Что или кто в основном определяет мнение подростка
Г) эгоцентрическая речь.
д) нет правильного ответа
Для какого возрастного периода характерна эгоцентрическая речь:
Г) для 0-2 лет.
д) нет правильного ответа
Что характерно для развития речи в раннем детстве:
а) гуление;
б) совершенное понимания речи;
в) формирование собственной активной речи;
г) общение с взрослыми.
д) нет правильного ответа
Социальная ситуация развития в период новорожденности — это:
а) ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым;
б) ситуация связи со взрослым (ситуация «мы»);
в) ситуация совместной деятельности со взрослым;
г) ситуация общения со взрослым.
д) нет правильного ответа
.Сосредоточение внимания на ярких движущихся предметах возникает:
б) на первой неделе жизни;
в) к концу первого месяца жизни;
д) нет правильного ответа
Возникновение автономной речи происходит в:
а) младенчестве;
в) младшем школьном возрасте;
г) дошкольном возрасте.
д) нет правильного ответа
Форма движения, служащая средством управления взрослым, которая появляется в младенческом возрасте:
а) подражание движениям взрослых;
б) комплекс оживления;
в) указательный жест;
г) хватательные движения.
д) нет правильного ответа
Комплексом оживления называется:
а) реакция, выражающаяся в улыбке и общей активизации при появлении матери;
б) появление хватательных движений;
в) крик ребенка при рождении;
г) указательный жест.
д) нет правильного ответа
У детей младенческого возраста присутствует память:
а) ассоциативная;
д) нет правильного ответа
В период новорожденности у ребенка лучше всего развито:
а) тактильная чувствительность;
б) зрительная чувствительность;
в) слуховая чувствительность;
г) все сенсорные системы развиты одинаково.
д) нет правильного ответа
Кризис одного года является кризисом:
Г) саморегуляции
д) нет правильного ответа
Противоречие между сенсорным уровнем регулирования психики и вербальной ситуацией характер для:
а) кризиса трех лет;
б) кризиса одного года;
г) кризиса семи лет.
д) нет правильного ответа
Слово приобретает для ребенка предметное значение в:
а) дошкольном возрасте;
в) в раннем детстве;
г) младшем школьном возрасте.
д) нет правильного ответа
Кризис социальных отношения, связанный со становлением самосознания ребенка, — это кризис:
в) 3 лет;
д) нет правильного ответа
На какой стадии развития начинает формироваться воля:
в) дошкольный возраст;
г) подростковый возраст.
д) нет правильного ответа
Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в:
а) младшем школьном возрасте;
б) подростковом возрасте;
в) раннем детстве;
д) нет правильного ответа
В раннем детстве в центре сознания (по Л.С. Выготскому) находится:
б) восприятие;
д) нет правильного ответа
В каком возрасте основным видом мышления является наглядно-действенное:
б) раннее детство;
в) дошкольный возраст;
г) младший школьный возраст.
д) нет правильного ответа
В раннем детстве ведущим видом памяти является:
б) эмоциональная;
д) нет правильного ответа
Предметная деятельность в жизни ребенка появляется в:
б) младенческом периоде;
в) младшем школьном возрасте;
Г) раннем детстве.
д) нет правильного ответа
Раннее детство охватывает границы:
б) от 0 до 2 лет;
В) от 3 до 7 лет;
Г) от 1 до 3 лет.
д) нет правильного ответа
Впервые половая идентификация и самоидентификация происходят в:
а) раннем детстве;
б) дошкольном возрасте;
в) младшем школьном возрасте;
г) подростковом возрасте.
д) нет правильного ответа
Что такое негативизм как симптом кризиса трех лет:
а) отрицательная реакция на требования взрослых;
б) требования считаться с мнением ребенка;
в) протест против жизненных порядков;
г) обесценивание взрослых.
д) нет правильного ответа
.Что такое «семизвездие симптомов» (по Э. Келлер):
а) симптомы кризиса трех лет;
б) период семилетнего кризиса;
в) симптомы подросткового периода;
г) семь особенностей развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
д) нет правильного ответа
К какому периоду относят появление конформности:
а) к подростковому возрасту;
б) к 4-5 годам;
д) нет правильного ответа
Эксперимент в дошкольном возрасте лучше всего проводить в форме:
а) игровой деятельности;
б) учебной деятельности;
в) коммуникативной деятельности;
г) трудовой деятельности.
д) нет правильного ответа
В каком возрасте память становится опосредованной:
б) младший школьный;
в) дошкольный;
д) нет правильного ответа
К старшему дошкольному возрасту формируется воображение:
а) творческое;
д) нет правильного ответа
Период наибольшей активности ребенка в постановке вопросов перед взрослым приходится на:
а) младенческий возраст;
б) младший школьный возраст;
в) подростковый возраст;
Г) дошкольный возраст.
д) нет правильного ответа
Первым уровнем развития речи в дошкольном возрасте является:
а) объяснительная речь;
б) контекстная речь;
в) ситуативная речь;
г) эгоцентрическая речь.
д) нет правильного ответа
Взрослый впервые выступает как образец поведения:
а) в младшем школьном возрасте;
б) в раннем детстве;
в) в дошкольном возрасте;
г) в подростковом возрасте.
д) нет правильного ответа
Произвольное поведение формируется:
а) в младшем школьном возрасте;
б) в юношеском возрасте;
в) в преддошкольном возрасте;
г) в подростковом возрасте.
д) нет правильного ответа
В каком периоде появляется иерархия мотивов:
а) в раннем детстве;
в) в младшем школьном;
д) нет правильного ответа
Чем характеризуется самооценка дошкольника:
а) все ответы верны;
б) ситуативна;
г) тенденция к переоценке собственных способностей.
д) нет правильного ответа
Оценка других людей в дошкольном возрасте основывается на оценках:
а) взрослых;
г) собственных и чужих.
д) нет правильного ответа
Потеря детской непосредственности происходит в период:
г) все ответы неверны
д) нет правильного ответа
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте:
а) эмоциональное общение;
в) игровая;
д) нет правильного ответа
Самый важный личностный механизм, который формируется в школьном возрасте:
а) эмоциональная регуляция;
б) соподчинение мотивов;
в) формирование самосознания;
г) усложнение и осознание переживаний.
д) нет правильного ответа
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:
б) учение;
г) предметно-манипулятивная деятельность.
д) нет правильного ответа
С чем связана мотивация игры дошкольника?
а) с самим процессом игры;
б) с социальными запросами;
в) с результатами игры;
г) с желанием общения.
д) нет правильного ответа
В младшем школьном возрасте у детей преобладает:
а) зрительная память;
в) логическая память;
г) эпизодическая память.
д) нет правильного ответа
Что не относится к основным характеристикам памяти в младшем школьном возрасте:
а) снижение объема памяти;
в) избирательный характер;
г) произвольный характер.
д) нет правильного ответа
Конкретное и ситуативное восприятие характерно для этапа:
б) дошкольный возраст;
в) младший школьный возраст;
г) подростковый возраст.
д) нет правильного ответа
На какой возраст приходится расцвет вербальной памяти:
а) 7-8 лет;
б) подростковый возраст;
в) весь младший дошкольный возраст;
д) нет правильного ответа
В каком возрасте память приобретает ярко выраженный познавательный характер:
а) младший школьный возраст;
б) подростковый возраст;
в) дошкольный возраст;
д) нет правильного ответа
Какая мотивация выходит на первый план в иерархии мотивов младшего школьного возраста:
в) общения;
д) нет правильного ответа
В каком возрасте эмоциональное переживание приобретает обобщенный характер и формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах:
а) младший школьный возраст;
б) дошкольный возраст;
в) подростковый возраст;
г) юношеский возраст.
д) нет правильного ответа
В каком возрасте ребенок начинает играть?
б) младенчество;
г) дошкольный возраст.
д) нет правильного ответа
Невербальное общение возникает на основе:
а) подражания;
г) врожденных задатков.
д) нет правильного ответа
Ведущую роль в психическом развитии детей младшего подросткового возраста играет:
а) трудовая деятельность;
б) интимно-личностное общение;
д) нет правильного ответа
Восприятие сверстников в младшем школьном возрасте в большей степени зависит от:
а) мнения родственников;
б) установок учителя;
в) мнения старших школьников;
г) суждения родителей.
д) нет правильного ответа
Внимание младших школьников легче отвлекается при выполнении:
а) сложных заданий;
в) заданий повышенной сложности;
г) творческих заданий.
д) нет правильного ответа
Основным новообразованием младшего школьного возраста является:
а) возникновение первичных представлений о себе;
б) иерархия мотивов;
в) произвольность, внутренний план действия, рефлексия;
г) «чувство взрослости».
д) нет правильного ответа
Какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте:
а) познавательные;
г) мотивы достижения.
д) нет правильного ответа
Внимание в подростковом возрасте развивается:
а) определяя развитие мышления;
б) независимо от мышления;
в) параллельно с мышлением;
г) под влиянием мышления.
д) нет правильного ответа
Снижение интеллектуальной активности в подростковом возрасте обусловлено:
а) кульминацией физического и полового развития;
б) сменой ведущей деятельности;
в) нестабильностью социального статуса;
д) нет правильного ответа
Для эмоционально-волевой сферы подростков характерна:
б) появление психологических защитных механизмов;
в) колебания настроения;
г) все ответы верны.
д) нет правильного ответа
Для подросткового возраста наиболее характерно:
а) нарушение межсистемных и внутрисистемных связей в познавательной сфере;
б) формирование мотивов под влиянием учебной деятельности;
в) более значимыми являются отношения с родителями;
г) сформирована зрелая адекватная самооценка.
д) нет правильного ответа
Мышление в подростковом возрасте формируется:
в) абстрактное;
г) все ответы верны.
д) нет правильного ответа
Стадия формирования формальных операций характерна для возраста:
б) младшего школьного;
д) нет правильного ответа
Э. Эриксон рассматривает период геронтогенеза как
а) период дальнейшего развития личности;
б) период регресса;
г) период самоактуализации.
д) нет правильного ответа
У подростков самооценка зависит:
а) от критики со стороны значимых взрослых;
б) постоянно завышенная самооценка;
в) самооценка зависит от оценки нереферентной группы;
г) все ответы верны.
д) нет правильного ответа
В подростковом периоде:
а) и мальчикам, и девочкам сложно регулировать свою поведенческую и эмоциональную сферы;
б) мальчикам сложнее регулировать эмоциональную сферу;
в) девочкам сложнее регулировать поведенческую сферу;
г) девочкам сложнее регулировать эмоциональную сферу.
д) нет правильного ответа
Новообразование «чувство взрослости» возникает в возрасте:
а) младшем школьном;
б)юношеском;
в) дошкольном;
Г) подростковом.
д) нет правильного ответа
Что или кто в основном определяет мнение подростка?
б) референтная группа;
г) нравственные ценности.
д) нет правильного ответа
В подростковом возрасте ориентация в социальных отношениях определяется:
в) сверстниками;
г) все ответы верны.
д) нет правильного ответа
Общение как ведущая деятельность преобладает:
а) в старшем школьном возрасте;
б) в младшем школьном возрасте;
в) в подростковом возрасте;
г) в дошкольном возрасте.
д) нет правильного ответа
Для юношеского возраста характерно:
а) стремление к свободе, самореализации;
б) полностью сформирован социальный статус;
в) резкая смена настроений;
г) изменения гормональной сферы.
д) нет правильного ответа
«Эго-идентичность» формируется в возрасте:
в) юношеском;
д) нет правильного ответа
Юношеский возраст и молодость можно охарактеризовать как процесс:
а) установления общения со взрослыми;
б) индивидуализации познавательной сферы;
в) формирования специальных способностей;
г) развитие эмоциональной сферы.
д) нет правильного ответа
Активное становление индивидуального стиля мышления происходит:
а) в подростковом возрасте;
б) в младшем школьном возрасте;
в) в юношеском возрасте;
д) нет правильного ответа
В юности психическое развитие происходит под влиянием:
а) множества факторов;
б) особенностей референтной группы;
г) влиянием преподавателей, учителей.
д) нет правильного ответа
Для юношеского возраста не характерно:
а) общая стабилизация личности;
б) появление «чувства взрослости»;
в) формирование мировоззрения;
г) личностное и профессиональное самоопределение.
д) нет правильного ответа
Для периода зрелости характерно:
а) неравномерность и гетерохронность развития;
б) самореализация в активной деятельности;
в) неспособность к активной деятельности;
г) прекращение личностного развития;
д) нет правильного ответа
В период ранней зрелости преобладает:
а) активное формирование профессионального статуса, создания семьи и определения своего пути в жизни;
б) жизненное самоопределение;
в) максимальная самореализация сущностных сил человека;
г) человек подводит итоги того, чего уже добился.
д) нет правильного ответа
Продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности, — это:
а) подростковый период;
б) юношеский период;
в) период зрелости;
г) период старости (геронтогенез).
д) нет правильного ответа
Эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с переоценкой и осмыслением прожитых
лет, наиболее характерен для периода:
а) старости;
в) средней взрослости;
г) подросткового возраста.
д) нет правильного ответа
Максимум творческой активности для многих специальностей приходится на возраст:
б) 20-35 лет;
д) нет правильного ответа
В каком случае старость сопровождается ощущением безысходности, ненужности и отчаяния:
а) были осуществлены только фундаментальные задачи предыдущих возрастов;
Личностные новообразования в подростковом возрасте
Центральным фактором психологического развития в подростковом возрасте, его важнейшим новообразованиемявляется становление нового уровня самосознания, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста — в самоутверждении и общении со сверстниками.
Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения. Основное содержание подросткового возраста рассматривается либо как время перехода к взрослости, либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других.
59. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте формируется Я-концепция – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я», включающая три составляющие:
• когнитивную – образ «Я», или знания о себе;
• аффективную, связанную с отношением к себе и отдельным своим качествам – самооценку (совокупность частных самооценок определяется как принятие себя);
• поведенческие реакции, вызванные образом «Я» и самоотношением.
С. Хартер описала следующие изменения в когнитивном компоненте Я-концепции, происходящие в конце подросткового возраста:
• Представления о себе становятся более абстрактными. Так, отвечая на вопрос «Кто я?», младшие подростки используют в основном конкретные характеристики (рост, внешность, принадлежность к группе, простые эмоции – радость, грусть и т. д.), старшие подростки – интегральные характеристики (желания, мотивация, интегративные чувства).
• Я-концепция становится более дифференцированной. Младшие подростки описывают себя как носителей большего числа социальных ролей, нежели дети. Старшие подростки начинают видеть себя в каждой социальной роли в разных ипостасях. Подросток осознает, что ведет себя с различными людьми по-разному, однако еще не понимает причин такого поведения. По мнению С. Хартер, в этом непонимании кроются причины наибольшего беспокойства у 14–15 летних подростков.
• Развивается идеальное и воображаемое «Я». В том случае, если у подростка существуют значительные различия между реальным и идеальным «Я», он чувствует себя несчастным, возможны разочарования в себе, даже депрессия. Расхождения между реальным и идеальным «Я» особенно велики в 14–15 лет, так как идеальное «Я» в эти годы часто преувеличено.
• Подросток становится все более интроспективным. Возрастает интерес к внешнему виду, так как, по мнению подростка, «каждый смотрит на меня». Подростки видят себя весьма отличающимися от других людей и не верят, что кто-либо может понять их.
Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты диссоциируют, сочетание разных образов «Я» негармонично.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – Я-концепцию.
В подростничестве формируется чувство взрослости – особая форма самосознания. Чувство взрослости у подростка – специфическое новообразование самосознания, стержневая особенность личности, ее структурный цент.
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.