что есть святая троица осипов а и

Что есть святая троица осипов а и

Еще одним доказательством истинности христианства является его учение о Боге Троице. Это еще один оч.сильный объективный аргумент. Объективный – т.е.со стороны, независимо от наших убеждений.

Это учение говорит, что Бог единосущен, но в трех Ипостасях. Эти Ипостаси – Отец, Сын и Святой Дух. Причем любопытно, что воплощается при этом Вторая Ипостась. (О Боговоплощении мы поговорим отдельно, это еще один важный серьезный момент).

Что же подразумевает христианство под единосущием и триипостасностью?

Мы воспользуемся мыслью святых отцов, их аналогиями.

Св.отцы говорят, что этот образ – наилучшая аналогия понимания Святой Троицы.

Для кого-то отцы – не авторитет. Неважно. Но аналогии ведь – действительно интересны.

Да, мы не знаем, какова тайна, мы этого не скрываем, что мы не видим. Но говоря на основании того, что открыто – что это единосущное, но Их Три. Сказать же по существу, понять – не можем.

Первое, на что наталкивается мысль – это знаменитые семейные триады во всех языч.религиях. Это копии человеч.ячеек жизни, семьи – отец, мать, сын. Естественно, что ухватились прежде всего за них. Но что мы здесь видим? – что в христианской Троице нет этого. Отец есть, матери нет. И Сын – не потом, после матери, а Сын сразу после Отца и потом вдруг Святой Дух.

Некоторые (Тиллих – протестант) указывали на Святого Духа как на женское начало, но эти попытки, не меняют никакой картины. Сын стоит на втором месте, а не Дух.

Эти попытки понять Св.Троицу через семейную триаду оканчиваются полной неудачей. Нет, не отсюда взяли. А откуда? Другие же теории совсем не подходят.

Индуистская Тримурти, даже чисто хронологически, возникла в середине 1-го тысячелетия нашей эры. В дохристианскую эпоху этого не было. Это раз.

Христианство говорит об уме, как о той высшей способности человека, благодаря которой он может чувствовать не только себя, но чувствовать и самого Бога. Переживать божественное состояние. Т.о. душа человеческая трехстепенна, трехступенчата, и можно человека свести на первую ступень растительного существования, животного, но может чел., стать и тем к чему он призван – быть человеком, и на каждой ступени чел., может переживать различные блага, можно сказать блаженства. И находясь на разных ступенях человек, может переживать самые различные удовольствия, от еды и т.д. – т.е. от тех низших сфер нашего существования, которые присутствуют в человеке, и которые не отвергаются Богом! Христа называли «ядцей и пийцей», т.е. по-русски обжорой и пьяницей.

Т.е. все эти потребности человека вполне законны, но не переступи!

Это всё в нас присутствует, но человек забывает о том главном, что присутствует в человеке, что дает человеку такое благо которое не сопоставимо с низшими сторонами. Обратите внимание, что все низшие блага они дают мимолетное удовлетворение. Например, человек оч.голоден, и ему это сейчас – высочайшее благо – вот, поесть! А наелся – и все, прошло. А прошло опять несколько часов – опять захотел есть.

Язычество характеризуется тем (по кр.мере, наше европейское язычество), что оно пытается наглухо закрыть ум, и оставить человека только с низшими сторонами существования – растительной и животной, низвести человека до этого уровня, парализовать его. Трагично и бедственно то, что католическая аскетика стала называть Божественной любовью в человеке вот эту низшую сторону. (Тереза, Катарина, Тереза маленькая и др. – эти романы со Христом и есть Божественная Любовь – это действительно катастрофа!) Христианская любовь низводится до животного уровня. Весь протестантизм заражен этим, о сектах и говорить нечего.

Подводя итог предыдущих наших встреч, хочу сказать, что духовная жизнь заключается в познании себя, в борьбе внутри себя, со страстями, которые есть внутри нас, понуждению себя к выполнению Божественных заповедей – только на этом пути возможно познание правильной духовной жизни. А мы пытаемся все время подменить этот труд внешним благочестием, внешними святынями, внешним прикосновением к церковным действиям, внешней торжественностью.

Итак, я хочу в течение всего этого курса показать, что христианство является Богооткровенной религией, все основные его истины могли произойти только свыше, на земле их просто нет.

Вот еще одна христианская истина – что Бог по христианскому учению есть Троица. Один по существу, но троичен в лицах. Говорить о том, как это понимать – бессмысленно.

Это имеет огромное значение для понимания того догмата христианства, который именуется верой во Христа.

Вот такое поразительное Откровение дано.

Это как ребенку надо обязательно поковыряться, если ему дать игрушку – он ее обязательно разломает, чтобы посмотреть – что там пищит. Правда, от игрушки уже больше ничего не остается, как только выбросить ее на помойку. Папа и мама говорят ему – ни в коем случае не разбирай ее! Смотрят – уже все она, растерзана в клочья! Что-то пищит. Так и мы лезем. Самого Господа Бога мы бы расчленили на части, если бы только нам удалось, чтобы узнать, что там такое.

Такова искаженная направленность одной из фундаментальных наших способностей – познавательной способности. Неправильно, незаконно познавая – мы разрушаем. В этом одна из причин того, что научно-тех.прогресс, пойдя не по тому пути, приводит к разрушению, к смерти, к кризису, к катастрофе. И это особенно очевидно для ученых. Политикам некогда этим заниматься, им надо только скорее подгонять этот прогресс, чтобы все уничтожилось.

Так что слава Богу, что мы не можем добраться до Бога.

И во всех семейных триадах мы видим три бога с одинаковой сущностью (не одной, а одинаковой), и не три ипостаси в единой сущности, а три божества. И мы не видим между ними идеальной любви, о которой говорит христианство – там вплоть до вражды, до измен, до чего угодно. И кроме того, нет никакого равенства. Если христианское учение утверждает равенство трех ипостасей – в язычестве – отчетливая субординация – кто выше, кто ниже. И вторая ипостась – не мать, а Сын. И Св.Дух – это не женская ипостась.

Другое, на что обращают внимание христианские критики. Это индуистская Тримурти. Индуистское учение о трех богах. Тримурти (санкритск.) – три образа. Речь идет о трех богах в индуизме, о Брахме, Шиве и Вишну, культ которых был более распространен в свое время (1-2 тыс.лет назад). Родилось три основных направления в индуизме. Делались попытки примирить их, враждующих между собою. Положительных результатов не было.

В середине 1-го тысячелетия по Р.Х. видно, как значительное число индуистов признали нечто совершенно новое. То, что в истории получило название Тримурти. Т.е.признали, что всех этих трех богов можно рассматривать как нечто единое по отношению к этому миру.

В христианской Троице совсем этого нет. Василий Великий говорит: «нет отдельной благодати Отца, благодати Сына и Духа, есть Единотройственная благодать. Творческий акт один, а не три. Всё исходит от всех Трех, как от Одного. И созидает их единство – Любовь. Бог является триипостасным и в то же время единым.

Я уж не хочу и говорить, что собой представляют эти боги. У этих богов есть богини, у богинь есть дети. У каждой из них есть свои аватары и коаватары. Супругой Шивы, например, является богиня Кали. У храма этой богини жил Рамакришна, знаменитый йог, открывший йогу западному миру. Кали – самый жуткий образ, который когда-либо создавался человеческим воображением. Жуткая зловещая гримаса, сделанная с потрясающей силой, ожерелье из человеч.черепов. Этой богине Кали приносились человеч.жертвы. Вид ее ужасен. Какую ненависть надо иметь к христианскому учению, чтобы сопоставить ему Тримурти. Тримурти даже чисто хронологически не могла быть прообразом христианского учения.

Другие образы, подобные Тримурти, это, например, Еленская Геката – трёхликая богиня. Богиня неба, земли (моря) и преисподней. У неё три маски, три лица. Это одно божество, но выступает в разных ситуациях. Это то, о чем учили Павел Самосатский, Савелий и др. еретики.

«Ум» эманирует «Мировую душу». Мировая душа как средоточие этого космоса последовательно выступает от Единого. Все, что мы видим – планеты и мир – это только материальное, а сущностью является мировая душа, благодаря крой только этот мир так прекрасен, так благоустроен и т.д.

Вам ничего не напоминает это? В этом можно усмотреть «Филиокве». Филиокве почти повторяет эту неоплатоническую идею ступенчатости. От Отца и Сына.

Ум, хотя и не та сущность – но в какой-то степени единосущный Единому. Т.образом, только с маленькой подправочкой, совсем несущественной, чуть-чуть сказать – и вот оно вам филиокве. Так филиокве появилось в западном богословии под очевидным влиянием языческой философии, этой античной мысли. Это очень печально.

Т.образом, неоплатоники нарисовали иерархич.структуру всего бытия, которое зиждется на этих трех ступенях, которые являются основой его.

В этом тоже хотели усмотреть аналогию христианского учения о Троице, и даже более того, пытались представить, что христианское учение является перифразом этой неоплатонич.триады.

Но неоплатонич.идея возникла только в конце 2-го столетия, а учение о Троице мы находим в Евангелии, в Посланиях, в учении мужей апостольских – т.е.вообще до зарождения неоплатонизма. При этом всюду утверждается единство: «Видевший Меня видел Отца».

Неоплатоническая триада также насквозь пантеистична. Единое – безлично, Единый – это не есть лицо, так же как и Ум и Мировая душа. Ипостасей как субъектов здесь нет. Здесь некий безличный онтологич.факт бытия, и больше ничего. Все ступени бытия оказываются тем же богом, только в уменьшенном виде.

Неоплатонич.учение явилось попыткой исправить христианское учение о троице, так же как и многие другие ереси. Суть их всех – что Бог один, а никаких ипостасей нет, они только кажутся нам.

Но все попытки исправить христианское понимание Божества получили название ереси.

А христианское учение о Боге не имеет никаких аналогов:

1) Ни в язычестве, ни в иудействе нет ничего подобного. С логической стороны ничего подобного возникнуть не могло.

2) Не могли выдумать апостолы, они не имели ни какого образования.

3) Церковь бескомпромиссно отвергала все попытки хоть как-то исправить учение о Боге-Троице и превратить Его в моноипостасное существо.

Учитывая все эти элементы, можно сделать только один вывод, а именно:

что есть святая троица осипов а и Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник

О Боге Троице. Часть 1. Лекция профессора А.И. Осипова

Аудио
Поделиться:
Нравится:

Персоны

Предыдущие выпуски

Помощь телеканалу

что есть святая троица осипов а и

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

Божественная литургия 15 ноября 2021 года

Божественная литургия 14 ноября 2021 года

Поддержите «Союз»! Протоиерей Николай Лищенюк

Слушаем святых отцов

Слушаем святых отцов

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Источник

А.И. Осипов. О Боге Троице. Часть 1

Аудио
Поделиться:
Нравится:

Персоны

Предыдущие выпуски

Помощь телеканалу

что есть святая троица осипов а и

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

Божественная литургия 15 ноября 2021 года

Божественная литургия 14 ноября 2021 года

Поддержите «Союз»! Протоиерей Николай Лищенюк

Слушаем святых отцов

Слушаем святых отцов

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Источник

Что есть святая троица осипов а и

Учение о (1) Единосущном (2) Триипостасном Боге, в Котором (3) нет семьи (отсутствует женское божество) и (4) все Ипостаси равночестны, является беспрецедентным в истории религиозного сознания. Сравнение его с известными языческими аналогами хорошо это иллюстрирует.

Бог – Троица

Святой Симеон Новый Богослов: «Собственный твой дух, или душа твоя, вся есть во всем уме твоем, и весь ум твой во всем слове твоем, и все слово твое во всем духе твоем, нераздельно и неслиянно. Сие есть образ Божий. Итак. как в нем самом ум не больше и не меньше души, душа – ума, слово – ума и души, таким же образом не больше и не меньше Отец Сына, Сын – Отца, Святой Дух – Отца и Сына, но собезначальны суть и равночестны» (Богословские труды № 17, с. 193).

Святой Максим Исповедник: «Слово. имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, т.е. Отца, и Жизнь, т.е. Святой Дух, также существующую сущностным образом и сосуществующую с Ним» (Кн.1, с. 257). См. Добротолюбие. Т. 3. О любви 3-я сотница. П. 25-27.

Святитель Василий Великий: «единотройственная благодать».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Образ Троицы Бога – троица человек. Ум наш – образ Отца; слово наше – образ Сына; дух – образ Святого Духа. Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Потому-то всякая мысль имеет свой дух». «Нравственная сила человека – дух его» (Т.2, с. 128. Об образе и подобии).

В дохристианском мире встречаются четыре основных типа триад.

1. Семейные триады. Например, Юпитер, Юнона, Минерва, или Зевс, Гера, Афина. Это три бога, имеющие одинаковые, подобные природы, но не одну (сравн. арианство), у них нет полного духовного единства, они способны даже вступать в противоречие друг с другом. В них всегда и обязательно присутствует женское божество. Третье божество – плод двух других (сравн. филиокве). Они не равны. Это очевидное перенесение земных реалий на Бога.

2. Индуистская Тримурти. Послебуддийский брахманизм выступает в виде двух течений – шиваизма и вышнуизма, смотря по тому, признается ли главным богом Шива или Вишну. Попытки слить эти два течения воедино делались неоднократно, но ни к чему не привели: единой религии в Индии так и нет. Многие новобрахманские секты теоретически исповедуют так называемую Тримурти, то есть троицу Брахма-Вишну-Шива, как полноту божественной сущности (Брахма – создатель, Вишну – промыслитель, Шива – разрушитель), но одни из этих сект считают, что в этой троице Брахма и Шива порождены Вишну, а другие наоборот – что Вишну и Брахма порождены Шивой (брахмаитов, т.е. принимающих главным лицом в Тримурти Брахму – нет). Объединение их в триаду произошло где-то в середине I тысячелетия н.э. не без влияния христианства, но по принципу специфики их отношения к миру.

Кроме главного бога, Вишну, у вишнуитов и Шивы у Шиваитов, новый брахманизм признает и множество богов менее важных. Великие боги имеют своих супруг. Супруга Вишну, богиня Лакшми или Шри (первоначально две разные богини), является богиней красоты, богатства и счастья. Она обладает такой же способностью бесчисленного перевоплощения, как и ее супруг, что дало возможность отождествлять с ней многих местных богинь и эпических героинь. Супругой Шивы является богиня Дурса или Парвати (также Кали) – самый жуткий образ из всех, созданных индусским воображением. Ее изображают осклабившейся в зловещей гримасе с массой рук, с ожерельем из человеческих черепов. Ей приносились человеческие жертвоприношения. (См. Аникеева Е. Н. Основные парадигмы индийского религиозного сознания и их сопоставление с христианским богословием // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы 1992-1996. М., 1996. с. 273-274).

Брахма, Вишну, Шива – три главные божества, раздельные в своих сущностях и в своих функциях. Здесь нет ни единосущия, ни единства воли, ни даже постоянного единоначалия, единовозглавления. Это – пантеистический политеизм.

3. Эллинская Геката – богиня неба, земли и преисподней или моря, имеющая соответственно три маски, лица. Но это одно божество, лишь имеющее три различных функции и потому выступающее под различными образами (сравн. ересь Савеллия).

4. Неоплатоническое Единое, последовательно эманирующее Разум (Нус) и Мировую душу. Здесь: соподчиненность, неравночествность, неодносущность, неипостасность, пантеизм.

Ереси антитринитариев: динамисты (Павел Самосатский) и модалисты (Савеллий).

что есть святая троица осипов а и Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *