что говорят на пасху при встрече
Зачем целоваться на Пасху и что говорить друг другу при приветствии
Данное приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями ещё к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес! » выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа.
В богослужебной практике других христианских Церквей также существуют подобные приветствия, но они не используются вне богослужений.
Пасха: пасхальные поцелуи-приметы
С поцелуями на Пасху связано огромное количество любовных примет. Так, если человек поцеловал вас троекратно и сначала — в правую щеку, значит, он испытывает к вам ровные доброжелательные чувства, а вот страстью тут и не пахнет. Если первый поцелуй пришелся в левую щеку, значит, по каким-то причинам человеку не хотелось с вами целоваться. Это ни в коем случае не является признаком того, что он к вам равнодушен. Скорее, на что-то обижен или очень стесняется, или боится не ко времени обнаружить свои пылкие чувства.
А вот если вас лишь слегка коснулись щекой, то вы этому человеку резко неприятны (правда, может, у женщины просто накрашены губы и она не хочет вас пачкать). Вас целовали и при этом косили глазом в сторону ваших глаз, стараясь встретиться взглядом? Значит, в вас или влюблены, или хотят подлизаться.
Многое также зависит и от места, где вы обменялись пасхальными поцелуями. Целоваться на пороге — к долгой разлуке. Под деревом — к взаимной радости и согласию. В момент, когда каркает ворон, — к озлоблению и ссоре. На перекрестке — к скорым переменам в личной жизни: мечтающие побыстрее пожениться парочки старались подгадать так, чтобы христосоваться на пересечении улиц. Целоваться в темной комнате — ну, наверное, и так понятно, к чему это…
Положительной энергетике пасхальных поцелуев всегда придавали большое значение. С их помощью можно расстроить отношения с человеком, наладить их или повернуть в другом направлении.
Так, держать на руках при троекратном поцелуе трехцветную кошку способствует укреплению здоровья. Если положить перед поцелуем во внутренний карман с левой стороны какой-нибудь дорогой предмет (скажем, навороченный мобильник или золотые часы), можно поправить дела на работе или в учебе.
Как приветствовать друг друга в Пасху?
В светлый христианский праздник принято приветствовать друг друга возгласом «Христос воскресе».
Произносить эту фразу должен младший по возрасту либо человек, занимающий более низкое место в церковной иерархии. Мирянину, в случае встречи с духовным лицом, нужно добавить «Благословите, батюшка». При этом правую ладонь складывают поверх левой — для получения благословения. Священник отвечает «Воистину воскресе! Бог благословит», налагает крестное знамение и кладет свою правую руку на ладони собеседника.
Если встретились два мирянина, то на приветствие «Христос воскресе» отвечают «Воистину воскресе!». Затем нужно троекратно поцеловать друг друга.
Таким образом православные приветствуют друг друга на протяжении 40 дней – в Воскресение Христово, Светлую седмицу и до самого отдания Пасхи.
«Христос воскрес» или «Христос воскресе»: как правильно говорить на Пасху
Фото с сайта pixabay.com
Пасхальное приветствие – обычай, который пришёл к нам с древних времён; существуют два варианта приветствия на Пасху, и многие затрудняются выбрать, какой из них правильный.
Пасха – это самый светлый и долгожданный праздник для верующих. В 2020 году Пасха отмечается 19 апреля.
На Пасху верующие вспоминают о событиях, описанных в Новом Завете – о днях Страстной седмицы и Воскресении Христовом.
Пасхальное приветствие – христосование – обычай, который пошел ещё от апостолов.
Христосоваться – значит приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуя друг друга в щеки. Верующие здороваются таким образом начиная с пасхальной ночи.
«Когда мы говорим «Христос Воскресе!», мы желаем человеку воскреснуть вместе с Ним и жить вечно, – объясняет протоиерей Игорь Гагарин. – Сказать другому человеку «здравствуй» – то же самое, что сказать «будь здоров и не болей». Сказать человеку «Христос Воскресе!» – то же самое, что сказать: «живи вечно и никогда не умирай!»».
Священнослужитель поясняет: каждый раз, когда мы грешим, мы соприкасаемся со смертью в той или иной мере.
«Согрешив, мы ощущаем уныние, тоску, отвращение к самому себе, внутреннюю пустоту. Всё это не что иное, как частичный опыт смерти, – пояснил протоиерей. – А опыт воскресения? Каждый раз, когда мы каемся в грехе, когда преодолеваем какой-то соблазн, который чуть было не утащил нас на самое дно греха, мы с вами приобщаемся к в опыту воскресения».
Существует несколько вариантов традиционных пасхальных приветствий – «Христос Воскрес», и «Христос воскресе». Вот только какой из этих вариантов является более правильным?
Здесь будут правильными оба произношения, и каждый верующий сам вправе выбирать, основываясь исключительно на своей симпатии к тому или иному произношению.
Дело в том, что пасхальное приветствие уходит в глубь веков, ещё в апостольские времена, и изначально это приветствие звучало только как «Христос Воскресе!», как и ответ на него «Воистину Воскресе!», но шло время, изменялись правила, и окончание «е» осталось в староцерковном языке.
Мы же, миряне, перешли на светский язык, который более доступен как в написании, так и в произношении. Многие старые слова хоть и не потеряли свое значение, но частично видоизменились.
Если брать именно слово «Воскресе», то оно стало произносится на новый лад как «Воскрес».
Сказать, как правильнее произносить его, достаточно сложно. Если православный христианин соблюдает должные старые традиции, то он, конечно, скажет «Христос воскресе!», ну, а подверженные более современным правилам русского языка будут придерживаться выражения без окончания «е». Поэтому здесь будут правильными оба варианта.
Напомним, в апреле в РПЦ заявили, что из-за коронавируса намерены ограничить для россиян посещение храмов на Пасху.
Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:
Обычай христосования: традиции, как отвечать на пасхальное приветствие
Кому в нашей стране не известен обычай христосования? Древняя традиция верующих во время Пасхальной недели приветствовать друг друга словами «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» и троекратным целованием – пережила церковные реформы, революции и смены политического строя, оставаясь незыблемой частью Христова Воскресенья, как радостный благовест и пышные куличи. Откуда она произошла?
Христосование – древний и красивый обычай
Откуда пошёл обычай христосования?
По преданию, пасхальное приветствие берёт начало с того великого дня, когда три женщины – матери апостолов Саломия и Мария, а с ними Мария Магдалина – пришли помазать тело Христа, но нашли только отваленный от пещеры камень и ангела, который велел им не искать Иисуса распятого, а пойти и поведать ученикам, что Он воскрес из мёртвых.
С радостью бросились женщины возвестить апостолам о свершившемся чуде, а те, после недолгого периода понятных сомнений, понесли благую весть дальше. Так что можно смело предположить: первое христосование на Пасху произошло именно в те далёкие дни, когда ученики и последователи Иисуса с восторгом передавали друг другу благую весть: «Христос Воскрес! Воистину воскрес!» и от избытка чувств обнимали и целовали друг друга.
Первой воскресшего Спасителя удостоена была увидеть Мария
Для самых любопытных ниже приведены пасхальные приветствия на разных языках с транскрипцией для удобства чтения. А вдруг вам доведётся встречать Пасху в Польше или Японии?
По-разному звучащие слова имеют один сокровенный смысл
Лишь немногие ветви христианства, к примеру, кальвинизм, не признают важность пасхи и пасхального христосования, но их число мало.
Особенности пасхального богослужения
Пасхальное богослужение выделяется из ряда прочих церковных торжеств особенно пышным убранством храма, праздничными одеяниями священнослужителей и радостным настроем, который присущ в этот день всем прихожанам, явившимся принять участие в службе. В церкви звучит пение стихир и Пасхальных канонов, с колокольни доносится преисполненный ликования благовест, на алтаре трепещет отдёрнутая вопреки обыкновению завеса, на аналое лежит артос – приготовленный по древнему рецепту хлеб, а ароматный дымок кадила окутывает иконы, священников, прихожан…
Но главное, что отличает службу Светлого Воскресенья, это, пожалуй, обряд христосования, завершающий её. В это время в процессе чтения праздничного канона священник несколько раз обходит храм, провозглашая прихожанам пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!», а те дружно вторят ему: «Воистину Воскресе!» И становятся ближе друг другу, объединённые не только общей верой, но и общей радостью.
Незыблемые правила пасхального приветствия
У пасхального приветствия есть свои тонкости
Наверное, всякий человек хотя бы раз в жизни если не участвовал в христосовании сам, то наблюдал его со стороны. Тем не менее, встречаются люди, встающие в тупик перед элементарными вопросами:
Давайте разбираться, каким должно быть правильное пасхальное приветствие.
Когда подобает звучать традиционному приветствию Христова Воскресенья?
Чаще всего мы произносим его в первый день пасхальной седмицы, однако это можно делать в течение всей недели вплоть до Красной Горки при встрече с людьми, которых мы ещё не видели после наступления Пасхи.
Первые праздничные приветствия звучат за накрытым к завтраку столом
Касаемо того, какой момент будет наиболее подходящим для знаменитого «Христос Воскресе», то, если речь идёт о домочадцах, по обычаю пасхальные приветствия и ответы на них звучат за столом во время утренней трапезы. Одна тонкость, в наши дни почти забытая: начать ритуал христосования полагается младшим членам семьи.
Если же вы повстречались с другом или знакомым на улице, замените праздничным приветствием звучащее в иные дни «Здравствуй!» или «Добрый день!»
Кому положено произносить торжественные слова первым?
При встрече двух людей с заметной разницей в возрасте действует то же правило, что и за семейным столом: брать на себя инициативу полагается младшему, в то время как отвечать на пасхальное приветствие должен старший: «Воистину Воскресе!» А вот при встрече ровесников здороваться первым может любой.
Имеет ли свои особенности обращение к священнику?
Да. Если вам встретился батюшка, поздравьте с праздником и его, но не забудьте в конце привычного «Христос Воскресе!» добавить: «Благословите, отче!» и сложить руки друг на дружку ладонями вверх – ответив на приветствие, священник коснётся их и произнесёт: «Бог благословит».
Благословение, полученное в такой день, принесёт вам особенную радость
Является ли троекратное целование незыблемым правилом христосования?
А может, от него можно воздержаться, ведь во время Светлого Воскресенья нам приходится общаться с разными людьми, в том числе и с едва знакомыми?
Нет, отказываться от традиции целовать собеседника не следует: в ней заключается символ нашей радости от свершившегося события и той любви, которую люди должны испытывать друг к другу, как её испытывает к человечеству Спаситель. Причём количество поцелуев должно быть троекратным, в честь Святой Троицы. Однако с малознакомыми людьми достаточно символически соприкоснуться со своим виз-а-ви щеками – тоже троекратно.
Если вы задумали вручить собеседнику пасхальное яйцо-крашенку, кулич или другой приличествующий Пасхе подарок, дарите его одновременно с приветственными словами. Так вы подчеркнёте связь гостинца со светлым праздником.
Видео: Как звучит «Христос воскресе!» на разных языках
Посмотрев видео от Интернет-портала Азбука веры, вы можете узнать, как звучит пасхальное приветствие на разных языках.
Христосование является не просто данью традиции. Оно воплощает основу христианской веры, твёрдое упование на то, что Иисус, умерший на кресте и воскресший, открыл для каждого человека путь к спасению. Эти простые слова, произнесённые искренне, с верою и теплом, по своей пользе для души и мироощущения не уступают самой долгой и усердной молитве.
Правильно ли на пасху говорить Христос воскрес!?
«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божья». (Апостол Павел).
«Пасха – праздник светлого Христова воскресения». Так утверждает религия. А как написано в Библии? В Библии написано по-другому.
Христос нигде никогда не повелевал, чтобы люди отмечали или праздновали Его воскресение из мертвых. Об этом в Библии не найдете ни слова. Сие не значит, что праздновать воскресение Христа будет принципиальной ошибкой. Но Сам Христос не завещал отмечать Его воскресение из мертвых.
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ПАСХАЛЬНЫЕ КУЛИЧИ И КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА?
Празднование Пасхи, как оно происходит в народе – никак не соответствует тому, что в Священном Писании сказано про Пасху. Сложившееся празднование Пасхи является наиболее ярким примером издевательства над здравым смыслом, и над Самим Иисусом Христом. Настолько глупое и злобное издевательство, что не укладывается в голове. Нормальный ум просто не может себе представить, что кто-то может так зло и подло нам ним насмехаться. Человек реально не может этого вместить!
Для примера достаточно взять хотя бы так называемые «пасхи», специально испеченные, покрытие сладостью куличи, булочки-кексы. Почему они имеют такую форму? В Библии ничего подобного и близко нет. Как нет и никаких крашеных яиц. Но откуда они взялись в народе?
На эти вопросы сегодня можно найти только один ответ: это – чисто языческие символы. Они пришли из древности, из языческого суеверия, от тех народов, которые исповедовали фаллическую религию, и поклонялись половым органам, как символу плодородия. Именно этот момент запечатлен в широко распространенном «пасхальном» кулинарном изделии. Испеченная «пасха», которую «святят» в церквах, является символическим изображением фаллоса, совершившего оплодотворение. Поэтому «пасха» обязательно чем-то еще поливается…
В этой же связи на праздновании обязательно присутствуют и крашеные яйца, как символ органов необходимых для оплодотворения.
Такова реальность. Не правда ли, шокирующая информация? Дело в том, что ответственные руководители религий все это хорошо знают. Их нелепые объяснения по поводу применения в церковной традиции таких пасхальных куличей и украшенных яиц не выдерживают никакой критики, и, конечно же, никак не подтверждаются Священным Писанием. Бог им Судья.
БОГ НЕ ТВОРИЛ РАЗУМНЫХ СОЗДАНИЙ С «ГОТОВОЙ ПРОГРАММОЙ» ПОВЕДЕНИЯ. Ни Ангелов, ни людей Бог не создавал такими, чтобы они были неспособны ошибаться. Если бы Господь создал Ангелов или людей неспособными ошибаться и грешить, это означало бы, что Он создал роботов. Бог создал Свои разумные создания такими, что они сами должны сделать свой осознанный выбор. Они сами должны решить, будут они добрыми, или злыми, станут они на сторону добра, или зла.
Да, Бог знает будущее, знает, кто и когда родится. Бог знает все. Но – знать, и предопределять – разное дело. Человек сам должен определиться, на чьей он стороне, должен сам сделать свой выбор. И тогда Бог примет его. Богу не нужны биологические машины. Не хочешь жить по законам Бога? Не хочешь подчиняться Богу? Пожалуйста! Живи, как хочешь. Но – жить сможешь не долго. Потому, что жить без Бога – невозможно. Жизнь – только от Бога. Кто без Бога, в том нет жизни вечной. Без Бога умрут все, и Ангелы, и люди…
Как известно, Адам и Ева воспользовались своим правом выбора, данным от Бога, и сознательно встали на сторону… зла, греха. Таков был их выбор. Перед ними было два варианта: Или выполнять Божьи заповеди и жить вечно, или не выполнять Божьи заповеди, жить по своему усмотрению, но – лишь какое-то время, и затем навсегда умереть. Говоря по-другому, они должны были сами для себя решить, или стать бессмертными, или – смертными. И они выбрали второй вариант.
КАК МОЖНО БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В ТОМ, ЧТО ХРИСТОС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИЗБАВИТ ОТ СМЕРТИ? Что является гарантией?
Многие спрашивают: А нельзя ли было вопрос с искуплением решить как-то по-другому? Зачем нужно было умирать Иисусу Христу? Не мог ли Всевышний Бог найти другое решение?
Ответ: По-другому – нельзя было. Слишком дорого стоит человек! Слишком большая цена требовалась за человека. Почему за человека была заплачена такая большая цена? Потому, что именно столько стоит жизнь человека.
КОМУ БЫЛ ЗАПЛАЧЕН ВЫКУП? Апостол пишет: «Вы куплены дорогою ценою…» У кого «куплены»? Кто кому «платил»?
Жизнь человека уникальна и неповторима. Жизнь каждого человека неповторима. Человеку от Бога дается одна жизнь. На одного человека – одна жизнь. Это, как и в анатомическом плане: на одного человека – одна голова, одно сердце, и т.д. Если человеческое «одно сердце» выходит из строя, то, для того, чтобы его заменить другим, нужно предварительно это донорское сердце изъять, забрать у кого-то другого. Этот «другой» отдавший свое сердце больному, сам уже не живет. Но для больного он является спасителем, искупителем, «искупившим» его от смерти.
Христос, отдав Свою жизнь за людей, стал для нас донором жизни. Бог умершему человеку может вновь дать жизнь только в том случае, если возьмет ее у какого-то другого человека. Только в этом случае воскреснет именно тот, кто умер, а не будет другой, вновь сотворенный, похожий на него человек, или его клон. Но это будет он сам. Христос стал человеком, и умер, как человек, чтобы его человеческая жизнь могла быть использована для возвращения к жизни умерших людей.
При воскресении мертвых Бог воскрешаемым людям будет давать жизнь Своего Сына, Иисуса Христа. Именно для этой цели Христос добровольно умер. Он отдал Свою жизнь как бы для «трансплантации», для того, чтобы она оживляла верующих в Него.
ИТАК, ВСЕ-ТАКИ, КОМУ ХРИСТОС ПРИНЕС СВОЮ ЖЕРТВУ?
А кому донор дает свою кровь, или почку? Врачу, министру здравоохранения, президенту страны? Нет. Больному.
Так и Христос принес Свою жертву прежде всего нам, грешным людям, чтобы мы, благодаря Его жертве могли избавиться от греха и смерти. Он «ампутирует», забирает у нас нашу износившуюся, грешную, умирающую жизнь, и взамен ее «пересаживает» нам Свою, совершенную, не изнашивающуюся, вечную жизнь.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ПРЕЖДЕ СОЗДАНИЯ МИРА»?
В самом начале, приступая к творению, Бог видел, что некоторые из разумных созданий будут согрешать. Или по ошибке, или будут обмануты. А кто-то по глупости захочет просто «попробовать» греха, но потом будет горько сожалеть об этом. И Бог сразу создал возможность покаяния для таких. До того, как в Эдеме ставить «дерево познания добра и зла», Бог уже предусматривал возможность раскаяния для согрешивших. (Известно, что Господь призывал к покаянию Адама и Еву. К сожалению, они отвергли Божью милость и отказались покаяться в своем грехе.)
В том то и заключается подвиг Христа, что Он все сделал добровольно. Он есть отражение Отца Небесного, Бога Всемогущего. Поэтому Он сказал: «Видевший Меня видел Отца». Любовь, которую проявил Христос к людям, отдавая за них Свою человеческую жизнь, показала, какую любовь к людям имеет Бог Всевышний.
КАК ПО БИБЛИИ ОТМЕЧАЕТСЯ ПАСХА?
Съесть на Пасху с молитвой кусочек пресного хлеба означает с благодарностью к Богу вспомнить безгрешное Тело Господа Иисуса Христа, которое Он отдал за наши грешные тела, чтобы мы могли избавиться от грехов, сделаться безгрешными.
Принять на Пасху с молитвой глоток чистого виноградного вина означает вспомнить с благодарностью к Богу святую Кровь Господа Иисуса Христа, которую Он пролил для очищения наших грехов.
КТО МОЖЕТ ВКУШАТЬ ОТ ХЛЕБА И ВИНА? Как часто? Что означают пасхальный хлеб и вино?
Большинство христиан отмечает Пасху один раз в год. Но некоторые отмечают чаще, каждый месяц, или даже еще чаще. Спорить с ними бесполезно и бессмысленно. В Библии сказано, что «каждый за себя даст отчет Богу».
В церемониальной же религии, вообще, все поставлено с ног на голову: На Пасху святят языческие мерзкие символы, а «хлеб и вино», которые должны быть на Пасху, перенесены в так называемое «причастие». Ну – все перепутано!
Также Пасха показала, как дорого стоит человек, что за него пришлось умереть Самому Божьему Сыну! В Библии сказано: «Вы куплены дорогою ценою. Не делайтесь рабами человеков». (1Коринф.7:23).
Отмечать ПАСХУ, значит признавать, что Христос умер за грешных людей. Теперь эти грешные, если будут верить во Христа, смогут избавиться от смерти, воскреснуть из мертвых, потому что за них умер Христос.
«…Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». (Библия, 1 Коринфянам 5:7).
Как встретить Святую Пасху
Пасха — главный праздник года. Как встретить Святую Пасху? Какие существуют русские традиции этого православного праздника? Ответы Вы найдёте в статье.
Как встретить Святую Пасху?
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
Как происходит Богослужение в Пасху
О приветствиях и Лобзании в День Пасхи
При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй — «Христос воскресе«. Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами.
По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.
Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами — очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.
Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.
С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.
С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».
Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца
Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.
Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры
Почему Церковь освящает пасхи и куличи
Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?
Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
О семидневном праздновании Пасхи
Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.
О поведении православных христиан в Пасху
Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.
Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».
Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.
Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного Богослужения.
Что такоe артос
Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Как хранить и принимать артос
Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
Как поминают усопших в Дни Пасхи
Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Как правильно поминать усопших
Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Как вести себя на кладбище
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
Московский Сретенский монастырь, «Новая книга», 1998 год