Что используется для описания объектов которые обладают одинаковыми свойствами
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИрина Чеснова
Похожие презентации
Презентация на тему: » Табличные информационные модели. Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из.» — Транскрипт:
1 Табличные информационные модели
2 Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолетов, поездов и много другое.
3 Хронологические таблицы Основные даты в истории компьютеров Дата Событие г. до н.э.Счеты в Китае г.Суммирующая машина Паскаля г.Счетная машина Лейбница г.Перфокарты Жаккара е годы Программируемая машина Бэббиджа г.Счетная машина Холлерита г.Первая ЭВМ г.Изобретение транзистора г.Появление интегральных схем
4 Таблица Д.И. Менделеева
5 Таблицы составляют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств Укажите объекты и одинаковые свойства объектов
7 Национальный костюм Информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима. Страна Тип платья Головной убор Инструмент Испания Платье Bata de cola Мантилья, кофья-де-папос Гитара, кастаньеты Россия СарафанКокошник, платок Балалайка, гармошка Индия Сари, чоли ДупаттаСитар
8 Наименование граф (верхний заголовок) Наименование строк (боковик или боковой заголовок) Ячейка Строка Графа, столбец В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов. Правильно оформленная таблица имеет следующую структуру: Табличный номер Общий заголовок таблицы
10 1. Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значение свойств объектов. 2. Уточнить структуру таблицы. 3.«Заселить таблицу», перенеся в нее информацию из текста. Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо: При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями. Имена объектов прямой, имена свойств – двойной, а значения свойств – пунктирной линиями.
11 Например: Столица Франции – Париж Глубина озера 3 м. Имя девочки – Маша. Каждое из рассмотренных в этих примерах свойств («столица, «глубина», «имя») характеризуют только один объект. Такие свойства называют одиночными. Очень часто свойство характеризует сразу пару объектов. Такое парное свойство подчеркивают тройной линией. Например: Расстояние от Москвы до Чебоксар – 600 км. У Славы по истории оценка «четыре».
12 Виды таблиц ТАБЛИЦЫ Простые Сложные ТАБЛИЦЫ Объекты-свойства Объекты-объекты-один Объекты-объекты-несколько
13 Антропометрические данные учеников Таблица типа ООС Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)
14 Таблица типа «объекты-объекты-несколько» (ООН)
Что используется для описания объектов которые обладают одинаковыми свойствами
Структура и правила оформления таблицы
Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк.
Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолетов, поездов и многое другое.
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.
Правильно оформленная таблица имеет структуру:
Общий заголовок таблицы
Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.
? — данные неизвестны;
х — данные невозможны;
— данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:
1) выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
2) уточнить структуру таблицы;
3) «заселить» таблицу, перенеся в нее информацию из текста.
При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями. Договоримся подчеркивать имена объектов прямой, имена свойств — двойной, а значения свойств — пунктирной линиями.
Каждое из рассмотренных в этих примерах свойств («столица», «глубина», «имя») характеризует только один объект. Такие свойства будем называть одиночными. Очень часто свойство характеризует сразу пару объектов. Такое парное свойство договоримся подчеркивать тройной линией.
Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные.
Простые таблицы
Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)
Общий вид таблиц типа ОС:
Таблица 2.2 Города Золотого кольца России
Город | Год основания | Основатель | Достопримечательность |
Владимир | 1108 | Князь Владимир Мономах | Церковь Покрова на Нерли |
Суздаль | 1024 | ? | Кремль |
Кострома | 1152 | Князь Юрий Долгорукий | Ипатьев Троицкий монастырь |
Переславль- Залесский | 1152 | Князь Юрий Долгорукий | Плещеево озеро |
Гусь-Хрустальный | 1756 | Орловский купец Аким Мальцов | Первый в России хрустальный завод |
В этой таблице приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.
В таблице представлены объекты «Владимир», «Кострома», Переславль-Залесский» и «Гусь-Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.
В маленьких таблицах (из 3-4 строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице 2.2 города могут быть перечислены в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию годов их основания.
Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то ее можно «повернуть набок» — строки превратить в графы, а графы — в строки.
Таблица 2.3 Города Золотого кольца России
Город | Владимир | Кострома | Переславль- Залесский | Гусь-Хрустальный |
Год основания | 1108 | 1152 | 1152 | 1756 |
Основатель | Князь Владимир Мономах | Князь Юрий Долгорукий | Князь Юрий Долгорукий | Орловский купец Аким Мальцов |
Достопримечательность 1 | Церковь Покрова на Нерли | Ипатьев Троицкий монастырь | Горицкий монастырь | Гусевский хрустальный завод |
Достопримечательность 2 | Дмитровский собор | Торговые ряды | Плещеево озеро | Музей Хрусталя имени Мальцовых |
Достопримечательность 3 | Золотые ворота | Памятник Ивану Сусанину | Синий камень | Озеро на речке Гусь |
Расстояние от Москвы, км | 96 | 326 | 127 | 251 |
Как правило, таблица, в которой много строк и мало граф, бывает удобней, чем таблица, содержащая мало строк, но много граф.
Таблица типа «объекты-объекты-один» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)
В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет сложную (двухъярусную) структуру.
Таблица 2.4 Оценки по информатике учеников 6 класса
Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» строки превращены в графы, а графы — в строки.
Таблица 2.5 Оценки по информатике учеников 6 класса
В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в ее ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.
В таблице «Расстояния между городами» представлены расстояния между парами объектов, принадлежащих одному классу «город», поэтому объекты этого класса занесены и в головку, и в боковик таблицы. В результате головка таблицы «теряет» один уровень, и сама таблица выглядит проще. Эта таблица также относится к типу ООО.
Таблица 2.6 Расстояния между городами (км)
Город | Москва | Петрозаводск | Самара | Казань |
Москва | 0 | 1076 | 1069 | 815 |
Петрозаводск | 1076 | 0 | 2145 | 1891 |
Самара | 1069 | 2145 | 0 | 631 |
Казань | 815 | 1891 | 631 | 0 |
Подобные таблицы есть в атласах автомобильных дорог. Правда, там они оформляются так:
Таблица 2.7 Расстояния между городами
Пример 4
Таблица 2.8 Увлечения учеников 6 класса
Ученик | Детское объединение (секция или кружок) | ||
Компьютерная графика | Танцы | Футбол | |
Баутин Дима | 1 | 0 | 1 |
Голубев Миша | 0 | 0 | 1 |
Куликов Иван | 1 | 1 | 1 |
Радугина Алла | 1 | 1 | 0 |
По этой таблице можно получить представление о том, чем увлекаются ученики 6 класса, какие кружки и секции они посещают. Если ученик увлекается танцами, спортом или компьютерной графикой (посещает соответствующий кружок или секцию), то в нужную ячейку ставится 1, а если нет — 0.
Ячейки этой таблицы содержат числа, но только 0 и 1. Такие таблицы называют двоичными таблицами.
Важная особенность этой таблицы состоит в том, что в ней фиксируются не количественные (сколько?), а качественные свойства (наличие/отсутствие связи между объектами).
Сложные таблицы
Таблица типа «объекты-объекты-несколько» (ООН)
Таблица типа «объекты-объекты-несколько» — это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам. Общий вид таблиц типа ООН:
В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет трехъярусную структуру.
Таблица 2.9 Оценки по информатике и математике учеников 6 класса
Ученик | Предмет | |||||
Информатика | Математика | |||||
I четверть | II четверть | 1-е полугодие | I четверть | II четверть | 1-е полугодие | |
Баутин Дима | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
Голубев Миша | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
Куликов Иван | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Радугина Алла | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
В этом примере пары образуются из объектов, относящихся к классам «ученик» и «предмет». Свойствами здесь являются оценки, полученные учениками за разные периоды учебы.
Попробуем эту же информацию представить иначе. Образуем пары из объектов, принадлежащих классам «ученик» и «период обучения». Свойствами будем считать оценки, полученные учениками по предметам.
Таблица 2.10 Оценки по информатике и математике учеников 6 класса
Из этого примера видно, что объекты и свойства могут меняться ролями: то, что было объектом, становится свойством, и наоборот. Один или другой вариант следует выбирать в зависимости от цели составления таблицы. Например, чтобы проследить за успеваемостью ученика в разные периоды времени по одному и тому же предмету, удобнее воспользоваться таблицей 2.9. А общую картину успеваемости за весь период обучения проще понять с помощью таблицы 2.10. В таблице 2.11 приведен фрагмент сводной ведомости успеваемости учащихся, имеющейся в конце классного журнала.
Таблица 2.11 Оценки по информатике и математике учеников 6 класса
Таблица типа «объекты-свойства-объекты» (ОСО)
В таблице 2.12 приведены антропометрические данные учеников 6 класса. Эта таблица относится к типу ОС.
Таблица 2.12 Антропометрические данные учеников 6 класса
Ученик | Рост (см) | Вес (кг) |
Баутин Дима | 168 | 56 |
Голубев Миша | 159 | 48 |
Куликов Иван | 164 | 60 |
Результаты, показанные ребятами в школьной спартакиаде, приведены в таблице 2.13. Эта таблица относится к типу ООН.
Таблица 2.13 Результаты школьной спартакиады
Ученик | Упражнение | |||
Прыжок в длину с места | Бег на 1000 м | |||
Результат, см | Оценка | Результат, см | Оценка | |
Баутин Дима | 197 | 5 | 220 | 5 |
Голубев Миша | 178 | 4 | 263 | 4 |
Куликов Иван | 159 | 3 | 306 | 3 1 |
Объединим информацию, содержащуюся в таблице 2.12 и таблице 2.13. Для этого «нарастим» боковик таблицы 2.12, вставив после него нужные графы из таблицы 2.13. Получим:
Таблица 2.14 Антропометрические данные и спортивные результаты учеников 6 класса
Ученик | Рост (см) | Вес (кг) | Упражнение | |||
Прыжок в длину с места | Бег на 1000 м | |||||
Результат, см | Оценка | Результат, см | Оценка | |||
Баутин Дима | 168 | 56 | 197 | 5 | 220 | 5 |
Голубев Миша | 159 | 48 | 178 | 4 | 263 | 4 |
Куликов Иван | 164 | 60 | 159 | 3 | 306 | 3 |
В этой таблице свойства «рост» и «вес» не являются парными, они относятся только к объектам класса «ученик». Свойства «результат» и «баллы» характеризуют пары объектов классов «ученик» и «упражнение».
В отличие от таблиц других типов, таблицы типа ОСО нельзя «повернуть набок», так как одиночные свойства объектов обязательно должны находиться в боковике.
Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
Таблица типа «объекты-свойства» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.
Таблица типа «объекты-объекты-один» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
Таблица типа «объекты-объекты-несколько» — это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам.
Таблица типа «объекты-свойства-объекты» — это таблица, содержащая информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Табличные информационные модели
§ 11. Табличные информационные модели
ИНФОРМАТИКА. 6 КЛАССА. БОСОВА Л.Л. ОГЛАВЛЕНИЕ
Правила оформления таблицы
Ключевые слова:
• таблица типа «объекты-свойства»
• таблица типа «объекты-объекты-один»
• вычислительная таблица
• взаимно однозначное соответствие
Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы.
Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.
Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.
1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
2. Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
3. Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк или столбцов.
4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
? — данные неизвестны;
х — данные невозможны;
— данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:
1) выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
2) уточнить структуру таблицы;
3) заполнить таблицу, перенеся в неё информацию из текста.
При выделении в тексте имён объектов, имён свойств и их значений удобно подчёркивать их разными линиями. Договоримся подчёркивать имена объектов прямой, имена свойств — двойной, а значения свойств — пунктирной линией.
Например:
Столица Франции — Париж.
Глубина озера — З м.
Каждое из рассмотренных в этих примерах свойств («столица», «глубина», «имя») характеризует только один объект. Такие свойства будем называть одиночными.
Очень часто свойство характеризует сразу пару объектов. Такое парное свойство договоримся подчёркивать тройной линией.
Например:
Расстояние от Москвы до Чебоксар — 600 км.
У Вовы по истории оценка «четыре».
Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)
Таблица типа «объекты-свойства» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу (рис. 32).
Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов — от количества рассматриваемых свойств.
Пример 1
В таблице 3 приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.
В таблице представлены объекты «Владимир», «Кострома», «Переславль-Залесский» и «Гусь-Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.
В маленьких таблицах (из 3-4 строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице 3 города могут быть перечислены: в алфавитном порядке по возрастанию или убыванию годов их основания.
Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно «повернуть набок» — строки превратить в столбцы, а столбцы — в строки.?
Что именно располагать в заголовках строк и в заголовках столбцов — объекты или свойства, — зависит от конкретной таблицы. Как правило, таблица, в которой много строк и мало столбцов бывает удобней, чем таблица, содержащая мало строк, но много столбцов.
Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)
Таблица типа «объекты-объекты-один» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
Общий вид таблиц типа ООО показан на рис. 33.
В этой таблице заголовоки столбцов имеют сложную (двухъярусную) структуру.
Пример 2
Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» — строки превращены в столбцы, а столбцы — в строки (табл. 5).
В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.
Пример 3
В таблице «Расстояния между городами» представлены расстояния между парами объектов, принадлежащих одному классу «город», поэтому объекты этого класса занесены и в строки, и в столбцы таблицы. В результате головка таблицы «теряет» один уровень, и сама таблица выглядит проще (табл. 6). Эта таблица также относится к типу ООО.
Подобные таблицы есть в атласах автомобильных дорог. Правда, там они оформляются так (табл. 7).
Пример 4
По таблице 8 можно получить представление о том, чем увлекаются ученики 6 класса, какие кружки и секции они посещают. Если ученик увлекается танцами, спортом или компьютерной графикой (посещает соответствующий кружок или секцию), то в ячейку ставится 1, а если нет — 0.
Важная особенность этой таблицы состоит в том, что в ней фиксируются не количественные (сколько?), а качественные свойства (наличие или отсутствие связи между объектами).
Вычислительные таблицы
Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.?
Пример 5
Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «Стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.
Последнюю строку этой таблицы будем называть итоговой. Она предназначена для записи итогов. Итоговая строка имеет заголовок «Итого:» или «Всего:».
В ячейках итоговой строки размещают суммы чисел из соответствующих столбцов. Но эти суммы должны иметь смысл. Так, если сложить все числа в столбце «Количество», то мы узнаем общее количество предметов, входящих в подарочный набор. Общая стоимость набора находится суммированием всех чисел, стоящих в столбце «Стоимость». А вот сумма по столбцу «Цена» не имеет никакого смысла.
Пример 6
Собираясь на пляж, веселые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа, Пончик — 3 литра газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка — 2 литра газировки, доктор Пилюлькин — 1 литр кваса и 1 литр касторки.
Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе??
Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?
Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?
Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» — «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.
Ответ на первый вопрос находится в итоговом столбце таблицы (он имеет заголовок «Всего»). Ответ на второй вопрос — в итоговой строке. Ответ на третий вопрос находится в нижней правой ячейке — на пересечении итоговой строки и итогового столбца.
Обратите внимание, что последнее число может быть получено двумя способами. Узнать, сколько всего напитков взяли с собой человечки, можно, если сложить количество напитков, взятых Незнайкой, Пончиком, Торопыжкой и Пилюлькиным (суммирование по итоговой строке).
Это же число будет получено, если сложить взятое человечками количество кваса, газировки, малинового сиропа и касторки (суммирование по итоговому столбцу).
Эту особенность числа, стоящего в правой нижней ячейке таблицы, можно использовать для контроля своих вычислений.
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц
Ключевые слова:
• таблица типа «объекты-свойства»
• таблица типа «объекты-объекты-один»
• вычислительная таблица
• взаимно однозначное соответствие
Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия. Это значит, что:
1) в этих множествах одинаковое количество объектов;
2) каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества;
3) каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.
В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждом столбце будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.
Пример 7
Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.
В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент», «девочка» — «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный язык», причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие (рис. 34).
В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.
Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу (табл. 11). Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.
В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что:
Маша играет на рояле;
Оля играет на виолончели;
Лена не играет на арфе.
Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия задачи:
Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.
Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским.
Виолончелистка не говорит по-итальянски.
Таким образом, увлечения Маши — рояль и английский, Оли — виолончель и немецкий, Лены — скрипка и французский, Вали — арфа и итальянский.
Вопросы и задания
1. Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.
2. Любое ли словесное описание можно заменить табличной информационной моделью? Приведите пример.
3. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы встречались на уроках в школе.
4. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы встречались в повседневной жизни.
5. Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?
6. Информация каких видов размещается в столбцах таблицы? Можно ли там размещать графические изображения? Приведите пример.
7. К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника?
8. Приведите пример таблицы типа ОС.
9. Приведите пример таблицы типа ООО.
10. В какой жизненной ситуации могут оказаться полезными вычислительные таблицы? Приведите пример.
11. На что следует обращать внимание при заполнении итоговой строки (столбца)?
12. Приведите пример двух классов, объекты которых находятся в отношении взаимно однозначного соответствия.
13. В финале турнира Российской Армии по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, причем разных специальностей: лётчик, танкист, артиллерист, миномётчик, сапёр и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:
1) в первом туре лейтенант выиграл у лётчика, майор — у танкиста, а сержант — у миномётчика;
2) во втором туре капитан выиграл у танкиста;
3) в третьем и четвёртом турах миномётчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор;
4) в четвёртом туре майор выиграл у связиста;
5) победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапёр.
14. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда — тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:
1) Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;
2) парижанка не снимается в кино;
3) та, кто живет в Риме, — певица;
4) Линда равнодушна к балету.
Где живет Айрис и какова её профессия?
Оглавление
§ 10. Знаковые информационные модели
§ 11. Табличные информационные модели