Что испытывает человек когда вешается
Рассказы самоубийц
В то время как души людей, естественным путем, испытывают в том мире облегчение и даже радость, души самоубийц, напротив, попав в тот мир, испытывают там смятение и страдание. Один специалист в области самоубийства выразил этот факт следующей меткой фразой: «Если вы расстаетесь с жизнью с мятущейся душой, то и в тот мир вы перейдете с мятущейся душой». Самоубийцы накладывают на себя руки, чтобы «покончить со всем», а оказывается, что там-то все для них только начинается.
Некоторые возвращенные к жизни самоубийцы описывали, что после смерти они попадали в какую-то темницу и чувствовали, что здесь они останутся на очень долгий срок. Они сознавали, что это им наказание за нарушение установленного закона, согласно которому каждому человеку надлежит претерпеть определенную долю скорбей. Самовольно свергнув с себя возложенное на них бремя, они должны в потустороннем мире нести еще большее.
Сорокасемилетняя Беверли рассказывала, как она счастлива, что осталась живой. Будучи еще ребенком, она переносила много горя от своих жестоких родителей, которые ежедневно издевались над ней. Уже будучи в зрелом возрасте, она не могла без волнения рассказывать о своем детстве. Однажды в семилетнем возрасте, доведенная своими родителями до отчаяния, она бросилась головой вниз и разбила себе голову о цемент. Во время клинической смерти ее душа видела знакомых детей, окруживших. ее бездыханное тело. Вдруг вокруг Беверли засиял яркий свет, из которого неизвестный голос сказал ей: «Ты сделала ошибку. Твоя жизнь не тебе принадлежит, и ты должна вернуться». На это Беверли возразила: «Но ведь никто не любит меня и никто обо мне не хочет заботиться». – «Это правда, – ответил голос, – и в будущем никто не будет заботиться о тебе. Поэтому научись сама заботиться о себе». После этих слов Беверли увидела вокруг себя снег и сухое дерево. Но тут откуда-то повеяло теплом, снег растаял, и сухие ветки дерева покрылись листьями и спелыми яблоками. Подойдя к дереву, она стала срывать яблоки и с удовольствием есть их. Тут она поняла, что как в природе, так и в каждой жизни есть свои периоды зимы и лета, которые составляют единое целое в плане Творца. Когда Беверли ожила, она стала по-новому относиться к жизни. Став взрослой, она вышла замуж за хорошего человека, имела детей и была счастлива (Melvin Morse, MD, Closer to the Light Ivy Books, published by Ballantine Books, 1990. «To Hell and Back», 1993, стр. 184).
Рай и ад
Многочисленные случаи из житий святых показывают, как это другого рода пространство «прорывается» в пространство нашего мира. Так, жители острова Еловый видели душу святого Германа Аляскинского, восходящую в огненном столпе, а старец Серафим Глинский – восходящие душу Серафима Саровского. Пророк Елисей видел, как пророк Илия был взят на небо в огненной колеснице. Как ни хочется нам своей мыслью проникнуть «туда», она ограничена фактом, что те «места», находятся вне нашего трехмерного пространства.
Так, например, в сообщениях д-ра Георга Ритчи, Бетти Мальц, Матрица Раулинга и других фигурирует и ад – «змеи, гады, невыносимый смрад, бесы». В своей книге «Возвращение из завтра» д-р Ритчи рассказывает о случившемся с ним самим в 1943 году, когда он видел, картины ада. Там привязанность грешников к земным желаниям была неутолима. Он видел убийц, которые были как бы прикованы к своим жертвам. Убийцы плакали и просили у погубленных ими прощения, но те не слышали их. Это были бесполезные слезы и просьбы.
Томас Уэлч (Thomas Welch) рассказывает, как, работая на лесопилке в Портланде, штат Орегон, он поскользнулся, упал в речку и оказался придавленным огромными бревнами. Рабочим потребовалось больше часа, чтобы найти его тело и достать из-под бревен. Не видя в нем никаких признаков жизни, они сочли его умершим. Сам же Томас в состоянии своей временной смерти оказался на берегу необъятного огненного океана. От вида несущихся волн горящей серы он остолбенел от ужаса. Это была геенна огненная, описать которую нет человеческих слов. Тут же, на берегу геенны огненной, он узнал несколько знакомых лиц, которые умерли раньше него. Все они стояли в оцепенении от ужаса, глядя на перекатывающиеся огненные валы. Томас понимал, что уйти отсюда нет никакой возможности. Он стал жалеть, что раньше мало заботился о своем спасении. О, если бы он знал, что ждет его, он бы жил совсем иначе.
В это время он заметил кого-то, идущего вдали. Лицо незнакомца отображало великую силу и доброту. Томас сразу понял, что это Господь и что только Он может спасти его душу, обреченную в геенну. У Томаса возникла надежда, что Господь заметит его. Но Господь шел мимо, смотря куда-то вдаль, «Вот-вот Он скроется, и тогда всему конец» – подумал Томас. Вдруг Господь повернул Свое лицо и взглянул на Томаса. Это все, что надо было – лишь один взгляд Господа! В одно мгновение Томас оказался в своем теле и ожил. Еще он не успел открыть глаза, как явно услышал молитвы рабочих, стоявших вокруг. Много лет спустя Томас помнил все, что увидел «там» во всех мельчайших подробностях. Этот случай невозможно было забыть (свой случай он описал в книжице «Oregon’s Amazing Miracle», Christ tor the Nations, Inc., 1976).
Пастор Кэннет Хейджин (Kenneth Е. Hagin) вспоминает, как в апреле 1933-го года, когда он жил в Маккиней, штат Техас, его сердце перестало биться, а душа вышла из тела. «После этого я стал спускаться все ниже и ниже, и чем больше я спускался, тем темнее и жарче становилось. Потом еще глубже я начал замечать на стенах пещер мерцание каких-то зловещих огней – очевидно, адских. Наконец, большое пламя вырвалось и потянуло меня. Уже много лет прошло с тех пор, как это случилось, а я до сих пор как наяву вижу перед собой это адское пламя.
Достигнув дна пропасти, я почувствовал около себя присутствие какого-то духа, который начал вести меня. В это время над адской тьмой прозвучал властный Голос. Я не понял, что он сказал, но почувствовал, что это – глас Бога. От силы этого голоса затрепетало все преисподнее царство, как листья на осеннем дереве при дуновении ветра. Тотчас дух, толкавший меня, выпустил меня, и вихрь понес меня обратно наверх. Постепенно опять стал светить земной свет. Я оказался снова в моей комнате и впрыгнул в свое тело, как человек впрыгивает в свои брюки, Тут я увидел свою бабушку, которая начала говорить мне: «Сыночек, а я думала, что ты умер».
Через некоторое время Кеннет стал пастором одной из протестантских церквей и посвятил свою жизнь Богу. Этот случай он описал в брошюре «Мое свидетельство».
Но вот наконец появился Ангел и спросил: «Каково тебе, брат?» – «Ты обманул меня! – воскликнул страдалец. – Не три часа, а многие годы я здесь в невыразимых мучениях!» – «Что за годы?! – переспросил Ангел, – прошел лишь один час, и тебе надлежит еще помучиться два,часа». Тогда страдалец начал умолять Ангела вернуть его на землю, где он согласен страдать сколько угодно лет, лишь бы уйти из этого места ужасов. «Хорошо, – ответил Ангел, – Бог проявит к тебе великую Свою милость».
Оказавшись опять на своем болезненном ложе, страдалец с той поры уже с кротостью терпел свои страдания, помня адские ужасы, где несравненно хуже (из писем Святогорца, стр. 183-я, письмо 15-е, 1883 год).
Вот рассказ про двух друзей, из которых один ушел в монастырь и вел там святой образ жизни, а другой остался в миру и жил греховно. Когда друг, живший греховно, внезапно умер, его друг-монах стал молить Бога открыть ему участь его товарища. Однажды во сне явился ему умерший друг и стал рассказывать о своих невыносимых мучениях и о том, как неусыпающий червь гложет его. Сказав это, он приподнял свою одежду до колена и показал свою ногу, которая вся была покрыта страшным червем, снедавшим ее. От ран на ноге исходил такой ужасный смрад, что монах тотчас проснулся. Он выскочил из келий, оставив дверь открытой, а смрад из келий разлился по всему монастырю. Так как от времени зловоние не уменьшалось, то всем монахам пришлось переселиться в другое место. А монах, видевший адского узника, всю свою жизнь не смог избавиться от прилепившегося к нему смрада (из книги «Вечные загробные тайны», издание Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне).
В противоположность этим картинам ужаса, описания Неба всегда светлы и радостны. Так, например, Фома N., ученый мировой известности, утонул в бассейне, когда ему было пять лет. К счастью, один из родственников заметил его, достал из воды и отвез в больницу. Когда остальные родственники собрались в больнице, доктор объявил им, что Фома скончался. Но неожиданно для всех Фома ожил. «Когда я оказался под водой, – рассказывал потом Фома, – то почувствовал, что лечу сквозь длинный туннель. На том конце туннеля я увидел Свет, который был настолько ярким, что можно было осязать его. Там я увидел Бога на троне и внизу людей или, вероятно, ангелов, окружающих престол. Когда я приблизился к Богу, Он сказал мне, что мое время еще не пришло. Я хотел было остаться, но внезапно очутился в своем теле». Фома утверждает, что это видение помогло ему найти правильный жизненный путь. Он захотел стать ученым, чтобы глубже постичь сотворенный Богом мир. Несомненно, он сделал большие успехи в этом направлении (Melvin Morse, MD, Closer to the Light Ivy Books, published by Ballantine Books, 1990. «To Hell and Back,» 1993, стр. 167).
Бетти Мальц в своей книге «Я видела вечность», вышедшей в 1977-ом году, описывает, как сразу после смерти она оказалась на чудесном зеленом холме. Ее удивило, что имея три операционных раны, она стоит и ходит свободно и без боли. Над ней яркое синее небо. Солнца нет, но свет повсюду. Под босыми ногами – трава такого яркого цвета, какого на земле она не видела; каждая травинка как живая. Холм был крутой, но ноги двигались легко, без усилия. Яркие цветы, кусты, деревья. Слева от нее – мужская фигура в мантии. Бетти подумала: «Не Ангел ли это?» Они шли, не разговаривая, но она поняла, что он не был чужим и что он знал ее. Она чувствовала себя молодой, здоровой и счастливой. «Я чувствовала, что я имею все, чего когда-либо желала, была всем, чем когда-либо хотела быть, шла туда, где я всегда мечтала быть». Потом перед ее взором прошла вся ее жизнь. Она увидела свой эгоизм, и ей было стыдно, но она чувствовала вокруг себя заботу и любовь. Она и ее спутник подошли к чудесному серебряному дворцу, «но башен не было». Музыка, пение. Она слышала слово «Иисус». Стена из драгоценных камней; ворота из жемчуга. Когда ворота на мгновение приоткрылись, она увидела улицу в золотом свете. Она никого не видела в этом свете, но поняла, что это – Иисус. Она хотела войти во дворец, но вспомнила отца и вернулась в тело. Это переживание привело ее ближе к Богу. Она теперь любит людей.
Святой Сальвий Альбийский, галльский иерарх шестого века, вернулся к жизни после того, как был мертв большую часть дня, и рассказал своему другу Григорию Турскому следующее; «Когда келья моя сотряслась четыре дня тому назад и ты увидел меня мертвым, я был поднят двумя ангелами и отнесен на высочайшую вершину Неба, и тогда под моими стопами, казалось, виднелись не только эта жалкая земля, но также солнце, луна и звезды. Затем меня провели через ворота, которые сияли ярче солнца и ввели в здание, где все полы блестели золотом и серебром. Свет тот описать невозможно. Место это было наполнено людьми и простиралось так далеко во все стороны, что конца ему не было видно. Ангелы расчистили передо мною путь сквозь эту толпу, и мы вошли в то место, на которое наш взгляд был направлен еще тогда, когда мы были недалеко. Над этим местом парило светлое облако, которое было светлее солнца, и из него я услышал голос, подобный голосу вод многих.
Потом меня приветствовали некие существа, одни из которых были облачены в священнические одежды, а другие в обычное платье. Мои сопроводители объяснили мне, что это были мученики и другие святые. Пока я стоял, меня обвеивало такое приятное благоухание, что, как бы напитанный им, я не ощущал потребности ни в еде, ни в питье.
Затем голос из облака сказал: «Пусть этот человек вернется на землю, ибо он нужен Церкви». А я пал ниц на землю и заплакал. «Увы, увы, Господи, – сказал я. – Зачем Ты показал мне все это только для того, чтобы снова отнять у меня?» Но голос ответил: «Иди с миром. Я буду призирать на тебя, пока не возвращу тебя вновь в это место». Тогда я плача пошел обратно через ворота, в которые вошел».
Другое замечательное видение Неба описано святым Андреем Христа ради юродивым, славянином, жившим в Константинополе в девятом веке. Однажды во время суровой зимы святой Андрей лежал на улице и умирал от холода. Вдруг он ощутил в себе необычайную теплоту и увидел прекрасного юношу с лицом, светящимся, как солнце. Этот юноша повел его в рай, на третье Небо. Вот что св. Андрей рассказывал, вернувшись на землю:
«По Божественному изволению я пребывал в течение двух недель в сладостном видении. Я видел себя в раю, и здесь я дивился несказанной прелести этого прекрасного и дивного места. Там находилось множество садов, наполненных высокими деревьями, которые, колыхаясь своими вершинами, веселили мое зрение, и от ветвей их исходило приятное благоухание. Эти деревья нельзя уподобить по красоте ни одному земному дереву, В тех садах были бесчисленные птицы с золотыми, белоснежными и разноцветными крыльями. Они сидели на ветвях райских деревьев и так прекрасно пели, что от их сладкозвучного пения я не помнил себя.
После этого мне показалось, что я стою наверху небесной тверди, передо мной же ходит какой-то юноша со светлым, как солнце, лицом, одетый в багряницу. Когда я последовал за ним, то увидел высокий и красивый крест подобный радуге, а кругом его – огнеподобных певцов, которые воспевали и славословили Господа, распятого за нас на кресте. Шедший предо мною юноша, подойдя ко кресту, поцеловал его и дал знак и мне, чтобы я сделал то же. Лобызая крест, я наполнился несказанной радости и почувствовал благоухание сильнее прежнего.
Какая радость объяла меня при созерцании лица Его, того нельзя словами и выразить; Даже и теперь, при воспоминании о том видении, я преисполняюсь неизреченной радостью. В трепете я лежал перед своим Владыкой. После сего все небесное воинство воспело предивную и неизреченную песнь, а затем – не понимаю и сам, как я снова очутился в раю».
(Интересно добавить, что когда святой Андрей, не видя Девы Марии, спросил, где Она, Ангел объяснил ему: «Ты думал увидеть здесь Царицу? Ее здесь нет. Она сошла в бедственный мир – помогать людям и утешать скорбящих. Я показал бы тебе Ее святое место, но теперь нет времени, ибо тебе надо возвратиться».)
Итак, согласно житиям святых и рассказам в православных книгах, душа попадает на небо уже после того, когда она покинула этот мир и прошла пространство между этим миром и Небом. Нередко это прохождение сопровождается кознями со стороны бесов. При этом всегда Ангелы ведут душу на Небо, и она никогда не попадает туда самостоятельно. Об этом писал и святитель Иоанн Златоуст: «Тогда ангелы отвели Лазаря. ибо душа не сама собой отходит к той жизни, что для нее невозможно. Если мы, переходя из города в город, имеем нужду в руководителе, то тем паче нуждаться будет в путеводителях душа, исторгнутая из тела и представляемая к будущей жизни». Очевидно, современные рассказы, о свете и о местах дивной красоты передают не действительные посещения этих мест, а лишь «видения» и «предвкушения» их на расстоянии.
Подлинное посещение Неба всегда сопровождается явными знамениями Божественной благодати: иногда дивным благоуханием, сопровождаемым чудесным укреплением всех сил человека. Например, благоухание так напитало святого Савелия, что ему более трех дней не требовалось еды и питья, и только когда он рассказал об этом, благоухание исчезло. Глубокий опыт посещения Неба сопровождается чувством благоговения перед величием Божиим и сознанием своего недостоинства. При этом личный опыт Неба недоступен точному описанию, потому что «не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на ум человеку, что приготовил Бог любящим Его» и «теперь мы видим как бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же у видим лицом к лицу» (1 Кор. 2:9 и 13:12).
Александр Милеант,
Из книги «На пороге жизни и смерти».
Выбери жизнь со Христом!
«Ибо так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16)
«Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор. 30:19-20)
Самоубийцы, вернувшиеся с того света
Каждый миг в мире происходит попытка суицида. Известны слова одного из выживших: «Когда ты летишь с моста понимаешь, что все твои проблемы решаемы. Кроме одной — ты уже летишь с моста»
10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств. В год покончить с собой пытается больше 25 миллионов человек. Умирает каждый шестой. Большинство выживает. Что могут сказать выжившие тем, кого посещают суицидальные мысли? Чем можно помочь тем, кто совершил попытку суицида?
Отвечают те, кто выжил, с антисуицидального сайта pobedish.ru, и психолог, директор Христианской службы психологической помощи «Свеча» Александра Имашева.
Вторая попытка… жить или умереть?
Бытует мнение, что все самоубийцы перед самой смертью стараются как-то спастись – висельники пытаются нащупать ногой откинутый табурет, бросившиеся из окна – за что-то схватиться. Но это верно не для всех. Многие не стараются и даже сопротивляются попыткам их спасти. Это – как раз те, кто в будущем скорее всего повторит попытку самоубийства. Даже после того, как они заглянули в лицо смерти, они продолжают испытывать безнадежность и душевную боль. Можно ли им помочь и поддержать, постараться отвратить от новой попытки самоубийства? Можно!
Что не нужно делать:
– Осуждать и критиковать за попытку суицида. Помните: человек совершил ее от сильнейшей душевной боли и чувства безысходности, он не нашел другого выхода. Критика только усилит эти чувства.
– Играть на чувстве вины. Нельзя играть на чувстве вины: как ты мог, ты не подумал о своих ближних, ты думал только о себе, ты эгоист. Ни в коем случае нельзя виноватить. Чувство вины еще никого и никогда не побуждало жить, зато в петлю загоняло не раз.
– Обесценивать чувства и проблемы неудавшегося самоубийцы. Этим часто «грешат» родители спасенных подростков: заявляют им, мол, все твои проблемы яйца выеденного не стоит. Им кажется, что они подбадривают своего ребенка, а на самом деле тот только острее ощущает, что его никто не понимает и его переживания никому не интересны. Это только укрепит подростка в мысли, что нужно повторить попытку.
– Запугивать. Не надо угрожать неудавшемуся самоубийце адом за его попытку, расписывать грядущие бесконечные мучения. Ему и так плохо, ему нужна поддержка и доброта, а не прокурорские речи. Напоминание про то, что самоубийство – смертный грех, подходит для профилактики суицида, если известно, что человек верующий. Это многих действительно удерживает. Но после попытки самоубийства этого делать нельзя, иначе человек почувствует себя окончательно обреченным, а если так – какой смысл жить?
Что нужно делать:
Главное – выразить ему свои теплые чувства и любовь, сказать о том, что он важен и нужен, что он очень дорог для того, кто с ним рядом, для своей семьи. Не упрекать, говоря, что он не подумал о чувствах своих ближних, а рассказать, как он любим, как его ждут дома, как всем плохо без него.
Второе. Найти хорошего врача-психотерапевта и уговорить пройти курс лечения психотерапией и антидепрессантами. Если человек так упорен в своих намерениях, то вполне возможно, что у него настоящая депрессия, которая требует серьезного лечения.
Третье. Досконально выяснить, что толкает человека на новую попытку. И если в основе этого лежит некая реальная проблема – сделать максимум для ее решения, или, по крайней мере, проявить всю свою добрую волю к этому. Прямо сказать: мне, твоей жене, твоему другу не все равно, что ты хочешь умереть, мы будем очень горевать. Давай хотя бы ради нас попробуем как-то вместе решить твою проблему, поискать другие выходы. Нужно, чтобы он почувствовал, что рядом с ним есть «группа поддержки».
Не должно быть «заговора молчания» вокруг его попытки самоубийства. Не надо специально об этом напоминать, но если он сам об этом заговорит – обязательно выслушать его и поговорить с ним на эту тему. А то в таких случаях очень любят увести разговор в сторону, перевести его на другое или начать ахать «ой, не надо об этом, забудь поскорее, не вспоминай». Надо! Человек совершил, может быть, самый страшный поступок в своей жизни и очень понятно, что ему хочется и надо об этом поговорить. Поддержите его в этом!
Не нужно устраивать нарочитый контроль: не оставлять его одного, если он идет из одной комнаты в другую, демонстративно идти за ним. Но нужно последить, чтобы человек не страдал от одиночества, и если он просит вашего общества – нужно бросить все и побыть с ним.
Бывает, что человек специально просит оставить его в одиночестве. Не нужно сопротивляться этому («нет, я буду сидеть с тобой рядом!»), но не нужно и оставлять его одного надолго. Лучше всего – сказать ему что-то вроде «хорошо, ты посиди один в комнате, а я буду недалеко, на кухне, зови, если что» или «мне очень хочется побыть с тобой, если ты не хочешь, мы не будет разговаривать, будем каждый заниматься своим делом, просто побудем вместе».
Нужно, чтобы он ощущал, что кто-то рядом есть и кто-то за него переживает. Недаром самоубийства чаще всего совершаются поздней ночью или рано утром, когда человек чаще всего один и во власти своих мыслей. Должна быть установка: я рядом, я всегда рядом, когда тебе нужно, днем и ночью, и всегда тебе помогу.
Жить — это классно! Я только сейчас поняла. Чувствовать, как воздух набирается в лёгкие, как сердце бьётся, мышцы напрягаются. Я могу ходить, говорить, а кто-то ведь не может. Сейчас мне в комнату светит солнце, и птицы орут. И всё же это счастье — дышать.
Анастасия, 18 лет
Группы риска
Женщины пытаются покончить с собой в четыре раза чаще, чем мужчины. Однако мужские попытки самоубийства заканчиваются смертью в четыре раза чаще, чем женские. Связано это с теми способами, которые выбирают мужчины и женщины. Женщины чаще пытаются отравиться, и «промахиваются» с дозой, в то время, как мужчины выбирают иные, более смертоносные способы.
– Мужчины 20-35 лет. Это менее распространенная группа, но тем не менее, ее можно выделить. Основная причина суицидов тут – неумение справиться с задачами, которые подкидывает жизнь, человеку кажется, что к этому возрасту уже полагается что-то достичь, а этого нет – вот и депрессия, вот и попытка суицида.
– Одинокие люди. Недостаток социальной поддержки может довести человека до самоубийства. Люди, у которых нет семьи, нет дружеской поддержки, малое количество социальных связей, не могут получить поддержку тогда, когда она им нужна.
– Тяжелобольные. Лидеры по суицидам в этой области – больные ВИЧ, онкобольные, страдающие депрессией. Следует отметить, что в состоянии депрессии совершается 60% всех самоубийств. Суицидальные мысли – один из симптомов депрессии.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Асфиксия
Асфикси́я (от др.-греч. ἀ- — без и σφύξη — пульc; буквально — отсутствие пульса), или удушье, — кислородное голодание организма и избыток углекислоты в крови и тканях, например, при сдавливании дыхательных путей извне (удушение), закрытии их просвета отёком, падении давления в искусственной атмосфере (либо системе обеспечения дыхания) и т. д.
В литературе механическую асфиксию определяют как «кислородное голодание, развившееся в результате физических воздействий, препятствующих дыханию, и сопровождающееся острым расстройством функций центральной нервной системы и кровообращения…» или как «нарушение внешнего дыхания, вызванное механическими причинами, приводящее к затруднению или полному прекращению поступления в организм кислорода и накоплению в нем углекислоты».
Содержание
Первая помощь
Традиционно используют принудительное вдувание воздуха в лёгкие больного. Этот способ, названный «рот в рот» и «рот в нос», используется повсеместно в качестве немедленной помощи до приезда врача.
Виды асфиксии
Традиционно асфиксию разделяют на:
Выделяют следующие виды:
Виды механической асфиксии
Стенотическая
Повешение
Удавление петлёй
Удавление петлей — вид странгуляционной асфиксии, представляет собой сдавление шеи петлей перехлёстнутыми свободными концами, при помощи закрутки (почти всегда посторонней рукой, самоудавление встречается крайне редко) или гарротой.
В Чехии чтится святая Людмила, которая была удушена платком собственной невестки, такова была гибель Айседоры Дункан из-за попавшего в колесо шарфа, который намотался на колесо её кабриолета. На территории Западной Украины членами СБ ОУН применялось «путование» — когда двое человек затягивают верёвку на шее жертвы в разные стороны.
В странах Арабского Востока в Средние века существовал особый вид казни — «милость султана». Эта казнь применялась к лицам благородного происхождения и заключалась в том, что султан присылал провинившемуся чиновнику шёлковый шнурок, которым впоследствии чиновника душили.
Удавление частями тела
Удавление частями тела человека — вид странгуляционной асфиксии; происходит при сдавливании органов шеи пальцами рук или между предплечьем и плечом или между бедром и голенью.
Генезис протекания смерти аналогичен удавлению в целом. Для данного вида удушения характерны особые следы на поверхности кожи. От пальцев рук на шее возникают небольшие кровоподтеки круглой или овальной формы, число их варьируется, но обычно колеблется от шести до восьми. Иногда на фоне кровоподтека образуются дугообразные или короткие полосовидные ссадины от ногтей.
Объём и выраженность внутренних повреждений значительно больше, чем наружных. Как правило, это массивные и глубоко расположенные излияния, сосудисто-нервные пучки, пищевод. При прокладывании между руками и шеей мягких предметов наружные повреждения могут отсутствовать, также следы отсутствуют, если жертва находилась в беспомощном состоянии.
При сдавлении между бедром и голенью, плечом и предплечьем, наружные повреждения не возникают, а внутри наблюдаются обширные кровоизлияния, повреждение хрящей гортани, переломы рожков подъязычной кости, щитовидного хряща. У грудных и новорождённых детей часто ссадины располагаются на задней поверхности шеи, так как рука взрослого обхватывает шею ребёнка целиком.
Невозможно самоубийство подобным способом и невозможно случайное удавление с летальным исходом.
Удавление потерпевшего собственной одеждой
Нередко применяется при удушающих захватах в различных единоборствах, однако в таких случаях к смерти не приводит ввиду того, что потерпевший может остановить поединок, прежде чем потеряет сознание.
Обтурационная
Закрытие отверстий рта и носа
Закрытие отверстий рта и носа — вид обтурационной асфиксии, возникает в результате закрытия дыхательных отверстий частями тела или мягкими предметами.
Если происходит закрытие рта и носа руками, то остаются следы от давления пальцев в виде ссадин, кровоподтеков. Ранки следует также искать на слизистой губ с внутренней стороны, так как они могут образовываться от прижатия губ к зубам. Уплощение носа имеет место, когда тело лежит лицом вниз на чём-либо мягком, во рту обнаруживаются посторонние частички (перья от подушки, текстильные волокна).
При внутреннем исследовании виден ряд признаков острой смерти: тёмная жидкая кровь в области сердца, кровоизлияния слизистых дыхательных путей.
Этот вид убийства используется в отношении людей, находящихся в беспомощном состоянии, детей, но следует отметить, что данный вид задушения может произойти по неосторожности, у лиц в состоянии алкогольного опьянения, больных эпилепсией и даже у грудных детей.
В новейшей истории наиболее популярным способом убийства путём удушения предварительно связанного пленника является полиэтиленовый пакет.
Задушение инородными телами
В рамках этого вида выделяют: задушение пищевыми массами, чаще всего рвотными у людей в состоянии алкогольного опьянения. Задушение кровью при её аспирации у пострадавших с переломами основания черепа, резанными ранами гортани. Утопление тоже традиционно не принято рассматривать в разделе механической асфиксии. Задушение сыпучими телами диагностируется по частичкам, оставшимся в дыхательных путях, пищеводе и желудке.
Компрессионная асфиксия
Компрессионная асфиксия — удушение от сдавления грудной клетки и живота сыпучими веществами или массивными предметами. Подобные смерти характерны во время землетрясений, обвалов, сходов ледников, лавин и иных катастроф, в результате производственных и транспортных травм, сдавления в толпе… Таким способом умертвляют своих жертв гигантские удавы — боа, питоны и анаконды.
В данном случае происходит нарушение не внешнего дыхания, а всего кровообращения: венозная кровь не поступает в лёгкие, переполненные обогащённой кислородом кровью, утончение стенок сосудов и, как следствие, отёк лёгких. На коже и груди погибших обнаруживаются полосчатые кровоизлияния, повторяющие рельеф складок одежды, а также частицы песка, земли, грунта. Возможны переломы рёбер, разрывы внутренних органов — печени, сердца, селезёнки, кровоизлияния в полости тела.