Что играет принципиально важную роль в процессе управления
Функции управления в менеджменте
Занимаясь делами компании, руководство то и дело ставит цели и продумывает действия, которые помогут их достичь при минимальных затратах. Именно эти действия и представляют собой функции управления в менеджменте. Разделяя их и выполняя, можно построить успешный бизнес.
Понятие функций управления в менеджменте
Термин «функция» переводится с латыни как «осуществление, исполнение» тех или иных действий. Если речь идёт об управлении организацией, то это действия, которые помогают его осуществлять. Иными словами, это роли отдельных сотрудников или подразделений, выполнение которых обеспечивает функционирование этой организации. Надо ли говорить о том, что в рамках этих ролей выделяется определённый спектр задач, осуществляемых выбранными приёмами и способами и помогающих в получении нужных результатов.
К слову, каждая функция подразумевает:
Особенности функций управления, их значение, принципы
Процесс управления циклический и включает несколько видов управленческой деятельности. Эти виды и являются основными функциями управления в менеджменте.
Их значение сложно переоценить, они играют ключевую роль в функционировании компании, поскольку большинство других функций организации увязывается именно с функциями управления. Руководители определяют структуру предприятия, специфику работы, используемые технологии, подбирают и расставляют кадры и т. д.
Анализируя основные функции управления, делают выводы о процессах, которые протекают в административном отделении компании, и определяют её развитие.
Можно выделить и общие принципы, присущие всем функциям, а именно: гибкость (возможность вносить корректировки на разных этапах работ для достижения наилучшего результата), экономичность (планирование затрат таким образом, чтобы они не превышали доходов и помогали компании зарабатывать) и пр.
Уровни управления в менеджменте
С помощью уровней управления происходит разделение труда в организациях. Нужно ли говорить о том, что благодаря этому повышается качество выполнения работы, поскольку в таких условиях отдельный сотрудник или отдельное подразделение выполняет определённый спектр обязанностей, которые ему предписаны.
Выделяют три уровня управления в менеджменте.
Здесь работают менеджеры высшего звена: президенты, вице-президенты компаний, директора. Они осуществляют стратегическое управление компанией, принимают решения относительно взаимодействия с государством, конкурентами, общественными организациями и т. д. Они же выбирают направление деятельности, поэтому, по сути, от их решений зависит дальнейшее развитие бизнеса.
Именно поэтому эффективные руководители высшего уровня в больших компаниях получают достойное вознаграждение за свой труд, и оно полностью оправдано. Задач у таких руководителей зачастую очень много, и они не регламентируются должностными инструкциями, то есть здесь нет количества звонков или заказов, которые надо выполнить, но есть цель: вывести компанию в лидеры или добиться определённых успехов в сфере и пр. И руководители высшего уровня самостоятельно должны понять, как это сделать при минимальных тратах с максимальной выгодой.
К слову, в таких условиях у людей может развиваться профессиональное выгорание. А чтобы предотвратить его, необходимо систематизировать бизнес. Систематизация позволит автоматизировать бизнес-процессы и освободиться от рутины, посвятив больше времени не только разработке стратегии, но и отдыху.
На этом уровне управления в менеджменте взаимодействуют руководители подразделений, филиалов. Они составляют и реализуют планы по достижению целей, поставленных руководством высшего уровня. Также служат своеобразным буфером между двумя другими уровнями: получают информацию «сверху», обрабатывают её и передают низшему звену.
Интересно, что, если компания большая и у неё появляется много руководителей среднего звена, их условно разделяют на верхний и низший уровни.
Это уровень младших начальников, операционных руководителей, заведующих небольших отделений. Они осуществляют оперативное планирование на одну производственную смену, на десять дней, реже — на месяц, а также контролируют выполнение этих планов. Нередко в зоне их ответственности оптимальное использование выделенных ресурсов, то есть сырья, оборудования.
Несмотря на местоположение на пирамиде управления (низший уровень), эта работа достаточно сложная. Руководители, которые её выполняют, вынуждены решать в течение дня многочисленные задачи, быстро переключаясь между ними. Кроме того, значительная часть их рабочего времени уходит на обсуждение с сотрудниками или коллегами рабочих моментов, между тем специалистов это не пугает, поскольку именно с этого уровня многие из них начинают свою карьеру.
Важно! Задачи, которые решаются руководством разных уровней, существенно отличаются, однако все они важны для успешного развития бизнеса, ведь, в то время, как на высшем уровне разрабатывается стратегия, на среднем и низшем она внедряется.
Классификация функций
Все функции управления в менеджменте делятся на 3 группы.
Общие, или универсальные
Это виды деятельности, которые осуществляются на любом уровне управления, то есть их выполняют все руководители.
Она определяет цели и задачи компании, ресурсы, с помощью которых целей удастся достичь.
К слову, в свою очередь, планирование также делится на несколько групп:
В рамках планирования анализируется текущее положение компании, определяются цели её работы и задачи для их достижения, согласовывается очерёдность действий, проверяется наличие ресурсов, осуществляется непосредственно выполнение задач, а также контроль.
Она предусматривает построение организационной структуры компании, то есть формирование подразделений, определение задач и обязанностей, которые они будут выполнять. Попутно между подразделениями налаживается взаимодействие.
Принципы, на которые следует опираться при выполнении этой функции:
Обратите внимание! В данном случае организация является и структурой, и процессом (организовывается работа).
Она сводится к побуждению сотрудников к действиям, необходимых для достижения целей. Для этого могут использоваться разные методы мотивации:
Чтобы добиться более высоких результатов, при разработке системы мотивации можно опираться на её уровни.Работать с людьми, которыми руководят чувство долга или личная убеждённость (она присуща сотрудникам, выполняющим свои обязанности профессионально на любом месте), легче, чем с теми, кто трудится только ради денег или личных выгод.
Она предполагает сравнение полученных результатов с ожидаемыми. Осуществляя контроль, можно убедиться, что компания на правильном пути.
Выполняется контроль в три этапа. Сначала устанавливаются стандарты качества, затем они сверяются с результатами. После этого, если потребуется, предпринимаются меры для улучшения показателей.
Иногда выделяется функция координации, цель которой — наладить коммуникацию между подразделениями. Реже могут выделяться функции командования, подбора персонала, ведения переговоров, заключения сделок и пр. Всё зависит от специфики работы предприятия, решения его руководства.
Конкретные функции: основная характеристика
Могут выделяться функции по видам направлений работы или по типам управления. Например, управления:
Соответственно, выполнять эти функции будут уполномоченные органы: бухгалтерия, отдел кадров и пр.
Частные функции
Они представляют собой подфункции конкретных функций и позволяют осуществлять дополнительное разделение труда. Так, в рамках функции управления учётом могут выделяться подфункции по учёту оборотных средств, зарплаты и т. д.
Выводы
Любая компания представляет собой последовательность взаимосвязанных функций. Нельзя сказать, что одни из них более важные, а другие — менее важные, поскольку производительность команды зависит от самого слабого игрока, а особенно когда это касается управленческого аппарата. В конце концов, неправильно выбранная стратегия или несвоевременно предпринятые меры могут обернуться крахом для организации.
Роль решения в процессе управления
Понятие, цели, значение и классификация управленческих решений. Инструментарий и понятийный аппарат менеджера. Правильность и эффективность принятого решения, определяемая качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.09.2015 |
Размер файла | 48,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
В данной работе рассматривается тема «Роль решения в процессе управления».
Под управленческим решением понимают выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Значение управления и управленческих решений в период развития рынка существенно повышается.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
— дать понятие и классификацию управленческих решений;
— охарактеризовать методологию и методы принятия решений в процессе управления;
— выявить сущность и значение управленческих решений в процессе управления;
— рассмотреть роль управленческих решений.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная Россия остро нуждается в разработке национальной модели управления, поскольку прежние управленческие схемы уже не работают, а современные западные подходы и методы невозможно использовать в своеобразных условиях происходящей в стране трансформации. При формировании российской модели управления важнейшей задачей должно стать выявление той части национальных традиций, культуры, которая наиболее совместима с современными методами и системами управления. Однако, формируя российскую модель управления и принятия решений, необходимо учитывать и опираться на принятия не только зарубежных, но и советских ученых. В частности, в советские годы развития нашей страны широко применялись коллективные методики принятия решений. На современном этапе развития маркетинговой деятельности в России важнейшей задачей является развитие методики и методологии решения в условиях определенности, риска и неопределенности. Это связано с тем, что, в отличие от бизнеса в развитых странах, бизнес в России менее формализован и его развитие происходит в условиях неполной информации, т.е. условия развития бизнеса в нашей стране более жесткие, динамичные и менее предсказуемые.
Данная ситуация, на наш взгляд, требует нового осмысления управленческого решения как одного из важнейших резервов повышения эффективности функционирования предприятия, роли руководителя в процессе принятия управленческих решений, методов и моделей принятия решений, так и практического применения научно-теоретических изысканий, информационных технологий в целях оптимизации и повышения эффективности решений. В современных организациях заняты большие коллективы людей. Это определяет сложность принятия решений, их значимость для развития и сохранения целостности организаций. Ясно, что в этих условиях для принятия эффективных решений только на основе интуиции опыта недостаточно.
Рассмотрим подробнее роль решения в процессе управления.
1. Понятие и классификация управленческих решений
Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями. Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований. Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью определённых правил.
Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели. Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки: возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения; наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение; необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений. Соответственно под управленческим решением (УР) понимается: поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя; конечный результат постановки и выработки УР. Наибольший интерес представляет процесс принятия и реализации решений как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его происхождения. К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести: всестороннюю обоснованность решения; своевременность; необходимую полноту содержания; полномочность; согласованность с принятыми ранее решениями. Всесторонняя обоснованность решения означает, прежде всего, необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Важным приложением классификации решений является и выяснение влияние типа решения на его элементы (табл. 1).
Интуиция, опыт, рациональные
Существует гораздо больше стратегических решений, которые являются зависимыми, чем стратегических решений, которые являются независимыми. Неструктурированных стратегических решений больше, чем структурированных стратегических решений и т.д. Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией. Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач: экономических; организационных; технологических; технических; экологических и прочих. Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер. По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне БС; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант. В зависимости от организации принятия решений выделяются следующие управленческие решения: единоличные; коллегиальные; коллективные. Предпочтение способа организации выработки управленческие решения зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д. [9, с. 155]
По условиям, в которых они принимаются, решения, принимаемые в условиях определённости (они, как правило, являются хорошо структуризированными (детерминированными)); решения, принимаемые в условиях неопределённости, относящиеся к разряду поисковых (они часто связаны с качественными скачками в развитии производства).
Итак, такая типизация процессов позволяет определить круг решений, разрабатываемых в определённых подразделениях аппарата управления и принимаемых на различных иерархических уровнях, состав используемой с этой целью информации, типичные методы обработки информации, систему оформления принятых решений, процессов их контроля и стимулирования выполнения.
2. Методология и методы принятия решений в процессе управления
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:
1. методологию управленческого решения;
2. методы принятия управленческих решений;
3. организацию принятия управленческого решения;
4. оценку качества управленческих решений.
1. на входящую и исходящую;
2. обрабатываемую и необрабатываемую;
3. текстовую и графическую;
4. постоянную и переменную;
5. нормативную, аналитическую, статистическую;
6. первичную и вторичную;
7. директивную, распределительную, отчетную.
Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения. Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения. Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли. Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи.
Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.
Критерии для оценки возможностей организационной структуры управления [1, с. 104]:
1. Определение степени способности применяемой организационной структуры управления обеспечить получение нормы прибыли.
2. Степень способности существующей структуры управления создавать условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП.
3. Степень способности быстро реагировать на изменение спроса и в соответствии с этим осуществлять действия.
4. Степень способности организационной структуры управления обеспечить рост производительности труда за счет по детальной специализации общественного труда и производства.
5. Степень эффективности системы производственного контроля при данной организационной структуре управления.
Объектом для возникновения проблем могут служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). В частности, в результате деятельности предприятия стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров.
Применительно к управлению все решения можно классифицировать как: общие; организационные; запрограммированные; незапрограммированные; рациональные; нерациональные; вероятностные; решения в условиях неопределенности; интуитивные; на основе компромисса; альтернативные.
3. Сущность и значение управленческих решений в процессе управления
Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций, в том числе с планированием, организацией, координацией и контролем каких-либо процессов. Эти решения реализуются в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и др. Тем не менее, не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, является управленческим. Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на [12]:
— стратегическое планирование;
— управление управленческой деятельностью;
— управление человеческими ресурсами (производительность, активизация знаний, умений, навыков);
— управление производственной и обслуживающей деятельностью;
— формирование системы управления компании (методология, механизм);
— управленческое консультирование;
— управление внутренними и внешними коммуникациями.
Социальная сущность управленческих решений заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности.
Правовая сущность управленческих решений заключается в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании.
Технологическая сущность управленческих решений предполагает возможность обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации УР.
Существует несколько точек зрения на место процесса реализации процесса управленческих решений в управлении организацией. Из всех подходов можно выделить два наиболее часто встречающихся, которые определяют процесс реализации управленческих решений как: связующее звено, важную часть для выполнения всех других функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). В рамках каждой управленческой функции принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции; управление есть совокупность циклических действий по разработке и принятию управленческих решений [12].
4. Роль управленческих решений
На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР). Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:
— по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);
— по надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);
— по срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);
— по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);
— по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);
— по производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);
— по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);
— по ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);
— по учету изменения данных (жесткие, гибкие);
— по независимости (автономные, дополняющие друг друга);
— по сложности (простые и сложные);
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать по степени сложности следующим образом (исследования в Германии в 1983г.):
— ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
— решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);
— инновационные и определяющие решения.
Неотъемлемой характеристикой управленческих решений является их качество. Для обеспечения надлежащего их качество необходимо понимать сущность данной характеристики. Таким образом, качество управленческого решения можно рассматривать как совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации [1, с. 104].
К основным условиям обеспечения высокого качества управленческих решений относятся:
1. применение в разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
2. применение методов прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого принимаемого решения;
3. структуризация проблемы и построение дерева решений; обеспечение ЛПР, качественной информацией, характеризующей параметры «входа», «выхода», «внешней среды» и «процесса» системы принятия решения;
4. обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
5. обеспечение многовариантности решений;
6. правовая обоснованность принимаемого решения;
7. автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
8. разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения, наличие механизма реализации решения [1, с. 104].
Прежде чем рассмотреть широко используемые современными организациями модели необходимо описать три базовых типа моделей:
Существует множество различных моделей разработки и принятия управленческих решений. Соответственно, она основана на следующих предположениях:
1. может быть собрана вся необходимая информация;
2. проблема может быть точно и однозначно определена;
3. цели независимы и неконфликтны;
4. может быть создано полное множество альтернатив;
5. существует точная количественная связь между каждой альтернативой и целями;
6. может быть выбрано лучшее из имеющихся вариантов в смысле всех поставленных целей.
Рациональные модели принятия решений в зависимости от степени формализации этого процесса делят на решения со слабой и сильной структурой. Для формирования решений со слабой структурой, не формализуются цели и ограничения. Кроме того, не описывается влияние на них каждого из вариантов решений. При принятии серьезных, т.е. дорогостоящих, важных, имеющих долгосрочные последствия решений без детальной формализации, как правило, нельзя. Поэтому для такого рода решений существенно детализируется блок «оценка и выбор» [3, с. 155].
Моделирование широко используется в процессе принятия решений. Причинами, обуславливающими применение моделирования, являются: естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни и ориентация руководства на будущее. В науке управления используются следующие модели:
2. модели теории очередей;
3. модели управления запасами;
4. модель линейного программирования;
5. имитационное моделирование;
7. экономический анализ.
Модель теории очередей или модель оптимального обслуживания используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению потребности в них. К ситуациям, в которых модели теории очередей могут быть полезны, можно отнести звонки людей в авиакомпанию для резервирования места и получения информации, ожидание в очереди на машинную обработку данных, мастеров по ремонту оборудования, очередь грузовиков под разгрузку на склад, ожидание клиентами банка свободного кассира. Если, например, клиентам приходится слишком долго ждать кассира, они могут решить перенести свои счета в другой банк. Подобным образом, если грузовикам приходится слишком долго дожидаться разгрузки, они не смогут выполнить столько поездок за день, сколько положено. Таким образом, принципиальная проблема заключается в уравновешивании расходов на дополнительные каналы обслуживания и потерь от обслуживания на уровне ниже оптимального. Модели очередей снабжают руководство инструментом определения оптимального числа каналов обслуживания, которые необходимо иметь, чтобы сбалансировать издержки в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества.
Модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов во избежание задержек на производстве и в сбыте.
Модель линейного программирования применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Данный тип моделирования наиболее распространен на промышленных предприятиях. Он заключается в том, что помогает максимизировать прибыль при наличии одного нескольких ресурсов, каждый из которых используется для производства нескольких видов товара. Обычно при решении оптимизации данного типа моделей обычно используется симплекс-метод. Линейное программирование обычно используют специалисты штабных подразделений для разрешения производственных трудностей.
Имитационное моделирование. Все описанные выше модели подразумевают применение имитации в широком смысле, поскольку все являются заменителями реальности. Тем не менее, как метод моделирования, имитация конкретно обозначает процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Главная идея имитации состоит в использовании некоего устройства для имитации реальной системы для того, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведения и характеристики.
Сетевой анализ. Из сетевого анализа в основном используется теория графов. Теория графов позволяет составлять оптимальные графики осуществления различных проектов. Это позволяет минимизировать как время осуществления проекта, так и затраты по нему.
Типичная «экономическая» модель основана на анализе безубыточности, методе принятия решений с определением точки, в которой общий доход уравнивается с суммарными издержками, т.е. точки, в которой предприятие становится прибыльным. Эти модели широко применяются в бухгалтерском и финансовом учете.
Таким образом, для того чтобы модель принятия управленческих решений была эффективной, она должна:
1. быть построена на основе достоверных исходных данных;
2. содержать минимум информационных ограничений;
3. широко использоваться не только в науке, но и на практике;
4. быть ценной: хорошая модель принесет огромную выгоду от использования, ее эффективность должна оправдывать стоимость [5, с. 166].
В заключение следует сказать, что принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Процесс принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Классификация методов эвристического синтеза возможна по ведущему признаку, характеризующему главный активизирующий эффект метода. По этому признаку все методы эвристического синтеза можно разделить на следующие группы.
1. Методы, в которых ведущая роль принадлежит коллективным формам творческой работы. Эти методы основаны на предпосылках о том, что коллективное мышление, организованное по определенным правилам, в условиях благоприятного психологического климата оказывается значительно эффективнее, чем сумма индивидуальных мышлений. Указанное свойство коллективного творчества используется в методах «мозгового штурма», конференции идей, коллективного блокнота, синектики.
2. Методы, основанные на системном анализе комплексных решений, упорядочении признаков частных решений, анализе комплексных решений путем комбинирования частных решений. К этим методам относятся модификации морфологического анализа и синтеза, методы упорядоченных признаков и десятичных матриц поиска.
3. Методы, в которых главное место отводится ассоциативному мышлению, использованию аналогий, метафор и семантических свойств понятий. Это методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций.
4. Методы, в которых подсказывается способ разрешения противоречий с помощью эвристических приемов. К их числу относятся алгоритм решения изобретательских задач и библиотека эвристических приемов.
Одной из разновидностей метода экспертных оценок является метод коллективной генерации идей («мозговая атака»), позволяющей определять возможные варианты развития объекта прогнозирования за короткий период времени, получить большое количество конструктивных идей. Используют специально подготовленный персонал и группы экспертов. В качестве экспертов желательны лица, которые обладают достаточно высокой эрудицией в сочетании с развитым творческим мышлением.
Этот метод возник в 50-е годы ХХ века и получил широкое распространение в США, Японии и неоднократно применялся в бывшем СССР. Автором метода разработавшим его основы в 1957 году, является американец А. Осборн. Метод «мозгового штурма» отличается лавинообразностью выдвижения новых идей.
Сущность этого метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование (разрушение, критику) этих идей с формированием контридей. Работа с методом ДОО предполагает реализацию следующих шести этапов[3, с.166].
Метод коллективной генерации идей апробирован на практике и позволяет находить групповое решение при определении возможных вариантов развития объекта прогнозирования, исключая путь компромиссов, когда единое мнение нельзя считать результатом беспристрастного анализа проблемы. Разновидности метода:
1. Метод «мозгового штурма» состоит из двух этапов: генерирование идей и их оценка. Существуют следующие разновидности метода:
3. Метод массового «мозгового штурма», разработанный в США в 70-е годы В. Филлипсом;
4. Метод двойного «мозгового штурма», разработанный в СССР в 70-е годы
5. Метод «конференции идей», примененный в ГДР в 70-е годы.
Все разновидности метода базируются на использовании стратегии ненаправленного случайного поиска.
Центральным моментом процесса управления является акт принятия решения. Решения порождают управляющую информацию, которая доводится до исполнителей в форме заданий, планов, нормативов, команд и служит для них импульсом к целенаправленным и координированным действиям.
В заключении работы можно сделать следующие выводы: принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы. Существует большое число различных методов принятие управленческих решений. Применительно к управлению все решения можно классифицировать как: общие; организационные; запрограммированные; незапрограммированные; рациональные; нерациональные; вероятностные; решения в условиях неопределенности; интуитивные; на основе компромисса; альтернативные.
Методологические подходы к принятию управленческих решений заключаются в выяснении связей между целым и частями этого целого (системой и подсистемами), основываясь на которых возможно решить проблему определения экономических пропорций, которые указали бы путь к устойчивому экономическому развитию и его эффективности.
Понятие «эффективность управленческих решений» можно рассматривать как эффективность принятия решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям процесса управленческих решений. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке и показателям эффективности.
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Управленческие риски и особенности разработки управленческих решений в условиях риска и угрозы банкротства. Основные критерии, отличающие управленческие решения. Непротиворечивость и эффективность принятого решения. Классификация управленческих решений.
курсовая работа [71,7 K], добавлен 22.02.2009
реферат [27,4 K], добавлен 07.03.2011
Принятие решений как одна из важных составляющих и ответственных работ современного менеджера. Основные положения и виды управленческих решений. Индивидуальные подходы к принятию решений. Роль и значение управленческого решения в процессе производства.
реферат [27,9 K], добавлен 07.09.2015
Сущность и содержание управленческого решения, роль решения в процессе управления. Анализ внутренней и внешней среды организации. Оценка возможных (негативных) последствий. Факторы ситуационного характера. Качество и эффективность управленческих решений.
курсовая работа [158,4 K], добавлен 06.01.2015
Классификация управленческих решений, их качество. Решение и человеческий фактор или индивидуальные стили принятия решений. Этапы принятия рационального решения. Методы принятия и обоснования управленческих решений. Эффективность управленческого решения.
презентация [302,5 K], добавлен 12.11.2014
Раскрытие понятия и определение роли и места управленческих решений в деятельности менеджера. Классификация управленческих решений и анализ требований к ним. Оценка этапов процесса принятия управленческого решения. Оценка качества управленческих решений.
курсовая работа [41,4 K], добавлен 06.01.2011
Управленческие решения. Процесс принятия управленческих решений, принципы и этапы. Роль руководителя в этом процессе. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений.
реферат [39,6 K], добавлен 29.12.2002