Что интересного в формуле 1
20 неизвестных фактов о гонщиках «Формулы-1»
Чего боится Фернандо Алонсо, сколько языков знает Даниил Квят, что возил в чемодане Дэвид Култхард и другие малоизвестные факты из жизни пилотов «Формулы-1» – в материале Sports.ru.
1. Льюис Хэмилтон в школе занимался каратэ, чтобы давать сдачи сверстникам
Двукратный чемпион мира «Формулы-1» Льюис Хэмилтон в детстве занимался каратэ, чтобы защищать себя от издевательств сверстников, и в 10 лет завоевал черный пояс.
«Люди не знают, что у меня есть черный пояс по каратэ. Я несколько лет занимался этим спортом, так как надо мной издевались в школе. Занятие каратэ также научило меня дисциплине, важной составляющей в моей жизни», – признался Льюис несколько лет назад.
2. Льюиса Хэмилтона назвали в честь американского спринтера
Полное имя двукратного чемпиона мира «Формулы-1»: Льюис Карл Дэвидсон Хэмилтон. Его назвали в честь американского спринтера Карла Льюиса.
3. Кими Райкконен служил в армии
Кими Райкконен, как и Хэмилтон, учился дисциплине, но немного в другом месте и возрасте. «Айсмен» служил в течение года в финской армии и даже получил звание капрала. К слову, сослуживцем Кими был его друг и соперник по картингу Тони Виландер, ныне выступающий в WEC.
4. Кими Райкконен – очень семейный человек
У гонщиков «Формулы-1» разное отношение к окружению на гонках. Одни, как Себастьян Феттель, предпочитают путешествовать на этапы чемпионата в одиночестве, чтобы не отвлекаться лишний раз. Другим, наоборот, нужна поддержка. В 2001 году на Гран-при Венгрии приехала целая делегация родственников Кими Райкконена: семь двоюродных братьев, бабушка и четыре тети. Кстати, бабушка Кими, для которой тот визит не был единичным, даже попала в кадр во время трансляции Гран-при Европы в 2007 году.
5. Даниил Квят – полиглот
Большинство гонщиков обычно владеют двумя языками – родным и английским. Немногие знают больше, да и особой необходимости в этом нет. Можно примеры привести Михаэля Шумахера и Себастьяна Феттеля, которые после перехода в «Феррари» начали изучать итальянский. Исключением является также Даниил Квят, который помимо русского и английского знает еще итальянский, испанский и даже финский.
6. Фернандо Алонсо боится авиаперелетов
Гонщики «Формулы-1» представляются людьми без страха и предрассудков, но на самом деле у них, как и у всех остальных, есть фобии. К примеру, Фернандо Алонсо испытывает страх авиаперелетов и боится высоты:
«Каждый раз, когда самолет слегка дергается, или командир говорит что-то по громкой связи, или я не понимаю, что происходит, то начинаю думать о самом худшем. Самое ужасное – полет над морем. Однажды даже представлял, как плаваю в Атлантическом океане».
Несколько лет назад испанец привел такую статистику – за 2013 год он летал 164 раза и провел в воздухе 800 часов, в общей сложности 33 дня.
7. Фернандо Алонсо – карточный фокусник
Фернандо умело владеет техникой карточных фокусов. Несколько лет назад испанец продемонстрировал это одному из журналистов:
«В детстве дедушка показал мне пару трюков, и мне понравилось. В этом есть что-то особенное. Простые на первый взгляд решения, если их правильно скомбинировать, дают отличный результат. Ты отвлекаешь внимание публики на что-то несущественное, а сам в этот момент достаешь кролика из шляпы. Это чем-то напоминает гоночный мир, в котором тоже нужны постоянный расчет, маскировки».
8. Себастьян Феттель – большой поклонник The Beatles
Четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель является страстным поклонником легендарной группы The Beatles. Немец коллекционирует виниловые пластинки и в 2009-м за 4000 долларов купил альбом With The Beatles 1963 года, подписанный самими музыкантами. В 2011-м Феттель встретился с Полом Маккартни, который в рамках гоночного уик-энда в Абу-Даби провел концерт.
9. В честь Дженсона Баттона названа улица
После победы Дженсона Баттона в чемпионате 2009 года в его честь был названа улица в родном городе Фром – Jenson Avenue, а паб, расположенный там, получил название Frome Flyer.
10. Ромен Грожан совмещал гонки с работой в банке
Во времена выступлений в младших гоночных сериях и даже после короткого дебюта в «Формуле-1» в 2009 году Ромен Грожан работал в женевском банке.
«Я сменил несколько должностей: сначала работал в архиве, затем стал ассистентом менеджера. В мои обязанности входила встреча с клиентами и предоставление информации о том, что может предложить банк», – поделился Ромен.
11. Михаэль Шумахер снялся фильме «Астерикс на Олимпийских играх»
Семикратный чемпион мира «Формулы-1» Михаэль Шумахер снялся в эпизодической роли в фильме «Астерикс на Олимпийских играх», который вышел на экраны в 2008 году. Легендарный пилот предстал в образе погонщика красной колесницы и, естественно, по сюжету одержал победу, ну а руководил конницей Жан Тодт, вместе с которым Шумахер работал в «Феррари» на протяжении десяти лет.
12. Ален Прост был подающим надежды футболистом
Четырехкратный чемпион мира Ален Прост в юности увлекался футболом и мечтал о профессиональной карьере. Своей искривленной формой носа, ставшей знаменитой, француз обязан травме в одном из матчей.
13. Айртон да Силва и Бруно Лалли
В начале карьеры Айртон Сенна да Силва опасался, что в случае провала в гонках дискредитирует семейную фамилию, поэтому решил выступать под девичьей фамилией матери. К тому же, фамилия да Силва слишком распространена в Бразилии. Примечательно, что племянник Волшебника, Бруно, выступает в гонках под фамилией Сенна, хотя по паспорту он – Лалли.
14. Джеки Стюарт не умеет читать
Трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт с детства страдал от дислексии, нарушения способности к овладению навыком чтения. Его сын Пол также унаследовал эту болезнь.
15. Ники Лауда – дважды отец в 60 лет
В 2009 году в возрасте 60 лет трехкратный чемпион Ники Лауда стал отцом двух близнецов – вторая жена австрийца Биргит родила близнецов, мальчика и девочку – Макса и Миа. От первого брака у Лауды два сына – Матиас и Лукас, и также есть внебрачный сын Кристоф.
16. Неудачный дебют Жака Вильнева на музыкальной арене
После завершения карьеры в «Формуле-1» чемпион мира 1997 года Жак Вильнев записал музыкальный альбом, половину песен в котором сочинил сам:
«Иногда я сначала пишу слова, иногда первой приходит музыка. Падает снег, я смотрю на небо и в голову приходят слова или музыка. Иногда на это уходит несколько дней тяжелой работы».
Музыкальный эксперимент завершился провалом – за 2007 год было продано меньше 1000 копий, а альбом подвергся жесткой критике. В настоящее время Жак продолжает заниматься музыкой, но только в качестве хобби.
17. Адриан Сутиль – пианист
Немецкий гонщик вырос в музыкальной семье, его отец Хорхе – альтист Мюнхенского филармонического оркестра, мать Моника – профессиональный пианист. Естественно, с детства мальчика заставляли заниматься музыкой и он даже получил соответствующее образование.
«Я был обязан этим заниматься. Не скажу, что испытывал какое-то отвращение, мне нравилось, но особого интереса не было. Поэтому я прекратил занятия. Но иногда при хорошем настроении могу сесть за пианино и сыграть несколько мелодий», – рассказал Адриан.
18. Рубенс Баррикело в третьем поколении
Рубенс Баррикелло, выступавший в «Формуле-1» с 1993 по 2011 годы, не только унаследовал имя отца и внешность – Рубенс-старший и Рубенс-младший похожи как две капли воды, но и дату рождения – оба родились 23 мая. Дедушку гонщика тоже звали Рубенсом.
19. Нико «Бритни» Росберг
«Таможенник на паспортном контроле в Дубае был шокирован, увидев мой паспорт», – сказал Росберг.
В конце концов, то ли устав от насмешек, то ли просто захотев сменить имидж, в 2011 году Нико подстригся, и с тех пор шутки прекратились.
20. Талисман Дэвида Култхарда
«Формула-1» является высокотехнологичным видом спорта, но гонщики остаются людьми со своими суевериями, некоторые из которых доходят до смешного. Кто-то носит ботинки разного цвета, как Алекс Вурц, кто-то садится в машину только с одной стороны, но самым большим оригиналом можно признать Дэвида Култхарда. Талисманом шотландца было нижнее белье, которое он получил в подарок от тети еще во времена выступлений в картинге. Даже когда трусы износились, Дэвид продолжал возить их в чемодане на протяжении десяти лет, до тех пор, пока сотрудник «Макларена», разбиравший вещи, не выкинул этот «талисман».
Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Mark Thompson, Peter Fox, Vladimir Rys Photography, Dan Istitene, Clive Rose, Pascal Rondeau, Andrew Hone, Clive Mason, Dan Istitene
Интересные факты о Формуле-1. (осторожно, длиннопост)
За составление поста сорри, делал с телефона. Итак, поехали!
«Формула-1» родилась из национальной гордости. До Второй мировой немцы громили всех и вся на гоночных трассах. Война кончилась, немцам было не до гонок, и национальный автоклуб Италии решился на ответный удар: в 1949 году на конгрессе Международной автомобильной федерации (FIA) клуб пролоббировал cоздание чемпионата мира по гонкам в классе «Формула-1».
Первым чемпионом мира 1950 года стал племянник основателя компании Pininfarina Джузеппе Фарина, выступавший за команду Alfa Romeo. Итальянские пилоты еще два раза брали чемпионство (Альберто Аскари, 1952–1953 гг.), но на этом их успехи в Ф-1 и закончились. Немцы, к слову, после возвращения в спорт «взяли» уже 11 чемпионских титулов в «Формуле»
2 миллиарда долларов составила выручка управляющей компании «Формулы-1» в прошлом сезоне (данные Forbes):
Звучит абсурдно, но в 1952-53 гг. чемпион «Формулы-1» определялся за рулем «Формулы-2». После ухода Alfa Romeo из «Больших призов» (как еще называют Ф-1) болидов первой «Формулы» стало просто не хватать: например, заводы Auto Union, оказавшиеся в советской оккупационной зоне, были демонтированы. Так появилась идея «пересесть» на болиды «Формулы-2» с их 2-литровыми атмосферными или 500-кубовыми наддувными моторами. Кстати, в том чемпионате участвовала и команда СССР на болидах «Сокол-650» — доработанных копиях продукции Auto Union, вывезенных из Германии после войны. Выше 5-го места «Соколы» не взлетели.
Такую скорость болида способна при ударе поглотить система отбойников на трассах «Формулы-1». Машина будет разрушена, но пилот не получит серьезных травм. По крайней мере, в теории.
Сегодня кажется, что 84-летний управляющий и совладелец* «Формулы-1» Берни Экклстоун был у руля Ф-1 всегда. На самом деле Бернард Чарльз Экклстоун поначалу хотел рулить не всей организацией, а одним болидом. В 1958 году Берни пытался отобраться для участия в Гран-при Монако, однако не смог пройти квалификацию. Легенда гласит, что, вылезая из болида, Экклстоун гневно заявил: «Еще посмотрим, чья возьмет в итоге!» Стать главным в «Формуле» из вредности — это на Экклстоуна похоже.
* Экклстоуну напрямую принадлежит 5,3% компании Formula One Group и еще 8,5% — через семейный траст.
28 тонн — средний вес багажа команды «Формулы-1», с которым она путешествует по миру. Сюда входят не только болиды и запчасти к ним, но и несколько грузовиков с комплектующими для сборки гаражей и «моторхоумов» — кочевых офисов команд. Например, «дом» McLaren имеет 18 метров в длину и 14 в ширину, а также 3 этажа в высоту. Внутри — гостевые зоны, переговорные, офисы, туалеты, душевые, медкабинет и кухня. В таком «моторхоуме» могут разместиться 140 гостей, к услугам которых 60 плазменных панелей для наблюдения за гонкой. Сборка дома со всей «начинкой» занимает 35 часов, разборка — 22 часа. За сезон «моторхоум» проходит через эти фазы по 19 раз.
Штраф за превышение скорости в «Формуле-1» — это звучит как издевка, но на самом деле все серьезно. Строгие ограничения действуют на пит-лейне, где нельзя разгоняться быстрее 60 км/ч. За это нарушение в гонке пилотов наказывают дополнительным проездом по пит-лейну. На тренировочных заездах за каждый лишний км/ч на пит-лейне с гонщика берут 200 евро. Например, в прошлом сезоне Данила Квят из Toro Rosso на Гран-при Австралии «попал» на 600 евро.
2-3 кг теряет за одну гонку пилот Ф-1. С собой в машине у него только 0,5 л воды (трубочка выведена в шлем), а температура внутри кокпита порой достигает 50°C.
5 ЛИДЕРОВ ПО ЗАРПЛАТАМ В «ФОРМУЛЕ-1» /2015
Хэмилтон (Mercedes) €25 млн
Алонсо (McLaren) €23 млн
Феттель (Ferrari) €22 млн
Росберг (Mercedes) €20 млн
Райкконен (Ferrari) €18 млн
4 000 000 долларов — примерная средняя стоимость производства одного болида без учета расходов на конструкторские работы.
Таков список побед немца Михаэля Шумахера (выступал за Benetton, Ferrari и Mercedes). Также в его активе 155 подиумов и 7 чемпионских титулов (1994, 1995, 2000–2004) — все это абсолютные рекорды «Формулы-1».
600 литров топлива, 35 литров моторного и 15 литров трансмиссионного масла сжигает болид за гоночный уик-энд.
05.09.1970 Австриец Йохен Риндт, после девяти этапов возглавлявший чемпионскую гонку 1970 года, приехал на Гран-при Италии с новой машиной Lotus 72 и радикальной идеей: прямо перед гонкой 5 сентября 1970 года с его болида сняли антикрыло, что увеличило максимальную скорость на прямых до 330 км/ч. Партнер Риндта по команде Джон Майлз вспоминает: «Без прижимной силы автомобиль стал неуправляемым. Задние колеса будто выскальзывали из-под тебя». На 5-м круге болид Риндта вильнул и вылетел с трассы, разбившись об отбойник. Тело гонщика настолько сместилось вперед и вниз, что ремень безопасности затянулся у него на шее. Риндт умер, но заработанных на предыдущих этапах очков хватило для завоевания титула — это единственный чемпион Ф-1, награжденный посмертно (и надеемся, этот рекорд уже никто не побьет).
Столько медучреждений, расположенных недалеко от места проведения гонки, в дни заездов приводят в состояние повышенной готовности. А рядом с самой трассой дежурят шесть санитарных машин и вертолет.
САМЫЙ НЕЛЕПЫЙ СХОД
Считается, что укачать в машине может только пассажиров. Но гонщик Марк Уэббер из Red Bull Racing опроверг эту теорию. В 2007 году во время Гран-при Японии пилоту потребовался пакетик — вот только где его взять в болиде? Вскоре Марк прекратил гонку, передав по рации, что в его машине уже слишком много, скажем так, лишнего.
Средние цены на детали для болидов Ф-1:
Расход за сезон: 500 штук
Расход за сезон: 20 комплектов
Расход за сезон: 10 комплектов
Расход за сезон: 15 штук
Расход за сезон: 54 комплекта
Расход за сезон: 40 комплектов
Расход за сезон: до 8 штук
Расход за сезон: 20 штук
Расход за сезон: 20 комплектов
Расход за сезон: 10 штук
40 секунд открытого пламени выдерживает огнеупорный костюм пилота.
Расход топлива( кое что другое, чем выше написано)
75 литров на 100 км — расход топлива у машин во время гонки. Объем топливного бака болида — 200 л, он сделан из прорезиненной ткани и кевлара
60 км/ч ограничение на пит-лейне не на всех трассах:
Ограничение скорости на пит-лейн было введено вскоре после того, как Айртон Сенна поставил лучший круг на Гран-при Европы сезона 1993.Именно после этой гонки в Донингтон-парке было введено ограничение скорости на пит-лейн.
Причиной была создавшаяся в гонке ситуация, когда Айртон Сенна проехал через пит-лейн, не останавливаясь, и установил таким образом лучший круг в гонке — из-за особенностей конфигурации трассы путь через пит-лейн был короче, и несмотря на то, что бразилец был в этот момент на дождевой резине, круг получился быстрее, чем круги, пройденные до этого на сликах по нормальной тракетории. В этот момент Сенна не только лидировал, но и обгонял всех остальных участников на круг, и, проезжая через пит-лейн, помахал своим механикам, что дало комментаторам повод думать, что это был экстравагантный жест со стороны бразильца. Но после гонки Сенна объяснил, что это вышло случайно — он собирался сменить дождевую резину на слик, но, уже свернув на пит-лейн, заметил, что дождь начал идти снова, и решил продолжить гонку на дождевой резине. Поприветствовать механиков, по его словам, было в этой ситуации совершенно естественным, а о лучшем круге он вообще не думал. Тем не менее FIA посчитала, что ситуация с таким лучшим кругом носит абсурдный характер, и ввела органичение скорости на пит-лейн — 80 км/ч, в дальнейшем оно было увеличено до 100 км/ч на большинстве трасс.
Мнение о скорости болидов Формулы 1 нового поколения изменилось
Технический директор Формулы 1 Пэт Симондс в недавнем интервью Ауто Мотор унд Спорт высказал интересную мысль: новые болиды Формулы 1 начнут сезон с отставанием всего в полсекунды от нынешних. Это, мягко говоря, удивило формульное сообщество, ибо ранее считалось, что машины, построенные по техническому регламенту 2022, по своей природе не могут иметь скорость такую же, как сейчас. Давались оценки +3 секунды на круге. Что изменилось?
К сожалению, цель эта сама по себе бессмысленная и не решала настоящих проблем Формулы 1, таких, как грязный воздух, которые эти болиды производят. Они даже усукабили эту проблему. Улучшения 2017 года были достигнуты засчёт увеличения ширины болидов и, соответственно, их аэродинамических поверхностей, а также более широких шин. За исключением упрощения аэродинамических элементов в 2019 году и подрезанного днища в 2021, в целом это были те же самые машины. Однако изменения 2021 года сказались на скорости машин. Если мы попытаемся напрямую сравнить времена болидов 2020 и 2021 года там, где это возможно (некоторые автодромы отсутствовали из-за пандемии, на некоторых изменилась конфигурация), то мы останемся с восемью трассами, на которых таковое сравнение можно произвести: Бахрейн, Имола, Алгарве, Монако, Ред Булл Ринг, Сильверстоун, Хунгароринг, Монца. В среднем имеем ухудшение времён на 1,208 секунды относительно 2020 года.
А теперь давайте вернёмся в тот день, когда был представлен технический регламент, который вступит в силу в 2022 году. Это произошло на Гран-При США 2019 года. Больше не ставилось целью сделать быстрые машины, теперь они сосредоточились на возвращение конкуренции на трассе. В основном, за счёт дальнейшего упрощения аэродинамики, а также ограничения бюджетов. Руководитель по техничесим вопросам, связянным с одноместными болидами, Николас Томбасис тогда заявил, что новые машины будут медленнее на 3-3,5 секунд. Конечно, в тот год звучало много предсказаний на этот счёт, но не было настолько смелых, как симондсовские полсекунды. Высказывалось даже, что времена упадут на 7-8 секунд.
В пользу падения скорости было много нормальных аргументов. Во-первых, упрощение аэродинамики всей верхней части болида, поэтому снизится эффективность передних и задних антикрыльев, теперь строго зарегулированных правилами с целью исключить проблему генераторов грязного воздуха, которая существует последние пару десятилетий. Всё для того, чтобы очистить аэродинамический след и убрать его с пути преследующей машины. Мало того, что из-за этого имеем потери в прижимной силе, так ещё и возникает дефицит завихрений, которые «запирали» бы днище, как невидимые юбки. Знаменитый вортекс Y250, который обеспечивал прохождение воздуха от центральной плоской секции переднего антикрыла через края бортов, каждые из которых удалены от центральной оси машины на 250мм (отсюда и название) теперь уйдёт в историю.
F1 для чайников. Глава 1: Только факты
Блог «Формула Перца» замахнулся на перевод целой книги. Дело это непростое, и если вы видели где-то в Интернете какие-либо другие переводы, скажите мне сразу, чтобы я дальше не мучалась, хорошо?
Итак, Formula One Racing for Dummies или Формула 1 для чайников. Обойдемся без предисловий и инструкций, глава немаленькая.
В наши дни F1 – настоящее мировое зрелище. Практически на каждую запланированную гонку приходят более 120000 зрителей, чтобы хоть сидя, хоть стоя, но посмотреть на звездных миллионеров-гонщиков. Ровно в то же время в 150 странах мира более 300 миллионов человек включают телевизор, чтобы с комфортом понаблюдать за борьбой за славу.
F1: великий и мировой вид спорта
Часть фанатов F1 заявляют, что именно F1 является по-настоящему мировым видом спорта. Ведь дело ограничивается не только пилотами, борющимися за победу на трассе, но и лучшими машинами и двигателями всего мира, находящимися в их распоряжении. Например, испанец Фернандо Алонсо гоняется за французскую команду Рено под руководством итальянца Флавио Бриаторе*, хотя сами машины сконструированы и построены на заводе в Британии. Вау!
Но это еще не все доводы в пользу глобальности F1: не забывайте, что каждый сезон гонки проходят на уникальных трассах всего мира, каждая из которых по-своему интересна для гонщиков, команд и фанатов. F1 действительно напоминает путешествующий цирк: все болиды, команды и пилоты высаживаются в Австралии, на следующей неделе они уже в Малайзии, а потом они поедут в Бразилию, гран-при которой состоится еще через две недели.
Фанаты со всего мира также приходят на гонки. Какую трассу бы вы не взяли, там вы найдете не только местных болельщиков, но и тех энтузиастов, которые приехали на гонку из другой страны. Быстрый осмотр трибун гонок F1 неизбежно выявит несколько флагов разных стран.
Массовый интерес появился с самого начала, когда в 1950 году стартовал первый официальный чемпионат F1. Хотя гонки F1 проходили и ранее, до того момента не было официально оформленной борьбы за чемпионский титул.
Пилоты и другие важные люди
Как и другие весьма успешные виды спорта, F1 – коллектив звездных имен. Так же, как Дэвид Бекхэм в футболе или Тайгер Вудс в гольфе, пилоты F1 с большими именами могут похвастаться миллионами фанатов, разбросанных по всему миру, следящих за каждым их шагом и надеющихся, что их парень сможет побеждать в каждой гонке.
Но не только пилотами ограничивается список важных имен в F1. Многие из командных руководителей сами по себе весьма интересны. Некоторые из них, как босс Рено Флавио Бриаторе, почти так же хорошо известны еще и из-за постоянного пребывания в сплетнях о знаменитостях, как и из-за большой работы, которую они проворачивают для своих команд.
Однако и это еще не все известные люди – потому что даже начальники самих гонок тоже урвали свой кусок славы. Берни Экклстоун, управляющий коммерческой стороной F1, весьма известен и считается одним из самых богатых людей в Британии. Макс Мосли, президент управляющей всем автоспортом мира FIA, также далеко не безызвестный человек.
Гонщики, несомненно, являются центральными фигурами всей F1. Без пилотов не было бы и гонок, а без великих сражений, психологических войн и того, что некоторые из них просто не дружат между собой, не было бы никакого интереса в том, чтобы следить за каждым новым поворотом в гоночном сезоне F1.
Самые высокооплачиваемые гонщики в наши дни получают такие деньги, о которых многие из нас и мечтать не могут, но они еще и тяжело работают для этого. Мало того, что они подвергают себя огромному риску, управляя болидами F1 на скорости 200 миль в час, они также должны работать с командой для того, чтобы выжать из болида все до последней десятой секунды, общаться с медиа и посещать промо-мероприятия своих спонсоров (подробнее в главе 7).
Хотя деньги, внимание и волнение, сопровождающие управление быстрыми машинами уже сами по себе хорошие награды за то, что ты – хороший гонщик F1, нет ничего лучше побед. Некоторые профессионалы заявляют, что победы приводили их в наибольший восторг за всю их жизнь, но вы и сами можете над этим поразмыслить, дойдя до главы 11, которая расскажет вам о том, что случается после победы и как она не означает конец дня для гонщика.
Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Для F1 нужно лишь немного перефразировать: за каждым великим гонщиком стоит по-настоящему великая команда. Команда делает все, чтобы у пилота была лучшая техника, которая правильно работает. Каждый пилот знает, что если бы не его команда, он бы никуда не приехал. Дэвид Култхард однажды произнес известную фразу о том, что он бы выглядел довольно глупо, усевшись на стартовой решетке без машины рядом.
Лидер команды – человек, который собирает вместе ресурсы и персонал – руководитель, босс команды. Нет единого описания работы босса команды, потому что у каждого есть свой путь управления. Глава BAR Дэвид Ричардс был нанят акционерами команды для управления ресурсами, а босс Минарди Пол Стоддарт владеет всеми 100% акций свой команды. У других могут быть некоторые доли в делею
Хотя пилот может добиться побед в гонках очень быстро, особенно если он выступает за лидирующую команду F1, руководителю команды требуется много, много лет для того, чтобы перевести свои ресурсы в быструю команду, задача, для выполнения которой, надо сделать следующее:
Высокая цена успеха в F1, включающая перспективу заработать миллионы на дополнительной спонсорской поддержке или телеправах, означает, что боссы должны уметь разбираться в невероятном объеме политики, сопровождающей F1. Постоянно идут споры вокруг денег, изменений в правилах и даже угрозами протестов против команд соперников. Некоторые соглашения держат все в рамках честной игры, а также все следуют сводам правил (или пытаются их обойти) для того, чтобы F1 была честным соревнованием.
Об обязанностях боссов команд читайте в главе 6, если же вам интереснее узнать о правилах, которым должны подчиняться команды, они описаны в главе 4.
Большие шишки: Экклстоун и Мосли
Но лидеры подчиняются не только боссам команд. Есть еще Макс Мосли, президент FIA, который смотрит за тем, правильно ли управляется F1. А рядом стоит спортивный диктатор Берни Экклстоун, который помог F1 вырасти из гонок, о которых в 1970х знали немногие, в то, что обсуждается почти в каждой семье мира сейчас. То, как Экклстоун распорядился коммерческими правами F1, принесло свои дивиденды каждой команде, а самого Берни сделало одним из самых богатых людей в Британии.
Ракеты на колесах: машины, которыми они управляют
Когда вы спрашиваете людей о том, как выглядит гоночный болид, многие из них описывают усовершенствованный дорожный автомобиль с большим двигателем, массивными колесами и по-настоящему хорошей окраской. Некоторые из них даже воображают, что дверцы наглухо закрыты для того, чтобы повысить безопасность на трассе.
Однако, машина F1 – зверь другого рода, отличный от всего того, что вы видите на дорогах. Это машина, конструкцию, материалы и вид которой люди скорее ассоциируют с современными боевыми самолетами, а не с автомобилями.
Поскольку машины F1 не должны подчиняться законам дорожного движения, они развиваются иначе, чем обычные автомобили. Их конструкция больше направлена в погоде за скоростью, а не комфортом, и они практически буквально являются ракетами на колесах.
Ключевые элементы конструкции
Далее следует список элементов и характеристик, которые отличают болид F1 и придают ей абсолютно другой вид по сравнению с другими гоночными машинами:
В целом, болид F1 – это одноместная гоночная машина с открытыми колесами. Вы можете найти похожие на вид конструкции в низших сериях, но они не могут сравняться по скорости на одном круге с болидом F1.
Подробнее о том, что определяет болид F1, в главе 5.
Готовя машину к максимальной отдаче
На высшем уровне автоспорта каждая команда должна использовать свое оборудование по максимуму. Если у машины есть всего лишь одна слабая сторона, все соперничающие команды приложат максимальные усилия для того, чтобы использовать чужой недосмотр в свою пользу. Машины готовят к выступлениям в гонках тремя способами:
Вверх, вниз и повсюду вокруг: трассы
Каждая гонка дает командам и пилотом новые испытания, и это из-за того, что каждая трасса в календаре уникальна. Вид трасс сильно изменился за долгие годы, хотя F1 традиционно не проводила гонки на овалах, даже если учитывать 500 миль Индианаполиса как часть чемпионатов мира с 1950 по 1960 года.
Некоторые трассы были в календаре с 1950х, как Сильверстоун и Монца, причем их конфигурации обновлялись с течением времени. А некоторые трассы появились недавно, как, например, Малайзия и Мельбурн. У каждой трассы свои характеристики, включая разные максимальные скорости, уникальные повороты и очень разные схемы.
Правильные вещи для бизнеса
F1 не создана для тех, у кого нет денег. Это не футбол, в который вы с приятелями можете поиграть, всего лишь купив мяч.
Нет, F1 просто пожирает деньги. Огромные цены разработок, использование космических технологий, экспертная помощь, необходимые для создания побеждающей машины, означают, что один круг по трассе обойдется больше, чем в три тысячи фунтов стерлингов. И да, перед тем как вы начнете считать свои сбережения, думая, что можете позволить себе несколько кругов – плата за страховку, возможно, будет еще в несколько раз выше.
С такими высокими ценами только самые лучшие команды мира могут добиться успеха в F1. В старые дни богатые владелец команды был способен проспонсировать свою же команду за сезон самостоятельно, машины и двигатели действовали одинаково весь сезон, а зарплаты пилотов не были такими уж огромными. Но сейчас болиды и двигатели меняются от гонки к гонке, а зарплаты гонщиков измеряются в миллионах.
К счастью, возрастающая дороговизна F1 была компенсирована огромным интересом, который она привлекает по всему миру, что означает спонсорскую поддержку, осуществляемую с целью увидеть свои логотипы на болидах.
Без спонсоров и денег, которые они приносят, та F1, которую мы знаем сейчас, не существовала бы. На самом деле, успех команды на трассе сильно зависит от того, как она привлекает спонсоров. Неудивительно, что современные команды F1 нанимают экспертов по рекламе и спонсорству для того, чтобы они помогли им найти больше денег.
Конечно, спонсоры не дают деньги только для того, чтобы их логотипы налепили на болиды в хороших местах. Для того, чтобы оправдать каждый потраченный фунт, они создают огромные маркетинговые кампании, большие промо-события, выпускают телерекламу и дорожные плакаты, используя свой статус «спонсора F1» как преимущество. Мероприятия, устраиваемые спонсорами, настолько важны и времязатратны, что некоторые говорят: «F1 –спорт между двумя и четырьмя часами дня и бизнес в любую другую минуту». Подробнее об этом в главе 3.
Получая большее от F1
Если вам нравится смотреть гонки F1, тогда спорт может быть абсолютно волшебным. Дело происходит в уикэнды, когда большинство людей свободны настолько, чтобы сесть перед телевизорами и насладиться спектаклем в уютной домашней атмосфере или даже приехать на саму гонку и увидеть все воочию. Независимо от того, где вы смотрите гонку, вы поймете, что каждая гонка гарантированно принесет достаточно сюрпризов, восхищения и интриги для того, чтобы удержать вас на месте вплоть до момента клетчатого флага.
Получая полную информацию
F1 – один из наиболее интригующих и интересных видов спорта. Она может дать вам наслаждения на всю жизнь, если вы попытаетесь немного больше о ней понять.
Несколько десятилетий назад было практически невозможно узнать о последних событиях в мире гонок – телевидение не освещало все полностью, газетам не было интересно об это писать, а интернета еще не было. Сейчас у вас вряд ли получится страдать из-за недостатка информации, скорее, ее теперь можно найти даже в избытке. Вы можете отыскать сотни вебсайтов с последними новостями, многочисленные телепрограммы с анализами гонок, газеты, которые освещают каждых слух о братстве F1. Правда, разбираться во всем этом может быть несколько сложно без совета от экспертов – почитайте главу 17 для некоторой помощи.
1) Видимо, Зимние ОИ в расчет не берут 🙂
2) Думаю, это уже устарело в связи с изменениями правил.