Что именно нужно учить в таблице менделеева
Как выучить таблицу Менделеева: быстро и легко
Таблица Менделеева выглядит очень громоздко и вызывает благоговейный трепет у того, кто волею судеб решил ее выучить. Но на самом деле, не все так плохо. Следует запомнить, как называются элементы и их условное обозначение, понимать, какой элемент имеет ту или иную валентность (а значит, в какой столбец его отнести). Сразу стоит отметить, что в этой статье мы не расскажем ни о каких волшебных методиках, освоив которые, вы выучите таблицу Менделеева за 10 минут. Но все же, несмотря на то, что запоминание может быть длительным и не совсем простым, ничего невозможного нет.
С чего начать?
Если вспомнить, что и таблица умножения когда-то была не самой простой вещью на свете и знать, с какой стороны подступиться к периодической таблице, то окажется, что выучить ее не просто, а очень просто. Для начала стоит разобраться в механизме работы предложенного метода. Кстати, он универсален: с его помощью можно выучить не только таблицу химических элементов, но и таблицу растворимости, и неправильные глаголы в английском языке.
Прежде всего, ученикам рекомендуется настроиться на позитив. Не стоит впадать в отчаяние, если элементы и их условные обозначения никак не хотят откладываться в сером веществе. Упорно идите к своей цели, и результаты не заставят себя ждать. Не надо бояться, если подобранные предложения кажутся психоделическим бредом. Наоборот, такие абсурдные истории являются раздражителем для мозга и поэтому прочнее заседают в памяти.
Лайфхаки: как выучить таблицу химических элементов
Метод вертикалей и горизонталей всего лишь описывает алгоритм запоминания. Таблица легче запоминается, если учить ее не всплошную, а по группам. Например, по валентности, или выучить отдельно благородные газы, отдельно – металлы. Для каждой группы придумывается отдельная история, в которой по максимуму перечисляются все элементы.
Например, история про благородные газы:
Благородный дон Оганесон пахал как агроном (Аргон) и купил гелик (Гелий) с ксеноном и неоном и поехал на рамдомную (Радон) планету. Ей оказался Криптон.
Таких историй можно напридумывать бесконечное множество, причем это могут быть также стихи (много элементов рифмуются). Можно пойти дальше и зашифровать в истории валентность или относительную массу, а также физические свойства элементов.
Зрительная память
Можно связать предметы, встречающиеся в повседневной жизни, с элементами таблицы. Прозрачной параллели они иметь не будут, но главное, что они врежутся в память тому, кто учит таблицу.
Помогут картинки с изображением предметов окружающей действительности. Элемент будет ассоциироваться с закрепленным за ним предметом.
Есть еще более простой путь: не тратить время на поиск или рисование картинок, а просто сделать карточки с каждым элементом и прикрепить их к предметам в доме. Окно открывают, чтобы получить больше воздуха. Вот и закрепляем за окном табличку «кислород». На кровать помещаем «селен», потому что мы лежим на кровати, когда нам ЛЕНь что-то делать. Почему на холодильнике табличка «свинец»? Правильно, потому что внутри холодец.
Вместо табличек на мебели или комнатах можно мысленно приписать элемент каждому зданию по пути от дома до школы, обозвать друзей или даже преобразовать собственную биографию в определенную группу элементов.
Как нетрудно заметить, ассоциации могут быть разными: визуальными, фонетическими (на слух), рифмованными. Главное, чтобы их было легко усвоить.
Ассоциации
Одним из самых действенных способов запомнить что-либо – обратиться к мнемонике, или, если попроще, методу ассоциаций. Он заключается в том, что мозг лучше запоминает связанный образ, нежели бессвязный набор случайных данных. Другими словами, мозгу нужна картинка, которую он может рассмотреть и интерпретировать зашифрованную в ней информацию.
Пример напрашивается сам собой. Что, если сходу попробовать последовательно назвать все цвета радуги? Правильно, мозг непроизвольно начинает выдавать «Каждый Охотник Желает…». Сработал метод ассоциации, с которым каждый знаком с первого класса. И таких фраз масса, от запоминания порядка планет солнечной системы до знаков числа π после запятой.
Для запоминания таблицы Менделеева будет использоваться тот же метод, с единственным отличием, что в радуге цветов всего семь, а в таблице элементов… чуть побольше.
Обзор Таблицы
В предыдущем пункте сказано, что мозгу трудно запомнить бессвязные данные. Но дело как раз-таки и состоит в том, что таблица периодических элементов не является хаотичной. В противном случае Менделеев не бился бы так над своим детищем, не правда ли?
Задача в том, чтобы дать мозгу понять систему и зашифровать ее так, как ему удобней ее запомнить.
Итак, любую систему можно разбить на несколько частей. Таблица Менделеева на то и таблица, потому что состоит из столбцов и строк. Поэтому и запоминать ее легче по вертикали и горизонтали.
Начать проще с первого столбца:
На эту вертикаль будут нанизываться остальные элементы. Но как нанизывать на вертикаль что-то еще, если даже ее запомнить сложно? Для запоминания понадобится фон.
Создание фона
Чтобы создать ассоциативную картину, нужен фон, от которого нужно отталкиваться. Он создается с помощью опорных образов. Припишем каждому элементу в вертикали свой опорный образ. Для этого пронумеруем список и придадим каждой цифре (не элементу) свой образ, с которым внешне ассоциируется цифра. Например:
Ассоциации нужно подбирать так, чтобы они всплывали, даже если цифры стоят вразнобой.
Запоминание
Эти опорные образы нужны, чтобы легко запомнить номер ряда. Осталось навесить на этот образ название элемента. Нужно придумать звуковую ассоциацию на ничего не значащее для мозга название элемента.
Например: водород – вода, натрий – Наташа и т.д.
Теперь связываем опорный образ порядкового номера и ассоциацию элемента:
1-палка – водород-вода.
Нужно представить картину, в которой будут фигурировать палка и вода. Например, палкой размешивать воду.
3-замок – натрий-Наташа. Девочка Наташа сидит под замком.
И так далее. Осталось так сделать со всеми 10 элементами, хорошо запомнить ассоциации и затем переходить дальше по горизонтали. В первом ряду после водорода идет гелий. Ассоциация – ну, пускай будет гель. Получилось 1 – водород – гелий или палка – вода – гель. Палкой размешиваем до загустения воду, чтобы получился гель. И так со всеми остальными строками.
Как выучить таблицу максимально быстро
Вышеописанный способ довольно эффективен, но не все могут сходу придумать ассоциацию на ничего для них не значащее понятие, а составленные образы получаются таким бредом, что простая зубрежка выглядит куда более простой задачей. Не надо отчаиваться, существует еще масса методов.
Во-первых, таблица должна постоянно находиться перед глазами. Это может быть плакат над рабочим столом, а вне дома – шпаргалка, в которую стоит заглядывать в любой подвернувшийся момент. Будет очень эффективно, если плакат и шпаргалка будут сделаны своими руками, так будет задействована не только зрительная, но и механическая память.
Во-вторых, таблицу нужно постоянно воссоздавать. Поможет таблица с пустыми ячейками, которые надо будет заполнять. Если возникнут трудности, можно подсмотреть в шпаргалке.
В-третьих, прогресс не стоит на месте. Выпускаются обучающие игры, приложения для смартфонов, которые помогут не только в кратчайшие сроки выучить материал, но и постоянно повторять его. Также в интернете можно найти песни, которые созданы специально для того, чтобы запомнить таблицу.
В-четвертых, вспомнить старый добрый морской бой, где вместо координат будут названия элементов. «Азот!» — «Ранил!», «Фосфор!» — «Потопил!». Позже игру можно еще больше усложнить, называя не элемент, а его молекулярную или атомную массу.
Вместо заключения
Учитель химии всегда может заинтересовать своим предметом учеников, чтобы вызвать желание учить свой предмет. Вот один из примеров того, как это делают некоторые талантливые педагоги.
Периодическая система в интерпретации Пушкина
«О периодической системе мы начинаем свой рассказ. На ней мы видим только знаки, но если лучше посмотреть, вообразить, свое добавить, то можно многое узреть. Идем направо — фтор, хлор находим, налево — литий, натрий к нам бежит. Там чудеса, там кадмий бродит, аргентум в клеточке лежит. Там на неведомых дорожках следы оставил сер Титан. — там на курьих ножках, прижался к барию лантан. Там Цезий царь над златом чахнет. Там серный дух, там серой пахнет.»
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА
Еще в школе, сидя на уроках химии, все мы помним таблицу на стене класса или химической лаборатории. Эта таблица содержала классификацию всех известных человечеству химических элементов, тех фундаментальных компонентов, из которых состоит Земля и вся Вселенная. Тогда мы и подумать не могли, что таблица Менделеева бесспорно является одним из величайших научных открытий, который является фундаментом нашего современного знания о химии.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
На первый взгляд, ее идея выглядит обманчиво просто: организовать химические элементы в порядке возрастания веса их атомов. Причем в большинстве случаев оказывается, что химические и физические свойства каждого элемента сходны с предыдущим ему в таблице элементом. Эта закономерность проявляется для всех элементов, кроме нескольких самых первых, просто потому что они не имеют перед собой элементов, сходных с ними по атомному весу. Именно благодаря открытию такого свойства мы можем поместить линейную последовательность элементов в таблицу, очень напоминающую настенный календарь, и таким образом объединить огромное количество видов химических элементов в четкой и связной форме. Разумеется, сегодня мы пользуемся понятием атомного числа (количества протонов) для того, чтобы упорядочить систему элементов. Это помогло решить так называемую техническую проблему «пары перестановок», однако не привело к кардинальному изменению вида периодической таблицы.
В периодической таблице Менделеева все элементы упорядочены с учетом их атомного числа, электронной конфигурации и повторяющихся химических свойств. Ряды в таблице называются периодами, а столбцы группами. В первой таблице, датируемой 1869 годом, содержалось всего 60 элементов, теперь же таблицу пришлось увеличить, чтобы поместить 118 элементов, известных нам сегодня.
Периодическая система Менделеева систематизирует не только элементы, но и самые разнообразные их свойства. Химику часто бывает достаточно иметь перед глазами Периодическую таблицу для того, чтобы правильно ответить на множество вопросов (не только экзаменационных, но и научных).
The YouTube ID of 1M7iKKVnPJE is invalid.
Периодический закон
Существуют две формулировки периодического закона химических элементов: классическая и современная.
Классическая, в изложении его первооткрывателя Д.И. Менделеева: свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величин атомных весов элементов.
Современная: свойства простых веществ, а также свойства и формы соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядра атомов элементов (порядкового номера).
Графическим изображением периодического закона является периодическая система элементов, которая представляет собой естественную классификацию химических элементов, основанную на закономерных изменениях свойств элементов от зарядов их атомов. Наиболее распространёнными изображениями периодической системы элементов Д.И. Менделеева являются короткая и длинная формы.
Группы и периоды Периодической системы
Группами называют вертикальные ряды в периодической системе. В группах элементы объединены по признаку высшей степени окисления в оксидах. Каждая группа состоит из главной и побочной подгрупп. Главные подгруппы включают в себя элементы малых периодов и одинаковые с ним по свойствам элементы больших периодов. Побочные подгруппы состоят только из элементов больших периодов. Химические свойства элементов главных и побочных подгрупп значительно различаются.
Периодом называют горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания порядковых (атомных) номеров. В периодической системе имеются семь периодов: первый, второй и третий периоды называют малыми, в них содержится соответственно 2, 8 и 8 элементов; остальные периоды называют большими: в четвёртом и пятом периодах расположены по 18 элементов, в шестом — 32, а в седьмом (пока незавершенном) — 31 элемент. Каждый период, кроме первого, начинается щелочным металлом, а заканчивается благородным газом.
Физический смысл порядкового номера химического элемента: число протонов в атомном ядре и число электронов, вращающихся вокруг атомного ядра, равны порядковому номеру элемента.
Свойства таблицы Менделеева
Напомним, что группами называют вертикальные ряды в периодической системе и химические свойства элементов главных и побочных подгрупп значительно различаются.
Свойства элементов в подгруппах закономерно изменяются сверху вниз:
Все элементы, кроме гелия, неона и аргона, образуют кислородные соединения, существует всего восемь форм кислородных соединений. В периодической системе их часто изображают общими формулами, расположенными под каждой группой в порядке возрастания степени окисления элементов: R2O, RO, R2O3, RO2, R2O5, RO3, R2O7, RO4, где символом R обозначают элемент данной группы. Формулы высших оксидов относятся ко всем элементам группы, кроме исключительных случаев, когда элементы не проявляют степени окисления, равной номеру группы (например, фтор).
Оксиды состава R2O проявляют сильные основные свойства, причём их основность возрастает с увеличением порядкового номера, оксиды состава RO (за исключением BeO) проявляют основные свойства. Оксиды состава RO2, R2O5, RO3, R2O7 проявляют кислотные свойства, причём их кислотность возрастает с увеличением порядкового номера.
Элементы главных подгрупп, начиная с IV группы, образуют газообразные водородные соединения. Существуют четыре формы таких соединений. Их располагают под элементами главных подгрупп и изображают общими формулами в последовательности RH4, RH3, RH2, RH.
Соединения RH4 имеют нейтральный характер; RH3 — слабоосновный; RH2 — слабокислый; RH — сильнокислый характер.
Напомним, что периодом называют горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания порядковых (атомных) номеров.
В пределах периода с увеличением порядкового номера элемента:
Элементы таблицы Менделеева
Щелочные и щелочноземельные элементы
К ним относятся элементы из первой и второй группы периодической таблицы. Щелочные металлы из первой группы — мягкие металлы, серебристого цвета, хорошо режутся ножом. Все они обладают одним-единственным электроном на внешней оболочке и прекрасно вступают в реакцию. Щелочноземельные металлы из второй группы также имеют серебристый оттенок. На внешнем уровне помещено по два электрона, и, соответственно, эти металлы менее охотно взаимодействуют с другими элементами. По сравнению со щелочными металлами, щелочноземельные металлы плавятся и кипят при более высоких температурах.
Щелочные металлы | Щелочноземельные металлы |
Литий Li 3 | Бериллий Be 4 |
Натрий Na 11 | Магний Mg 12 |
Калий K 19 | Кальций Ca 20 |
Рубидий Rb 37 | Стронций Sr 38 |
Цезий Cs 55 | Барий Ba 56 |
Франций Fr 87 | Радий Ra 88 |
Лантаниды (редкоземельные элементы) и актиниды
Лантаниды — это группа элементов, изначально обнаруженных в редко встречающихся минералах; отсюда их название «редкоземельные» элементы. Впоследствии выяснилось, что данные элементы не столь редки, как думали вначале, и поэтому редкоземельным элементам было присвоено название лантаниды. Лантаниды и актиниды занимают два блока, которые расположены под основной таблицей элементов. Обе группы включают в себя металлы; все лантаниды (за исключением прометия) нерадиоактивны; актиниды, напротив, радиоактивны.
Лантаниды | Актиниды |
Лантан La 57 | Актиний Ac 89 |
Церий Ce 58 | Торий Th 90 |
Празеодимий Pr 59 | Протактиний Pa 91 |
Неодимий Nd 60 | Уран U 92 |
Прометий Pm 61 | Нептуний Np 93 |
Самарий Sm 62 | Плутоний Pu 94 |
Европий Eu 63 | Америций Am 95 |
Гадолиний Gd 64 | Кюрий Cm 96 |
Тербий Tb 65 | Берклий Bk 97 |
Диспрозий Dy 66 | Калифорний Cf 98 |
Гольмий Ho 67 | Эйнштейний Es 99 |
Эрбий Er 68 | Фермий Fm 100 |
Тулий Tm 69 | Менделевий Md 101 |
Иттербий Yb 70 | Нобелий No 102 |
Галогены и благородные газы
Галогены и благородные газы объединены в группы 17 и 18 периодической таблицы. Галогены представляют собой неметаллические элементы, все они имеют семь электронов во внешней оболочке. В благородных газахвсе электроны находятся во внешней оболочке, таким образом с трудом участвуют в образовании соединений. Эти газы называют «благородными, потому что они редко вступают в реакцию с прочими элементами; т. е. ссылаются на представителей благородной касты, которые традиционно сторонились других людей в обществе.
Галогены | Благородные газы |
Фтор F 9 | Гелий He 2 |
Хлор Cl 17 | Неон Ne 10 |
Бром Br 35 | Аргон Ar 18 |
Йод I 53 | Криптон Kr 36 |
Астат At 85 | Ксенон Xe 54 |
— | Радон Rn 86 |
Переходные металлы
Переходные металлы занимают группы 3—12 в периодической таблице. Большинство из них плотные, твердые, с хорошей электро- и теплопроводностью. Их валентные электроны (при помощи которых они соединяются с другими элементами) находятся в нескольких электронных оболочках.
Переходные металлы |
Скандий Sc 21 |
Титан Ti 22 |
Ванадий V 23 |
Хром Cr 24 |
Марганец Mn 25 |
Железо Fe 26 |
Кобальт Co 27 |
Никель Ni 28 |
Медь Cu 29 |
Цинк Zn 30 |
Иттрий Y 39 |
Цирконий Zr 40 |
Ниобий Nb 41 |
Молибден Mo 42 |
Технеций Tc 43 |
Рутений Ru 44 |
Родий Rh 45 |
Палладий Pd 46 |
Серебро Ag 47 |
Кадмий Cd 48 |
Лютеций Lu 71 |
Гафний Hf 72 |
Тантал Ta 73 |
Вольфрам W 74 |
Рений Re 75 |
Осмий Os 76 |
Иридий Ir 77 |
Платина Pt 78 |
Золото Au 79 |
Ртуть Hg 80 |
Лоуренсий Lr 103 |
Резерфордий Rf 104 |
Дубний Db 105 |
Сиборгий Sg 106 |
Борий Bh 107 |
Хассий Hs 108 |
Мейтнерий Mt 109 |
Дармштадтий Ds 110 |
Рентгений Rg 111 |
Коперниций Cn 112 |
Металлоиды
Металлоиды занимают группы 13—16 периодической таблицы. Такие металлоиды, как бор, германий и кремний, являются полупроводниками и используются для изготовления компьютерных чипов и плат.
Металлоиды |
Бор B 5 |
Кремний Si 14 |
Германий Ge 32 |
Мышьяк As 33 |
Сурьма Sb 51 |
Теллур Te 52 |
Полоний Po 84 |
Постпереходными металлами
Элементы, называемые постпереходными металлами, относятся к группам 13—15 периодической таблицы. В отличие от металлов, они не имеют блеска, а имеют матовую окраску. В сравнении с переходными металлами постпереходные металлы более мягкие, имеют более низкую температуру плавления и кипения, более высокую электроотрицательность. Их валентные электроны, с помощью которых они присоединяют другие элементы, располагаются только на внешней электронной оболочке. Элементы группы постпереходных металлов имеют гораздо более высокую температуру кипения, чем металлоиды.
Постпереходные металлы |
Алюминий Al 13 |
Галлий Ga 31 |
Индий In 49 |
Олово Sn 50 |
Таллий Tl 81 |
Свинец Pb 82 |
Висмут Bi 83 |
Неметаллы
Из всех элементов, классифицируемых как неметаллы, водород относится к 1-й группе периодической таблицы, а остальные — к группам 13—18. Неметаллы не являются хорошими проводниками тепла и электричества. Обычно при комнатной температуре они пребывают в газообразном (водород или кислород) или твердом состоянии (углерод).
Неметаллы |
Водород H 1 |
Углерод C 6 |
Азот N 7 |
Кислород O 8 |
Фосфор P 15 |
Сера S 16 |
Селен Se 34 |
Флеровий Fl 114 |
Унунсептий Uus 117 |
А теперь закрепите полученные знания, посмотрев видео про таблицу Менделеева и не только.
Отлично, первый шаг на пути к знаниям сделан. Теперь вы более-менее ориентируетесь в таблице Менделеева и это вам очень даже пригодится, ведь Периодическая система Менделеева является фундаментом, на котором стоит эта удивительная наука.
25 простых советов, как выучить таблицу Менделеева максимально легко и быстро!
Привет моим умным читателям! Недавно Таня из Ростова поделилась со мной информацией о том, что хочет пойти учиться на медика.
Девочка скоро заканчивает школу и усиленно готовится к поступлению.
Одним из самых сложных для нее моментов является периодическая система химический элементов Д. И. Менделеева. И она попросила меня помочь ей в этом.
Действительно, на первый взгляд таблица Менделеева кажется огромной и очень сложной для запоминания. Но если вникнуть во все тонкости и понять ее, а также выучить основные элементы, трудностей в дальнейшем не будет.
Тем, кто как и Таня, хочет быстро и легко понимать данную таблицу, можно прочитать мою статью.
Если материал будет интересен и полезен для вас и ваших друзей, пожалуйста, делайте репосты, а также пишите комментарии и ставьте лайки.
Вступление или С чего начать?
Почему надо учить именно таблицу Менделеева? Ведь есть множество другой информации, которая мне намного нужнее.
Но сразу хочу предупредить, что никакого волшебного метода, магических слов или мантр, напевая которые, вы мгновенно все запомните, нет. Запоминание — это навык. И как любой другой навык он требует времени и усилий на его приобретение. Так что не пугайтесь, если сначала запоминаться все будет медленно и со скрипом. Помните: что тренируется, то развивается.
Ассоциации
Так каким же способом мы будем ее запоминать? Не зубрить же ее в самом деле?
Конечно нет. Мы будем использовать мнемонику (искусство запоминания), изобретенную еще древними греками. Строится она на ассоциативном мышлении. Ассоциация — это связь. Наш мозг мыслит ассоциативно: незнакомые понятия он связывает со знакомыми, образуя целые сети разнообразных связей.
Я обещал, что не буду вдаваться в теотеризирование, но алгоритм построения ассоциаций не могу не привести:
Желательно, чтобы ваша связь включала в себя следующие элементы:
Теперь давайте немного попрактикуемся и проассоциируем два простых слова: СВИНЬЯ и СИГАРА.
А теперь нам нужно эти два образа соединить. Простой образ свиньи и рядом лежащей сигареты очень быстро выветрится из нашей памяти, и следа не останется. Давайте попробуем совместить их парадоксально, например, свинья, развалившись в вашем любимом кресле, с наслаждением курит сигару и посматривает на вас с явным превосходством, вроде как не вы гомо сапиенс, а она — венец эволюции. Она чего-то вам хрюкает, но вы не можете ничего понять. И вообще, какого черта эта свинья делает в моем кресле! Почувствуйте негодование, ощутите запах сигары и свиньи.
Представили? Глупо, нереально, ведь свиньи не курят сигары, но ведь забавно.
Неправильных ассоциаций не бывает. Каждый человек уникален, и мыслит совершенно не так, как все остальные шесть миллиардов (в этом легко убедиться, выполнив упражнение, которое я, возможно, опубликую позже).
Упражнение
К каждой паре слов придумайте минимум по три «картинки», как мы это сделали выше.
Видите, какой славный бонус. Запоминать и не пытались, а запомнили! И мы подходим к очень важному теоретическому тезису: память — это побочный эффект мышления. Следовательно, если вы мыслите эффективно, но и запоминаться будет все само собой. Вот развитием этого самого мышления мы и будем заниматься.
Обзор Таблицы
Ну что ж, теперь у нас в руках есть все (почти все), что нужно для того, чтобы запомнить эту громадину. Но нам еще понадобится план.
Давайте взглянем на таблицу: элементы в ней не просто так валяются, а упорядочены по периодам, группа, рядам и порядковым номерам. С какого же бока к ней подступиться?
Можно начинать учить в лоб, по порядку, начиная с первого номера и заканчивая последним, но для нас это будет пока слишком сложно из-за обилия числой информации. Мы же будем изучать ее по рядам. А чтобы запомнить, какой ряд за каким следует, мы сначала запомним последовательность первых элементов каждого ряда, а именно:
Данную последовательность мы будем называть «вертикалью». Затем, каждый элемент вертикали мы будем дополнять остальными элементами в ряду, строя горизонталь. Для того, чтобы запомнить вертикаль, нам нужно сначала создать фон, на который мы запишем название элементов.
Создание фона
Существуют следующие три главных мнемонических принципа:
С первыми двумя мы уже познакомились, а вот на третьем остановимся подробнее.
Давайте представим запоминание как процесс письма. Для того чтобы что-то зафиксировать нам нужна ручка и бумага. Ручкой в данном случае является метод создания ассоциативных картин, а бумагой — фон. Вряд ли у нас получится законспектировать лекцию, водя ручкой не по бумаге, а по воздуху. Точно также у нас вряд ли получиться надолго запомнить картинки, плавающие в вакууме.
Возьмите лист бумаги и нарисуйте на ней цифру 1. Теперь внимательно посмотрите на нее, повертите лист, поприближайте, поудаляйте. Что она вам напоминает? Может быть это столб, или гвоздь, или флаг? Выберите образ, который вам полюбился больше всего. Проделайте то же самое с остальными цифрами.
Ну, вот и все. Ваш опорный список готов. Вот, что получилось у меня:
Теперь пробегитесь по образам считая от нуля до девяти и обратно. А теперь вразброс: 9, 4, 7, 1, 3, 8, 2, 0. Ну как? Получается?
Запоминаем вертикаль
Итак, у нас десять элементов и десять опорных образов. Кроме того, вспомнив опорный образ, мы тут же автоматически вспомним номер ряда. Удобно, не правда ли?
Мы будем пользоваться методом звуковых ассоциаций или попросту говоря, к каждому названию элемента мы будем подбирать созвучное слово, которое очень просто представить.
Водород — вода.
Теперь нам есть, что представить. Представляем воду, бескрайнее море и блики солнца на его поверхности. А вслух произнесите, удерживая образ воды, слово водород. Поехали дальше.
Литий — литье (для автомобилистов) или лист, например.
С остальными элементами попробуйте проделать те же действия самостоятельно.
Гвоздь — вода.
Представляем, что поливаем гвоздь, и тот начинает расти у нас на глазах, пуская словно ветви из себя другие гвозди. Привлеките все чувства, представляя эту картину. Вслух произносим название элемента: водород.
Лебедь — литье.
Представляем, как лебедь жалуется вам, что, мол, литье совсем износилось, и показывает вам свои лапы, и вы с удивлением отмечаете, что вместо лап у него колеса с ужасно изношенным литьем. Вы сочувственно качаете головой, а вслух произносите: «Литий».
Далее, самостоятельно. Ну, как? Получилось? Конечно получилось! Что ж, примите мои поздравления!
Назовите первый элемент 4-го ряда, а теперь 9-го, 2-го, 7-го, 3-го.
Резюме
Дальше — интереснее!
Как выучить таблицу Менделеева? С этой проблемой рано или поздно вынужден столкнуться каждый школьник. К счастью, задача кажется сложной лишь на первый взгляд. Простые техники запоминания, описанные в статье, помогут быстро и легко справиться с ней.
Полезные советы
Ни для кого не секрет, что повторение – мать учения. Как выучить таблицу Менделеева, если ученик не возвращается к ней снова и снова? Обязательно следует распечатать материал и везде носить его с собой. Повторять элементы необходимо каждый раз, когда возникает свободное время (в очереди, в транспорте, на перемене).
Еще более эффективный вариант – создание копии таблицы вручную. Этот способ идеален для школьников, у которых наиболее развита кинестетическая (мышечная) память. Во время переписывания таблицы можно не только выучить некоторые элементы, но и лучше понять ее устройство, что также способствует эффективному запоминанию.
Как выучить таблицу Менделеева? Для лучшего запоминания можно подключить ассоциативное мышление. Для каждого элемента необходимо сочинить небольшую историю, причем вовсе не обязательно делать ее серьезной. Не исключено, что смешной рассказ быстрее отложится в памяти. К примеру, Аргентина получила свое название в честь аргентума (серебра), так как первопоселенцы обнаружили много серебра на этой земле.
Не стоит тратить время, сочиняя истории для запоминания простых элементов. С большой вероятностью в памяти уже и так присутствует информация о том, что водород – это H. Лучше сосредоточиться на том, что кажется наиболее сложным.
Картинки
Как выучить таблицу Менделеева, если не помогают способы, описанные выше? На помощь придут картинки, на которых изображены предметы, часто встречающися в повседневной жизни. Каждый элемент, который необходимо зафиксировать в памяти, должен ассоциироваться с тем или иным рисунком.
Разделение таблицы
Как быстро выучить таблицу Менделеева? Опытные педагоги советуют собственноручно разделить ее на части. Многие таблицы уже разбиты на категории, которые включают в себя разные виды элементов. Как правило, такие категории обозначаются различными цветами. Однако школьник может создать удобный для запоминания шаблон собственными силами, так материал лучше отложится в памяти.
Современный метод
Таблица Менделеева, фото которой можно увидеть в этой статье, легко отложится в памяти, если обратиться к специальным флеш-играм. Созданы программы, которые способствуют запоминанию элементов в игровой форме. Флеш-игры подразумевают поиски элементов по буквенному обозначению, названию, массе. Интересно, что игрок может работать не только со всей таблицей, но и с одной из ее частей. Таймер, усложняющий задачу, используется по желанию.
Баллада о магнии
Как запомнить таблицу Менделеева? Почему бы не написать небольшую песню, посвященную ей?! Натрий, кальций, рубидий – рифмы к названиям элементов подбираются очень легко. Кстати, можно не только сочинить балладу, облегчающую запоминание, но и найти подходящий вариант в глобальной сети. Очевидно, что от песни всегда можно отказаться в пользу стихотворения, если его написание кажется более легкой задачей.
Маленькие хитрости
Вовсе не обязательно запоминать новые элементы, созданные человеком. Большинство учителей не требует этого. Речь идет о наделенных повышенной радиоактивностью элементах, представляющих серьезную опасность (после 112). Также полезно время от времени заставлять себя выполнять контрольные работы, проверяя полученные знания. Задания можно найти в учебниках или в интернете.
Лайфхак: как выучить таблицу химических элементов
Существует один весьма распространённый и устойчивый миф о том, что Дмитрий Менделеев открыл свою таблицу химических элементов во сне.
Друзья мои! Нужно быть совершенно недалёкого представления об учёных, чтобы утверждать о том, что научные открытия можно делать во сне или случайно. Известно высказывание самого Дмитрия Ивановича: «Я над ней (таблицей элементов — прим. Учёного Кота), может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово».
А пытались-то многие!
Попытки классифицировать и систематизировать химические элементы возникали задолго до Менделеева. Первую значимую попытку в 1829 году сделал немецкий химик Иоганн Вольфганг Дёберейнер, затем его труды развил другой немец — Леопольд Гмелин. Во Франции определённых успехов достиг химик-геолог Александр де Шанкуртуа. Однако все эти работы не выдерживали научной критики, как например, не смогла устоять система элементов, предложенная англичанином Джоном Ньюлендсом.
Лишь в 1869 году на заседании Русского химического комитета было заслушано сообщение Дмитрия Менделеева об открытии им фундаментального закона природы — Периодического закона. В том же году вышел его учебник «Основы химии», в котором впервые этот закон был представлен в виде таблицы.
Первый способ: «раскраска»
Так как легко и просто выучить периодическую таблицу химических элементов Менделеева?
Первым способом можно начать знакомство с периодической таблицей ещё в детстве. Подберите карандаши соответствующего цвета, наклейте наклеечки с названиями элементов и дайте ребёнку раскрашивать таблицу.
Второй способ: «Морской бой»
Второй способ более интересней. Многие наверняка знакомы с игрой «Морской бой». Распечатайте таблицу и обозначьте цифрами и буквами вертикали и горизонтали. «Морской бой» начинается!
Со временем можно усложнять игру — например, перестать нумеровать столбцы и строки. И играть, называя только названия:
Если идти по дальнейшему пути усложнения игры, то вместо названия химических элементов, можно называть его атомную или молекулярную массу.
Попробуйте! Вы будете лучше ориентироваться в таблице!
А какие есть еще варианты?
Каждый второй родитель старается с детства ориентировать ребенка на перспективное будущее. Так что, уже в начальной школе выбирают специализированные курсы с углубленным изучением предметов. Например, биохимическое направление позволит в будущем сдать ВНО без проблем и с позитивным баллом.
Соответственно, больше шансов поступить в вуз с высоким рейтингом, чтобы ребенок продолжал изучение предметов этого цикла и стал великим химиком, врачом или фармацевтом. Но, учебные нагрузки требуют большой работы от ученика. Поэтому вопрос, как выучить таблицу менделеева, должен стать для вас насущным. В профильных классах требуют досконального знания всех элементов в правильном порядке. Выучить непросто, но возможно.
Учим с умом
Как сделать это максимально быстро?
Для школьников быстро выучить таблицу Менделеева — ужасный сон. Даже 36 элементов, которые традиционно задают педагоги, оборачиваются в несколько часов изнурительной зубрёжки. Многие не верят, что изучить таблицу Менделеева реально. Однако использование мнемотехники способно существенно упростить жизнь школьникам.
Ориентироваться в теории и избрать подходящую технику
Правила, делающие легче изучение материала, именуются мнемоническими. Основная их хитрость — творение ассоциативных взаимосвязей, как только информация абстрактная упаковывается в колоритную картину, звук либо даже аромат. Есть некоторое количество мнемонических техник.
К примеру, можно написать повествование из частей запоминаемой инфы, отыскать однозвучные слова (цезий Цезарь; рубидий — рубильник), подключить пространственную фантазию либо просто элементы таблицы Менделеева зарифмовать.
Об азоте баллада
Рифмовать элементы таблицы Менделеева лучше всего со значением, по конкретным признакам например, по валентности. Так, металлы щелочные рифмуются совсем просто и звучат, как песня Калий, литий, рубидий, натрий, рубидий, франций, цезий.
Кальций, магний, цинк и барий — валентность их паре равна — неумирающая классика фольклора школьного. На эту же тему Калий, натрий, сребро одновалентное добро и Калий, натрий и аргентум всегда одновалентны. Творчество в различие от зубрёжки, которой максимально хватает на несколько дней, провоцирует длительную память.
Кислотный триллер
Для лучшего запоминания элементов таблицы Менделеева придумывается история, в которой они преобразуются в героев, подробности пейзажа либо сюжетные составляющие. Вот, к примеру, всем знакомый текст «Азиат (Азот) стал ливнем (Литий) обливать воду (Водород) в сосновый Бор (Бор). Однако не он (Неон) был нам необходим, а Магнолий (Магний)».
Эту история можно дополнить ситуацией о ferrari (феррум — железо), в которой скрытый агент ехал Хлор 017 (семнадцать — последовательный номер хлора), чтоб словить преступника Арсения (арсеникум — мышьяк), у которого было тридцать три зуба (33 — последовательный номер мышьяка), однако внезапно что-то кислое ему в рот попало (кислород — кислое), это было 8 отравленных пуль (восемь — последовательный номер кислорода)…
Выстроить дворец памяти
Это одно из имён достаточно действенной техники запоминания, когда в работу включается мышление пространственное. Её секрет в том, что мы все можем легко описать собственное жилище либо путь от дома до торгового центра, института, школы.
Чтоб быстро выучить элементы таблицы Менделеева необходимо расположить их по дороге (либо в комнате), при этом каждый элемент представить очень визуально, ясно, ощутимо. Например, водород — худой блондин с вытянутым личиком. Человек кладёт плитку — кремний. Группа бизнесменов в дорогой автомашине — инертные газы. И, естественно, гелий — торговец воздушных шариков.