что делал христос после крещения
Крещение Господне и Богоявление: два события в одном
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Праздник Крещения Господня установлен как воспоминание евангельского события (Мф. 3:13-17, Лк. 3:31-22) о том, как Христос пришел на берег реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи.
Иоанн Предтеча
Поэтому история Крещения и Богоявления начинается с выхода Иоанна Предтечи, который по материнской линии был родственником Господа (в родстве были Дева Мария и мать пророка — Елизавета), на служение.
До своего явления людям пророк Иоанн подвизался в пустыне, где вел строгий образ жизни – носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, не пил вина, питался только диким медом и акридами (родом крупной саранчи, которую традиционно считают пищей аскетов). Когда ему исполнилось тридцать лет, Иоанн вышел на проповедь, в которой призывал народ Израиля раскаяться в своих грехах (прежде всего в идолопоклонстве) и креститься в знак покаяния в водах реки Иордан. Однако главное, к чему он призывал людей, – быть готовыми к приходу обещанного Богом Мессии. Таким образом, служение пророка Иоанна было приуготовлением к служению Господа Иисуса Христа – именно поэтому его называют Предтечей Господа.
Как сообщает нам Священное Писание, в тот момент, когда Иоанн крестил людей в Иордане, туда пришел и Господь. Евангелие от Иоанна называет место, где это случилось, Вифаварой (Ин. 1, 28). Видя Спасителя, Который пришел на реку, Иоанн Предтеча сказал бывшим при нем людям: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29). Этими словами он пророчествовал об истинном предназначении Иисуса Христа – пострадать за грехи мира, а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей.
Зачем крестился Иисус Христос?
Христос пришел к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка. Для чего же было необходимо креститься Господу, Который был воплощенным Богом и не имел на Себе греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа удивился и сам Иоанн Предтеча, который спросил Его: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). На это Спаситель ответил следующее: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). В этих словах Христа можно выделить несколько важных моментов:
во-вторых, не имея ни одного греха, Господь берет на себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути.
в-третьих, Крещение в Иордане стало знаком того, что спасение человека и Царство Небесное, которое предвозвещали ветхозаветные пророки, уже приблизилось. Теперь свой шаг навстречу должны были сделать сами люди.
После ответа Господа Иоанн крестил Его в водах Иордана через омовение и возложение рук. В древнем Израиле омовение в проточной воде было знаком очищения от совершенного греха, отрицанием греха, обещанием начать новую жизнь. Именно поэтому таким способом крестил людей и пророк Иоанн.
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»
В тот момент, когда Христос помолился и стал выходить из воды, произошло чудесное событие – в видимых и доступных для понимания образах людям явилась вся Пресвятая Троица: Бог Отец в виде голоса из отверзшихся небес, Бог Дух Святой в виде голубя, а Бог Сын уже был явлен в личности Иисуса Христа.
Голос Бога Отца возвестил исполнение ветхозаветного обета о приходе в мир Мессии: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Этих слов весь мир ждал с момента исхода первых людей – Адама и Евы – из рая. Они означали, что Тот, Кто был обещан Богом, уже явился в мир и теперь выходил на Свое служение.
Неслучаен был и образ голубя, в котором на Иисуса Христа сошел Бог Дух Святой. Возможно, это было связано с тем, что со времен праведного Ноя голубь был символом примирения, в частности, Бога и человека. Таким образом, это был видимый знак того, что отныне Бог окончательно примирился с человечеством и наступило время возвращения людей к своему Творцу.
Крещение Христово: экзегетический разбор
Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция
Одним из самых таинственных моментов Евангелия является Крещение Христово. В связи с этим поступком Христа возникает множество вопросов.
Попробуем рассмотреть тему Крещения Христова, пользуясь толкованиями святых отцов, церковных писателей и современных христианских библеистов.
I. Почему Христос крестился именно в 30-летнем возрасте?
Святитель Иоанн Златоуст, приступая к толкованию этой темы, прежде всего выясняет, почему Христос крестился именно в 30-летнем возрасте.
«Но почему, скажешь ты, Иисус пришел креститься спустя 30 лет? Потому, что после этого крещения Ему надлежало уже упразднить закон. Чтобы не сказал кто-нибудь, что Он потому отменяет закон, что не мог исполнить его, Он во всей точности исполнял его во все продолжение того возраста, который обыкновенно способен ко всяким грехам».
Причины же Крещения Христа мы находим следующие:
1. «Представление» Христа Иоанном как Мессии
Первую причину объясняет нам сам Иоанн Креститель, говоря: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1: 31). Первая и основная причина Крещения – «представление» Христа Иоанном как Мессии и «Агнца Божиего», т.е. Искупителя мира.
2. Исполнить «правду»
Иисус говорит Иоанну о Крещении: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15). Что значит исполнить «правду»?
Это значит исполнить закон. Иоанн Златоуст называл Крещение Иоанново «последним законным установлением», которое должен был исполнить Христос, ибо Христос вначале исполняет обрядовый закон, а потом отменяет его.
Христос исполняет законную правду также и в том смысле, что, как весь народ, подчиняется пророку, посланному Богом.
«Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения и таким образом прекратить действие закона. Итак, Мне надлежит исполнить весь закон, потому что Я должен разрешить проклятие, написанное против вас в законе», – пишет Златоуст.
«Дело правды – бесстрастно принявшему на Себя человеческие немощи принять за людей и Крещение, чтобы загладить их грех», – объясняет этот момент преподобный Исидор Пелусиот.
3. Утвердить значение крещения Иоаннова
Крестившись от Иоанна, Христос стремился «утвердить значение крещения Иоаннова» (блаженный Иероним Стридонский). Дело в том, что Сам Христос впоследствии ссылался на Крещение Иоанново и напоминал евреям, что во время Крещения Иоанн исповедовал Его Мессией: «Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине» (Ин. 5: 33).
Получается, Христос крестился в том числе и для того, чтобы иметь авторитетное подтверждение Своего мессианства из уст знаменитого пророка. Это было нужно не Христу, но маловерным иудеям. Свидетельство Иоанна должно было помочь им уверовать во Христа. И Сам Христос, видя духовную немощь евреев, помогал им напоминанием слов Предтечи.
4. Прообразовательное «установление таинства Крещения»
Крещение Христово – это прообразовательное «установление таинства Крещения» (святитель Иларий Пиктавийский).
«Он не нуждался в омовении, но, [напротив], Им должно было освятиться очищение в водах нашего крещения. Своим Божественным примером устанавливает и освящает новозаветное Таинство крещения… Как на Тайной вечере Он совершил и ветхозаветную пасху, и установил взамен нее новозаветное таинство Причащения, так и в Своем крещении: исполнив ветхозаветный обряд, Он положил начало новозаветному Таинству. В Своем крещении Он утопил грех праотца Адама» (Троицкие листки).
5. Христос «освящает водное естество»
В Крещении Христос «освящает водное естество, дарует водам благодатную силу, без которой воды крещения нашего никак бы не были способны очищать грехи человеческие» (Троицкие листки).
Освящая символ жизни – воду, Господь освящает и весь тварный мир, ведь и материя участвует в нашем спасении
В самом начале Своего служения Господь входит в воды Иордана, образно говоря, наполненные мертвостью человеческого греха. Освобождая человечество от «работы диаволи и тли смертныя», Господь освящает и весь тварный мир, и – как символ жизни – воду. Он делает ее не мертвой, но живой, освобождая ее от поврежденности и подчиненности тому, кто назван в Писании «князем мира сего».
Этот смысл праздника говорит нам, что материя участвует в нашем спасении (отсюда и православное учение о таинствах). Чудо Великой Агиасмы также является предвестником будущего изменения мира, будущей славы и нетления.
6. Предочищает человечество
Крестясь, Христос «в Своем лице предочищает человечество в водах Иорданских» (Троицкие листки). Данное толкование указывает на то, что в деле нашего спасения Христом стоит различать некоторые этапы.
7. Крещение – явление Пресвятой Троицы
Крещение – это явление Пресвятой Троицы. Бог Отец свидетельствовал о Сыне, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел на Него в виде голубя. Крещение Христово – новозаветная теофания.
8. Крещение Христово – начало восстановления Царства Божия на земле.
Эту точку зрения представим словами протоиерея Олега Стеняева:
«Нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом “и на земле, как на небе” (Мф. 6: 10) мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына… Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове “О Крещении” обращал на это внимание: что и первый мир творится при водах и парении Духа Святого, и второй мир Нового Завета творится при водах и действием Духа Святого, Богочеловечеством Иисуса Христа и волею Бога Отца».
Как и при начале первого мира, при начале восстановления Царства Божия мы видим Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сын
Вообще во многих действиях и словах Христа можно увидеть ассоциации с творением мира. Господь пришел, чтобы обновить творение, «прежде падший восставити образ».
9. Крещение Христа на Иордане было образом Его искупительной смерти
Ю.В. Серебрякова, преподаватель ПСТГУ, пишет:
«Общественное служение Христа начинается с крещения водного в Иордане и, если воспользоваться терминологией апостола Павла, заканчивается “крещением в смерть” (Рим. 6: 4) – на Голгофе. Под “правдой” в ответе Христа в таком случае необходимо понимать деятельность Бога, направленную на спасение человека (иначе это называется домостроительством спасения)».
10. Символ возвращения Святого Духа в человечество
Крещение Христово и особенно схождение Святого Духа в виде голубя – символ возвращения Святого Духа в человечество. Мысль принадлежит преподобному Нилу Синайскому:
«И не подумай, что Христос, не имея Духа, принял Его: ибо Сам, как Бог, послал Его свыше, и Сам, как Человек, принял на Себя на земле. Посему от Него снисшел на Него Дух, от Божества Его на Его человечество».
11. Современные библеисты: символизм вхождения в Иордан (новый исход)
Современный библеист Николас Томас Райт предлагает интересное типологическое толкование:
«Это было не просто символическим очищением, а знамением нового перелома в истории Израиля и всего мира. Более 1000 лет до этого дети Израиля перешли Иордан и впервые вступили на землю обетованную, начав ее завоевание. Теперь они были призваны войти в ту же реку снова, готовясь, с Божией помощью, к великим завоеваниям в борьбе со злом – к установлению Царства Божиего на земле, как и на Небесах».
В книге «Ветхий Завет на страницах Нового» предлагается та же мысль: «Место расположения Иоанна символизирует наступление нового исхода».
Рассмотрим еще несколько важных деталей Крещения Христова.
II. Что означает фраза: «и се, отверзлись Ему небеса» (Мф. 3: 16)?
«Небеса открываются не через движение видимых составных частей, а для духовного взора; о них и Иезекииль говорит в начале своего свитка, что они были открыты», – поясняет блаженный Иероним.
«Адам заключил их, а Христос открывает, чтобы ты узнал, что и ты, когда крещаешься, открываешь их», – говорит блаженный Феофилакт Болгарский.
III. Образ голубя
Что означают слова: «и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3: 16)?
«При крещении голубь явился для того, чтобы и присутствующим, и Иоанну указать, как бы перстом, Сына Божия, и вместе для того, чтобы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святой», – говорит Златоуст.
Кроме того, голубь – это очень важный и глубокий образ, который неоднократно используется на страницах Писания (вспомним Ноев ковчег). Прежде всего образ чистоты, кротости, святости.
«Почему же Дух Святый явился в виде голубя? Потому что голубь есть животное кроткое и чистое… И как Дух Святый есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде», – поясняет Златоуст.
Также вселенский учитель проводит смысловую нить от голубицы Ноя к крещенскому голубю:
«Не одного только человека выводит она (голубица) из ковчега, но всю вселенную возводит на небо и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому».
Важное догматическое замечание: Дух Святой не принял естества голубя, потому и сказано: «в виде голубя»
Важное догматическое замечание того же автора:
«Сын Божий принял естество человеческое, а Дух Святой не принял естества голубя. Потому и евангелист не сказал: в естестве голубя, но – “в виде” голубя».
Евфимий Зигабен замечает еще несколько важных характеристик голубя, помогающих понять использование в Священной истории именно этого образа:
«В виде же голубя Он сошел, потому что эта птица от природы во многих отношениях служит образом Духа Святого. Он любит человека и нелегко возбуждается к гневу, терпеливо переносит лишение детенышей и не нападает на лишающих его. Он есть самая чистая птица и любит благовоние».
Интересна мысль Оригена:
«Ныне Дух приходит в виде, а не в теле голубя, возвещая вселенной милость Божию и одновременно показывая, что духовному [человеку] надлежит быть незлобивым и кротким, простым и бесхитростным».
IV. Разве не обитал Дух Божий на Иисусе
с самого зачатия Его во чреве Девы Матери?
В «Троицких листках» задается вопрос: «Разве не обитал Дух Божий на Иисусе с самого зачатия Его во чреве Девы Матери?»
Ответ звучит следующий:
«По Божеству Своему Сын Божий неразлучен с Отцом и Духом; по человечеству всегда был преисполнен Духа Божия. Для чего же Дух Святый сходит на Него теперь видимым образом? Для того, чтобы исполнилось предсказание, данное Иоанну: “На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1: 33). Для того, чтобы в Иисусе познали люди Сына Божия, Спасителя мира. Для того, чтобы в самом начале Нового Завета тайна Пресвятой Троицы, древле сокровенная, явилась и явственно открылась видению и слуху человеческому».
Итак, схождение Духа Святого в виде голубя имело, прежде всего, миссионерское значение. Это знамение предназначалось главным образом святому Иоанну Крестителю.
V. О гласе Бога Отца
Особенного внимания стоит стих:
«И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17).
Предложение: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» – состоит из двух цитат.
«Сей есть Сын Мой» – цитата из Пс. 2: 7. Каждый иудей видел в этом псалме указание на Мессию;
«в Котором Мое благоволение» – цитата из Ис. 42: 1 (в синодальном переводе: «к которому благоволит душа Моя»). Это описание Страждущего Раба, которое получает свое завершение в Ис. 53.
«“Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” – то есть на Котором Я успокаиваюсь, к Которому Я милостив», – поясняет блаженный Феофилакт.
«“О Немже благоволих”, т.е. в Котором Я нахожу увеселение… Благоволение значит доброе желание, а доброе желание состояло в том, чтобы спасти людей; посему теперь сказал, что это есть Тот, в Котором Я желал людям добра, т.е. через Которого пришло спасение людей», – пишет Евфимий Зигабен.
Итак, по творениям святых отцов, церковных писателей и современных христианских библеистов мы сделали попытку экзегетического осмысления одного из самых таинственных эпизодов Евангелия – Крещения Христова.
Впрочем, разнообразие толкований говорит нам о том, что перед нами одна из тайн домостроительства нашего спасения. С ощущением этой тайны и, главное, с радостью о нашем Спасении во Христе встретим светлый праздник Крещения Господня.
Проповедь Иоанна Крестителя: 1
Выберите раздел серии
Проповедь Иоанна Крестителя: 1
Что значило крещение Иоанново, и зачем крестился Иисус Христос?
В преддверии праздника Крещение Господня предлагаю две проповеди на эту тему, произнесенные мною в прошлые годы.
Как мне кажется, эти проповеди введут «в курс дела» даже человека, совсем далекого от таких реалий, как Крещение Христово. Только бы у читателей блога нашлись силы и желание дать немного зарядки своему мозгу
Ну, а чтобы чтение не было совсем скучным, сопровожу его эксклюзивными фотографиями. рождественских яиц.
Про пасхальные яйца все мы знаем. Но знаете ли вы, что некоторые благочестивые христиане любят расписывать яйца и, например, к Рождеству Христову. Зимние, в синих тонах, рождественские яйца.
Предлагаю фотографии нескольких яиц, подаренных мне в разное время.
На многих из них – наш собор. Автор этих рождественских расписанных яиц – наша прихожанка Ольга Петухова.
Что значило крещение Иоанново, и зачем крестился Иисус Христос?
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Крещения Господня!
В храмах установлены сосуды для святой воды, и все верующие люди могут эту воду набрать, унести к себе домой, окропить жилище, пить, употреблять для других благочестивых целей. Но только сделать это они могут лишь после того, как священник закончит Литургию. И произнесет проповедь. Проповедь – это составная часть службы. Во время проповеди набора воды быть не должно; надеюсь, вы меня понимаете и не обидитесь; говорю так, потому, что так и вижу недовольные лица дорогих братьев и сестер, которые в храм и пришли только для того, чтобы набрать воды. Ни молитва Церкви, ни слова священника, по-видимому, их не интересуют.
Итак, сначала молитва, потом вода!
Мне хотелось бы сегодня поговорить с вами на очень интересную и важную, в богословском смысле, тему: что такое крещение Иоанново, то есть крещение от Иоанна Крестителя, и что такое Крещение, которым все мы крестились?
В сознании многих людей крещение от Иоанна, о котором мы читаем в Евангелиях, и Крещение христианское – это одно и то же. На самом деле это совершенно разные вещи, и каждое из этих крещений преследовало и достигало своих целей. Об этом сегодня и поговорим.
Сначала поговорим о крещении от Иоанна Крестителя. Повторяю, это важная тема, поскольку в головах даже верующих людей, даже верующих со стажем, царит неразбериха, и многие не знают, что такое крещение Иоанново, что делал Иоанн, зачем он вообще крестил, зачем Иисус крестился от него, если Он был безгрешен…
Начнем с того, что слово крещение – это древнее славянское слово, его можно перевести со славянского как мистерия Христа. Основу слова «крещение» составляет имя Христос; в древности это слово произносилось как хрещение, то есть, под крещением понималось некое действо, относящееся ко Христу, действо Христово. А в других языках, например, в греческом, слово «крещение» произносится как «баптизо», и означает оно просто «погружение». Там, где мы читаем в Евангелии слово «крещение», например: «Иоанн крестил», «И крестилась вся Иудея», в греческом оригинале стоит слово «погружал»: «Иоанн погружал», «И погружалась вся Иудея» и т.д.
Крещение по-гречески означает просто «погружение», так же точно и в еврейском языке, и во многих других языках. Обряды крещения, то есть обряды омовения ритуального, были присущи многим религиозным культурам. Даже и сейчас, если вы вспомните, в Индии индусы совершают священные омовения в Ганге. И многие люди, исповедующие другие верования, тоже совершали ритуальные омовения.
Существовала практика таких вот ритуальных погружений и в иудаизме, и называлось это крещением прозелитов. Что это такое? Прозелит – это человек, обращающийся в иудаизм из иноверия, например язычества. Каждый мужчина, который хотел войти в число еврейского народа, войти в число народа Божьего, приходил к священникам. Над ним читались определенные молитвы, и его погружали в специальный бассейн, после чего совершалось обрезание, и через некоторое время он уже считался иудеем, то есть, членом народа Божьего.
Обязательно, всякий человек, который не родился в иудаизме, но который хотел стать иудеем, должен был пройти обряд вот этого ритуального погружения, омовения. Этот обряд был известен и до Иоанна Крестителя.
И вот, когда приходит Иоанн Креститель на реку Иордан, он возглашает, что наступает время Суда над миром, наступает время, когда Бог будет судить людей. Праведников поселит с Собой в Царствии Небесном, грешники будут мучаться и гореть в негасимом огне. И Иоанн говорил, что спастись можно от этого Суда, от этого грозного Божьего возмездия, только раскаявшись в своих грехах. И когда совершится Суд, то те, кто будет в числе этого нового народа Божьего, те будут от Суда избавлены, будут помилованы Богом.
«Приходите сюда, на Иордан, – говорил Иоанн, – приходите все, кто хочет спастись!» Иоанн как бы открывает набор в число нового народа, спасаемого, покаявшегося народа. Иоанн показывает, что он формирует новую общину спасаемых людей, лучших людей, святых людей.
Как войти в число спасаемых, как избежать гнева Божия и наказания? Как и при входе в иудаизм, требовалось ритуальное погружение – мы об этом только что говорили, – так и Иоанн призывает креститься для того, чтобы войти в новый народ Божий, общину спасаемых.
«Покайтесь, и да крестится каждый!» – восклицает Иоанн. Сначала покаяние – как решительный отказ от грешной жизни, затем погружение в воды Иордана. Человек выходил из Иордана, как бы заново родившись, через это крещение он оказывался членом нового Божьего народа, спасаемого народа. Вот что означало крещение Иоанново.
Естественно, к Иоанну приходили многие люди. Многие хотели покаяться, многие хотели войти в число спасаемых. Приходит туда и Христос. И тоже крестится от Иоанна, но не потому, что ему это крещение было нужно – Христос не нуждался ни в каком крещении, естественно, что и никакой Суд Ему не грозил, Он Сам и есть вершитель этого Суда. И грехов у Него не было, поэтому Он не нуждался в покаянии, в омовении от грехов. И совершенно понятно недоумение Иоанна: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Спаситель перебивает его словами: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
Эта фраза – ключ к пониманию того, зачем Христос крестился от Иоанна. Крещение Христа – знак подтверждения, согласия с Иоанном, что да, грядет новая эпоха, новая эра. Этот момент Крещения Христова является моментом как бы признания Христом Иоанновых полномочий. То есть, Иисус подтверждает, что поистине наступает то время, когда люди должны вступать в число нового народа Божьего, когда формируется это число спасаемых людей.
Некоторые богословы говорят, что Христос, крестившись от Иоанна, Своим Крещением еще и уподоблял Себя Израильскому народу. Израиль, отступивший от Бога, забывший Бога, нуждался в покаянии. Он нуждался в омовении от грехов. Он должен был обновиться – умом, чувством, своим отношением к жизни – для того, чтобы принять Мессию. И вот Христос крестится, отождествляя себя со всем Израилем, как бы показывая, что весь Израиль, весь народ еврейский должен пережить этот момент перехода от прежней жизни к новой, момент вхождения в число нового Божьего народа. Вот почему Христос крестится.
Позже, когда Спаситель уже начинает проповедовать, его ученики тоже получают повеление крестить, и они крестят. Их крещение – идентично тому, что совершал Иоанн. Это еще не новозаветное крещение, не Таинство Крещения, чрез которое прошли все мы.
А вот Таинством прежнее крещение становится, когда Христос умирает, воскресает и проходит путем от земли на небо, к Отцу! Но это уже другой совершенно обряд, и даже не обряд, а, как мы его называем, Таинство.
Кто-то крестился во младенчестве, кто-то – уже будучи взрослым. Что это за Крещение? Наше с вами Крещение означает наше всецелое соединение со Христом.
Через Таинство Крещения, которое все мы прошли, – мы как бы умираем. И, умирая, выходим из купели, воскресаем к новой, чистой, праведной, христианской жизни.
Вот два слова о том, что такое Крещение Иоанново и что такое Крещение Христово, то Крещение, которое сегодня мы в Церкви знаем и которое получили. Крещение от Иоанна – это объявление Иоанна о том, что наступают последние, судные времена, и о том, что собирается община людей, которые спасутся. А Крещение Христово, Крещение христианское – это Таинство единения со Христом.
Мы становимся едины со Христом! Мы должны эту связь поддерживать, углублять. Как мы можем углублять ее? В Таинствах, например в Таинстве Причащения, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы, мы еще больше утверждаем, актуализируем эту связь со Христом. И в своей христианской жизни, стремящейся быть добродетельной, в подражание Христу. И в таком доброжелательном, добром, искреннем отношении к миру, какое имел Христос и какое и мы должны иметь. В нашей активной позиции в борьбе со злом. Очень грустно бывает читать в газетах, как на кого-то напали, кого-то стали избивать, кто-то взывал о помощи, а люди проходили мимо или отворачивались, делая вид, что их это не касается. Христианин так поступать не может, потому что христианин имеет активную позицию, он активно противостоит злу. Если надо, он добро будет защищать. Так и мы должны занимать очень четкую, активную позицию в борьбе со злом. И вот все это, наша христианская жизнь, в которой мы уподобляемся Христу, еще более и более тесно нас соединяет с нашим любимым Господом и Спасителем.
Но это уже другая тема.
Помощи Божьей, сил вам, храни Господь, на многая и благая лета. Аминь.
А теперь можете набирать воду.
2008