чтение может стать причиной развития мозга

Как чтение влияет на развитие мозга?

От того, какие книги мы читаем, зависит наш уровень грамотности. Это исследование было подтверждено учеными и опубликовано в Journal of Business Administration. И именно выбор материалов для чтения оказывает большее влияние, нежели заучивание правил грамматики.

чтение может стать причиной развития мозга

В исследовании приняли участие две группы студентов. Первые читали классику и научно-популярные книги. Вторые — веб-агрегаторы незамысловатого содержания и популярную беллетристику. Показатели по степени грамотности составления сложных предложений у первой группы были выше в несколько раз.

Что такое глубокое чтение, и как оно влияет на мозг?

Под этим термином скрывается чтение сложных текстов. Не поверхностное, а вдумчивое, когда человек погружается в текст и проживает его. В этом случае мозг начинает задействовать области, которые активизируются при обучении и получении нового опыта. В дополнение к созданию новых нейронных связей такой метод чтения позволяет развивать эмпатию. Мы проживаем проблему, примеряем ее на себя, соответственно — интуитивно начинаем понимать эмоции автора.

Если говорить подробнее, то такое чтение активизирует несколько отделов головного мозга, а именно:

Центр Брока. Эта часть мозга отвечает за создание речевых оборотов, связных предложений.

Область Вернике. Мозговой центр с подобным названием помогает воспринимать смысл прочитанного.

Наконец, активизируется угловая извилина, которая влияет на уровень восприятия и владения языком.

Как научиться глубокому чтению?

Совет первый — читайте больше стихов. Лучше будет, если вы отдадите предпочтение сложным, эмоционально насыщенным рифмам. В процессе чтения ставьте себя на место автора или главных героев, стремитесь почувствовать их чувства и угадать мысли. Это положительно повлияет на творческие навыки.

Совет второй — достаньте с полки классику. Нет ничего лучше глубокого чтения хорошей классической литературы. Это поможет развить речь, сделать ее ярче и богаче. К тому же, проживание переживаний главных героев развивает эмоциональный интеллект, который пригодится в работе и в повседневной жизни.

Источник

Застрять в чужой голове: что чтение делает с нашим мозгом

natgred

Вообще-то от природы наш мозг не годится для чтения: эта способность развивается только у тех, кого специально учат различать буквы. Несмотря на это, «противоестественное» умение изменило нас навсегда: мы можем представлять места, в которых никогда не бывали, разгадывать сложные когнитивные загадки и (возможно) становиться умнее с каждой прочитанной книгой. Разбираемся, как нам удается почувствовать себя в шкуре персонажа любимой книги и почему стоит научиться читать как можно раньше.

Перестройка мозга

Французский нейробиолог Станислас Деан шутит, что дети, которые участвуют в его исследованиях, чувствуют себя астронавтами, когда ложатся в аппарат МРТ, напоминающий капсулу космического корабля. Во время тестов Деан просит их читать и считать, чтобы проследить за работой мозга. На сканировании видно, как даже одно прочитанное слово оживляет мозг.

Мозг действует логично, говорит Деан: сначала буквы для него — это просто визуальная информация, объекты. Но затем он соотносит этот визуальный код с уже имеющимся знанием о буквах. То есть человек узнает буквы и только потом понимает их значение и то, как они произносятся. Все потому, что природа не предполагала, что человек изобретет именно этот механизм для передачи информации.

Чтение — это революционная техника, искусственный интерфейс, в прямом смысле перестроивший наш мозг, в котором изначально не было специального отдела для распознавания лингвистических символов. Мозгу пришлось приспособить для этого первичную зрительную кору, через которую сигнал проходит по веретенообразной извилине, ответственной за распознавание лиц. В этой же извилине находится хранилище знаний о языках — его еще называют «почтовым ящиком».

Вместе с коллегами из Бразилии и Португалии Деан опубликовал исследование, вывод которого гласит, что «почтовый ящик» активен только у тех, кто умеет читать, и стимулируется лишь известными человеку буквами: он не будет реагировать на иероглифы, если вы не знаете китайского. Чтение влияет и на работу зрительной коры: она начинает распознавать объекты точнее, стараясь отличить одну букву от другой. Трансформируется восприятие звуков: благодаря чтению в этот процесс встраивается алфавит — слыша звук, человек представляет букву.

Оказаться в шкуре героя

В височной коре и миндалине мозга находятся зеркальные нейроны. Именно благодаря им люди могут повторять движения друг за другом в танце, пародировать кого-то или испытывать радость, глядя на улыбающегося человека. «С точки зрения биологической целесообразности это правильно. Эффективнее, когда у стаи, у сообщества единая эмоция: все вместе убегаем от опасности, боремся с хищником, отмечаем праздники», — объясняет важность механизма доктор биологических наук Вячеслав Дубынин.

Исследование Университета Эмори доказывает, что человек может испытывать эмпатию не только по отношению к соседу или прохожему, но и персонажу книги. Читающим участникам эксперимента сделали серию МРТ, которая показала повышенную активность в центральной борозде мозга. Нейроны в этом отделе могут преобразовывать размышления в реальные ощущения — например, мысли о будущих соревнованиях в ощущение физической нагрузки. А во время чтения они буквально помещают нас в шкуру любимого героя.

«Мы не знаем, как долго могут сохраняться такие нейронные изменения. Но тот факт, что эффект даже от случайно прочитанного рассказа обнаруживался в мозге спустя 5 дней, позволяет предположить, что самые любимые книги могут влиять на вас гораздо дольше», — говорит ведущий исследователь проекта Грегори Бернс.

Для работы и удовольствия

Однако не всем книгам суждено вызвать у вашего мозга эмпатию и интерес. В своей книге «Why We Read Fiction: Theory of Mind and the Novel» профессор Лиза Заншайн пишет, что обычно любимым жанром становится именно тот, который подходит мозгу читателя, например сложные детективы — любителям задач на логику. Но чтобы добраться до самих чувств, нередко приходится прорываться через сложные когнитивные упражнения, которые включали в свои тексты, к примеру, Вирджиния Вульф и Джейн Остин, считает Заншайн, — вроде фраз «она понимала, что он думал, что она смеялась над собой, и это ее беспокоило». Такие конструкции заставляют последовательно переживать несколько эмоций.

О Джейн Остин вспоминает и писатель Мария Конникова. В статье «What Jane Austen can teach us about how the brain pays attention» она рассказывает про эксперимент нейробиолога Натали Филлипс, посвященный разному восприятию текста. В исследовании участвовали английские студенты, незнакомые с романом Остин «Мэнсфилд-парк». Сначала они читали текст в расслабленном режиме — просто чтобы получить удовольствие. Затем экспериментатор попросила их проанализировать текст, обратить внимание на структуру, основные темы и предупредила, что им предстоит написать эссе о прочитанном. Все это время студенты находились в аппарате МРТ, который следил за работой их мозга. При более расслабленном чтении в мозгу активизировались центры, ответственные за удовольствие. При погружении в текст активность смещалась в область, ответственную за внимание и анализ. Фактически, задавшись разными целями, студенты увидели два разных текста.

Чтение делает умнее?

Считается, что чтение полезно для интеллекта. Но так ли это на самом деле? Эксперимент Общества исследований в области развития ребенка среди 1890 однояйцевых близнецов 7, 9, 10, 12 и 16 лет показал, что ранние навыки чтения влияют на общий уровень интеллекта в будущем. Дети, которых активно учили читать в раннем возрасте, оказывались умнее своих однояйцевых близнецов, не получавших такой помощи от взрослых.

А исследователи Университета Нью-Йорка выяснили, что чтение коротких художественных рассказов немедленно улучшает способности к распознаванию человеческих эмоций. Участники этого исследования разделились на группы и определяли эмоции актеров по фотографиям их глаз после чтения популярной литературы, нон-фикшна или художественных новелл — результат последней группы оказался гораздо более впечатляющим.

Многие относятся к результатам этих экспериментов скептически. Так, сотрудники Университета Пейса провели похожий эксперимент на угадывание эмоций и выяснили, что люди, которые больше читали на протяжении всей жизни, действительно лучше декодируют выражения лица, но ученые призывают не путать причинность с корреляцией. Они не уверены, что результаты эксперимента связаны именно с чтением: возможно, эти люди больше читают именно потому, что они эмпатичны, а не наоборот. А когнитивный нейробиолог MIT Реббека Сакс отмечает, что сам метод исследования очень слабый, но ученым приходится им пользоваться из-за отсутствия более совершенных технологий.

Другим нашумевшим исследованием, уязвимым для критики, оказался эксперимент ученых Университета Ливерпуля. Они измеряли когнитивную активность студентов литературных факультетов и выяснили, что у более начитанных и способных к анализу текстов учащихся наблюдается повышенная мозговая активность. В этом выводе также корреляция подменяется причинностью: возможно, наиболее начитанные участники показали такие результаты из-за врожденных когнитивных способностей (и по этой же причине в свое время полюбили чтение).

Но, несмотря на все несхождения, исследователи не остановятся и продолжат искать пользу от чтения, уверен профессор литературы Брауновского Университета Арнольд Вайнштейн: ведь это один из эффективных способов «спасти» литературу в эпоху, когда ее ценность и польза все чаще ставятся под вопрос.

Источник

sadalskij

СТАНИСЛАВ САДАЛЬСКИЙ

Народный блогер России

Будьте осторожны! Чтение может стать причиной развития мозга!

чтение может стать причиной развития мозга

Эта запись была сделана в книге благодарностей на выставке, посвященной 180-летию со дня рождения Ивана Шишкина в Национальном художественном музее Беларуси. Сотрудники утверждают, что дама, так пылко расписавшаяся в своей любви живописцу, была далеко не юной. Но с большими надеждами…))
Посему вспомнился старый советский анекдот:

Брежнева водят по художественной выставке.
— Хороший пейзаж! – вдруг остановился генсек у одной картины.
— А это, Леонид Ильич, Врубель.
— И недорогой!

И где вы нашли
Много
Век живи.
Re: Век живи.
поговорят скоро)))))
Давай Костяныч, жги глаголом.)))

В свое время нашла статью, как кто-то решил пошутить и в подростковом форуме разместил стихи Бальмонта, Пастернака, Набокова и др. не объяснив, что поэты уже давно того. в лучшем мире.

Стихи Костяныча Бальмонта попали в верхнюю строчку рейтинга.

Выборочно, кое-что из обсуждения на форуме

БАЛЬМОНТ:
Она отдалась без упрека,
Она целовала без слов.
. Она не твердила: «Не надо»,
Обетов она не ждала.
— Как сладостно дышит прохлада,
Как тает вечерняя мгла.

Дымка сочувствует героине: Хорошо написано. Девушку ты эту не бросил?

Ксюша: Костя, напеши мне! Я тебе отдамся!

Даша: После таких слов я бы тоже отдалась любому

BREATH: Давай Костяныч, жги глаголом.)))

Иван ТУРГЕНЕВ: «Заметила ли ты, о друг мой молчаливый. »

Стерва: Какого пола у вас друг?

11-ю строчку в рейтинге несколько дней держал Аполлон ГРИГОРЬЕВ со стихотворением «Я ее не люблю, не люблю. »

Анна: Апполон, я давно читаю стихи и сама пешу! твои стихи мне нравятся больше всего! напиши мне!

Edited at 2012-07-03 10:33 am (UTC)

Источник

Улучшить работу мозга, побороть бессонницу, продлить жизнь: 6 научных причин, почему стоит читать книги

В последнее время мы стали все реже читать. А ведь книги не только дают новые знания и увеличивают словарный запас, но и положительно влияют на наше здоровье. И это доказано научно.

Чтение книг продлевает жизнь

чтение может стать причиной развития мозга

Согласно исследованиям, чтение книг продлевает жизнь минимум на 2 года. Этот факт стал известен науке благодаря сотрудникам Школы общественного здравоохранения Йельского университета. Они пришли к выводу, что основная заслуга чтения — усиление связи между клетками мозга, которое снижает риск нейродегенеративных заболеваний, которые и приводят к преждевременной смерти. Результаты исследования были опубликованы в журнале «Наука и общественная медицина» (Science & Social Medicine).

Повышает эффективность работы мозга

чтение может стать причиной развития мозга

Качество жизни и здоровье также зависят от работы нашего мозга. Группа ученых из разных стран мира еще в 2011 году пришла к выводу, что регулярное чтение улучшает состояние клеток головного мозга. С возрастом наш мозг стареет, а чтение книг естественным путем замедляет этот процесс. Также здоровое функционирование мозга может снизить риск развития психических расстройств до 32 процентов, пишут на страницах издания «Хаффингтон Пост» (Huffington Post). Подробное исследование было опубликовано в журнале «Неврология» (Neurology).

Спасает от старческого слабоумия

чтение может стать причиной развития мозга

Это стало известно в 2013 году, когда ученые из Медицинского центра Университета Раша в Чикаго обнаружили, что чтение может уберечь от старческого слабоумия.

Исследователи изучили данные 294 взрослых со средним возрастом 89 лет. На протяжении шести лет участники исследования ежегодно проходили ряд тестов для тренировки памяти и мышления. Также они заполнили анкету с описанием всех видов деятельности, которые они выполняли на протяжении жизни. К ним относилось и чтение книг.

Когда проанализировали состояние мозга каждого участника после смерти, оказалось, что читающие люди реже страдали деменцией в виде поражений головного мозга.

Также чтение помогает бороться с болезнью Альцгеймера. У людей, которые постоянно читают, риск заболеть этой болезнью снижается в два с половиной раза по сравнению с нечитающими.

Спасает от стресса и помогает расслабиться

чтение может стать причиной развития мозга

Чтение может снизить уровень стресса до 68%, утверждают исследователи Университета Сассекса в Соединенном Королевстве. Это даже больше, чем прослушивание любимой музыки и прогулка. Согласно этому исследованию, проведенному в 2009 году, всего 6 минут чтения замедляют сердечный ритм и снижают мышечное напряжение. Неважно, какую книгу вы будете читать, главное, чтобы она полностью вас захватила.

Прогулки и прослушивание музыки отменять не нужно, стоит просто добавить к ним чтение. Ученые отмечают тот факт, что чтение с монитора меньше снижает уровень стресса, чем чтение с бумажного носителя.

Может побороть бессонницу

чтение может стать причиной развития мозга

Чтение бумажных книг позволяет телу расслабиться гораздо лучше, чем, например, чтение с экрана, которое дольше удерживает мозг в состоянии концентрации. Согласно журналу «Педиатрия» (Pediatrics), 45 процентов детей, у которых перед сном был поблизости экран, засыпали в среднем на 20 минут дольше, чем дети, которые читали бумажные книги. Ученые утверждают, что схожие результаты были получены при изучении взрослых.

Повышает социальные навыки

чтение может стать причиной развития мозга

Кажется, что благодаря книгам человек сбегает из реальности. Но в журнале «Наука» (Science) в 2013 году было опубликовано исследование, затрагивающее связь чтения и общения в социуме. Речь шла о том, что люди, которые читают художественную литературу, способны легко разделять народные верования, общепринятые стандарты, навязанные мысли и свои собственные. И уже в начале 2016 года в научном журнале «Мониторинг» были опубликованы дополнительные сведения о том, как чтение книг помогает существовать в окружающем мире и налаживать контакты.

Автор этого исследования Кит Оутли из Университета Торонто говорит о том, что художественная литература позволяет читателю проектировать полученный опыт на реальность. Читающим людям легче находить общий язык с другими людьми, искать выход из сложной ситуации и даже лучше понимать вторую половинку.

Источник

Как развить мозг с помощью глубокого чтения?

чтение может стать причиной развития мозга

О том, что чтение отлично развивает мыслительные процессы, знают уже многие. Но мало кто знает, чем отличается глубокое чтение от поверхностного, и как с помощью него развить когнитивные способности. Об этом подробно поговорим в этой статье.

Чем отличается глубокое чтение от поверхностного?

Как уже можно догадаться из названия, глубокое чтение — это, прежде всего, вдумчивое чтение, неспешное, с паузами. Во время такого чтения анализируется смысл, акцентируется внимание на деталях и важных фактах. Для глубокого чтения подойдет далеко не каждая книга, произведение должно быть наполнено метафорами, фразеологизмами, аллюзиями, иметь скрытый контекст. В процессе анализирования сюжета можно также развить эмпатию, сопереживание, словарный запас.

Поверхностное чтение — это быстрое чтение без смысловых акцентов и пауз. Обычно такой вид чтения используют для коротких текстов в соцсетях, развлекательных пабликах или легких романов. Как правило, эти тексты не наполнены особым смыслом, сложными оборотами и сравнениями. Такие тексты вряд ли надолго запомнятся.

Как глубокое чтение влияет на отделы мозга?

Во время глубокого чтения активизируются зрение, слух и речь, а также синхронизируется сразу несколько участков головного мозга:

Эти участки соединены между собой волокнами, которые помогают воспринимать текст со всеми интонациями и затем воспроизводить их, когда вы сами пишите текст.

2 эффективных способа для развития мозга

Наш мозг по-разному реагирует на разные виды текстов. Чем эмоциональнее текст, тем больше активируется наш мозг. Ученые провели исследования и выяснили, что при чтении именно поэзии активируется задняя часть мозга, которая отвечает за самоанализ.

Классическая художественная литература не только унесет вас в мир увлекательных историй, но и научит выстраивать взаимоотношения с людьми, понимать чужие эмоции и анализировать поведение людей.

Еще больше полезных советов по развитию своих способностей можно найти в бесплатном онлайн-курсе «Саморазвитие». Из курса вы узнаете, как раскрыть свои таланты и что нужно сделать, чтобы их прокачать. Сделайте маленький шаг к своей мечте!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *