Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов
Родителей всегда волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»
Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»
Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.
* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)
* Младшая группа – вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»
* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.
С чего начать?
Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.
1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.
2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.
3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?
4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.
5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)
6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)
7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.
8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.
9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.
10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.
Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.
Начинаем обучение:
Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.
Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.
А – первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.
С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.
Сначала 3–5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.
«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»
Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?
Азбука в стихах «Веселый зоопарк»
Дидактические игры:
Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).
АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.
Теперь начинаем изучать согласные
(М Ш Б В Г Д Ж К Л Н П Р С Т) и составляем с ними таблицы скорочтения (первая крупным шрифтом, следующие уменьшаем постепенно). Читаем, используя приём «Эхо», читаете сами по 5 слогов, ребёнок повторяет.
Приклеиваем такие же слоги на отдельные картонки и играем в «Прятки». Прячете карточки по комнате, так, чтобы легко было найти. Когда ребёнок нашёл карточку, он должен прочитать слог или слово, вернее, это получается повтор наизусть, слоги запоминаются зрительно. Ищете по очереди, то вы, то ребёнок. Это помогает в игре повторить слоги несколько раз и вселяет в него уверенность, что он может читать.
Таблица 1.
ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).
После медленного усвоения переходим к игре: «Финиш». Кто прочитает быстрее. Если интерес к чтению не проявляется, то подключите игрушки, читайте за кукол, мишек, играйте в школу.
Таблица 2.
мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата
Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)
ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги
Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я ( произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)
му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня
Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)
за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка
Таблица 6. (Учимся читать слова с закрытым слогом)
он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил
Если у вас есть разрезная азбука букв или набор пластмассовых, деревянных букв без картинок, то можно закреплять изученные слоги и слова в игре «Наборщик». Называете слово, ребёнок складывает его из букв и читает, но нельзя при наборе вслух произносить побуквенно, пусть без вашей помощи соберёт слово целиком. Когда научится бегло читать, то в эту игру играют по другому: выкладывают большое слово, например, первоклассница, и из его букв придумывают новые слова (перо, класс, кол, сон, нос и т.д.)
«Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два.
А потом сложить их снова,
Станут новые слова.»
«Дело было в воскресенье
У слона на день рожденья.
Гости пели, веселились
И на части развалились.
Из слогов собрать гостей».
Игра «Слово в слове». (Отыщите другие слова в большом слове)
Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).
Игра «Перевёртыши». (анаграммы), (составьте слово наоборот).
Нос – сон, кот – ток, кит – тик, насос – сосна, мала – лама, лом – мол, налим – лиман, вол-лов, лес – сел.
Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).
Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези) Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С Б ___К Л_____К М____Л В______Л Б ___К Л_____К М____Л бак лак мал сок вал нос бок лук мол сук вол нёс бук лес мул выл бык лис мыл
Лишнее слово (Прочитать, назвать лишнее слово, объяснить, почему)
Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.
Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.
Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.
Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.
Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.
Поймите, что если ребёнок начинает отставать в первом классе, то он становится «изгоем» на всю жизнь и до окончания школы учёба превращается в муку для него и вас. Судьба вашего ребёнка в ваших руках, помогите ему освоиться в этом сложном мире знаний.
20 конспектов по обучению грамоте (чтение и письмо) в 1 классе.
Обучение проходит с использованием комплекта учебников «Школа России»:
Русская азбука: учеб. для 1 кл. В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В.Д. Берестов. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
Илюхина В.А. Чудо-прописи 1,2,3,4,ч. для 1 класса начальной школы под ред. В.Г. Горецкого. – М.: «Просвещение», 2006.
В конспектах последовательно отражены спаренные уроки обучения грамоте (интеграция двух уроков – чтения и письма) в букварный период (второй период).
Надеюсь, что система представленных уроков станет понятнее, если раскрыть несколько секретов, от которых зависят плодотворность, успех процесса обучения первоклассников чтению и письму.
1.Настрой на урок. Учитель должен заряжать детей оптимизмом, жизнелюбием, любознательностью.
Высокий темп ведения урока способствует быстрой смене видов деятельности, что тормозит процесс учащихся на уроке. Усталости учащихся также препятствует использование физминуток, пальчиковой гимнастики, разминок для глаз с привлечением тренажёра Базарного; проведения «звуковых эстафет» (подробно см. в уроках 3-4).
3. Сотрудничество учителя и учеников. Это, пожалуй, главный секрет, позволяющий успешно строить учебный процесс, удерживать внимание учащихся на уроке. С этой целью использую старый добрый метод, который в наши дни получил название «сказкотерапия». Сказкотерапия – это одно из направлений психотерапии, без знания которой в наше время, где царят отношения непонимания, злобы и жестокости, работать с детьми просто невозможно (именно по этой причине в настоящее время обучаюсь в педагогическом университете на психолого-педагогическом факультете). Использование в учебном процессе сказкотерапии, библиотерапии, игровой терапии позволяет ребёнку поверить в самого себя, в свои силы и возможности (не случайно эти методы используют при лечении заикания, с их помощью побеждают недуг).
Я уверена, что в наши дни истинный учитель (тот, кто любит жить, старается найти способы, с помощью которых он мог бы помочь подрастающему поколению стать раскрепощённым и счастливым) должен быть хорошим психотерапевтом и психологом.
«Психотерапия – не свод догм и правил, а, прежде всего, горячее сердце и открытая душа, это поиск самого себя и самореализация, а они – самый верный путь к тому, чтобы способствовать реализации окружающих» (К. Мустакас).
Учитель-терапевт – полноправный участник жизни, который совместно с ребёнком ищет смыслы этого мира. Необходимое условие сотрудничества (терапии отношений) – уважение к уникальной природе ребёнка. Слово «терапия» произошло от греческого «служитель». И глагол здесь – «ждать». Учитель-терапевт ждёт, пока ребёнок придёт в согласие с самим собой.
Ребёнок должен ощущать тёплую, человеческую эмпатию взрослого, знать, что взрослый доверяет ему и верит в него, лишь в этом случае ребёнок обретает контроль над самим собой, он находит своё собственное «я».
4. Эмоциональный климат классной комнаты. Это имеет для ребёнка чрезвычайно важное значение, т. к. классная комната становится его местом, он ощущает свою причастность. Здесь должна царить атмосфера гармонии, покоя и значимости.
5. Определение ограничений. Это один из важных аспектов в становлении отношений сотрудничества, определяющий границы отношений, вырабатывающий ответственность ребёнка по отношению к самому себе и к окружающим. При отсутствии ограничений, ребёнок пребывает в обстановке угрозы и неизвестности. Негативные чувства порождают барьер во взаимоотношениях.
6. Структура урока. Долгое время я экспериментировала в поисках целесообразных, приемлемых для каждого предмета структурных моментов урока. В результате остановилась на интегрированных комбинированных уроках, где выработалась своя определённая система. Хочу поделиться опытом проведения уроков обучения грамоте в 1 классе, для которых характерна следующая структура.
Структура уроков обучения грамоте.
5 минут «жужжащего» чтения с использованием «Практического пособия для обучения детей чтению» О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой способствуют развитию и совершенствованию навыков чтения, что в дальнейшем приводит к высоким показателям при проверке техники чтения. По окончании работы в «Пособии…» «Читательская пятиминутка» будет осуществляться путём чтения книг из классной библиотеки, которую целенаправленно создавала в течение многих лет.
3*Повторение ранее пройденного материала.
На данном этапе так же, как и на последующих, активно использую педагогическую методику Г.А. Бакулиной (см. «Начальная школа» №4 2002 г.), осуществляемую средствами субъективизации, позволяющую вести активный поиск метода решения проблемы, что способствует развитию творческого (проблемного) мышления учащихся, формированию ключевых компетентностей.
Субъективизация – качественно новый уровень вовлечённости школьника в планирование и осуществление учебного процесса, где ученику передаётся часть функций учителя,
4* Определение темы урока (методом субъективизации).
5.* Изучение нового материала.
1. Слого-звуковой анализ слов, содержащих изучаемые звуки; характеристика звуков по предложенному алгоритму.
2. «Новоселье» буквы в «Замке букв», имитирующем ленту букв, где есть красная «гостиная» (гласные буквы), сине-зелёная «гостиная» (буквы, обозначающие 2 согласных звука: твёрдый и мягкий), синяя «гостиная» (буквы, обозначающие 1 согласный звук: твёрдый), зелёная «гостиная» (буквы, обозначающие 1 согласный звук: мягкий), белая «гостиная» (ь, ъ).
3. Из истории изучаемой буквы.
4. Книжная пятиминутка.
5 минут для расширения кругозора учащихся, для знакомства с миром детской художественной литературы, со сказочными героями, литературными персонажами и их авторами.
5. Работа с учебником:
чтение слогов и предложений;
работа по картинкам, способствующая развитию речи,
чтение стихотворений и пословиц с обращением к толкованию слов (словарная работа) с целью обогащения словарного запаса учащихся,
занимательные упражнения, игры со словами, развивающие языковую наблюдательность.
6. Обучение письму строчной буквы.
зрительное восприятие изученной буквы с использованием забавных стихотворений, способствующих её запоминанию;
«тактильное знакомство» со строчной изученной буквой методом ощупывания буквы, вырезанной из наждачной бумаги, в направлении письма;
письмо буквы с помощью вкладыша;
Из всего изученного мною опыта педагогов в плане обучения детей письму я обратила внимание на опыт Е.Н. Потаповой. Её система оказалась наиболее плодотворной, развивающей не только каллиграфию, но и скоропись.
Обучение письму условно разделено на 3 этапа:
первый: штриховка, развитие мускульной памяти;
второй: «тактильное знакомство» с буквой методом ощупывания букв, вырезанных из нежной наждачной бумаги, в направлении письма;
третий: письмо букв с помощью вкладыша.
Штриховку (1 этап) использую в «Школе дошкольника», два последующих этапа – на уроках обучения грамоте.
7. Пальчиковая гимнастика.
5 минут для знакомства с теорией и совершенствования практических навыков по развитию речи (знакомство с понятиями «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «заголовок», «дикция», «темп», «выразительность», «культура общения» и т. д.; произношение чистоговорок, скороговорок).
Иногда в качестве физминутки проводится «Звуковая эстафета» (см. подробнее Уроки 3,4).
10. Обучение письму заглавной буквы (проводится аналогично обучению письму строчной буквы).
11. Разминка для глаз с использованием тренажёра Базарного.
6* Закрепление изученного материала.
Чтение слогов-слияний с изученной буквой с использованием абака, где в центре карточки помещена новая буква, обозначающая согласный звук, а гласные перемещаются на подвижной полосе, образуя новые слоги. Пособие позволяет закрепить навык осознанного произношения твёрдого или мягкого согласных звуков в зависимости от следующей за ними гласной.
Упражнение «Волшебное окошко».
Чтение слогов-слияний по слоговым таблицам, составление слов из слогов. Указателем слогов является «Волшебное окошко» (демонстрационная карточка с отверстием, на которой изображён сказочный герой). Данное упражнение используется на разных этапах урока.
Упражнение «Твёрдый – мягкий».
Упражнение «Звонкий – глухой».
Дифференциация согласных звуков по звонкости – глухости с использованием сигнальных карточек: с колокольчиком – обозначает звонкий согласный звук; с молоточком – обозначает глухой согласный звук.
5 минут для активизации словарного запаса учащихся:
определение значений слов;
знакомство с многозначностью слов;
подбор синонимов и антонимов.
7* Подведение итогов.
Проведение интегрированных комбинированных уроков способствует выработке прочных навыков. Не стоит пугаться однотипности структуры урока, т. к. каждый, казалось бы, привычный структурный момент ежедневно обновляется и видоизменяется содержанием материала, появлением новых сказочных героев, новыми игровыми ситуациями, особенностями сложившихся взаимоотношений на данном уроке. Тонкость и острота мышления, гибкость во взаимоотношениях, использование воздействия внешних факторов в данной конкретной ситуации, мастерство учителя позволяют превращать уроки, выстроенные по единой схеме, в неповторимые, захватывающие.
Для каждого структурного момента на уроке существует своя сигнальная карточка, которую показывает учитель. Через несколько уроков после начала использования сигнальных карточек дети уже без слов понимают, каким видом работы займутся в данный момент и чрезвычайно быстро перестраиваются, готовят необходимые пособия. Чёткость скрашивается сигнальными карточками, применение которых превращается в своеобразную игру со своими правилами.
7. Создание проблемных ситуаций на уроке:
создание ситуации выбора, принятие решения;
сравнение, сопоставление фактов, явлений;
экскурсы в историю открытий, изобретений;
показ приёмов, иллюстрирующих рассогласование между теорией и жизненным опытом учащихся;
принципиально новый взгляд на привычное явление;
сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления.
В самом процессе решения учебных проблем чаще всего участвуют наиболее способные учащиеся, но целенаправленная работа по развитию речи, логического мышления учеников способствует постепенному вовлечению всех детей в разрешение проблемных ситуаций.
8. Разностороннее развитие учащихся на уроках обучения грамоте.
Интегрированные комбинированные уроки обучения грамоте позволяют ежедневно решать целый ряд задач.
выделять из слов на слух, дифференцировать и характеризовать изучаемые звуки;
составлять слого-звуковые схемы слов;
составлять текст в соответствии с правилами: предложения в тексте связаны по смыслу; к тексту можно придумать заглавие; все предложения в тексте имеют границы и определённое место;
узнавать графический образ букв.
Познакомить учащихся с последовательностью написания букв, видами соединения букв.
речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, языковую наблюдательность и культуру;
интерес к чтению, к книге, к истории нашей страны;
ключевые компетентности (умение решать проблему, осуществлять поиск недостающей информации; умение сотрудничать, отвечать за свои поступки и др.).