Что и как изучает история средних веков

Что и как изучает история Средних веков?

История Средних веков – это вторая часть всемирной истории, которая следует за историей древнего мира, и охватывает период с конца античности до момента начала Нового времени. Так как период Средневековья в разных странах начинался и заканчивался в разное время, мы не можем установить четкие временные его границы.

Для большинства Европейских стран начало Средневековья следует сразу после падения Западной Римской империи в V веке, а конец связан с началом Английской буржуазной революции в XVII веке. История Средних веков состоит из трех частей: история Раннего, Среднего и Позднего Средневековья.

Предмет изучения истории Средних веков

Предметом изучения истории Средних веков являются особенности и закономерности развития общества в данный период. Это и становление феодальных отношений в Европе, и политическое и социальное развитие государств, и культурное развитие человечества. Изучение истории Средних веков является очень важным для современного человека, ведь не смотря на то, что нас со Средневековьем разделяет целое тысячелетие, следует знать, какое влияние этот период оказал на становление современного общества. Это период зарождения множества современных национальных культур и характеров.

История Средних веков рассказывает нам про героические войны, диктаторское влияние церкви на жизнь общественности, феодальный строй государств, первых путешественников – открывателей и несравненную самобытную культуру. История Средневековья дает нам возможность наблюдать за жизнью обычного человека, как части общества данной исторической эпохи.

Что дало человечеству Средневековье?

До наших времен сохранилось множество произведений искусства, письменных документов, монет, орудия труда этого периода. В некоторых Европейских городах сохранились средневековые дома и площади. А благодаря существованию таких знаменитых соборов, как Нотр-Дам де Пари во Франции, Винчестерскому собору в Англии, мы имеем возможность на наглядном примере буквально считывать Средневековье с их удивительных витражей и замысловатых архитектурных форм.

Благодаря изучению истории мы узнаем о тех тяжелейших испытаниях, которые выпали на судьбу современников этого периода. Это и ужасающая церковная инквизиция, пучина черной чумы, непрекращающиеся войны и противостояния, голод и стихийные бедствия (Осень Средневековья). Люди в прямом смысле героически боролись за свое существование.

Средневековье подарило миру ряд научных открытий, завораживающие своей эстетической насыщенностью предметы искусства. В эту эпоху творили Леонардо да Винчи, Ботичелли, Пуссен. Потрясали мир своими научными открытиями Никола Коперник и Галилео Галилей, которые чуть не поплатились жизнью за свои идеи. Влияние церкви направило философию и искусство Средневековья в состояние непрерывного поиска божественного проявления в окружающих вещах. Одним из важнейших элементов искусства была живопись, в своих полотнах художники отображали все идеологические принципы того времени.

Источник

Конспект урока по истории » Что изучает история средних веков» (6 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 1, Что изучает история средних веков.

1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории средних веков.

2. Сформировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.

3. Продолжить формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, лента времени, учебники: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс.

Оформление доски: тема урока, новые слова (Средние века, хроники, архив), лента времени, домашнее задание.

I. Актуализация опорных знаний по материалу пятого класса

Беседа с классом и работа по карте.

Как назывался курс истории, который мы изучали в пятом классе?

(История Древнего мира.)

С историей каких государств Древнего мира мы познакомились?

(С историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии и Рима.)

Вспомните местоположение этих государств на карте. Покажите их.

— Какие события из истории этих государств вы помните?

Что обозначают понятия: «неравенство», «религия», «эксплуатация», «государство», «классы», «демократия», «республика»?

II. Переход к изучению новой темы

Что же изучает история средних веков?

Ш. Изучение новой темы

1. Знакомство учащихся с новыми учебниками. Беседа.

Назовите авторов своего учебника.

Найдите оглавление и скажите, какие большие разделы истории средних веков мы будем изучать? Историю каких государств мы будем изучать в этом году?

(Историю Англии, Франции, Германии, Италии, Чехии.)

Какая нужная для вас информация помещена на стр. 271-272?

(Это список дополнительной литературы, которую можно читать по каждой главе.)

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. I стр. 6-9. Выяснить, что изучает история средних веков?

3. Беседа по прочитанному.

Что изучает история средних веков?

(Изучает жизнь людей: их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)

Что обозначает понятие «история средних веков»? Воспользуйтесь лентой времени.

(Средние века-второй период Всемирной истории, начавшийся с 5 века н.э. и продолжавшийся до XV века.)

Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

(Они используют данные науки археологии, этнографии, нумизматики. Изучают письменные источники, например, законы, надписи на скалах, табличках.)

IV. Закрепление изученного на уроке

Какой период времени охватывает история средних веков?

Почему изучаемый нами период называют «средние века»?

(Этот период истории развития общества находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.)

Каковы источники наших знаний об истории средних веков?

(Источниками по истории средних веков являются хроники, письма, поэмы, грамоты, капитулярии, летописи.)

V. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

1. Прочитать Введение стр. 6-11.

Источник

«Что изучает история Средних веков.»

Что и как изучает история средних веков

Что и как изучает история средних веков

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

открытого урока по истории в 6 классе

Что и как изучает история средних веков

Подготовил учитель истории

Чубанова Залина Вагифовна

Директор МКОУ «Гарахская ООШ»

Абдулкадиров Биласан Абдулкадирович

Учитель истории МКОУ «Гарахская ООШ»

Чубанова Залина Вагифовна

Тема: Что изучает история Средних веков.

Цель: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.

Основные понятия: история, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник, этнографический источник.

Оборудование: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс», ноутбук, проектор, презентация.

Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории.

За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины, чтобы пополнять свои знания.

В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Средневековье.

Верным помощником в нашем путешествии будет учебник.

Давайте его откроем.

— Что мы можем с вами увидеть на форзаце?

— Какие разделы будем изучать? Дома самостоятельно прочитайте раздел «Как работать с учебником?», обратите внимание на символические значки, которые вам необходимо знать и пользоваться.

— Теперь давайте вспомним, какие знания по истории Древнего мира вы смогли сохранить после каникул.

территории, где возникли первые цивилизации;

территорию Римской империи.

Вспомним основные даты:

753 г. до н.э. – Основание Рима

74-71 годы до н.э. – Восстание Спартака

395 г. н.э. – Разделение Римской империи на два государства

А теперь попробуйте вспомнить определения:

Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за варварством (появление государств, общ. неравенства, письма, писаного права)

Государство – форма политической организации общества, признаками которой являются: территория, столица, войско, казна, письменность

Демократия – власть народа, политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений

Республика – форма правления, при которой у власти находятся правители, избранные на определенный срок

— Что изображено на слайде?

Достижения римской цивилизации связывают древность и Средневековье. Давайте вспомним, какие исторические личности сыграли важнейшую роль в установлении империи? Что нового внесли римляне в обустройство городов? Каковы основные идеи христианского учения? Именно христианство стало важным связующим звеном между древностью и Средневековьем, способствовало формированию новой культуры, поэтому мы с вами будем много говорить о христианстве.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению Нового курса истории – Средние века или, как его ещё называют, Средневековья. И мы с вами должны постараться ответить на такие вопросы:

Что изучает история Средних веков;

По каким источникам изучается Средневековье;

На какие периоды подразделяется Всеобщая история

Изучение нового материала.

Первобытные общества, Египет фараонов, державы Передней Азии, ранние государства Индии и Китая, античные Греция и Рим – всё это Древний мир.

В древности люди научились добывать огонь и плавить металлы, возводить храмы и строить корабли, писать иероглифами, клинописью и буквами. В древности были построены египетские пирамиды, Великая китайская стена, афинский акрополь и римский Колизей. В древности устраивались Олимпийские игры и человеческие жертвоприношения. В древности жили Конфуций и Будда, Моисей и Иисус Христос.

Как много вместила в себя эта эпоха – самая длинная в истории человечества.

Учёные выделяют в истории большие пласты или периоды (эпохи), которые сменяют друг друга:

2) Древний (античный мир)

Как назывался курс истории, который вы изучали в 5 классе?

Каковы же временные границы Средневековья? Споров по этому поводу очень много, но все учёные придерживаются такой точки зрения: эпоха Средних веков начинается с конца V века (476), с формальной даты гибели Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет – до конца XV – начала XVI века.

Откуда же такое странное название «средние века»?

Сами люди того времени не могли считать, что живут в средние века. Для того, чтобы возникло такое название, на смену этой эпохе должна была прийти следующая.

Возникло оно уже в XVI веке, т.е. в начале Нового времени, когда многие восхищались достижениями античности, а века, наставшие вслед за падением Рима, считали временем культурного упадка, дикости и суеверий, нашествий и войн. Вот это тысячелетие и назвали «Средние века», т.е. своеобразный переходный период.

Это название, в котором уже заложена отрицательная оценка этого времени, сохранилось. Но сейчас мы уже с уверенностью можем сказать, что эта эпоха не была «темным временем» с бесконечными войнами, разрушениями, невежеством. Ведь это время трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, вдохновенных поэтов. В эту эпоху совершено немало открытий и создано много великих произведений искусства. Т.е. прекрасного и мудрого в этой эпохе ничуть не меньше, чем в любой другой.

Понятие «Средние века» появилось у тех учёных, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? Учёные об этом спорят, ведь история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И всё же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь каждый народ пережил своё Средневековое время. Но основное внимание мы уделим Европе.

Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».

Слово «средневековье» придумали лишь тогда, когда эта эпоха клонилась к своему закату. И понимали, это слово примерно так: были светлые времена Древней Греции и Древнего Рима, когда царили образование, наука, культура, разум. В наше время мы снова становимся культурными и образованными, не хуже, чем в античности.

А что посредине? Посреди лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы. Попусту пропавшее время. Это время дикости, антисанитарии, сжигания ведьм на костре и всевластия католической церкви. Это образ средневековья – мрачный.

Средние века были якобы временем, когда умели ценить благородство, мужество, достоинство. Прекрасные рыцари и благородные дамы. Это время благородных разбойников и мудрых королей. Это образ средневековья – светлый или романтичный.

Какая же точка зрения верная?

Это нам и предстоит выяснить в течение изучения курса Средние века.

Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества.

Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?

— Давайте вспомним, что такое исторический источник?

— На какие виды подразделяются источники?

1.Вещественные источники (ювелирные изделия, картины, иконы, статуи, предметы быта, монеты, мебель).

Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.

Но вещественные исторические источники не могут всего рассказать о жизни людей.

2. Письменные источники (стихи, романы, поэмы, песни, повести, хроники). Неоценимую помощь ученым оказывают многочисленные письменные исторические источники, которые сохраняются в хранилищах документов — архивах. Когда люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи, они оформляли документы. К деловым документам относятся и описания владений, отчеты управляющих имениями, брачные и другие контракты. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решения судов, международные соглашения.

3. Этнографические источники (свадебные и похоронные обряды)

От Средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (т. е. летописей), писем, описаний путешествий и автобиографий, где события располагались в той последовательности, в какой они происходили. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались сгруппировать, объяснить, оценить их. От Средних веков до нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. (и долго после этого) документы были рукописными.

4. Художественно-изобразительные источники (фрески на соборах и храмах, книги, гербы, флаги и т.д.)

Многое могут рассказать о жизни людей произведения искусства: рисунки в книгах и на коврах, картины, иконы, фрески и статуи в храмах. Жития святых и рыцарские романы, частная переписка и поэзия, архитектурные сооружения, книги философов также открывают внимательному исследователю мысли и чувства средневекового человека

Источник

Что и как изучает история Средних веков.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что и как изучает история средних веков

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что и как изучает история Средних веков. Коновалова Наталья Петровна Учитель истории и обществознания МОУ «ТСШ №3 им. А.П.Чехова», г.Тирасполь

Цели работы. 1.Подготовить учащихся к началу изучения нового для них курса – «Истории Средних веков». 2.Продолжить работу по развитию навыков работы с тестовым материалом.

Правила работы. 1.Прочитайте вопрос теста. 2.Выбрав правильный ответ нажмите на цифру ответа. 3.Правильный ответ в тесте отмечен аплодисментами.

2 Неверно. Верно. 1 Понятие «Средние века»вошло в язык науки в XV веке, в эпоху Возрождения. Верно ли следующее суждение?

Правильный ответ. Верно. Занятие в средневековой школе.

2 3 V – XV века. X – XV века. V- XIV века. 1 Эпоха Средних веков охватывает период:

Правильный ответ. V- XVвека. Крестьяне.

2 3 Распад империи Карла Великого. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. 1 Какое событие принято считать началом Средневековья?

Правильный ответ. Падение Западной Римской империи. Сбор винограда.

2 3 410 году. 476 году. 395 году. 1 Падение Западной Римской империи произошло в :

Правильный ответ. 476 году. Ричард II со своей женой.

2 3 Доисторический. Бесчеловечный. Невежественный. 1 В современном языке определение «средневековый» иногда употребляют в отрицательном значении:

Правильный ответ. Невежественный. Рыцарь.

2 3 Письменные источники. Материальные памятники. Исторические источники. 1 Все оставшиеся от прошлого и содержащее информацию о нём – это…

Правильный ответ. Исторические источники. Пчеловод.

2 3 Раскопками. Архивами. Храмами. 1 Специальные хранилища исторических документов называются:

Правильный ответ. Архивами. Кузнецы.

2 3 Философией. Древностью. Археологией. 1 Наука, занимающаяся поисками и изучением вещественных свидетельств прошлого, называется:

Правильный ответ. Археологией. Лекция в университете.

2 3 Крестовый поход. Законы Солона. Рыцарский турнир. 1 К истории Средних веков относятся… Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.

Правильный ответ. Законы Солона. Городская площадь.

2 Неверно. Верно. 1 В понятии «Средние века» отразилось критическое отношение к этой эпохе деятелей Возрождения. Верно ли следующее суждение?

Правильный ответ. Верно. Пастухи.

2 3 Конец V – первую половину XIV веков. Начало XI – первую половину XIV веков. Конец V –начало XI веков. 1 Период раннего Средневековья охватывает:

Правильный ответ. Конец V – начало XI веков. Сеятель.

Правильный ответ. Миниатюры. Пир.

2 3 Короли. Рыцари. Монахи. 1 Кто был самым грамотным в Средние века?

Правильный ответ. Монахи. Сбор урожая.

2 3 Появились существующие сегодня европейские языки и государства. Появились первые города. Возникло христианство. 1 Значение Средневековья состоит в том, что в этот период:

Правильный ответ. Появились существующие сегодня европейские языки и государства. Жнецы.

Правильный ответ. Три периода.

Фон шаблона. Сайт: http://pedsovet.su/ Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново

Интернет-ресурсы Кленовый лист: http://www.theoutdoorparent.com/wp-content/uploads/2009/09/fall-leaf.jpg Книги: http://www.mediaport.ua/images/101680_380.jpg Колокольчик: http://www.kan-schkool.okis.ru/img/kan-schkool/school01-02.gif Фон сделан при помощи автофигур.

Интернет – источники. http://aife-diet.livejournal.com/pics/catalog/397/60323 средневековая школа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/09_clip_image020.jpg крестьяне http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/09_clip_image022.jpg сбор винограда

Интернет – источники. http://www.nkj.ru/upload/iblock/9155b2b79b78c6a24bb8615c62f63578.JPG Ричард II http://greatbattle.ru/wp-content/uploads/2013/10/Knight-from-Prato-Carmina-Regia.jpg рыцарь http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/09_clip_image024.jpg пчеловод

Интернет – источники. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/09_clip_image008_0000.jpg кузнецы http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/09_clip_image016_0000.jpg лекция в университете http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/09_clip_image030.jpg городская площадь

Интернет – источники. http://fotki.yandex.ru/next/users/myg2001/album/92840/view/287616 пастухи http://fotki.yandex.ru/next/users/myg2001/album/92840/view/287612 сеятель http://bookucheba.com/files/uch_group34/uch_pgroup14/uch_uch454/image/2250.jpg пир

Интернет – источники. http://bookucheba.com/files/uch_group34/uch_pgroup14/uch_uch454/image/2251.jpg сбор урожая http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/13/47013455_1490_pic_5.jpg жнецы http://frank-history.limarevvn.ru/222.jpg обед у знатной дамы.

Печатные источники. Волкова К.В. Контрольно – измерительные материалы. История Средних веков. 6 класс. Москва «»ВАКО 2013. Максимов Ю.И. Тесты по истории Средних веков. 6 класс. Москва «Экзамен»2013. Соловьев К.А., Арасланова О.В. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс. Москва «ВАКО»2007.

Что и как изучает история средних веков

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что и как изучает история средних веков

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Что и как изучает история средних веков

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что и как изучает история средних веков

Данный ресурс предназначен для изучения, обобщения, закрепления темы «Введение в историю Средних веков».

История – уникальная наука, которая хранит весь багаж человеческих знаний. Через историю и с её помощью можно изучать и математику, и литературу, и музыку, и химию. История позволяет воспитывать в человеке чувство сострадания, сочувствия, благородства, любви к родной земле, уважение к культуре других народов. История несёт на себе огромный груз социальной значимости, способствуя формированию гражданского общества, социально-активной личности, здорового, крепкого государства.

Разработка содержит большое количество миниатюр, рисунков. Данный ресурс яркий, запоминающийся, информативный.

Цель данной разработки: помочь учителю и учащимся более качественнее разобрать представленную тему, продолжить работу по подготовке к итоговой аттестации(тестовая форма).

Номер материала: 468092

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что и как изучает история средних веков

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Что и как изучает история средних веков

Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи

Время чтения: 2 минуты

Что и как изучает история средних веков

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что и как изучает история средних веков

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что и как изучает история средних веков

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что и как изучает история средних веков

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *