Что искал рерих на алтае
Взгляд из сердца Азии
Михаил Юрьевич, начну с одной истории. Однажды заглянул с коллегами в замечательный музей Солонешенского района. Узнал немало интересного, в том числе и об экспедиции семьи Рерихов на Алтай в 1926 году. Сотрудница музея рассказала, в частности, легенду о том, как староверы не захотели указать Николаю Константиновичу дорогу в Шамбалу: мол, дальше тебе нельзя. Почему вокруг появления Рерихов на Алтае сложено столько мифов и баек?
Михаил Шишин: Уровень невежества в обществе достаточно высок, поэтому творцам разных нелепых историй есть где разгуляться. Другое дело, что отклонение экспедиции от запланированного маршрута в сторону Алтая довольно загадочно. Ведь экспедиция в Гималаи охватывала кольцом огромное пространство Центральной Азии. А поворот на Алтай выглядит незавершенным. Отсюда можно было выйти в Монголию, а затем в Индию, которая была конечным этапом исследований, но этого не случилось.
Почему Рерих считал именно Алтай «сердцем Азии»?
Могла, но не стала?
В своей книге вы пишете, что Рерих и его семья работали на будущее. Как думаете, что бы Николай Константинович сказал, увидев наше настоящее?
Михаил Шишин: Рерих бывал в своих путешествиях во многих дремучих и даже страшных местах. Но даже там он видел в людях светлые моменты, искру божью. Уверен, что и в наши дни Рерих с его потрясающим интеллектом смог бы отделить зерна от плевел. Во главу угла он всегда ставил культуру и образование.
В 1942 году, в страшное для страны время, Рерих пишет, что победа будет за Россией: «Иван стотысячный поднялся». Он умел читать духовную карту народа. В знаменитой картине Рериха «Победа» русский богатырь побеждает дракона на фоне алтайской горы Белуха. Всем известно, какую роль сыграли сибирские полки в битвах под Москвой и Сталинградом. Политики могут ошибаться, а творческие люди уровня Рериха и Достоевского не ошибаются.
На следующий год исполнится 95 лет поездке Рерихов на Алтай. Что предлагаете?
Что искал рерих на алтае
В некоторых староверских сёлах Уймонской долины, жители которых признавали попов, есть небольшие церковки. В двадцатом веке в долине стали селиться и православные переселенцы, а в районном центре Усть-Коксе в начале 1990-х годов была построена первая православная церковь.
«Старообрядцы никогда не молились без ле‘стовки: она как свидетель того, что ты молишься. (. ) «По лестовке отсчитывают число молитв, положенное наставником». (Лестовка напоминает католические чётки, но изготовлена не из бус, а из ткани, и сшита вручную. — Г.Я.). (. )
Ежедневно выезжая на лошадях в горы, Н.К.Рерих поднимался с этюдником и фотоаппаратом на окрестные белки — так называют горы, покрытые нетающими снегами. Он побывал на белках Большой и Малый Батун, Погорелка, Студёный, которые расположены на Катунском хребте, поднимался и на Теректинский хребет. Самую дальнюю поездку Николай Константинович совершил к устью реки Ак-Кем (в переводе — «некто белый»). Вода в Ак-Кеме молочно-белая, она вливается в сине-зелёную Катунь, и эта вода течёт, долго не смешиваясь. Удивительное зрелище! Есть на Алтае и озеро с таким же названием — Ак-Кем.
Алтайские народы с почтением относятся ко всей окружающей природе; в их понимании, человек вовсе не «царь природы», а имеет такое же право на жизнь, как горы, реки, камни, деревья и другие живые существа. Белуха очень почитаема на Алтае и имеет несколько уважительных названий. Так, её называют «Цаган-Убугун» — Белый Старик, «Катын-Баш» — Владычица, «Ак-Сумер» — Белая Священная Гора, Ось Вселенной, «Уч-Сюре» — Жилище богов Ориона, «Уч-Сумер» — Священная Гора Ориона.
Пребывание Будды на Алтае отразилось в народном сознании. Так, Н.К.Рерих записывает о том, как В.С.Атаманов «начинает мурлыкать напевно какой-то сказ. Разбираю: «А прими ты меня, пустыня тишайшая. А и как же принять тебя? Нет у меня, пустыни, палат и дворцов. «
Знакомо. Сказ про Иосафа. «Знаешь ли, Вахрамей, о ком поёшь? Ведь поёшь про Будду. Ведь Бодхисатва — Бодхисатв переделано в Иосаф».
Так влился Будда в кержацкое сознание. » 12
Сказ про Иосафа, о котором упоминает Николай Константинович, — это «Повесть об Иосафе, царевиче индийском», переведённая с византийского и представляющая собой христианскую переработку жизнеописания Готамы Будды, которую можно прочесть в старинном сборнике житий святых «Четьи-Минеи».
Елена Ивановна Рерих 10 августа 1926 года записывает слова Учителя: «Будда — человек, носитель новой жизни, презревший собственность, оценивший труд и восставший против внешних отличий, утвердивший первую общину мира. » 11
Известно, что летом 1926 года в экспедиции Падурова работал алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Поэтому встреча Рериха с Гуркиным по времени вполне возможна, хотя документально она нигде не подтверждена. Ни тот, ни другой не оставили об этом никаких записей.
«Своими мыслями и чувствами мастер слился с Алтаем и, естественно, не мог остаться в стороне от общих дел в лихую годину, когда над Россией пронеслась волна мощных социальных потрясений начала XX века. Являясь как бы символом родной земли, он возглавил здесь Горную Думу, пытавшуюся наладить самоуправление на Алтае. Затем гонения со стороны власть предержащих. » 19 Чорос-Гуркин был расстрелян в 1937 году, а тогда, в 1926-м, он только год как вернулся из эмиграции, где провёл шесть лет — сначала в Монголии, а потом в Тувинской республике. Если предположить, что Н.К.Рерих и Г.И.Чорос-Гуркин виделись в августе 1926 года, то не упоминали о встрече, скорее всего, из осторожности, чтобы не навредить друг другу.
Записывая в дневнике встречу с Н.Н.Нагорской, Н.К.Рерих не называет её имени и фамилии, просто говорит: «Приходит заезжая художница». Наверняка гостья представилась ему, и вряд ли он забыл это, ведь Рерих обладал изумительной памятью. Но в путевых заметках проявлена осторожность. Почти сорок лет спустя, в шестидесятых годах, сама Н.Н.Нагорская расскажет о том, что в 1924-м, за два года до встречи с Н.К.Рерихом, она была исключена из института «за свободомыслие». Не в этом ли кроется причина осторожности?
По дороге в Верхний Уймон Н.К.Рериху запомнилась днёвка в Усть-Кане. Пожилая хозяйка, в прошлом учительница, в молодости была революционеркой. Николаю Константиновичу были чрезвычайно интересны её рассуждения о Христе, как о первом проповеднике коммунизма. Она рассказывала о себе, как ходила «в народ» во имя его просвещения, и сравнивала свою работу с трудом пахарей и сеятелей на благо будущего. Понимая, что из-за возраста ей не придётся самой собирать этот «урожай», она возлагала надежды на молодое поколение. «Внуки будут жнецами», — говорила она.
Н.К.Рерих побывал с В.С.Атамановым на месте расстрела белогвардейцами одиннадцати партизан. На их могиле не было ни креста, ни памятника, ни другого знака. Почтив память павших, Николай Константинович нашёл гладкий плоский камень, приставил его к могиле и красками написал на нём фамилии погибших. Так получилось подобие памятника.
19 августа 1926 года экспедиция Рериха выехала из Верхнего Уймона. Её провожал Вахрамей Семёнович Атаманов по удобной и короткой дороге через Усть-Коксу, Усть-Кан, Чёрный Ануй, Туманово, Матвеевку, Карпово, Солоновку. Отказавшись от приглашения принять участие в экспедиции, он проводил их только до Бийска. Может быть, и напрасно отказался: в 1929 году, после подавления старообрядческого восстания, Вахрамея Семёновича сослали в Нарым, хотя в восстании он участия не принимал и даже освободил приговорённых к расстрелу двух «красных», которых его сыновья заперли в амбаре. Атаманова любили и всем селом хлопотали о его освобождении: он сделал так много добра людям. В 1931 году добились реабилитации, но было поздно: когда пришли необходимые бумаги, Вахрамея Семёновича уже не было в живых.
24 августа экспедиция дошла до Бийска. Погрузились на пароход «Жорес» и вечером 26 августа прибыли в Барнаул. Почти не задерживаясь, через три часа отправились в Новониколаевск, куда и прибыли вечером 27 августа. Здесь Рерихи жили шесть полных дней, не считая дня приезда и дня отъезда. В мае 1974 года Зинаида Григорьевна Фосдик (ранее Лихтман) прислала Наталии Дмитриевне Спириной фотографию тех дней, на которой у Дома Ленина запечатлены члены экспедиции Рериха.
На следующий день, 28 августа 1926 года, Юрий Николаевич выехал в Верхнеудинск (Улан-Уде). 30-го августа Рерихов навестил брат Николая Константиновича — Борис Константинович, а 3-го сентября Рерихи распрощались с Лихтманами, которые отправились домой через Москву и Париж, оттуда на пароходе до Нью-Йорка. В этот же день Елена Ивановна и Николай Константинович выехали в Верхнеудинск, а оттуда в Монголию, Ургу (Улан-Батор), где они задержались на несколько месяцев, тщательно подготавливая дальнейший маршрут. В марте следующего, 1927 года Лихтманы привезли из США в Монголию (через Москву) экспедиционное снаряжение, одежду, медикаменты и краски. 13 апреля 1927 года экспедиция покинула Ургу и началась её следующая часть по маршруту: Монголия, Китай, Тибет, Индия.
В 1928 году, после завершения экспедиции, Н.К.Рерих основал в Гималаях, в долине Кулу, научный центр — Институт Гималайских исследований «Урусвати», с которым сотрудничали 285 научных учреждений Европы, Азии и Америки, в том числе и СССР.
Все свои помыслы и надежды Рерихи связывали с Россией. Они мечтали вернуться на Алтай лет через пять после завершения экспедиции и поселиться здесь навсегда. Им помешала осложнившаяся к тридцатым годам международная обстановка: приближалась вторая мировая война. Прозревая присоединение Прибалтики к Советскому Союзу, Николай Константинович пытался вернуться в Россию через Латвию, но не смог добиться оформления документов на въезд.
Вторую попытку он предпринял к концу второй мировой войны: просил помощи друзей в Советском Союзе, в течение нескольких лет вёл активную переписку, готовился к возвращению. Картины уже были упакованы и находились на таможне в Бомбее, в ожидании корабля в Советский Союз. Но в это время Николай Константинович заболел и 13 декабря 1947 года ушёл из жизни.
Величественный Гимн Алтаю написала Наталия Дмитриевна Спирина:
Алтай, воскресай!
Воскресай, Алтай!
Пробуждай свои силы,
Свой дух, Алтай!
Земля тебя ждёт,
И Небо зовёт,
Звезда поведёт
Вперёд —
на Восход. 28
* Продолжение. Начало см. в № 3, 4 – 2004. По материалам «круглых столов» СибРО.
1 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 284.
2 Р.П.Кучуганова. Уймонские староверы. Новосибирск, 2000. С. 77.
3 Там же. С. 77.
4 Там же. С. 79-81.
5 В.Е.Ларичев, Е.П.Маточкин. Рерих и Сибирь. Новосибирск, 1993. С. 112.
6 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 283.
7 Там же. С. 291.
8 Там же. С. 100.
9 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 225.
10 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 79.
11 Община. (Монг.). 2-VIII-3.
12 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 282.
13 Н.К.Рерих. Восток — Запад. М.: МЦР, 1994. С. 34.
14 Там же. С. 36.
15 Там же. С. 37.
16 З.Г.Фосдик. Мои учителя. М., 1998. С. 267.
17 А.С.Суразаков. Вступительная статья к каталогу «Григорий Иванович Чорос-Гуркин».
18 В.И.Эдоков. Предисловие к альбому «Григорий Иванович Чорос-Гуркин». Ак-Чечек, 1994. С. 10.
19 А.С.Суразаков. Вступительная статья.
20 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 287.
21 Л.Цесюлевич. Рерих и Алтай // Рериховский вестник. Вып. 4. Санкт-Петербург — Извара — Барнаул — Горно-Алтайск, 1992. С. 25.
22 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 283.
23 Там же. С. 286.
24 Там же. С. 279.
25 Л.Цесюлевич. Рерих и Алтай. С. 27.
26 Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 227.
27 Н.К.Рерих. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 185.
28 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 49.
Рерих и Алтай
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии: Тибета, Алтая, Китайского Туркестана и др. Впоследствии она была внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Вахрамей Семёнович был репрессирован, усадьба пришла в запустение. Но вот к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Фильм «Алтайские тропы Николая Рериха» (16:06)
С.Н. Рерих, говоря о художественных выставках, всегда отмечал важность этих культурных событий, «ибо они становятся источником вдохновения, познания и наслаждения для многих и многих людей и, помимо этого, являются тем »местом встреч», где происходит живое общение между художниками и публикой. Искусство просвещает и возвышает, искусство очищает нас, оно пробуждает наши скрытые творческие способности».
Расскажем о некоторых темах, разработанных сотрудниками музея и получивших воплощение в выставочной деятельности.
К теме Алтая Н.К. Рерих неоднократно обращался и до его посещения, и в последующие годы. Как художник, он воплотил на своих полотнах прошлое Алтая и веру в его прекрасное будущее. Как учёный, Рерих исследовал его природные богатства и предсказал значительные открытия в области археологии, истории, геологии. Как гуманист — утверждал его будущий культурный расцвет.
У тех, кто приходит в верх-уймонский Музей Н.К. Рериха, нередко возникает вопрос: какие картины художник посвятил Алтаю? Ведь по рассказам очевидцев известно, что Рерих, будучи в экспедиции, никогда не расставался с мольбертом; выезжая в горы, он зачастую делал наброски, не сходя с лошади. И стены его комнаты в доме Атаманова, по свидетельству селян, были увешаны видами окрестных гор.
Выставка, посвящённая алтайской теме, включает в основном сюжетные работы Рериха, созданные по мотивам и древних, и современных легенд. Остановимся на некоторых из них.
В горах Алтая седой старовер поведал Николаю Рериху о древнем святом народе, который, желая остаться свободным, ушёл под землю. Указывая на древние погребения, он говорил: «Вот здесь и ушла чудь под землю». После окончания экспедиции художник напишет картину «Чудь подземная» («Чудь под землю ушла») (1928 – 1930). Говорят, что слово «чудь» произошло от слова «чужой» — в том смысле, что народ, захоронивший себя под камнями, был неведомым, чужим. Но в Уймоне считали, что слово «чудь» связано с чудом — с тем, что удивляет и кажется необыкновенным.
Картина «Оттуда» (1935 – 1936) навеяна легендами о таинственной стране благоденствия — Беловодье. Уймонские староверы рассказывали: «Дед Атаманова и отец Огнёва ходили искать Беловодье. Через Кокуши горы, через Богогорше, через Ергор — по особой тропе. А кто пути не знает, тот пропадёт в озёрах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят верхом на конях по особым ходам по Ергору. Также было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая, станом тонкая, лицом темнее, чем наши. Ходила по народу — помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из Святой Страны».
«Странник Светлого Града» (1933) своим сюжетом перекликается с картинами о Шамбале и Беловодье. Так, в картине «Оттуда» женщина вышла из Святой Страны, чтобы «помощь творить» и поделиться знаниями, а здесь странник ещё только идёт за ними. Духовный голод и стремление к совершенствованию зовут его в путь. Н.К. Рерих так говорит об этих странниках: «Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Никакие пропасти не остановят стремление духа».
Сюжет картины «Ойрот — вестник Белого Бурхана» (1925) основан и на легенде, и на достоверных событиях — возникновении в начале ХХ века новой веры — бурханизма. Вот как писал об этом Николай Рерих в книге «Сердце Азии»: «В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придёт сам Бурхан скоро. Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время».
Хан Ойрот, согласно алтайской легенде, — последний потомок Чингисхана и последний правитель его империи. Побеждаемый противниками, Ойрот таинственно исчез со своими воинами, но обещал вернуться, когда изменятся очертания Белухи.
С особенным вниманием слушают посетители всё, что связано с этим краем, удивляются тому, как мастерски запечатлел Рерих легенды и сказания, близкие сердцу и коренного алтайца, и русского старовера.
Среди выставок, представляющих творчество Н.К. Рериха, особое место занимает «Весть Красоты», где соединились два вида искусства — живопись и поэзия.
Н.Д. Спирина, восхищённая небывало прекрасными полотнами художника, создала стихи особого жанра — «стихи по картинам Рериха». Это не просто поэтический отклик на их содержание — это результат глубокого проникновения в смысл живописных произведений великого Мастера.
Одно из её стихотворений посвящено всему многообразному художественному наследию Н.К. Рериха:
Мы на этой земле
видим отблеск Надземных Миров,
Постигаемых нами
в твоих небывалых твореньях;
И картины твои
нас уводят от сумрачных снов
К жизни вечных Основ
и Красот, неземных и нетленных.
Посетители всегда подолгу остаются в зале, где размещена выставка «Весть Красоты», читают стихи, которые помогают им глубже понять картины Рериха, и уходят одухотворённые гармоничным созвучием поэзии с богатой симфонией красок.
Фотолетопись Центрально—Азиатской экспедиции — ценнейшее документальное свидетельство человеческого и научного подвига семьи Рерихов — появилась на Алтае благодаря сотрудничеству между Сибирским Рериховским Обществом и Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке.
Всеми съёмками в экспедиции занимался в основном Ю.Н. Рерих; объектив его камеры запечатлевал и рабочие моменты, и природу, и людей. Все эти снимки сохранились в архивах нью-йоркского музея.
Фотовыставка позволяет приблизиться к далёкому 1926 году, увидеть тех, кто общался с Рерихами. Родственники В.С. Атаманова, приезжающие в музей, с удивлением и радостью узнают на этих фотографиях своих предков, рассказывают, как сложилась их дальнейшая судьба.
Одна из выставок в Музее Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне возникла в результате сотрудничества с Новосибирским краеведческим музеем — это фотокопии рисунков и акварелей Натальи Николаевны Нагорской — художницы, которая в 1926 году встретилась с Н.К. Рерихом в Верхнем Уймоне. В те годы по заданию краеведческого музея она путешествовала по Алтаю в составе этнографической экспедиции, целью которой был сбор материалов по истории коренного и русского населения Алтая.
На рисунках художницы можно увидеть внутреннее убранство крестьянского дома, роспись дверей и наличников, праздничную и будничную одежду старообрядцев, а также предметы религиозной культуры — старинные книги и ле‘стовки (чётки).
Интерес у посетителей к этой выставке большой, как и ко всему, что имеет отношение к старообрядцам — русским переселенцам, на протяжении веков бережно хранившим исконно русскую культуру.
Представить относительно недалёкое прошлое Уймонской долины помогла посетителям выставка, посвящённая русской и алтайской старине, которая открылась в Музее Н.К. Рериха Верхнего Уймона летом 2007 года.
Идея показать предметы быта не только русских переселенцев, но и алтайцев была осуществлена с помощью нескольких школьных музеев Уймонской долины — из Тюнгура, Мульты, Катанды, Верхнего Уймона, — которые предоставили на летние месяцы свои экспонаты.
Алтайские деревянные сёдла, медные стремена и металлические кувшины, старинные утюги, гончарные и бондарные изделия, а также мужская и женская одежда староверов — все эти предметы явились замечательной иллюстрацией к рассказам экскурсоводов о давно забытых традициях и, конечно же, о красоте, которую люди стремились внести в жизнь.
* Слова Николая Рериха «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» стали девизом выставки «Алтай. Ступени грядущего», открывшейся в 2005 году в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске и представленной в следующем году в Доме-музее Н.К. Рериха на Алтае. Выставка родилась в сотрудничестве нескольких музеев: Музея археологии и этнографии СО РАН, Музея Н.К. Рериха в Новосибирске и Музея истории, литературы и искусства Алтая (г. Барнаул).
* Известно, что Н.К. Рерих, исследуя Алтай, интересовался не только древними погребениями и каменными изваяниями, — участники экспедиции собирали также образцы горных пород, по их просьбе местные жители отыскивали «особые камни». «Сокровище гор» — так называется выставка минералов, с 2007 года действующая в Доме-музее Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне, а позже переехавшая в Краеведческий музей.
Как бывает не только в сказке. Алтай. По следам Рерихов
К встрече с Горным Алтаем надо готовиться. На неподготовленного он обрушивается лавиной, проносится смерчем и может крепко зацепить, засесть в душу. Прививку от алтайской болезненной влюбленности можно сделать, малыми дозами загодя вводя его историю и красоту. Получив все и сразу, трудно устоять и не начать изменять своей малой родине, даже если это Байкал.
Сила Алтая велика – он бесконечно красив, загадочен, полон тайн и обещаний. Беловодье – самое подходящее о нем понятие. Ищут то Беловодье испокон веку: вот оно, кажется, и коровы мычат, и люди разговаривают в тумане на том берегу, а не дается, не дойдешь. Почему? Грешен, говорят тебе. А кто не грешен? Праведники. Захочется быть праведником и дойти, наконец, до заветной истины. А праведникам Беловодье станет ни к чему, они уже нашли свою правду. Так и остается Беловодье мечтой земных людей о небесном счастье, а Алтай воплощением мечты.
Тянутся в этот край хорошие люди с высокими помыслами о духовной пище. Прежде старообрядцы. Около ста лет назад побывал на Алтае русский мыслитель Николай Рерих, а за ним потянулась чистая сердцем интеллигенция с мечтой о лучшей будущей жизни. Шли за идеями, а получили реальный край гор и небес, словно из ожившей сказки.
Что же меня-то, фанатку старообрядцев, любительницу гор и сказок, ищущую свою Шамбалу, так внезапно забросило на Алтай? Наверное, это событие из области духовной, его трудно объяснить словами. Ведь в рабочую страду приемной кампании без денег при молчаливом сопротивлении мужа мы вдвоем с сыном летим в Барнаул. С нами душевная подруга Ира Черненькая, а ждет нас в Усть-Коксе близь горы Белуха, у самого пупа Земли Ира Беленькая.
Тревога за лучших подруг подняла и понесла меня внезапно на Алтай. У обеих есть печали, утолить которые поможет Алтай. И он, скажу сразу, не подвел, ожиданий не обманул.
Иркутск — Усть-Кокса
Добираться до места из Иркутска можно разными тропами: через Барнаул или Новосибирск, на поезде или самолете, на такси или автобусе. Но, полагаю, любой путь не будет легким, дорожные трудности вознаграждаются встречами по пути – с лесами, городами, облаками, селами, реками, горами и туристами.
После самолета нам пришлось трястись в автобусе весь день. С нами до Усть-Коксы ехал йог Сергей, он давно и много путешествует в одиночку, спит в лесу, питается, чем Бог пошлет, похож на скелет, обтянутый мышцами и обжаренный на палящем солнце. Это тщедушное тело – кладезь знаний, за дорогу так утомил нашу Иру, что она, будучи бесконечно вежливой и выносливой к любым собеседникам, все же сбежала на соседнее кресло. Сергей направлялся на Белуху, и уж он-то, в отличие от нас, точно знал, что это и где.
Истомившись в ночном самолете, мы не заметили обрыва у реки Громотухи, опасной местной достопримечательности – не стал нас пугать Алтай-батюшка с порога. Вдоль крутого обрыва к горной реке у отвесной скалы приютилась узкая лента дороги, единственной связующей ниточки с внешним миром для нескольких алтайских сел.
Усть-Кокса
Любимая сказка об Изумрудном городе еще в детстве научила, что за кругосветными горами есть Волшебная страна. И она есть! Первое впечатление уже было сильным. Представлялось колченогое и дырявокрышее Богом забытое поселение, Усть-Кокса же оказалась вполне таким крепким крупным поселком со своим центром и фонтаном, двухэтажным сбербанком, колхозным рынком, кучей бутиков, супермаркетов, ресторанов и сувенирных лавок. Правда, без автовокзала.
Пробегая по улицам Коксы в первый вечер, приметили мы множество коров, вольготно бродящих по окрестностям. Это гроза огородов. Наловчившись скакать по скалам и иногда утомившись этим многотрудным занятием, некоторые практикуют грабеж местных жителей, чьи огороды оказываются запечатаны не семью печатями. Запоры срываются в легкую и пошла разгуливать-пировать.
Ира Беленькая в Коксе свой человек. Впервые приехав на Алтай лет 40 назад, последние 7 лет она каждое лето живет здесь у подруги Ольги. Ольга из Иркутска, в пору горячей юности переехала за рериховцами и нашла здесь свое место, свою судьбу. Работает в школе, помогает в местном храме. Мама осталась в Иркутске, потому Ольга с сыном Романом на лето ездит к маме, а Ира присматривает за огородом и собакой в Коксе.
Ира тоже ищет свое место в мире. Сейчас ей всего 65 лет и поиски далеко не закончены. Год назад эти поиски из Иркутска завели Ирочку в Петербург, откуда она тотчас сбежала в Москву, потом на Алтай. Легкая на подъем, живая и интуитивная, Ира несется с нашими сумками по горам, мы едва поспеваем за ней. То ли еще будет! А пока спать-спать…
Наутро подъем в 6 часов и бегом в реликтовую рощу с Греем. Грей – полунемецкая овчарка, при Ольге живет в вольере, а Ира расширяет мир Грея, выводя его по утрам и вечерам на просторы окрестностей. Он нетерпеливо роет подкопы в ожидании этих прогулок, запутывается в поводке, страдает больными ногами. Ира, бесконечно преданная животным, гораздо больше, чем людям, не пропускает ни одной прогулки, как бы ей не было трудно. В жару и холод, больная и уставшая, она берет поводок и выводит Грея в горы, потому что «собака может обезножить вовсе».
Мне после городского сидения, эти прогулки, как Грею, полезны, но как он, я волокусь с трудом, подтаскивая ноги. Одна Ира летит на крыльях восхищения утром, росой, горами, рощей… Она умеет восхищаться, а здесь на Алтае, это и вовсе просто, труднее не восхититься, пройти мимо пышущей красоты земли и неба. И над этой красотой солнце, палящее, знойное и удивительное. Нынешним летом едва выносимое, обжигающее, но все равно бесконечно желанное.
После прогулки профилактическое измерение давления – у всех нормальное, а у меня чуть не впервые в жизни 90 на 70. Да, это горы, детка! Первый день мы проводим в осмотре окрестностей, куда входят супермаркеты (о них неинтересно – там также навалом, как везде) и подвесной мостик через Коксу.
Трогательная дощатая тропинка над хрустально прозрачной рекой, дно которой усеяно цветными валунами и валунчиками. Горная ледяная речка в скоростном режиме несется в долину, вздымая пенные барашки.
На другой день Ира решает, что нам пора и на покорение первого пика нашего Алтая.
Им стало село Верх-Уймон, знаменитое для всех, кто хоть раз соприкоснулся с именем Алтая.
Село Верх-Уймон. Дом Рерихов
Интернет полон рассказов об этом необычном селе. Автобус останавливается в центре села у музея. Солидный двухэтажный особняк построен местным лекарем старообрядцем для большой семьи. В этом доме в 1926 году останавливался Николай Константинович Рерих со всей семьей. Здесь знаменитый мудрец и мыслитель проходил с экспедицией, описывающей культурные ценности мира.
Алтай в списке этих ценностей занимает не последнее место, здесь экспедиция провела 2 недели, сюда Николай Константинович собирался вернуться на покой. Здесь все пронизано духом будущего, вышедшим из прошлого и рождающимся сегодня. Люди, живущие в Верх-Уймоне, по-настоящему верят в светлое будущее и приближают его. Здесь царит дух созидания и творчества. Люди преклонных лет по-юношески бодры и деятельны, они сохраняют и созидают.
Рериховцы не только воссоздали дом для музея Рерихов, они пробудили и вдохновили местную жительницу Раису Павловну Кучуганову на создание музея духовной культуры старообрядческого населения села. Вырос этот музей из школьного собрания, каких много повсюду, но тем не менее таким уникальным музей стал именно здесь, благодаря Раисе Павловне.
Музей духовной культуры
На ее экскурсиях люди плачут – все, и старые, и молодые. На эту экскурсию мы попали случайно в первый день. В краеведческом музее (это третий комплекс на территории маленького села!), куда мы направились поначалу, был выходной, а хозяйка сувенирной лавки индуистского толка с самым распространенным здесь именем Марина, настойчиво направила нас к Раисе Павловне.
Перебравшись через забор по уникальным «воротам без ворот», мы попали в нежные и крепкие руки хозяйки. Она взяла нас в плен сразу: ласковым приветом, говором с прибаутками и всем расположением. Звезды сложились в нашу пользу. Мы были одни в музее и полностью растворились в повествовании о духовных обычаях местного населения. Певучая речь лилась как песня, слова были о известных, но давно затертых ценностях: милосердии, уважении, терпении и бесконечной любви к миру, природе, людям, животным, растениям, всему, что воплощает понятие Бога на земле.
Первые слезы потекли у нашей Иры, она плачет всегда и везде, потом алтайская Ира не выдержала, а на словах о матери не сдержалась я, за мной и 12-летний Ваня, который поначалу пучил удивленные непонимающие глазки, что-то почувствовал свое, заветное, и начал тайком смахивать слезу. Выплакавшись, мы смотрели друг на друга и спрашивали: «Что это было? Что за душевный трепет идет от слов этой простой русской женщины? Почему слова о любви и счастье вызывают нестерпимые слезы?» Раиса Павловна только мягко улыбалась и говорила, что душа у нас истомилась, видно…
Хотелось написать в Книгу отзывов теплые слова, достала памятную дареную ручку, что-то в порыве чувств набросала, да ручку там же в растерянности оставила. Не отпустил нас Уймон. Пришлось на другой день к нему снова ехать.
Верх-Уймон. Прочие интересные места
День в этот раз был неспокойный, набежали тучки. Забрали мы потерю и решили заглянуть в краеведческий музей. Заведует тем музеем инженер, влюбленный в историю, проглотивший тучу книг о славянах и их истоках, сложивший в голове пеструю историческую картину, больше похожую на фентези, и преданный своему музейному делу. Несколько часов я донимала его вопросами, пока на дворе не разразилась гроза.
Потоки воды обрушились на иссохшую землю! Стало темно и холодно. Ливень то ослабевал, то принимался лить с новой силой. Надо сказать, что на автобусы здесь не особо надеются, предпочитают таксистов (в Барнауле их смешно называют топтунами). Нам тоже повезло словить такого, простого русского мужика с 60-ю гектарами земли и конским табуном, работающего без отдыха, но все-таки вынужденного подвозить туристов за 400 рублей. Все про хозяйство водителя, его сына и трактор мы узнали за 20 минут поездки под летним дождем.
Надо сказать, что два раза приезжая в музей Рерихов, мы так до него и не дошли. Пришлось поехать и в третий раз. Уймон затягивал нас в свои ласковые сети, удивлял и влюблял. Музей Рерихов создавался здесь энтузиастами вопреки всем печалям. Уже 50-летняя история его создания – отдельный рассказ, а любовь всех причастных к семье Рерихов на Алтае доходит до обожествления Николая Константиновича, Елены Ивановны и их сыновей. Трудно самому скептичному человеку не проникнуться уважением к труду музейщиков.
Почти все они зрелые люди, но у всех блеск в глазах, вера в будущее и огромная энергия. С такими людьми хочется остаться и влиться в их позитивную жизнь. Такой он, Изумрудный город Волшебной страны, Верхний Уймон.
К вопросу о каменьях самоцветных. Каменья здесь имеются в избытке. Работают с самоцветами местные молодые художники. Берут камешек: какой сюжет он подскажет, такую картину мастер выведет. Молодому промыслу всего 4 года, но Верхне-Уймонская роспись уже довольно популярна и особенно у гостей заморских. Богато смотрятся тарелки с каменьями, да и стоят немало.
Но есть в той волшебной стране Алтай и другие места, столь же красивые и богатые удивительными людьми.
Насладившись Уймоном, мы обращаем свои взоры в сторону села, где живет создатель первого в мире музея Солнца. Музей Солнца Владимир Иванович, резчик по дереву, создал в Новосибирске, а спустя несколько лет решил перебраться на Алтай. Новосибирский музей, говорит, оставил друзьям, а на Алтае выстроил теремок для нового музея, где и поселился сам с дочерью. Кроме всевозможных солнц, в доме живут било, варганы и другие уникальные инструменты, на которых Владимир Иванович виртуозно играет. Художник немногословен, но сколь ярок его теремок для сотен солнц, что уходить долго не хочется. Возле Солнечного дома журчит ручей, бродят коровы, создавая бесконечную пастораль жизни и света.
Всего неделя на Алтае, а впечатлений на годы. Проезжая ночью Громотуху на видавшем виды ржавом автобусе, я словно возвращалась в другой мир, серый и тусклый, потому что все солнце, умиление, красота гор и чистота рек остались за тем перевалом. Мой очарованный сын сопел на плече и теперь мы сможем, как захотим, вернуться в сказку. Потому что у нас есть общие воспоминания о прекрасных летних днях, одни на двоих.