что было вместо храма христа спасителя
Как в центре Москвы на месте самого большого бассейна появился самый большой храм
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Однако не стоит думать, что решение заменить бассейн на храм было спонтанным и необоснованным. Еще в XVI веке здесь стоял монастырь, сгоревший при пожаре в 1547 году. Вместо него построили новый монастырь — Алексеевский, который также был частично разрушен во время Смуты (1598-1613 годы), так что его пришлось восстанавливать в 1625 году. Женский монастырь постепенно разрастался, появлялись новые здания, в том числе и храм. А через два столетия император Николай I распорядился перенести монастырь за пределы города в Красное Село, а сами постройки разобрать.
И если постройки тогда действительно снесли, то Храм Христа Спасителя простоял вплоть до 1931 года. В этом году Политбюро постановило снести храм и вместо него возвести еще более внушительный по размеру Дворец Советов. Планировалось, что это будет самое огромное здание не только в Москве, но и вообще в мире.
Затем началось строительство амбициозного Дворца Советов, но дальше фундамента процесс не пошел — из-за начала Великой Отечественной войны стройку пришлось заморозить. В таком виде это место оставалось до самого конца войны, и после еще 15 лет, пока наконец Никита Хрущев не распорядился из неприглядной стройки в самом центре города устроить бассейн — котлован всё равно очень часто наполнялся водой из-за дождей и талого снега, так что такая идея была вполне логичной.
Так, в 1958 году началось строительство огромного круглогодичного открытого бассейна. Его архитекторами стали сразу три специалиста — Д.Чечулин, В. Лукьянов и Н.Молоков. Они не стали разрушать уже построенный фундамент, а вписали бассейн внутрь бетонного кольца, который должен был быть основанием Большого зала дворца. Именно поэтому вместо стандартного и привычного прямоугольного бассейна Москва могла похвастаться совершенно необычным сооружением.
Бассейн получился огромным. В него вмещалось 25 тысяч кубометров воды. В день в нем могло искупаться порядка 20 тысяч посетителей, а за год их число доходило до трех миллионов. Считается, что за первые десять лет бассейн «Москва» — а именно так назвали это сооружение — посетило около 24 миллионов человек.
Отношение к бассейну было разным. Кто-то радовался, так как попасть в другие два бассейна из-за их большой популярности получалось не всегда. Кто-то возмущался, что на месте храма теперь плавают полуголые люди. Среди народа можно было услышать ироническое выражение «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам». В 1980-х разговоры о том, чтобы восстановить храм стали слышаться чаще, и к концу десятилетия даже появилось общественное движение за восстановление храма Христа Спасителя.
Бассейн проработал вплоть до 1990-го года. С распадом СССР поддерживать работу такого огромного сооружение стало слишком дорого — и бассейн закрыли на три года. В 1994 году постройки стали разбирать, и уже на Рождество 1995 года заложили фундамент нового храма.
В этот раз люди стали протестовать уже против снова бассейна. В мае 1994 года в пустом бассейне художники Андрей Великанов и Марат Ким устроили художественную акцию против его сноса. К ним присоединилось немало представителей общественности и деятелей культуры. Но так же, как некогда не желавшие сноса храма, не желавшие расставаться с бассейном ничего не добились — к 1999 году новый храм уже был полностью возведен.
На сегодняшний день храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви — в нем может помещаться до 10 тысяч человек одновременно. Он выше Исаакиевского соборы и внешне похож на тот храм, который стоял здесь в начале прошлого века, однако не является его точной копией.
О том, каким планировался быть Дворец Советов, а также о других амбициозных архитектурных планах СССР вы можете прочитать в нашей статье «Москва могла быть другой».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Сему месту быть пусту!»
Место, о котором идет речь, знают все, но каждый по-своему. Люди постарше помнят здесь бассейн «Москва», молодежь знает его как новый храм Христа Спасителя. И многие помнят, что еще раньше здесь стоял другой храм, именуемый так же, но лишь отчасти похожий на нынешний. О некогда существовавшем женском монастыре или так и не построенном Дворце Советов известно еще меньше. МОСЛЕНТА решила объединить реалии и легенды этого мистического уголка столицы.
Сивка, Ленивка и Черторый
Территория на левом берегу Москвы ниже Крымского брода, перед устьем реки Неглинки издревле считалась «гиблой». Места низкие и болотистые, со множеством речушек, ручьев и оврагов, для жилья практически не пригодные.
Прямо посредине, примерно по линии современных бульваров, тек ручей (или речушка) под названием Черторый. Вытекал он из Козьего болота, на месте которого позже были разбиты Патриаршие пруды. Название его, по старинному московскому поверью, связано именно с местными буераками, которые будто «черт рыл». Ученые-лингвисты этот вариант не комментируют.
В знаменитый ручей впадали речки Ленивка и Сивка. Они, как и сам Черторый, сейчас заключены в трубы, но названия их сохранились в местной топонимике — есть улица Ленивка и переулок Сивцев Вражек, то есть овраг возле Сивки.
Название Черторье постепенно превратилось в более благозвучное Чертолье, но обходить ее все же предпочитали не только местные жители, но даже враги.
Например, крымские татары, имевшие обыкновение на протяжении XVI века регулярно «посещать» Москву с далеко не дружелюбными намерениями. Они шли от Крымского брода, что в районе нынешнего одноименного моста, и никогда не двигались прямо на Кремль, а обходили Чертолье слева, через Арбат. Там их и встречали наши предки, в летописях отмечено несколько сражений с точным указанием места.
Аполлинарий Васнецов «Семиверхая башня Белого города» (на месте современного храма Христа Спасителя).
Валентин Черединцев / РИА Новости
Ситуация стала меняться в конце XVI столетия. В это время по линии современного Бульварного кольца началось строительство стены Белого города, для чего, видимо, были проведены соответствующие земляные работы.
Овраги частично засыпали, берега ручьев и речушек как-то укрепили и облагородили. В районе современного Каменного моста, но ближе к Волхонке, тогда появился Лебяжий пруд, где разводили птицу и рыбу для царского стола. Лебяжий переулок тому в память. А чуть дальше по Волхонке, совсем близко к новой крепостной стене, появился монастырь. Женский.
Пречистенка и зачатие святой Анны
Стоит отметить, что и название местности в ту пору изменилось. Государь Федор Иоанович часто ездил на богомолье в Новодевичий монастырь, но при пересечении местности с дьявольским названием Чертолье ему становилось не по себе. Вот и переименовали улицу в Пречистенку.
Название это связано с иконой Пречистой Божией Матери Смоленской, которая хранилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Впрочем, ворота Белого города так и остались Чертольскими. Возле них и появился монастырь. Назывался он Алексеевским, и история его требует небольшого рассказа.
Основание монастыря связано с именем одного из самых ярких людей XIV века — митрополита Алексия, в миру боярского сына Алексея Федоровича Бяконта.
При малолетнем осиротевшем князе Дмитрии, которого в будущем прозовут Донским, он фактически был правителем Московского княжества и всей Руси, причем правителем весьма мудрым и расчетливым. Монастырь, который он основал за Черторыем, был освящен в честь церкви зачатия святой Анны, а первыми обитательницами его стали родные сестры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии.
Почти через двести лет, в 1547 году монастырь полностью сгорел. На старом месте его решили не восстанавливать (возможно, из-за татарской угрозы), а перенести под защиту крепостной стены. Так он и оказался на новом месте. Кстати, обитель на старом, «намоленом» месте впоследствии возобновили, и она существует по сей день как Зачатьевский монастырь в районе Остоженки.
Но нас интересует тот, другой монастырь. При его строительстве решили помянуть и самого основателя, посему он и стал именоваться Алексеевским, хотя остался женским и храм зачатия Анны в нем тоже имелся.
По старинной московской традиции монастырь регулярно горел, а в великую смуту его совсем разрушили, правда, потом восстановили.
Особое же внимание ему стали уделять после рождения у царя Михаила (первого из Романовых) долгожданного сына, нареченного Алексеем. Царю было уже за тридцать (что считалось весьма солидным возрастом), посему это событие воспринималось почти как чудо. В честь божьего благодеяния и по велению государя мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин построили в монастыре великолепный двухшатровый храм, признанный шедевром архитектуры XVII века.
Алексеевский женский монастырь
Считается, что это была одна из первых двухшатровых церквей в столице. Кстати, вскоре, при патриархе Никоне, строительство храмов такого типа было запрещено, так и остался собор Алексеевского монастыря уникальным.
Впоследствии монастырь дополнялся новыми зданиями, перестраивался. Прожил на этом месте он более двух сотен лет, пока царю Николаю I не пришла в голову идея устроить здесь храм Христа Спасителя. Монастырю же приказано было перебираться в район Красного села, нынешней Красносельской улицы.
Говорят, именно тогда возмущенная игуменья и изрекла проклятье: «Сему месту быть пусту!».
Сплошная мистика
Идея храма-кенотафа, то есть символического погребального сооружения без реальных захоронений внутри в честь великой победы, возникла еще во время Отечественной войны 1812 года. И фигура Христа, объединяющая погибших на полях сражений православных, католиков и лютеран, была выбрана не случайно.
25 декабря 1812 года в день, когда последние солдаты наполеоновской армии покинули приделы Российской империи, Александр I дал обет построить такой храм в Москве, лежавшей тогда в руинах. Даже издал соответствующий манифест. Часть средств выделила казна, остальные собирали по подписке.
Был объявлен конкурс и, несмотря на то, что в нем участвовали такие великие зодчие, как Воронихин, Кваренги, Жилярди и Стасов, победил проект молодого Карла Витберга — даже не архитектора, а художника, к тому же шведа (хотя родился он в России), масона и лютеранина. Храм предполагалось построить на Воробьевых кручах, как тогда говорили, чтобы его было видно из любой точки города.
Замысел был величественен: на вершине Воробьевых круч, примерно возле нынешней смотровой площадки МГУ, должен был появиться огромный 240 метровый храм (это втрое больше нынешнего!), от которого крыльями расходились галереи из 600 колонн.
Кстати, это очень понравилось императору. Вот, что он писал о проекте:
«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».
Проект Александра Витберга храма Христа Спасителя. 1817 год.
Вскоре Витберг даже принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром.
12 октября 1817 года в пятилетие ухода французов из Москвы состоялась закладка храма. Собственной персоной присутствовал император, собралось половина города — до 400 тысяч человек. Вечером того же дня на монаршем приеме Витбергу был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест.
Но замысел не был осуществлен, несмотря на огромные ассигнования.
Строительство шло медленно, а потом оказалось, что склон «плывет» и не может удержать огромное сооружение.
Пришлось вести сложнейшие земляные и инженерные работы, на которые ушли колоссальные деньги, а результат оказался отрицательным — строить все равно было нельзя.
Александр умер (хотя есть легенда, что ушел), а новый император Николай направил комиссию, которая выявила огромную недостачу — почти миллион рублей. После многолетнего следствия Витберга обвинили в недогляде за вороватыми подчиненными (о личной корысти речи не шло) и сослалив Вятку. Строительство было остановлено, а потом и вовсе заброшено.
На проклятом месте
Но к самой идее создания храма-кенотафа власти при первой возможности вернулись. От строительства на Воробьевых горах пришлось отказаться, и тогда Николай I самодержавным перстом указал на Алексеевский монастырь в Чертолье.
Мнение горожан и монахинь спрашивать не стали. По городу ходили слухи, что 17 октября 1837 года, когда все уже было готово к переезду и монахини отстояли последнюю службу, настоятельница приказала приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора дубу. Выдворять ее пришлось силой, после чего она прокляла и насильников и это место, о чем шла речь выше.
Новая закладка состоялась в день четвертьвекового юбилея Бородинского сражения. Собирать средства второй раз не стали, Николай распорядился возводить собор за казенный счет, а посему посчитал возможным лично назначить архитектора и утвердить проект по своему усмотрению.
Выбран был вариант Константина Тона. Православие, самодержавие и народность буквально сочились из тоновского проекта.
Императору понравилась монументальность замысла и явная преемственность традиции кремлевских крестово-купольных храмов, которая, в свою очередь уходила корнями во Владимиро-Суздальскую Русь.
Строительство шло долго и трудно, как по причине грандиозности замысла, так и из-за периодического недостатка средств в казне. Общая стоимость храма достигла почти 15 миллионов рублей, а для доставки к месту строительства блоков гранита и мрамора из северных областей европейской России в северо-западной части Московской губернии был даже специально сооружен Екатерининский канал, соединивший Волгу и Москву через Истру, Сестру и Дубну.
Храм Христа Спасителя в Москве. 1920 год.
Собор расписывали лучшие мастера страны В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие. Потрясающие скульптуры и мраморные горельефы создавали А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов, П.К.Клодт и А. В. Логановский.
Всеми работами лично руководил Тон (он был великолепным организатором), правда, до освящения собора архитектор так и не дожил. С момента закладки до открытия прошло почти сорок шесть лет. Может быть, заклятие игуменьи мешало?
Кстати, храм москвичам не понравился. Он совершенно не встраивался в градостроительную традицию города и своими безумными масштабами подавлял все окрестные постройки.
Его называли «самоваром», а его автора «довольно бездарным архитектором», как выразился художник Василий Верещагин.
«Своим» храм Христа Спасителя в первопрестольной так и не признали, и гордиться им даже не думали. Скорее, считали образцом безвкусицы и угодничества монаршим вкусам.
Дворец обреченный
Проект Дворца был еще грандиознее, чем стоявший здесь храм. Впрочем, началось все снова с многоэтапного конкурса проектов. В нем участвовали не только все лучшие отечественные зодчие: Жолтовский, Щусев, Гинзбург, Голосов, братья Веснины, Алабян, Власов, — но и зарубежные «звезды» Армандо Бразини, Гектор Гамильтон и даже великий Ле Корбюзье! Всего проектов было подано 270, из них 24 иностранных.
В результате победила работа Жолтовского, но для реализации комиссия выбрала проект архитектора Бориса Иофана, автора знаменитого Дома на Набережной. Впрочем, это был не окончательный вариант, просто он был взят за основу, а Иофану с группой коллег поручили объединить самые яркие идеи разных авторов. На это ушло несколько лет, но в итоге страна получила искомый вариант, который и был утвержден.
Более ста этажей в высоту, три пирамиды Хеопса в объеме и стометровая статуя Ленина сверху. Самое грандиозное сооружение в мире, которое должно было символизировать наступление новой эры!
Начали с котлована и фундамента, на что ушло семь лет. Для создания каркаса даже была разработаны новые образцы бетона и сверхпрочная марка стали, которые назвали ДС (Дворец Советов). Гигантское сооружение уже стало подниматься над поверхностью земли, но началась война. Стройку заморозили. Сваи спилили и пустили на противотанковые «ежи», остался только котлован.
Что первоначально было на том месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя
Описание
Урочище Чертолье (Белый город), около Кремля, известное с XIV века, было названо по ручью и глубокому оврагу Черторый или Черторой (о котором в наше с вами время напоминает лишь Чертольский переулок, проходящий между Пречистенкой и Гагаринским переулком, бывшей улицей Рылеева). Ручей вытекал из Козьего болота, тек вдоль нынешнего Бульварного кольца (в частности — Гоголевского бульвара) и затем впадал в Москву-реку. Из-за весенних паводков или обильных дождей ручей Черторый временами бывал многоводным, бурным и промыл, прорыл глубокий овраг. Это было самое настоящее, с крутыми склонами, препятствие. И в Москве, и в других местах такие овражистые форсы рельефа раньше называли чертороями, видя в них «происки» нечистой силы; другими словами, Черторой—Черторый может восприниматься как производное от словосочетания черт рыл. Составители справочника «Имена московских улиц», объясняя так — «черт рыл» — наименование местности Чертолье, делают, правда, и одну оговорку «Не исключено, однако, что название связано с какой-то чертой (границей), проходившей по этому оврагу. В первой четверти XVII в. здесь находилась податная Чертольская слобода сотни посадских людей». Профессор-географ Э. М. Мурзаев в разгадке тайны Черторыя попытался увидеть более отчетливую связь названия местности с религиозными воззрениями, точнее — с мифологическими представлениями наших предков. Этот исследователь считает, что первое место по топонимической активности среди мифических персонажей действительно принадлежит «наиболее популярному герою потустороннего мира — черту», поскольку географические названия от слова черт насчитываются десятками, если не сотнями. Впрочем, и профессор Э. М. Мурзаев вынужден оговориться ссылаясь на работы академика Н. И. Толстого, он напоминает, что слово черт традиционно присутствует в русской народной географической номенклатуре (вместе со словами, скажем, бутырки, кулижки, яма, враговраг, котлы и др.), где оно означает просто «болото» и выступает как нарицательное слово.
Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, на месте которого возвели позже храм Христа Спасителя, был основан в ХIV веке у бывшего села Семчинского. Во второй половине ХIV века, после пожара, переведен под защиту укреплений Белого города. На его прежнем месте возник Зачатьевский монастырь (ряд построек его сохранился и поныне 2-й Зачатьевский пер., 2).
Алексеевский женский монастырь первоначально был основан в 1358 святителем Алексием, митрополитом Московским на Остоженке (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Монастырь был сожжен и разграблен татарами в 1451 году. Большой пожар в 1547. В 1571 перенесен в урочище Чертолье (Белый город), около Кремля. После пожара 1626 восстановлен в 1634. В 1812 году монастырь терпит общую участь с Москвой. В 1837, по решению императора Николая I, в связи со строительством на его месте Храма Христа Спасителя монастырь был разобран и переведен в Красное село, около Красного пруда, к храму Воздвижения Креста Господня.
Хронология
«Москва» – культовый бассейн СССР под открытым небом. Его построили на месте взорванного храма Христа Спасителя
30 лет спустя сюда вернули храм.
Стартовал чемпионат мира по водным видам: первые медали разыграют 13 июля (полное расписание финалов – здесь).
Пожалуй, это хороший повод вспомнить главную водную достопримечательность в истории СССР – грандиозный бассейн «Москва».
Почти 30 лет он был единственным аквапарком Советского Союза. Его открыли в 1960 году – место сразу стало одним из символов столицы. Бассейн действительно был необычным сооружением:
Комплекс долго считался самым большим бассейном в мире – тот самый гигантизм, который так любили в советской архитектуре. Его строили больше двух лет на Волхонке – месте, где раньше стоял храм Христа Спасителя, взорванный в 1931-м по решению Политбюро ЦК КПСС.
Но при Сталине храм сносили, конечно, не ради массового бассейна. Вместо него планировался гигантский Дворец Советов – величественное здание, ставшее бы самым высоким в мире.
Согласно финальному проекту, его высота составляла 415 метров, причем верхние 100 занимала статуя Ленина.
К строительству Дворца Советов приступили уже в 1932-м – на следующий год после сноса храма. Появился огромный котлован, началась укладка фундамента – два бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров, рассчитанные на сверхнагрузку будущего Дворца.
Арвидас Юозайтис: «Я выиграл олимпийскую медаль, чтобы вырваться из плена»
Стройку остановила война – на уровне фундамента и мощного каркаса здания из специальной высокопрочной марки стали. К июню 1941-го он достиг высоты 7 этажа – позже вся арматура ушла на военное строительство: железнодорожные переправы, путепровод на Волоколамском шоссе и Керченский мост.
После войны проект Дворца Советов реанимировали, но за следующие 10 лет к работам так и не приступили.
Считается, что идея бассейна на месте большой заброшенной стройки пришла к первому секретарю партии Никите Хрущеву во время ее осмотра – старую площадку заливало водой, превращая территорию в болото. Архитекторам поставили задачу придумать спортивное сооружение на базе оставшегося фундамента – отсюда его круглая форма и внушительный размер.
В центре бассейна располагался тренировочный сектор с дорожками и вышкой для прыжков, все остальное пространство стало зоной свободного купания.
Рядом построили здания с раздевалками, душевыми, буфетом, техническими помещениями; вокруг бассейна расположился мини-пляж с галькой и шезлонгами. Чтобы попасть в бассейн из раздевалок, люди проплывали под водой несколько метров – в проем бетонной стенки.
Поход в бассейн «Москва» сразу превратился в ритуал москвичей и туристов: у касс выстраивались длинные очереди, а на входе образовывались жуткие пробки.
Дефицитными, например, были утренние 7-часовые сеансы – талоны раскупали заранее, чтобы поплавать и взбодриться перед работой.
«Товарищи, время вашего сеанса заканчивается! Посещайте наш бассейн регулярно!» – повторяли динамики каждый час. По вечерам из них звучала эстрадная музыка, а главное воспоминание гостей – сладкий конфетный запах, тянувшийся с шоколадной фабрики «Красный октябрь» (всего 500 метров от чаши).
Игорь Полянский: «Приехали в Новую Зеландию и обалдели: двери в домах стеклянные. С молотком спать, что ли?»
На входе даже у гостей не требовали медицинскую справку – воду пропускали сквозь мощные песочные фильтры и щедро хлорировали; собственная лаборатория бассейна брала пробы каждые три часа.
Особенно популярным комплекс становился в холода: в СССР не хватало крытых бассейнов, купаться на водоемах было уже невозможно, а заграничные пляжные поездки еще маячили в далеком будущем. Зимой купающимся в парной воде лишь советовали почаще нырять – чтобы не переохладить голову на морозе. Кто-то даже надевал под резиновую плавательную шапочку шерстяную.
В минусовую температуру над бассейном всегда висело плотное облако пара. Из-за него сильно страдали от коррозии соседние здания, особенно Пушкинский музей – сотрудников всегда тревожило состояние редких картин в галерее искусств. Комплекс закрывали только в сильные морозы (когда температура падала ниже минус 20) – как раз потому, что пар мешал обзору спасателей.
Владимир Сельков: «В начале 90-х нельзя было спокойно гулять. Или бы шапку сняли, или наваляли просто так»
Все закончилось в 1991-м – посетителей стало слишком мало, бассейн пришел в запустенье, его содержание оказалось слишком дорогим и невыгодным. Он закрылся осенью с первыми холодами – воду не стали нагревать, а просто спустили. На следующие три года территория бассейна снова превратилась в заброшенное пространство, а в 1994-м его разобрали окончательно.
К тому времени уже было решение о восстановлении храма Христа Спасителя. Камень заложили еще в 1990-м – когда бассейн принимал редких посетителей, к строительству приступили только через 5 лет. Для посещения храм открылся в 1999-м.