читательский дневник миф олимп
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
Содержание
суббота, 22 сентября 2018 г.
Древнегреческий миф «Рождение Зевса»
Древнегреческий миф «Рождение Зевса»
Читайте продолжение истории в мифе «Зевс владыка богов»
Главные герои сказки «Рождение Зевса» и их характеристика
Чему учит сказка «Рождение Зевса»
Сказка учит любить своих детей и заботиться о них. Учит почитать своих родителей и заботиться о них. Учит быть предусмотрительным и осторожным. Учит не бояться будущего, а жить настоящим.
Отзыв на сказку «Рождение Зевса»
В этом мифе рассказывается. как спасся будущий олимпийский бог Зевс, как он рос на острове Крит, спрятанный от своего отца Крона. Мне не нравился обычай плохо относиться к своим детям, принятый в Греции. То Уран детей запихивал в землю, то Крон их поедал. Вот за эту жестокость к детям их и свергли.
Пословицы к сказке «Рождение Зевса»
Рожденный ползать летать не сможет.
Отец рыбак, и дети в воду глядят.
Не съел дед отца, не съест отец и тебя молодца.
Яблоко от яблони не далеко падает.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Рождение Зевса»:
Древнегреческий бог Крон боялся, что настанет момент, когда его собственные дети восстанут против него, точно также как он когда-то восстал против отца своего Урана. А потому повелел Крон приносить ему детей сразу после рождения, и проглатывал их одного за другим.
Его жена, богиня Рея была в ужасе и, когда Крон проглотил пятерых детей, решила спасти шестого.
Уран и Гея, отец и мать Реи, посоветовали ей отправиться на остров Крит и там спрятать новорожденного Зевса. Рея так и поступила, она отправилась на Крит, родила в пещере Зевса, а Крону дала завернутый в пеленки камень и тот проглотил его, думая, что это его сын.
Между тем, Зевс рос на Крите. За ним ухаживали нимфы Адрастея и Идея, которые кормили молодого бога молоком волшебной козы Амелфеи. Пчелы приносили Зевсу мед, а воины куреты гремели мечами и щитами всякий раз, когда маленький Зевс начинал рыдать. И тогда его плач не слышал бог Крон.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Рождение Зевса»
Анализ произведения «Олимп» Николая Альбертовича Куна
Автором мифа «Олимп» является Николай Альбертович Кун
1.Тема произведения Античный мир. Боги Олимпа 2.Идея произведения
Автор мифа хочет нам рассказать о происхождении мира или о том, как его создали сверхприродные существа — боги. В образе богов были люди, каждый из них был наделен определенными качествами: огромной физической силой, удивительной красотой, но во многом боги, ничем не отличаются от простых людей: они так же любят, страдают, веселятся, враждуют между собой, едят и пьют. 3.Система худ.образов В этом мифе главные действующие лица :
Зевс – бог грома и молний.
Златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой – бог света – солнца, Артемида – богиня луны.
Златая Афродита – богиня красоты и любви.
Могучая дочь Зевса Афина – богиня мудрости.
Три прекрасные оры – хранительницы входа на Олимп.
Сын Зевса Гефест – бог – кузнец, строитель золотых домов для богов.
Богиня мира Эйрена – находится у трона Зевса.
Крылатая богиня Ника – богиня победы.
Дочь Зевса, юная Геба – пирует рядом с Зевсом.
Сын царя Трои Ганимед – любимец Зевса, получивший от него бессмертие.
Прекрасные хариты и музы – музыканты и танцоры, боги красоты и счастья.
Богиня Фемида – богиня правосудия.
Богиня Дике – богиня, наблюдающая за правосудием.
Мойры (Клото, Лахесис, Атропос) – Клото – определяет срок жизни, Лахесис – определяет жребий, Атропос – следит, чтобы судьба исполнилась.
Тюхе – богиня счастливой судьбы.
Все герои являются положительными персонажами, так как в руках богов вся жизнь, все вместе они определяют судьбу мира и людей.
Раскинулось небо – метафора
Льется свет – олицетворение
Радостное лето – олицетворение
Счастье-несчастье, добро и зло – антонимы
Подымутся волосы, глаза загорятся – олицетворение.
5.Познавательное значение
Детям рассказывается, что Гора Олимп – это не миф, а реально существующий горный массив на северо-востоке страны. Знакомятся с различными Богами и их способностями. Из мифов учащиеся узнали не только о происхождении мира,
животных, растений и человека, но и о важнейших событиях, вслед за которыми человек стал тем, кем является в настоящее время.
6.Воспитательное значение
Мифы Древней Греции играют значительную роль в воспитании детей, и помогают воспитывать школьников на моральных и героических примерах. Мудрые и простые поступки героев являются образцовым примером активной и правильной человеческой жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Автор в друзьях: 1
У автора в друзьях: 8
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Аполлон и музы, Народные и древнерусские произведения
Краткое содержание, краткий пересказ
Народное — Аполлон и музы
Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес (12) о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита (13), Арес с Гермесом (14) — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида (15). Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.
(1) Аполлон — один из древнейших богов Греции, покровитель искусства, поэзии и музыки. Поэтому и в Москве, на здании Большого Академического театра стоит статуя Аполлона с лирой в руке, едущего на колеснице.
(2) Геликон — гора в Средней Греции, на которой, по представлениям греков, обитали музы. Их иногда называли «царицами Геликона».
(3) Гиппокрена — ключ (родник) на вершине горного хребта Геликона. По преданию, появился ключ от удара копытом крылатого коня Пегаса. В переносном смысле «оседлать Пегаса» — стать поэтом.
(4) Парнас — в мифах — место обитания Аполлона и муз. В переносном смысле Парнас — сообщество поэтов.
(5) Кастальский родник (ключ) — источник на горе Парнас. В современном языке Кастальский ключ означает источник вдохновения.
(6) Мнемосина (Мнемозина) — богиня памяти.
(7) Кифара — струнный щипковый инструмент, похожий на лиру.
(8) Эпический — повествовательный.
(9) Лирика — один из трех видов литературы (эпос, лирика, драма), стихи, песни.
(10) Трагедия — драматическое произведение, часто завершающееся гибелью главного героя.
(11) Гимн — торжественная песнь.
(12) Арес (Арей) — бог войны.
(13) Афродита — богиня красоты и любви.
(14) Гермес — бог, посланник богов, покровитель торговли.
Читательский дневник Мифы древней Греции
Готовый читательский дневник Мифы древней Греции для 3 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.
Мифы древней Греции
Автор: Николай Кун
Жанр: Мифы
Главные герои:
Зевс — хозяин неба, родоначальник богов и людей.
Гера — жена Зевса, покровительница семьи.
Посейдон — царь морей.
Деметра — богиня земледелия.
Афина — богиня мудрости.
Афродита — богиня красоты.
Аполлон — бог света и музыки.
Гермес — бог торговли и вестник богов.
Гефест — покровитель огня.
Артемида — богиня охоты.
Мифы древней Греции краткое содержание для читательского дневника:
Зевс вырос и вынудил отца вернуть всех проглоченных детей, которых он призвал на борьбу с жестоким отцом. В этой десятилетней битве участвовали также циклопы и великаны. Победителем и верховным богом стал Зевс, а враги были заключены под стражу в Тартар. Посейдон получил в свое распоряжение все воды, а Аид — царство мертвых.
Мифология Греции рассказывает также о страшных мистериях Диониса, о том, как постепенно злые боги стали уступать место светлым, о боге солнца Фебе, жене Зевса, Гермесе, Афродите, Гефесте и других богах.
Красота греческих мифов, их увлекательные сюжеты, невероятные события и самые разные характеры персонажей.
Миф олимп краткое содержание для читательского дневника
Высоко на светлом Олимпе (1) царит Зевс, окруженный множеством богов. Прекрасные Оры (2) охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю.
Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло.
Когда первые навыки работы с текстом освоены и ребенок четко научился выдерживать логику пересказа, можно начать постепенное усложнение задачи. А задачу я вижу в том, чтобы научить ребенка работать с текстом на перспективу: выделять главную мысль, аргументы автора, уметь сформулировать свое отношение к обозначенной проблеме и тоже подкрепить аргументами.
Думаю, все понимают, насколько полезен такой навык не только в учебе, но и в жизни, в общении. Ведь самые главные проблемы в общении – это не только неумение услышать собеседника, но и понять его мысль. А оперировать аргументами, а не эмоциями вообще мало кто умеет, особенно, когда эти самые эмоции переполняют. В результате вместо конструктивной беседы получается разговор на тему: «сам дурак…» Ну это лирика….
В методе Монтессори есть интересное решение по началу анализа текста. Ребенку предлагается простая презентация: строится вертикальная башня из кубиков, а потом задается вопрос: «Какой кубик нужно убрать, чтобы разрушилась вся башня?» Путем нехитрых экспериментов ребенок доходит до мысли, что самым важным кубиком в постройке является самый нижний, потому что, если его выдернуть – разрушится вся конструкция. И тогда ему сообщают, что в каждом произведении есть свой главный кубик – это мысль автора, то, что он хотел сказать и без чего произведение теряет смысл. Дальше рекомендуется взять простые произведения и потренироваться. Уметь найти главную мысль – очень важно и нужно.
При работе с циклом рассказов можно применить чуть измененный принцип. К примеру, если вы хотите обогатить ваш читательский циклом «Денискины рассказы», то гораздо интереснее будет попытаться вывести общий портрет героя, не пересказывая каждое произведение, а выделив несколько основных черт характера, зафиксировать свои выводы, т.е., раскрыть ту или иную черту на примере конкретного поступка в конкретном рассказе. Также можно подать остальных персонажей, т.е., через их связь с главным героем.
А при работе с произведениями, имеющими фольклорные и мифологические корни, не авторскими, можно постараться поговорить о том, как эти произведения помогают нам узнать о жизни другого народа, его обычаях, истории, верованиях и т.п. К примеру, цикл «Подвиги Геракла» из греческой мифологии предоставляет богатейшую пищу для подобных бесед. Из описаний путешествий Геракла можно уяснить, какими видами деятельности занимались люди и как было устроено их общество. В рассказе о подземном царстве Аида воплотились не только описание многих обрядов и обычаев, но и представления древних греков о справедливости. А если взять карту и постараться найти на ней моря и острова, о которых идет речь в мифах, а потом показать репродукции картин и скульптур, изображения амфор и колонн, то подвиги аргонавтов, лира Орфея или битвы Геракла не пройдут мимо культурного сознания вашего ребенка и пробудят интерес к истории и культуре вообще. Ведь при знакомстве с мифологией других народов у него уже будет прочно заложена мысль о том, что все это очень интересно и является мостиком из прошлого к будущему. Здесь лично я вижу чудный повод рассказать об археологии, о том, как люди жили раньше и как мы можем погрузиться в прошлое, не только разглядывая черепки и украшения, но и читая о традициях народа, его мечтах и верованиях. Еще хорошо обратить внимание ребенка на связь поступков и событий. Спросить, почему те или иные события произошли с героем, почему произошло так или иначе и как сам герой на это повлиял? Попробовать привести аналогии из жизни, а потом из сказок других народов, обратить внимание на сходство ситуаций, поступков, сюжетов.
Это может стать ступенькой в эмоциональном развитии при помощи литературы, ну и, разумеется, шажком к большому литературному сочинению или экзаменационному эссе.
Дальше я хочу привести в качестве примера 2 варианта работы с произведением. Конечно, это ни в коем случае не образец читательского дневника, но написан абсолютно ребенком самостоятельно, с удовольствием, и положительную оценку педагога уже получил.
Итак, пример номер один: « Легенды и мифы Древней Греции. Дедал и Икар».
«Однажды в Афинах жил мастер Дедал. Однажды, когда художник со своими сыновьями забрался на скалу, один мальчик встал на край, подскользнулся и разбился. В этом обвинили Дедала и, чтобы избежать наказания, он сбежал на остров Крит. Там Дедал поступил на службу к царю Миносу и по его приказанию построил лабиринт, в котором потом поселился Минотавр. Мастер очень хотел вернуться на Родину, но Минос его не отпускал. Тогда Дедал смастерил себе и сыну Икару крылья, и полетел с мальчиком к себе в Афины. Крылья были сделаны из воска, перьев и крепкой нити. Они боялись воды и тепла, поэтому нельзя было подниматься слишком высоко к солнцу и опускаться слишком низко к морю. Но Икар забыл о предупреждении отца и взмыл вверх: воск растаял, как снег, и мальчик упал в море.
Мне понравился рассказ о Дедале и Икаре потому, что они первые из людей поднялись в воздух, и потому, что они сильно любили свою Родину и свой дом.»
Пример номер два: «Подвиги Геракла».
«Геракл был сыном Зевса и обычной женщины, и Зевс решил сделать своего сына героем всей Греции. Его жена Гера рассердилась и хитростью добилась того, что Геракл должен был служить царю Еврисфею. Чтобы освободиться от этой службы ему пришлось совершить 12 подвигов. Он выполнил это условие: его свершения помогли многим людям. Некоторые боги помогали ему, а некоторые вредили, в зависимости от того, с Зевсом или с Герой они дружили.
Мне понравились подвиги Геракла. Из этих рассказов я узнала, что тяжело жить чьей-то волей, а не своей жизнью. Было интересно узнать о жизни древних греков, об их обычаях, одежде, нравах и именах. Например, из рассказа «Геракл спускается в царство мертвых и побеждает Кербер» можно узнать о том, что греки верили в загробную жизнь и какой они ее себе представляли, как верили в справедливость. Мне стали понятны многие выражения, например, «сизифов труд» и «танталовы муки».
Всем родителям удачи и терпения!
Происхождение мифов Древней Греции о героях
Мифы Древней Греции о героях складывались задолго до появления писаной истории. Это предания о древнейшем быте греков, причем достоверные сведения переплетаются в сказаниях о героях с вымыслом. Воспоминания о людях, совершивших гражданские подвиги, будучи полководцами или правителями народа, рассказы об их подвигах заставляют древнегреческий народ смотреть на этих своих предков как на людей, избранных богами и даже родственных богам. В воображении народа такие люди оказываются детьми богов, вступивших в брак со смертными.
Многие знатные греческие семьи возводили свой род к божественным прародителям, которые у древних назывались героями. и их потомки считались посредниками между народом и его богами (первоначально «герой» – умерший, который может помочь или навредить живым).
В долитературный период Древней Греции повествования о подвигах, страданиях, странствованиях героев составляли устную традицию истории народа.
В соответствии со своим божественным происхождением герои мифов Древней Греции обладали силой, мужеством, красотой, мудростью. Но в отличие от богов герои были смертными, за исключением немногих, возвысившихся до уровня божеств (Геракл, Кастор, Полидевк и др.).
В древнейшие времена Греции считалось, что загробная жизнь героев ничем не отличается от загробной жизни простых смертных. Только немногие любимцы богов переселяются на острова блаженных. Позже греческие мифы стали говорить, что все герои наслаждаются благами «золотого века» под покровительством Кроноса и что дух их незримо присутствует на земле, защищая людей, отвращая от них бедствия. Эти представления вызвали к жизни культ героев. Появились жертвенники и даже храмы героев; объектом культа стали их гробницы.
Среди героев мифов Древней Греции встречаются имена богов крито-микенской эпохи, вытесненных олимпийской религией (Агамемнон, Елена и др.).
Древняя Греция. Герои мифов и легенд. Видеофильм
Прометей
Прометей. Картина Г. Моро, 1868
Излагая мифическую традицию Древней Греции, Гесиод рассказывает, что со временем люди становились все заносчивее, все меньше и меньше почитали богов. Тогда Зевс решил послать им испытания, которые заставили бы их вспомнить о богах. По повелению Зевса создал из глины женскую статую необычайной красоты и оживил ее. Каждый из богов дал этой женщине какой-нибудь дар, увеличивающий ее привлекательность. Афродита наделила ее обаянием, Афина – мастерством рукоделия, Гермес – лукавством и вкрадчивой речью. Пандорой («всеми одаренной») назвали боги женщину и отправили ее на землю к Эпиметею, брату Прометея. Как ни предостерегал Прометей брата, Эпиметей, прельстившись красотой Пандоры, женился на ней. Пандора принесла в дом Эпиметея в качестве приданого большой закрытый сосуд, подаренный ей богами, но ей запрещено было в него заглядывать. Однажды, терзаемая любопытством, Пандора открыла сосуд, и оттуда вылетели все болезни и бедствия, которые терпит человечество. Испуганная Пандора захлопнула крышку сосуда: в нем осталась только надежда, которая могла бы служить людям утешением в бедствиях.
Девкалион и Пирра
Шло время, человечество училось преодолевать враждебные силы природы, но вместе с тем оно, по греческим мифам, все больше отворачивалось от богов, становилось все более самонадеянным и нечестивым. Тогда Зевс послал на землю потоп, после которого остались в живых лишь сын Прометея Девкалион и его жена Пирра, дочь Эпиметея.
Мифическим родоначальником греческих племен стал сын Девкалиона и Пирры, герой Эллин, которого иногда называют сыном Зевса (по его имени древние греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой). Его сыновья Эол и Дор сделались прародителями греческих племен – эолийцев (населявших остров Лесбос и примыкающее к нему побережье Малой Азии) и дорийцев (острова Крит, Родос и юго-восточная часть Пелопоннеса). Внуки Эллина (от третьего сына, Ксуфа) Ион и Ахей стали прародителями ионян и ахейцев, населявших восточную часть материковой Греции, Аттику, центральную часть Пелопоннеса, юго-западную часть побережья Малой Азии и часть островов Эгейского моря.
Кроме общегреческих мифов о героях существовали местные, складывавшиеся в таких областях и городах Греции, как Арголида, Коринф, Беотия, Крит, Элида, Аттика и др.
Мифы о героях Арголиды – Ио и Данаиды
Родоначальником мифических героев Арголиды (страны, расположенной на полуострове Пелопоннес) являлся речной бог Инах, отец Ио, возлюбленной Зевса, о которой говорилось выше, в рассказе о Гермесе. После того как Гермес освободил ее от Аргуса, Ио скиталась по всей Греции, спасаясь от насланного овода, и только в Египте (в эпоху Ио отождествлялась с египетской богиней Исидой) вновь обрела человеческий облик и родила сына Эпафа, к потомству которого принадлежат братья Египт и Данай, владевшие африканскими землями Египтом и находящейся к западу от Египта Ливией.
Герои Древней Греции – Персей
Подробнее см. в отдельной статье:
Что касается Линкея и Гипермнестры, то произошедшее от них потомство героев было особенно знаменито в мифах Древней Греции. Их внуку, Акрисию, было предсказано, что его дочь Даная родит сына, который погубит своего деда, Акрисия. Поэтому отец запер Данаю в подземном гроте, но Зевс, полюбивший ее, проник в подземелье в виде золотого дождя, и.
Персей спасает Андромеду от морского чудовища. Древнегреческая амфора
Уже, подтвердив таким образом пророчество.
Из потомков героя Персея в греческих мифах особенно известен Амфитрион, женившийся на Алкмене. От связи Алкмены с Зевсом родился Геракл, о котором будет рассказано позже.
Героические мифы Коринфа – Сизиф и Беллерофонт
Из героев Коринфа в мифах наиболее известны и его внук. Сизиф был наказан вечными муками в Тартаре за то, что рассказал Асопу о тайной связи Зевса с его женой Эгиной. В мифах указываются и другие причины наказания Сизифа.
Наказание Сизифа. Картина Тициана, 1547-1548
Герой Беллерофонт и Пегас. Рельеф Ю. Трошеля, 1840-1850
Герой Кадм убивает дракона. Картина Х. Гольциуса. Конец XVI или начало XVII века
Зет и Амфион
На празднике Диониса Антиопа и Дирка снова встретились, и Дирка решила предать Антиопу ужасной казни как свою беглую рабыню. Она приказала Зету и Амфиону привязать Антиопу к рогам дикого быка, чтобы он растерзал ее. Но, узнав от старого пастуха, что Аитиопа их мать, и услышав о перенесенных ею издевательствах со стороны царицы, близнецы-герои сделали с Диркой то, что она хотела сделать с Антиопой. После смерти Дирка превратилась в источник, названный ее именем.
Римский поэт рассказывает этот древнегреческий миф несколько по-иному. Герои Зет и Амфион отомстили за мать также и Лику: они убили его и завладели властью над Фивами. Став царями Фив, братья решили укрепить свой город. Лишь высокая Кадмея, крепость Фив, построенная Кадмом, была защищена стенами, весь же остальной город был беззащитен. Зет и Амфион построили стены вокруг нижней части города. Под звуки кифары, которую подарил Амфиону бог Гермес, камни сами передвигались и складывались в стену.
После смерти мифические герои Зет и Амфион стали объектами культа как покровители Фив.
Миф об Эдипе
Подойдя к Фивам, продолжает миф об Эдипе, герой повстречался с чудовищем Сфинксом (полуженщинои-полульвом), которое всем, проходящим мимо него, задавало загадку. Человек, не сумевший разгадать загадку Сфинкса, тут же погибал. Эдип разгадал загадку, и Сфинкс сам бросился в пропасть. Фиванские граждане, благодарные Эдипу за избавление от Сфинкса, женили его на вдовой царице Иокасте, и, таким образом, свершилась вторая часть оракула: Эдип сделался царем Фив и мужем своей матери.
О том, как Эдип узнал о случившемся и что за этим последовало, рассказывается в.
Мифы о героях Крита
На Крите от союза Зевса с Европой родился герой Минос, прославившийся мудрым законодательством и правосудием, за что после смерти он стал наряду с Эаком и Радамантом (своим братом) одним из судей в царстве Аида.
Миф о Пелопсе
Пелопс увозит Гипподамию
Атрей и Атриды
После смерти Атрея аргосским царем стал его сын Агамемнон. Менелай же, вступив в брак с Еленой, получил во владение Спарту.
Мифы о подвигах Геракла
Геракл (в Риме – Геркулес) – в мифах Древней Греции один из любимейших героев.
Родителями героя Геракла были Зевс и Алкмена, супруга царя Амфитриона. Амфитрион же – внук Персея и сын Алкея, поэтому Геракла называют Алкидом.
По древнегреческим мифам, Зевс, предвидя, поклялся, что тот, кто родится в назначенный им день, будет владеть окрестными народами. Узнав об этом и о связи Зевса с Алкменой, жена Зевса Гера задержала роды Алкмены и ускорила рождение Еврисфея, сына Сфенела. Тогда Зевс решил дать своему сыну бессмертие. По его повелению Гермес принес Гере младенца Геракла, не сказав ей, кто это. Восхищенная красотой ребенка, Гера поднесла его к груди, но, узнав, кого она кормит, богиня оторвала его от груди и отбросила в сторону. Брызнувшее из ее груди молоко образовало на небе Млечный Путь, а будущий герой обрел бессмертие: нескольких капель божественного напитка было для этого достаточно.
Узнав от оракула Аполлона, что ему суждено двенадцать лет служить Еврисфею, Геракл пришел в Тиринф, которым правил Еврисфей, и, следуя его приказам, совершил 12 подвигов.
Вот, описанные в мифах Древней Греции о героях:
Бой Геракла с лернейской гидрой. Аттическая амфора второй половины VI в. до Р. Х.
Третий подвиг – получив приказание прогнать Стимфалид, хищных птиц с медными клювами и когтями, убивших множество людей и животных, Геракл вспугнул их звуками тимпанов и, когда они поднялись в воздух, перестрелял их;
Четвертый подвиг – герой принес Еврисфею керинейскую лань с золотыми рогами и медными ногами, посвященную Артемиде. Быстрее ветра бегала эта лань, Геракл довел ее до изнеможения неутомимым преследованием и принес живой в Микены;
Пятый подвиг – Геракл принес на плечах царю эриманфского кабана, наводившего ужас на всю Фессалию; по пути древнегреческому герою пришлось выдержать битву с кентаврами (лесные или горные демоны, полулюди, полукони), в которой погибли дружественные ему кентавры Хирон и Фол;
Шестой подвиг – перегородив плотиной реку Алфей, герой пустил ее воды в скотный двор царя Авгия и так промыл стойла, не очищавшиеся 30 лет;
Седьмой подвиг – Геракл укротил свирепого быка, опустошавшего пастбища на Крите;
Восьмой подвиг – герой пригнал к Еврисфею коней фракийского царя Диомеда, который кормил их человеческим мясом, а самого Диомеда убил;
Девятый подвиг – получив приказание добыть пояс Ипполиты, царицы амазонок, Геракл отправился в Скифию, сразился с амазонками, победил их, снял пояс с Ипполиты и поднес его дочери Еврисфея; по другой версии мифа Ипполита сама отдала ему свой пояс;
Одиннадцатый подвиг – проникнув в царство Аида, Геракл с помощью Тесея скрутил пса Цербера, многоглавого и многоголосого стража преисподней (по позднейшему представлению трехглавого), со змеями на шее и на хвосте. Герой привел его на землю, а затем, по приказу Еврисфея, отвел пса на прежнее место;
После смерти, когда Гера примирилась с ним, Геракл в древнегреческих мифах приобщился к сонму богов, став супругом вечно юной Гебы.
Главный герой мифов, Геракл почитался в Древней Греции повсеместно, но более всего в Аргосе и в Фивах.
Тесей и Афины
В же более всех других древнегреческих героев почитали. Отец Тесея, афинский царь Эгей, был потомком Эрехтея, имевшего общий храм с Афиной. Мать Тесея Этра была внучкой Пелопса, дочерью трезенского царя Питфея. Тесей воспитывался в Трезене, у своего деда. Еще до рождения Тесея Эгей уехал из Трезена, спрятав под большим камнем свой меч и сандалии. Он сказал Этре, что если сын, возмужав, сможет отвалить камень, то пусть возьмет спрятанное и направляется к нему.
Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе
По мифам Древней Греции, Ариадна не пожелала расстаться с Тесеем и отправилась вместе с ним в Аттику, но он не хотел привозить на родину иноземную жену и оставил Ариадну на острове Наксос, где ее нашел бог Дионис, сделавший Ариадну своей жрицей и супругой. По другой версии мифа Ариадна умерла на Наксосе от родов; существуют и другие рассказы о судьбе Ариадны.
В Афинах с нетерпением ждали возвращения Тесея. Корабль отправился на Крит под траурными черными парусами, и Тесей обещал сменить их на белые, если поход окажется удачным. Но в радости от победы над Минотавром герой забыл поменять паруса, и, когда корабль приблизился к берегу Аттики, Эгей, увидев черные паруса, в отчаянии бросился в море, которое с тех пор называется Эгейским.
В мифах Древней Греции о героях Тесей считается другом Геракла, он сопровождал его в походе на амазонок. Другого своего друга, героя, влюбленного в Персефону, Тесей, где Пирифой, задумавший похитить Персефону, остался навсегда, а Тесей был освобожден Гераклом.
Тесей долго и мудро царствовал в Афинах. Первой женой этого древнегреческого героя была амазонка Ипполита (по другим мифам Антиопа), второй – Федра, известная преступной любовью к своему пасынку (см. трагедии и Сенеки «Федра»).
В древних Афинах герою Тесею был посвящен храм и ежегодный праздник. Считалось, что Афины были возвеличены им так, что сделались первостепенным городом, а разрозненные греческие общины соединены в одну могучую страну – Аттику.
Мелеагр и охота на Калидонского вепря
Миф об охоте на Калидонского вепря относят к общегреческим, потому что в этой охоте приняли участие герои из Афин, Спарты, Мессении, Феры, Аркадии и Фессалии. Но во главе охоты стоял герой Мелеагр, сын калидонского царя.
Когда Мелеагр родился, предсказали, что он будет жить, пока не сгорит головня, которая в это время находилась в очаге. Тотчас же мать Мелеагра Алфея выхватила головню из огня, погасила и спрятала.
Ясон, аргонавты и золотое руно
К общегреческим мифам о героях относится и (буквально – «мореходов на корабле Арго»).
Героем этого сказания Древней Греции является сын фессалийского царя Эсона Ясон. По версии мифа, изложенной Аполлодором, младший брат его отца Пелий отнял у Эсона власть и жестоко преследовал его родственников; Ясона спасли друзья отца; он воспитывался у кентавра Хирона. Однажды герой Ясон в числе других был приглашен Пелием в Иолк (город в Фессалии) на праздник Посейдона. Ясон явился в город в одной сандалии, так как другую потерял при переходе через реку. Увидев гостя, Пелий вспомнил, что по предсказанию он потеряет власть из-за человека в одной сандалии. Он тотчас подошел к Ясону и спросил: «Как бы ты, имея власть, поступил с человеком, который по предсказанию должен быть твоим убийцей?» «Я бы приказал ему принести золотое руно»,– ответил Ясон, и за золотым руном.
Золотое руно – шерсть златорунного барана – находилось, согласно мифам Древней Греции, в роще Ареса в Колхиде (в прибрежном районе нынешней Грузии), куда направились из Беотии, спасаясь от преследования мачехи. Брат и сестра летели на золоторунном баране, которого прислала из подземного царства их мать. Фрикс благополучно добрался до Колхиды, а Гелла упала в воду Дарданелльского пролива, за что древние называли его Геллеспонтом («морем Геллы»). Принеся в жертву Зевсу своего барана, Фрикс повесил его шкуру в роще Ареса.
Герой Ясон призвал на помощь Арга, сына Фрикса, и тот построил для плавания за золотым руном под руководством богини Афины огромный по тем временам пятидесятивесельный корабль, названный в честь строителя «Арго».
Сбор аргонавтов. Аттический кратер середины V в. до Р. Х.
Мифы Древней Греции о героях живописуют многочисленные приключения аргонавтов по пути в Колхиду за золотым руном. Одно из самых значительных среди них – встреча во Фракии со слепым прорицателем, жестоко наказанным богами за то, что он злоупотреблял даром прорицания, полученным от Аполлона, и открывал людям тайны Зевса. Он вечно страдал от голода, так как насланные на него Гарпии, полудевы-полуптицы, пожирали его пищу или покрывали ее нечистотами. Аргонавты прогнали Гарпий, и за это Финей научил героев, как безопасно проплыть между Симплегадскими скалами, которые смыкались всякий раз, когда судно проплывало или птица пролетала между ними. По предсказанию, должны были стать неподвижными, если между ними проплывет корабль. Аргонавты пустили впереди себя дикого голубя, скалы сомкнулись, успев отсечь только кончик хвоста голубя. Подождав, когда скалы разойдутся вновь, аргонавты, поддерживаемые богиней Герой, быстро проплыли между ними, так что пострадала только часть кормы корабля, и Симплегады навеки остались сомкнуты.
В Колхиде в то время царствовал обладатель золотого руна Эет, сын Гелиоса. Его дочь, героиня. Мифы Древней Греции описывают, как Медея помогла Ясону добыть золотое руно: запрячь огнедышащих медноногих быков с железными копытами, распахать поле, посвященное Аресу, железным плугом; засеять поле зубами дракона, из которых выросли воины в полном вооружении, перебить этих воинов. После этого, усыпив волшебным зельем дракона, охранявшего золотое руно, Медея и вместе с Ясоном на корабле Арго покинула берег Колхиды.
По возвращении в Иолк герой Ясон при содействии Медеи отомстил Пелию, за время его отсутствия погубившему его родителей: по совету Медеи, обещавшей вернуть Пелию молодость, дочери его.
По древнегреческому мифу, Ясон и Медея за это преступление были изгнаны из Иолка и десять лет прожили в Коринфе. Но, когда царь Коринфа изъявил согласие выдать за Ясона свою дочь Главку (по другой версии мифа Креусу), Ясон покинул Медею и вступил в новый брак.
После событий, о которых рассказано в трагедиях Еврипида и Сенеки, Медея прожила некоторое время в Афинах, затем она возвратилась на родину, где вернула власть своему отцу, убив его брата, узурпатора Перса. Ясон же однажды проходил через Истм мимо того места, где стоял корабль «Арго», посвященный. Усталый, прилег он в тени «Арго» под его кормой отдохнуть и заснул. Когда Ясон спал, обрушилась корма пришедшего в ветхость «Арго» и похоронила под своими обломками героя Ясона.
Поход Семерых против Фив
К концу героического периода мифы Древней Греции приурочивают два величайших цикла мифов: фиванский и троянский. В основе обоих преданий лежат исторические факты, расцвеченные мифическим вымыслом.
Первые удивительные события в доме фиванских царей были уже изложены – это мифическая история и его дочерей и трагическая история. После добровольного изгнания Эдипа сыновья его Этеокл и Полиник остались в Фивах, где до наступления их совершеннолетия правил Креонт, брат Иокасты. Став взрослыми, братья решили царствовать поочередно, по одному году. Первым на престол вступил Этеокл, но по истечении срока он не передал власти Полинику.
Между тем, продолжает древнегреческий миф, войско семерых героев подошло к Фивам. К Этеоклу был отправлен Тидей, сделавший попытку мирным путем погасить конфликт между братьями. Не вняв голосу разума, Этеокл заключил Тидея в темницу. Однако герой перебил свою стражу из 50 человек (только один из них спасся) и вернулся к своему войску. Семь героев расположились, каждый со своими воинами, у семи фиванских ворот. Начались сражения. Нападающим вначале сопутствовала удача; доблестный аргивянин Капаней уже взобрался на городскую стену, но в этот момент его поразила молния Зевса.
Эпизод штурма Фив Семерыми: Капаней влезает по лестнице на городские стены. Античная амфора, ок. 340 до Р. Х.
Осаждавших героев охватило смятение. Фиванцы, ободренные знамением, бросились в атаку. Согласно мифам Древней Греции, Этеокл вступил в поединок с Полиником, но, хотя оба они были смертельно ранены и погибли, фиванцы не потеряли присутствия духа и продолжали наступать, пока не рассеяли войска семи полководцев, из которых в живых остался только Адраст. Власть в Фивах перешла к Креонту, который считал Полиника изменником и запретил предавать его тело погребению.
Миф, повествующий о борьбе за власть Этеокла и Полиника, о походе семи полководцев на Фивы и о судьбе братьев, положен в основу трагедий, Еврипида и Сенеки «».
Спустя десять лет после неудачного похода семи полководцев против Фив, сыновья потерпевших поражение героев предприняли новый поход против Фив, чтобы отомстить за своих отцов. Этот поход известен под именем похода эпигонов (потомков). На этот раз благоволение богов сопутствовало нападающим, и Фивы были разрушены до основания.
Троянская война – краткий пересказ
В это самое время Зевсу стало известно, что ему нельзя вступать в любовный союз с морской богиней Фетидой, так как от этого союза может родиться сын, который могуществом превзойдет своего отца. На совете богов было принято решение выдать Фетиду замуж за смертного. Выбор богов пал на царя фессалийского города Фтии Пелея, известного своим благочестием.
По мифам Древней Греции, на свадьбу Пелея и Фетиды собрались все боги, кроме богини раздора Эриды, которую забыли пригласить. Эрида отомстила за пренебрежение тем, что во время пира подбросила на стол золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», из-за которого немедленно разгорелся спор между тремя богинями: Герой, Афиной и. Чтобы разрешить этот спор, Зевс послал богинь на Иду к Парису. Каждая из них тайно пыталась склонить его на свою сторону: Гера обещала ему власть и могущество, Афина – военную славу, а Афродита – обладание прекраснейшей из женщин. Парис присудил Афродите, за что Гера и Афина навсегда возненавидели и его самого, и его родной.
Афродита, выполняя свое обещание, повелела Парису снарядить корабль и отправиться в Грецию к царю греческой Спарты, герою Менелаю.
Леда. Работа, условно приписываемая Леонардо да Винчи, 1508-1515
Менелай встретил троянца Париса радушно, но Парис, охваченный страстью к его жене Елене, употребил во зло доверие гостеприимного хозяина: обольстив Елену и похитив часть сокровищ Менелая, он тайно, ночью сел на корабль и отплыл в Трою вместе с, увозя и богатства царя.
Похищение Елены. Краснофигурная аттическая амфора конца VI в. до Р. Х.
Вся Древняя Греция была оскорблена поступком троянского царевича. Выполняя данную Тиндарею клятву, все герои – бывшие женихи Елены – собрались со своими войсками в гавани, портовом городе, откуда под командованием аргосского царя Агамемнона, брата Менелая, отправились в поход против Трои – Троянскую войну.
Лаокоон с сыновьями. Скульптура
В смерти Лаокоона и его сыновей троянцы усмотрели проявление недовольства богов словами Лаокоона и ввели коня в город, для чего понадобилось разобрать часть троянской стены. Весь остаток дня троянцы пировали и веселились, празднуя прекращение десятилетней осады города. Когда же город погрузился в сон, греческие герои вышли из деревянного коня; к этому времени греческое войско по сигнальному огню Синона сошло с кораблей на берег и ворвалось в город. Началось невиданное кровопролитие. Греки, напали на спящих, перебили мужчин, а женщин обратили в рабство.
В эту ночь, согласно мифам Древней Греции, погиб старец Приам, убитый рукой, сына Ахилла. Был сброшен греками с троянской стены маленький Астианакс, сын Гектора, предводителя троянского войска: греки боялись, что он будет мстить им за своих родных, когда станет взрослым. Парис был ранен отравленной стрелой Филоктета и умер от этой раны. Храбрейший из греческих воинов Ахилл погиб еще до взятия Трои от руки Париса. Только, сын Афродиты и Анхиса, спасся на горе Иде, унеся на плечах и престарелого отца. С Энеем ушел из города и сын его Асканий. После окончания похода Менелай возвратился с Еленой в Спарту, изменившей ему с его двоюродным братом Эгисфом. Неоптолем вернулся во Фтию, увозя в качестве пленницы.
Так закончилась Троянская война. После неё герои Греции испытали невиданные труды по пути в Элладу. Дольше всех не мог вернуться на родину Одиссей. Ему пришлось пережить множество приключений, и его возвращение затянулось на десять лет, так как его преследовал гнев Посейдона, отца циклопа Полифема, ослепленного Одиссеем. Повесть о странствиях этого многострадального героя составляет.
Спасшийся из Трои Эней тоже претерпел много бедствий и приключений в своих морских странствиях, пока не достиг берегов Италии. Его потомки стали потом основателями Рима. История Энея легла в основу сюжета героической поэмы «»
Мы кратко охарактеризовали здесь только главные фигуры мифов Древней Греции о героях и кратко изложили наиболее популярные легенды.