что делать если ребенок сходит с ума

Ребёнок с СДВГ сводит с ума всю семью

СДВГ – это диагноз, который иногда требуют приёма медицинских препаратов. Поэтому, если со временем в поведении ребёнка нет улучшений, имеет смысл обратиться за помощью ко врачу: к неврологу или психиатру. И не к одному, чтобы иметь разные точки зрения на то, что происходит. Кроме того, поставить диагноз имеет право только доктор, психологи не обладают подобными полномочиями.

Очень многое из того, что вы описываете, укладывается именно в картину СДВГ. И чтобы скорректировать её, нужно понимать специфику синдрома.

При СДВГ ребёнок испытывает сложности с контролем своего поведения и концентрацией внимания, склонен много двигаться, проявлять повышенную активность. Это отражает особенности работы мозга при данном синдроме.

Поэтому таким деткам становится сложно общаться со сверстниками: они с трудом понимают, что нужно, чтобы «влиться» в коллектив, им не удаётся оттормозить свои импульсы и соблюдать правила. Это же влияет на то, как ребёнок ведёт себя дома: даже понимая, что что-то делать не надо, он всё равно будет повторять нежелательные действия, просто потому физически не может их остановить. Его мозг пока «не нарастил» основу, которая могла бы эффективно регулировать поведение.

Потребность постоянно двигаться, невозможность усидеть на месте возникает из-за того, что в спокойном состоянии ребёнок резко чувствует нехватку сил, сильную усталость. Чтобы себя оживить, ему нужна активность. В результате он может ходить по классу во время урока, быть тем, кого называют «неугомонным», «шутником». На деле это то, что происходит неосознанно, не специально, не со зла. А просто потому что иначе ребёнок не выдерживает. Он не может долго просидеть, не может долго выполнять одно и то же. Так же, как и с самоконтролем, его мозговые механизмы пока не способны обеспечить нужное поведение.

Понимание таких особенностей, конечно, не облегчит вам жизнь. Воспитывать детей с СДВГ нелегко. Но может снизить накал страстей внутри. Ребёнок вряд ли думает, что он самый главный. И вряд ли он никого не любит. Его поведение продиктовано особенностями работы мозга, не упущениями в воспитании, не желанием вам навредить.

Кроме врача имеет смысл найти хорошего нейропсихолога. Этот специалист как раз занимается «доразвитием» мозга: помогает с помощью специальных упражнений наращивать нейронные связи, регулировать работу энергетического блока.

Психолог, игровой терапевт могут помочь ребёнку лучше понимать правила, адаптироваться в обществе. Особенно если он участвует в групповых занятиях. Это тоже полезно. Но для того, чтобы подтолкнуть к созреванию мозговые структуры, нужны дополнительные подходы и инструменты.

При необходимости, на нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе: Список бесплатных служб психологической помощи

Поддержать вам своё здоровье и эмоциональное равновесие буквально так же важно, как и обратиться с ребёнком за профильной помощью. Потому что СДВГ – это действительно распространённый сейчас синдром. И очень много детей вырастают из своих особенностей: мозг дозревает, появляется самоконтроль, поведение становится всё более управляемым. Однако на это нужно время. И пока оно идёт, придётся раз за разом помнить об особенностях ребёнка, искать подход, помогать ему развиваться, оставаться во многих местах терпеливой, во взрослой позиции.

Это трудно. И здесь нужно постоянно заботиться не только о детях, но и о себе. Просто чтобы были силы и надежда, что постепенно всё изменится. Искать и брать помощь отовсюду, где появляется такая возможность, поддерживать себя, включать в жизнь максимум того, что вам нравится, приносит удовольствие. Это звучит как будто слишком банально, непонятно. Но чем больше внимания вы уделяете себе, тем легче вам будет со сложным ребёнком.

Что помогает детям с СДВГ в домашних условиях:

— Правила и ограничения.

Ребёнку с СДВГ катастрофически сложно их выдерживать и соблюдать. Он может отлично знать, что нельзя лезть в мамину сумку, но всё равно полезет, потому что интересно, а остановиться нереально. Он может хорошо помнить, что срывать дверцы нельзя, но срывать, потому что хочется куда-то приложить силы, а тут такая «прекрасная» возможность.

Однако именно наличие правил и ваш зоркий глаз за их исполнением помогает развиваться. В том числе мозгу. А ещё это позволяет чувствовать опору во внешнем мире, стабильность, что снижает тревожность.

Вы можете повторять правила из раза в раз. Просто чтобы на уровне ума они закрепились у ребёнка. А дальше, когда видите, что начинается бедлам, буквально физически останавливать: брать за руку (спокойно, не хватать, а именно брать) и говорить: «Я вижу, что ты хочешь дёрнуть ручку. Это делать нельзя, тогда дверь слетит с петель». И выдерживать чувства, оставаясь рядом: «Ты кричишь, потому что злишься, потому что я запрещаю делать то, что хочется. Понимаю, я бы тоже злилась. Давай попрыгаем от злости? Станет легче».

Другой пример: «Ты решил уйти из дома, потому что не получилось решить задачку. Представляю, как ты сейчас злишься. Она правда сложная. Давай помашем руками, чтобы стало полегче. Я помню, как хорошо ты решил задачу в прошлый раз. Хотя тогда тебе тоже было сложно и сначала не получалось. Давай сейчас попробуем так же. Я рядом, я помогу, я с тобой».

Это не сделает ребёнка моментально спокойным. Но это даст ему почувствовать: вы его понимаете, вы рядом. Правила и границы нельзя нарушать, но со своим всеобъемлющим недовольством и фрустрацией он не остаётся один. Раз за разом ему будет всё проще переживать такие сильные эмоциональные волны (а они у него действительно крайне сильны).

— Обучение общению с другими.

Можно учить ребёнка общаться с другими детьми, регулируя их отношения с братом.

И здесь вновь нужна вся ваша мудрость и терпение. Потому что ребёнок не понимаем, что от него нужно, почему. И тем более, как это всё осуществить. Вы являетесь сейчас в их отношениях главным медиатором.

И вновь время и постоянный опыт сделают своё дело, сформируют новые нейронные связи и помогут адаптироваться.

— Предлагать игры и занятия, где нужно себя тормозить.

Мозг созревает через действия. Ребёнок манипулирует предметами, и так учиться ими владеть. Ребёнок старается останавливаться, и так учиться самоконтролю и наращивает силу воли.

Игры очень помогают в этом. Самый известные и простые: болото (есть топь – пол комнаты; кочки, на которые можно становиться – с бумагой зелёного цвета на них; кочки, которые проваливаются – с бумагой красного цвета; задача – пробраться из одного места в комнате в другое, преодолевая такую импровизированную полосу препятствий), море волнуется раз (со всеми его вариациями), раскраски (лучше начинать с самых простых, ребёнку будет сложно не вылезать за линии, но мозг они тренируют просто замечательно).

Чем чаще через игру, в естественной форме ребёнок должен себя тормозить, тем легче со временем ему это будет даваться.

Режим дня, водные процедуры, прогулки на свежем воздухе, хорошее питание, полноценный сон – все основные правила ЗОЖ также важны для созревания мозга. Они кажутся логичными, понятными. Тем не менее, для детей со спецификой развития они очень помогают балансировать работу нервной системы, снижать повышенное возбуждение.

Всё это не отменяет необходимость обращения к специалистам и нейропсихологической коррекции. Но очень подтолкнёт работу, ускорит процесс.

Не забывайте, пожалуйста, о себе. Девиантное поведение – это не то, что обязательно должно ждать вашего ребёнка. Даже сейчас это не девиантное поведение в его истинном значении. Это отражение того, что мозговые функции не созрели так, как должны были бы. Но у них ещё есть время, постепенно, с вашей и профессиональной помощью, можно добиться больших результатов.

Источник

«Ребенок сводит меня с ума»: 6 стратегий поведения

В идеальном мире дети всегда ласковые и послушные, а в реальном бывают капризными, своенравными и дерзкими. Как справиться с их поведением, избежать конфликтов и не потерять рассудок? Психолог Джанет Хикс рассказывает, какие стратегии поведения выбрать родителям.

Родителей часто беспокоит, что дети огрызаются, врут, дерзят и делают все наперекор. Меня спрашивают: «Это вообще нормально? Какое поведение считать естественным, а что должно насторожить? Как помочь ребенку и удержаться от постоянных скандалов?»

Прежде всего хочу отметить, что детские поступки надо рассматривать с учетом возраста. Между дерзостью в 3 года и в 16 лет огромная разница. Безусловно, такие выходки не должны сходить с рук ни маленькому ребенку, ни подростку, но разобраться в причинах помогут некоторые познания об этапах развития личности. Психолог Эрик Эриксон подробно описал эти этапы. Примерно к 3 годам дети учатся ладить с окружающими и узнают, что такое эмпатия. При этом у многих бывают трудности: они еще не умеют договариваться, делиться и прислушиваться к чужому мнению.

Взрослеющие дети зачастую выражают себя через ошибочные поведенческие цели

Между 6 и 12 годами дети понемногу осознают, что не всегда удается получить то, что хочется, а принцем или принцессой можно быть только для бабушки. В этом возрасте нередко случаются проблемы: тяжело принять, что другие играют и дружат не с тобой.

Между 12 и 19 годами подростки ищут место в жизни. Они стараются подстроиться под социум, тем временем начинают играть гормоны и приходит понимание, что жизнь — это не сказка. Взрослеющие дети зачастую выражают себя через ошибочные поведенческие цели: месть, борьба за внимание, жажда власти, симуляция беспомощности.

Родителям необходимо разобраться, как преодолеть трудности в поведении детей, не теряя здравого смысла. Помогут правильные стратегии поведения.

1. Не противоречьте себе

Однажды установленные правила не должны меняться. Например, если дома нельзя сквернословить, значит и дома у друга тоже нельзя. Если не хотите, чтобы дети прогуливали уроки, никогда не делайте поблажек.

2. Не угрожайте

Объясняйте правила и предупреждайте об ответственности. Если ребенок нарушит правило, придется отвечать. Не запугивайте тем, чего не собираетесь делать, иначе он усвоит, что предупреждения — пустой звук и можно творить, что вздумается.

3. Будьте последовательны

Сказали, что сладкое полагается только после обеда, следуйте правилу. Стоит пару раз махнуть рукой и дать десерт, когда обед еще не съеден, и ребенок поймет, что слушать вас необязательно.

4. Реагируйте немедленно

Замечания попадают в цель лишь в том случае, когда высказываются сразу после плохого поступка. Дети не усвоят ваше запоздалое «так нельзя!», потому что забыли, что сделали неправильно, и не понимают, почему их отчитывают.

5. Применяйте естественные или логичные наказания

К примеру, ребенок, который капризничает за ужином, отправляется спать голодным. Голод — это естественное следствие отказа от еды и самое верное средство убедить ребенка, что поужинать намного приятнее. Запретить пользоваться машиной подростку, который строчит СМС за рулем, — это логичное наказание.

6. Никогда не отказывайте ребенку во внимании

Дети должны чувствовать, что их любят, о них заботятся и верят, что они хорошие. Оставшись без родительской поддержки, ребенок часто ведет себя отвратительно, чтобы привлечь внимание. Если вы с удивлением слышите, что непокорное чадо уважительно относится к учителям и одноклассникам, это значит, что дома ему комфортно. Возможно, вы будете рады узнать, что ребенку тоже нужно место, где можно разрядиться и поделиться огорчениями. Он дерзит, потому что чувствует себя в безопасности, хотя это не оправдание для плохого поведения.

Настройтесь на позитив, почаще общайтесь с детьми, поддерживайте авторитет и не позволяйте преступать границы дозволенного.

Источник

Ответы на часто задаваемые вопросы, которые возникают у тех, кто столкнулся с неврозами

что делать если ребенок сходит с ума

Передаются ли неврозы по наследству?

Нет, не передаются. Могут передаваться особенности характера, такие как впечатлительность, тревожность, мнительность и так далее, которые при неблагоприятных обстоятельствах облегчают возникновение невроза.

Можно ли вылечиться от невроза навсегда?

Может ли сексуальная неудовлетворенность быть главной причиной невроза?

Да, может, но сейчас, как основа невроза, практически не встречается. Роль секса чрезвычайно переоценена, когда речь идёт о возникновении невротических переживаний. Это обусловлено вкладом Зигмунда Фрейда в разработку причин и механизмов невроза.

Почему физкультура полезна при неврозах?

Вылечить невроз с помощью физкультуры вряд ли получится, но в качестве вспомогательной составляющей физическая активность очень полезна. Происходит расходование гормонов стресса (адреналин, кортизол) и расслабление мышц, это будет способствовать общему успокоению. Вы как бы будете спускать пар.

Влияет ли невроз на продолжительность жизни?

Скорее нет, чем да. Но, если исключить тот факт, что страдающие неврозом больше заботятся о себе и ведут более здоровый образ жизни. Это как раз способствует большей продолжительности жизни.

Что будет, если я не буду лечить невроз?

Вы не умрёте и не сойдёте с ума. Но вот качество вашей жизни может существенно снизиться. Оставаясь физически и психически здоровым, человек, страдающий неврозом, может заполнить свою жизнь огромным количеством ограничений, тревожных и депрессивных состояний.

Какой невроз самый страшный?

Тот, который запущенный. Чем дольше человек страдает неврозом, тем тяжелее и длительнее приходится его лечить. Если человек заболел, например, меньше 2-х месяцев назад, то для лечения может быть достаточно 3-4 встреч. При прочих равных (возраст, интеллект, мотивация, продолжительность заболевания, неблагоприятный фон) легче всего поддаётся лечению паническое расстройство, а тяжелее всего – ОКР. Социофобия может не так отравлять жизнь как панические атаки, но от неё гораздо тяжелее избавиться до конца, особенно, если она с подросткового возраста.

Можно ли от невроза сойти с ума?

Когда надо начинать лечить невроз? Когда заканчивать? Как долго надо лечить невроз?

Начинать лечить – чем раньше, тем лучше. Как минимум, если симптомы становятся регулярными на протяжении двух месяцев, лучше быстрее обратиться к психотерапевту. Когда заканчивать – более сложный вопрос.
Приведу в пример ситуацию: возьмём человека со средней степенью тяжести невроза, которому, например, понадобится 8 встреч. Первые две недели – два раза в неделю, далее – один раз в неделю, то есть общий курс продлится полтора-два месяца. Чаще всего уже к четвёртому занятию симптоматика существенно спадает. Постепенно симптомы волнообразно уходят. Через два месяца их уже или нет, или остаются их отголоски, которые проявляются всё реже и становятся менее интенсивными. То есть, когда симптомы прошли или наметилось их стойкое отсутствие, можно думать об окончании лечения. Однако бывает так, что симптомов нет, но человек какое-то время продолжает посещать психотерапевта, чтобы оптимизировать качество своей жизни, сделать себя более стрессоустойчивым и тем самым предотвратить повторное появление невроза. Резюмируя: прекращать лечение оптимально, когда симптомы ушли совсем или когда их так мало, что они уже не влияют на жизнь, кроме того решены вопросы, которые могут поддерживать невроз или его провоцировать.

Невроз лучше лечить в больнице или амбулаторно?

С моей точки зрения, в подавляющем большинстве случаев невроз лучше лечить амбулаторно. В больницу (например, в клинику неврозов) имеет смысл ложиться, только если человек совсем не может вести нормальный образ жизни из-за постоянной тревоги и выраженного сниженного настроения. В больницах могут назначить препараты в капельницах, которые позволят немного прийти в себя. В стационаре врачу проще определить эффективность препаратов, так как пациент находиться под постоянным наблюдением. В амбулаторных же условиях врач должен быть гораздо более осторожен, чтобы «не перегрузить» пациента. Однако не всегда в стационаре можно получить полноценное психотерапевтическое лечение. Тем не менее, для некоторых это выход, чтобы облегчить состояние. Ещё одной причиной лечь в больницу может быть неблагоприятная обстановка дома.
Если вы оказались в больнице, избегайте бесед на тему, кто как заболел, а то рискуете лечить одни страхи, а выйти с другими.
Амбулаторное лечение предпочтительнее, так как избавление от невроза требует освоения техник, которые необходимо отрабатывать в реальной жизни. Если возникнет необходимость, успокоительные препараты вам назначат и так. Плюс: вы сможете не выключаться из своей обычной жизни на несколько недель.

Можно ли вылечить невроз без таблеток?

Есть ли таблетки от невроза?

Нет. Препараты (транквилизаторы, антидепрессанты, малые нейролептики), которые используются при лечении тревожных расстройств, направлены на уменьшение симптомов, а не на причину или механизмы невроза.

Что самое страшное в неврозах?

Будучи физически и психически здоровым человеком, вы не будете использовать свой потенциал и реализовывать возможности, и жизнь будет проходить мимо.

Если у меня невроз, стоит ли об этом рассказывать, поймут ли меня?

К сожалению, скорее всего, понимания вы не встретите. Люди, которые никогда не испытывали панических атак, страха и тревоги в ситуациях, которые им кажутся обычными (самолёт, метро, парикмахер, концертный зал, выступления, стояние в пробке), не способны понять, как можно так сильно волноваться в совершенно безопасных ситуациях и не иметь возможности «взять себя в руки». Поэтому имеет смысл сообщить о том, что с вами происходит, только тем, кто активно участвует в вашей жизни или живёт рядом. Чтобы у них была возможность если не понять, то хотя бы принять те ограничения, которые внёс невроз в вашу жизнь. Чтобы они понимали, чем могут вам помочь, и не добавляли своими переживаниями, раздражением или нотациями ещё больше тревог. При этом не следует бояться, что кто-то узнает о ваших проблемах: ваше поведение может быть непонятно окружающим, но, так как вы всё равно будете контролировать себя, никто не решит, что вы какой-то ненормальный. Неврозы достаточно распространены, поэтому нередко люди находят понимание у тех, про кого никогда бы не подумали, что встретят в них поддержку.

У какого специалиста лучше лечить невроз?

У врача-психотерапевта. Я не случайно уточнил, что у врача, потому что, к сожалению, психологи часто именуют себя психотерапевтами. Вам нужен врач, который владеет психотерапевтическим методами лечения неврозов. Если вы хотите по-настоящему вылечить невроз, а не только сгладить симптомы, то невролог или психиатр не подходят.

Может ли невроз пройти сам по себе?

Да, может. Но если симптомы нарастают и не проходят более одного месяца, то вряд ли.

Надо ли заниматься профилактикой невроза?

Не думаю, что надо заниматься профилактикой какого-то заболевания прицельно, если ваша наследственность не отягощена этим заболеванием – нет смысла думать о том, чего нет. А вот вести здоровый образ жизни стоит, и всё! Старайтесь не плевать на качество своей жизни, не загоняйте себя, не накапливайте стресс, постарайтесь сбалансировать жизнь, чтобы в ней был отдых, здоровый сон, интересная деятельность, приятное общение, достаточная физическая активность. Сведите до минимума количество конфликтов, алкоголя и не употребляйте наркотики. Тогда шансы появления невроза в вашей жизни существенно снизятся.

Психическая травма может вызвать невроз?

Да, может. Хотя часто невроз наступает, когда тяжёлый период позади.

Обязательно ли заниматься воспоминаниями из детства, чтобы вылечиться от невроза?

Необязательно. Информация о детстве нужна, чтобы выяснить особенности личности, которые поспособствовали возникновению невроза, определить привычные способы реагирования и мышления. То есть механизм «что-то из детства вспомнил, психотерапевту рассказал и невроз прошёл» – не работает.

Нервная анорексия – это невроз?

Нет, при нервной анорексии совершенно другой механизм возникновения и развития. Этот диагноз относится к расстройствам пищевого поведения и по механике близок к зависимостям.

Может ли алкоголизм привести к неврозу и наоборот?

Да, может. Нередко первый приступ паники у страдающих алкоголизмом происходит на фоне абстиненции (на следующий день после злоупотребления). Иногда после такого приступа человек прекращает пить.
Ситуация наоборот, когда с помощью алкоголя человек, страдающий неврозом и социофобией, снимает свою зажатость и страх, и начинает делать это регулярно.

Какой вид психотерапии самый эффективный при неврозах?

С нашей точки зрения, когнитивно-поведенческий подход – лучший. Он начал разрабатываться в середине 20-го столетия. Проведено огромное количество исследований его эффективности, отработаны техники. Подход базируется на научной основе, и за короткий отрезок времени с его помощью можно помочь изменить человеку многое. Но это не значит, что он единственный действенный, представители других психотерапевтических школ тоже проводят эффективное лечение. Здесь – как в хирургии: скальпели могут быть разной формы, главное – грамотность, ум, опыт, навыки хирурга и желание помочь.

Источник

Кризис 7 года жизни

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *