Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Алгоритм перевязки ран

Содержание статьи:

Перевязка раны после операции – это обязательная процедура, которая необходима для быстрого и безопасного заживления без осложнений. Предусматривает очищение кожи, обработку травмированного участка антисептическими средствами, наложение новой стерильной повязки. Неправильные действия при перевязке ран могут спровоцировать развитие опасных осложнений: нагноения, абсцесса, некроза, заражения крови. Именно поэтому крайне важно знать, как правильно сделать перевязку, и понимать алгоритм действий при обработке послеоперационной раны.

Виды перевязки ран

Различают перевязочные манипуляции двух видов:

Техника перевязки раны: 5 основных шагов

В ходе каждой процедуры необходимо проверять поврежденную область на наличие инфекций. Признаками инфицирования являются: сильное нагноение, неприятный запах, изменение цвета. Если присутствует хоть один из симптомов, необходимо обратиться за медицинской помощью. Врач назначит антибиотики или другие лекарства, которые помогут избавиться от инфекции.

Как правильно перевязать раны: важные аспекты

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Правильно выполненная перевязка должна:

Для этого необходимо:

Прежде чем самостоятельно проводить перевязки раны, необходимо обсудить с врачом порядок действий, получить список перевязочных и антисептических средств. Оценить, насколько правильно наложена повязка на рану, может только медицинский работник.Врач должен осмотреть участок, оценить, как заживают раны, при необходимости обработать повреждение дополнительными средствами.

В «СМ-Клиника» вы можете вызвать врача или медсестру на дом. Звоните нам по телефону +7 (812) 210 31 98 – операторы согласуют удобное время визита медика для осмотра, перевязки раны или других медицинских манипуляций, а также подскажут цены на медицинские услуги.

Источник

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Известно ли вам, что современные перевязочные средства не всегда были такими, в каком виде мы их привыкли видеть? История бинта уходит своими корнями в далёкое прошлое — во времена, когда стандартных перевязочных тканей ещё не было и в помине. В древние времена для остановки кровотечений применяли листья целебных растений — лист прикладывали к ране и ждали, пока остановится кровь. Противовоспалительные свойства лекарственных растений давали возможность соблюдать хоть какую-то стерильность, чтобы избежать заражения раны.

Позднее в качестве ваты и бинта стали использовать полоски из кожи и меха. Мех неплохо впитывал кровь, но меховые лоскуты были толстыми и неэластичными. Врачеватели не пытались их наматывать на повреждённую поверхность — меховой бинт-тампон, как и листья растений, просто прикладывали к ране и дожидались, пока остановится кровотечение.

Позже на раны стали накладывать медные пластины — считалось, что медь обладает кровоостанавливающими свойствами. Если цельного медного куска в наличии не было, то применялись любые плоские металлические предметы, в состав сплавов которых частично входила медь. К этому времени уже было известно, что если выше раны наложить сдавливающий жгут, то кровь можно остановить быстрее. Первыми жгутами служили самые обычные кожаные ремешки, которыми мужчины подпоясывали штаны.

Тканевые перевязочные средства пришли в медицину с появлением холстин. Изначально тканевые бинты и повязки появились в южно-европейских широтах — в Древнем Риме и Древней Греции. Солнечная и жаркая погода способствовала тому, что греко-римляне ходили в светлых свободных одеждах из натуральных тканей. Эти же ткани стали нарезать на тонкие полоски и использовать для перевязки ран.

На Востоке передовые перевязочные традиции принадлежат египтянам. В Древнем Египте была выпущена специальная книга советов и рецептов, где прописывали, на какой вид ран нужно накладывать ту или иную повязку. Повязки готовили из набелённых холстин, а раневую поверхность смазывали специальными лекарственными мазями на основе противовоспалительных трав.

Древнеегипетские медики чётко определили, сколько времени должна лежать одна повязка. Именно благодаря регламентированному подходу, раны в Древнем Египте врачевались весьма успешно. Это доказывают мумифицированные тела фараонов и их приближённых — на некоторых из них можно увидеть успешно зажившие раны.

С течением веков стало понятно, что чем тоньше ткань, тем качественнее она впитывает кровь. В высших кругах французской знати для перевязки ран начал использоваться тончайший хлопок — батист. Уже позднее была придумана полупрозрачная хлопчатобумажная кисея — марля, из которой сегодня производятся бинты и марлевые салфетки.

Источник

2.2. Медицинские папирусы

В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенах гробниц и надгробных стелах дают нам представление о медицинских знаниях древних египтян. Поговорим подробнее о двух медицинских папирусах — папирусе Эберса и папирусе Смита.

Папирус Эберса

Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.

Исторические параллели:

Представление о том, что искусство врачевания было даровано людям богами, было свойственно многим культурам Древнего Востока. Именно поэтому медицинские школы создавались при храмах. Египтяне приписывали составление древнейших медицинских папирусов Имхотепу и Тоту, вавилоняне считали, что тайны искусства врачевания впервые поведал людям Оанн, человек-рыба, посланник бога Эа — обитателя вод. В Индии автором священных медицинских текстов считался Брахма (Брама), один из триады высших богов. Легенды и летописи рассказывали о том, что первые медицинские трактаты, открывающие секреты искусства врачевания, падали с неба, передавались мудрецам в форме священных (сакральных) текстов и ритуалов или были найдены в храмах во времена первых царей. Это часто затрудняет датировку древних, античных и средневековых медицинских текстов, дошедших до нашего времени. Например, невозможно определить время написания классического канона тибетской медицины «Чжуд-ши». Согласно преданию, текст его был изречен Буддой и утерян. Много лет он передавался в устной форме, а потом был найден в колонне одного из древних монастырей.

Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, «Средство для изгнания крови из раны», затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: «варить, смешать». В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них — знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной. Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли. Родина этого растения — засушливые области Африки и Мадагаскара. Здесь алоэ достигает 10 м высоты. Нижняя часть его стебля постепенно деревенеет и освобождается от листьев. Этой особенностью объясняется происхождение названия «алоэ древовидный».

Исторические параллели:

Среди множества лекарственных растений в папирусе Эберса упоминается трава Диа-Диа, которая обладает обезболивающими и снотворными свойствами. Под этим именем египтянам была известна мандрагора. Папирус Эберса содержит первое в истории медицины упоминание об этом растении, сок которого египетские хирурги использовали для обезболивания. Искусство получения снотворных и болеутоляющих лекарств из корня мандрагоры позже перешло из Египта в Грецию. Во время хирургических операций древние греки применяли для наркоза губки, пропитанные горячим соком мандрагоры. Вдыхая пары этого сока, больной крепко засыпал. Великий римский врач Гален (IIв. н.э.) писал о том, что настойку корня этого растения ввозили в Рим ежедневно в большом количестве. Римский писатель Фронтинип (Iв. н.э.) писал о мандрагоровом вине, с помощью которого воины Карфагена одержали победу над врагом. Они покинули лагерь и оставили на видном месте вино из мандрагоры, погружающее в глубокий сон. Вернувшись в лагерь, карфагенские солдаты легко одолели спящих противников.

В эпоху средневековья сок мандрагоры был основой наркотического состава для облегчения страданий больных и особенно для проведения хирургических операций. Вот рецепт его приготовления: «Возьми опий, сок незрелой шелковицы, черной белены, болиголова и листьев мандрагоры, смешай с соком, выжатым из стеблей плюща и семян щавеля. Размешай все это в медном сосуде и опусти в него губку. Пусть жидкость кипит до захода солнца в самый жаркий летний день. После того, как губка впитает в себя все содержимое сосуда, она готова к употреблению». Такие губки готовили впрок и хранили до нужного времени. «Когда понадобится, — пишет далее автор, — положи ее на час в горячую воду и держи у ноздрей больного до тех пор, пока он не заснет. Тогда можно приступать к операции». Когда надо было разбудить больного после операции, проведенной под наркозом, это делали с помощью губки, пропитанной уксусом.

Широко применялись в медицинских целях части тела и жир животных. Так, например, мазь для роста волос готовилась из следующих составных частей: сало газели, змеиный жир, жир крокодила, сало бегемота. Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам, В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей. Египетский врач был искусным в косметике, он должен был знать, как можно изменить цвет лица и цвет волос, сделать тело красивым.

В теоретической части папируса Эберса изложены представления о причинах болезней: естественных (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды и т.д.) и сверхъестественных (например, вселение злого духа умершего человека в тело больного), дано описание сердца, сосудов, многих органов и тканей. Перечислены основные методы обследования больного: осмотр, ощупывание и выслушивание. Особое внимание уделено многочисленным «мету» — сосудам, которые поддерживают связь между душой и телом. Один из них, по мнению египтян, шел от z:sinma к сердцу. Этим объясняется обычай погружать мизинец в напитки, приносимые в жертву, позже перешедший из Египта к другим народам Древнего Востока. Отмечена связь между заболеваниями глаз и ушей. Ее объясняли ходом кровеносных сосудов: направляясь к вискам и ушам, они затем следуют к глазам.

Исторические параллели: Если греческие врачи считали вены «происходящими» из печени, то, по мнению египтян, «источником» и «местом стечения» всех сосудов было сердце. В папирусе Эберса нарушение сердечной деятельности описано с помощью выражений, имеющих прямые ассоциации с современными медицинскими представлениями: «побег», «уколы», «забытье». Сердце считалось средоточием кровеносных сосудов, по которым болезнь проникала в организм и распространялась в нем. К сосудам были обращены слова заклинателей:

«Говорю я Вам, о Сосуды, через которые прошла болезнь. ».

«Откройте Ваши устья, о Сосуды. выбросьте из себя болезнь, которая в Вас»

Представление о роли сосудов в распространении болезни и инфекции в организме человека 5ъио развито в медицине Древней Греции, в Александрийской школе эпохи эллинизма и в медицинских трактатах Китая и Индии. Тибетская медицина называет сосуды каналами, через которые в тело приходит болезнь.

В папирусе Эберса говорится и о лечении заболеваний, требующих хирургического вмешательства. При ожогах для перевязки ран предлагается испольн:вать мед, ячмень, масло и воск наряду с такими экзотическими Z.IA нас средствами, как кошачья шерсть и хрящи каракатицы. Необходимым сопровождением этих операций были магические заклинания, молитвы и жертвы богам.

Исторические параллели: Заклинания и священные песнопения традиционно сопровождали ритуалы врачевания или приготовления лекарственных средств в разных странах Древнего мира — Египте, Ассирии, Вавилоне, Персии, Греции. Египетские мифы повествуют о том, что Гор, сын Осириса и Изиды, верховный врач бога солнца Ра, всегда сопровождал лечение священными изречениями и магическими заклинаниями, которые и обеспечивали успех.

Согласно преданию, жена Асклепия, древнегреческого бога врачевания, пела священные песни во время приготовления лекарств. Греческие и римские источники рассказывают о лекарственных средствах, применение которых должно было непременно сопровождаться исполнением священных гимнов. Например, упоминание о средстве от головной боли в сочинении великого философа Платона (V—IVee. до н.э.) звучит :?;ак: «средством этим служит лист, употребление которого однако следует соединять с заклинанием или священной песнью; если употребление листа соединить с этим напевом, то средство это совершенно излечивает; без этой песни лист остается недействительным».

Папирус Эберса содержит одно из самых древних описаний ингаляции, которая рекомендовалась при лечении болезней груди и горла: «растереть растения Гем и Емем, поставить на огонь и поднимающийся пар втягивать через тростинку в течение дня.» А вот описание другого метода ингаляции: «возьми семь камней, накали их на огне; возьми один из них, наложи на него немного этого снадобья и заключи его в новый сосуд с пробитым дном, вставь тростинку в дыру, возьми тростинку в рот так, чтобы ты мог втягивать пар, и съешь потом чего-нибудь жирного, например, жирного мяса или масла».

Древнеегипетские хирурги пользовались разнообразными инструментами, в том числе каменными и металлическими ножами, ланцетами, пинцетами, бритвами и.т.д. Они делали такие сложные операции, как ампутации конечностей, трепанации черепа, операции на позвоночнике. Папирус Эберса упоминает об «открытии зрения в зрачках позади глаз», так называли операцию по удалению катаракты. Однако основные сведения по хирургии содержатся в папирусе Смита.

Исторические параллели:

Упоминая о катаракте; уместно вспомнить о языковых параллелях в названиях болезней, пришедших к нам из древней медицины. В древнеегипетском языке болезнь глаз катаракта называлась «спад воды», а в современном французском, английском и итальянском языках слово «cataracte» обозначает также водопад.

Папирус Смита

Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.). На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления. Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов. На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью.

Исторические параллели: Использование плесени для заживления гноящихся ран на первый взгляд кажется парадоксальным, однако египетским врачам было известно о ее целительном действии. Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного действия. В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.

Изучение медицинских текстов Древнего Египта часто дает основание для интересных сопоставлений и разнообразных исторических параллелей. Приведем еще один пример, также связанный с работами современников и коллег А.Флеминга. Вот рецепт «лекарства от слепоты» из папируса Эберса: «возьми жидкость из глаз свиньи, одну долю сурьмы, одну долю окиси свинца, одну долю дикого меда, смешай все и приготовь порошок, который всыпай в ухо больного, после чего он выздоровеет тотчас». В качестве основного лекарственного средства здесь предложена «жидкость из глаз свиньи». Современные ученые нашли в слезной жидкости человека и животных различные вещества, содержащие биологические активные компоненты, однако целительное действие слез было известно уже в древности из эмпирических наблюдений. Так, в VII в. греком Георгием Писидом был создан Шестоднев, содержащий разнообразные анатомические сведения. Вот как выглядят его рассуждения о значении слез в переводе Шестоднева на русский язык, сделанном в XIVв.: когда они «разливаются», то «помажуть очи, благодаря чему никакой вредности» не удается проникнуть в глаз. Флеминг открыл бактерицидное вещество лизоцим в составе слезной жидкости человека в 1922 г. и долгие годы работал над проблемой выделения этого вещества в чистом виде. Для исследований ему нужны были огромные количества слез, и донорами их стали все его сотрудники и технический персонал лаборатории. Добровольцам закапывали в глаза лимонный сок. После такой процедуры, за которую каждый получал 3 пенса, слезы текли рекой. Однако Флемингу так и не удалось выделить лизоцим. В 1937г. это сделали химики из Оксфорда.

Описания различных повреждений головы, шеи, груди, позвоночника изложены в форме «Наставлений», содержащих рекомендации по лечению этих травм: «Наставление относительно вывиха челюсти», «Наставление относительно перелома руки с зияющей раной». Для лечения переломов использовались шины из тростника и жесткие повязки, которые крепились с помощью бинтов. Эти повязки получали, опуская полотно в алебастр или специальные затвердевающие смолы. Кроме того, лаются советы по диагностике и лечению незаживающих язв. Их лечили прикладыванием различных растительных средств, жиров и минералов. Врачу рекомендовалось наблюдать за ходом заживления и изменять лечение, если понадобится. Раны и травмы подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. В зависимости от того, являлся ли случай сомнительным или безнадежным, врачу рекомендовалось принять одно из решений: «я буду его лечить», «я буду бороться», «я не буду его касаться». Вот пример таких рассуждений: «если ты пользуешь больного, у которого рана на виске, и эта рана зияет, то тогда ты должен исследовать его рану, если ты найдешь его височную кость неповрежденной, то ты должен сказать: эта рана на виске, и это страдание я буду лечить».

В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая. скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить. И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади».

Подобным образом и в наше время хирурги лечат повреждение ключицы: отводят плечи назад и связывают сзади руки больного.

Наряду с рациональными средствами хирурги использовали заклинания. Особенно часто — при лечении серьезных ран и травм. Так, при лечении раны лба, размозжившей часть черепа, папирус Смита рекомендует произносить такие слова:

Изыди враг, который в ране,

Выходи дьявол, который в крови.

Соперник Гора по обе стороны рта Изиды.

Эта крепость не падет,

Нет врагов изнутри..

Я под защитой Изиды,

Мой спаситель — сын Осириса

Вот примеры рекомендаций медицинских папирусов по обследованию больного: «Если ты осматриваешь больного, страдающего желудком, и обнаружишь, что его желудок колеблется под твоими пальцами, как бурдюк, наполненный маслом. — положи свою руку на больного и ударь по ней. ». «Посмотри на свои плечи, на свою грудь. Посмотри наверх, вниз. Если «больной не может это сделать, он страдает вывихом позвонков шеи. ». Однако прежде всего обследование больного было направлено на изучение работы сердца.

Исторические параллели: Упоминания об утраченных медицинских трудах египтян содержат сочинения многих авторов античного мира и эпохи эллинизма. Так, Диодор Сицилийский (I в. н.э.) писал, что в Египте существовал сводный труд по медицине, составленный знаменитыми врачами древности. Климент Александрийский (III в. н.э.) указывал на то, что в Египте существовали отдельные книги, посвященные вопросам анатомии, отдельным болезням, лекарственным травам. Египетский жрец Гораполлон (Ve. н.э.) сообщает, что руководством по лечению всевозможных болезней египетским врачам служила книга «Амбрас», безвозвратно утерянная.

Вероятно, существованием единого древнего источника объясняется то, что папирусы Эберса и Смита, как и другие дошедшие до нашего времени медицинские тексты Египта, содержат много совпадений. Вот, например, фрагмент папируса Эберса, во многом повторяющий приведенное выше рассуждение из папируса Смита: «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног везде касается сердца. Сосуды из него в теле всем. Если их исследует врач любой, жрец любой, маг любой, пальцы его на голове, на затылке, на кисти, на месте сердца. Ищет он сердце по сосудам его». Возможно, египетские врачи умели считать пульс, используя для этой цели клепсидру — водяные часы, известные в Египте уже с середины II тысячелетия до н.э.

Источник

Древнеегипетская медицина

Двадцатипятилетний египтянин по имени Птахор, живший во II тыс. до н. э., был скульптором и трудился над украшением стен одной из гробниц Долины царей. Однажды Птахор переел на ночь бобов и утром не смог выйти на работу, так как у него болел живот. В «рабочем городе», где жил Птахор и другие строители (совр. Дейр эль-Медина), был свой врач, в обязанности которого входило лечить мастеров. Врач пришел, и Птахор пожаловался ему на боль в животе. Врач вспомнил, что говорят об этом папирусы, возложил руку на живот Птахора и обнаружил, что живот того подобен литаврам. «Так, это либо бог Сет, соединившийся с тобой во сне и заставивший тебя забеременеть от своего ядовитого семени, либо ты переел бобов на ночь и это оцепенение еды, — решил врач. — Тебе надо принять зерна фиников, отжатые в старом пиве, и я прочитаю четыре раза изгоняющие заклинания». «О, лекарь, повтори, пожалуйста, что ты сказал, я не расслышал тебя», — попросил Птахор. «Ты еще и глухой в придачу. Тебе надо взять красную охру, лист дерева има, тонко измельчить в свежем масле бехен и наложить на ухо». «Спасибо тебе, лекарь! — воскликнул Птахор. — И раз уж ты пришел сюда лечить меня, посмотри, у меня на ноге появилось какое-то пятно, красное, словно Нил в период разлива». «Птахор, да ты достал уже! Иди и обмажься калом гиппопотама!». В общем, Птахор выздоровел и вернулся к работе, и все у него было хорошо, даже до сорока лет дожил и внуков дождался.

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Древнеегипетская медицинская система считается древнейшей из записанных. От цивилизации Древнего Египта остался целый жанр — «медицинские папирусы» — по сути полноценные медицинские трактаты, и это не считая художественных произведений, биографий и хроник, дополняющих общую картину мелкими деталями. Источники позволяют нам установить, что египтяне страдали от самых разных болезней и скрупулезно их описывали, пытались найти от каждой лечение, но болезни с неявными симптомами представляли для них загадку. В медицинских папирусах упоминаются сотни различных болезней и методов лечения. Кроме того, если египетский мастер прогулял работу, его заставляли писать объяснительную и брать больничный в поликлинике, в этих объяснительных часто попадается болезнь под названием «песок попал в глаза».

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Знаменитый Папирус Эдвина Смита — один из самых значимых медицинских папирусов. Около 1550 г. до н.э. Содержит рациональные приемы и методы лечения, рассматривает 48 видов травм, дает рекомендации по их лечению и прогноз в выздоровлении. Описываются следующие процедуры: закрытие раны со швами (для ран губ, горла и плеча), профилактика и лечение инфекции с медом, и остановка кровотечения сырым мясом. Кстати, то, что издалека слегка напоминает арабский, — египетская иероглифическая скоропись.

Вообще медицинские папирусы жанр интересный. Мы можем датировать каждый конкретный список довольно точно, но остается только догадываться, насколько древний сам текст. Древнеегипетская культура была не самой динамичной из известных, так что знания накапливались, вероятно, веками, если не тысячелетиями, переписываясь снова и снова.

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Лечение в Древнем Египте представляло собой крепкий синтез магии и терапии. Как правило, они применялись в совокупности по принципу: «Магия действенна вместе с лекарственным средством, лекарственное средство действенно вместе с магией». В разных папирусах разное соотношение магии и науки, например, в папирусе Смита всего одно заклинание — от чумы. Встречаются и источники, утверждающие, что магия действенна сама по себе. Магия, как ни странно, заключалась в экзорцизме, то есть в изгнании из тела больного «демонов», которые вызвали болезнь. То есть диагностика заключалась в том, чтобы по симптомам установить, какой конкретно демон засел в теле больного, после чего прогнать его заклинаниями и лекарствами.

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Лечение мигрени путем привязывания к голове пациента глиняного крокодила.

Благодаря папирусам, нам известны сотни, если не тысячи рецептов древнеегипетских лекарств. Некоторые из них довольно простые:

Другое средство для желудка: мед 1; масло «бехен» 1; смола теребинфа 1; вино 1; приготовить в качестве массы, сварить, съесть.

Другие содержат до нескольких десятков различных ингредиентов разной степени вменяемости:

Другое (средство): сандарак 1, смола «меншу» 1, растение «аам» 1; измельчить в единую массу. Затем ты должен найти семь камней; ты должен нагреть их в огне; ты должен взять один из них и положить на него некоторое количество этого средства. Затем ты должен накрыть его новым сосудом, дно которого просверлено; в это отверстие ты должен вставить тростниковую трубочку; свой рот ты должен приложить к этой трубке, чтобы глотать средство. Подобное (проделать) по отношению к каждому камню! Затем ты должен съесть нечто жирное в форме жирного мяса или масла или жира.

Лечили египтяне в буквальном смысле всеми подручными средствами, начиная от самых тривиальных (мед, молоко, масло, растительные и животные жиры, лекарственные травы, глина, сода и далее до бесконечности) до более чем экзотических (частицы «небесного железа», метеорита — самого дорогого материала в Древнем Египте). Особым ингредиентом древнеегипетских лекарственных средств было дерь экскременты разных животных, в том числе человека и даже мух (што? кал мух — грязь, соскобленная со стены). Современные врачи сильно скептически относятся к этому компоненту и полагают, что вреда от него было сильно больше, чем пользы.

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Коробочка для косметических приблуд царицы Ментухотеп, жены фараона Джехути, ок. 1600 до н.э.

Египетская медицина была тесно связана не только с магией, но и с косметологией. Почти все многочисленные баночки-скляночки-лопаточки под мази и прочие косметические приблуды, о которых можно почитать в этом посте, могли с тем же успехом относиться к медицинским средствам. Например, египтяне отчего-то очень любили лечиться краской для глаз. Разные цвета для разных болезней:

Приходит зеленая краска для глаз, истечение из глаза Хора, истечение, вышедшее из Осириса. Зеленая краска для глаз уже устранила воду, гной, кровь, слабое зрение, слепоту, сокрытие, воздействие бога, мертвеца, мертвой, мужских болезнетворных демонов, женских болезнетворных демонов, (вообще) всех злых вещей, находящихся в глазах (продлить по способностям). Сказать над зеленой краской для глаз; размельчить с продуктом брожения меда; измельчить с кипрской травой; наложить на глаз. Действительно превосходно!

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Обрезание мужчин было нормой, как писал Геродот в своей «Истории». Хотя эффективность этой процедуры редко упоминалась, её отсутствие в других культурах часто отмечалось: об отсутствии обрезания у либерийцев неоднократно говорится в папирусах, а из военных кампаний необрезанные фаллосы привозились в качестве трофеев, что свидетельствует об их непривычности. Правда, другие документы, описывающие инициацию в религиозных обществах через обрезание, позволяют предположить, что эта практика была особенной и не получила широкого распространения. Единственное известное изображение процедуры в могиле врача показывает подростков и взрослых, а не детей.

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Визуализация инструкции по переноске больного.

О хирургии в Древнем Египте нам известно мало, это скорее предмет спекуляций. Египтяне практиковали бальзамирование, при котором внутренние органы трупа извлекаются и помещаются отдельно, то есть можно предположить, что египтяне примерно представляли анатомическое устройство человека, однако не знали функций каждого органа. Например, органом мышления и вообще самым важным ограном человека считалось сердце, как единственный орган, ощутимо реагирующий на происходящее, и его обычно оставляли в груди. Так, например, не особо понятно, что означают «забывчивость сердца, бегство сердца и уколы сердца» — то ли забывчивость, бегство мыслей и угрызения совести, то ли нерегулярный пульс, приступы слабости и колющие боли.

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Бронзовые инструменты для бальзамирования. 600—200 гг. до н.э. Мозг, кстати, удалялся через нос при помощи специальной трубочки.

Я придерживаюсь мнения, что основной раздел хирургии сегодня для нас — полостные операции, был в древности недоступен. Если считать удаление аппендицита самой простой из полостных операций, то первое задокументированное проведение — XVIII век. (Хотя сама идея была и раньше, как с кесаревым сечением). Однако что знала хирургия древности? Вправление переломов, наложение повязок, вскрытие гнойников, прижигание и зашивание поверхностных ран, относительно простые операции на глазах (удаление катаракты тонким бронзовым лезвием), и те же кастрация и обрезание.

В «Наставлении относительно зияющей раны головы, достигшей кости черепа», врачу предлагалось действовать следующим образом:

«Если ты обследуешь человека, имеющего зияющую рану головы, достигшую кости черепа, тебе следует положить руку на рану и ощупать ее. В результате ты обнаружишь, что череп больного не поврежден. Тебе следует сказать в отношении этого больного: он имеет зияющую рану головы; эту болезнь я вылечу».

При лечении этой раны папирус предлагал врачу предпринять разумные и осмысленные меры:

«Тебе следует перевязать рану, положив на нее свежее мясо в первый день; при перевязке тебе следует использовать две полоски полотна, затем используй жир, мед и корпию все последующие дни вплоть до полного выздоровления».

По-другому рекомендовалось поступать в «Наставлении относительно зияющей раны головы, достигающей кости черепа и расколовшей его». Это было гораздо более серьезное повреждение, и обследовать пострадавшего требовалось куда более тщательно. Хотя диагноз был более серьезным, все-таки в лечении можно было попытаться достигнуть успеха, и поэтому в папирусе врачу давался такой совет:

«Тебе следует сказать: эту болезнь я буду стараться вылечить. Когда ты определишь, что череп больного расколот, тебе не следует делать перевязку. Удобным для больного является положение сидя. Сделай ему из чего-либо твердого, как кирпич, две опоры и наблюдай за ним, пока не пройдет критический момент. Тебе следует втирать жир в район головы, шеи и плеч».

Как видим, очень часто лечение тяжелых ран сводится к вполне разумным советам: подождать, не пройдет ли само, главное — не мешать, все равно ничем не поможешь. Эффективность такого лечения, впрочем, была на совести эволюции, а не самого врача.

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Что использовали древние египтяне для перевязки ран

Кстати, выглядит круто. Правда, не имеет никакого отношения к египтянам. Эту модель якобы древнеегипетской стоматологической помощи сделал один европейский врач на рубеже XIX-XX веков. Где он такое видел, пояснить не смог. Ни одной мумии с подобными стоматологическими манипуляциями обнаружить не удалось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *