Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах

Техники декоративного рисования

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах Татьяна Воронова
Техники декоративного рисования

В процессе декоративного рисования дети проводят линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения кисти при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги. Но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме.

Такое сопоставление рисования и письма показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.

Сложность вызывает освоение движений, быстро изменяющихся направлений на противоположные. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок, криволинейных форм, зигзагов и др. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандашом и кистью.

Особенность декоративного рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки, необходимый на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия,роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя.

Правильные технические навыки и умения формируются постепенно, от занятия к занятию при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

Однако основным и более интересным для детей является декоративно-прикладное искусство (или народные промыслы России).

Многие ученые подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. В первые годы жизни он начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности.

Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными.

В своей работе я использую несколько разновидностей декоративного рисования:

1.Создание произвольных узоров :

на силуэтах (свитер, варежка, шапочка и т. п.).

Дошкольники знакомятся с принципами композиционного размещения узора (чередование, симметрия, ритм, подчинение узора форме предмета и др.) и учат располагать орнамент на различных формах.

2. Рисованиепо мотивам народных росписей с использованием разнообразных орнаментов:

геометрического (Дымка и Филимоново,

растительного (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан и Гжель, как на геометрических формах и силуэтах, так и на объемных формах.

Рисование по мотивам народных росписей осуществляется циклами,по нескольким этапам:

1. Подготовительный (идет ознакомление с промыслом, его историей, основными предметами, их функциональным назначением, материалом и особенностями изготовления, колоритом, характерными элементами росписи).

• рассматривание произведений НДПИ, репродукций;

• искусствоведческий рассказ педагога,

• организация и проведение выставок в ДОУ,

2. Этап копирования элементов росписи (то есть идет целенаправленное обучение способам рисования).

Методы и приемы: Обязателен показ приемов рисования. В самостоятельной деятельности ребенок в точности повторяет действия воспитателя, то есть копирует образец. Затем несколько раз повторяет его. Каждый элемент рассматривается и копируется на занятии отдельно (по 1 на каждое занятие). Чтобы детям не было скучно выполнять одно и то же действие, должно быть обыгрывание, например, использование образца с прорезью. Воспитатель или дети вставляют в прорезь рисунки, в результате чего образец приобретает законченный вид.

Методы и приемы: детей учат составлять характерный для того или иного промысла узор из уже усвоенных элементов.

На этом этапе также при помощи вариативных эскизов дети знакомятся с характерной композицией (кайма, гирлянда, венок и др.).

Дети учатся составлять (выкладывать из готовых элементов) узор, компоновать элементы, находить наиболее удачное и соответствующее традиции промысла композиционное решение.

Предлагая для росписи различные формы (как геометрические, так и силуэтные, дети учатся чувствовать форму, вписывать узор в силуэт. На этом этапе происходит тренировка изображения, а также обучение детей придерживаться цвета, характерного для той или иной росписи.

Может быть проведено занятие по росписи объемных форм (соответственно, на предыдущих занятиях дети знакомились и лепили по мотивам той или иной народной игрушки). Сохранение обыгрывания, использования игровых ситуаций («Город мастеров», «Умельцы»). Эмоционально-эстетическая оценка детских работ проходит в игровой форме («Ярмарка») – важно, чтобы ребенку нравилась его работа.

3. Этап импровизации.

Дети, имея представление о правилах составления композиции и характерных признаках разных народных промыслов, импровизируют, составляя композиции по мотивам промысла, но не характерной для него. Композиция «Лес, точно терем расписной…» выполняется по мотивам Хохломской росписи. Дети рисуют силуэты деревьев и кустарников и декорируют их элементами хохломской росписи.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.

Задачи обучения декоративному рисованиюв средней группе следующие:

развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;

развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисованииизображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Детям старшей группы можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

Детей необходимо научить:

симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;

использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;

умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

Задачи обучения декоративному рисованиюдетей подготовительной к школе групп следующие:

развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;

развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;

учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;

совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).

В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более, младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.

В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.

В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахФотоотчет «Нетрадиционные техники рисования» Художественное творчество. Как много можно сделать при помощи красок, кисти. Но есть и нетрадиционные техники рисования, которые предполагают.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахЛэпбук «Нетрадиционные техники рисования» Доброго дня, друзья! давно не выходила на сайт, так как нахожусь за тысячи км от дома в солнечном Крыму. Надеюсь найти время и показать.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахНетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобные занятия не только интересны для детей в саду,.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахНетрадиционные техники рисования Мне очень нравится рисовать с детьми используя нетрадиционные техники рисования. Самое главное это очень нравится детям. Начинаем мы с.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахНетрадиционные техники рисования Использование нетрадиционных методов рисования сейчас широко практикуется воспитателями в детском саду. Я решила использовать их в своей.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахНетрадиционные техники рисования «Красная смородина» Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию у детей воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах«Осень». Нетрадиционные техники рисования С нового учебного года начала вести кружок с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик» с использованием различных нетрадиционных.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахОсенний лес-нетрадиционные техники рисования Такой красивый осенний лес и листопад сможет нарисовать каждый ребёнок. Для этого надо взять два белых листа (лучше А4, так как они потоньше.

Источник

Декоративное рисования в разных возрастных группах детского сада

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах

Описание презентации по отдельным слайдам:

Декоративное рисования в разных возрастных группах детского сада

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребёнка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Общими задачами декоративному рисованию, являются : развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать способности различать стили (дымковская, гжель, палех и т.д) в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве; совершенствовать технические навыки кистью и карандашом. формирование эстетического отношения к окружающей действительности, воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров

Младшая группа (от 3 до 4 лет) В младшей группе воспитатель начинает приобщать детей к декоративной деятельности: учит украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птички, козлика, коня и др.), и разных предметов (блюдечка, рукавички).

Средняя группа (от 4 до 5 лет) В средней группе детского сада воспитатель продолжает формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Дымковские узоры

Элементы филимоновской росписи

В возрасте 4-5 лет знакомим детей с городецкими изделиями. Учим выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) В старшей группе воспитатель продолжает знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепляет и углубляет знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомит с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.

В этом возрасте знакомим дошкольников с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учим использовать для украшения оживки.

В старшей группе появляется такое понятие, как декоративная лепка. Воспитатель учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Формирует умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учит расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Подготовительная группа В этом возрасте продолжаем развивать декоративное и совершенствоввать творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). хохлома

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах

Номер материала: ДБ-1079416

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методика проведения занятия по рисованию по возрастам

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группах Лиана Агзамова
Методика проведения занятия по рисованию по возрастам

Методика проведения занятия по рисованию по возрастам

1. Определение понятия. Виды рисования.

Рисование является для детей одним из самых любимых видов дея-тельности. Именно через рисунок ребёнку легче всего передать своё состояние, поделиться своими наблюдениями, высказать своё отношение ко всему, что его окружает.

В детском саду рисование включает три вида:

1. Предметное рисование заключается в изображении отдельных предметов. В рисунке отображаются свойства и признаки конкретного предмета.

2. Сюжетное рисование состоит в придумывании и реализации детьми на плоскости сюжета на определённую тему.

3. Декоративное рисование характеризуется созданием на плоскости орнамента, узора или декоративной композиции по мотивам различных видов прикладного искусства.

2. Сравнительный анализ программных задач по разным возрастным группам.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.

1) Первая младшая группа.

• Обогащение сенсорного опыта детей путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

• Подведение детей к изображению знакомых предметов.

• Привлечение внимания детей к тому, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге.

• Формирование умения различать цвета и правильно называть их; рисовать линии разных направлений и пересекать их, уподобляя предметам (дорожкам, ручейкам).

• Подведение детей к рисованию предметов округлой формы.

• Формирование правильной позы при рисовании.

Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

2) Вторая младшая группа.

• Совершенствование умения правильно держать карандаш, фломастер, кисть. Формирование свободного движения руки во время рисования. Формирование умения набирать краску на кисть, осушать кисть.

• Закрепление названий цветов. Привлечение внимания детей к подбору цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщение детей к декоративной деятельности: украшению узорами силуэтов игрушек и разных предметов.

• Развитие умения ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки.

• Побуждение изображать простые предметы, рисовать прямые линии в разных направлениях, перекрещивать их.

• Подведение детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий.

• Развитие умения располагать изображения по всему листу.

• Закрепление и обогащение представлений детей о цветах и оттен-ках.

• Развитие умения смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Формирование представлений о том, как можно получить эти цвета.

• Закрепление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок.

• Формирование умения закрашивать рисунки, проводя линии и штрихи только в одном направлении; ритмично наносить мазки и штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура. К концу года формирование умения получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

• Формирование умения правильно передавать расположение частей сложных предметов и соотносить их по величине.

• Совершенствование умения передавать в рисунках образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Привлечение внимания детей к отличиям предметов по форме, величине, пропорциям частей.

• Привлечение внимания детей к тому, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости. Формирование умения передавать в рисунке движения фигур.

• Закрепление способов и приемов рисования различными изобразительными материалами.

• Формирование навыка рисования контура предмета простым ка-рандашом; закрепление умения рисовать акварелью, совершен-ствование умения рисовать кистью.

• Знакомство с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (розо-вый, сиреневый). Формирование умения смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

5) Подготовительная группа.

• Совершенствование умения изображать предметы по памяти и с натуры. Развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка.

• Совершенствование техники изображения.

• Совершенствование свободного владения карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнения в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий.

• Формирование умения осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, только пальцами – при рисовании небольших форм.

Развитие представлений о разнообразии цветов и оттенков с опорой на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; формирование умения создавать цвета и оттенки

3. Методика проведения занятия по рисованию (младшая группа).

Материал, используемый в младшей группе при проведении занятий по изодеятельности – это карандаши, восковые мелки, краски, кисти. При этом карандаши выбираем большие и мягкие основного цвета. Кисточки большие, краска обязательно гуашь, разведенная до нужной консистенции (красный, синий, зеленый, желтый, черный).

На первых занятиях по рисованию лучше дать всем детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кисточки и пользования краской. На следующем занятии цвет краски можно поменять, но снова дать всем детям краску одного цвета. Лишь тогда, когда малыши овладеют действиями с кистью и краской, можно ставить на разные столы краски разных цветов; к концу года на один стол нужно ставить краски двух-четырех цветов. При этом используем следующие приемы рисования красками:

— примакивания (листопад, следы);

— протягивание кисточки по листу – сверху-вниз – красивая красная лента, слева-направо – длинная дорога;

— сочетание горизонтальных и вертикальных движений кисточкой

При рисованиикарандашами могут быть использованы следующие приемы:

— горизонтальные (дорожка, ленточки, усы у кота);

— кругообразные линии по спирали (дым из трубы, клубок ниток);

— кругообразные сомкнутые линии (баранки, мяч, шарики).

На занятиях по рисованию необходимо использовать следующие методы и приемы:

1. Наблюдение за объектом изображения, т. е. рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах.

2. Метод пассивных движений используется для того, чтобы ребенок легче овладел соответствующими движениями при рисовании; в воздухе проделывает кругообразные, вертикальные или горизонтальные движения.

3.Показ способов изображения:

— вращательные движения- круги, мячики, шарики, дым;

— однонаправленные движения –горизонтальные: дорожки, линеечки;

Показ часто сопровождается чтением потешек, песенок.

4.Рассматривание книг-сказок с иллюстрациями: «Колобок», «Тере-мок», стихи, потешки «Я пеку, пеку, пеку», альбомов с домашними живот-ными.

4. Методика проведения занятия по рисованию (средняя группа).

У детей пятого года жизни следует развивать эстетическое восприятие, эстетические образные представления, воображение,художественно-творческие способности: умение рассматривать предметы, называть их форму, цвет и его оттенки, величину предмета в целом и его частей.

Необходимо приучать детей выполнять все изображения старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату. Здесь очень многое зависит от взрослого. Он должен быть терпеливым, тактичным; уметь вовремя похвалить ребенка, помочь ему, посоветовать, самому порадоваться его достижениям.Следует помнить: у каждого ребенка свой темп развития, свои достоинства и трудности.

На одном занятии целесообразно предлагать рисовать не один, а не-сколько предметов одинаковой формы. Изображая несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют величину предметов и их положение в пространстве, одновременно приобретая уверенность, свободу движений, что способствует проявлению творчества.

Дети пятого года жизни лучше, чем ранее, могут изображать и отдельные предметы, и несложные сюжеты, содержанием которых могут стать объекты природы, сюжеты сказок, игровые действия. Сюжеты для рисования следует предлагать только с учетом имеющихся у детей впечатлений. Можно предлагать рисовать детям то, что они сами захотят (по замыслу). При этом их внимание надо обращать на расположение изображений на листе бумаги.

Дети создают индивидуальные и коллективные композиции.

Детей продолжают знакомить с изделиями народного искусства: с дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности, составные части узора. Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять ее особенности. Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта.

Для освоения изображения предметов важно, чтобы дети умели выделять основную форму предмета и его части. Поэтому при обучении рисованиювоспитатель использует различные приемы: наблюдение, обследование, показ способов изображения, объяснение. Предпочтение отдает наблюдению за предметами, выделению их формы с целью ее последующей передачи.

Детей учат не просто смотреть на предмет, а обследовать его различ-ные свойства. Сначала воспитатель сам обследует предмет, привлекая детей к ответам на отдельные вопросы, а затем все больше предоставляет им самостоятельность.

Воспитатель перед рисованием показывает прием очерчивания пальцем контура предмета, затем его выполняют дети, издали глядя на предмет. Движения такого рода дети повторяют по нескольку раз, чтобы рука освоила их. Повторяют этот прием до тех пор, пока дети сами не будут прибегать к нему.

Обучая детей декоративному рисованию, воспитатель помнит, что освоение элементов узора вместе с тем и освоение какого-либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность поупражняться. Повторение мазков, точек, полос в узоре равномерно.

В тех случаях, когда узор создается по образцу, прежде всего воспитатель дает возможность увидеть его в целом, затем выделяет элементы, называет их. Сухой кисточкой указывает на образце повторные мазки, точки, изображая их движением, уточняет последовательность выполнения. Показ способов создания узора потребуется только на первых порах и тогда, когда дети освоят новый технический прием, например нанесение мазков прижиманием кисти плашмя. Если они осваивают только расположение узора, имеется в виду, что элементы знакомы, показ излишен.

Слово в сюжетном рисовании играет ведущую роль, так как главное внимание воспитатель направляет на развитие у детей воображения, замысла, на поиск самостоятельных средств.

Четырехлетние дети проявляют все больший интерес к рисункам сверстников. Важно вызывать у них положительную эмоциональную реак-цию на полученные результаты, учить радоваться общим успехам, поддер-живать интерес к работам товарищей и желание самостоятельно их рассматривать и оценивать. Дети могут рассказать о своей работе, объяснить, почему им понравилась работа товарища. Кроме общегруппового рассматривания рисунков после занятия, воспитатель в свободное время заводит с детьми разговор около стендов с работами, спрашивает, кому что нравится, высказывает свое мнение и поясняет, почему ему нравится тот или иной узор, изображение, развивая у детей умение оценивать рисунки но эстетическим достоинствам.

5. Методика проведения занятия по рисованию (старшая группа).

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятель-ного творчества детей. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.

В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе.

В старшей группе дети могут научиться изображать лишь несложные движения живых объектов.

Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям. Рисование с натуры в старшей группе не требует обычно дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов, например неотрывной штриховки хвои при рисовании ветки ели, или показа рисования сангиной, когда она внесена впервые.

После рассматривания натуры воспитатель объясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы выяснить, поняли ли ребята объяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из них, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем, кто начал работать неправильно.

Использование картин на занятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приема-ми.

Образец, изготовленный воспитателем, используется в старшей группе главным образом в декоративном рисовании. В зависимости от целей рисования методика использования образца может быть различной. Для точного повторения он дается в тех случаях, когда дети знакомятся с каким-либо новым композиционным приемом или элементом узора.

Часто использование натуры, картины, образца требует показа способов изображения. Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Всегда следует какую-то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми. Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей. Например, объясняя детям, как нарисовать грузовую машину, воспитатель начинает рисунок с кабины, которая является центром построения рисунка, затем рисует все основные части машины, детям остается самостоятельно изобразить лишь мелкие детали. Такой же показ основного построения предмета и при рисовании других предметов, когда их изображение дается вновь.

Употребляется и частичный показ. Например, при рисовании двух- или трехэтажного дома, где дети учатся, как изображать многоэтажные дома, располагая рядами окна, воспитатель не рисует весь дом. На заранее нарисованном прямоугольнике он показывает, как легкой линией отделить один этаж от другого и над этой линией рисовать ряд окон. Все окна тоже не следует рисовать, так же как не рисуются крыша, переплеты окон и другие детали. Детям предлагается вспомнить, какие дома они видели, и рисовать так, как им хочется.

Дошкольники старшей группы с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями. Это говорит о возросшем интеллекте детей и способности к самостоятельному мышлению.

6. Методика проведения занятия в подготовительной группе

В подготовительной к школе группе большое место отводится рисованию с натуры. Дети 6-7 лет способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные её особенности. Дети могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе зрительного восприятия предложенного и знакомого ранее предмета. В изобразительном искусстве рисунок начинается с лёгкого наброска – положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что часто ведёт к нарушению пропорций. Поэтому следует учить ребят воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.

Сначала дети учат анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно они начинают делать это самостоятельно. На первых занятиях воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило – наметить лёгкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Педагог помогает лишь сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе разнообразна и натура, и её постановка.Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. В качестве натуры могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера.Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Рисование с натуры развивает чувство композиции при передаче пространства. Дети овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании натуры окружающей природы. Например,они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней – река, далее – поле, а там, где небо сходится с землей, видна узкая полоска леса и нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Пустота между землей и небом исчезает.

Картина как средство обогащения представлений и знаний детей широко используется в подготовительной группе в предварительной работе перед началом рисования. Воспитатель обращает внимание на то, как художник разделил картину на две части – землю и небо; как изображены предметы в нижней части; почему отдельные предметы рисуются выше, почти без деталей. Ребята разделяют лист тонкой линией и начинают рисовать.

На картине они видят разнообразные оттенки неба, и после показа воспитателем приема размыва краски сами стараются нарисовать небо с облаками, тучами, восходом и заходом солнца.

Рекомендуется использовать на занятиях картины и репродукции картин известных художников, доступных детям по содержанию и изобразительным средствам.

Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного прикладного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, цветом, различными элементами росписи. Образец дается, если надо выделить для показа какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения.

Например, воспитателю надо научить детей рисовать завиток – непременный элемент хохломской росписи. Он рисует на полоске узор, со-стоящий из одних завитков, и предлагает детям скопировать его. Иногда образец может быть использован при предметном и сюжетном рисовании, для обогащения рисунков детей разнообразными деталями формы.

Показ приемов рисования в подготовительной группе прово-дится реже, чем в других группах, т. к. дети могут усвоить на основе словесного объяснения. Воспитатель может частично показать приемы рисования, если это необходимо. Он может частично показать изгиб ноги в колене при ходьбе или беге. При обучении новым техническим приемам показ необходим. Воспитатель учит детей работать красками и карандашами, например, размывать краски на большой поверхности, накладывать мазки или штрихи по форме предмета, пользоваться новыми материалами – сангиной, пастелью.

При анализе рисунков дети в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале педагог спрашивает ребят, правильно ли выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки. У ребят появляется самокритичность.

Воспитатель поощряет в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т. е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.

Таким образом, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахМетодика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Рисовать мои дети любят все без исключения, даже те, кто в начале года не особо горели этим желанием. За семь месяцев плодотворной работы.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахМетодика проведения НОД по аппликации в младшей группе «Мчится ракета на другую планету» Цель: учить детей составлять изображение из деталей; правильно располагать предметы на листе бумаги. Задачи: закрепить умение различать.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахМетодика проведения НОД по ИЗО лепка в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла» Цель: учить детей изображать фигурку куклы на основе приобретённых навыков лепки. Задача: продолжать упражнять в лепке округлых и продолговатых.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахМетодика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахМетодика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группе Цель: расширить представление детей о диких животных. Задачи: формировать знания детей о том где обитают ежи, чем питаются, воспитывать.

Что используется в декоративном рисовании во всех возрастных группахНОД «Вы видите, идут цветочные часы». Методика проведения наблюдений с детьми в природе (фотоотчёт) В течение лета стараемся периодически организовывать целевые прогулки к цветнику и на луг. Детям такие прогулки доставляют большую радость,.

Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *