что делать если замироточила икона дома

Замироточила икона. Что это такое и что предпринять?

В храмах и монастырях, в домах православных верующих, в других местах люди сталкиваются с удивительным событием: замироточила икона! Что это такое? Как понимать такое явление? От Бога оно или от Диавола? Давайте попробуем разобраться.

Начать стоит с того, что же собой представляет мироточение икон. Что это за явление? Речь идёт о том, когда на святынях появляется жидкость. Она может быть разного цвета, вида и консистенции.

Количество исходящей жидкости тоже бывает различным. На некоторых образах появляются небольшие капли, на других – жидкость течёт потоком.

Как правило, жидкость благоухает, как и священное миро. Запахи бывают различными. Иногда явственно ощущается запах тех или иных цветов, иногда – пахнет карамелью, в ряде случаев – чувствуется запах ладана. Впрочем, все запахи, источаемые иконами, достаточно приятны. Бывает, что запаха от жидкости нет.

Зачастую запах от святынь схож на благоухание мира, применяемого при таинстве миропомазания. Однако стоит отличать священное миро от жидкости при мироточении. Миро, используемое в православных храмах, состоит из растительных масел, благовонных смол и душистых трав. Количество ингредиентов зачастую доходит до 50 единиц.

Состав жидкости, исходящей от святыни, отличен от мира. Поэтому название «мироточение» условно.

Что означает термин «святое миро»

В основе термина «мироточение» лежит слово «миро», которое дословно переводится с древнегреческого языка как «масло, имеющее аромат». Православные христиане освящают с его помощью новые храмы, а также используют во время таинства миропомазания. Само изготовление миро – это священный ритуал, уходящий корнями во времена бытия двенадцати апостолов.

По канонам Русской православной церкви перед началом создания ароматного масла необходимо получить благословение патриарха. Процесс изготовления происходит очень редко (раз в несколько лет), сопровождаясь торжественным песнопением и вознесением множества молитв Богу. Сразу по окончании производства святого миро пахучую жидкость разливают по емкостям, надежно запечатывают, а затем развозят по церковным округам.

Иконы, которые мироточат, выделяют именно эту маслянистую субстанцию. Она может быть разного цвета и консистенции. Когда говорят, что «лики плачут кровью», не имеют в виду конкретно ее. Красный оттенок появляется из-за примеси красок с соответствующим пигментом, которые были использованы при написании образов. Иногда миро появляется немного, но случается, что святыня прямо «умывается» им.

Так говорит наука: иконы мироточат из-за природных явлений

Научное объяснение феномену мироточения икон также существует. Все версии, предлагаемые учеными, можно разделить на следующие:

Видеоролик: Чем плачут иконы. Анализ жидкости. На 2 минуте 21 секунде журналист-ведущий программы говорит том, что статус мироточивой икона может получить поле научного заключения и по решению специальной комиссии РПЦ.

Русская Православная Церковь принимает во внимание мнение ученых в процессе установления факта мироточия икон. При этом признание его или же непризнание напрямую зависит от соответствия его Церковным Канонам.

Что же касаются научного сообщества, то многие его представители весьма скептически настроены к периодически появляющимся в сообщениях прессы о мироточении икон.

Почему мироточит икона

Чудо мироточения упоминалось еще в Евангелии. Согласно Святому Писанию, ароматное масло выделялось на останках апостола Филиппа, Иоанна Богослова и Федота. Выявить закономерность, почему «плачет» та или иная святыня, до сих пор не удалось. Очевидцы рассказывают о появлении миро не только на древних церковных образах, но также на домашних иконах. Объяснить это явление пока что не под силу никому, однако христиане точно знают – это знамение, которое им посылает Всевышний. Одни связывают его с добрыми вестями, другие видят предупреждение о грядущих несчастьях.

К чему мироточат, плачут иконы в церкви, дома: народные приметы

Толкования примет:

Видео «Почему мироточат иконы?»

В этом видеоролике представлено мнение одного из протоиереев.

Точка зрения служителей церкви

Богословы, изучающие мироточивые образы, не могут дать конкретного ответа, почему происходит это явление. По их мнению, Всевышний избирает определенную святыню, через которую посылает людям особое Божественное Знамение. Священнослужители считают, что символом проявления Воли Господа является также благоухание, исходящее от маслянистой субстанции. Оно, как и масло, обладает исцеляющими свойствами.

Смысл выделения миро зачастую понятен церковникам не сразу. Однако по характеру мироточения можно судить о грядущих событиях. Так, жидкость, истекающая из глаз иконы, свидетельствует о скором несчастье. Маслянистые капли означают доброе знамение. А вот «кровавые слезы» сулят тяжелые испытания.

Несмотря на исцеляющие свойства ароматного масла, сами святыни редко признаются чудотворными.

Мнения скептиков

Скептически настроенные люди опровергают Божественное вмешательство и стараются найти логическое объяснение чудесному явлению. На их взгляд, субстанция, выделяемая святынями, вовсе не миро, а конденсат или древесная смола. Доля правды в словах скептиков присутствует, ведь история знает много случаев фальсификации. Однако пахучее масло появляется не только на оригинальных иконах. Существует немало свидетельств, когда мироточили бумажные копии, металлические лики, мозаики, фрески или литографии.

Научное объяснение

Ученые также пока что не нашли четкого объяснения, почему «плачут» святыни. В исследованиях они не раз рассматривали гипотезу, приведенную выше. Однако после ряда анализов было доказано, что мироточение не связано с химическим составом древесины, на которой изображен святой лик. Также исследователи не нашли взаимосвязи между святыми, нарисованными на полотнах, возрастом икон, их месторасположением, а также материалом, из которых те изготовлены.

Физическим законам мироточение тоже не всегда подчиняется. Случалось, миро текло по направлению снизу вверх или стекалось к центру от боков святыни. Единственное, что нашло научное подтверждение – состав жидкости. Несмотря на разный цвет, консистенцию или маслянистость, субстанция является полностью органической и похожей на человеческую слезу. Подробный анализ показал большое количество белка, который способно выработать только живое существо.

Что было сделано раньше?

Большинство доступных научных исследований мироточащих предметов культа (прежде всего, икон и статуй) построено на определении состава вещества с использованием различных методов спектрометрии и хроматографии. К примеру, спектрографический анализ жидкости, взятой с деревянного распятья в австралийском городе Маунт Причард (штат Новый Южный Уэльс), показал, что по своему составу она схожа с оливковым маслом. Скульптура Девы Марии Гваделупской в г. Хоббсе (США) в 2021 г. обильно выделяла из глаз ароматические масла (по предварительным оценкам, до 500 мл). Исследование 5 мл жидкости показало, что «слезы» также имеют состав оливкового масла, но с приятным запахом [].

Интерес к мироточению в РПЦ существует столетиями и связан с широко известными мироточивыми главами Киевско-Печерской лавры. Их изучение началось еще как минимум в XIX в. В 1846 г. профессор Ф. Г. Солнцев насухо вытер сукном одну из мироточивых глав и сосуд, в котором она помещалась, «обвязал все это протечной бумагой и запечатал». Комнату с главой тоже запечатали. На следующий день профессор обнаружил в сосуде миро. Биохимические исследования вещества мироточивых глав в 1988 г. провели И. А. Концевич, Ю. В. Хмелевской и И. И. Бобрик из Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца (Киев, Украина). Они установили, что субстанция неизвестной природы, взятая из чаш с мироточивыми главами № 4, 9 и 26, — во всех трех случаях высокоочищенные масла (триглицериды высших жирных кислот), не имевшие в себе примесей свободных кислот. Это подтверждалось отсутствием реакций этерификации (в частности, метилирования). Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность свидетельствовала об отсутствии ионизированной среды. Не было выявлено неорганических фосфатов и ионов аммония, что указывало на отсутствие процессов распада органических веществ, содержащих азот и фосфор. Исследование содержания белка (по Лоури) проводилось в водных вытяжках. Выяснилось, что образец № 26 содержал 20 мг белка на 100 мл, № 9 — 13 мг и № 4 — 73 мг [].

Образцы вещества, появившегося в 2007 г. на иконах в квартире А. А. Фоминой (г. Северск Томской обл.), были переданы для анализа в лабораторию углеводородов и высокомолекулярных соединений Института химии нефти (ИХМ) СО РАН. Общее количество жидкости, образовавшейся на иконах, оценивалось в 30–50 мл. Исследование включало элементный анализ, ИК-, УФ-, 1H-, 13С-ЯМР-спектроскопию, газожидкостную хроматографию (ГЖХ) и ХМС, а также определение молекулярной массы. Вещество было идентифицировано как смесь жиров типа оливкового масла с различными примесями, в том числе витамина Е (С29H53O2), который содержится в растительных маслах. Инфракрасные спектры оливкового и кукурузного масла на 95–96% совпадали со спектрами собранного мира []. Исследованный образец состоял из смеси органических соединений различного строения. В нем отмечались небольшие концентрации углеводородов нормального строения (данные ГЖХ и газовой хроматографии с масс-спектрометрией — GC-MS-анализа), а также значительные количества кислородсодержащих соединений: 2,4-декадиеналь (цис

— и
транс
-изомеры), фарнезол, токоферолы, стигмастерол и др. (данные элементного анализа, ИК-, ЯМР- и GC-MS-исследований). Однако следует учесть, что в образце могло содержаться больше соединений, чем удалось идентифицировать, в связи с особенностями их физико-химических свойств (низкой летучести, высокой температуры кипения и др.) []. Таким образом, довольно часто вещества с поверхности иконы представляют собой органические масла и бывают близкими по составу ароматизированному подсолнечному, оливковому или кукурузному маслу. Органические соединения, входящие в их состав, могут слегка отличаться, поэтому и вещества с разных икон также различны. Часто определяемые масла не принадлежат нефтяному ряду, т.е. они не минеральные []. В свою очередь, лампадное масло чаще всего состоит именно из минеральных масел, а на поверхности икон в большинстве случаев, наоборот, обнаруживаются органические масла (рис. 2).

Сравнение ИК-спектров мира и лампадного масла. Северск, 2007 г. []

Как уже упоминалось, собирательным термином «мироточение»

называют сходные по своей структуре процессы и явления. За миро могут приниматься специфические выделения плесневых грибов (или некоторых микроорганизмов) []. В этом случае состав возникающих на иконах или иных предметах культа жидкостей должен отличаться от масел. Так, пробы бесцветного маслянистого вещества, взятые в 2006 г. в квартире А. А. Пимоновой (г. Томск), изучались в ИХН СО РАН. Анализы показали, что субстанция представляла собой смесь нормальных алканов (C22—C35) с максимумом распределения, приходящимся на соединения состава C26—С29, а также фталатов и жирных кислот (пальмитиновой, стеариновой, арахиновой, линоленовой, акролеина и сквалена). Данные, полученные методом ИК-спектрометрии, подтвердили присутствие в пробе жирных карбоновых кислот [].

Рис. 3.
Химическая идентификация веществ, присутствующих в образце из Бреста, 2015 г.
1
— пальмитиновая кислота,
2
— стеариновая кислота,
3
— миристиновая кислота,
4
— производные фталевой кислоты []

Аналогичные исследования мы проводили в 2015 г. с веществом, которое выделилось из-под наклеек, используемых в современном православии при освящении квартир (г. Брест, Беларусь) []. Анализы показали, что данный образец содержал фталаты, эфиры и ангидрид фталевой кислоты (целая фракция), глицерин, некоторые силикаты и другие соединения (рис. 3). Из них отдельные соли и эфиры фталевой кислоты могли входить в клеевую основу наклеек и служить субстратом для развития плесневых грибов (рис. 4).

Микрофотографии образца из Бреста, 2015 г. Окраска по Паппенгейму.
а–в
— гифы гриба, объектив ×5;
г
— спорангий, объектив ×20 []

Еще с советских времен упоминаются анализы крови и мира, взятые с кровоточащих икон или крестов. Однако сами анализы в литературе не приводятся, лишь утверждается, что в том или ином случае удалось обнаружить вещество, состоящее из «смеси кармина с глицерином» или из «смеси разных химических веществ». В средневековой Италии, где кроваво-красные пятнышки нередко появлялись на церковных тканях и хлебах, их расценивали как «капли крови Господа». В 1914 г. подобные выделения с иконы Христа из г. Мирабо-ен-Пуату (Франция) проанализировали в лондонском Институте Листера и установили, что это — не человеческая кровь. Точный состав определен не был, но в собранном материале удалось обнаружить «микроорганизм, обычно встречающийся в застойной воде» []. Один из главных претендентов на роль «чудесной бактерии» для различных исторических случаев подобного рода — серрация Serratia marcescens

[]. Л. Гарлашелли из отдела органической химии Павийского университета (Италия) поставил ряд опытов, которые подтвердили, что и за современные случаи кровоточения евхаристического хлеба (икон и статуй) могут приниматься специфические выделения этой самой бактерии [] (рис. 5). Й. Каллен, студентка-медик из Университета Джорджа Мейсона (США), обратила внимание, что многие чудеса с появлением «крови» происходят с мая по сентябрь, с «драматическим пиком» в июле. В это время устанавливается теплая и влажная погода. Такие условия хорошо подходят для развития
S. marcescens
[]. И все же, несмотря на то что эта бактерия чаще других называется при детальном описании подобных случаев, есть упоминания и о других «подозреваемых» — о красной плесени
Neurospora crassa
, о некоторых видах
Halobacterium
, об одном из родов одноклеточных пигментированных дрожжей
Rhodotorula
, а также о кокках и дрожжеподобных грибках [, ].

Евхаристический хлеб после инокуляции красной пигментированной бактерией
Serratia marcescens
:
а
— через 12 ч после инкубации,
б
— через 24 ч.

К сожалению, многие случаи мироточения по разным причинам не подвергались полноценному научному исследованию. Более того, часто в околоцерковных источниках циркулирует обрывочная информация о якобы проведенных исследованиях, реальность и достоверность которых сложно установить. Ярким примером может служить знаменитый случай с монреальской иконой Иверской Божьей Матери, которая мироточила в течение 15 лет и даже была признана Архиерейским синодом РЦП за границей чудотворной. Со слов ее обладателя — преподавателя истории и исследователя иконописи И. Муньоса Кортеса, анализ проводился неким «ученым из Майями», который при этом изучал не выделяемое вещество, а саму икону. В результате он установил, что икона написана на обычном еловом дереве и масло поступало «не с задней стороны и не из самого дерева, на котором она была написана». Очевидно, что такое «исследование» мало о чем говорит. Ватку с образцом «мира» монреальской иконы присылали и специалистам экспертной группы, однако вещества для проведения полноценного анализа оказалось слишком мало.

Мироточение прошедших веков

Тайна «плачущих» святынь занимала умы православных христиан начиная с раннехристианского периода. Как уже говорилось, мироточение описывалось еще в Святом Писании. Также оно упоминалось и в апокрифах, непризнанных церковью.

Впервые о чуде сообщил византийский хронист Иоанн Скилица, датирующий чудесное явление 1040 годом. После Крещения и Русь узнала о мироточивых иконах. Одна из записей принадлежит перу Дмитрия Ростовского – епископа Русской православной церкви, которая подтверждает, что «плачущие» образы встречались уже в VII столетии.

История мироточения

Любопытно, что до XX века такие явления были большой редкостью. Историкам известно всего лишь о шести (!) случаях мироточения икон Пресвятой Богородицы в период с Рождества Христова до конца XIX века.

В XX столетии ситуация кардинально изменилась. По непонятным причинам, количество мироточений возросло в разы. Мироточат иконы в храмах и домах по всей России. Значительно больше случаев мироточения наблюдается и в других странах.

Как и ранее, так и сейчас иконы обычно начинают мироточение в основном в постные дни. Кроме того, считается, что мироточение икон – не к добру. Существует множество свидетельств о массовом мироточении икон перед мировыми трагедиями.

Мироточения последних десятилетий

До ХХ столетия случаи с мироточением святынь встречались редко. Однако к концу 90-х годов появилось множество сообщений о том, что массово «заплакали» Державные иконы Божией Матери. Первой замироточил лик в соборе Николо-Перервинского монастыря. Далее весть пришла из Успенского храма, где капельки миро появились на лике Казанской Богородицы.

Когда в 2004 году чудо случилось с иконой Тихона Задонского, мир узнал об авиакрушении пассажирского лайнера ТУ-154, унесшим жизни сотни людей. Знамение также снисходило перед Бесланским терактом и военным противостояниям на Донбассе.

Однако не только Россия богата на чудеса. Так, Иверский образ Богородицы, украшающий Монреальский собор, непрерывно мироточил 15 лет. А 2009 год запомнился «кровавыми слезами», которыми «заплакала» икона «Умягчения злых сердец» во время богослужения в Севастопольском храме.

Популярные гипотезы

В Древней Руси иконы все же плакали, но редко. Первое упоминание о явлении появилось на временном отрезке с 11 по 18 век. Затем в Петербурге случился сеанс мироточения с разоблачением, в котором участвовал Петр Первый. В 1917 году революционеры обесценили святыни. Их спрятали в заказниках и музеях.

С приходом 90-х образа начали доставать. Радостью домашнего чуда делились в СМИ, а потом в интернете. Единичные случаи мироточения вызывали удивление, прилив веры. Люди потянулись к церкви, которая давала надежду на лучшее. Иконы стали мироточить чаще. Новое тысячелетие ознаменовало беспрецедентное чудо — заплакала репродукция.

Невероятный случай потребовал объяснений явления в целом. По первой гипотезе, масло попадает на образа механическим путем.

Способы, которыми их заставляют плакать:

П. Флоренский за время работы в комиссии по описанию чудес сделал вывод о том, что иконы не мироточат. Масло оседает на их поверхности.

Другую гипотезу выдвинули белорусские ученые. По их предположению, мироточение вызывают грибки. Эксперты организации по исследованию аномальных явлений «УфоКом» проводили анализ мироточащего образа под микроскопом и обнаружили гифы грибка. Но установить его вид не удалось.

Третья версия — полтергейст. Исследователи паранормальных явлений «УфоКома» отмечают, что мироточение, как и полтергейст, происходит в домах людей с психическими отклонениями и тяжелыми физическими заболеваниями. Жительница поселка Клин-9 страдала церебральным арахноидитом, сопровождающимся эпилептическими припадками. У жительницы Витебска образ замироточил во время обострения онкологического заболевания легких. Другие владельцы страдали от цирроза печени, астмы.

Оба явления объединяет то, что они проявляются в определенном месте в присутствии конкретного человека. Образа мироточат при владельцах. Хозяева сопровождают святыни после объявления об их чудотворности. Все гипотезы основаны на предположениях и субъективных выводах. Некоторые случаи не подходят ни под одну из них.

Какие иконы сейчас мироточат в России

Православные верующие чтят мироточивые образы, как чудотворные, хотя не все они таковыми являются. Прихожане стремятся приложиться к святыням, моля об исцелении или иной помощи. Со дня крещения Руси история знает более тысячи «плачущих» икон, большинство из которых – лики Пресвятой Девы Марии. Больше всего святынь находится в Москве:

Приметы мироточения

Чудо совершенно не вписывается в мировоззрение, которое подают народу научные работники. Глубоким и многочисленным грешникам невозможно понять этот мистический процесс, ведь они рассматривают его, опираясь на ограниченность способности различения. Бессильна обыкновенная логика, когда речь идет о божественном промысле, поэтому православный народ и обращается к вере, способной привести душу в безмятежное состояние.

Интересно! На проявление феномена не оказывает влияния ни возраст реликвии, ни уровень профессионализма при создании, ни место расположения. Елей выделяют старинные и новосозданные лики, написанные с использованием масляных красок, металлические, напечатанные в типографии, даже фрески.

В ходе истории сложились особые приметы:

Научное сообщество не в силах дать ответ на вопрос о самой сути процесса выделения благоухающего миро из церковных полотен. Ученые принимали в расчет практически все внешние физические обстоятельства, которые потенциально могли стать причиной этого таинственного явления. Исследовательская экспертиза обращала внимание на лампадные масла, находящиеся рядом с «плачущим» ликом, масляные следы, оставленные от прикосновения и целования прихожан и т.п.

Известны случаи, когда миро текло вверх или поперек, нарушая естественные законы физики.

Что делать, если мироточит икона дома

Образы могут «плакать» не только в храмах. Нередко мироточение случается и дома. Почему так происходит, не может ответить никто. Священнослужители приписывают это чудо Всевышнему, который таким образом шлет человеку послание или предупреждение.

Не стоит бояться, если замироточила домашняя икона, ведь в большинстве случаев это хорошее предзнаменование.

Если образ «заплакал», не нужно вытирать с него миро. Относиться к такому явлению стоит с честью, так как Господь выбрал именно вас стать свидетелем сего чуда. Помолитесь перед святым ликом, вознесите хвалу, попросите помощи. Однако делайте это уважительно, искренне, отринув мыслями от всего мирского.

Мироточение икон – явление, до сих пор до конца не изученное. Исследователи древностей, священнослужители и ученые сообща трудятся над разгадкой этого чуда. Пока что можно сказать одно: появление святого миро на образах – знамение Божие, призванное предупреждать о грядущих событиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Может ли мироточить домашняя икона

Явление чаще происходит с домашними образами. В советское время они тоже плакали. О феномене не распространялись в СМИ. С конца 80-х годов 20 века явление стало массовым.

Особенности домашнего мироточения:

Факты мироточения бумажных репродукций и даже ксерокопий также подтверждают связь явления с жилищем. Соседние бытовые предметы иногда тоже покрываются маслом.

Что такое мироточение икон?

Мироточение икон – это чудесное выделение на святых образах маслянистого вещества, мира. Оно источает благоухание и почитается чудотворным. Это масло не стоит путать со святым миром. Святое миро – специально приготовленная ароматная смесь из масел и смол Она используется в христианских священнодействиях (например, в Таинстве Миропомазания).

Чудотворное миро может обладать самыми разными свойствами, быть темным или светлым, более или менее вязким. Отличаться может и характер мироточения. Иногда оно обильное, струящееся, похожее на маленький ручеёк. В некоторых же случаях миро выступает едва заметными капельками. Мироточение икон вызывает дискуссии в обществе. Одни считают это чудом и Божьим знамением. Другие настроены скептично и пытаются понять, может ли иметь мироточение икон научное объяснение.

Источник

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Мироточение — это чудесное явление в христианском мире, когда на иконах или Святых мощах появляется миро (масляная влага). Миро благоухает. Верующие почитают это знамением от Господа.

Клин-9: запах и трепет

В военном городке Клин-9 в 2001 году у пожилой женщины дома замироточили иконы. И не одна или две, а абсолютно все! Телевидение, пресса: пройти мимо такой «картинки» тогда мог только ленивый, неважно, верующий или неверующий. Корреспондент «НС» Наталья БЕССОНОВА, в то время юная неофитка, побывала в паломничестве у мироточивых икон.

что делать если замироточила икона дома

У Валентины Жучковой я была в 2003 году. Мироточение икон в ее квартире тогда только началось, но о нем было уже широко известно и за пределами Московской области. Поехать мне посоветовал мой духовник — для укрепления веры. Он предложил взять с собой из дома икону. Как мне рассказали перед поездкой — у некоторых людей привезенные иконы начинают мироточить еще в руках, когда они только заходят в квартиру, но это редкий случай. Всем остальным Валентина сама их помазывает ваткой с миром.

Итак, я собралась ехать. Ко мне присоединилась скептически настроенная подруга и один иеромонах, насельник подмосковного монастыря. Батюшка уже бывал у Валентины, оставил у нее свою икону и теперь хотел ее забрать назад. По дороге в машине мы обсуждали мотивы нашей поездки. Что нами движет? Любопытство? Да. Желание обладать личным «домашним чудом» — мироточащей иконой? Да. Хорошо это? Нет. Так что же мы едем? «Чудо, как началось внезапно, так может и закончиться — а мы потом будем жалеть, что не видели все своими глазами, хотя могли — вот поэтому и едем», — оправдывались мы друг перед другом.

Сладкий цветочный запах мы почувствовали, когда еще только приблизились к блочной пятиэтажке, во втором подъезде которой и находилась необычная квартира. В подъезде и вовсе стоял такой аромат, что воздух казался густым. От запаха и трепета перед встречей с чудом кружилась голова. Валентина приветливо нас встретила, меня и подругу провела в гостиную комнату и включила посмотреть фильм «Клинское чудо», где она рассказывает, как все началось, а сама пошла с батюшкой искать его икону.

Из фильма мы узнали, что Валентина — учительница в школе, муж ее военный. Жили они и забот не знали, пока у Валентины не обнаружили неизлечимую болезнь. Она начала ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Великим постом, который, как она думала, станет для нее последним, на Страстной седмице и началось мироточение. Сначала одна иконочка, потом другая, потом все иконы в квартире, потом люди начали приносить иконы из своих домов — просили поделиться чудом — и они тоже мироточили. Ее духовник, местный батюшка, не сразу поверил, но когда увидел своими глазами — сдался. Иконы мироточат. Факт. Так она и живет с тех пор в «режиме чуда». И, кстати, болезнь у нее бесследно исчезла.

что делать если замироточила икона домаПосле того, как мы посмотрели «вступительный» фильм, Валентина провела нас в соседнюю комнату, бывшую спальню, до потолка заставленную иконами. Их было очень много: бумажные, металлические, деревянные; старые и новые. Мироточили все иконы. Разные образы пахли по-разному. Например, иконы блаженной Матроны пахли лилиями не зависимо от того, где стояли и из чего были сделаны. Под всеми иконами лежали аккуратные тряпочки-полотенца и вата, чтобы миро не капало на пол (вату эту Валентина раздавала всем, кто приходил).

что делать если замироточила икона домаБатюшка начал служить молебен, после которого Валентина подвела нас к пластиковой кювете, где в мире «плавала» Иверская икона Божией Матери. Она вылила все миро из кюветы в аптечные пузырьки и подарила их нам, а иконочку протерла, положила обратно и предложила присмотреться к ее поверхности. На полиграфическом изображении появились пузырики-фонтанчики и кювета снова начала наполняться благоухающим составом. Если бы мне кто-то рассказал, что кювета по объему большая, чем икона, может наполниться до краев, я бы не поверила. Но я видела это своими глазами и даже сфотографировала.

Валентина рассказывала, как обновляются старые иконы, как в комнате пахло сырой землей перед террактом 11 сентября, как приходил физик и говорил, что это конденсат в воздухе и смеялся над ней, но когда подержал Иверскую и миро потекло по его рукам — уверовал и крестился, как кричат бесноватые, как исцеляются болящие, и много-много еще историй, страшных близостью духовного мира. Бедная женщина. Я слушала все это и думала, что вот, не приведи Господь, случилось бы такое у меня — я же сошла бы с ума в считанные часы, если не от гордости, так от полной невозможности существовать рядом с постоянным чудом, а она вот держится, смиряется даже как-то.

Хотя вид у нее несколько блаженный. Но поскольку и ситуация, в которой она живет, не рядовая, то наверно ей простителен некоторый восторженный мистицизм… Говорит, что для нее великая тайна, почему именно в этой квартире все началось, и что она не знает, с какой целью Господь все это устроил. Но раз Ему так угодно, она готова принимать бесконечные толпы людей в своей квартире, которая теперь похожа вагон метро в час пик, раздавать всем пузырьки с миром, рассказывать снова и снова, как все началось, и как уверовал физик.

Где-то через час всех этих разговоров и размышлений, осязания и обоняния — мозг отключается в аварийном режиме. Блокируется та его часть, которая отвечает за распознование реальности и анализ происходящего. Начинаешь все воспринимать «как должное». Да, действительно, на вырезанной из календаря бумажной иконе проступила свежая кровь и пахнет она «естественно» кровью; да, а вот потекла капля мира и с моей иконы, привезенной из дома…

Обратно мы возвращались молча. Моя «скептически настроенная подруга» так и доехала до Москвы с открытым от удивления ртом — икона, которую она привезла с собой в Клин, замироточила у нее в руках. После этой поездки девушка стала регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Миро на иконах, привезенных домой, застыло капельками и скоро засохло, но кружащий голову запах держался еще очень долго.

Если судить по плодам, как советует Священное Писание, то нас увиденное укрепило в вере и это плод положительный. Но желания поехать туда вновь нет, потому что страшно. Сверхъестесственность происходящего в Клину очевидна. Но вот от кого это все-таки происходит? От Бога или нет? Не ясно, а потому страшно. Разобраться в этом своим умом не представляется возможным. Страшно ошибиться, так как слишком масштабна будет эта ошибка.

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Спустя семь лет бесконечный поток паломников и зевак в Клину-9 иссяк. Клинское «мироточение» оказалось почти забыто не только журналистами, но и церковными людьми. Почему? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.

что делать если замироточила икона дома

От Москвы более полутора часов на электричке, от станции автобусом в пригород — расположена квартира Валентины Жучковой, «хранительницы» клинского чуда, в военном гарнизоне на самой окраине города. Здесь, налево от проходных, в панельной пятиэтажке уже семь лет мироточат иконы. У входа в подъезд недавно выстроенная часовенка, безлюдно. «Вы на прием? Проходите», — Валентина сама открывает дверь. На вид ей не больше пятидесяти, невысокого роста, голова покрыта платком. — «Вот, это здесь!» — указывает она рукой на дверь комнаты. «Приезжают со всего СНГ, из Канады, из Бельгии, Вашингтона, Нью-Джерси», — объясняет Валентина охотно, но, узнав, что мы приехали не просто «в паломничество», а писать репортаж, становится неразговорчива. «Публикации мне не нужны, журналисты к моим словам постоянно прибавляют тысячи искажений. Мне не нужно рекламы. Я устала за семь лет принимать по пятьсот человек в день. Да и соседи обижаются, не устраивает их все это…». Но поскольку, сегодня кроме меня, других посетителей нет, Валентина Михайловна рассказывает, как семь лет назад у нее дома «заплакали» иконы.

«За много лет я убедилась, что миро появляется не из икон, а сходит как облако. Происходит это незаметно», — объясняет Валентина Жучкова. Практически на всех иконах крупные капли — «миро» повсюду: на ликах, на одежде. У некоторых икон, лежащих в деревянных киотах, капли только снаружи, на стеклянной дверце, но большинство лежат без окладов, и там капли равномерно распределены по всей поверхности. Пахнет чем-то вроде карамели, впрочем, не так сильно, как описывали СМИ семилетний давности. Главная святыня — Иверская икона в открытом киоте — практически полностью погружена в масло. «Эта икона по-прежнему мироточит сильнее всех», — говорит Валентина. «Смотрите. Видите как появляются капли?», — говорит она, доставая икону. (формат иконы не более 15-20 см по диагонали). «Миро» медленно стекает с иконы, и на ее блестящей и влажной поверхности становятся заметны по мере сползания масла вниз несколько вздутий, как бы капель. Чуть позже поверхность начинает покрываться мелкими пузырьками, как бы от воздуха. «Вы видите? А то некоторые смотрят на икону, и говорят: как она мироточит, покажите, я достаю им, мы оба смотрим, я вижу, а он нет! — беспокоится Валентина. — То есть они просто не верят своим глазам, видят и не верят!». Своим глазам я поверил.

«Не является ли это все это подлогом? Нет, не является», — объясняет нам через некоторое время уже в самом Клину протоиерей Алексей Тюков, клирик Скорбященского храма, участник специальной комиссии благочиния по изучению феномена мироточения. Кроме этой комиссии, в компетенцию которой входила богословская и пастырская экспертиза, с «клинским мироточением» работала и экспертная группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата под председательством Павла Флоренского: «Научной экспертизой занималась синодальная группа, и они, как и мы, можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это подделка, у нас нет оснований».

Однако священнослужители, окормляющие приходы клинского благочиния, в разговоре о «чуде» аккуратно подбирают слова: «Мы называем это явление не мироточением, а истечением маслянистой жидкости, — отмечает отец Алексей, — ведь сам по себе факт «мироточения» еще не дает возможности говорить, что это явление от Бога». И такая осторожность не случайна. По Апокалипсису, нет такого чуда, которое не может подделать антихрист. Многое смущает священноначалие в «клинской истории».

что делать если замироточила икона дома

«Здесь происходит множество чудес, обращения, исцеления, — продолжает рассказывать Валентина. — Как пример — моя собственная семья, ее жизнь ведь перевернулась коренным образом. То, о чем я и мечтать не могла, случилось: дочь, которая долго не могла родить ребенка, имеет сейчас четверых детей. Все мои дети были неверующие, а теперь пришли к вере, повенчались, и живут церковным браком».

В квартире с иконами сейчас никто не живет: дети перебрались в Клин, а сама Валентина — в Тверь, где о своем чуде старается не распространяться: «В тамошний храм хожу обычной прихожанкой», — признается она. Раза два в неделю Валентина приезжает в гарнизон, где принимает паломников: мирян, монахов, священнослужителей. На вопросы: «а почему чудо произошло именно у вас?», — скромно отвечает: «Не знаю, наверное, это связано с самим местом, потому что я обычный грешный человек, и не считаю себя достойной по каким-то заслугам этого чуда, я просто хранительница этих икон».

Чудо есть, послушания нет
«Если вы отправитесь к благочинному, он вам такого наговорит, я даже спорить со всем этим не хочу!», — вздыхает на вопрос об отношении местных священнослужителей к чуду «матушка Валентина», как ее на монашеский манер называют иногда паломники.

Семь лет назад между Валентиной Михайловной и пастырями Клинского благочиния возник конфликт. Началось все с того, что после нескольких вопросов священства «хранительница чуда» прогнала пришедшую к ней от благочиния комиссию. «Мы тогда пришли посмотреть, — хотелось все увидеть своими глазами, побеседовать, — рассказывает отец Алексий Тюков, — но вдруг увидели на полках «мироточащими», кроме икон, и весьма сомнительные изображения, такие как портрет Ивана Грозного, какие-то фотографии духовников Валентины. После нашего вопроса о неканоничности изображений Ивана Грозного Валентина Михайловна прервала разговор и попросила нас покинуть помещение. Мы пытались получить хоть какую-то информацию об исцелениях, которые, как она говорила, здесь происходят, но ничего конкретного узнать не смогли. Сама Валентина Михайловна объясняет отсутствие такой информации у нее тем, что ей это просто «не нужно», сперва «как-то записывала», а потом устала, «всего-то не перепишешь!»

С пастырского собрания, на которое ее пригласило местное священноначалие, Валентина ушла сама: «Она обрушилась тогда на нас с бурей критики: почему мы не признаем «ее» чудо, и почему мы не напечатали о нем в церковной газете, когда о других чудесах печатаем, — рассказывает благочинный Клинского округа протоиерей Борис Балашов. — Дело в том, что в поселке Нудоль Клинского района, в храме Преображения Господня тоже замироточила икона. Мы напечатали об этом небольшую заметку в церковном приложении к районной газете. Про Валентинины иконы мы писать не стали, потому что отнеслись к ним с осторожностью, выбрали выжидательную позицию. На собрание мы пригласили Валентину побеседовать, она же с порога стала возмущаться, упрекать нас, обвинять в «неверии».

Настоятель храма в честь преподобномученика Серафима Клинского, расположенного в гарнизоне, священник Игорь Ковалев, чьей прихожанкой до «мироточения» была Валентина, рассказывает, что первое время она приносила ему иконы показывать, однако в храме их «мироточение» каждый раз прекращалось. — «Поначалу в церковь отдавала, но да что их относить, если они там не мироточат?», — резонно замечает теперь Жучкова.

Священник Игорь Ковалев склонен расценивать характер «мироточений» в квартире Валентины как «абсолютно нецерковный». «Из всех людей, кто посетил Валентину в нашем микрорайоне, до этого в церковь вообще не заглядывая, после просмотра «мироточения» в храм пришел только один человек, — говорит он». Учитывая, что храм отца Игоря в военном городке единственный, а посетила квартиру Жучковой чуть ли не большая часть жителей гарнизона, «миссионерский улов» чуда действительно невелик. «Мы никогда никому не запрещали туда ходить, хотя и не благословляли, но сейчас ни один прихожанин в нашем храме не посещает квартиру Валентины, хоть поначалу к ней и стояли огромные очереди, — продолжает отец Игорь. — Сегодня ездить стали гораздо меньше, а многие из тех, кто приезжает, заходят по пути в наш храм, и, поговорив с прихожанами или со мною, обсудив это, часто и вовсе решают не идти в квартиру. И наоборот, те, кто уже возвращается из квартиры, — к нам в храм, как правило, не заходят».

что делать если замироточила икона дома

По наблюдениям местного священства, вокруг Валентины и «мироточивых» икон очень быстро собралась экзальтированная публика. «В итоге все это выразилось в том, что Валентина Михайловна перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться в храмах нашего благочиния, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. Это, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — считает благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».

«Чудо ради чуда — бессмысленно. Бог не действует просто так, Он всегда имеет очень определенную цель в плане спасения человека. А, попадая под авторитет Валентины, люди, увлеченные ее харизмой, получают неверное представление о Боге, о духовной жизни, — говорит отец Алексий Тюков. — Например, одному нашему прихожанину Валентина сказала, что «к батюшке приходить не нужно, причащение тебе не поможет». Мы, конечно, не можем от каждой бабушки требовать высот аскетического трезвомыслия, и, действительно, сами не можем с уверенностью сказать что-либо о природе «клинского чуда», но если есть чудо, но нет послушания, а напротив — скандалы, разделения, нас, как пастырей, это настораживает и определяет наше отношение к этому «чуду» как в высшей степени осторожное. Плод духа — это мир, а не разделения. Поэтому мы не благословляем своих прихожан посещать эту квартиру. Не хули и не принимай, если не можешь со стопроцентной уверенностью определить, какого духа это чудо — это древний святоотеческий принцип по отношению к «чудесным» явлениям. Им мы и руководствуемся».

Валентина подтверждает, что не ходит в храм, где не верят в «ее» чудо. Ее нынешний духовник живет далеко, в Почаевской лавре, и, как она говорит, это он посоветовал ей не давать никаких интервью. Но пока мы прощаемся, уже в дверях, она, без каких-либо вопросов с моей стороны, вспоминает про «различные подходы в Церкви к одним и тем же вещам», а если конкретнее, то про наболевшее: «Я вот никаких паспортов с чипами, никаких карточек брать не собираюсь — заявляет она. — Я ведь и от пенсии отказалась, и ото всех льгот. Для меня так легче. Зачем я под номером буду ходить? Я под именем своим хочу! Сейчас про Диомида говорят, что мол, это раскольник, он мол такой-сякой… А он ведь здесь был, и был не один раз! И хотя бы один епископ был таким, как он, так бы мнение свое высказывал, это же мученик просто!»

«Вы думаете почему иконы плачут?» — спрашивает она в последний момент, и сама же отвечает на свой вопрос: «Может именно потому и плачут, что вокруг все «зачипированно», везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!» Возможно, сама того не заметив, Валентина Жучкова сказала «мы». Только вот кого она имела в виду под этим «мы»: себя ли, пастырей благочиния, еще кого-то или всех вместе, осталось загадкой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *