Что искал рерих в тибете

Николай Рерих-путь в Тибет

Он вернулся в Сортавалу. А в мае 1918 г. отвалившаяся после распада империи Финляндия провела демаркационную линию будущей границы. И Рерихи, никуда не выезжая из дома, оказались в эмиграции.

Началась жизнь вне любимой Родины. Участие в выставках и новые работы помогают Рериху смириться с этим непреложным фактом. Через Швецию и Норвегию он едет в Англию, сотрудничает там с Дягилевым, рисует эскизы костюмов и декорации к операм Бородина, Римского-Корсакова и Мусоргского.

Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. В этом смысле он даже не был оригинален: не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1890—1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э. Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ, четок; нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. От них веяло тайной.
Помимо всего прочего, в начале века России удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «БхагаватГита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского.
К 1914 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII — Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.
Его крайне интересовал вопрос общих корней России и Азии. Он подозревал общность между Россией и Азией во всем: в искусстве, верованиях, складе души. Еще в 1895 году Рерих писал в дневнике: «Мне весьма любопытно, было ли на русское искусство два влияния — византийское и западное или было еще и непосредственно восточное? Кое-где нахожу смутные указания на это». На эту связь указывали уже многие, вспомнить хотя бы славянофилов, особенно подчеркивающих восточный характер Российской империи, — Киреевского, Аксакова, Леонтьева.
Помимо восточной философии Россия вслед за Западом повально увлекалась оккультизмом. Рерих и в этом не стал исключением. А к русскому двору в то время буквально приклеился французский герметик и маг доктор Папюс, организовавший в Петербурге ложу «Креста и звезды». В нее вошли, как ни странно, Николай II с супругой, вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья и множество других высокопоставленных сановников. В среде художников оккультизм и спиритические сеансы тоже стали весьма популярным времяпрепровождением. Рерихи были особенными энтузиастами: в их квартире на Галерной для участия в знаменитых «столоверчениях» часто собирались друзья — Бенуа, Грабарь, Дягилев, фон Траубенберг.
Однажды у Рерихов «выступал» знаменитый медиум Янек, приглашенный в северную столицу императорской четой. Между прочим, спиритических сеансов не чурались и многие ученые, частым гостем Рерихов стал психиатр Бехтерев, изучавший гипноз. Именно Бехтерев одним из первых заметил медиумические способности Елены Рерих. И все же в этом увлечении Рерихи отличались от всех остальных: они видели в оккультизме не просто модное времяпрепровождение и экстравагантное средство развеять скуку. Когда кто-нибудь из друзей, например художники Грабарь или Бенуа, позволяли себе пренебрежительно высказываться «о вызове духов», обычно сдержанный Рерих шел пятнами от возмущения.ерихи знали: их путь лежит на Восток. Их судьба — Азия. Там они надеялись найти ответы на свои сокровенные вопросы, из тех, что зовутся «вечными». Там Рерих должен был «воочию встретиться с учителями», там ему предстояло подтвердить свои догадки о культурных и духовных связях России и Востока. Но путь в края, где для Рериха скрывалась истина, оказался нелегким. Первой преградой на дороге стала История…
Тибет – перекресток, где сошлись интересы трех империй: России, Великобритании и Китая. Первые связи с Тибетом устанавливала еще Екатерина II. Через калмыков она посылала дары Далай-ламе, когда они шли на поклонение к Живому Богу.

Начиная с конца XIX го века к Тибету проявляла пристальный интерес Англия, которая стремилась обезопасить свои позиции в Индии — жемчужине британской короны. В тот момент, когда Россия переживала революцию, Великобритания продолжала свою политику в Тибете и любое проникновение на его территорию воспринимала, мягко говоря, неодобрительно.

Придя к власти, большевики демонстративно аннулировали все договоры, заключенные царской Россией с британской империей и другими державами. В их число попала и Конвенция по делам Персии, Афганистана и Тибета 1907 года.
Впервые Тибет привлек внимание новых правителей России осенью 1918 года. 27 сентября газета «Известия» опубликовала небольшую заметку, озаглавленную «В Индии и Тибете». В ней шла речь о борьбе, якобы начатой тибетцами по примеру индийцев против иностранных поработителей. «К северу от Индии в сердце Азии в священном Тибете идет такая же борьба. Пользуясь ослаблением китайской власти, эта забытая всеми страна подняла знамя восстания за самоопределение».

Появление этой заметки объясняется тем, что в сентябре 1918 года ЧК освободила из Бутырской тюрьмы представителя Далай-ламы в России Агвана Доржиева. Последний вместе с двумя спутниками был арестован на железнодорожной станции Урбах, недалеко от Саратова, по подозрению в попытке вывоза ценностей за пределы Советской России. На самом деле это были средства, собранные среди калмыков на строительство общежития при буддийском храме в Петрограде. От неминуемого расстрела их спасло лишь вмешательство наркомата иностранных дел.Условием освобождения тибетского дипломата стало его согласие сотрудничать с советской дипломатией – привлечь Доржиева к такому сотрудничеству было не очень трудно, зная о его ненависти к англичанам и активной деятельности с целью привести Тибет под покровительство России. Перед Чичериным, руководителем советского внешнеполитического ведомства, открылась заманчивая перспектива — завязать дружеские связи с Далай-ламой.

Вскоре после освобождения Доржиева 19 октября 1918 года состоялось заседание Русского комитета для исследования Средней и Восточной Азии, на котором возникла идея организовать две экспедиции — в Восточный Туркестан, Кашмир и в Тибет. Обе экспедиции, хотя перед ними формально ставились чисто научные задачи, в то же время должны были служить политическим целям большевиков. Так, в проекте Тибетской экспедиции говорилось, что она должна собрать сведения о влиянии монгольских племен вдоль северной границы Тибета. Но из-за начавшейся Гражданской войны, отрезавшей красную Москву от Восточной Сибири и Монголии, этим экспедициям не суждено было осуществиться.

Позже состоялась другая экспедиция, цели и обстоятельства которой не ясны до конца и в наши дни. Это знаменитая трансгималайская экспедиция Николая Константиновича Рериха.Русский художник и философ Николай Рерих отправился на Тибет в поисках легендарного оккультного города Шамбалы.Одной из причин интереса к Шамбале было древнее монгольско-тибетская пророчество, согласно которому приближался конец света. Кроме того, местное население верило в таинственную Шамбалу. Тот, кто сумел бы попасть туда, получал контроль над этой территорией
Экспедиция Рерихов по поиску Шамбалы, кроме исследовательских задач, должна была шпионить за британской и французской деятельностью в этой области. Рерихам оказывал поддержку один из руководителей ВЧК Глеб Бокий.Рерихи с опаской относились к «красным», т.к. покинули Россию незадолго до революции. Но им была нужна помощь. Елена Рерих, что во время спиритическиого сеанса ей сообщили, что с большевиками стоит сотрудничать. После этого в своих заметках она даже написала: «Ленин с нами».План организации экспедиции в Тибет окончательно оформляется у художника в 1920 году. Но подобная экспедиция затратна, поэтому проходит еще несколько лет, прежде чем он прибывает в Индию, найдя на нее средства.

Источник

Что искал рерих в тибете

Что искал рерих в тибете
Экспедиция Н.К. Рериха на перевале Тангла.
Тибет. 1927

Что искал рерих в тибете
Н.К. Рерих. ДЗОН-­КАПА.
Серия «Знамёна Востока». 1924

Что искал рерих в тибете
Н.К. Рерих. КАМПА-­ДЗОНГ
(РОЗОВАЯ ВЕРШИНА). 1938

Что искал рерих в тибете
Н.К. Рерих. ТИБЕТ. ДЗОНГ. 1936

Что искал рерих в тибете
Н.К. Рерих. МОНАСТЫРЬ ШАРУГЁН. 1932 – 1933

Что искал рерих в тибете
Н.К. Рерих. ТИБЕТ У БРАХМАПУТРЫ. 1936

Что искал рерих в тибете
Н.К. Рерих. ШЕСТВИЕ УТРА. 1931

Что искал рерих в тибете
Н.К. Рерих. ШЕКАР­-ДЗОНГ. 1933

Что искал рерих в тибете
Н.К. Рерих. ПРИДАНОЕ
КИТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ ВЭНЬЧЭН. 1928 – 1929

Что искал рерих в тибете
Н.К. Рерих. ТИБЕТ. 1938

Центрально-Азиатская экспедиция академика Н.К. Рериха на своём заключительном этапе планировала пересечь Тибетское нагорье через Лхасу и вернуться в Индию, в Дарджилинг, откуда началось это путешествие. Разрешение правительства Тибета на посещение столицы было получено ещё в Улан-Баторе через представителя Далай-ламы.

В то время Тибет представлял собой страну кочевых племён и многочисленных городов-монастырей, центров древней учёности, страну, в значительной мере сохранившую традиции великих цивилизаций: Китая, Индии, Монголии и других стран Центральной Азии. Тибет сравнивали с закрытой кладовой древнего замка, где хранятся сокровища прошлого. По словам Ю.Н. Рериха, в библиотеках тибетских монастырей хранилось много исторических рукописей о перио­де индийского средневековья, о распространении буддизма в Тибете и Центральной Азии, о китайско-тибетских отношениях и связях «желтошапочной» школы (гелугпа) с великими ханами Монголии. Здесь хранились древние священные писания буддизма, множество рукописей на древнеиндийском языке, санскрите, давно утерянных в самой Индии. Тибетские монастыри были подлинными музеями произведений древнего искусства, хранящими скульптуру и великолепную живопись — шёлковые картины-свитки, дары китайских императоров — фарфор и эмаль. Именно в Тибете, по мнению Ю.Н. Рериха, скрыта разгадка многих проблем, связанных с обитанием человека в Азии. Сюда, в неприступные тибетские горы, бежали многие народы Центральной Азии по причине не только климатических катаклизмов, но и военных и религиозных потрясений, происходивших в их странах. Каждый из них внёс свой вклад в то сложное и многогранное явление, которое представляют собой тибетские искусство и культура.

Тибетское нагорье, на котором расположена страна, одно из самых больших (ок. 2 млн км 2 ) и высоких нагорий на земном шаре. Тибет, находящийся на высоте более 4000 м над уровнем моря, был в то время практически недоступен для путешественников и оставался самой малоисследованной областью Азии.

Древнейшая история Тибета нам мало известна. Её летопись начинается с VII века нашей эры, когда шло объединение тибетских племён царём Намри­сронцэном.

Царь Сронцзангампо, сын Намрисронцэна, завершил объединение тибетских племён в единое государство (VII в.), основал столицу в долине реки Кьи-Чу, в урочище Раса, которое стало называться Лхаса («место богов»), а на горе Марпори («Красная гора») построил замок (резиденцию царя), на месте которого позже была возведена Потала — дворец Далай-лам Тибета.

Согласно преданиям, Сронцзангампо женился на непальской (639 г.) и китайской (641 г.) принцессах. Обе исповедовали буддизм и обратили тибетского царя в свою религию, способствовали её распространению в Тибете. Таково было начало буддизма в тибетском государстве, считал Ю.Н. Рерих.

Принятие буддизма оказало большое влияние на весь жизненный уклад страны: кочевая культура уступила место новой, связанной с оседлым образом жизни.

Лишь во время правления Ландармы (младшего брата Ралпачана, 838/9 – 841), ревностного последователя тибетского шаманизма (бон-по), буддизм испытал временный упадок, но после насильственной смерти царя новая религия была восстановлена.

К юго-западу от Ташилунпо, недалеко от непальско-тибетской границы, где расположены самые высокие гималайские вершины, включая высочайший в мире пик Эверест (тиб. Джомолунгма), жил ещё один величайший подвижник Тибета — поэт Миларепа (1040 – 1123), принадлежавший к одному из кочевых северных племён. Свои заповеди праведной жизни Миларепа излагал в многочисленных духовных песнях, которые получили широкое распространение в Тибете и Монголии. Позднее были изданы сборники его стихов под названием «Сто тысяч песен Миларепы».

Тибетцы, жившие в районе непальской границы, в основном исповедовали религию бон-по. Существует большой цикл легенд, рассказывающих о религиозных спорах между Миларепой и бонским учителем Наро Бон-чунгом. На росписях в пещерах отшельников и на тибетских танках Миларепа всегда изображался в белых одеждах на фоне снежных гор, погружённым в глубокое сосредоточение. Таким запечатлел его и Н.К. Рерих на полотне «Миларепа слушающий» (серия «Знамёна Востока»). «Пещера Миларепы» (1931) — ещё одна картина, посвящённая подвижнику. XI век, когда жил Миларепа, явился эпохой возрождения буддизма в Тибете. В то время в стране было построено множество монастырей, возникали и монастыри-университеты, по типу индийских.

Следующим великим реформатором буддизма был Цзон-Капа (1357 – 1419), тоже уроженец Северного Тибета, основатель «желтошапочной» школы (гелугпа). Он оставил обширные философские сочинения по буддизму. Цзон-Капа ввёл строгий монашеский устав в тибетских монастырях, основал знаменитый монастырь Ганден. В то время буддийские общины были доступны для всех, без различия возраста, состояния, нравственных и умственных качеств. Школа «желтошапочников» оказалась самой жизненной из всех тибетских буддийских школ и распространилась за пределы Тибета, став преобладающей формой центрально-азиатского буддизма. Н.К. Рерих посвящает этому духовному светочу картину «Дзон-Капа» (серия «Знамёна Востока»), изобразив его медитирующим на каменном мендонге.

Далее обратимся к путевым дневникам Рерихов и узнаем, как приняла их самая высокогорная страна мира.

20 сентября 1927 года путешественники встретили первый тибетский пост и вошли на территорию Тибета. Им предстоял путь по северному высокогорью Чантанг («Северная равнина»), представляющему собой область горных равнин, пересечённых могучими снежными хребтами; на значительной части плато полностью отсутствовал растительный покров, это был район резкоконтинентального климата.

Самый трудный период экспедиции оказался необычайно плодотворным. Николай Константинович писал этюды, запечатлевая суровую природу Тибета. Юрий Николаевич благодаря знанию тибетских наречий собирал сведения о жизни и быте кочевых племён Тибета, об их искусстве и верованиях. Позже он писал, что если бы кому-нибудь захотелось увидеть кочевников такими, какими они были в эпоху Великого переселения народов, то ему следовало бы отправиться в Северный Тибет. Тибетские племена сохранили не только кочевой уклад, но и своеобразные говоры. Они исповедовали древнюю религию бон-по. В тот период существовали две формы бон-по: примитивная религия почитания природы, не имевшая монастырей, ритуалы которой исполнялись странствующими шаманами, и реформированный бон-по, адаптированный к буддизму. Среди верований тибетцев особое место принадлежит Гессериаде — циклу легенд о Гессер-хане. «Для кочевников Восточного и Северного Тибета легенда о Гессере не является просто эпической поэмой, это их религия, их воплощённая надежда на лучшее будущее. » 20 Во время пребывания экспедиции в районе кочевых племён хора Юрий Николаевич обнаружил шестнадцать рукописных томов Гессериады.

Реформированный бон-по подвергся сильному влиянию буддизма и имел большие монастыри, со­зданные по типу ламаистских. Монастырь Шаругён, рядом с которым в течение месяца размещался экспедиционный лагерь, был одним из них. Из дневника Ю.Н. Рериха известно, что монастырь расположен в узком ущелье у подножия живописной гранитной горы. Подход к монастырю охраняла высокая белоснежная ступа. Этот красочный пейзаж с монастырём отображён на нескольких полотнах Н.К. Рериха — «Монастырь Шаругён» (1928); «Шаругён. Тибет» (несколько этюдов, 1928 и 1937); «Шаругён. Бонпо» (1932); «Шаругён» (1937). Белоснежная ступа запечатлена художником на картине «Ступа близ Шаругёна» (1928).

В библиотеке этого монастыря с разрешения главного ламы работал Ю.Н. Рерих. Здесь ему посчастливилось обнаружить священные писания бон-пo: бонский Канджур (140 томов), являющийся, по мнению Юрия Николаевича, имитацией буддийской Трипитаки и подражанием буддийскому Канджуру, и бонский Танджур (160 томов) — комментарии к Канджуру, написанные различными учителями бон-по.

19 января 1928 г. экспедиция была переведена в Нагчу, административный центр района. Наконец, 4 марта, после долгих и трудных переговоров Рерихам разрешили продолжить путешествие в Индию, но только кружным путём — по области Великих Озёр, севернее Трансгималаев. Этот район, с многочисленными следами былого оледенения, где после отступления ледника образовалось множество озёр, представляет большой интерес и для геологов, и для археологов. «. Эта дорога на картах показана лишь пунктиром, — записано в дневнике Н.К. Рериха. — Никто, видимо, по ней не ходил. Есть другая — обычная южная дорога, но тибетское правительство посылает нас именно северной неисследованной тропою. » 21 В течение почти 50 дней экспедиция двигалась в этом направлении, побывав во многих местах, никогда ранее не посещавшихся европейскими и американскими путешественниками. Часть маршрута пролегала по тропе паломников, ежегодно странствующих к священной горе Кайлас. Впоследствии Рерих создал целую серию полотен «Путь на Кайлас».

Вдоль этого пути путешественники встретили много памятников первобытной религии Тибета. Священные места древнего культа представляют собой алтари из грубых камней или памятники в виде менгиров либо кромлехов. Каменные алтари встречаются группами на вершинах гор или перевалах, иногда в уединённых пещерах в виде двух плит с поперечной каменной плитой. Менгиры — это вертикально врытые в землю камни высотой до 4 м и более. Редким типом мегалитических сооружений являются кромлехи — круги из камней. Их возраст, писал Ю.Н. Рерих, можно будет определить только после детальных обследований Тибетского нагорья, но находки древних предметов в окружении этих памятников указывают на начало бронзового века.

Экспедиции Рериха удалось сделать ряд открытий: на пути к Кайласу было обнаружено несколько мегалитических сооружений. Так, в районе Великих Озёр, в урочище Доринг («Длинный камень»), экспедиция обнаружила восемнадцать рядов каменных плит, расположенных параллельно и ориентированных с востока на запад. Их запечатлел Николай Константинович на картине «Доринг. Тибетский менгир» (1928). На западной оконечности этого сооружения находился кромлех, перед менгирами стояли каменные столы — алтари. Этот кромлех зарисовал в своём путевом альбоме и Ю.Н. Рерих. В восточной оконечности мегалита находилась выложенная из каменных плит огромная стрела, направленная на запад. Стрела являлась важным символом в древнем культе природных сил Тибета и связана с почитанием солнца и небесного огня, который символически изображался в виде молнии. Рерихи сравнивали этот памятник с подобным в Карнаке во Франции, что подтверждало их мысли о Великом переселении народов из сердца Азии на Запад.

Аналогичные мегалитические сооружения, открытые экспедицией также в районе Великих Озёр, были построены по тому же плану: кромлех — ряды менгиров — каменное изображение стрелы. Это были первые памятники такого рода, обнаруженные в Тибете.

О том, какой ритуал совершался перед каменными алтарями, можно узнать, изучив обширную литературу древней религии бон-по. Ю.Н. Рерих писал, что «литература Бон является сокровищницей древних верований, относящихся к эпохе переселений, когда предки современных тибетских племён хлынули в горную страну Тибет и принесли свою родовую религию» 22 — поклонение силам природы и небесным светилам.

Исследования областей Северного Тибета, проведённые экспедицией Рериха, показали, что в этих районах всё ещё сохранялось древнее искусство — в изготовлении медных и серебряных предметов по-прежнему использовались мотивы «звериного стиля». Это традиционное искусство кочевников Центральной Азии тибетцы переняли от иранских племён (скифов), когда тем пришлось мигрировать в горы и постепенно смешаться с коренным населением Тибета.

Далее экспедиции предстояло пересечь высокие Трансгималаи в направлении Сага-дзонга, одного из центров Южного Тибета. Трансгималаи — это гигантская горная стена, отделяющая Северный Тибет от Южного. Она малопроходима, и немногочисленные перевалы лежат на колоссальной высоте (свыше 5500 м). Поэтому трансгималайские пути никогда не имели широкого значения, ими пользовались только местные кочевники-скотоводы.

Далее путь экспедиции вновь шёл через Гималаи, за которыми лежали знойные равнины Индии. 28 мая 1928 года путешественники прибыли в Дарджилинг, где работа экспедиции была завершена.

Несмотря на огромные трудности и чинимые препятствия, Центрально-Азиатская экспедиция достигла замечательных успехов. Её итогом стали дневники Н.К. Рериха «Алтай — Гималаи» и Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии», содержащие описание уникальных районов Азии; около 500 этюдов и картин Н.К. Рериха, на которых впервые были запечатлены малодоступные области, величайшие горные перевалы, памятники древней архитектуры, воплощены образы восточных легенд.

Экспедицией был собран богатейший научный материал, послуживший основой дальнейших исследований культурного наследия Азии. С этой целью в 1928 году Н.К. Рерих основал в долине Кулу Гималайский институт «Урусвати». Это было ещё одно великое начинание огненного Строителя и Посланника Иерархии во благо человечества, провозгласившего и утвердившего начало Нового Мира.

* Окончание. Начало в №№ 10, 11, 2010, № 2, 2011, № 10, 2012, №№ 1, 3, 10, 2013, № 4, 2014.

1 Кайлас — вершина на юге Тибетского нагорья (6714 м), считается обителью бога Шивы и является одним из главных мест паломничества в Центральной Азии.

2 Рерих Ю.Н. Тибет — страна снегов // Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы. [Т. 1.] Самара, 1999. С. 258.

3 Рерих Ю.Н. История Средней Азии. Т. 2. М., 2007. С. 282.

5 Рерих Ю.Н. Буддизм и культурное единство Азии. М., 2002. С. 42.

6 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Новосибирск, 2014. С. 105 – 106.

8 Рерих Ю.Н. История Средней Азии. Т. 2. С. 295.

9 Об этом подробно говорилось в предыдущей статье, посвящённой монгольскому этапу Центрально-Азиатской экспедиции (Восход, 2014, № 4).

10 Тибетская форма буддизма — ламаизм — возникла в Тибете в VII веке. В ламаизме получил развитие отсутствующий в иных формах буддизма институт «живых божеств» — концепция перерождения и воплощения божеств буддийского пантеона в реальных земных людей.

11 Авалокитешвара («Владыка, внимающий мольбам страждущих») — величайший Бодхисаттва, изображается многоруким и многоликим; почитается как божественный прародитель тибетцев.

12 Теократия — форма правления, при которой глава государства является одновременно его религиозным главой.

13 Рерих Н.К. Душа народов // Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 152.

14 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 51.

15 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 50.

16 Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара, 1994. С. 262.

18 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 394 – 395.

19 Рерих Н.К. Тернии пути // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 594 – 595.

20 Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. С. 331.

21 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 404.

22 Рерих Ю.Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета // Тибет и Центральная Азия. С. 40.

23 Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. С. 341.

24 Рерих Н.К. Границы Шамбалы // Гималаи — Обитель Света. Адамант. Самара, 1996. С. 84.

25 Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. С. 436.

27 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 401.

29 Там же. С. 408 – 409, 411 – 412.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *