что думают дети о дистанционном обучении
Что о «ковиде» и дистанционном образовании думают дети
Не всякий родитель нынче способен сдержать нервный смех при словах «дети на самоизоляции и дистанционном обучении». Всем есть что сказать на эту тему, и не всегда речь эта цензурная. Но они взрослые! А каково детям в этой ситуации, когда со всех сторон твоя привычная жизнь рушится?
Да, привычная детская жизнь в корне поменялась, отрицать это невозможно. Не стоит забывать, по какой причине введены все эти ограничительные меры и отчего наши дети вынуждены учиться дома. И даже дошколята, которые продолжают ходить в детский сад, живут в мире коронавируса: о нём бесконечно разговаривают взрослые, он повсеместно в телевизоре, ежедневные новости похожи на вести с передовой о новых заразившихся, новых умерших. И даже милые детишки из рекламы напоминают:
— Сидите дома, спасите своих стареньких бабушек!
— А мы и сидели! — рассказывает мне свои новости подруга. — Один раз сходили в гости к свекрови, она болела давно, уже ясно было, что недолго осталось. Попрощаться, можно сказать, пошли.
Через пару дней бабушки не стало, а восьмилетний ребёнок — в истерику. Считает себя виновным в том, что случилось, ведь в рекламе же предупреждали — сидите дома.
Мой собственный тринадцатилетний сын сначала обрадовался, что объявили карантин: распланировал походы с друзьями, настольные и компьютерные игры, а потом узнал, что это всё вообще не так работает. Друзья, футбол и ТЦ отменяются, придётся сидеть дома и учиться.
От скуки пацан пересмотрел все новости о коронавирусе, рассказал мне, что вирус слабеет, и не в его планах убивать своего носителя, то есть, человека, ведь иначе заразе не выжить.
— Я думаю, зомби-апокалипсис нам не грозит, — подытожил сын. — Но лучше, конечно, не выходить из дома. Неизвестно, хватит на нас аппаратов ИВЛ или нет.
Вот еще приятельница рассказала:
7-летний племянник во время ее телефонного разговора с сестрой взял трубку:
— Тетя Маша, что происходит с мамой? — уверенным заходом в диалог выдал мальчик
— Да все в порядке, Артем, — максимально оптимистично ответила я.
— Да ничего не в порядке! «Артем, иди мой руки». «Артем, ты помыл руки?» «Артем, иди мой руки?» Да у меня уже дырки на руках скоро будут!
— Она переживает за вас из-за коронавируса.
— Я ненавижу этот коронавирус! Тетя Маша, ну, так же жить просто невозможно! — очень искренне-обреченно пожаловался маленький мальчик.
И мне стало его жалко… Раньше он никогда не говорил слово «ненавижу».
Детям нашим сейчас ничуть не легче, чем нам. У нас — гигиена, думы, как семью прокормить и здоровым остаться. А у них — нервные родители, со своими новыми страхами, бабушки и дедушки, за которых нужно бояться, а главное — цифровое счастье прогрессивного обучения — дистанционка. Она свалилась на их головы вместе с невидимой и непонятной пандемией. Без личного контакта, без школьных классов, без внимательных и чутких преподавателей и привычных одноклассников, без увлекательной и живой школьной жизни.
Вот что на этот счёт думает четвероклассник Матвей, который учится в 68 школе. Был твёрдым хорошистом, между прочим.
— Я из-за нового вируса сижу на дистанционном обучении. Из-за коронавируса я реже стал выходить на улицу. Я не сильно боюсь коронавируса, но всё равно уже много заболевших, поэтому у всех карантин. А из-за дистанционного обучения я стал учиться на тройки и четвёрки.
Свыкаться с тройками Матвей не собирается, а потому проводит времени за компьютером всё больше и больше… И если раньше родители регламентировали время у экрана, то теперь мальчик просиживает своё детство перед монитором на законных основаниях. А вопросов к прелестям принудительно-добровольного эксперимента становится всё больше.
Когда я затеяла опрос детей на предмет того, нравится ли им учиться из дома, то не думала, что будет два абсолютно противоположных мнения. Одни дети однозначно довольны тем, что могут учиться, не выходя из дома, другие же точно уверены: в школе лучше!
Отвратительная дистанционка, я лучше бы каждый день в 8 утра ходила в школу, чем сидеть дома и заниматься через камеру. Учителей очень плохо слышно — техника плохая или что. Да ещё и домашнее задание скидывают в непонятной форме, — жалуется Валентина, которая попросила не называть школу.
Я бы лучше в школу пошёл, — говорит Игорь, ученик 37 школы. — Одна тупая писанина. Даже по физкультуре задают делать эти рефераты, я бы лучше пробежался, отжался и пятёрку получил. Кому вообще это надо? Да и тяжело дома сидеть, особенно, когда смотришь в окно, а там все гуляют. Бесстрашные, наверное.
Мне не нравится, что приходится письменно отвечать на вопросы. Да там иногда такие вопросы, что на уроке я бы одним предложением ответил, а вот с этим домашним обучением такое не проходит. Приходится на страницу ответ растягивать. Иногда непонятно, что в задании требуется. То видео не открывается, то учитель из конференции удалила, потому что я не успел фамилию свою написать, — страдает Станислав, ученик 68 школы.
Времени на тупое сидение у экрана уходит куча: то виснет, то не слышно, то не видно, то занятие начинается с опозданием. А ты всё сидишь и ждёшь, когда начнётся нормальная работа. А через несколько минут учитель говорит: «Вы себя сегодня плохо ведёте. Разберетесь сами. ДЗ – в двойном объеме. И вырубается… На уроке в школе он же так не может – взять и уйти. А здесь получается попусту потраченное время. Всё равно приходится самому во всем разбираться, — рассказывает гимназист Иван из Кемерова.
А вот другая сторона медали. Есть те, кто приспособился получать удовольствие и от дистанционки.
Я, конечно, скучаю по одноклассникам, но учиться дома меня устраивает. У нас обучение через Я.Класс, приходят задания, я делаю уроки и их сразу проверяют. Никаких фотоотчётов и рефератов по физкультуре с нас не требуют. Единственное, в школе веселей. Но, в целом, и так нормально, — поделился впечатлениями Никита, ученик 69 школы.
Учиться дома — это моя мечта, — рассказывает Кирилл, который в этом году заканчивает одиннадцатый класс. — Все уроки у нас проходят в виде конференций по Скайпу, мы учителя видим, он нас — нет. Каждый урок начинается в строго отведённое время, я сажусь за компьютер, пью кофе и делаю конспект. Красота.
7 «за» и 7 «против» дистанционной школы: что об учебе онлайн думают подростки
В родительских чатах все лето ходят слухи: следующий учебный год якобы тоже пройдет в онлайн-формате. Чиновники эти домыслы опровергают, но родители все равно продолжают паниковать: никто не хочет возвращаться в дистант. А что думают об этом сами дети? Мы попросили ученицу 9-го класса «Хорошколы» Анастасию Терре порассуждать о плюсах и минусах учебы в онлайне.
Минусы
Нет живого общения
Социальные сети, видеозвонки и эсэмэски никогда не заменят нам объятий с живыми одноклассниками. Оставшись дома, ты теряешь самое главное в жизни — общение, игры, встречи. Спросите любого школьника, зачем он ходит в школу. Возможно, в ответ вы услышите «Я без ума от химических опытов», но, скорее всего, вам расскажут про любимый класс, безбашенных ребят и непредсказуемые развлечения на перемене.
Сложно заставить себя учиться
В школе нельзя просто встать и пойти прогуляться посреди дня, есть четкое время отдыха и занятий, регулируемое учителями. Дома ты хозяин своего времени: можно, например, подключиться к уроку, сделать вид, что ты в чате, и уйти смотреть сериал. Выбор зависит только от тебя. Но тем не менее в школе даже не самый сконцентрированный ученик обязан выполнять задания, отвечать у доски, а в онлайн-формате — отключил камеру, микрофон, и можно снова вернуться к ленте инстаграма.
Посторонние на уроке
Раньше, чтобы сорвать урок, нужно было придумать план, подговорить товарищей и быть готовым понести наказание. Зная, что личность «преступника» может быть установлена, на подобное решались далеко не все. В онлайне победили анонимность и безнаказанность. Уроки срывали демонстрацией самого разного контента, контролировать который учителя не умели, а иногда и просто не могли.
Сервисы не готовы
Какими бы прекрасными ни были сервисы видеоконференций вроде Zoom и аналогов, изначально их назначением было дополнять школьные уроки. Да, через них можно делиться домашними заданиями, но придуманы они были не для изучения нового материала, а скорее для обсуждения и закрепления уже изученного. Плюс из-за огромного количества присоединившихся за короткий срок пользователей стали очевидны все баги и недоработки подобных общедоступных приложений.
Зависимость от техники
Далеко не у всех дома есть компьютеры, которые просто так отдадут ребенку в постоянное пользование. У некоторых детей нет даже своего телефона. А если техника (и желание учиться) есть, ты полностью зависишь от ее состояния, скорости подключения к интернету и массы других внешних факторов.
Неготовность самой системы образования
Традиции, связанные с методами обучения, привычны и неизменны уже много лет. Дистанционный формат — абсолютно новая модель, и быстро преобразовать выработанную десятилетиями программу очных занятий, чтобы сохранить интерес публики к ней, оказалось очень сложно. Пример — опыт наших ровесников из многих региональных школ, где учителя оказались просто не готовы к новому формату общения. Очевидно, что педагогам надо переучиваться, выстраивать все заново. Но, учитывая нагрузку учителей, есть ли у них на это ресурс?
Никакой прокторинг не спасет экзамены
В онлайн-формате не нужны никакие шпаргалки: открыл смартфон — и списывай на здоровье. К сожалению или счастью, системы прокторинга можно легко обойти, не выдумывая ничего нового. Конечно, все мы списывали, списываем и будем списывать, это дело каждого — важны ведь не оценки, а знания, скрывающиеся за ними. Когда знаешь про возможность безнаказанно списать, присутствие на уроках становится бесполезным занятием: уровень знаний падает, а результаты тестов становятся необъективными.
Плюсы
Две минуты до школы
Я уверена, что и вы мечтали проснуться за несколько минут до звонка и провести урок геометрии под пледом. Чтобы прийти на занятие, достаточно открыть ноутбук, а о сборах в последние минуты, сменке и опозданиях можно было забыть.
Нет границ и расстояний
Помните, с каким нетерпением мы ждали экскурсий? Как готовились к поездкам в музеи и театры? Возможность отправиться с классом за границу казалась несбыточной мечтой. За время дистанционного обучения наш класс посетил Музей Сальвадора Дали в Каталонии (а родителям не пришлось пораньше убегать с работы, чтобы в тот же день успеть на встречу с учителем).
Друзья по переписке
С началом самоизоляции понятие «друг по переписке» вновь стало актуальным — это и оказалось решением моей проблемы с иностранным языком. Сейчас есть много сервисов по поиску языкового партнера — с учетом ваших интересов, увлечений и предпочтений. Когда общаешься с ребятами из разных стран, то узнаешь множество нового о мире: ценностях, обычаях, странностях. Иностранный перестает быть рутиной, а это мотивирует больше и больше познавать мир.
Пропустить урок теперь не страшно
Оказавшись в новой школе, я с ужасом представляла, что будет, если пропущу урок: ты никого не знаешь, попросить конспекты проблематично. Проболел неделю — а жизнь в школе изменилась до неузнаваемости. С онлайн-форматом по этому поводу можно не переживать: в большинстве сервисов для проведения онлайн-конференций есть запись, поэтому отсутствовавший сможет воспроизвести все комментарии по теме, лекцию и презентацию к ней, вопросы одноклассников в чате.
Геймификация! И это так здорово
Игра — неотъемлемая часть нашей жизни. Даже мы, десятиклассники, ни за что не откажемся от такой активности на уроке. Стоит учителю показать документальный фильм или анимацию — все, домой приходит счастливый человек. И главное, он может пересказать практически каждое слово, услышанное на уроке. Цветные викторины, интерактивные учебники, в которых можно подвигать картинки, смотреть видео и добавлять что-то свое, — все это привлекает внимание школьника и помогает запоминать материал.
Мультиформатность
За время карантина в нашем классе были контрольные в формате онлайн-викторин, графические органайзеры, видео- и аудиолекции, анимированные эксперименты, групповые работы по видеосвязи — всего и не перечислить. Различные форматы проведения уроков не давали устать от однообразных занятий: каждый день начинался с вопроса «Как пройдет урок сегодня?». А если обучение проходит интересно, то и информация лучше воспринимается.
Меньше вопросов у родителей
К учителям нередко приходят с претензиями по поводу оценок: почему ребенок вроде бы все делает, а за год все равно получает не выше тройки? Дистанционное обучение позволило нашим родителям больше узнать о том, что именно происходит на уроках, сформировать собственное мнение о системе образования в школе и, возможно, скорректировать план для ребенка за счет дополнительных занятий или даже смены школы.
Познакомиться очно с инновационной средой «Хорошколы» можно этим летом, приняв участие в познавательно-развлекательных сменах дневного лагеря, который пройдет в гимназии «Хорошколы» в августе.
С 3 по 7 августа с 10:00 до 16:00 состоится смена «Вечный двигатель» для детей 8–10 лет. Участники будут осваивать основы брейк-данса, тренировать навыки командной игры в футболе, знакомиться с тактикой и стратегией в шахматах.
А с 10 по 14 августа с 10:00 до 16:00 ребята 10–12 лет смогут присоединиться к смене «Вокруг театра и театр вокруг», где узнают, что такое сценическая речь, движение, музыка, ритмы, сценический бой и пластика и, самое главное, как с помощью всего этого можно выразить себя.
Все подробности об августовских сменах и регистрация — на странице лагеря.
Дистанционное обучение – удобно или кошмар? Мнение учеников, родителей, учителей
Весенние каникулы закончились, 6 апреля школьники и студенты приступили к учебе, но в дистанционном формате – из-за пандемии коронавируса. Обучение происходит при помощи Школьного портала или образовательных платформ высших учебных заведений. Корреспондент «РИАМО в Люберцах» поговорила с жителями округа и узнала их мнение о дистанционном обучении.
Луиза, 30 лет, мама школьницы:
Моя дочь учится в 5 классе школы № 10 Люберец. Когда еще в марте дали выбор – ходить в школу или оставаться дома, я выбрала второй вариант. Моя дочь делала все уроки.
Учитель отправил контрольную работу из пяти заданий. Нас предупредили: если не отправить ее на проверку, будет двойка. Моя дочка все сделала, я сфотографировала задания, загрузила их на Школьный портал и отправила учителю математики. Она проверила и поставила оценку.
Остальные задания пока не фотографировали и не отправляли на проверку. А еще потом надо было зарегистрироваться на платформе, где дети стали обучаться после каникул.
Я бы не хотела, чтобы моя дочь училась так постоянно. Живое общение не только с учителем, но и с одноклассниками важно для формирования личности.
В ее возрасте нужно общаться, дружить, быть в коллективе. А дома у компьютера она станет социофобом.
Присутствие в школе дисциплинирует, создает рабочую обстановку. Я сама работаю, и мне спокойнее, когда знаю, что ребенок в школе. Это лучше, чем когда она одна дома.
Софья, 15 лет, школьница:
Дистанционное обучение проходит не очень хорошо, потому что прикрепляют тесты, презентации, а в итоге информация деформируется, половина не открывается. Все приходится проходить самой по параграфам, а это неудобно.
Я общаюсь с учениками из других школ и могу от лица школьников своего района сказать: никто не в восторге от этого дистанционного обучения, потому что у половины учебные материалы нормально не открываются.
Видеоконференции проходят хорошо, когда на них мало человек и ничего не «лагает», не тормозит. Пока у нас нормальные конференции были только по русскому языку. Разбирали наши ошибки в сочинениях, потому что мы уже писали пробник ОГЭ. Нам подробно рассказывали, как хорошо написать сочинение.
Когда нам объясняли, что такое дистанционное обучение, то говорили, что уроки будут идти в онлайн-режиме. Что мы будем включать конференцию, нам будут зачитывать тему, как на лекции, и мы будем под диктовку писать конспект. В итоге такого нет.
Дарья, 16 лет, школьница:
Мы всей школой скачали приложение Zoom. Учителя создают там конференции, а мы подключаемся – получается почти как обычный урок. Когда нужно писать самостоятельные или контрольные работы, нам скидывают ссылки на файлы и дают определенное время на решение. Все проходит онлайн.
Домашки мы прикрепляем в электронный дневник, как и тесты и прочие задания. А если он не работает, то скидываем на почту учителям.
Zoom – очень удобная платформа. Я вижу учителей, своих одноклассников, а главное – все понимаю, как если бы сидела в классе. Помехи бывают редко и только тогда, когда все решают включить микрофон.
Мне нравится дистанционка, она гораздо удобнее обычного обучения. Лучше, конечно, в школу ходить. Но поскольку сейчас другого варианта нет, я учусь дистанционно, мне вполне удобно.
Алексей, 17 лет, школьник:
В первый день дистанционного обучения моим одноклассникам и мне не повезло – у нас «рухнул» Школьный портал. Я понимаю, что большой наплыв. Но это было ожидаемо, можно было подготовиться! С 8 утра мы не могли дозвониться до учителей.
Нам дали задания по русскому языку, астрономии, обществознанию. А еще делать доклад по физкультуре. Мне не нравится дистанционка, считаю этот способ обучения фигней.
Юлия, 25 лет, преподаватель ИЗО и МХК:
Ощущения от дистанционной работы учителем двоякие. Конечно, большим плюсом является то, что каждый находится в своей зоне комфорта – потому и уровень усвоения информации может быть выше.
Однако хорошее усвоение учебной программы требует определенных критериев. При дистанционке это наличие дома комфортных для учебы условий и определенной аппаратуры, а также вовлечение в материал.
Все учебные платформы, на которых работают учителя, были крайне перегружены, и у многих пользователей возникла проблема со входом. Всем педагогам пришлось мобилизоваться и искать новые пути передачи информации. Но через некоторое время все заработало.
Педагоги сами выбирают тип урока и то, как им предоставить информацию ученикам. Я являюсь классным руководителем, поэтому знаю способы, которыми пользуются другие. Так, учителя иностранных языков предпочли видеосвязь. Учителя алгебры, геометрии, физики нашли хорошие видеоуроки и тесты – после просмотра видео ребенок решает задачи и выполняет задания, а решения отсылает педагогу.
Я преподаю ИЗО и МХК и мне немного проще – можно сделать творческое задание. В первый день я попробовала разные виды деятельности для того, чтобы понять, что удобнее мне и детям.
Для уроков МХК я создаю видеолекции, где рассказываю о теме урока. В лекции содержатся фотографии и видеоряд с моими разъяснениями.
Для уроков ИЗО я готовлю презентации: предварительно сама выполняю рисунок или поделку по этапам, записываю процесс на камеру и включаю этот материал в презентацию вместе со своими объяснениями. А потом отправляю детям через Школьный портал как задание. Фотографии своих творческих работ они присылают также на Школьный портал.
Елизавета, 20 лет, студентка третьего курса:
Я учусь заочно на третьем курсе факультета «Коммуникативный менеджмент», направление «Журналистика». Эта летняя сессия у нас начнется 23 мая и закончится 21 июня, а проходить она будет по Skype. Мы будем заниматься с преподавателями ровно месяц и в таком же формате сдавать.
Какие предметы будем сдавать на сессии, я пока не знаю. Нам сказали, что преподаватели позже начнут выкладывать информацию по своим предметам в систему дистанционного обучения.
Александр, 20 лет, студент третьего курса:
Моя специальность называется «Информационные системы и технологии». У МТУСИ есть своя платформа, где происходит дистанционное обучение. Причем университет строго отслеживает онлайн-посещаемость лекций.
Все лекции проходят по расписанию, в формате видеоконференций. Также можно задать вопрос – преподаватель дополнительно объяснит тему. Можно и самому поучаствовать в обсуждении.
Задания мы выполняем на онлайн-платформе. Причем время ограничено: не успел вовремя сдать – задание закрывается. Преподаватель все проверяет и в личном кабинете сообщает оценку.
Я всем доволен! Обучение идет, а в университет в Москве ездить не надо. До этого мы приезжали и просто так отсиживали пары, нам говорили, что мы должны были все выучить во время выполнения заданий. А сейчас идет именно учеба.
Никаких накладок и «косяков» в нашей дистанционке нет. Честно говоря, я был удивлен, что наш университет так быстро приспособился к новым условиям. Потому что студенты многих других вузов до сих пор не понимают, как им учиться.
Еще мы забавно сдаем физкультуру – в формате тестов!
* мнение редакции может не совпадать с мнением опрошенных
Что думают родители и учителя о дистанционном обучении
Беседовала Анастасия Маркова, IRK.ru
14 апреля 2020 г. 117 комментариев около 13 минут на чтение
Как провести выходные
Пять событий из афиши, на которые стоит обратить внимание.
33 вопроса на десяти языках: в стране идет Всероссийская перепись населения
Как быстро уменьшить талию на несколько сантиметров. Проверено на себе
Надёжность, инновационность и практичность: «Аэротрейд» — о лодках собственного производства
Что ждет россиян в ноябре 2021 года? Обзор изменений законов
IRK.ru собрал самое интересное и важное.
Обзор сериалов на выходные
Монстры не на каникулах, Стивен Кинг и китобои.
Куда сходить на выходных в Иркутске и где можно только с QR-кодом
Кракен и система распознавания лиц. Как выглядит второй рhygital-офис Альфа-Банка на Литвинова
Горячие обсуждения
581 человек заболел коронавирусом в Иркутской области за сутки
В Госдуму внесли законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и транспорте
Вице-премьер Голикова сообщила об ухудшении ситуации с COVID-19 в Иркутской области
С 6 по 30 апреля школы России перешли на дистанционное обучение. Но не все участники процесса оказались готовы к вынужденным переменам. Большая часть родителей считает, что работу учителей переложили на их плечи, а некоторые педагоги жалуются на возросшую нагрузку. К тому же не у всех детей есть смартфон или ноутбук, им приходится самостоятельно изучать новые темы. Журналист IRK.ru пообщался с родителями и учителями и узнал, что они думают о школьных уроках на удаленке.
Что думают учителя
Александра, учитель по информатике в школе №1:
— В нашей школе мы организовали дистанционное обучение в режиме видеоконференций при помощи программы Skype для детей 5-11 классов. Уроки длятся по 30 минут. Учителя проводят видеоуроки по всем предметами. В «Дневнике.ру» (программа, где выставляют оценки и пишут домашнее задание учителя. — Прим. ред.) мы выкладываем домашнее задание и все необходимые материалы, ссылки, информацию. 6-7 апреля эта платформа, как и большинство систем, работала с перебоями, но сейчас стабильно. Начальная школа учится через видеоуроки и презентации, которые записывают учителя. У маленьких детей есть возможность пересмотреть урок, если они не поняли тему сразу. Родители по-разному реагируют на дистанционное обучение, но в целом положительно и с пониманием. Конечно, онлайн-обучение не заменит уроки в классе, но это отличное решение в сложившейся ситуации.
Наталья Лебединская, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в школе №19:
— С ребятами в нашей школе общаемся через образовательную платформу, а также по «Вайберу» и электронной почте. Для школьников младших классов учителя записывают аудиоуроки. Детки хорошо восприняли такой формат обучения и с удовольствием выполняют все задания. Сложности, конечно, есть. Из-за онлайн-обучения нагрузка у учителей увеличилась. Не у всех детей есть техническая возможность учиться дома: у кого-то нет компьютеров, у другого — проблемы с интернетом. Родителям приходится больше заниматься с детьми особенно младших классов. Но это проблема не только иркутских школ, но и всей России. Этот период хоть и временный, но дает нам определенный опыт. Мы пробуем новые форматы, некоторые можно использовать и дальше, во время традиционного обучения.
Вера Вещева, директор школы в Малом Голоустном:
— В нашей школе учатся 166 учеников. Из них 149 человек занимаются на образовательной платформе «Якласс». У 14 детей нет технической возможности для такой работы, с ними мы работаем через смс, также общаемся в «Вайбере». Уроки длятся по 30 минут. Если в семье несколько детей, то мы стараемся для них организовать обучение таким образом, чтобы уроки проходили в разное время и не было накладок. Вечером, с 17 до 19 часов, учителя проверяют домашнее задание, выставляют оценки. В «Яклассе» много развивающих заданий, за выполнение которых ученики получают баллы. Если в этом году откажутся от проведения ЕГЭ, то при поступлении в университеты будут учитывать итоговые оценки и набранные баллы. Дистанционно, при необходимости, с детьми и родителями работает школьный психолог.
Конечно, не каждый день уроки проходят гладко — бывают проблемы с интернетом. Родители с пониманием относятся к такому формату обучения. Мы стараемся поддерживать с ними связь. Например, на прошлой неделе провели видеоконференцию — выслушали их пожелания и предложения. Нам, педагогам, тоже непросто, у учителей нашей школы нет опыта дистанционного обучения, но учебный процесс прерывать никак нельзя.
Галина, учитель начальных классов (Иркутск):
— Я работаю учителем уже более двадцати лет. Конечно, очень сложно в короткие сроки перейти на полное онлайн-обучение. Есть семьи, у которых нет смартфона и компьютера. Их немного, но они есть. Интернет работает с переменным успехом — тот же Zoom виснет из-за большого количества участников. Онлайн обучение в нашей школе организовано для учеников 6-11 классов. Для детей младших классов мы готовим презентации для самостоятельного изучения тем, записываем видеоуроки, выкладываем домашнее задание в родительских группах. Справляемся как можем. Жаль, что не все родители понимают, что лучше такое обучение, чем отсутствие образования вообще.
Учитель, анонимный комментарий:
— В связи с дистанционным обучением увеличилась нагрузка на учителей, однако, зарплаты остались на прежнем уровне. Никто не оплачивает интернет, не у всех учителей есть техническая возможность провести урок из дома. Мы так же сидим с детьми и нет условий для такой работы. На каком основании я обязана вести онлайн уроки? Сейчас преподавателей среднего профессионального образования в приказном порядке обязывают вести уроки в режиме видеоконференции. Но в наших трудовых договорах нет такого соглашения и мы не проходили соответствующее обучение.
Что думают родители
Светлана, мама четвероклассника (Иркутск):
— Не хватает слов, чтобы выразить все эмоции по поводу организации данного образовательного процесса. Хотя эта процедура очень мало напоминает учение, а все больше мучение. И даже не поймешь, кто больше мучается, дети или родители. Во-первых, не у всех дома есть отличное техническое оснащение для получения знаний дистанционно, во-вторых, школы были не готовы к онлайн-обучению. Никто не провел никакой инструктаж по использованию платформ, которыми приходится пользоваться детям и родителям во время учебы. Все учителя просто взяли и «вывалили» объем учебной информации на самостоятельное изучение и продолжают скидывать все больше и больше. Приходится самим угадывать, в какой папке брать материал, а в какую отправить. На это уходит очень много времени. Поскольку мы все находимся на самоизоляции и карантине, многим родителям приходится работать удаленно. Отсюда зреет еще один вопрос, как разделить компьютер между мамами, папами и школьниками? Считаю, такое обучение нужно прекратить, поскольку скоро и без коронавируса здоровья не останется ни у кого.
Евгения, мама первоклассника (Ангарск):
— Дистанционное обучение — необходимая мера, к которой, к сожалению, наша система образования и педагоги не готовы. Почти у всех наших учителей, с которыми я разговаривала, нет веб-камер, компьютеров — технической возможности грамотно организовать дистанционное обучение. И, к сожалению, мало кто из учителей эту ситуацию восприняли позитивно, как возможность получить новые знания и научиться преподавать дистанционно. Мне пока нравится такой формат обучения: нам присылают презентации, дают задания на различных образовательных платформах. Только не хватает видеоуроков с пояснениями пройденных самостоятельно тем. Сын учится в первом классе, я привыкла с ним заниматься, потому дискомфорта не ощущаю, что приходится все ему объяснять. Знакомые, у кого дети постарше, не так позитивно восприняли дистанционное обучение. Родители отвыкли вместе с детьми делать уроки, а сейчас это приходится делать, отсюда дискомфорт и злость.
Елена, мама пятиклассника (Иркутск):
— Если связь хорошая — учителя проводят видеочат, если тормозит — только звук. Уроки полноценные по 20 минут, вместо 40, с переменами. Слушаю по утрам из соседней комнаты то про Байкал, то про деление дробей. Терпимо. Хотя, конечно, дети хотят ходить в школу, как раньше. Но это лучше, чем когда просто раздают задания ученикам для самостоятельного изучения. Когда связь хорошая, у нас получается нормальное общение с учителем: можно вопросы задавать, если что непонятно. Ноутбуком не пользуемся, смартфон справляется. И я уже начала понимать в какие часы виснет «Дневник.ру» — после часу дня по иркутскому времени, когда просыпаются школьники в центральной России. Видимо, МСК, СПб и другие мегаполисы дают такой эффект. А после восьми-девяти вечера все сайты работают. Это важно для тех, кто домашнее задание отправляет на эти платформы.
Сегодня смешно получилось. Вместо литературы полкласса «ушли» на биологию. И там просидели, с другим классом вместе. Те, кто сообразил, отключились и пошли по расписанию, на литературу. А потом пятиклассникам разослали задание прочитать главы из «Войны и мира» и «Тихого Дона». Некоторые наши родители восприняли всерьез.
Светлана, двое детей — второй и пятый класс (Иркутск):
—Мне очень сложно. У меня два ребенка, которые учатся в разных классах — обеих надо проконтролировать и ничего не упустить. Поток информации большой, по одному предмету надо на электронку учителю отправить, по другому — через «Дневник.ру», по третьему — надо делать сейчас, но сдать после карантина. Детям сложно это запомнить, приходится мне следить за всем. По сути, все дети перешли на самостоятельное обучение: учитель отправляет задание, список новых тем, и мы вместе сидим, разбираемся и делаем. Очень много времени на это уходит. А у меня еще есть работа. Справляемся, конечно, но эта пандемия всю жизнь перекроила.
Наталья, мама пятиклассника (Иркутский район):
— Процесс дистанционного обучения — это адский ад. Впервые за 5 лет учебы услышала от сына: «Мама, я хочу в школу». «Дневник.ру» работает, как кормящая мать, пару часов в день. «Я.Класс» еще как-то до обеда пытается работать, просыпается Москва — туда попасть невозможно. В родительском чате — вакханалия, родители проклинают учителей, те — мысленно родителей. Педагоги задают такое количество материала на самостоятельное обучение, что возникает мысль — мы следующий год пройдем экстерном. Особенно умилил преподаватель физкультуры. Ему тоже захотелось поучаствовать в процессе и он дал задание написать доклад на тему «Игра в баскетбол. Правила». Выслать на почту. Спасибо, что электронную. Со страхом жду задание от учителя по плаванию. Хорошо бы включить в меры поддержки россиян бесплатную раздачу успокоительных для родителей.
Анастасия, двое детей — второй и седьмой класс (Иркутск):
— Со старшим сыном нет проблем. Он самостоятельно изучает новые темы, смотрит обучающие ролики в интернете, делает домашнее задание. Мне дает только на проверку. Онлайн-обучения нет, нам просто отправляют задание. Если что-то непонятно, можно обратиться к учителю. А с младшей другая история. Нам высылают список новых тем на неделю и домашнее задание — сидим вместе, изучаем, делаем, но все по вечерам, я и муж — работаем. На прошлой неделе присылали два видеоурока, но они нам не пригодились — дочка не поняла по ним ничего.
Галина, мама пятиклассника (Иркутск):
— Процесс дистанционного обучение никак не организован — все только на словах. Учителя просто фотографируют задание с листочка, с учебника и отправляют по «Вайберу». Не дают никаких пояснений. Ребенок должен самостоятельно понять и выполнить задание. Или же мне, как родителю, нужно отложить все дела и разбираться вместе с ребенком целый день. Выполненное задание мы также фотографируем и отправляем учителю на проверку. При этом мало, кто из учителей дает обратную связь: мы не знаем, какую оценку поставили за домашнюю работу, какие ошибки допустил ребенок. Это не дистанционное обучение, это самостоятельное изучение новых тем. Не все дети без помощи взрослых могут так учиться.
Дочь первые дни занималась под моим руководством. Вроде получалось. Сейчас она занимается самостоятельно, мне надо работать. Она путается в заданиях, допускает много ошибок. Сложность в том, что изучение нового материала учителя переложили на детей и родителей. Задания пересылает классный руководитель в группу родителей, сообщений много, они теряются. Иногда непонятно, кому и куда надо отправить «домашку». Мой телефон переполнен фотографиями заданий.
Анастасия, мама третьеклассника (Иркутск):
— Минпросвещения России разрешило регионам досрочно завершить учебный год для 1-8 классов. И мне почему-то кажется, что именно так и надо сделать. Потому что, как показала первая неделя, мы не готовы к дистанционному обучению. Образовательные платформы не выдерживают, сети тоже, далеко не все учителя готовы к использованию современных технологий в обучении. Педагоги используют разные образовательные платформы, я уже не в состоянии контролировать, кто, что и где задает: одни пишут задания в «Дневник.ру», другие — в «Учи.ру», третьи — в «Якласс», четвертые — в чаты.
В родительских чатах ад: родители считают своим долгом присутствовать на онлайн-уроках, параллельно пишут что-то в чате учителю, отвлекают его своими сообщениями. Интернет тормозит, изображение, звук пропадает, детей выкидывает из конференции, родители начинают опять писать, чтобы детей вернули обратно. Я уже молчу про то, что творят дети на онлайн-уроках: в каком виде сидят перед камерой, что пишут в чатах.
Старшая дочка, студентка, говорит, что у нее глаза от компьютера болят, потому что с утра до вечера занимается. 90% преподавателей не ведут лекции, а просто дают кучу заданий, и студенты сидят сутками за компами. Толку с такой учебы минимум. Если продолжить эксперимент, как раз к концу учебного года какое-то подобие адекватного дистанционного обучения получим.
Фото с сайта pixabay.com
Беседовала Анастасия Маркова, IRK.ru
Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter