что делает алтарник в храме
Алтарник — ангельская работа
Неоднократно я слышал утверждение, что в служении алтарника нет ничего особенного. Подать кадило, выйти со свечами, прочесть Апостол — как будто все просто. Но простота эта кажущаяся. То, что видят люди в храме, — это только верхушка айсберга, самое же основное сокрыто от взора стороннего наблюдателя. И я бы хотел приоткрыть завесу, попытаться донести до читателя всю красоту, глубину и разнообразие этого служения.
Низший среди равных
Многие полагают, что главное делание алтарника — это молитвенное стояние перед Богом, то есть молитва. И это вполне понятно, потому что все-таки находишься в месте, где особым образом пребывает Бог. Но я все же осмелюсь сказать, что молитва здесь не главное. Как дыхание является необходимостью для течения жизни, но не является содержанием этой жизни. Или, другими словами, мы дышим для того, чтобы жить, но живем не для того, чтобы дышать. Так же и алтарник без молитвы не алтарник, но не молитва является целью его служения.
Алтарник призван служить священнослужителям — вот что главное, вот в чем он должен совершенствоваться и видеть радость. Алтарник как бы символизирует собой низшие чины ангелов. Эти служебные духи с великим усердием, радостью и любовью молниеносно, без малейшей толики сомнения и замешательства, с величайшим рвением исполняют поручения Бога. Одни служат людям, другие находятся непосредственно рядом с Богом, всегда при Нем. И никто из них не задумывается, высоко ли их служение или низко. Ведь они, пламенея любовью к своему Владыке, получают неизреченную радость и удовлетворение от своего служения. Алтарник должен уподобляться этим служебным духам и нести свои обязанности с такой же ревностью. Идеал алтарницкого служения — это ангелоподобное несение своих обязанностей. Тот, кто заботится о священнослужителе, видит перед собой Бога, Который любит его как никто другой и в ответной любви к Нему старается отдать всего себя. Сущностью алтарницкого служения есть любовь к священнослужителям.
Бывает, что алтарник не может сойтись характером со священником. По этому поводу хочу рассказать историю. Один алтарник, сам не зная почему, невзлюбил священника, которому служил. Юноша понимал, что с таким настроением невозможно нести служение. Он каялся перед Богом, просил помощи. Через некоторое время ему пришла мысль: если ты его не любишь, то наоборот должен служить ему с еще большим усердием. Так он и стал поступать, а если алтарников на богослужении было несколько, стремился первым послужить батюшке: умыть ему руки, подать облачение, выполнить поручение — и делал все это с таким рвением, что даже не заметил, как ненависть заменилась истинной любовью. Слава Богу, если удалось преодолеть свои амбиции, и грустно, если они заграждают собой путь служения.
Горящее сердце
Многие задаются вопросом, что нужно для того, чтобы стать алтарником? Часто исповедаться и причащаться? Часто посещать службы? Много молиться? В общем, исправно соблюдать все предписания? Все это, конечно, верно. И все-таки… Многие молодые люди регулярно участвуют в таинствах и богослужениях, но не все они становятся алтарниками.
Разумеется, чтобы прислуживать в алтаре, необходимо многое знать: чинопоследование богослужений, устав прокимнов, аллилуиариев, апостольских чтений, особенности праздников, особенности великопостных и пасхальных богослужений. Надо не только владеть знаниями, но и уметь использовать их на практике. Научиться этому сейчас практически негде, и должно пройти немало времени, прежде чем новичок овладеет минимальными навыками. Придется заниматься самообразованием, читать специальную литературу, что тоже требует определенного времени и, главное, желания этим заниматься.
Так, может быть, самое главное — искреннее желание? Конечно, благое желание необходимо, но и его недостаточно! Один юноша рассказал мне о своем печальном опыте служения. Некогда он очень хотел стать алтарником. Когда же его мечта наконец осуществилась и по благословению духовника он начал прислуживать в алтаре, энтузиазм его быстро угас, и служение превратилось в тяжелую повинность. На этом фоне мой знакомый пережил серьезный духовный кризис и решил отказаться от того, к чему когда-то так стремился. И таких случаев немало.
Мне кажется, самое главное, что необходимо алтарнику, — это горящее сердце. Только сердце, которое горит любовью к Богу, заставляет нас идти на то или иное служение или подвиг. Служение — это и есть подвиг, духовное совершенствование. Только горящее любовью сердце старается быть ближе к Объекту своей любви. Горящее духом сердце — вот истинный фундамент, рождающий мощное желание служить Богу. В свою очередь, участие в богослужениях и Таинствах Церкви поддерживают это горение, что дает человеку силы для преодоления неизбежно возникающих искушений.
Разве нельзя стать алтарником, не имея горящего духа? Можно. Но тот, кто имеет источником своего желания не любовь к Богу, а какое-нибудь другое состояние души, будет относиться к своему деланию только как к работе. А это, мне кажется, крайне опасно. Алтарник, расценивающий свое служение как обычную работу, похож на человека, который идет по канату, балансируя над пропастью. Этот путь возможен, но он очень неустойчив, безрадостен и в конце концов может привести к духовному надрыву. Там же, где присутствует любовь, иго будет благо и бремя легко. Служение с любовью всегда приносит радость и утешение.
Михаил ГОЛУБКОВ, алтарник храма
Святого благоверного царевича Димитрия (Москва)
Я алтарник
Алтарник — служитель церкви, который помогает священникам и диаконам во время службы в алтаре храма (отсюда и название). Основные обязанности алтарника:
— помогать священникам и диаконам облачаться перед началом богослужения;
— следить за облачением священнослужителей;
— следить за порядком в алтаре;
— зажигать лампады и свечи в алтаре и перед иконостасом;
— подготавливать вино и хлеб перед Причастием;
— во время Причастия алтарники держат платок (точнее, «плат»), которым прихожане вытирают капли с губ;
Помимо всего вышеперечисленного алтарники при необходимости выполняют функцию чтеца, звонаря.
Рассказывает алтарник храма Кулич и Пасха Николай Степанович Ковалёв:
— У меня университетское образование — я филолог, преподаватель русского языка и литературы. К Богу пришёл уже в зрелом возрасте, — и как жалею сейчас, что не пришёл раньше, в лучшие годы молодости! Но — на всё воля Божия… Поначалу очень хотелось мне стать монахом, жить жизнью равноангельной, — я и готовился понемногу к такому шагу: много читал и нёс особое послушание — в одной из псковских обителей занимался с детьми-инвалидами, вместе с тамошним архимандритом и с монашествующими. Тяжёлое послушание. Дети непростые… Но с Божией помощью я справлялся, служил в алтаре вместе со своими воспитанниками и всё ждал, когда придёт пора и мне принять монашество.
И вдруг всё разом изменилось: как-то на Сретение вместе с детьми я поехал в паломничество в Петербург, думая посетить приснопамятного отца Василия Ермакова и взять у него благословение на иноческий путь. Никаких сомнений в том, что это благословение я получу, у меня не было. И что же? Глубоко чтимый мной батюшка, отец Василий, решительно изрёк: «Не надо тебе жить по-чёрному, живи по-белому!» И сразу жизнь моя переменилась: я остался в Петербурге, стал алтарником в знаменитом здешнем храме Кулич и Пасха, и с тех пор прошло уже девять лет. Главное моё дело, педагогика, осталось со мной: сейчас я ещё и методист благочиния и преподаватель церковной воскресной школы. Эти нагрузки мне по милосердию Божию даны, я почитаю их своим главным делом, но о них — особая речь, а сейчас я хотел бы поговорить об алтарничестве.
Что главное в этом великом сослужении? — а оно великое, как и всякое пребывание у церковного престола… В алтаре, как и повсюду, главным является забота о спасении души. Возможно, эти слова кого-то удивят, но я уверен: наша человеческая природа такова, что вечную погибель мы можем заработать и стоя в алтаре. Как? Если забудем о благоговении! А это весьма близкая опасность: невольно, за будничностью равномерно текущих дней, всё в наших глазах обезценивается, всё кажется не таким уж важным — даже то святое, что происходит в алтаре во время Божественной службы. И пропадает трепет сердечный, уходит душевная теплота — мiр врывается в наши души. Мiр, со своими мелкими интересами, со своим цинизмом, своим безразличием… И вот ты уже становишься чужд тому, что творится в храме. И разрушается то великое единство, когда все сослужащие — и священники, и диаконы, и чтецы, и алтарники — составляют единый организм, когда каждый служит на своём месте, каждый по-своему, на едином дыхании, единым сердцем и устами… Это единство — главное условие церковной службы; разрушить его — значит совершить великий грех и погубить душу свою.
И нужно понимать, что у каждого из священников есть свои особенности, у каждого свои привычки, своя манера служить. Следует помнить об этом, чтобы верно предуготовить пути Господу. Вот оно, слово! — алтарник приуготовляет пути для Литургии, путь для Тела Господня.
Всякая Литургия — это, как говорили Святые Отцы, великое действо, или, говоря современным языком, великий мистический спектакль, являющий молящимся и земной путь Господа, и цель нашей жизни в Боге. Какова же роль алтарника в этом мистическом спектакле? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните притчу о девах мудрых, которые позаботились о масле для своих лампад, и девах неразумных, которые маслом не запаслись. Так вот, алтарник — это тот, кто следит, чтобы лампада богослужения была полной и огонь в ней горел неукоснительно. Как это важно, чтобы горел огонь и были полны лампады. Как этого достичь? Только молитвой. Когда алтарник соучаствует в соборной молитве, когда он пребывает в духе, тогда он сможет достойно исполнить свои обязанности. Когда такое братское, единодушное сослужение достигнуто и служба движется духом — выше этого ничего нет, — это благодать, которая даётся Господом, и её потеря очень страшна: не захочешь, потеряв её, ни небесного, ни мирского.
В нашем современном мире сознание у людей замутнено: что такое для человека с улицы какой-то алтарник. Как может нецерковный человек понять важность этого служения? Сознание наше кинематографическое, сформированное рекламными клипами, а клипы эти твердят: не останавливайся в погоне за мирскими благами — будь то вещи или карьера, — хватай побольше, карабкайся повыше! А алтарник? — разве это высокий чин. Но я вспоминаю слова знаменитого учёного, замечательного знатока церковной культуры Сергея Аверинцева. Он, будучи профессором, обладателем высоких учёных степеней, просил своих близких: «Ничего не пишите на моём могильном кресте, напишите только: «Чтец Сергий» (он был чтецом в одном из московских храмов). Вот как люди мудрые оценивают даже скромные церковные послушания.
Нет, если юноша стремится стать священником, то понятно его стремление побыстрее пройти все промежуточные ступени к заветной цели; понятно, что и на своё алтарничество он смотрит с неким пренебрежением. Но есть великий смысл в этом церковном труде: с его помощью мы обретаем послушание. Когда ты пришёл в церковь, помни, что ты пришёл слушаться и слышать. И если ты чистым сердцем слушаешься и слышишь, тогда у тебя уши открываются и сердце теплеет. При всех своих достоинствах и недостатках и при всех талантах, которыми ты обладаешь, ты не сможешь поставить свою душу на службу Богу, если не научишься сперва слушать людей и слушаться Божией воли. Тогда ты понимаешь, что прикасаешься к вечному и безконечному, и как-то смешно и глупо становится желать чего-то иного… Великая мудрость послушания — это основа для возрастания в Боге, это первая ступень к Небесам — а может быть, и главная ступень. И скромная служба алтарника позволяет эту ступень одолеть. А там — добрый путь.
Несколько правил для алтарника.
1. Входя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя, положи три поклона с крестным знамением (в будничные дни и в пост — земные поклоны, в воскресные и двунадесятые праздники — поясные). Поклонившись, подойди к священнику (если тот уже находится в алтаре), чтобы испросить благословения. (То же самое и при выходе из алтаря, по окончании Богослужения).
2. Касаться престола, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено. Касаться жертвенника, когда на нём находятся Священные Сосуды (Потир, дискос и звездица) так же запрещено. Если что-то необходимо взять с жертвенника, а на нём стоят Священные Сосуды — нужно попросить дьякона или священника, он сам Вам подаст.
3. Свеча ручная держится левой рукой, для того чтобы правой креститься. Но по традиции принято носить свечи двумя руками для предания торжественности и парадности (чтобы вторая рука не болталась).
4. Если алтарник держит кадило или ручные свечи, а все делают земные поклоны, то такой алтарник поклоны не делает, а просто стоит.
5. Кадило также носится левой рукой. Но подаётся кадило двумя руками — правая рука держит колечки расположенные в верхней части кадила, а левая рука держит обхватывая все цепочки примерно на середине от верха. И обычно, для удобства приёма кадила священником, угол наклона цепей примерно 45 градусов, правя рука выше.
6. При подаче кадила или ручной свечи священнику лобызается принимающая или отдающая десница.
7. При подаче или приёме кадила от дьякона десница не лобызается.
8. Выносная свеча на ножке в алтаре носится левой рукой, т.к. правой приходится креститься, а на солее и далее несётся правой рукой. После установки свечи на амвоне, разворачиваемся к алтарю, останавливаемся у иконы Богородицы, крестимся, малый поклон и уходим в северные дьяконские врата.
9. При входе в алтарь принято благоговейно лобызать икону на дьяконских вратах.
10. Алтарник обязан (если не установлен другой порядок доставки записок в алтарь) регулярно забирать записки, молебны и панихиды из-за свечного ящика, если заказаны другие требы, то передавать эту информацию священнику.
11. Если нет дьякона приготовить для проскомидии служебные и простые просфоры, вино, святую воду и записки.
12. Своеременно выкладывать (менять) празничную икону.
13. Свечи и лампады затепливать (зажигать) от свечки (дежурную маленькую свечку зажечь от лампады или горящей свечи и зажечь то, что нужно). Возжигание лампад перед службой осуществляется также дежурной свечкой или свечой взятой с любого подсвечника (свечу взятую с подсвечника в храме желательно вернуть обратно, дабы не вызвать ропот, но не обязательно). Если в храме есть неугасимая лампада, то все лампады зажигаются огнём от неё, пренося огонёк дежурной свечкой.
15. Перед уходом затушить все свечи и лампады в алтаре и на солее, кроме неугасимых (если они есть), отключить все электроприборы (если нет других указаний настоятеля), выключить освещение. Вынести прочитанные записки, если они не раздаются прихожанам и аккуратно сжечь в церковной печи. При обращении с огнём соблюдайте меры безопасности!
Как благословляться?
Как здороваться в алтаре? Войдя в алтарь и сделав положенные поклоны здороваемся со священником — Благословите отче (имя рек), складываем руки, как для обычного благословения, по благословению лобызается десница священника, однократное лобызание(щека к щеке правой) и опять лобызается десница священника. Общее приветствие может выглядеть так — С праздником! С дьяконом и другими здороваемся рукопожатием правой рукой и троекратным лобызанием (щека к щеке, начиная с правой).
Благословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения. Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: «Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей», затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.
Благословение на чтение св. Апостола. Алтарник или чтец, на Горнем месте берёт благословение на чтение Апостола со следующими словами: — Благослови, Владыко, прочести святый Апостол! Священник благословляет и кладёт свою правую руку на верхнюю часть Апостола, после чего чтец лобызает десницу и идёт читать Апостол. После прочтения св. Апостола и Аллилуария и войдя в алтарь южными вратами подойти к священнику под благословение (без слов) держа книгу на уровне груди (также как на благословении для чтения). Только после этого ставим Апостол на место.
Благословение на чтение других Богослужебных книг и текстов. Благословение испрашивается, также, как на Апостол, только не на горнем месте. Благослови Владыко прочести Шестопсалмие, Паримии, Часы. Книги держатся, также как Апостол. После чего алтарник или чтец идё на своё место и читает. После прочтения подходить к священнику больше не требуется.
Краткая схема для алтарников за литургией, при отсутствии диакона
1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения воздуха). Нарезать антидор.
3) Когда начинается каждение — открыть завесу. (Закроет её после Великого входа священник). Перед началом литургии включить паникадило.
4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как священник направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.
5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти. [1]
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.
9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
Пока священник кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Когда священник ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения воздуха.
10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
12) При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.
13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.
15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
19) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
20) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
21) Зажечь свечу на жертвеннике.
22) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
23) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.
[1] Порядок чтения Апостола
Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (.).
Прокимен целиком. Хор: прокимен.
Стих. Хор – прокимен.
Прокимен (1 часть – до запятой). Хор: 2-ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого Прокимен, глас (.). Прокимен целиком. Хор: прокимен).
Чтец: ……….. *чтение.
Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)
Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.
Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.
Если одно чтение, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза),
Хор поет “Аллилуйя”— трижды на указанный глас.
Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Если два чтения, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”
В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)
* Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание — первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.)
Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.
Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются предстоятелю (священнику, который служит в настоящий момент).
Как подавать кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И
ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ
Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.
Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.
Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).
Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.
В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.
Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.
Остальные схемы внизу страницы в виде ссылок для скачивания или просмотра на яндекс диске.
Цвет богослужебных одеяний символизирует праздники, события, дни памяти, в которые совершается богослужение.
Перечислим эти цвета:
— Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).
Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).
Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.
— Белый (Божественный цвет).
Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.
Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.
— Голубой (цвет Высшая чистоты и непорочности).
Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.
Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.
— Фиолетовый или тёмно-красный.
Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.
Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.
— Красный, Тёмно-красный, Бордовый, Багряный.
Цвет праздников и дней памяти мучеников. Великий Четверг.
При Пасхе — радость Воскресения Христова. В дни памяти мучеников — цвет крови мучеников.
— Зелёный (цвет животворения и вечной жизни).
Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник «Вход Господень в Иерусалим», День Святой Троицы.
Зелёный цвет имеет мантия патриарха.
— Тёмно-синий, Фиолетовый, Тёмно-зелёный, Тёмно-красный, Чёрный.
Цвет поста и покаяния. Великий пост.
Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой.