dipa Татьяна Козуб советует: прежде чем нанимать такого специалиста, оцените масштаб своего бизнеса и уровень его цифровизации.
«Молодым стартапам не нужен CDTO, достаточно понимать современные ИТ-инструменты и менеджмент. Например, знать, что такое GDPR и как использовать Big Data», — считает она.
обложка: Joshua Earle / Unsplash / Moritz Mentges / Unsplash / Annie для Skillbox Media
Противоречия и гипотезы: как ДВФУ готовит госслужащих по программе Chief Data Officers
28 ноября в Дальневосточном федеральном университете стартовал недельный курс образовательной программы «Управление, основанное на данных» (Chief Data officer, CDO). Обучаться новым знаниям приехали государственные служащие со всего Дальнего Востока и Сибири. Всего в мероприятии принимает участие около 400 человек. О новой должности CDO, форматах обучения и работе на результат ИА PrimaMedia рассказали эксперты образовательного интенсива генеральный директор компании Big Data Team Алексей Драль и преподаватель Школы экономики и менеджмента ДВФУ Артур Нагапетян.
— Алексей, образовательный интенсив «CDO в органах власти» реализуется по поручению Президента с 2018 года. Как человек, который принимает непосредственное участие в этом проекте, как опытный спикер, расскажите, кто такой CDO? Зачем нужна новая должность CDO?
Алексей Драль: CDO – это главный человек в компании, на котором лежит ответственность за данные и за стратегию работы с цифровыми процессами. Обязательно ли вводить эту должность работодателю или нет — вопрос спорный. Например, в крупных IT компаниях, таких как Яндекс или Рамблер, позиции CDO нет вообще. Но у них давно есть опыт анализа данных, и позиции аналитика и архитектора данных. Если говорить о CDO в госорганах – это человек, который не только понимает, как работать с данными, но и понимает, как ставить задачи машинного обучения, например, чтобы заказывать проекты на аутсорсинге.
— Какими качествами и компетенциями должен обладать профессиональный CDO?
Алексей Драль: Во-первых, это человек, который понимает, что такое сфера машинного обучения и работа с большими данными, понимает, какая работа идет «под капотом». Это важно при постановки следующих задач: каких людей вовлечь в процесс цифровизации, сколько это будет занимать времени и ресурсов организации. CDO отвечает за конечный результат цифровизации административных процессов.
— СDO уже становится трендом в бизнесе. Телекоммуникации, медиакомпании, банки, страхование, транспорт, туризм, розничная торговля и обучение – в этих отраслях цифровая трансформация уже идет полным ходом. Как с этим, по вашему мнению, обстоят дела в государственных органах? С интересом ли госслужащие включаются в процесс обучения?
Алексей Драль: Меня привлекают для обучения людей, которые хотят учиться. У них горящие глаза и они готовы к изменениям. Приятно видеть, когда появляется возможность реализовывать проекты важные и понятные с точки зрения государственных учреждений, и привязанных к правильной аналитике данных. Могу сказать, что в Дальневосточном федеральном университете все участники очень активно включаются в обучение.
Генеральный директор компании Big Data Team Алексей Драль. Фото: ИА PrimaMedia
— Одна из ваших лекций называется «Культура работы с данными», что вы вкладываете в это понятие?
Алексей Драль: Понятие очень многогранное. Во-первых, это машинное обучение, и искусственный интеллект и большие данные. Понимание того, что машинное обучение и большие данные — это не панацея, а понятные инструменты, современные методы статистики и методы распределенных вычислений. Ими можно пользоваться, но это стоит денег. Это не волшебная палочка: взяли какие-то данные и получили результат на выходе. Данные — это «нефть» для алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта. Чистота этих данных — ключевая обязанность людей, которые с ними работают. На лекции о культуре работы с данными, я рассказываю, какие ошибки можно и не нужно допускать. Во-вторых, это понимание экосистемы работы с большими данными. В-третьих, это погружение в мир data инженера, понимание алгоритмов оптимизации хранилища данных.
— Сколько госслужащих приехали на обучение в этом году? Из каких городов?
Артур Нагапетян: По итогам обучения у нас зарегистрировано около 400 человек. Среди участников госслужащие с Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, в чьи задачи входит работа с большим объемом данных.
— Как составляется программа обучения? Это образовательный стандарт или университет сам разрабатывает программу под решение необходимых задач в цифровой трансформации региона?
Артур Нагапетян:К сожалению, на текущий момент как такового стандарта нет. Есть отдельные блоки, а целостной верифицированной системы нет. У нас была сложная задача, потому что к нам приехало большое количество экспертов со всей России. Самый ТОП, известные фамилии. Необходимо было построить программу так, чтобы все коллеги были в общем знаменателе.
У всех свой стиль, понимание, опыт, но важно, чтобы все находились в единых рамках. Это была командная работа над формированием программы. Ядро было сформировано в ДВФУ, нашими экспертами. Дальше мы просто верифицировали программу с ключевыми спикерами, экспертами, ректорами. Все их предложения были учтены. Мы постарались, чтобы программа была максимально целостной. Но главная цель – участники обучения должны максимально много унести с собой.
Например, есть такая проблема: в Приморье порядка 30 тысяч инвалидов. Из них трудоустроены порядка 8 тысяч. По статистическим опросам около 5 тысяч в поиске работы. С другой стороны, государство компании выделять рабочие места под инвалидов. Удивительная вещь. Мы учим коллег формировать противоречия. Пока нет противоречия, нет и проблемы. А вот здесь противоречие явно есть. Есть 5 тысяч инвалидов, которые точно хотят работать, есть 1200 специально для них отобранных и подобранных мест. Но заняты только 30 из них. К нам приезжают коллеги, которые отвечают за то, чтобы эти места были заняты. И по факту мы видим картину, когда и инвалиды не работают, и места, подготовленные специально для них, не заняты. Противоречие. И мы ведем коллег к тому, что использование данных, их сбор и принятие решения на них основе могут в разы повысить эффективность и обоснованность принимаемых решений.
Мы ставим гипотезы, чтобы понять, почему это происходит. Оказывается, что эти 1200 мест раскиданы по всему Приморскому краю. И зачастую, места, выделенные под определенные категории инвалидов, не соответствуют возможностям инвалидов, которые там есть. Эту проблему может решить управление на основе данных. Сервис, который эти данные в реальном времени собирает, обрабатывает, оптимизирует.
Здесь мы и учим формировать противоречия, ставить гипотезы, проверять их и на основе этого принимать управленческие решения.
Преподаватель Школы экономики и менеджмента ДВФУ Артур Нагапетян. Фото: ИА PrimaMedia
— В программе обучения CDO присутствуют очень интересные форматы лекций. Например, лекции в формате Datastorytelling, визионерская лекция. Что это за форматы?
Артур Нагапетян: Datastorytelling — это реальные кейсы. Эксперты показывают, как работают механизмы. Визионерские лекции — философский формат, где эксперты показывают свое образное видение и будущее. Отвечают на вопрос, куда все это ведет и зачем это нужно. Самое главное в визионерских лекциях — это вдохновение.
— Что участники программы получают по итогам обучения?
Артур Нагапетян: Самое главное, это изменение мышления. Предполагается, коллеги уйдут от нас с пониманием информационного продукта, который использует данные и решает проблемы. Это важно. В процессе обучения участники делятся на группы и работают над проектами. Также предполагается постпроектное сопровождение. Когда коллеги от нас уйдут, мы их некоторое время не будем отпускать. Будем помогать готовить их проекты на конкурс грантов, чтобы они могли получить финансирование. С другой стороны мы ожидаем, что часть коллег либо к нам вернутся, чтобы более подробно обучиться, либо направят к нам своих сотрудников. Ключевое — это понимание, что есть параллельный мир, где можно все гораздо эффективнее сделать. Дальше все вместе будем двигаться туда.