что должны делать координаторы при организации дистанционного обучения оказывать

Приложение. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 23 августа 2017 г. N 816

Порядок
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

ГАРАНТ:

См. рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, направленные письмом Минпросвещения России от 12 октября 2020 г. N ГД-1736/03

См. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, направленные письмом Минпросвещения России от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04

См. Методические рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, направленные письмом Министерства просвещения РФ от 10 апреля 2020 г. N 05-398

2. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, определяется Министерством образования и науки Российской Федерации*(1).

4. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся*(2);

организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;

организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий*(3);

организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

6. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:

создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся*(4);

обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

7. Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

8. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов.

Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно*(5), посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение.

9. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»*(6), Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ «О персональных данных»*(7), Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»*(8).

*(2) Часть 4 статьи 16 Федерального закона N 273.

*(3) Часть 1 статьи 28 Федерального закона N 273.

*(4) Часть 3 статьи 16 Федерального закона N 273.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220-8235, ст. 4673; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 46, ст. 6407; 2013, N 51, ст. 6697; 2015, N 10, ст. 1393.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243; 2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 9, ст. 1276; N 27, ст. 3945; N 31, ст. 4772.

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4196; 2013, N 7, ст. 611; 2014, N 40, ст. 5320; 2015, N 48, ст. 6723; 2016, N 10, ст. 1317; N 22, ст. 3097; 2017, N 25, ст. 3596.

Источник

Что должны делать координаторы при организации дистанционного обучения оказывать

Факультет Истории права, 3 курс

Развитие онлайн-образования в современном мире

Процесс образования не стоит на месте. Происходит постоянное совершенствование образовательной деятельности, а также ее организации.

В ближайшее время (примерно через 15-20 лет) в сфере образования предвидятся интенсивные новообразования. Деление людей на «гуманитариев» и «технарей» будет упорядочено: будет разработана новая система определения стремлений человека, которая будет основана на соотношении активностей разных областей правого и левого полушарий мозга [1]. Те педагоги, которые нам привычны, со временем совсем уйдут с арены образования, уступив место специалистам совсем прочего направления. Игровые среды в сети Интернет, дистанционные школы и университеты, индивидуальные траектории обучения, электронные наставники – все это составляющие системы будущего образования.

Если раньше главными атрибутами в образовании были учебник, доска и мел, то сейчас все изменилось. Процесс образования наполнен новыми информационными технологии, быстро развивается онлайн-образование. Длительное время все проекты в этой области заключались в предоставлении доступа к электронной версии системы учебников, либо к видеозаписям разнообразных лекций профессоров высших учебных учреждений.

что должны делать координаторы при организации дистанционного обучения оказывать

Следующим новым и важным этапом в системе образования было добавление возможности в автоматическом режиме проверять знание обучающихся способом интерактивных тестов. Все эти проекты-новшества изначально были направлены на использование внутри высшего учебного заведения и получили взрывной рост популярности при развитии их до уровня массовых онлайн-курсов, открытых для пользователей всего мира.

Уже достаточно давно можно получить знания без каких-либо затруднений, связанных с обязательным посещением учебных занятий, проводимых по строго установленному расписанию, благодаря онлайн-платформам образования и доступа к сети Интернет [3]. В сети имеются лекции известных преподавателей на разных языках, включая русский, по любому интересующему предмету. У желающего обучаться есть возможность выбрать разнообразные онлайн-курсы, проводимые университетами на базе специальных образовательных онлайн-платформ, таких, как Harward Open Courses (онлайн-платформа Гарвардского университета) или Coursera и edX (похожие платформы, объединяющие онлайн-курсы ряда университетов США).

В современном мире спектр специальностей постоянно совершенствуется, старые профессии искореняются, а вместо них появляются современные. Спектр современных профессий направлен на перспективы в дальнейшем, востребованность кадрами в сфере занятости и обслуживания. В нашей статье мы рассмотрим такую профессию – координатор образовательной онлайн-платформы [2].

Образовательные онлайн-платформы и роль координатора в их функционировании

При массовом распространении онлайн-обучения возникает серьёзная проблема, суть которой состоит в том, что далеко не все педагоги имеют специальную подготовку в сфере веб-дизайна и веб-программирования, позволяющую создавать сетевые образовательные ресурсы. Решение этой проблемы сегодня состоит во внедрении образовательных онлайн-платформ.

Образовательная платформа – это информационная площадка в сети Интернет, специально созданная для взаимодействия педагогов и обучающихся. В образовательной платформе заранее предусмотрены различные способы дистанционного взаимодействия, а также максимально упрощены процедуры создания и размещения учебных материалов, проверки и оценивания заданий, доступа к разнообразным ресурсам, необходимым для полноценного учебного процесса.

Координатор образовательной онлайн-платформы – это специалист, независимого образовательного проекта или образовательного учреждения, имеющий усовершенствованные компетенции в онлайн-педагогике, сопровождающий подготовку онлайн-курсов по разнообразным дисциплинам, организующий и продвигающий типовые образовательные траектории или определенные курсы. Он моделирует процесс общения между преподавателями и учащимися в рамках платформ или курсов, предъявляет требования к доработке функционирования образовательной платформы [1].

Онлайн-курсы в современном мире – это отличная возможность получить более высокую квалификацию, компенсировать недостатки собственного образования, овладеть знаниями в области новой профессии [3]. Зарубежные платформы предоставляют широкий спектр знаний по различным вопросам и достаточно хорошо освещают все тонкости образовательного процесса. Получить документы онлайн-институтов сейчас очень престижно, поэтому европейцы тщательно, ответственно и основательно подходят к этим вопросам. В российском образовании обучение ведется в соответствии с учетом менталитета русского человека, оно максимально приближено к собственным реалиям. Самый благополучный вариант – приобрести дополнительные знания по специальности, воспользовавшись программами обучения зарубежных ученых или прослушиванием курса лекций Российских Институтов по выбранной профессии. Однако и в России онлайн-обучение становится наиболее востребованным и популярным. Поэтому средств, заплаченных за обучение, жалеть не нужно, поскольку они не только окупятся, но и принесут хорошие дивиденды, но при условии распоряжения ими правильно [3].

Двадцать первый век диктует свои правила. Не имея определенного уровня образования, в современном мире нереально стать самодостаточным человеком. К сожалению, многие упустили в свое время получить нужные знания по каким-то определенным причинам, но благодаря инновационным технологиям, компенсировать эту недоработку стало совсем просто – необходимо только лишь воспользоваться программами онлайн-обучения. Для этого нужно малое: компьютер, имеющий доступ к интернету и желание самообразовываться, самосовершенствоваться. Деятельностью данного онлайн-обучения руководит координатор образовательной платформы.

Несмотря на консервативность образовательной сферы, изменения в ней неминуемы. Это аргументируется следующими положениями:
— содержание, процесс обучения и информационные технологии направлены на запросы обучающихся и учет их индивидуальных особенностей (предпочтение форм обучения, скорость обучения и т.д.);
— в образовании широко применяются инструменты обучения с использованием информационных технологий: симуляторы, тренажеры, онлайн-курсы, видео-уроки, игровые онлайн-миры и т.д.;
— в образовательный процесс инициативно вводят игровые формы обучения – так как игра позволяет наиболее результативно и полно освоить изучаемую дисциплину.
— образование, направленное на учащихся высших учебных заведений и взрослых, носит практико-ориентированный характер и является предметным, поэтому средством образования становятся реальные проекты обучающихся.

Перспективы профессии координатора образовательных онлайн-платформ в России

Образование становится процессом непрерывным, сопровождая человека в течение всей его жизни. Человек должен постоянно самосовершенствоваться, и в современном мире это сделать легко. Поэтому образование перестает быть только в начале самостоятельной жизни.

Образовательные онлайн-проекты лишь начинают набирать свою популярность в России. Большая часть среди них проводятся на платной основе, что и является причиной малого охвата аудитории. Среди бесплатных образовательных проектов выделяют три группы:
— программы образования в режиме онлайн;
— онлайн-курсы по обучению разнообразным дисциплинам;
— обучающее видео.

В противоположность зарубежным образовательным учреждениям, всего лишь некоторая часть высших учебных заведений России предоставляет онлайн-обучение, а также взаимодействуют с другими образовательными платформами, которые предлагают свои образовательные услуги. Среди них выделяются Высшая школа экономики Санкт-Петербурга, Московский государственный университет, Московский ФТИ, Российская академия народного хозяйства.
Большинство высших учебных заведений выкладывают свои лекции в форме видеозаписи в свободный доступ, но у данной формы обучения зачастую отсутствует обратная связь и возможность предоставления достоверных документальных подтверждений о прослушивании дисциплины, о результатах проверки её усвоения. Именно поэтому она утрачивает свою популярность.

Разнообразие существующих средств и способов образования в сети Интернет само по себе ещё не гарантирует качество образования, полученного онлайн, поскольку учебная зачастую деятельность протекает стихийно, неуправляемо, в ней зачастую игнорируются такие фундаментальные принципы дидактики, как последовательность, систематичность, связь теории с практикой. Поэтому сегодня назрела необходимость создания в сети Интернет не отдельных образовательных ресурсов, а целых комплексов, объединённых в одной образовательной платформе, соответствующий определенным требованиям. Управлять такими платформами будут координаторы образовательной онлайн-платформы, хорошо знающие свою работу.

Выводы

Информационные технологии позволяют обучаться дистанционно в любое удобное для человека время, в том числе бесплатно. Однако разрозненные курсы, видеоуроки, тесты и прочие сетевые образовательные ресурсы не обеспечивают систематического образования. Образовательная онлайн-платформа позволяет объединить различные средства дистанционного обучения в рамках целого направления подготовки. Поэтому деятельность координатора образовательной онлайн-платформы имеет большие перспективы развития в современном мире.

Источник

Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения

что должны делать координаторы при организации дистанционного обучения оказывать

Дайджест по страницам педагогических журналов

Наименование журнала: Дистанционное образование № 1, 2000

, канд. пед. наук, ст. научи, сотр. лаборатории дистанционного обучения, Институт общего среднего образования Российской Академии образования (ИОСО РАО) Тел.: (095) 246-30-10 (р.); 342-49-35 (д.). E-mail: *****@***ru; *****@***ru

Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения
(стр. 25-29)

Distance education organized on the basis of telecommunications is one of the most progressive and popular form of distance education in modern Russia. The major factor among the various other factors of distance education efficiency is the level of professional standard of the distance courses coordinator. Being a key character of distance education process coordinator should be an expert in the subject of specialization, in up-to-date active methods of education, in Internet-based technologies used within the distance education, in the questions of interpersonal communication and etiquette, in courses management, and monitoring. The specialists from Russian Academy of Education developed a new training course for coordinators of distance education, which will help to avoid many problems within the distance courses.

    большинство дистанционных курсов по сути своей ничем не отличаются от традиционного заочного обучения (отсутствуют постоянные контакты между преподавателями и обучающимися, не используются новые современные методики обучения, для контроля знаний обучающихся проводятся обязательные очные сессии и т. п.); дистанционные курсы, как правило, не становятся экономически эффективными по сравнению с очным обучением; практически отсутствуют подготовленные специалисты-координаторы дистанционных курсов, владеющие современной методикой организации работы в Интернет; затруднена интеграция российской системы дистанционного обучения с другими подобными зарубежными системами, поскольку отсутствуют специалисты, одинаково хорошо знакомые как с отечественной, так и с зарубежной системами образования.

Таким образом, существует противоречие между потребностью в ускоренном развитии российской системы дистанционного обучения и отсутствием специалистов, которые собственно и призваны развивать эту систему.
До настоящего времени ни одна российская организация (вуз, образовательный центр, школа, ИПК и т. п.) не занималась подготовкой специалистов для системы дистанционного обучения, компетентных одновременно в нескольких областях (что связано с комплексным характером этой формы обучения), т. е.:
— в своей предметной области;
— в современных активных методах обучения (обучение в сотрудничестве, проектные, исследовательские методы и т. п.);
— в Интернет-технологиях, использующихся при дистанционном обучении;
— в вопросах психологии общения в Интернет;
— в вопросах организации, управления и мониторинга дистанционных курсов.

1) авторами (разработчиками) курсов (при возникновении каких-либо вопросов по содержанию учебного материала, требующих компетентных разъяснений, если знаний координатора недостаточно);
2) техническими специалистами (системными администраторами узлов, на которых расположены учебные материалы курсов, сетевыми программистами, участвующими в редактировании старых и разработке новых курсов);
3) менеджерами курсов (координатор получает от менеджера списки принятых на курс слушателей, решает с ним все текущие административные вопросы, составляет график проведения дистанционных учебных телеконференций, семинаров, экзаменов и т. п.);
4) слушателями дистанционных курсов (как индивидуально, так и со всей виртуальной группой);
5) внешними пользователями Интернет, контакты с которыми практически неизбежны при выполнении различных поисковых заданий в Интернет, организации учебных проектов и пр. (администраторы и пользователи других Web-сайтов, модераторы тематических телеконференций, организованных в других сетях и пр.).

    индивидуальная переписка со слушателями по электронной почте; распространение информационных материалов и переписка со всей виртуальной учебной группой одновременно с помощью списка рассылки; консультационная помощь при проведении учебных проектов и решении проблемных вопросов в рамках учебного плана; проведение контрольных и зачетных мероприятий.

    выявить индивидуальные личностные и профессиональные качества слушателей курсов, влияющие на успех их деятельности в качестве координаторов; познакомить слушателей с особенностями дистанционной формы обучения; познакомить слушателей с современными педагогическими технологиями, использующимися при дистанционном обучении на базе Интернет; определить ключевые проблемы взаимодействия координатора-педагога и слушателей курсов дистанционного обучения и найти пути их решения; дать необходимые знания и умения для организации интерактивного взаимодействия со слушателями, работающими в сети.

Пройдя обучение на курсах координаторов, преподаватели овладеют современными методами и технологиями обучения и познакомятся с особенностями дистанционных курсов, организованных на базе Интернет. Помимо изучения теоретического материала и выполнения разнообразных практических заданий, будущие координаторы смогут пройти онлайновое тестирование и оценить уровень своей компетентности в различных областях педагогики, методики, психологии межличностного общения и компьютерной грамотности.

Источник

Как организовать школьное обучение в дистанционном режиме?

Концепция дистанционного обучения. Сервис Moodle

Работая в дистанционном формате, учителю очень важно настроить учебный процесс таким образом, чтобы школьники усвоили материал и выполнили предложенные задания, т.е. выстроить систему дистанционного обучения. Сервис Moodle позволяет отлично справиться со всеми поставленными задачами.

что должны делать координаторы при организации дистанционного обучения оказывать

Концепция дистанционного обучения разделяется на два основных этапа. Первый шаг — это проектирование учебного процесса. Нам необходимо определиться с выбором технологической основы, моделью дистанционного обучения, а также отобрать материал, который будет входить в программу.

Далее разрабатываются формы и виды контроля, размещается дополнительный материал. Это необходимо для того чтобы учащиеся не погрязли в том потоке информации, который на сегодняшний день существует в сети.

Особенно важными в формате дистанционного обучения являются формы и виды взаимодействия с учениками. Эти формы взаимодействия должны носить контрольные, административные и коммуникативные функции. В учебном процессе преподаватель выступает не только в роли тьютора, который сопровождает весь процесс, но и в роли администратора, следящего за исправностью работы системы в целом. Правильно подобранные и выстроенные формы взаимодействия педагога и учащегося позволяют создать более эффективный процесс обучения.

После того как мы спроектировали дистанционный учебный процесс, нам необходимо его организовать. Здесь нужно разграничить деятельность педагога и ученика. Если мы говорим о дистанционном формате урока, то в нем должно присутствовать гораздо больше разнообразных видов деятельности по сравнению с традиционными уроками. Ведь работая в дистанте, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения. А наша цель — удержать внимание ученика в течение хотя бы 20 минут, и мотивировать его к обучению.

Говоря об организации различных видов взаимодействия, нужно понимать, какие педагогические технологии и средства обучения мы можем использовать. Кроме того – определиться с видами деятельности самих учащихся. Далее следует организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

«Сегодня мы говорим о модульной системе Moodle, благодаря которой мы с легкостью можем организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Moodle создает и хранит портфолио каждого ученика: все его работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Ученики могут возвращаться к тому или иному материалу в целях повторения или в случае возникновения каких-то вопросов.

В итоге преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику: кто что скачал, какие домашние задания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения»

Следующим важным звеном на этапе организации дистанционного учебного процесса является составление методических рекомендаций. Со стороны учителя они должны носить регулирующий характер, помогать сопровождать процесс обучения с технической и методической точки зрения. Что касается методических рекомендаций для родителей и учащихся, то они должны помогать ребенку для самоорганизации и работы в дистанционном пространстве урока.

Если на уроке в школе преподаватель может контролировать ребят и в организации процесса играет главную роль, то в дистанционном формате учитель уходит на второй план. Для эффективной работы должна быть четкая инструкция. Важно, чтобы ученики знали, что им подготовить, в какой форме должно быть выполнено задание и т. д. А после выполнения этих шагов ребятам нужно понимать, каков следующий шаг. В инструктивном блоке это должно быть четко сформулировано.

Для того чтобы педагогу подготовиться к уроку, важно разбить учебный материал на отдельные занятия и элементы. Необходимо выделить лекционные материалы, задания для контроля и проверки, материалы для дополнительного чтения и др.

«Для организации эффективного процесс обучения в рамках дистанта, необходимо придерживаться определенной логической цепочки. Сначала давать некий блок информации, который будет небольшим, но емким. Далее следуют вопросы к материалу и ответы на них.

Одним из ключевых звеньев в этой цепочке является обратная связь, позволяющая ученику отправлять готовое задание учителю и получать комментарии об успешности выполнения. Важно удерживать материал в границах учебной задачи, для чего необходимо заранее продумать узловые вопросы и сценарий проведения урока»

Создание курса в конструкторе Moodle

Наполнение курса материалами

Для справки

Что позволяет Moodle? Это полностью бесплатная система, готовая к внедрению; создание качественных курсов для дистанционного обучения; широкие возможности управления курсами; содержит мощный аппарат тестирования; включает разнообразие учебных элементов; позволяет реализовать дифференцированное обучение; поддерживает разнообразные педагогические сценарии и образовательные стратегии (программирование, модульное, индивидуальное, социальное обучение); содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу — запись только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.); отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации; возможность публикации учебного контента различного формата — аудио, видео, текст, флэш и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *