Что и где воровать
Заметки щипача: 10 способов украсть ваши ценные вещи
1. Карманная кража — настолько распространенное явление, что за прошлый год в России, например, официально зафиксировано 44 тысячи уличных преступлений.
Обидно осознавать, что в твоем телефоне будет копаться совершенно незнакомый человек или на ровном месте ты потеряешь заработанные упорным трудом деньги или подаренные любимым дедушкой часы. А многие и вовсе не догадываются, что столкнулись с карманниками. Лучший способ противостоять злодеям — знать, как и когда они действуют. Жертвы становятся умнее, а жулики — проворнее…
2. Столкнуться в толпе
Кажется, это самая распространенная уловка уличных карманников. Казалось бы, налетел на человека в толпе, ну с кем не бывает! А твой бумажник, друг, беспардонно украден. У этого трюка есть множество разновидностей: карманник может налететь на тебя, выбив кошелек из кармана, или же нагло нырнуть в твой карман и стащить оттуда драгоценное содержимое.
Таких карманников может быть несколько, и все они работают сообща. Так что лучше обезопасить содержимое карманов от кражи, нежели лить слезы после.
3. Порезать карман или сумку
Обольстительная незнакомка в порыве легкого настроения хочет тебя обнять? Или, возможно, статный юноша? Да что тут такого, особенно когда ты вышел из бара, ночного клуба или похожего заведения, опрокинув несколько рюмочек. И как же часто обаятельный незнакомец оказывается мошенником, на уме у которого не знакомство, а твои карманы.
5. Тщательно ощупать
Не секрет, что большинство уличных краж происходит в общественном транспорте, особенно в метро, где не прикоснуться животом к животу попутчика — большая удача.
Когда продолжительная физическая стимуляция, особенно во время столпотворения в час пик, сосредоточена в одной области, мозг попросту теряет бдительность и воспринимает ее как что-то привычное. Этим и пользуются мошенники.
6. Сыграть в старого знакомого
Используя такую хитрую уловку, мошенник имеет высокие шансы обчистить тебя до нитки. Незнакомец может поймать тебя в оживленном общественном месте, похлопать по плечу, закрыть глаза ладонями, но в итоге признаться, мол, обознался. Ну с кем не бывает…
Вспомни только, сколько раз ты принимал незнакомого человека за одноклассника или соседского мальчишку, с которым лет 15 назад в футбол гонял. Твоя растерянность в таком случае сыграет карманнику на руку: пока ты пытаешься отыскать в незнакомом лице знакомые черты, уличный жулик обзаведется бумажником, мобильным и новыми часами. Будь внимателен!
Приятно, когда незнакомец на улице проявляет заботу и стряхивает грязь с твоего плеча. Как бы там ни было, это очень подозрительно! Зачастую мошенники сами пачкают одежду потенциальной жертвы, чтобы в злополучную минуту прийти на помощь и обчистить бедолагу по полной.
8. Сыграть на твоей доброте
Вспомни, сколько раз ты помогал незнакомцу, уронившему на улице пакет с покупками или пригоршню мелочи. Как ни прискорбно, таким незнакомцем вполне может оказаться мошенник, желающий ободрать тебя до нитки.
Когда ты, воодушевленный добрым делом, бросаешься на помощь бедолаге, он в благодарность обирает твои доступные карманы. Это совсем не означает, что не стоит помогать другим! Просто необходимо держать ценные вещи в надежном месте.
9. Пройти с тобой через турникет
Всевозможные турникеты — настоящее убежище мошенников. Тут, к слову, можно вытаскивать бумажник, даже не скрываясь. Скорее всего, ты заметишь неладное и даже вычислишь в толпе человека, который бумажник украл. Вот только кошелька твоего у него нет, ведь он уже успел передать его сообщнику по другую сторону турникета. А у тебя — никаких доказательств, увы.
10. Помахать руками
Конечно, ловкий уличный мошенник может владеть техникой гипноза, но это скорее редкость, нежели обыденность. Но вот тех, кто манипулирует сознанием посредством жестов, запросто можно встретить хоть на соседней улице. Карманный вор может с легкостью подойти к тебе на улице и что-то спросить, активно жестикулируя руками при этом.
Наукой доказано, что внимание концентрируется на дугообразных или волнообразных движениях рук собеседника. И пока ты будешь усердно стараться уследить за движением рук мошенника, даже не пытаясь разобраться, что тот хочет спросить, он с легкостью обчистит твои карманы.
Такие простые знания — лучшая защита от карманников! Кстати, чаще всего злоумышленник — это не какой-нибудь парнишка в спортивных штанах и кепке, им вполне может оказаться даже хорошо одетый и воспитанный мужчина или расфуфыренная дама в мехах. В любом случае вывод прост: храни бумажник, телефон, документы и прочие ценности в месте, недоступном для ловких рук карманника.
7 самых распространённых способов отнять у тебя деньги
1. Испанский пленник
Предположительно афера возникла в Испании и связана с романтической историей. Вкратце: знатный лорд получил послание, в котором говорилось, что похитители взяли в плен прекрасную знатную особу, и, если он заплатит выкуп, девушка согласится выйти за него замуж. Предложение более чем заманчивое, и для богатого человека сумма выкупа показалась незначительной на фоне приобретаемой выгоды. Он заплатил, но взамен не получил ничего.
Идея мошенничества в том, что человеку обещают за незначительное вознаграждение выигрыш, который выглядит намного солиднее его затрат. В таком случае жертва теряет бдительность (особенно на фоне романтических чувств) и готова выложить любую сумму за потенциальную выгоду.
Это используется, к примеру, на сайтах знакомств, где красивая молодая девушка знакомится с обычным мужчиной, втирается к нему в доверие, а затем просит деньги на билет в его город, покрытие долга или что-либо ещё. Взамен она обещает горячую встречу, крепкую семью или другие романтические чувства. Оплата 20–30 тысяч рублей кажется влюблённому небольшой суммой, за которую он может «купить» чувства дамы сердца, и он спокойно расстаётся с деньгами. Как итог — девушка испаряется сразу после получения денег.
2. Схема Понци
Это классическая пирамида, названная по имени её изобретателя Чарльза Понци. Суть этой схемы, созданной в 20-х годах прошлого века, в том, что организатор мотивирует вкладываться в финансовую пирамиду, обещая многократную прибыль. Инвесторы вносят, к примеру, по сто рублей, а вскоре получают двести. При этом организатор несёт лишь небольшие затраты.
Тогда откуда берутся деньги на выплаты? Сначала организатор несёт убытки, выплачивая деньги из своего кармана. Затем деньги идут от вкладов новых участников, которые приходят в пирамиду по рекомендации тех инвесторов, кому заплатил организатор. Также стимулируется приглашение новых инвесторов, за которых действующие получают дополнительные бонусы. В итоге выплаты возможны только за счёт новичков, и, когда их поток иссякает, пирамида схлопывается.
Эта схема практикуется до сих пор, и в ней нет победителей, кроме организатора и его ближайшего круга. Больше всего страдают последние присоединившиеся к финансовой пирамиде инвесторы.
3. «Нигерийские письма»
Эта схема стала меметичной настолько, что нередко обыгрывается в массовой культуре. Она заключается в давлении на жадность людей, обещании им значительной прибыли за, казалось бы, совершенно непыльную работу.
Суть в следующем. Жертва получает электронное письмо от якобы богатого наследного принца, миллиардера или государственного служащего одной из африканских стран, как правило Нигерии, за что схема и получила своё название. В нём автор жалуется на нестабильную обстановку в стране и рассказывает, что из-за действий властей, повстанцев или конкурентов он находится в тюрьме. Мошенник просит оплатить «взятку» полицейским, и, когда он выйдет из тюрьмы, обещает сразу же перевести на счёт жертвы огромную сумму.
Другая схема — письмо от работника банка. В нём говорится, что однофамилец жертвы недавно скончался в другой стране и что у него не было наследников. Но работник может сделать так, что все деньги миллионера перейдут жертве с той же фамилией, а ему достанется 10 % от суммы. Для воплощения плана в жизнь сотрудник просит небольшую сумму на взятки с целью сокрыть эти действия.
Схем «нигерийских писем» существует очень много, но все они, как правило, строятся на чувстве жалости и жажде наживы. Подобные схемы есть и в России, где их адаптировали под наши реалии. Так, мошенник может притвориться юристом дальнего умершего родственника, который оставил наследство своему дорогому племяннику, и нужно лишь оплатить расходы на услуги специалиста и пошлины, чтобы перевести деньги.
4. Мошенничество на трассе
Эта афера сравнительно недавно стала популярной в России. Схема проста: мошенники (как правило, работающие в паре) стоят у дороги, на остановке общественного транспорта, на вокзале или в других людных местах и просят деньги на «обратную дорогу». Истории разнятся, но чаще всего «нуждающиеся в помощи» рассказывают, что у них угнали машину, украли сумку, где были кошелёк, телефон и билеты, или что их жильё сгорело, и они хотят отправиться к родственникам, но им не хватает денег на билет.
При этом мошенники пытаются вызвать симпатию у жертв, используя различные психологические приёмы, например давя на жалость, говоря добрые слова и обещая, что за помощь им многократно воздастся. Также мошенники обещают вознаграждение с процентами по возвращении домой.
Видя, что человек находится в трудной ситуации, и слыша, что ему никто не хочет помочь, а также пытаясь почистить карму, люди отдают деньги. В России данную схему активно практикуют на остановках общественного транспорта и в метро.
5. Короткий цикл продаж
Такую аферу могут проворачивать даже уважаемые компании с хорошей репутацией. Суть схемы в том, что покупателю товара или услуги предлагают подписать договор как можно быстрее, лучше всего прямо сейчас, чтобы не упустить выгодное предложение. Выгодой может быть значительная скидка, кешбэк, дополнительные подарки или премиальные условия за обычную плату.
Жертва, которой не дают времени на раздумья, соглашается на условия, боясь упустить выгоду. В отличие от большинства видов мошенничества, здесь человек действительно приобретает товар или услугу, но делает это с большой переплатой. Такой способ мошенничества не даёт жертве обдумать предложение, а также изучить конкурентов.
Такая же схема практикуется сетевыми менеджерами, предлагающими пылесосы, наборы посуды и другие товары якобы от завода-производителя по эксклюзивной цене. На деле они продают жертвам обычные товары или дешёвые подделки в десять и более раз дороже их реальной стоимости.
Такой вид мошенничества опасен тем, что жертва добровольно соглашается на сделку и закрепляет это договором. Попытки оспорить его тщетны, так как обычно в договорах фиксируется отказ от ответственности и ознакомление клиента с условиями.
6. Мошенничество с благотворительностью
Мошенники действуют, как правило, на улице, притворяясь сотрудниками известной благотворительной организации, и просят сделать пожертвование на лечение детей, сбор средств ветерану или на другое благое дело. Причём у таких «сотрудников» может быть одежда с символикой благотворительного фонда, специальные кейсы с замками и другие атрибуты, говорящие о легальности организации.
В этой схеме аферисты давят на жалость, а иногда и на жадность людей, упрекая их в отсутствии сочувствия. Для большего эффекта, видя, что жертва готова внести небольшую сумму, мошенник может начать давить на гордыню, выделять его положительные стороны и, что важно, его щедрость. После этого жертва уже не может отделаться парой монет и для поддержания имиджа мецената готова выложить несколько купюр.
7. Фишинг
Суть метода — в получении конфиденциальных данных пользователей с помощью рассылки поддельных электронных писем или создания копий пабликов и сайтов.
Чаще всего мошенники подделывают государственные сайты и делают рассылку о причитающихся жертве выплатах. Та, видя, что письмо пришло якобы с правительственного сервиса, переходит по ссылке, вводит свои данные — и те уходят в базу данных мошенников.
Для выманивания информации, как правило, мошенники давят на жадность, предлагая потенциальную выгоду без каких-либо затрат. Иногда аферисты давят на страх, к примеру присылая письмо из «налоговой службы» о задолженности. Даже простой переход на поддельный сайт может привести к краже логинов и паролей, сохранённых в браузере.
15 способов поймать вора в магазине. Секреты вашей Пятерочки
Магазин самообслуживания – рай для интроверта: общения с персоналом минимум, все можно потрогать, никто ничего не навязывает.
Но и ворам здесь комфортнее: положил товар в карман и ушел по-английски.
Разобрались, как магазины самообслуживания борются с воровством.
Как они вообще воруют?
Шоплифтинг – целая наука. Мелкое можно положить в карман, то, что покрупнее кладут в рюкзак или в сумку. Умельцы пришивают специальные карманы ко внутренней стороне одежды, заправляют свитер в джинсы и трамбуют в него. Даже под шляпами проносят, например, банку красной икры или фуа-гра.
В общем, способов миллион. Суть любого из них – не попасться на глаза персоналу и не засветиться на камере. Покерфейс, наглость, возможно, подельник-напарник и вперед.
Но есть нюансы. Например, “антикражки” на дорогих товарах: стикеры или пломбы, которые снимают на кассе после оплаты или мощным магнитом при краже. Именно они обеспечивают базовый уровень защиты от воровства.
Воруют до 2% оборота магазинов. Нормой считается 0,3-0,5% от оборота – с такими кражами бороться дороже, чем не замечать их.
Как же вычисляют воров?
1. Устанавливают системы “антивор”
Рамка на выходе или в прикассовой зоне – основа системы “антивор”. В рамке установлена антенна и приемник сигнала.
Вторая часть системы – метки на товарах. Они бывают электромагнитными, ферромагнитными, радиочастотными – например, RFID. Подробности здесь.
Магазины могут использовать сразу несколько меток, чтобы повысить надежность. Стикеры клеят внутрь корешка книги, под этикетку и т.д., чтобы найти и снять было сложнее.
Антенна отправляет на рамку сигнал определенной частоты. Если в поле приема внести метку, сигнал исказится, рамка сработает.
Обычно начинают мигать светодиоды и раздается сирена. Включается и запись на камере видеонаблюдения – на случай, если вор захочет бросить товар или убежать.
Хотя, конечно, ложных срабатываний много, особенно утром и вечером. Из-за того, что нагрузка на электросеть здания растет, усиливаются импульсные помехи. Рамка может принять их за метки.
2. Используют металломагнитодетекторы
Шоплифтеры часто берут с собой мощные магниты, чтобы снять “антикражки”. Или делают бустер-беги – прокладывают сумки фольгой. Если уложить слоев 30, то через них метки не обнаруживаются.
На этот случай в магазинах ставят металломагнитодетекторы. Устройства реагируют и на магниты, и на фольгу, и на другие металлические предметы. Например, на пассатижи, которыми срывают “антикражки” с алкоголя.
Конечно, детектор может сработать и на ноутбук с HDD, у которого внутри неодимовый магнит. Имейте это в виду и не бойтесь срабатываний.
Если вы ничего не крали, просто поднесите металлический предмет к детектору ещё раз. Детектор безвреден, а охранники в курсе подобных ситуаций.
3. Смотрят на мимику и язык тела
У опытных охранников глаз наметан – вычислят вора и без высоких технологий. Дергаетесь, спешите, делаете шаг назад или резко поворачиваетесь, когда у вас просят чек, скрещиваете руки на груди или придерживаете карман с добычей, закрываете лицо – вот лишь основные признаки того, что вы кого-то хотите обмануть.
Чеки на выходе, кстати, часто просят и надрывают именно поэтому. В СССР с чеком получали товар, поэтому документ надрывали, чтобы им не воспользовались второй раз.
Сейчас единственная практическая ценность этого действия: взять что-то, что принадлежит вам, заставить вас остановиться, поставить в некомфортное положение. Если человек что-то вынес из магазина, признаки обмана проявляются более явно.
Охранники замечают и тех, кто ходит по магазину, не как все. Например, со старта идет к определенной витрине и долго крутится возле неё, двигается хаотично, возвращается назад.
4. Исследуют записи с камер
Технически в отдельной комнате должны быть установлены мониторы, на которые непрерывно транслируется запись с камер. И специальный человек должен постоянно смотреть на всё это.
На практике, конечно, воспринимать видео с двух десятков экранов крайне сложно. Но здесь опыт решает.
Если охранник заметил, что покупатель долго стоит у одной и той же витрины, оглядывается, ищет глазами камеры, за ним будут наблюдать. О подозрительных людях охране могут сообщить и сотрудники магазина.
Например, о тех, кто пытался переклеить стикер с дешевого товара на дорогой. Или менял “Чебупели” на “Чебупиццу”. Или клал в коробку с краской для волос тюбик из другой упаковки.
Часто записи отсматривают повторно – например, чтобы понять, откуда недостача конкретного товара. Если вора вычислят, его могут дождаться и вызвать полицию к моменту выхода человека из магазина. Или же сразу передадут видео в полицию вместе с заявлением о краже.
Видео с камер выводят и в зал на большие экраны. Так воры видят, что они под прицелом, и отказываются от кражи в этом магазине.
5. Следят за слепыми зонами
Во многих магазинах есть места, куда не достает зоркий глаз камеры. Шоплифтеры вычисляют такие зоны и используют их, к примеру, чтобы переложить нужный товар в карман.
Охранники, конечно же, давно просекли эту фишку. Поэтому такие зоны держат под особым контролем и ловят воров на горячем.
Понятно, не сразу, а после прохода кассы. Ведь если вы несете что-то в кармане, а потом оплачиваете – имеете полное право.
6. Ставят антикражные зеркала
Сферические зеркала дают большой угол обзора – как ультраширокоугольная камера в смартфоне. По сути, это бюджетная замена камер для магазинов, где сотрудников мало.
Зеркала крепят под потолком в углах помещения и в прикассовой зоне. Могут их использовать и для слепых зон в сочетании с камерами наблюдения.
7. Повторно взвешивают товар
На весах самообслуживания можно взвесить три яблока, а на кассу принести пять. Чтобы этого не произошло, кассиры иногда повторно взвешивают товары.
Взвешивание может помочь и при подмене товара, когда на дорогой продукт клеят стикер от дешевого. Если взвешивать и сканировать стикер одновременно, система укажет на несоответствие. Точность – до нескольких граммов.
8. Распознают товар при взвешивании
В магазинах с кассами самообслуживания покупатели могут взвесить дорогой товар как дешевый: например, авокадо по цене картошки.
Пока это проверяют в основном вручную, но некоторые сети уже внедряют весы с распознаванием продуктов. Выбирать товар на них не нужно, всё делается автоматически.
9. Клеят стикеры с датой и временем
Раньше в “Икее” часто проворачивали такую схему: заходили в кафе с чеком на определенный товар и этим товаром, ели, уходили. При этом по одному чеку выносили несколько экземпляров одного и того же товара.
Магазин раскусил схему не сразу. Но теперь на чеки или на товар обычно клеят стикеры с датой и временем входа в кафе.
Помогает не на 100 процентов: стикеры иногда можно безболезненно удалить. Или свой наклеить с нужной датой и временем. Но, как говорят охранники, краж всё-таки стало меньше.
10. Следят за закрытыми кассами
Если в магазине много касс, хотя бы 2-3 из них будут закрыты. Воры этим пользуются: знают, что охранники не так бдительно следят за закрытыми кассами.
В схеме участвуют как минимум двое: один оставляет пакет с покупками на полу возле турникета и идет отвлекать охранника. Второй этот пакет ненавязчиво забирает и уходит.
Если охраннику рассказали о такой схеме, он будет внимательнее следить за закрытыми кассами. Если нет – … штош.
11. Переходят в режим боеготовности при ЧП
Ситуация: покупателю в зале стало плохо. Сразу зовут охранника, тот пытается оказать первую помощь и вызвать врача.
Кто при этом охраняет магазин? Правильно, никто.
Поэтому охранникам на тренингах и говорят: в любой подозрительной ситуации сначала позови коллег на помощь, а потом уже покидай пост. Воры любят внезапность и пользуются чужой невнимательностью.
12. Анализируют большие данные
Воруют не только покупатели, но и сотрудники. Самостоятельно, в сговоре с коллегами или покупателями.
Крупные торговые сети привлекают аналитиков больших данных, чтобы вычислить таких воров. Исследуют любые отклонения от нормы: например, слишком много возвратов на кассе, связь недостач с графиком работы определенного кассира или охранника и так далее.
Сразу, конечно же, не увольняют, но берут на карандаш. Могут перевести в другой отдел или магазин, чтобы подтвердить гипотезу, или просмотреть видео, чтобы собрать доказательства.
13. Используют распознавание лиц
Одна из систем так и называется – “СТОП Шоплифтер”. Разработали её в NtechLab на базе алгоритма распознавания лиц FindFace – того самого, который помогал находить людей по фото “ВКонтакте”.
Год назад “СТОП Шоплифтер” работал в магазинах 14 торговых сетей в крупных городах, сейчас география расширилась. Аналогичные решения установлены в банках, казино и т.д.
Кроме того, применяется система Vocord FaceControl компании “Вокорд”. Она умеет сопоставлять лица посетителей с собственным черным списком. Таким образом, если человека не поймали за руку сразу после кражи, сделать это могут в любой момент.
14. Исследуют поведение
Ещё один вариант использования искусственного интеллекта – распознавание мимики, жестов, языка тела. Системы вроде Standard Cognition для магазинов без касс Standard Market, подобно опытным охранникам, вычисляют тех, кто потенциально может совершить преступление.
Решения анализируют видеопоток с камер магазина. Триггеры разные: к примеру, разработчики рассказали, что воры обычно ходят по магазину широкими шагами, часто смотрят на дверь, совершают много лишних движений, поворачиваются к одному продукту, но берут в руки другой.
Если система предполагает, что человек склонен к краже, она сообщит об этом сотрудникам супермаркета. Те подойдут к покупателю и предложат помощь или будут наблюдать за ним до момента оплаты.
15. Подписываются на паблики и вступают в группы шоплифтеров
Шоплифтеры часто делятся опытом и методами в сети. Обычно это закрытые группы, анонимные страницы, темы на форумах.
Эксперты по безопасности всеми правдами и неправдами проникают в такие сообщества. Бывает, приходится даже имитировать кражи в своей сети ради “вступительных фото”.
Дальше сбор информации и разработка контрмер. Особенно если речь идет о дыре в системе безопасности конкретного магазина.
Есть у служб безопасности и собственные группы. Там обмениваются фото воров, методами их работы, схемами и способами противодействия им.
Что ещё предпринимают
Крупные торговые сети постоянно анализируют, какие товары воруют больше всего. Чтобы уменьшить процент краж, такую продукцию переносят в зону видимости персонала.
Подход простой: воровать на глазах у сотрудников сложнее психологически. Камера всё-таки воспринимается как что-то абстрактное. Она почти не двигается, и не факт, что запись смотрят 24/7. Да и сбежать от камеры проще, чем от живого человека, который показал на вас пальцем.
“Антикражки” тоже становятся сложнее. Самые современные не снимешь неодимовым магнитом, который помещается в карман.
Метки-стикеры стали помещать на товары на стадии производства. Например, в книги под обложку или под упаковку продуктов. Метод назвали source-tagging.
Что грозит за кражу из магазина
Административная или уголовная ответственность. Всё зависит от суммы кражи. Причем не той, которая указана на ценнике, а от цены закупки – той, что в накладной на товар.
Если украли в магазине на сумму до 2,5 тыс. рублей, ответственность административная, это ст. 7.27 КоАП РФ. Штраф от 1 тыс. рублей до 5-кратного размера стоимости товара, до 120 часов исправительных работ либо до 15 суток ареста. Наказать могут с 16 лет.
Всё, что больше, или повторная кража – это уголовное дело. Судить будут по ст. 158 УК РФ. Штраф до 80 тыс. рублей, до 360 часов обязательных работ, до 2 лет условно или до 4 месяцев ареста. Ответственность наступает с 14 лет.
На что имеют право охранники
Охранники – это обычно сотрудники ЧОП (частных охранных предприятий). Они работают в рамках Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Что может охранник:
■ попросить вернуть товар добровольно – если кража мелкая, часто на этом всё и заканчивается;
■ предложить показать, что в пакетах и в карманах – но вы можете отказаться;
■ провести визуальный осмотр ваших вещей – но ничего не трогать;
■ задержать вас до приезда полиции – не досматривая, не запрещая звонить и т.п., и только если у него есть основания подозревать покупателя в краже;
■ применить резиновую палку или наручники – только если кто-то угрожает его жизни и здоровью или если вор оказывает физическое сопротивление, а также в экстренных случаях, к примеру, если группа преступников грабит магазин. Всё остальное – превышение полномочий (ст. 203 УК РФ – штраф до 300 тыс. рублей или до 3 лет лишения свободы).
Досматривать вещи может только полиция. С составлением протокола и при двух свидетелях. Если нужен личный досмотр, свидетели и полицейский должны быть того же пола, что и потенциальный вор.
Перед досмотром обязаны ещё раз предложить вернуть товар. Изымать ваши вещи (например, продукты из другого супермаркета) тоже могут только полицейские.
Если вы считаете, что досмотр незаконный, вы можете написать заявление на охранника – прямо в магазине при полицейских или в ОВД. Можно также жаловаться в прокуратуру или руководству ЧОПа. Если охранник переписывает данные паспорта или делает копию, он нарушает 152-ФЗ “О персональных данных”.
Если же претензии предъявляет не сотрудник ЧОП, а работник магазина (пусть даже контролер), у него те же права, что и у любого другого человека. Как вы отреагируете, если условный прохожий будет заставлять вас вывернуть карманы? То-то же.
Ксения Шестакова
Живу в будущем. Разбираю сложные технологии на простые составляющие.