что это форма обучения с использованием дот
Особенности обучения студентов с применением ЭО и ДОТ
Образовательные программы в системе СПО и ВО с применением ЭО и ДОТ
1. Возможность индивидуального темпа обучения. При ЭО учебные материалы, тесты доступны студенту в любое время. Он может самостоятельно выбирать время и объем изучаемых материалов.
2. Отсутствие территориальных ограничений для обучения. Сдача промежуточной и итоговой аттестации в ресурсных центрах.
3. Разнообразие средств и способов обучения. В электронном обучении студент может иметь возможность самостоятельно выбрать, каким способом он будет изучать ту или иную дисциплину.
4. Получение дополнительных знаний посредством информационных технологий.
6. Применение современных средств, электронных библиотек и современной техники.
7. Гибкость учебного плана, возможность самостоятельного выбора совокупности курсов обучения, а также самостоятельного планирования времени, места, частоты и продолжительности каждого занятия.
8. Мобильность, своевременная и эффективная обратная связь между преподавателями и студентами дистанционной формы обучения.
9. Гарантия академического равноправия, возможность получения качественного образования независимо от состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности, социального положения и д.р.
ПАМЯТКА
абитуриентам, поступающим в МПГУ на программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭОиДОТ)
Для чего применяются ЭОиДОТ и в чем отличие обучения с применением ЭОиДОТ от традиционной заочной формы? | · Обучение с применением ЭОиДОТ для тех, кто в силу разных обстоятельств (работа, здоровье, семья, удаленность от образовательной организации) не имеет возможности регулярно присутствовать на очных занятиях или приезжать на сессии; · ЭОиДОТ позволяют повысить эффективность освоения основной образовательной программы за счет самостоятельного выбора места и времени для занятий; · Использование ЭОиДОТ в учебном процессе предоставляет студенту возможность овладения дополнительными ИТ-компетенциями. Благодаря использованию дистанционных образовательных технологий, реализуемых при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя, обучение позволяет студентам оптимально совмещать учебу и работу, делает столичное образование более доступным для жителей отдаленных регионов России, позволяет строить процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей и пожеланий учащегося на основе общего графика учебного процесса. Обучение с применением ЭОиДОТ отличается от привычного в России заочного обучения своей непрерывностью. Если студент-заочник изучает учебный материал самостоятельно с помощью учебников, а задать вопросы преподавателям может только два раза в год во время установочных и экзаменационных сессий, то студент, обучающийся с использованием дистанционных технологий через Интернет, имеет возможность свободного доступа (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году) к электронным образовательным ресурсам университета независимо от места нахождения и постоянно в течение учебного года контактировать с преподавателями. Обучающиеся с применением ЭОиДОТ пользуются теми же правами, что и студенты заочной формы обучения (учебный отпуск, справка-вызов на зачетно-экзаменационные мероприятия). В дипломе указывается “заочная форма обучения”. |
Каждому обучающемуся МПГУ вместе с зачетной книжкой и студенческим билетом выдаются учетные данные (логин и пароль) для доступа к электронной информационно-образовательной среде МПГУ. Учебный процесс осуществляется в системе дистанционного обучения МПГУ ИнфоДа Moodle, доступ к которой возможен с любого персонального компьютера, независимо от места нахождения студента. В СДО размещаются учебно-методические материалы, электронные образовательные ресурсы (лекционный материал (текстовый формат/прзентации/видеолекции), ссылки на основную и дополнительную литературу, тесты для самопроверки, организованы форумы с преподавателями и другими студентами, консультации с преподавателем. Все студенты имеют возможность использования ресурсов электронной библиотеки университета. В течение семестра студенты изучают учебные материалы в ИнфоДа Moodle, структурирование которых по темам и разделам курса, а также наличие в них заданий для самопроверки, а также постоянный контакт с преподавателем в форуме позволяют организовать обучение максимально эффективно. Студент все время находится на связи с университетом и получает постоянную поддержку кураторов (сотрудников деканата) и преподавателей. Для удобства региональных обучающихся МПГУ предоставляет в распоряжение студентов материальную базу своих филиалов (ресурсных центров ) в городах: Анапа, Ставрополь, Дербент, Покров, Сергиев Посад, Егорьевск. В соответствии с учебным расписанием (которое также размещается в ИнфоДа Moodle) студентам предоставляются оборудованные аудитории для участия в учебных мероприятиях согласно учебному плану (лекционные и семинарские занятия в режиме видеоконференции, в формате вебинаров). Рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологийОбновлено 06 Апр. 2020 г. Консультации по BB Консультации по Discord Консультации по MS Teams Консультации по Zoom Дистанционные образовательные технологии (ДОТ): общая информацияПод электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. (Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Преимущества использования ДОТ: Основные принципы использования ДОТ: Необходимо объяснять студентам положительные стороны применения дистанционных образовательных технологи й: Формы учебного процесса с использованием ДОТ Все занятия проводятся по расписанию (графику проведения занятий, реализации онлайн-курсов) в дистанционном формате (трансляция лекции, размещение учебных и учебно-методических материалов, опросы и иные формы взаимодействия с обучающимися, проведение регулярного текущего контроля, консультаций и т.д.): Занятия лекционного типа (в том числе «потоковые консультации») по учебному плану ОП проводятся: Занятия семинарского типа (практические, семинарские занятия) по учебному плану данной ОП проводятся при дистанционном взаимодействии обучающихся и преподавателей (необходимо определить тип взаимодействия для каждого вида) дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Обязательным видом учебной деятельности с применением ДОТ являются индивидуальные (или групповые) консультации, ответы на вопросы обучающихся, обсуждение выполненных заданий, проводимые преподавателем группы (потока). При реализации онлайн-курса, эта часть выполняется преподавателем-модератором онлайн-курса. Текущий контроль: результаты текущего контроля фиксируются преподавателем в электронной форме и сохраняются преподавателем до завершения реализации дисциплины и проведения промежуточной аттестации (выставления окончательного результата (оценка; зачет/незачет). Непрерывный контроль уровня подготовки является необходимым условием полноценного обучения. Для взаимодействия преподавателя со студентами можно использовать любые средства коммуникации: Для использования дистанционных образовательных технологий преподавателю необходимо: 1. Проанализировать перечень преподаваемых дисциплин и иных элементов учебного плана, которые еще не завершены и продолжаются до конца учебного года (далее – учебная дисциплина) по каждой из образовательных программ. 2. Изучить возможности онлайн-платформ 3. Совместно с руководителями образовательных программ провести тщательный анализ возможностей использования онлайн-платформ (ресурсов), оценить возможность полностью или частично заместить учебную дисциплину самостоятельным изучением студентом онлайн-курса. Результаты такого изучения будут зачтены студенту в качестве освоения дисциплины. 4. Если не для всех дисциплин найдена замена на онлайн-платформах, необходимо организовать освоение учебной дисциплины с помощью сервисов электронно-информационной образовательной среды (ЭИОС) (включая самый простой вариант передачи учебных материалов по корпоративной электронной почте, но не ограничиваясь им): При подготовке материалов можно воспользоваться электронным ресурсам и информационным сервисам библиотеки СПбГУ. 5. Выбрать вариант реализации дисциплины: 6. Спланировать разработку и загрузку всех материалов в ВlackBoard или иные электронные ресурсы. 7. Создать учебные материалы, включая материалы текущего контроля. Составить список учебных материалов и инструкций, доступ к которым должен быть у студентов (видеолекции, ридеры, памятки, объявления). 8. Проверить, все ли материалы можно выполнить дистанционно. 9. Довести информацию о канале реализации дисциплины до студентов, председателя учебно-методической комиссии и декана факультета. 10. В любом случае необходимо сохранять возможность консультирования и проведение контроля учебного продвижения студента с помощью информационных систем и средств электронной связи. 11. Определить, какие учебные дисциплины или их элементы требуют присутствия в строго определенное время студента перед компьютером, а какие могут осваиваться в асинхронном режиме. Преподавателям, запланировавшим такие элементы, напоминать студентам с помощью электронных сервисов заранее о предстоящем учебном событии. 12. Регулярно (не реже двух раз в неделю) с помощью электронных средств информировать студентов о том, что они должны были выполнить к текущему сроку, какие задания предстоят в следующий период, какие успехи у студентов, какие были проблемы и как они решились. 13. Организовать планирование своей рабочей недели и отчетность в простых электронных формах. 14. Обеспечить фиксацию хода образовательного процесса. Использование электронных платформ для структурирования курса, загрузки материалов и учебно-методического сопровождения реализации дисциплиныОсновные сервисы I. Для дистанционных занятий Blackboard Learn Универсальные системы LMS (BlackBoard, Moodleи др.) предоставляют широкие возможности для реализации большинства задач, связанных с переходом на преподавание с использованием ДОТ. Если для преподаваемой дисциплины создан курс в системе BlackBoard СПбГУ, Вы можете им воспользоваться для размещения материалов, организации доступа к ним студентов и решения других учебных задач. Если курс в системе BlackBoard СПбГУ отсутствует, Вы можете направить заявку на его создание. Онлайн курс для преподавателей по работе в системе BlackBoard: на главной странице системы BlackBoard. II. Для проведения занятий онлайн 1. Сервис видеоконференций Zoom Преимущество Zoom заключается в предоставлении широких возможностей для взаимодействия, максимально приближенного к реальному интерактивному занятию. Вы можете включать/отключать видео, микрофон, демонстрацию студентам Вашего экрана, в т.ч. презентаций по лекции, или любого приложения, запущенного в операционной системе, разбивать участников на отдельные «комнаты» для симулирования работы в малых группах и т. д.). Другие участники конференции в Zoom(студенты) также могут запускать демонстрацию экрана (например, студенческие доклады-презентации), имитировать поднятие руки, общаться в приватных и общих чатах и др. Бесплатный аккаунт в Zoom допускает видеосессию, ограниченную 40 минутами. По истечении этого времени Вам следует заново запустить видеоконференцию, а студентам – заново войти в нее. 2. MicrosoftTeams Microsoft Teams — это сервис, интегрированный с другими продуктами Microsoft, в котором можно создавать учебную среду, включив в нее чаты, различный обучающий контент и тесты. В одном интерфейсе можно создавать классы для совместного обучения, поддерживать оперативную связь с учащимися, предоставлять общий доступ к файлам, давать и оценивать задания. При этом все материалы, включая видеозаписи занятий, хранятся в облачном хранилище OneDrive, и у тех обучающихся, кто не присутствовал на занятии в режиме реального времени, есть возможность «нагнать» остальных, изучив все материалы. Дополнительные сервисы I. Для дистанционных занятий 1. Сервис Google Class Бесплатный сервис для учебных заведений, некоммерческих организаций и пользователей личных аккаунтов Google. В нем можно создавать курсы, а также назначать и проверять задания. Он экономит преподавателям время, упрощает организацию учебного процесса и коммуникацию с учащимися. Преимущества Google Класса: 2. Облачные сервисы В качестве альтернативного сервиса для размещения учебных, учебно-методических материалов и предоставления доступа к ним (как индивидуального, так и группового) могут использоваться различные облачные сервисы (сервисы онлайн-хранения файлового контента и управления им). С помощью данных сервисов Вы можете создать целую структуру облачных папок и подпапок (с возможностью локальной синхронизации со своими устройствами), которая будет отражать или тематическую структуру курса, или структуру основных модулей, блоков и заданий. Наполнив облачные папки необходимыми материалами, Вы можете предоставить обучающимся доступ к этому содержимому с возможностью его редактирования или же только ознакомления и скачивания. Dropboxтакже предоставляет возможность создавать запросы файлов, посредством которого можно, например, собирать файлы с выполненными студентами заданиями или письменными работами (эссе, рефератами и т.д.). II. Для занятий онлайн 1. Сервис Skype Количество участников группового видеозвонка: от 3 до 50 (в зависимости от устройства и системных требований). Информация 2. Сервис Discord Разработан для геймеров, но при этом удобен для проведения онлайн-занятий. С примером использования Discord для организации занятия по иностранному языку можно ознакомиться в видео ЦРЭОР СПбГУ. 3. Сервис BlueJeans Англоязычный сервис с облачной службой видеоконференций. С основными возможностями можно ознакомиться по ссылке Создание записей видеолекций для размещения онлайнДля создания записи занятия или любой другой видеозаписи, которую Вы планируете использовать при онлайн-обучении, Вы можете использовать следующие инструменты и подходы. Преобразование презентации в видео Если Вы создали презентацию и хотите, чтобы студенты просмотрели ее в видеорежиме с Вашими комментариями, Вам нужно: Видео готово к загрузке на платформу (BlackBoard, Google Класс или та, которой Вы пользуетесь). Запись видео с помощью камеры компьютера Видео готово к загрузке на платформу (BlackBoard, Google Класс или та, которой Вы пользуетесь). Видео готово к загрузке на платформу (BlackBoard, Google Класс или та, которой Вы пользуетесь). Создание, размещение и назначение заданий для самостоятельной проверки, текущего контроля или промежуточной аттестацииДля создания и оценивания тестов с возможностью автоматической проверки можно использовать Google Формы. GoogleФормы легко интегрируются с GoogleКлассом, что позволяет использовать данные сервисы как единый информационно-образовательный технологический комплекс, по функционалы равный LMS. Для создания заданий к видеофайлам (в том числе к записанным Вами лекциям) можно использовать Edpuzzle. Инструкция по работе с сервисом представлена на сайте. Бесплатный тариф позволяет создать 20 видеоматериалов в месяц. Formative — сервис для создания оценочных средств. Доступно 17 типов заданий (Аудио ответ, Рисунок, Текстовый блок, Видео, Эссе, Множественный выбор, Выбор нескольких верных ответов, Ввод числа/формулы,Верно/неверно и другие), большинство из которых доступны в бесплатной версии. Также допускает интеграцию с GoogleКлассом. Surveymonkey — служба как для создания простых и небольших опросов и тестов, так и для массового анкетирования. Сервис позволяет вставлять опросы на сайты и в социальные сети, а также использовать базовые инструменты анализа полученных результатов как в общей совокупности, так и в части отдельных ответов. У бесплатной версии есть ограничения на выгрузку собранных данных с сайта для локального использования и анализа. Инструкция по доступу к лицензионным электронным ресурсам и информационным сервисам библиотеки СПбГУДоступ к лицензионным электронным ресурсам и информационным сервисам открыт для пользователей СПбГУ в ЛЮБОЕ время с ЛЮБОГО компьютера с выходом в Интернет по индивидуальному логину и паролю, которые имеют все студенты, преподаватели и сотрудники СПбГУ: www.library.spbu.ru/help/ezpr.html. Закладка «Начало поиска» — позволяет поводить интегрированный поиск по электронным источникам, находящимся в доступе СПБГУ, включая более 30 000 учебников в электронно-библиотечных системах, большинство подписных ресурсов, а также ресурсы открытого доступа. Поиск возможен на русском и английском языке. Закладка «Базы данных» — позволяет проводить поиск ресурсов и сервисов, находящихся в доступе СПбГУ. Поиск можно проводить по названию, тематике и типу ресурса. В случае установки в браузере расширения Lean Library вход на ресурсы возможен по прямым ссылкам, минуя сайт библиотеки. После перехода по ссылке есть возможность производить поиск необходимого журнала или книги по названию/части названия, тематике, номеру ISSN/ISBN, а также по начальной букве русского и латинского алфавита в названии издания. Google ClassЕсли для преподаваемой дисциплины курс в Blackboard не создан, Вы можете воспользоваться возможностями бесплатного сервиса Google класс. Пример организации работы в Google класс: А) для создания Google класса Вам необходим Google аккаунт. Пройдите по адресу google.ru и следуйте нижеприведенным инструкциям: Б) Ваш Google аккаунт создан. Теперь Вы можете создать класс. Инструкция: Для создания группы, в которую Вы пригласите студентов, следует нажать значок «+» в правом верхнем углу экрана. Внизу приведен пример созданного курса с названием «Мой курс в Google Класс». Теперь Вы можете создать задания для студентов. В) Теперь Вы можете организовать доступ студентов в класс. Для этого выберите вкладку «Пользователи» в верхнем меню. Вы можете либо пригласить учащихся с использованием адресов их корпоративной электронной почты, либо (если группа слишком большая) выслать старосте группы код доступа в класс. С использованием кода доступа запись студенты осуществят самостоятельно. Чтобы выслать код курса, зайдите в настройки курса (знак шестеренки справа вверху). Первый вариант записи студентов: Второй вариант записи (через код): Дистанционное образование в РоссииФедеральный Закон об образовании № 273-ФЗ (ст. 10) определяет 4 вида образования в России: Обучение осуществляется в 3 формах: Заметьте, никакого «дистанционного образования» как вида, уровня или формы обучения в законе нет. Однако есть понятие «дистанционные образовательные технологии (ДОТ)». Что такое ДОТПодробнее о различиях дистанционного, заочного, электронного обучения мы рассказывали в одной из прошлых статей. Понятие «дистанционные образовательные технологии» впервые появилось в проекте поправок к Закону об образовании в 2002 году. После принятия поправок Олег Смолин, на тот момент заместитель председателя думского комитета по образованию и науке, подчеркнул, что теперь закон «уравнил студентов, обучающихся посредством дистанционных образовательных технологий, с обычными студентами в обычном учреждении». Сейчас применение ДОТ и электронного обучения регулируется статьей 16 Закона об образовании и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2014 г. N 06-381). Давайте рассмотрим его подробнее. Порядок применения дистанционного обученияИспользовать дистанционное обучение или нет и в каком объеме — это свободный выбор образовательной организации. Порядок позволяет применять ДОТ и электронное обучение не только при проведении занятий. В дистанционном формате можно проходить практику, выполнять текущий контроль успеваемости и проводить итоговую аттестацию. В документах об образовании и квалификации применение ДОТ в обучении не указывается. Организация сама решает, сколько часов отвести на «дистанционку», а сколько оставить на аудиторные занятия с преподавателем. Главное, чтобы образовательная программа была изучена в полном объеме. При этом Порядок не запрещает перехода на исключительно дистанционное обучение, когда обучающиеся изучают материал в форме онлайн-курсов, но есть ограничения для отдельных направлений подготовки. По каким профессиям нельзя обучаться дистанционноСписок содержит более 200 профессий и специальностей, которым нельзя обучиться полностью дистанционно. Программы по этим курсам обязаны предусматривать очные аудиторные занятия с преподавателями. В Перечень попали прежде всего те профессии, которые требуют основательной практической подготовки и опыта. Так, нельзя удалённо выучиться на архитектора, программиста, ювелира, акушера, пилота, актёра, дизайнера, бухгалтера или педагога по физкультуре, а также сварщика, токаря, водителя, машиниста котлов, радиомеханика и многих других. Данный документ регламентирует обучение только в учреждениях СПО (техникумах, колледжах, училищах). ДОТ в сфере профессионального обученияФормально никаких ограничений по использованию дистанционных технологий в сфере высшего, дополнительного профессионального образования и профобучения нет. Например, Перечень, о котором мы говорили выше, запрещает учреждениям СПО организовывать удаленное обучение по направлению «Фармация». Однако мы легко найдем вузы, которые готовят фармацевтов-провизоров в заочной форме, полностью дистанционно. Особенно развит дистанционный формат обучения в учебных центрах дополнительного профессионального образования и профессионального обучения (ДПО и ПО). Посмотрим, чем и как регламентировано применение ДОТ в учреждениях ДПО и ПО.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения никак не регламентирует применение дистанционных технологий, в тексте Приказа нет упоминания ДОТ и электронного обучения. Таким образом, вопрос исключительно дистанционного обучения по профессиональным программам на законодательном уровне однозначно не решен, поэтому обратимся к понятию практико-ориентированного обучения. Задача профессионального образования — подготовить высококвалифицированные кадры, знания, умения и навыки которых будут в полной мере соответствовать профстандартам или квалификационным требованиям (если стандарт не принят). Так, в рамках нацпроекта «Образование» на базе учреждений СПО реализуется федеральный проект «Молодые профессионалы». Проект предусматривает модернизацию профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Ожидается, что к концу 2023 года 85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, Профессиональное образование готовит обучающихся к выполнению конкретных действий на будущем месте работы, соответственно, теория должна закрепляться на практике. Если мы говорим об исключительно дистанционном обучении какой-либо профессии, возникает вопрос о его эффективности. Можно ли без осложнений принять роды, обучившись по видео? Можно ли качественно выполнить сварочные работы, прочитав учебник? Вряд ли. Практико-ориентированность в профессиональном образовании эффективно обеспечивает дуальная модель обучения. В узком смысле, это такое обучение, при котором теоретические знания дает образовательная организация (например, колледж или учебный центр), а практику проводит работодатель на предприятии. Таким образом, законодательных ограничений на использование дистанционных технологий при реализации профессиональных программ в учреждениях ДПО и ПО нет. Однако есть требования профстандартов и общая тенденция развития образования в сторону практической ориентированности, которые исключают возможность полностью дистанционного освоения образовательных программ. Изменения в реализации программ обучения с применением ДОТ19 марта 2020 года было опубликовано Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». Рекомендации должны помочь школам и учреждениям СПО быстро перейти на «дистанционку» в условиях распространения коронавирусной инфекции. Дистанционное образование в России, несмотря на появление статьи о ДОТ в законе об образовании еще в 2002 году, до сих пор строго не регламентировано. Большинство вопросов, связанных с выбором инструментов электронного и дистанционного обучения, организации удаленной работы и подготовки кадров, компетентных в применении ДОТ, отдаются «на откуп» образовательным организациям. Как показала ситуация с пандемией 2020, образование в России не готово перейти в онлайн-формат, поэтому дистанционные технологии и электронное обучение продолжают оставаться в статусе технологий, но никак не самостоятельной формой получения образования.
|