что было до крещения руси правда
Долгий путь к Богу. Крещёная русь до крещения Руси
Тем не менее, несмотря на ряд спорных моментов, из-за которых и по сей день ломают копья профессиональные историки, образы предков, определивших ход русской истории и духовный выбор нашего народа, предстают пред нами довольно чётко, словно оживают и проживают те события вновь.
Принято считать, что Русь была крещена в 988 году от Рождества Христова. Впрочем, именно «принято считать», поскольку некоторые историки предлагают иные даты (990-й, 991-й годы), все равно где-то близко. Однако было бы неверным полагать, что до того момента русские земли были совсем незнакомы с христианством.
Апостол Андрей
Так уж совпало в этом году, что день Военно-Морского флота России, отмечаемый под бело-голубым Андреевским флагом, совпал с Днем крещения Руси. Совпадение символичное.
В русской летописной традиции сохранилось несколько вариантов предания о том, как, прибыв в Херсонес Таврический, апостол поднялся по Днепру, предсказал появление на холмах, близ нынешнего Киева, «града великого», затем побывал на месте Новгорода, воздвигнул крест возле нынешнего села Грузино («погрузив посох»), на острове Валаам водрузил крест каменный, уничтожив языческие капища и обратив в истинную веру волхвов и, наконец, отбыл в Рим. День в истории. 27 июля был заложен главный храм Киева
Однако даже в древнейших летописных свидетельствах говорится о том, что апостолы на Русь «не ходили». Тем более современными учеными эти предания не воспринимаются всерьез.
Однако живший в XIX веке историк церкви, митрополит Макарий Булгаков, напротив, полагал, что в этой истории «нет ничего невероятного». И действительно — античная географическая традиция, сохранявшаяся до позднего Средневековья, полагала, что Балтийское и Черное моря разделяет не слишком широкий перешеек суши. А значит, мысль пересечь его вполне могла бы возникнуть. Тем более что современные археологи фиксируют устойчивые связи Балтики и Северного Причерноморья на рубеже эр.
Но в любом случае говорить о русах (русских) и даже славянах для I века нашей эры не приходится. Источники (как письменные, так и археологически) их не знают.
Варвары с севера
В одном из вариантов жития Стефана Сурожского рассказывается о произошедшем в самом конце VIII века налете на Сурож (ранее Сугдея, ныне Судак) некоего Бравлина, русского князя Новаграда.
Этот исторический эпизод произошел уже после смерти святого, русский князь ворвался в Софийский храм, начал грабить его, но внезапно его скрючило так, что «обратися лице его назадъ».
Почувствовав, что натворил лишнего, Бравлин приказал воинам покинуть город, оставив все ранее награбленное в Керчи и Корсуни. После чего ему во сне явился сам Стефан Сурожский, который пригрозил, что если князь не крестится, то он никогда не покинет пределов Сурожа. Воин решил не искушать судьбу, принял святое крещение, вместе с ним обратились в святую веру и его дружинники.
Где же располагался тот Новаград, откуда привел своих русов Бравлин?
Одни историки предполагают, что речь действительно идет о Новгороде, хотя, согласно общепринятой точке зрения, он был основан не ранее второй половины IX века. Другие — о расположенном неподалеку от современного Симферополя Неаполе Скифском, который, однако, прекратил существование еще в III веке н.э. Наконец третьи вспоминают о Новиодуне, что на Нижнем Дунае. День в истории. Екатерина II учредила свой главный идеологический орден
В житии святителя Георгия Амастридского описывается схожий чудесный случай, только произошедший на другом берегу Черного моря — в малоазиатском византийском городе Амастрида (ныне Амасра).
С Амастридой приключилось несчастье: «нашествие варваров, руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия».
Далее говорилось о том, что «зверские нравами, бесчеловечные делами… не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они… посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев», низвергали святыни, ставя на их месте языческие алтари, где приносили жертвы.
Гробницу святого Георгия захватчики также планировали разграбить, но внезапно у них стали отказывать ноги и руки, после чего, узнав от одного из пленников, что их поразил гнев Божий, они вернули все награбленное, освободили взятых в плен, а многие изъявили желание креститься.
Датировка нападения русов на Амастриду дискуссионна, а сведения о нападении на Сурож и вовсе малодостоверны. Вполне возможно, что оба этих житийных эпизода в той или иной степени появилось под впечатлением от нашествия русов на Константинополь в 860 году либо отражают события, связанные с этим нашествием.
Воспользовавшись тем, что византийский император Лев Первый ушел в поход на мусульман, русы напали на его столицу — Константинополь.
Одна из византийских хроник сообщает о том, что спешно вернувшийся император всю ночь молился вместе с патриархом Фотием Первым в храме Пресвятой Богородицы во Влахерне, после чего риза Богоматери была вынесена из церкви и опущена в море. А затем внезапно поднялась буря, разметавшая русские корабли.
Правда сам патриарх Фотий, очевидец и участник этих событий, посвятивший им и их последствиям несколько произведений, таких подробностей не упоминает. Он говорит лишь о том, что город был спасен упованием на Богородицу, одеяние которой, тот самый «покров», хранившийся в знаменитом Влахернском храме, пронесли по крепостным стенам: «Истинно облачение Матери Божьей это пресвятое одеяние! Оно окружило стены — и по неизреченному слову враги показали спины». День в истории: 850 лет назад Киев захвачен и подвергнут разграблению
В позднейшем сообщении Фотий говорит о том, что вслед за разрушительным походом русы изъявили желание принять христианство и «приняли они у себя епископа и пастыря», направленных с миссией к патриарху.
«Повесть временных лет» (в отличие от Новгородской I летописи) пересказывает это событие, приписывая поход легендарным варяжским князьям Аскольду и Диру, которые, оставив Рюрика, первыми из северян прибыли в Киев.
Сменивший своего регента Олега — сын Рюрика Игорь — довольно скоро возобновил традицию соплеменников ходить на Царьград, в 941 году он с войском вторгается в пределы империи, где его воины, по свидетельству греческих источников, «одних распинали, в других же, расстанавливая как мишени, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в макушки голов; много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли».
Однако в целом этот поход получился для русов неудачным, поскольку ромеи пожгли корабли незваных пришельцев своим фирменным «греческим огнем». Тем не менее, через три года все-таки был заключен мирный договор, в котором говорилось, что нарушивший который «да будет клят от Бога и от Перуна», а «ратификация документа» проходила в Киеве, согласно летописи, следующим образом:
Уже по тому, что церковь называлась соборной, можно предположить, что в Киеве она была как минимум не одна.
Христиане в Киеве
Ни для кого не является секретом, что супруга Игоря, мать воителя Святослава — княгиня Ольга, также была крещена в православие. Правда не на Руси а, согласно общепринятой версии, в самом Константинополе, под именем Елена.
Но известно, что прибыла она туда, как это ныне принято говорить, «с официальным визитом» (согласно «Повести временных лет», в 955 году, в то же время по составленному для ромейского имератора Константина Багрядородного сборника «О церемониях», получается что событие произошло двумя годами позже) вместе с неким священником Григорием, что позволило, например, археологу, слависту, академику РАН Бонису Рыбакову утверждать, что княгиня прибыла в Царьград уже крещеной.
И, кстати, в описании самого приема в вышеупомянутом сборнике о крещении также ничего не говорится, а спустя век византийский хронист Иоанн Скилица, говоря о православии Ольги, также ничем не намекает на то, что таинство происходило в Константинополе: День в истории. 18 апреля: Украина впервые упоминается в исторических источниках
«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещёная, и истиной вере оказавшая предпочтение, она, удостоившись великой чести по этому поводу, вернулась домой».
Тем не менее «Повесть временных лет» рассказывает совсем другую историю, больше напоминающую красивую легенду, полностью отмести которую, впрочем, мы тоже не можем.
Согласно ей византийский император Константин Багрянородный, узрев красоту русской княгини, потерял голову и предложил ей стать царицей, то есть его супругой. На что гостья отвечала: «Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести сам, иначе не крещусь». Государю пришлось уступить требованию прекрасной гостьи, которую крестил сам патриарх в главном храме Константинополя — храме святой Софии, а восприемником стал его сын и соправитель — император Роман Второй. После чего Константин вновь предложил Ольге стать его женой, на что та ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь».
После чего Константину не оставалось ничего иного, как признать свое поражение и отпустить Ольгу домой с богатыми дарами. И не только: положение крестной дочери императора сильно продвигало Русь в существовавшей иерархии средневековых государств.
Впрочем, по всей видимости, подобное положение не давало русскому государству то, чего во всяком случае хотела амбициозная Ольга, поэтому буквально через пару лет после ее возвращения из Империи Ромеев она направляет послов к германскому королю, будущему императору Священной Римской империи с просьбой прислать епископа и священников.
Следует учесть, что на тот момент церковь еще не раскололась на восточную и западную, но Рим и Константинополь уже существовали достаточно удаленно друг от друга, в том числе и обрядово, находясь в глухом противостоянии. Папский престол направил на Русь епископа Адальберта, будущего архиепископа Магдебурского, которому удалось продержаться на русских землях всего два года, после чего он был выслан оттуда сыном Ольги — убеждённым язычником князем-воителем Святославом, а некоторые его соратники были и вовсе убиты.
По всей видимости, подобным тактическим ходом княгине удалось добиться уступок от Константинополя (правда, история умалчивает каких), в ответ Киев отправил в помощь ромеям своих воинов, воевавших с арабами на острове Крит. «Игра престолов» по-русски. Как Витовт, Эдигей и Тамерлан решили судьбу Восточной Европы
Предание говорит, что Ольга склоняла к принятию православия и своего сына Святослава, но тот до конца своих дней оставался ярым язычником. Впрочем, специально гонений на христиан (случай с западными христианами Адальберта — исключение) не делал, да и соратникам своим креститься не запрещал, правда, не упуская случая высмеять их выбор.
«Повесть временных лет» описывает эпизод, произошедший после удачного похода киевского князя на прусское племя ятвягов в 983 году. Чтобы поблагодарить идолов за дарованную победу, было решено совершить человеческое жертвоприношение, и жертву должен был определить жребий, который пал на Иоанна — молодого человека, сына варяга-дружинника Федора. Про обоих известно, что оба были христианами, при этом Федор ранее служил у ромеев, где и крестился.
«И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам».
Если эта история достоверна, то вполне возможно, что произошедшее, особенно стойкость отца и сына христиан-варягов, оказали на Владимира сильное впечатление. Вероятно, именно с этого момента он начал искать Бога…
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
28 июля Россия отмечает праздник — День крещения Руси. Точной даты Крещения Руси нет, но с 2010 года в России этот праздник отмечается на государственном уровне в день памяти святого князя Владимира (15 июля по старому стилю), крестившего в 988 году Русь.
Распространены два непримиримых между собой взгляда на древнюю Русь до принятия ею христианства. По одному из них, славяне до крещения – «варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери», как сформулировал этот взгляд один известный современный деятель.
По другому же мнению, у древних славян была высокоразвитая цивилизация. Она была насильственно стёрта в результате крещения Руси. У языческой Руси, доказывают нам апологеты этого взгляда, была, например, своя разнообразная литература, которую потом последовательно отыскивали и целенаправленно уничтожали христианские священники.
«Влесова книга» – подделка или уникальная языческая рукопись?
В 1950-е годы в кругах русской эмиграции произошла сенсация. Было объявлено о находке уникальной дохристианской русской рукописи. По двум словам в начале одной из её страниц, она была названа «Влесовой книгой» или «Влес-книгой». Началась публикация отрывков из неё.
«Влес-книга» повествовала о неизвестных событиях древнейшей истории Руси. Она вводила русских в семью древних исторических народов наравне с ассирийцами, греками, римлянами. «Влес-книга» показывала развитую систему религиозных представлений наших предков, ничуть не уступавшую в красоте и сложности верованиям цивилизованных античных народов.
Статусные историки встретили публикацию в штыки. Они начали яростно доказывать, что «Влес-книга» – подделка. Публикаторы говорили, что «Влес-книга» нацарапана на деревянных дощечках, но сумели предоставить фотографию только одной страницы. Эксперты объявили её ненастоящей. Лингвисты подвергли анализу язык «Влес-книги» и обосновали, что такого славянского языка в реальности быть не могло.
Сторонники подлинности «Влес-книги» до наших дней сопоставляют эту находку со «Словом о полку Игореве». Ведь рукопись «Слова» тоже утрачена, однако мало кто сомневается в подлинности этого источника. Объявлять «Влес-книгу» поддельной на основании теоретических представлений о том, каким должен был быть славянский язык в древности, выглядит более чем странным. Кроме того, отпало главное возражение противников: мол, деревянных книг у славян не было. В 2000 году при раскопках в Новгороде было обнаружено несколько листов Псалтири конца 10 века (то есть вскоре после крещения), вырезанной на деревянных досках!
Но даже если в реальности «Влесовой книги» не было, это всё равно не даёт оснований утверждать, что восточные славяне пребывали в полной дикости, пока им окончательно не просиял свет Христовой веры! Здесь надо учитывать разницу между уровнем жизни бедных сельских масс и элитой общества. Если взять западноевропейского крестьянина того же и даже много более позднего времени, то он окажется неграмотен, оборван, не знаком с элементарными приёмами личной гигиены. В отличие от него, кстати, древние славяне, даже самые простые, всегда практиковали мытьё в банях.
Что касается племенных вождей и старейшин, то они, как явствует из истории возникновения Русской государственности, обладали широким международным кругозором и вели дальние дипломатические сношения. Это было невозможно без знания языков и географии. Вероятно, что древняя славянская знать была знакома с письменностью. И если даже до Кирилла и Мефодия не было собственно славянской азбуки, князья и жрецы могли пользоваться чужими буквами: германскими рунами, греческим или латинским алфавитом.
Города на Руси возникли, как это достаточно очевидно, задолго до принятия христианства. Это показатель развития торговых отношений и социального расслоения, что является несомненным признаком развитой цивилизации. Нужно вспомнить, что скандинавы в своих сагах называли Русь Гардарикой, то есть «Страной городов».
Само христианство не нагрянуло вдруг на Русь при князе Владимире, а проникало в несколько приёмов. Известно, что Русь крестили ещё до Владимира как минимум два раза.
Конечно, говоря о дохристианской цивилизации Руси, не следует представлять чего-то вроде Колизея или Парфенона. Но и первобытными варварами наши предки, ведшие широкую внешнюю торговлю продукцией своей земли («дикие» вятичи, по летописи, платили дань серебряными немецкими шиллингами!), не были.
Была ли на Руси письменность до крещения?
Важнейший признак цивилизации – наличие письменности. Учёные отрицают, что у славян была какая-то собственная письменность до изобретения Кириллом и Мефодием или их учениками алфавита, который мы называем кириллицей. Произошло это в конце IXвека. Но, раз появившись, кириллица очень быстро входит в обиход русских славян. Уже в 907 году русы князя Олега заключают письменный договор с Византией. И этот договор приведён в летописи на древнерусском языке. Для чего же его записывали на этом языке, если бы среди русов в то время не было грамотных людей?
Академик Борис Рыбаков в конце прошлого века привёл убедительные доказательства существования летописания в языческой Руси. Ну да, те летописи, которые потом составлялись в монастырях, впервые начали сочиняться ещё до принятия христианства! В частности, рассказ о мести княгини Ольги древлянам совершенно несовместим с христианской моралью и мог попасть в летописи только от язычников.
Кто составлял летописи в дохристианской Руси? Возможно, это были волхвы при языческих храмах. Может быть, просто грамотные люди из княжеских бояр. Мы этого не знаем. Слишком мало памятников и письменных свидетельств о языческой Руси. Факт тот, что в этой Руси была письменность, были свои грамотные люди – значит, была цивилизация.
Более того. В «Житии святого Константина Философа, названного в иночестве Кириллом» есть интересное свидетельство того, как именно он придумал кириллицу. А он по сути, ничего не придумывал с чистого листа. В Херсонесе Таврическом, куда он прибыл зимой 860/861 года, Константин обнаружил «Псалтирь, писанную роуськими письмены». Исходя из этого свидетельства, можно заключить, что у русов ещё до Констатина была своя письменность. Кириллица представляла собой некоторую модификацию, усовершенствование этого письма.
Итак, Русь до крещения уже больше столетия пользовалась своей письменностью – по-видимому, изобретённой самостоятельно. Кириллу и Мефодию это изобретение только приписывается. Максимум, что они сделали – усовершенствовали эту азбуку. И ещё до принятия христианства в Руси стали записывать регулярные хроники политических событий – летописи. Значит, в ней были свои центры грамотности и интеллектуальная языческая прослойка.
Военное дело, дипломатия и торговля
В 860 году Константинополь был потрясён, обнаружив под своими стенами несметный флот народа Рос, то есть русов. Его сразу же отождествили с библейским народом Рос, родственником Гога и Магога, который должен появиться перед концом времён и пленить всю землю… Ведь до сих пор византийская дипломатия свысока смотрела на русов, и многие греки даже не знали или не задумывались о существовании к северу от них Русского государства. Теперь Русь в полный голос заявила о себе.
Мы с уверенностью можем сказать, что первый известный в истории поход русов на Царьград был предпринят из-за обид, нанесённых в этой тогдашней столице мира русским купцам, поскольку именно по этим же причинам подобные походы, сколько нам их известно, предпринимались и в дальнейшем.
Немецкий епископ Гельмольд свидетельствовал, что русы (Ruzi) в IX веке торговали в Западной Европе вплоть до Баварии и Австрии.
Итак, больше чем за столетие до официального принятия христианства Русь вела интенсивные торговые и дипломатически сношения с большей частью тогдашнего христианского мира, а при случае могла пригрозить и могучей военной силой. В это же время арабские и персидские географы указывают на столь же частые сношения Руси с Волжской Болгарией, Хорезмом, Ширваном и другими странами исламского мира, а мусульманские города на южном побережье Каспийского моря неоднократно подвергаются нашествиям русов. Разве это не свидетельство существования могучего Русского государства, а следовательно и цивилизации?
Не следует впадать в другую крайность
Конечно, не следует преувеличивать степень развития русской цивилизации как до принятия христианства, так и после. Русская цивилизация IX-Xвеков находилась примерно на таком же уровне развития, что и цивилизация соседней Скандинавии, Польши, Чехии и тому подобных. И, конечно, невозможно отрицать тот факт, что принятие христианства значительно увеличило интенсивность международных культурных контактов Руси, а значит и явилось дополнительным стимулом для развития её цивилизации.
Еще больше фактов о древней Руси смотрите в ролике ниже:
Кем были славяне до принятия христианства? Как жили славяне до крещения Руси?
Как жили на Руси до прихода христиан
Под таким заголовком был опубликован материал в газете «Пенсионер и общество» (№7 за июль 2010г.). В данной статье приведена карта мира от 1030 г. на которой Россия охватывает территорию от Тихого до Атлантического океана. Карта составлена во времена начального этапа христианизации Руси в 988г. князем Владимиром. Напомним, что во времена предшествующие христианизации, на Руси почитали языческих богов, чтили предков, жили в Ладу с природой единым государством. Важнейшим из дошедших до нас памятников тех времён считается «Велесова книга», о которой мы неоднократно писали на страницах нашего сайта.
В настоящее время многие изследоватили истории, археологи говорят о том, что на Руси в дохристианские времена была своя высокая самобытная культура, о чём свидетельствуют многочисленные артефакты, найденные за последние десятилетия в местах раскопок древних городищ. Но причины, по которым она была утрачена, заслуживают отдельного внимания. Эти обстоятельства ставят неудобные вопросы перед представителями современной академической исторической науки, отрицающей существование высокой культуры на Руси в докрещенские времена, потому что «с этим нужно что-то делать».
У официальных историков внятного ответа на этот вопрос нет. А РПЦ делает вид, что найденных артефактов попросту не существует. Кроме того, она по-прежнему всячески пытается представить наших предков – язычников полуграмотными неучами, верящих в «каких-то» непонятных богов, совершавших кровавые жертвоприношения. И пытается убедить нас в том, что именно церковь принесла на Русь светоч просвещения и всеобщей грамотности.
Приведенный ниже материал лишний раз доказывает, что ничего этого не было. А была на Руси великая культура. Именно благодаря ей с течением времени появилось понятие РУССКИЙ ДУХ, который присущ только русскому человеку в широком смысле этого слова.
Как жили на Руси до прихода христиан
Минули несколько сотен лет, пропитанных насквозь лживой летописной историей русского народа. Наступило время истинных знаний о своих великих предках. Главную помощь в этом оказывает археология, которая, независимо от воли церкви и отдельных её служителей, добывает точные данные о жизни людей того или иного периода. И не всякий даже может сразу осознать, насколько прав патриарх Кирилл, говоря, что «сегодня Россия, пройдя через горький опыт отторжения от собственных цивилизационных основ и корней, вновь возвращается на свой исторический путь».
Со второй половины 20-го века в распоряжение исследователей стали поступать новые письменные источники ― берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты были найдены в 1951 г. в ходе археологических раскопок в Новгороде. Уже обнаружено около 1000 грамот. Общий объём словаря берестяных грамот составляет более 3200 слов. География находок охватывает 11 городов: Новгород, Старая Русса, Торжок, Псков, Смоленск, Витебск, Мстиславль, Тверь, Москва, Старая Рязань, Звенигород Галицкий.
В «Повести временных лет», памятнике начала 12-го века, о крещении Новгорода сведений нет. Следовательно, новгородцы и жители окрестных сёл писали за 100 лет до крещения этого города, и досталась письменность новгородцам отнюдь не от христиан. Письменность на Руси существовала задолго до христианского нашествия. Доля нецерковных текстов в самом начале 11-го века составляет 95 процентов всех найденных грамот.
Тем не менее, для академических фальсификаторов истории долгое время являлась основополагающей версия о том, что русский народ обучался грамоте у пришлых священников. У чужеродцев!
Но в своём уникальном научном труде «Ремесло Древней Руси», выпущенном ещё в 1948 году, археолог академик Б.А.Рыбаков опубликовал такие данные: «Существует укоренившееся мнение, что церковь была монополистом в деле создания и распространения книг; мнение это усиленно поддерживалось самими церковниками. Верно здесь лишь то, что монастыри и епископские или митрополичьи дворы были организаторами и цензорами книжного списания, выступая нередко в роли посредников между заказчиком и писцом, но выполнителями зачастую оказывались не монахи, а люди, не имевшие никакого отношения к церкви.
Всего по нашему подсчёту 63 мирянина и 47 церковников, т.е. 57% ремесленников-писцов не принадлежало к церковным организациям. Основные формы в изучаемую эпоху были те же, что и в домонгольскую: работа на заказ и работа на рынок; между ними существовали различные промежуточные стадии, характеризовавшие степень развитости того или иного ремесла. Работа на заказ характерна для некоторых видов вотчинного ремесла и для отраслей, связанных с дорогим сырьём, как, например, ювелирное дело или литьё колоколов».
Рассмотрим другую сторону жизни древнерусского общества до прихода на наши земли христиан. Она касается одежды. Историки привыкли нам рисовать русских людей одетыми исключительно в простые белые рубахи, иногда, правда, позволяя себе сказать, что эти рубахи были украшены вышивками. Русские представляются такими нищими, едва способными одеться вообще. Это очередная ложь, распространяемая историками о жизни нашего народа.
Для начала напомним, что первая в мире одежда была создана более 40-ка тысяч лет назад именно на Руси, в Костёнках. А, например, на стоянке Сунгирь во Владимире уже 30 тысяч лет назад люди носили кожаную куртку из замши, отделанную мехом, шапку-ушанку, кожаные штаны, кожаные сапоги. Всё было украшено различными предметами и несколькими рядами бус Умение делать одежду на Руси, естественно, сохранилось и развилось до высокого уровня. И одним из важных материалов одежды для древних Русов стал шёлк.
Автор: А.А.Тюняев академик АФН и РАЕН