что делать на литургии в храме

Как проходит литургия в Православной Церкви

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Литургия – это главное христианское богослужение, во время которого происходит главное таинство – Евхаристия: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы. Перед началом службы прихожане пишут записки о живых и уже ушедших в мир иной. Этот обычай хорошо известен невоцерковленным людям, но смысл его часто остается «за кадром». Суть в том, что во время службы верующим предоставляется возможность несколько раз помянуть своих сродников и друзей, и записки – это одна из таких возможностей.

Начинается Литургия верных. Дары с жертвенника переносятся на престол. Священник втайне молится, чтобы Господь сделал его достойным совершать это великое Таинство. В это время хор поет песнопение, которое называется Херувимская песнь. Потом священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После чего они совершают Великий вход в алтарь.

Раздается призыв возлюбить Святую Троицу, и верующие поют «Символ веры», которые напоминает о том, в чем состоит надежда и упование Церкви. Затем начинается «Святое Возношение». Верующие кланяются, благодарят Господа за все его блага и милость Его. Священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Своего Святого Духа на людей в церкви и на Предложенные Дары. Также возносятся молитвы, чтобы верующие укрепились в добре, чтобы Бог позволил им обращаться к Себе со своими нуждами. Вслух священник благословляют присутствующих, и начинается просительная ектения. Поется молитва «Отче наш» всеми присутствующими.

Пока причащаются священнослужители, поется так называемый Запричастный канон. Наконец открываются Царские врата. Выходит священник с Чашей в руках, произносит особую молитву, причастники подходят, сложа руки крестообразно на груди и называя свое имя. После Причащения верующим дают запивку (вино, смешанное с горячей водой). Это нужно для того, чтобы во рту не остались частички Святых Даров. Священник заносит чашу в алтарь и опускает в нее частицы из принесенных просфор с молитвой, чтобы Господь омыл грехи всех, кто поминался на Литургии. Это последний раз, когда мы можем молитвенно помянуть своих сродников и братьев и сестер по вере. Совершается Отпуст, верующие подходят и целуют крест в руках священника. Желательно провести остаток дня благоговейно, храня полученную благодать и памятуя о Боге.

Источник

Православная Жизнь

Воцерковлённые люди знают, что можно и чего нельзя делать в храме. Но для тех читателей, кто испытывает сложности, подготовлен этот материал.

что делать на литургии в храме

Для той части нашей аудитории, которая только вступает на путь своего знакомства с Церковью, мы публикуем 25 советов об основных правилах поведения в храме. Они помогут вам достойно молиться Богу, не отвлекаясь самим и не отвлекая других верующих:

1. Мужчины, входя в храм, должны снимать головной убор

Основание этой традиции находится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам, 11:4-5: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

2. Женщины, наоборот, должны входить в церковь в головном уборе

Традиция восходит к тому же посланию. При этом, правило не касается девочек и незамужних девушек, т.к. апостол сообщает, что платок является знаком власти над женою мужа – главы семьи. Впрочем, в современной практике, девочки и девушки также часто надевают платок при входе в храм, но принуждать их к этому не стоит.

3. Одним из главных условий молитвы является внимательность. Богослужению в храме также нужно внимать, т.е. сосредоточенно слушать, участвовать в нём умом и сердцем

Соответственно, во время службы не стоит много ходить по храму, прикладываться (целовать) ко всем подряд иконам, рассматривать людей, беседовать с кем-либо, шуметь, говорить по мобильному телефону, есть принесённую с собой еду или пить напитки, жевать жвачку, перебирать мелочь в карманах и т.п.

4. Почитание мощей и икон

Прикладываясь к мощам и иконам, не принято целовать лики Божией Матери, святых и ангелов, а также лицо святого, мощи которого открыты для поклонения (исключая чело – т.е. лоб).

5. Мобильный при входе в храм лучше отключить совсем или перевести в беззвучный режим

Лучше вообще отключить потому, что для православного человека нет и не может быть ничего важнее общения с Богом, а остальные дела могут подождать до окончания богослужения.

Если же отключить телефон нельзя (операция у родственника или другой особо важный повод), то следует перевести его в режим вибрации, чтобы не отвлекать от молитвы окружающих.

6. Видеокамеры, фотоаппараты и другие технические устройства

Не запрещены, но их использование (особенно со вспышкой или фонарём) дозволяется только по благословению настоятеля храма. так как тоже сильно отвлекает верующих.

7. В храм нельзя входить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

Не стоит (исключая особые жизненные обстоятельства) приходить в храм неопрятным, грязным или дурно пахнущим. Это место нашего общения с Богом. Нужно иметь уважение к Нему и к собравшимся верующим.

Курение в Церкви считается грехом (как сознательное причинение вреда собственному организму), поэтому стоит воздераться от него, по крайней мере, в храме или на его территории.

8. Не входите в Алтарь (пространство, ограждённое стеной иконостаса) или на солею (возвышение перед алтарём в восточной части храма)

На солею дозволяется всходить лишь духовенству, церковнослужителям, поющим в церковном хоре или помогающим священнику в алтаре, а также в особых случаях, по благословению священника. А в алтарь входят только священнослужители и церковнослужители-мужчины.

9. Во время богослужения стойте лицом к алтарю (иконостасу)

Именно там располагается центральное место храма – Святой Престол, где совершается Евхаристия – главное Таинство Православной Церкви, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

10. Не стоит делать замечания и ругаться

Храм – это не место для свар, это место для молитвы. Если кто-то в храме выглядит неподобающе или делает то, что нам не нравится, лучше обратить своё внимание на молитву. Как правило, в каждом храме есть специальные люди, получившие благословение священника следить там за порядком. В крайнем случае, следует подойти и, вежливо и тихо, сделать замечание.

11. В храм надевают самое лучшее

На встречу с Богом идут, как на праздник, одеваясь в самую лучшую одежду. При этом, избегают «кричащих» цветов, раздражающих глаза окружающих.

Женщины одеваются в церковь по-женски: юбки до колен или ниже, закрытые плечи, спина и область груди. Брюки нежелательны, как и обилие косметики.

Мужчины должны одеваться по-мужски: лучше в классический костюм или брюки и рубашку. Не стоит приходить вмайках и шортах, а также спортивных костюмах.

12. Нельзя входить в храм с велосипедами или животными

Храм – это не гараж и не хлев, а священное место. Загонять в храм велосипеды нельзя. Декоративных собак, кошек, крыс и прочих животных, собираясь в храм, тоже нужно оставлять дома.

13. Покупайте и передавайте свечи до службы или по её завершении

Поступая так, вы не отвлекаете молящихся. Освящать крестики и медальоны тоже лучше не во время богослужения, а до или после.

14. В церковных записках перечисляются имена православных христиан

Не стоит писать в записке имена иноверцев, некрещёных и самоубийц. Указывая имена родственников, пишите полное имя человека, данное при крещении.

Не нужно указывать перед именем разнообразную титулатуру. Господь сам знает, кто в каком положении и обстоятельствах находится и подаёт человеку соответственную помощь.

Традиционно, только перед именем священнослужителя в записке указывается священный сан: «патр.», «архиеп.», «игум.», «свящ.», «диак.», «мон.» и т.п.

15. Дети в храме должны вести себя прилично

Отправляясь с детьми в церковь, нужно объяснить им (если конечно они уже способны понимать человеческую речь), что не нужно громко разговаривать в храме, бегать, смеяться и топать, а также устраивать истерики. Если дети не умеют себя вести в храме, на службу их лучше не брать.

16. В молитве человек участвует всем своим существом

И душой, и телом. Поэтому в храме принято по большей части стоять – это неудобно и естественным образом собирает наше внимание, а также креститься и совершать поклоны. Сидеть в храме можно больным, детям или в некоторые краткие моменты службы.

17. Во время Таинства Исповеди (Покаяния) исповедуют грехи

Свои грехи. Не называйте священнику грехов, совершённых другим человеком, это дело его совести. Также не называйте всех грехов подряд, покаяние требует осознания совершённого вами и желания измениться. Если с момента последней исповеди вы больше не совершали какого-либо греха, не следует упоминать его в следующий раз.

18. Не нужно путать Таинство исповеди с пастырской беседой

Приходя на исповедь, человеку подобает каяться в грехах, а не рассказывать обо всех накопившихся бедах и проблемах. Обычно, один священник принимает исповедь у нескольких десятков людей. Поэтому, из любви к другим верующим, не стоит слишком задерживаться у аналоя (подставка, на которой лежат Крест и Евангелие).

Если вам необходим пастырский или жизненный совет священника, лучше договориться с ним о беседе во внебогослужебное время и тогда уже, никуда не спеша и никого не задерживая, решить с ним все вопросы.

19. Подходя к Святой Чаше и принимая Причастие, следует громко назвать своё крещальное имя

Руки при этом должны быть крестообразно сложены на груди (ладонь каждой – на противоположном плече, правая поверх левой), а рот нужно широко открыть, чтобы священник случайно не уронил святыню. Причастие сразу же нужно проглотить, затем поцеловать край Чаши и отойти к запивочному столу (за всеми).

Только после того, как запьёте святыню, можно разговаривать и прикладываться к иконам (чтобы частицы Тела и Крови Христовых не остались на предметах и случайно не упали на пол).

20. Причащая детей их нужно правильно держать

Ребёнок ни в коем случае не должен опрокинуть Святую Чашу или оттолкнуть руку священника! Причастие не должно оказаться на полу или на одежде! Поэтому, поднося младенца к Чаше нужно надёжно придерживать руки и ноги ребёнка так, чтобы он не мог ими болтать. Лучше класть его на правую руку и ею же придерживать ручки, а левой обхватить ноги малыша.

Ребёнка нужно постепенно приучать к Таинствам. Если он расплакался или испугался – это нормально. Нужно на некоторое время отойти в сторону или выйти на улицу и успокоить его.

21. Молитвы после Символа веры и до окончания Причащения – важнейшие в богослужении

В это время в алтаре совершается главное Таинство – хлеб и вино таинственным образом претворяются в Тело и Кровь Христовы. Это не антракт в театре.

Не нужно в это время (оно называется евхаристическими молитвами) начинать ходить по храму, беседовать с окружающими, выходить на улицу, садиться, покупать свечи и проч.

22. В большинстве церквей женщины стоят на левой половине храма, а мужчины на правой

Это тоже сделано для того, чтобы не отвлекать друг друга от молитвы.

23. Когда епископ или священник благословляет молящихся, преклоняют голову

Архиерей или священник может кадить верующих, осенять их крестом, свечами (архиерей) или благословлять рукой. В эти моменты богослужения верующие совершают поклон в сторону священника.

24. Милостыню обычно подают пищей или одеждой

Часто около храма можно встретить нищих, которые просят помочь им. Оказать помощь нуждающимся – благочестивая обязанность христианина, но многие смущаются, боясь, что на их пожертвования нищие купят себе спиртное или их отберут у них бандиты.

Чтобы невольно не осудить нуждающихся и не оставить их без помощи, лучше подавать им милостыню в натуральном выражении – купить и подарить булку хлеба, пакет молока, шоколадку, подарить набор продуктов или принести им в подарок чистую одежду. Если человек просит денег на билет и вы можете себе это позволить – купите ему билет.

Если у вас нет денег, милостыней может стать доброе слово. Сочувствие тоже бывает очень важным, не стоит забывать и об этом.

25. Не бойтесь попасть в неловкое положение

Верующие не зря называют друг друга «братья и сёстры». Если вы не знаете, как в том или ином случае правильно поступить – спросите совета у священника или более опытного христианина.

Источник

Как вести себя на литургии

Литур­гия есть не обыч­ное бого­слу­же­ние, а таин­ство, то есть такое свя­щен­но­дей­ствие, в кото­ром веру­ю­щим пода­ет­ся освя­ща­ю­щая их бла­го­дать Свя­то­го Духа.

На этом осо­бом бого­слу­же­нии воз­но­сят­ся молит­вы и пес­но­пе­ния Богу, а так­же при­но­сит­ся таин­ствен­ная Бес­кров­ная Жерт­ва за спа­се­ние людей. Под видом хле­ба и вина, пре­по­да­ет­ся пра­во­слав­ным истин­ное Тело и истин­ная Кровь Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Вот поче­му литур­гия име­ет пре­иму­ще­ство перед дру­ги­ми службами.

На Боже­ствен­ной литур­гии, или Евха­ри­стии, вспо­ми­на­ет­ся вся зем­ная жизнь Гос­по­да наше­го Иису­са Христа.

Услов­но, литур­гия раз­де­ля­ет­ся на три части: про­ско­ми­дия, литур­гия огла­шен­ных и литур­гия верных.

Про­ско­ми­дия Про­ско­ми­дия совер­ша­ет­ся обыч­но во вре­мя чте­ния 3‑го и 6‑го часов или перед ними.

На про­ско­ми­дии поми­на­ют­ся живые и почив­шие чле­ны Церк­ви. Люди, кото­рые зака­зы­ва­ют про­ско­ми­дию, пере­да­ют в алтарь запис­ки с име­на­ми и просфо­ры, при­об­ре­тен­ные в цер­ков­ной лав­ке. Свя­щен­ник вытя­ги­ва­ет частич­ки из просфор и поми­на­ет о здра­вии или за упо­кой пода­ва­е­мых. На про­ско­ми­дию мож­но пода­вать толь­ко име­на кре­щен­ных при­ча­ща­ю­щих­ся людей.

Вели­кая отра­да быва­ет душам усоп­ших от поми­но­ве­ния их на проскомидии.

По окон­ча­нии про­ско­ми­дии свя­щен­ник кадит весь храм. В это вре­мя чтец закан­чи­ва­ет читать часы. Начи­на­ет­ся литур­гия оглашенных.

Литур­гия огла­шен­ных Огла­шен­ны­ми назы­ва­ют­ся люди, кото­рые не при­ня­ли таин­ство кре­ще­ния, то есть не кре­щен­ные или нахо­дят­ся под свя­щен­ни­че­ским запре­том, епитимией.

Далее раз­бе­рем как вести себя на литур­гии оглашенных.

1. Литур­гия огла­шен­ных начи­на­ет­ся сло­ва­ми: «Бла­го­сло­вен­но Цар­ство, все­гда, ныне и прис­но и во веки веков». Хор поет: «Аминь». Осе­ня­ем себя крест­ным знамением.

2. Начи­на­ет­ся вели­кая екте­ния. Екте­ния – это осо­бые про­ше­ния, про­из­но­си­мые свя­щен­но­слу­жи­те­лем, на кото­рые хор отве­ча­ет пени­ем: «Гос­по­ди, поми­луй». На каж­дом про­из­но­си­мом про­ше­нии екте­нии необ­хо­ди­мо креститься.

3. По окон­ча­нии екте­нии, хор начи­на­ет петь так назы­ва­е­мые изоб­ра­зи­тель­ные анти­фо­ны. Их все­го три, в честь Свя­той Тро­и­цы. Они поют­ся под­ряд и раз­де­ля­ют­ся меж­ду собой малы­ми ектениями.

4. После вто­ро­го изоб­ра­зи­тель­но анти­фо­на хор поет песнь Гос­по­ду Иису­су Хри­сту: «Еди­но­род­ный Сыне…», в кото­рой мы слы­шим о вопло­ще­нии Бога в чело­ве­ка для того, что­бы изба­вить людей от греха.

5. Малая екте­ния – кре­стим­ся на каж­дом прошении.

6. И поет­ся тре­тий анти­фон, кото­рый начи­на­ет­ся сло­ва­ми рас­пя­то­го с Гос­по­дом на кре­сте раз­бой­ни­ка: «Во Цар­ствии Тво­ем помя­ни нас, Гос­по­ди…». Нуж­но вни­ма­тель­но слу­шать это пес­но­пе­ние. В нем зало­жен глу­бо­кий смысл. Ведь мы пом­ним, что Иисус Хри­стос ска­зал это­му раз­бой­ни­ку: «Истин­но гово­рю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Тре­тий анти­фон – это некие запо­ве­ди, пови­ну­ясь кото­рым чело­век при­дет к Цар­ствию Небесному.

7. Во вре­мя пения тре­тье­го анти­фо­на совер­ша­ет­ся малый вход. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли выхо­дят из алта­ря неся све­чу, кади­ло и Еван­ге­лие. Это дей­ствие сим­во­ли­зи­ру­ет шествие Гос­по­да с сон­мом ангелов.

8. После вхо­да поют­ся тро­па­ри и конда­ки, кото­рые отра­жа­ют свя­щен­ные собы­тия празд­ни­ка. На каж­дой пес­ни крестимся.

9. Далее поет­ся ангель­ская песнь «Свя­тый Боже, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Без­смерт­ный, поми­луй нас». На каж­дом пении осе­ня­ем себя крест­ным знамением.

В это вре­мя, свя­щен­ник в тай­ной молит­ве про­сит Отца Небес­но­го, что­бы Он при­нял Три­свя­тую песнь и про­стил наши гре­хи воль­ные и невольные.

10. Далее сле­ду­ет чте­ние Апо­сто­ла. Это кни­га, в кото­рой собра­ны дея­ния и посла­ния свя­тых апо­сто­лов к тем или иным наро­дам. Во вре­мя чте­ния Апо­сто­ла, диа­кон кадит, на его каж­де­ние над­ле­жит отве­чать накло­не­ни­ем головы.

11. После чте­ния Апо­сто­ла хор поет «Алли­лу­иа» три­жды. Три раза кре­стим­ся с поклонами.

12. Свя­щен­ник воз­гла­ша­ет: «Пре­муд­рость, про­сти, услы­шим свя­та­го Еван­ге­лия. Мир всем» — нуж­но накло­нить голо­ву при­ни­мая благословение.

13. Во вре­мя чте­ния Еван­ге­лия, как бы вни­мая Само­му Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, сле­ду­ет сто­ять с пре­кло­нен­ной головой.

14. По про­чте­нии Еван­ге­лия сле­ду­ет екте­ния: «Помо­ли­те­ся, огла­ше­нии Гос­по­де­ви… Вер­нии, о огла­шен­ных помо­лим­ся, да Гос­подь поми­лу­ет их… Огла­сит их сло­вом исти­ны… Откры­ет им Еван­ге­лие прав­ды…» — как видим, про­ше­ния свя­за­ны с огла­шен­ны­ми, людь­ми не нахо­дя­щи­ми­ся еще в лоне церк­ви, то есть не кре­щен­ны­ми, или нахо­дя­щи­ми­ся под запре­том, епитимией.

15. На вто­рой екте­нии свя­щен­ник воз­гла­ша­ет: «Ели­цы, огла­ше­нии, изы­ди­те, огла­ше­нии изы­ди­те, да никто от огла­шен­ных ели­цы вер­нии, паки и паки, миром Гос­по­ду помо­лим­ся». Из этих слов понят­но, что огла­шен­ным нуж­но вый­ти из хра­ма до кон­ца литур­гии. Объ­яс­ня­ет­ся это тем, что нерас­ка­ян­ный в гре­хах чело­век или не при­над­ле­жа­щий к вер­ным церк­ви (кре­щен­ным), не может при­сут­ство­вать на Евха­ри­стии. Евха­ри­стия – самое вели­чай­шее таин­ство церк­ви, когда вино и хлеб пре­тво­ря­ют­ся в Тело и Кровь Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. В Таин­стве При­ча­стия все вер­ные чада соеди­ня­ют­ся со Христом.

Литур­гия вер­ных Раз­бе­рем, как вести себя на литур­гии верных.

Вер­ные хри­сти­ане состав­ля­ют Цер­ковь Хри­сто­ву и толь­ко они могут сослу­жить свя­щен­ни­ку в таин­стве Евхаристии.

1. По окон­ча­нии екте­ний поет­ся Херу­вим­ская песнь.

Если пере­ве­сти ее с цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка на рус­ский, озна­ча­ет сле­ду­ю­щее: «Мы, таин­ствен­но изоб­ра­жая херу­ви­мов и вос­пе­вая три­свя­тую песнь Тро­и­це, даю­щей жизнь, оста­вим теперь забо­ту о всем житей­ском, что­бы нам про­сла­вить Царя всех, Кото­ро­го неви­ди­мо носят и про­слав­ля­ют ангель­ские силы».

Эта молит­ва напо­ми­на­ет нам, как ангель­ские силы на небе слу­жат у пре­сто­ла Божия и осно­ва­на на виде­ни­ях про­ро­ков Иса­ии, Иезекииля.

Делая вывод над выше­ска­зан­ным, как же себя вести на Херу­вим­ской пес­ни? Ответ прост! Так, как вели бы себя, если бы нахо­ди­лись перед Пре­сто­лом Бога.

Еще, во вре­мя пения Херу­вим­ской пес­ни реко­мен­ду­ют читать мыс­лен­но пса­лом 50: «Поми­луй мя, Боже, по вели­цей мило­сти Тво­ей…». Его мож­но най­ти в молитвослове.

2. Вели­кий вход – это когда свя­щен­но­слу­жи­те­ли выхо­дят из алта­ря неся Чашу с вином и дис­кос (спе­ци­аль­ная бого­слу­жеб­ная посу­да) с Агн­цем. Они ста­но­вят­ся на амвоне и поми­на­ют Пат­ри­ар­ха, епар­хи­аль­но­го епи­ско­па, всех бла­го­де­те­лей, пред­сто­я­щих в хра­ме и моля­щих­ся, всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан. Это дела­ет­ся для того, что­бы пока­зать, что Свя­тые дары будут при­не­се­ны в Жерт­ву Богу о спа­се­нии всех поминаемых.

Вели­кий вход сим­во­ли­зи­ру­ет шествие Гос­по­да Иису­са Хри­ста на воль­ные стра­да­ния для спа­се­ния мира.

3. Далее сле­ду­ет про­си­тель­ная екте­ния, в кото­рой свя­щен­ник молит­ся о пере­не­сен­ных на пре­стол Дарах, о даро­ва­нии спа­си­тель­ных благ всем про­ся­щим. (кре­стим­ся на каж­дом воз­гла­ша­е­мом прошении).

4. Диа­кон воз­гла­ша­ет: «Две­ри, две­ри, пре­муд­ро­стию вон­мем». Сло­ва «Две­ри, две­ри» в древ­но­сти отно­си­лись к при­врат­ни­кам, чобы они не впус­ка­ли в храм огла­шен­ных или языч­ни­ков при совер­ше­нии таин­ства Свя­той Евха­ри­стии. Сло­ва: Пре­муд­ро­стию вон­мем (будем вни­мать) при­зы­ва­ют вни­ма­ние веру­ю­щих к спа­си­тель­но­му уче­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви, изло­жен­но­му в Сим­во­ле веры.

5. Хор поет Сим­вол веры. В нача­ле Сим­во­ла веры сле­ду­ет совер­шить крест­ное знамение.

Сим­вол веры был состав­лен по изво­ле­нию Свя­то­го Духа свя­ты­ми отца­ми 1 и 2 Все­лен­ских Собо­ров. Он явля­ет­ся неиз­мен­ным руко­вод­ством для всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан в их духов­ной жизни.

Сим­вол веры – это крат­кое изло­же­ние нашей веры.

« Верую» раз­ре­ша­ет­ся петь вме­сте с хором.

6. Диа­кон или свя­щен­ник воз­гла­ша­ют: «Ста­нем доб­ре, ста­нем со стра­хом, вон­мем, свя­тое воз­но­ше­ние в мире при­но­си­ти». Эти­ми сло­ва­ми при­зы­ва­ют­ся веру­ю­щие к собран­но­сти духа и ума перед пред­сто­я­щим священнодействием.

Начи­на­ет­ся Евха­ри­сти­че­ский канон. Хор поет песнь «Милость мира…».

3. Поче­му нуж­но собра­но вести себя при дан­ном пес­но­пе­нии? Пото­му что, при пении слов «Тебе поем, Тебе бла­го­сло­вим, Тебе бла­го­да­рим…» совер­ша­ет­ся самая вели­кая тай­на – свя­щен­ник про­сит Бога нис­по­слать Свя­то­го Духа на моля­щих­ся и Дары. Соше­ствие Свя­то­го Духа на Дары пре­тво­ря­ет Их в Тело и Кровь Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Во вре­мя Свя­той Евха­ри­стии молить­ся над­ле­жит с осо­бым вни­ма­ни­ем. Важ­ность этой мину­ты так вели­ка, что с ней не может срав­нить­ся ни одна мину­та нашей жиз­ни. В этой свя­щен­ной мину­те заклю­ча­ют­ся все наше спа­се­ние и любовь Божия к роду чело­ве­че­ско­му, ибо Бог явил­ся во плоти.

4. Во вре­мя пения Достой­но есть (или дру­гой свя­щен­ной пес­ни в честь Бого­ро­ди­цы — задо­стой­ни­ка) свя­щен­ник молит­ся о живых и усоп­ших, поми­ная их по име­нам, в осо­бен­но­сти тех, за кото­рых совер­ша­ет­ся Боже­ствен­ная литур­гия. И при­сут­ству­ю­щие в хра­ме долж­ны в это вре­мя помя­нуть поимен­но сво­их близ­ких, живых и умерших.

5. После Достой­но есть или заме­ня­ю­ще­го его задо­стой­ни­ка — зем­ной поклон. При сло­вах: И всех, и вся — совер­ша­ет­ся пояс­ной поклон.

6. В нача­ле обще­на­род­но­го пения Молит­вы Гос­под­ней — Отче наш — сле­ду­ет изоб­ра­зить на себе крест­ное зна­ме­ние и поло­жить зем­ной поклон.

8. По откры­тии цар­ских врат и выне­се­нии Свя­тых Даров, озна­ча­ю­щем явле­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста по Вос­кре­се­нии, при воз­гла­ше­нии: “Со стра­хом Божи­им и верою при­сту­пи­те!” — пола­га­ет­ся зем­ной поклон.

9. При­сту­пая к при­ня­тию Свя­тых Тайн Тела и Кро­ви Хри­сто­вых после того, как свя­щен­ник про­чи­та­ет молит­вы пред при­ча­ще­ни­ем, над­ле­жит поло­жить зем­ной поклон, сло­жить руки на гру­ди кре­сто­об­раз­но (ни в коем слу­чае не кре­стить­ся, дабы не толк­нуть неча­ян­но и не про­лить Свя­тую Чашу, — кре­сто­об­раз­но сло­жен­ные руки заме­ня­ют в это вре­мя крест­ное зна­ме­ние) и не спе­ша, бла­го­го­вей­но, со стра­хом Божи­им под­хо­дить к Свя­той Чаше, назвав свое имя, а по при­ня­тии Свя­тых Тайн поце­ло­вать ниж­нюю часть Чаши, как само пре­чи­стое реб­ро Хри­сто­во, и затем отой­ти в сто­ро­ну спо­кой­но, не тво­ря крест­но­го зна­ме­ния и покло­нов до при­ня­тия теп­ло­ты. Над­ле­жит осо­бен­но воз­бла­го­да­рить Гос­по­да за Его вели­кую милость, за бла­го­дат­ный дар Свя­то­го При­ча­ще­ния: Сла­ва Тебе, Боже! Сла­ва Тебе, Боже! Сла­ва Тебе, Боже! Зем­ные покло­ны в этот день не совер­ша­ют­ся при­част­ни­ка­ми до вече­ра. Те, кто не при­ча­ща­ет­ся за Боже­ствен­ной литур­ги­ей, в свя­тые мину­ты при­ча­стия долж­ны сто­ять в хра­ме с бла­го­го­вей­ной молит­вой, не помыш­ляя о зем­ном, не выхо­дя в это вре­мя из хра­ма, дабы не оскор­бить Свя­ты­ни Гос­под­ней и не нару­шить бла­го­чи­ния церковного.

10.При сло­вах свя­щен­ни­ка: «Все­гда, ныне и прис­но и во веки веков», при послед­нем явле­нии Свя­тых Даров, изоб­ра­жа­ю­щем Воз­не­се­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста на Небо, пола­га­ет­ся зем­ной поклон с крест­ным зна­ме­ни­ем для тех, кто не спо­до­бил­ся Свя­тых Тайн, а для при­част­ни­ков — пояс­ной поклон с крест­ным зна­ме­ни­ем. Кто не успел еще к это­му вре­ме­ни при­нять теп­ло­ты, дол­жен обра­тить­ся лицом к Свя­той Чаше, выра­жая этим бла­го­го­ве­ние к вели­кой Святыне.

11.Святой анти­дор (с греч. — вме­сто дара) раз­да­ет­ся при­сут­ству­ю­щим после Боже­ствен­ной литур­гии для бла­го­сло­ве­ния и освя­ще­ния души и тела, дабы те, кто не при­об­ща­лись Свя­тых Таин, вку­си­ли освя­щен­но­го хле­ба. Цер­ков­ный Устав ука­зы­ва­ет, что анти­дор мож­но при­ни­мать лишь нато­щак — ниче­го не евшим и не пившим.

Анти­дор долж­но при­ни­мать бла­го­го­вей­но, сло­жив ладо­ни кре­сто­об­раз­но, пра­вую на левую, и целуя пода­ю­щую этот дар руку священника.

12.В кон­це литур­гии свя­щен­ник поми­на­ет име­на свя­тых, память кото­рых празд­ну­ет­ся в этот день и твор­ца литур­гии (напри­мер, Иоан­на Зла­то­уста, напи­сав­ше­го литур­гию назван­ною литур­ги­ей Иоан­на Златоуста).

Хор поет мно­го­ле­тие, где поми­на­ют­ся пат­ри­арх, епар­хи­аль­ный архи­ерей, при­хо­жане хра­ма и все пра­во­слав­ные христиане.

13.Все молив­ши­е­ся под­хо­дят ко Кре­сту, кото­рый дает цело­вать священник.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *