Что играют куранты петропавловской крепости
В 1714 году было начато строительство каменного Петропавловского собора под чутким руководством архитектора Доменико Трезини. Для новой колокольни, Петр I приобретает в Голландии еще одни часы, во время своего последнего путешествия по Европе. Вскоре их устанавливает на колокольне часовой мастер Андрей Ферзен, но… канцелярия, посчитав, что мастеровых боле не нужно содержать при часах (а что с ними станет, с часами-то?), увольняют всех и часовой механизм лишившись должного ухода, скоро ломается. С чем и обращается Трезини в Канцелярию Городских дел: «Надлежит ныне разобрать и починить большие часы, которые поставлены на колокольне Святой Церкви Петра и Павла, на которое вычищение надобно оружейных. кузнецов, которые прежде были у того дела или других четырех человек по требованию часового мастера Андрея Ферзена».
Лестница, внутри собора.
Поднимаемся еще выше.
В 1756 году сгорает деревянный шпиль Петропавловского собора, а вместе с ним сгорают колокола и куранты. Правившая на тот момент царица Елизавета Петровна повелела графу Г.И.Головкину найти и купить готовые часы или заказать механизм у какого-нибудь мастера. Вскоре, предприимчивый Головкин находит в Голландии часовых дел мастера Бернарда Ооткраса и заключает с ним контракт на изготовление клокшпиль-часов для колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Если бы мастер знал, что теперь вся жизнь его станет сплошным кошмаром, то сбежал бы от странного русского и его не менее странного и удивительного предложения.
Но, обладая другим менталитетом, Оорткрас педантично, скрупулезно, в срок выполнил заказ. 22 апреля 1760 года часы были осмотрены и признаны годными к употреблению. 28 августа 1760 года, на зафрахтованном голландском судне «Фрау Мария», Оорткрас доставляет их в Петербург.
По условию контракта, сроки работы над часами были строго оговорены, но по прибытию на место установки оных, вдруг выясняется, что колокольни еще нет и в помине. Часы, (дабы не попортился механизм) разместили в небольшом деревянном домике, который выстроили специально для них на территории Петропавловской крепости, но, как обычно все пошло не так – или досок не хватило, или проворовались… Домик получился гораздо меньше ожидаемого. Крупногабаритные часы в него едва поместились. Вдобавок ко всему, Оорткраса обязали завести часы с целью проверки их работоспособности. Скрепя сердце, выполняя условия контракта, мастер за свой счет перестраивает домик и проводит все манипуляции с механизмом.
Отсюда начинается лестница внутри самой колокольни.
Чтобы твердолобый голландец вел себя потише к нему приставили в качестве надсмотрщика, часовщика Друнка Миллера, который испытывал профессиональную зависть к своему талантливому коллеге и не мог простить мастеру, что заказ на изготовление курантов «уплыл» у него из рук. Всячески мешая Оорткрасу работать, беспринципно обвиняя его в воровстве, некомпетентности, лени и нерадивости, Миллер добился, что мастеру перестали платить жалование. В итоге Оорткрас в течение двух лет работал бесплатно и умер в нищете от нервного истощения 27 мая 1764 года, так и не увидев свое детище на колокольне.
После смерти своего создателя часы несколько лет пролежали в бездействии. В 1776 году их поручили венскому часовому мастеру Редигеру, который и доделал их, отметив при этом, что «они делают честь своему создателю». В том же году куранты поставили в башне и с этого времени жители Петербурга стали слышать перезвоны, издаваемые часами. Проработали куранты, без какого либо значительного вмешательства и ремонта почти 64 года.
16 метров над землей, балкон над колоннадой западного крыльца.
Обратите внимание на свастику.))
Фламандский карильон Петропавловского собора.
А мы поднимаемся выше. Лестница на «русскую» звонницу.
Малые колокола на «русской» звоннице.
Шестерня, следящая за боем большого часового колокола.
Внутренний циферблат, добавленный братьями Бутеноп для того, чтобы видеть положение стрелок на уличных циферблатах, коих четыре штуки, ориентированных по сторонам света. Этажом выше есть распределительный механизм.
Это ж надо было такое придумать. В голове не укладывается. Все здесь достаточно сложно, но работает как часы.))
Центробежный регулятор привода мелодий большого барабана. Перед тем как начать играть часовые мелодии, механизм сам себя взводит и начинает вращаться с бешеной скоростью. Эта хреновина скорость гасит. Когда она по каким-либо причинам ломается, то долбать начинает в несколько раз быстрее, получается какая-то пародия на куранты.
Циферблат с шестернями.
Центрифуга от малого барабана, ведающего четвертным боем.
Музыкальная шкатулка посерьезнее. Барабан с набранными мелодиями «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Боже царя храни».
Ну вот, вроде все. с часами пора прощаться, собираюсь вниз, но тут замечаю еще одну интересную подробность.
За часами находится винтовая лестница в распределительный механизм, а перед нею одна из восьми внутренних тяг, поддерживающих шпиль в вертикальном положении.
. и еще восемь тяг внутри стены (они считаются внешними). Инженерный гений Дмитрия Журавского, заменившего деревянный шпиль металлической конструкцией, устроенной по принципу мостовых ферм, до сих пор вызывает неподдельное восхищение. Ведь если шпиль по каким-либо причинам отклонится от своей вертикальной оси, его всегда можно будет вернуть в прежнее положение с помощью.
..вот этого вот нехилого гаечного ключика)))
Но им еще ни разу не воспользовались. Конструкция шпиля очень прочна. В сильные ветры, коими славится Петербург, шпиль вместе с ангелом-флюгером «гуляет» примерно на полметра по сторонам.
До революции 1917 г. куранты на колокольне Петропавловского собора были главными часами страны
Главный часовщик Петербурга Андрей Кудрявцев рассказал «ПД» о тайнах старинных механизмов, бывших свидетелями многих исторических событий из жизни нашего города.
До революции 1917 г. куранты на колокольне Петропавловского собора были главными часами страны. Сегодня это механическое сердце Петербурга, которое бьется в унисон с историей города.
В 1720 г. по указу Петра Великого на соборной колокольне в Петропавловской крепости, ставшей первой в Петербурге часовой башней, были установлены куранты-карильон с 35 колоколами, привезенные царем из Амстердама. Часы отбивали каждые полчаса, а по утрам исполняли различные мелодии, что было для России в новинку.
Еще одна работа мастера – ожившие 12 ноября 2014 г. часы на Думской башне. В ходе реставрационных работ были восстановлены оригинальный привод механизма и система колокольного боя. А недавно Андрею Кудрявцеву удалось закончить реставрацию фасадных башенных часов Нахимовского училища, остановившихся около 40 лет назад.Пока был осуществлен только пробный пуск отремонтированного механизма. Церемония запуска старинных курантов запланирована синхронно с полуденным выстрелом со стен Петропавловской крепости 14 января. Куранты Нахимовского училища – это последнее установленное творение знаменитой на весь мир петербургской часовой фирмы «Фридрих Винтер». Только башенных курантов в Петербурге фирма установила более 60.
Карильон – механический музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию. В 2001 г. на первом ярусе колокольни Петропавловского собора был установлен карильон из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 т).
«Петербургский дневник»: Что может повлиять на правильную работу старинных механизмов?
«Петербургский дневник»: Как бы вы охарактеризовали своих подопечных?
Андрей Кудрявцев: Куранты Петропавловского собора, расположенные в самом центре Петербурга, – механическое сердце города. Часы на Думской башне – голос Невского пр., а фасадные часы в Нахимовском училище – символ чести города. Они установлены в здании, где учатся будущие офицеры, наша честь и защита.
«Петербургский дневник»: Много ли еще механических часов ждет своего возрождения в Петербурге?
Андрей Кудрявцев: Сложно сказать, последнее время наблюдается тенденция замены сложных механических часов на стилизованные под старину электрические. Они гораздо дешевле и не требуют постоянного обслуживания. При этом уникальные механизмы, установленные в XVIII и XIX вв., в лучшем случае консервируются, а то и вовсе остаются не у дел и безмолвно ржавеют без ухода.
«Петербургский дневник»: Как часто вам приходится проверять механизмы?
Андрей Кудрявцев: Больше всего внимания требуют главные часы города. Если заводить их не требуется – сейчас этот процесс контролируют четыре электродвигателя, то следить за точным ходом необходимо практически постоянно. Точность должна быть идеальная, поэтому при подстройке механизма я ориентируюсь на полуденный выстрел со стен Нарышкина бастиона, который происходит ровно в полдень. Часы на Думской башне необходимо заводить вручную не реже раза в неделю. Для этого приходится поднимать на высоту 20 м три гири, вес каждой –160 кг.
Во время реставрации Петропавловского собора в 2003 г. за один день мне пришлось 4 раза подниматься до ангела и 6 раз до часового механизма. Впрочем, при необходимости механизм можно контролировать даже с земли. Малейшую неисправность можно услышать, если внимательно слушать голос часов.
«Петербургский дневник»: А какими часами пользуетесь вы?
Андрей Кудрявцев: Никакими. В них нет необходимости, за много лет работы я научился чувствовать время, его бесконечный неумолимый бег.
Часы нашей жизни
Конечно, гуляющие по Невскому горожане и гости города могут следить за временем по часам на Думе. Издалека видны циферблаты на башне Адмиралтейства. Но все же главными в Петербурге издавна считаются часы-куранты собора Петропавловской крепости. За точностью хода петербургского времени следит хранитель этих часов инженер-механик Андрей Кудрявцев (на снимке). С ним на колокольню собора в канун Нового года и Рождества поднялись корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Прежде чем приступить к этой работе, механику надо прошагать 280 ступенек вверх на высоту 47 метров, где установлен массивный шестеренчатый механизм часов. В этот раз вместе с ним поднимаемся и мы. Сама экскурсия по лестницам колокольни тоже очень интересна. На уровне 16 метров располагается чердак собора. Звучит грубовато, но так оно и есть, далее над собором возносится уже шпиль колокольни.
Механизм часов-курантов со всеми их шестеренками, музыкальными барабанами, валами и тросиками размещен на основании размером 3 на 3 метра и занимает практически все место помещения, отведенного для него в шпиле. Мастеру остается совсем немного пространства для обхода механизма и ухода за часами.
Капитальный ремонт часов в 1857 году затеяли в связи с заменой деревянного шпиля Петропавловского собора на металлический. В октябре 1858 года часы установили на свое место. Кстати, только тогда у них появилась минутная стрелка, до этого была только часовая, а четверти часа отбивали колокола.
Как будто в ответ мастеру в часах закрутился малый музыкальный барабан и над Петропавловской крепостью раздался четвертной перезвон.
В музыкальной шкатулке часов заложено несколько мелодий. Кроме четвертных перезвонов каждый час куранты исполняют церковную мелодию композитора Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе».
А точность хода задает маятник. По сравнению со стрелками на циферблате (минутная, например, полтора метра) маятник гораздо меньше, не более метра. И амплитуда его «тиканья» невелика, всего три десятка сантиметров.
Точность хода периодически сверяют, если есть необходимость, механизм регулируют с помощью совсем маленького латунного циферблата с диаметром 30 см, установленного на станине часов. Заданный ход от маятника передается с помощью шестеренок на валы, которые в свою очередь передают движение стрелкам на циферблатах, установленных на всех четырех сторонах шпиля. Вот эти циферблаты не маленькие, их диаметр 2,2 метра.
Конечно, уход за старинными часами работа непростая, тем более что производится он без их остановки. Казалось бы, проще установить электронные.
. Перед уходом бросаем прощальный взгляд на часовой механизм: маятник тикает, шестеренки перебирают своими зубцами и зубчиками, на несколько метров вниз уходят цепи с гирями, музыкальные барабаны вращаются, готовясь в очередной раз задать мелодию колоколам. Часы действительно живые.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (5862) от 29.12.2016.
Библиотека села Левокумка МБУК «ЦБС» Минераловодского городского округа
Часы и время. Загадки времени: Что такое настоящее. Куранты Петропавловского собора
Когда произносят слова «прошлое» и «будущее», все ясно. Прошлое – то, что уже было. Будущее – чему еще предстоит быть. Ну, а настоящее? Что это такое? Существует ли порция времени, которую уж точно можно назвать настоящим?
Когда об этом спрашивали людей, ответы были разные: кто говорил – меньше секунды, кто считал – секунд 10, но были и такие, для которых настоящее – несколько минут.
Существовало и «научное» предположение. Известно, что кинолента должна двигаться со скоростью 24 кадра в секунду, чтобы изображения сливались в нашем восприятии, и на экране возникало кино. Так, может быть, одна четвертая часть секунды и есть настоящее?
Но почему же тогда при различных обстоятельствах, при разном «настоящем» секунды длятся для нас так неодинаково? В счастливые времена они просто летят (недаром говорят: «счастливые часов не наблюдают»), а где-нибудь в длинной очереди или при тревожном ожидании кажутся вечностью.
Бывает, что в одном и том же положении одни преувеличивают продолжительность времени, а другие преуменьшают. Это явление хорошо известно врачам-психиатрам. Они давно установили, что для пациентов, страдающих депрессией, время ползет, как черепаха. А для людей легко возбудимых оно буквально скачет.
Так и не удалось ученым выделить во времени истинное настоящее.
Куранты Петропавловского собора
На многих высоких зданиях Петербурга есть часы. Наиболее известные из них находятся на соборе Петропавловской крепости. Она была заложена 27 мая 1703 года в нижнем течении Невы на острове Енисаари, Заячьем, в переводе с финского. Здесь же начали строить деревянную церковь, на колокольне которой решили установить первые в столице башенные часы.
Их изготовил московский мастер Никифор Архипов. Они прослужили недолго, а новые были приобретены лишь в 1720 году. К тому времени деревянную церковь сменил каменный собор с позолоченным шпилем высотой более 100 метров – самая высокая постройка Петербурга. Часы «зело прехитрые» были куплены в Голландии за 55 тысяч рублей, деньги в то время огромные.
30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния. Колокольня собора загорелась. Огонь быстро пошел вниз. Жар был настолько сильным, что расплавились колокола. Часы с курантами, конечно, сгорели. Историк Андрей Богданов, писал: «Часы, ох, жаль! Итак, царствующий Санкт-Петербург ныне остался без часов».
Секреты курантов Петропавловской крепости
Часы снова были заказаны в Голландии, но когда на корабле «Фрау Мария» они прибыли в Петербург, колокольня Петропавловского собора все еще оставалась недостроенной. Около двенадцати лет часы ржавели на складе, пока не заняли, наконец, свое место под шпилем.
За время долгой службы они претерпели сильные изменения. Были заменены циферблаты на всех четырех сторонах колокольни. К часовым добавлены минутные стрелки. Куранты стали исполнять перечасье, то есть перезвон колоколов, возвещавший, что вот-вот начнется бой часов. Но главное, был полностью переделан сложный музыкальный механизм.
Почти триста ступеней ведут на нижнюю звонницу, где находится колокол весом в пять тонн, отлитый в 1688 году. На высоте 60 метров расположен главный механизм с его огромными шестернями, барабанами и цепями. Еще выше – помещение для 11 колоколов курантов.
Каждые 15 минут раздается перезвон. Каждый час перезвон и бой часов. После боя в полдень и в 6 часов вечера звучит гимн Российской империи «Боже царя храни», в остальные же часы – мелодия «Коль славен Господь», сочиненная известным русским композитором Д.С. Бортнянским.
Бой курантов Петропавловской крепости
Механизм курантов колокольни Петропавловской крепости
Источник: Черненко Г.Т. Часы и время. – СПб., 2013.
Рассказ о курантах Петропавловского собора в Петербурге
Санкт-Петербург как непревзойдённый город мира с интересной историей, обилием культурных ценностей и достопримечательностей, среди которых Петропавловский собор с его знаменитыми курантами.
Санкт-Петербург — один из красивейших городов мира. Тысячи туристов из разных стран спешат познакомиться с его историей, культурными ценностями, достопримечательностями, уникальными памятниками архитектуры.
Изобилие театров, художественных выставок, галерей, музеев впечатляет до глубины души и восторгает.
Во время путешествия по Питеру туристы любуются Петропавловским собором — усыпальницей русских императоров. У знаменитого собора увлекательная история, не менее любопытна она у курантов, которые красуются на его башне.
* В 1704 году установленные на деревенной колокольне церкви Петра и Павла в Петропавловской крепости куранты работы Никифора Архипова стали первыми механическими часами в городе. Куранты сегодня
Первые куранты были созданы русским мастером Никифором Архиповым для временной колокольни, выполненной из дерева, установлены в 1704 году в верхней её части. До этой поры не было традиции оснащать часами башни. Пётр I вводит новшество, позаимствованное в Европе.
Когда на месте деревянной башенки в 1733 году возвели величавый каменный Петропавловский собор по проекту архитектора Д. Трезини, Петром I в Голландии за сумасшедшие деньги были приобретены уникальные куранты и установлены согласно его указу. В начале XVIII века самобытные часы считались настоящим чудом, были самыми большими в Санкт-Петербурге.
Но они вскоре сгорели при пожаре. Новые часы, изготовленные в Голландии мастером Оортом Красе, поставлены на место прежних лишь через 13 лет, когда после пожара полностью восстановили башню в 1773 году. Часовой механизм курантов голландского мастера Оорта Краса (сами часы были куплены за 45000 рублей — просто огромную по тем временам сумму)
Тех, кто путешествует по самому красивому российскому городу, рады разместить в своих уютных номерах многочисленные отели. Оборудование отеля современное, выполненное по последнему слову индустрии гостеприимства, имеется всё необходимое для полноценного отдыха. Номера можно забронировать через интернет.
К услугам гостей разнообразие гостиниц в любом районе города, они предлагают элитные номера, эконом и средний класс. Туристы, предпочитающие мини отели санкт петербурга недорого платят за высокий уровень сервиса и комфортное размещение.
Знаменитые куранты были несколько раз модернизированы, они дополнялись минутными стрелками, маятниками, музыкальными устройствами. Во II половине XIX века куранты исполняли 3-й российский гимн, написанный Д. Бортнянским. До сих пор каждый час звучит эта бессмертная мелодия, раз в четверть часа бьют колокола, в полдень и в 18 часов раздаётся гимн Российской Империи (1833—1917) «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…»
Два раза за всю свою историю существования часы останавливались на длительное время. Это случилось в периоды революции 1917 года и Великой Отечественной войны.