что характерно для технологического этапа технологии проектного обучения
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Автор: Звонарёва Татьяна Николаевна
В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для её реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является проектная технология. Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета.
Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также технологией проблем и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Проектная технология привлекла внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания.
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника реализации технологии:
· позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
· развивать у каждого позитивный образ себя и других;
· развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.
2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать. 3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи; 4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.) наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Суть проектной технологии состоит в том, что учащиеся в процессе работы создают проект, ученик в учебной работе постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.
Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.
Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Проектная технология – это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся. Если ученик пытается извлечь информацию, переработать ее, то учитель призван указать возможный источник или самому становиться источником информации. Если ученик старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике, то учитель координирует этот процесс, поощряет учащегося и осуществляет постоянную обратную связь. Ребенок пытается приобрести навыки коммуникативной деятельности, а учитель предлагает дискуссии, не навязывая при этом учащимся своего собственного мнения.
Проектная технология рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение проектов. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.
Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет. В первую очередь, ребятам необходимо определить проблему, что порой бывает очень сложно. Чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
· комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
· глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Проектная технология предполагает:
· наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
· практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
· самостоятельную деятельность ученика;
· структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
· использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Реферат по дисциплине «Современные педагогические технологии» на тему: «Технология проектного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ФГАОУ ВО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
Кафедра образования и педагогических наук
Реферат по дисциплине
«Современные педагогические технологии»
« Технология проектного обучения»
ВВЕДЕНИЕ
В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.
Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентированна на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.
Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса многими современными образовательными технологиями (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение и др.), поскольку самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на школьных занятиях; самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня «репродукции» к уровню «умений» и «творчества» как критериев знаний.
Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.
Главными условиями правильной организации самостоятельной работы учащегося можно назвать следующие:
— обязательное планирование самостоятельных занятий;
— серьезная работа над учебным материалом;
— систематичность самих занятий;
Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых самостоятельная работа может быть более плодотворной и эффективной:
1) наличие у учащегося положительной мотивации;
2) четкая постановка познавательных задач и пояснение способа их выполнения;
3) определение преподавателем форм отчетности, объема работы, срока сдачи;
4) определение видов консультационной помощи и критерия оценок;
5) осознание учащимся полученного нового знания как личностной ценности.
Самостоятельная работа всегда является эффективным видом учебной деятельности при условии умелого руководства со стороны преподавателя. Становление творческой личности обучаемого осуществляется в тесном контакте с творческой деятельностью педагога. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через самостоятельную работу.
В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиям.
Особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к способностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.
Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняя роль компетентного консультанта. Рефлексивно-деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя.
Первая и основная – создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность.
Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика.
Третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, как рефлексивная мишень, рефлексивный круг, мини-сочинения.
Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель – группа».
В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач.
В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная,– можно выделить следующие типы проектов:
2.1. Исследовательские проекты
2.2. Творческие проекты
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.
2.3. Ролево-игровые проекты
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Вполне возможно применение данного типа проектной деятельности и на уроках русского языка.
2.4. Информационные проекты
2.5. Практико-ориентированные проекты
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования языкового, литературоведческого, исторического характера; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в системе языка; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики)
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определение функций каждого из них, четких результатов совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.
В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты:
2.6. Монопроекты
2.7. Межпредметные проекты
Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:
1. Подготовка к работе над проектом:
— определение темы и целей проекта;
— формирование групп для работы над проектом;
— планирование этапов работы.
2. Работа над проектом в группах:
— оформление выводов и резуль
3. Представление – защита проекта.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
— оценка других групп;
— оценка специально созданной группы экспертов.
5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:
— Каков мой личный вклад в решение проблемы?
Данная последовательность работы над разными типами и видами проектов является универсально-схематичной. Более широко можно развернуть эту схему можно следующим образом:
1. Подготовительный или вводный этап (погружение в проект).
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап.
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе реализации проекта.
3. Трансляционно-оформительский этап.
3.1. «Предзащита» проекта.
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение даты и места;
3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и т.д.);
3.3.3. стендовая информация проекта.
4. Заключительный этап.
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе:
1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.
2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
3. Повышение мотивации учащихся в учебе.
4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.
5. Активизация познавательных интересов учащихся.
6. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.
7. Предоставление каждому возможности самореализации.
8. Развитие творческих способностей учащихся.
9. Вовлечение всех учащихся в коллективную мыследеятельность.
10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.
Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Проектное обучение является непрямым, и в нем ценны не только результаты, но и в большей степени сам процесс. Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно: личностно ориентировано; использует множество дидактических подходов; самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле; приносит удовольствие учащимся, использующим продукт своего труда.
Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействует все аспекты жизни детей в школе и дома.
Реализация метода проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.
Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т.1. – М., 2006
2. Шарипов Ф.В. Образовательные технологии: проектирование и функционирование. – Уфа, 2011.
3. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
4. Бегьюли Ф. Управление проектом. – М., 2002
5. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2006.
[1] Шарипов Ф.В. Образовательные технологии: проектирование и функционирование. – Уфа, 2011.
[2] Шарипов Ф.В. Образовательные технологии: проектирование и функционирование. – Уфа, 2011.
[3] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т.1. – М., 2006
[4] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т.1. – М., 2006
[5] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т.1. – М., 2006
[6] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т.1. – М., 2006
[7] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т.1. – М., 2006
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Технология современного проектного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология современного проектного обучения
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму.
В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей, обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы, методы обучения, технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и бучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
1) замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперёд»;
2) разработанный план сооружения, конструкции, процесса, мероприятия, изготовления чего-либо. В этом случае «проект» есть результат некоторой — «проектной, проектировочной» — деятельности, целостный образ будущего объекта;
Проектное обучение (изначально – метод проектов) – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, основоположником был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.
И.С. Сергеев под проектом понимает метод обучения, содержание обучения (проект как проектирование), форму организации учебного процесса и особую философию образования. Следует также иметь в виду, что это понятие может означать продукт проектной деятельности.
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более «облегчённый» вариант проектной деятельности им предлагается.
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов; конструирование новых объектов, процессов.
В условиях классно-урочной системы занятий метод проектного обучения наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик. Этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу. В настоящее время проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Технология проектного обучения представляет собой развитие проблемного обучения, от которого отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся:
— самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
— учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
— приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
— развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
— развивают системное мышление.
Проектное обучение позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:
— интеграцию учебного содержания;
— развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
— формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
— формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Основные принципы проектирования:
— учет возрастных, психологических, творческих особенностей учащихся;
— учет региональной специфики;
— интеграция учебной и внеклассной деятельности;
Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь. Процесс проектного обучения необходимо организовывать, моделировать так, чтобы обучающиеся были способны:
ПРИНИМАТЬ самостоятельные решения;
УМЕТЬ ставить задачи и задавать вопросы;
УМЕТЬ работать в команде;
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ поиск нестандартных, оригинальных решений;
ПРИВЛЕЧЬ, ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ выбранной темой окружающих;
РАСКРЫТЬ индивидуальный потенциал.
Система действий учителя и учащихся
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.
Определение форм выражения итогов проектной деятельности
Учитель принимает участие в обсуждении
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)
Докладывают о результатах своей работы
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия
Проектное обучение позволяет:
• Формировать проектную деятельность, проектное мышление.
• Стимулировать мотивацию детей на приобретение знаний.
• Включать всех учащихся в режим самостоятельной работы.
• Самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников.
• Развивать умения пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
• Развивать способности применять знания к жизненным ситуациям.
• Развивать способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.
• Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способности: — брать на себя ответственность; — участвовать в совместном принятии решения; — регулировать конфликты ненасильственным путем; — оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; — делать свой выбор; — владеть устным и письменным общением; — учиться всю жизнь.
• Развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.
Чтобы управлять такой работой, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы. Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к инновационным технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Типы учебных проектов
Не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Сбор информации и ознакомление с ней
заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки
С самого начала четко обозначается результат
деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Преимущества персональных проектов:
— план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
— у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
— формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;
Преимущества групповых проектов:
— в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
— проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
— на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
— в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Классификации учебных проектов
— краткосрочные (2–6 ч),
— среднесрочные (12–15 ч),
— долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обработки
По комплексности (по предметно-содержательной области)
— монопроекты (в рамках одного предмета);
По доминирующей деятельности учащихся
— практико-ориентированный
(нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика);
— исследовательский (научное исследование – лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос);
— информационный (сбор информации об объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории – результат в виде публикации)
— творческий (максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов – альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы)
— ролевой, игровой (наиболее сложен; структура часто только намечается и остается открытой до завершения работы; участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д.)
По характеру контактов между участниками
— межрегиональные (в рамках одного государства);
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1. погружение в проект;
2. организация деятельности;
3. осуществление деятельности;
4. презентация результатов.
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы:
Формулирует: (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся)
1) проблему проекта;
2) сюжетную ситуацию;
1) личностное присвоение проблемы;
2) вживание в ситуацию;
3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
2 ЭТАП — ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организует деятельность – предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы):
4) организовать группы;
5) распределить амплуа в группах;
6) спланировать деятельность по решению задач проекта;
7) возможные формы презентации результатов
4) разбивку на группы;
5) распределение ролей в группе;
6) планирование работы;
7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 ЭТАП — ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8) консультирует учащихся по необходимости;
9) ненавязчиво контролирует;
10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
11) репетирует с учениками предстоящую презентацию
Работают активно и самостоятельно:
8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
9) консультируются по необходимости;
10) «добывают» недостающие знания;
11) подготавливают презентацию результатов
4 ЭТАП — ПРЕЗЕНТАЦИЯ
12) обобщает и резюмирует полученные результаты;
13) подводит итоги обучения;
14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
12) понимание проблемы, цели и задач
13) умение планировать и осуществлять работу;
14) найденный способ решения проблемы;
15) рефлексию деятельности и результата;
16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности
В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют; отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию «семья».
Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников:
• владение способами познавательной деятельности;
• умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;
• коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
• самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Тьютор (учитель, научный руководитель) считает, что необходимо помогать ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Он выделяет следующие умения для учителя в использовании метода проектного обучения:
• владеть самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;
• инициировать рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта);
• предъявлять образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);
• помогать ученику осуществить самостоятельное исследовательское действие;
• является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы и организовать работу над этими вопросами.
Ограничениями в использовании технологии проектного обучения является:
а) низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;
б) низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
в) недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
г) нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
«Подводные камни» проектного обучения:
1. Всегда существует возможность переоценить результат проекта и недооценить его процесс (отсюда важно видеть все документы в портфолио, чтобы получить информацию о ходе работы).
2. Главная опасность при выполнении исследовательского проекта – его превращение в реферат (важна собственная точка зрения, ее следует акцентировать).
3. При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем (поработать с аудиторией по какой-либо теме).
4. Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности (основные моральные принципы в проектной деятельности – отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения – основываются на действии, они должны быть прожиты).
Положительные черты проектного обучения
в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Важнейшим условием успешной проектной деятельности является дифференциация образовательного пространства. Переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к исследованию, от работы под руководством к самостоятельной работе — все это требует не кабинетного, а содержательного оформления пространства основной школы.
Перечень возможных выходов проектной деятельности: