Что или кто в основном определяет мнение подростка

Г) эгоцентрическая речь.

д) нет правильного ответа

Для какого возрастного периода характерна эгоцент­рическая речь:

Г) для 0-2 лет.

д) нет правильного ответа

Что характерно для развития речи в раннем детстве:

а) гуление;

б) совершенное понимания речи;

в) формирование собственной активной речи;

г) общение с взрослыми.

д) нет правильного ответа

Социальная ситуация развития в период новорожденности — это:

а) ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым;

б) ситуация связи со взрослым (ситуация «мы»);

в) ситуация совместной деятельности со взрослым;

г) ситуация общения со взрослым.

д) нет правильного ответа

.Сосредоточение внимания на ярких движущихся предметах возникает:

б) на первой неделе жизни;

в) к концу первого месяца жизни;

д) нет правильного ответа

Возникновение автономной речи происходит в:

а) младенчестве;

в) младшем школьном возрасте;

г) дошкольном возрасте.

д) нет правильного ответа

Форма движения, служащая средством управления взрослым, которая появляется в младенческом возрасте:

а) подражание движениям взрослых;

б) комплекс оживления;

в) указательный жест;

г) хватательные движения.

д) нет правильного ответа

Комплексом оживления называется:

а) реакция, выражающаяся в улыбке и общей активизации при появлении матери;

б) появление хватательных движений;

в) крик ребенка при рождении;

г) указательный жест.

д) нет правильного ответа

У детей младенческого возраста присутствует па­мять:

а) ассоциативная;

д) нет правильного ответа

В период новорожденности у ребенка лучше всего развито:

а) тактильная чувствительность;

б) зрительная чувствительность;

в) слуховая чувствительность;

г) все сенсорные системы развиты одинаково.

д) нет правильного ответа

Кризис одного года является кризисом:

Г) саморегуляции

д) нет правильного ответа

Противоречие между сенсорным уровнем регулирования психики и вербальной ситуацией характер для:

а) кризиса трех лет;

б) кризиса одного года;

г) кризиса семи лет.

д) нет правильного ответа

Слово приобретает для ребенка предметное значение в:

а) дошкольном возрасте;

в) в раннем детстве;

г) младшем школьном возрасте.

д) нет правильного ответа

Кризис социальных отношения, связанный со становлением самосознания ребенка, — это кризис:

в) 3 лет;

д) нет правильного ответа

На какой стадии развития начинает формироваться воля:

в) дошкольный возраст;

г) подростковый возраст.

д) нет правильного ответа

Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в:

а) младшем школьном возрасте;

б) подростковом возрасте;

в) раннем детстве;

д) нет правильного ответа

В раннем детстве в центре сознания (по Л.С. Выготскому) находится:

б) восприятие;

д) нет правильного ответа

В каком возрасте основным видом мышления является наглядно-действенное:

б) раннее детство;

в) дошкольный возраст;

г) младший школьный возраст.

д) нет правильного ответа

В раннем детстве ведущим видом памяти является:

б) эмоциональная;

д) нет правильного ответа

Предметная деятельность в жизни ребенка появля­ется в:

б) младенческом периоде;

в) младшем школьном возрасте;

Г) раннем детстве.

д) нет правильного ответа

Раннее детство охватывает границы:

б) от 0 до 2 лет;
В) от 3 до 7 лет;

Г) от 1 до 3 лет.

д) нет правильного ответа

Впервые половая идентификация и самоидентифика­ция происходят в:

а) раннем детстве;

б) дошкольном возрасте;

в) младшем школьном возрасте;

г) подростковом возрасте.

д) нет правильного ответа

Что такое негативизм как симптом кризиса трех лет:

а) отрицательная реакция на требования взрослых;

б) требования считаться с мнением ребенка;

в) протест против жизненных порядков;

г) обесценивание взрослых.

д) нет правильного ответа

.Что такое «семизвездие симптомов» (по Э. Келлер):

а) симптомы кризиса трех лет;

б) период семилетнего кризиса;

в) симптомы подросткового периода;

г) семь особенностей развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

д) нет правильного ответа

К какому периоду относят появление конформности:

а) к подростковому возрасту;

б) к 4-5 годам;

д) нет правильного ответа

Эксперимент в дошкольном возрасте лучше всего проводить в форме:

а) игровой деятельности;

б) учебной деятельности;

в) коммуникативной деятельности;

г) трудовой деятельности.

д) нет правильного ответа

В каком возрасте память становится опосредованной:

б) младший школьный;

в) дошкольный;

д) нет правильного ответа

К старшему дошкольному возрасту формируется воображение:

а) творческое;

д) нет правильного ответа

Период наибольшей активности ребенка в постановке вопросов перед взрослым приходится на:

а) младенческий возраст;

б) младший школьный возраст;

в) подростковый возраст;

Г) дошкольный возраст.

д) нет правильного ответа

Первым уровнем развития речи в дошкольном возрасте является:

а) объяснительная речь;

б) контекстная речь;

в) ситуативная речь;

г) эгоцентрическая речь.

д) нет правильного ответа

Взрослый впервые выступает как образец поведения:

а) в младшем школьном возрасте;

б) в раннем детстве;

в) в дошкольном возрасте;

г) в подростковом возрасте.

д) нет правильного ответа

Произвольное поведение формируется:

а) в младшем школьном возрасте;

б) в юношеском возрасте;

в) в преддошкольном возрасте;

г) в подростковом возрасте.

д) нет правильного ответа

В каком периоде появляется иерархия мотивов:

а) в раннем детстве;

в) в младшем школьном;

д) нет правильного ответа

Чем характеризуется самооценка дошкольника:

а) все ответы верны;

б) ситуативна;

г) тенденция к переоценке собственных способностей.

д) нет правильного ответа

Оценка других людей в дошкольном возрасте основы­вается на оценках:

а) взрослых;

г) собственных и чужих.

д) нет правильного ответа

Потеря детской непосредственности происходит в период:

г) все ответы неверны

д) нет правильного ответа

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте:

а) эмоциональное общение;

в) игровая;

д) нет правильного ответа

Самый важный личностный механизм, который формируется в школьном возрасте:

а) эмоциональная регуляция;

б) соподчинение мотивов;

в) формирование самосознания;

г) усложнение и осознание переживаний.

д) нет правильного ответа

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:

б) учение;

г) предметно-манипулятивная деятельность.

д) нет правильного ответа

С чем связана мотивация игры дошкольника?

а) с самим процессом игры;

б) с социальными запросами;

в) с результатами игры;

г) с желанием общения.

д) нет правильного ответа

В младшем школьном возрасте у детей преобладает:

а) зрительная память;

в) логическая память;

г) эпизодическая память.

д) нет правильного ответа

Что не относится к основным характеристикам памяти в младшем школьном возрасте:

а) снижение объема памяти;

в) избирательный характер;

г) произвольный характер.

д) нет правильного ответа

Конкретное и ситуативное восприятие характерно для этапа:

б) дошкольный возраст;

в) младший школьный возраст;

г) подростковый возраст.

д) нет правильного ответа

На какой возраст приходится расцвет вербальной памяти:

а) 7-8 лет;

б) подростковый возраст;

в) весь младший дошкольный возраст;

д) нет правильного ответа

В каком возрасте память приобретает ярко выраженный познавательный характер:

а) младший школьный возраст;

б) подростковый возраст;

в) дошкольный возраст;

д) нет правильного ответа

Какая мотивация выходит на первый план в иерар­хии мотивов младшего школьного возраста:

в) общения;

д) нет правильного ответа

В каком возрасте эмоциональное переживание приобретает обобщенный характер и формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах:

а) младший школьный возраст;

б) дошкольный возраст;

в) подростковый возраст;

г) юношеский возраст.

д) нет правильного ответа

В каком возрасте ребенок начинает играть?

б) младенчество;

г) дошкольный возраст.

д) нет правильного ответа

Невербальное общение возникает на основе:

а) подражания;

г) врожденных задатков.

д) нет правильного ответа

Ведущую роль в психическом развитии детей младшего подросткового возраста играет:

а) трудовая деятельность;

б) интимно-личностное общение;

д) нет правильного ответа

Восприятие сверстников в младшем школьном воз­расте в большей степени зависит от:

а) мнения родственников;

б) установок учителя;

в) мнения старших школьников;

г) суждения родителей.

д) нет правильного ответа

Внимание младших школьников легче отвлекается при выполнении:

а) сложных заданий;

в) заданий повышенной сложности;

г) творческих заданий.

д) нет правильного ответа

Основным новообразованием младшего школьного воз­раста является:

а) возникновение первичных представлений о себе;

б) иерархия мотивов;

в) произвольность, внутренний план действия, рефлексия;

г) «чувство взрослости».

д) нет правильного ответа

Какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте:

а) познавательные;

г) мотивы достижения.

д) нет правильного ответа

Внимание в подростковом возрасте развивается:

а) определяя развитие мышления;

б) независимо от мышления;

в) параллельно с мышлением;

г) под влиянием мышления.

д) нет правильного ответа

Снижение интеллектуальной активности в подрост­ковом возрасте обусловлено:

а) кульминацией физического и полового развития;

б) сменой ведущей деятельности;

в) нестабильностью социального статуса;

д) нет правильного ответа

Для эмоционально-волевой сферы подростков характерна:

б) появление психологических защитных механизмов;

в) колебания настроения;

г) все ответы верны.

д) нет правильного ответа

Для подросткового возраста наиболее характерно:

а) нарушение межсистемных и внутрисистемных связей в познавательной сфере;

б) формирование мотивов под влиянием учебной деятельности;

в) более значимыми являются отношения с родителями;

г) сформирована зрелая адекватная самооценка.

д) нет правильного ответа

Мышление в подростковом возрасте формируется:

в) абстрактное;

г) все ответы верны.

д) нет правильного ответа

Стадия формирования формальных операций характерна для возраста:

б) младшего школьного;

д) нет правильного ответа

Э. Эриксон рассматривает период геронтогенеза как

а) период дальнейшего развития личности;

б) период регресса;

г) период самоактуализации.

д) нет правильного ответа

У подростков самооценка зависит:

а) от критики со стороны значимых взрослых;

б) постоянно завышенная самооценка;

в) самооценка зависит от оценки нереферентной группы;

г) все ответы верны.

д) нет правильного ответа

В подростковом периоде:

а) и мальчикам, и девочкам сложно регулировать свою поведенческую и эмоциональную сферы;

б) мальчикам сложнее регулировать эмоциональную сферу;

в) девочкам сложнее регулировать поведенческую сферу;

г) девочкам сложнее регулировать эмоциональную сферу.

д) нет правильного ответа

Новообразование «чувство взрослости» возникает в возрасте:

а) младшем школьном;

б)юношеском;
в) дошкольном;

Г) подростковом.

д) нет правильного ответа

Что или кто в основном определяет мнение под­ростка?

б) референтная группа;

г) нравственные ценности.

д) нет правильного ответа

В подростковом возрасте ориентация в социальных отношениях определяется:

в) сверстниками;

г) все ответы верны.

д) нет правильного ответа

Общение как ведущая деятельность преобладает:

а) в старшем школьном возрасте;

б) в младшем школьном возрасте;

в) в подростковом возрасте;

г) в дошкольном возрасте.

д) нет правильного ответа

Для юношеского возраста характерно:

а) стремление к свободе, самореализации;

б) полностью сформирован социальный статус;

в) резкая смена настроений;

г) изменения гормональной сферы.

д) нет правильного ответа

«Эго-идентичность» формируется в возрасте:

в) юношеском;

д) нет правильного ответа

Юношеский возраст и молодость можно охарактеризовать как процесс:

а) установления общения со взрослыми;

б) индивидуализации познавательной сферы;

в) формирования специальных способностей;

г) развитие эмоциональной сферы.

д) нет правильного ответа

Активное становление индивидуального стиля мыш­ления происходит:

а) в подростковом возрасте;

б) в младшем школьном возрасте;

в) в юношеском возрасте;

д) нет правильного ответа

В юности психическое развитие происходит под влиянием:

а) множества факторов;

б) особенностей референтной группы;

г) влиянием преподавателей, учителей.

д) нет правильного ответа

Для юношеского возраста не характерно:

а) общая стабилизация личности;

б) появление «чувства взрослости»;

в) формирование мировоззрения;

г) личностное и профессиональное самоопределение.

д) нет правильного ответа

Для периода зрелости характерно:

а) неравномерность и гетерохронность развития;

б) самореализация в активной деятельности;

в) неспособность к активной деятельности;

г) прекращение личностного развития;

д) нет правильного ответа

В период ранней зрелости преобладает:

а) активное формирование профессионального статуса, создания семьи и определения своего пути в жизни;

б) жизненное самоопределение;

в) максимальная самореализация сущностных сил человека;

г) человек подводит итоги того, чего уже добился.

д) нет правильного ответа

Продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего раз­вития духовных, интеллектуальных и физических способ­ностей человеческой личности, — это:

а) подростковый период;

б) юношеский период;

в) период зрелости;

г) период старости (геронтогенез).

д) нет правильного ответа

Эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с переоценкой и осмыслением прожитых
лет, наиболее характерен для периода:

а) старости;

в) средней взрослости;

г) подросткового возраста.

д) нет правильного ответа

Максимум творческой активности для многих специальностей приходится на возраст:

б) 20-35 лет;

д) нет правильного ответа

В каком случае старость сопровождается ощущением безысходности, ненужности и отчаяния:

а) были осуществлены только фундаментальные задачи предыдущих возрастов;

Источник

Личностные новообразования в подростковом возрасте

Что или кто в основном определяет мнение подростка Что или кто в основном определяет мнение подростка Что или кто в основном определяет мнение подростка Что или кто в основном определяет мнение подростка

Что или кто в основном определяет мнение подростка

Что или кто в основном определяет мнение подростка

Центральным фактором психологического развития в подростковом возрасте, его важнейшим новообразованиемявляется становление нового уровня самосознания, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста — в самоутверждении и общении со сверстниками.

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения. Основное содержание подросткового возраста рассматривается либо как время перехода к взрослости, либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других.

59. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте.

В подростковом возрасте формируется Я-концепция – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я», включающая три составляющие:

• когнитивную – образ «Я», или знания о себе;

• аффективную, связанную с отношением к себе и отдельным своим качествам – самооценку (совокупность частных самооценок определяется как принятие себя);

• поведенческие реакции, вызванные образом «Я» и самоотношением.

С. Хартер описала следующие изменения в когнитивном компоненте Я-концепции, происходящие в конце подросткового возраста:

• Представления о себе становятся более абстрактными. Так, отвечая на вопрос «Кто я?», младшие подростки используют в основном конкретные характеристики (рост, внешность, принадлежность к группе, простые эмоции – радость, грусть и т. д.), старшие подростки – интегральные характеристики (желания, мотивация, интегративные чувства).

• Я-концепция становится более дифференцированной. Младшие подростки описывают себя как носителей большего числа социальных ролей, нежели дети. Старшие подростки начинают видеть себя в каждой социальной роли в разных ипостасях. Подросток осознает, что ведет себя с различными людьми по-разному, однако еще не понимает причин такого поведения. По мнению С. Хартер, в этом непонимании кроются причины наибольшего беспокойства у 14–15 летних подростков.

• Развивается идеальное и воображаемое «Я». В том случае, если у подростка существуют значительные различия между реальным и идеальным «Я», он чувствует себя несчастным, возможны разочарования в себе, даже депрессия. Расхождения между реальным и идеальным «Я» особенно велики в 14–15 лет, так как идеальное «Я» в эти годы часто преувеличено.

• Подросток становится все более интроспективным. Возрастает интерес к внешнему виду, так как, по мнению подростка, «каждый смотрит на меня». Подростки видят себя весьма отличающимися от других людей и не верят, что кто-либо может понять их.

Что или кто в основном определяет мнение подростка

Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты диссоциируют, сочетание разных образов «Я» негармонично.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную системуЯ-концепцию.

В подростничестве формируется чувство взрослости – особая форма самосознания. Чувство взрослости у подростка – специфическое новообразование самосознания, стержневая особенность личности, ее структурный цент.

Источник

Подростковый кризис

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *