Что исследует общая педагогика
Общая педагогика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Объект и предмет общей педагогики
Общая педагогика изучает законы передачи социального опыта старшими поколениями и активного усвоения этого опыта младшим.
Педагогика – одна из самых древних наук. На протяжении всей человеческой истории формировалась и развивалась педагогика народная. Со временем, людей, которые занимались обучением и воспитанием, стали называть педагогами. Обобщение накопленной педагогической практики дало развитие педагогики в качестве отдельной науки, изначально входящей в состав философии.
Объектом изучения педагогике является человек, который развивается в процессе воспитания и возникающих отношений.
Предметом педагогики являются сами воспитательные действия и отношения, которые оказывают влияние на развитие человека.
Общая педагогика как научная дисциплина изучает теоретические основы педагогического процесса, который направлен на гармоничное развитие личности.
Задачи общей педагогики
Основные задачи общей педагогики направлены на формирование эффективной педагогической системы во всех сферах человеческой жизни. К таким задачам относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
В процессе решения данных задач педагогика реализует свои главные функции:
Роль личности в педагогике
Педагогика – это в первую очередь наука о человеке. И объект познания в ней – человек, который развивается в результате педагогической деятельности
Человеческая личность в педагогике рассматривается с разных позиций:
Общая педагогика изучает воспитательные действия и отношения, которые обеспечивают развитие индивида. Под таким развитием понимается процесс внутренней последовательной трансформации физического, психического, духовного потенциала человека, который обеспечивает реализацию его сущности, назначения, личностное становление.
Личность представляет собой системное свойство человека, качественные характеристики индивида. Проблема личности в педагогике рассматривается с точки зрения трансформации и проявления ее педагогических свойств, таких как воспитанность, образованность, развитость. Помимо этого, педагогика занимается изучением социализации личности, т.е. процесса и результата возникновения у человека социально детерминируемых педагогических образований.
Общая педагогика рассматривает личность не как пассивный объект, наполняемый социальным опытом, а как субъект педагогической системы и общественных отношений, проявляющий активность в усвоении опыта и формирующий самого себя, лично несущий ответственность за свою жизнь.
Педагогика
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании и обучении человека.
Содержание
Историческая справка
Другие определения
Педагогика (трактовки разных авторов):
Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении
Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).
Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование.
Методология педагогики— система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.
Объект и предмет педагогики
Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Задачи научной педагогики
Научная педагогика по проф. В. В. Кумарину [3] ставит перед собой следующие задачи:
2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.
3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.
4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.
Структура педагогики
Педагогика содержит разделы:
Что исследует общая педагогика
1.1. Педагогика как наука, еë предмет и задачи.
1.2. Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).
1.3. Структура педагогической науки.
Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие «Введение в профессионально-педагогическую деятельность», а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.
Педагогика это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог производное от греческих слов «пейда» ребенок, «гогес» вести, буквально «детоводитель», «детовожатый».
Современная наука «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает «детовождение». Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.
Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.
Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика в широком смысле влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.
В узком смысле педагогика целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.
Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Методы исследования способы решения научно-педагогических задач.
Объект педагогики человек.
А.С. Макаренко ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Предмет педагогики это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Система педагогических знаний взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.
Категории педагогической науки
Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.
В широком социальном значении:
это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);
В узком социальном значении:
это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).
В широком педагогическом значении:
специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);
В узком (локальном) педагогическом значении:
это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).
Образование
Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола «образовывать» и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. Даль), создавать нечто новое, целое.
Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.
Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком смысле.
В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».
Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.
Главный критерий образованности системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.
В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования обучение.
Обучение
Обучение конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента преподавание и учение.
Преподавание (деятельность учителя) | Учение (деятельность ученика) |
Преподавание передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;
Учение усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Существует точка зрения, что обучение это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение со стороны деятельности ученика.
Развитие
Развитие это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);
Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.
Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)
Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.
Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Формирование
Формирование это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека личность.
Человек существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.
Личность субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.
Структура педагогической науки
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
Общая педагогика
Учебное пособие по «Общей педагогике» представлено как система теоретического материала и тестовых заданий с целью подготовки студентов к итоговому контролю в форме интернет-тестирования, а также может быть использовано для проведения текущего контроля оценки знаний по конкретным темам дисциплины. В учебном пособии отражены современные подходы к развитию педагогической науки и практики.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая педагогика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
РАЗДЕЛ I. Педагогика как наука
Тема 1: Общее представление о педагогике как о науке
Объект, предмет и функции педагогики. Педагогика как часть мировой культуры. Социальная потребность в воспитании, развитии и обучении. Научные знания как основа управления педагогическим процессом развития личности.
Если обратиться к этимологическому анализу слова педагогика, то можно увидеть, что оно греческого происхождения paidagogike и состоит из двух слов pais ( paidos) — дитя и ago — веду, т.е. детоводство или детовождение. Существует множество определений педагогики. Вот некоторые из них. Педагогика — это не что иное, как область человеческой деятельности о воспитании человека. Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогика — наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности. Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
Как область научного знания педагогика оформилась значительно позже, чем появилась потребность в воспитании. Многие ученые, занимавшиеся вопросами возникновения воспитания, несмотря на разные подходы к его истокам, все же были едины в том, что это, прежде всего, социальное явление. Потребность в воспитании появляется лишь у разумного человека, связанного нитями общения с другими людьми и обществом в целом. Человечество смогло выжить лишь благодаря опыту, переданному из поколения в поколение. Поэтому главная социальная функция воспитания состоит в передаче культурно — исторического опыта подрастающим поколениям, овладение ими трудовыми умениями, а также опытом отношений и поведения.
Прежде чем педагогика оформилась как теоретическая дисциплина, она должна была подтвердить свой научный статус, реализуясь на практике в различных воспитательных системах, теориях и концепциях. Педагогика зародилась в недрах мифологии, народного творчества. Мифы, притчи, обряды, сказания, предания, пословицы и поговорки — в них можно было найти правила научения, приобщения детей к взрослой жизни. Но это были еще далеко не научные знания, а лишь практический опыт.
Как теоретическая наука педагогика многое взяла из философии и религиозных учений. Вопросами образования, воспитания человека занимались такие выдающиеся философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Конфуций, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др. Стоит вспомнить беседы Сократа с учениками, открытие Платоном Академии. Начиная с XV века, появляются философско-педагогические произведения: Т. Мор «Утопия», Э. Роттердамский «О первоначальном воспитании детей», Ж. — Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Но ученые-философы лишь затрагивали вопросы образования человека в рамках гуманистически-просветительской традиции. Обобщение передового педагогического опыта начинается с XVII века. Немецкий педагог Ф. Ратке (1571 — 1635) разработал критерии педагогических исследований, содержание понятия образования. Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) обобщил существующий педагогический опыт и внес свой вклад в развитие педагогической мысли, обосновав принципы обучения и воспитания, создав систему всеобщего образования, независимо от расовой и религиозной принадлежности, разработав классно-урочную систему обучения в школе. Плодом его практических и научных изысканий стала книга «Великая дидактика». Ф. Фребель (1782-1852) в своей книге «Воспитание человека» сформулировал законы воспитания, увидев в последнем потенциал для развития творческих способностей человека. И. Песталоцци (1746-1827) доказал, что педагогический процесс невозможно осмыслить без знания психологических основ личности обучаемого. И.Ф. Гербарт (1746 — 1841) ратовал за то, чтобы педагогика стала суверенной наукой, «центром отдельной области мышления и не была на задворках других наук». Гербарт разрабатывал основы дидактики и впервые выдвинул идею воспитывающего обучения. А. Дистервег (1790 — 1866) сформулировал два важных и взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — принцип природосообразности и культуросообразности. Он утверждал, что в образовании необходимо учитывать условия места и времени, где родился и живет человек, всю современную культуру.
Из отечественных педагогов существенный вклад в развитие педагогики внесли П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.
Во второй половине XX века наблюдается не только интеграция педагогики как науки с другими областями научного знания (философией, психологией, социологией, физиологией, экономикой), но и дифференциация, указывающая на неоднородность и специфику педагогического знания. В результате дифференциации выделяются самостоятельные отрасли и дисциплины педагогики.
Что же необходимо для того, чтобы определенная область действительности оформилась как наука? Наука — это сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и систематизация объективных знаний действительности. У любой науки есть свой объект и предмет исследования, функции и задачи, законы и закономерности, методы исследования, категориальный аппарат. Таким образом, необходимо определить несколько условий для оформления определенной области знаний в научную область: 1) выделен, обособлен и зафиксирован предмет изучения; 2) для его изучения применяются объективные методы исследования; 3) зафиксированы объективные связи между факторами, процессами, составляющими предмет изучения; 4) установленные законы и закономерности позволяют предвидеть развитие изучаемых процессов.
Объектом науки принято считать категорию, обозначающую некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания. В.А. Сухомлинский писал, что педагогика «станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимобусловленности педагогических явлений». Под объектом педагогики понимается реальность, воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний. Однозначного подхода к объекту педагогики у ученых, педагогов не существует. Так, в учебнике «Общая педагогика» под ред. В.А. Сластенина и др. говорится, что объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. О.С. Гребенюк и М.И. Рожков в учебнике «Общие основы педагогики» объектом изучения педагогики называют человека, так как педагогика относится к наукам о человеке, гуманитарным наукам и подчеркивают, что изучая человека, педагогика выделяет в человекознании свой собственный аспект — педагогические явления и педагогические факты. Педагогическое явление — это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определенных педагогических целей и задач. Педагогический факт — это сведения о наблюдаемой педагогической действительности, данные педагогических измерений. Б.И. Коротяев в своей монографии «Педагогика как совокупность педагогических теорий» определяет объект педагогики как целенаправленный процесс формирования личности и коллективов.
Предметом науки принято считать наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой. Многие науки изучают образование, но для них это всего лишь прикладное исследование, но сущностные аспекты образования не исследуются. Это прерогатива педагогики. По мнению В.А. Сластенина, педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни, разрабатывает технологию организации этого процесса, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различные виды деятельности учащихся, способы взаимодействия педагога и ученика. Таким образом, предметом педагогики является целостный педагогический процесс, направленный на развитие и формирование человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания. О.С. Гребенюк и М.И. Рожков, определяя предмет педагогики, видят главную его составляющую в управлении процессом развития личности и индивидуальности и в организации социальной среды. Предметом педагогики является целенаправленное воздействие на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности. При этом авторы данного определения не исключают из определения предмета педагогики целостного педагогического процесса. У каждого педагогического исследования может быть свой предмет, отражающий то явление, которое изучает педагог. Это и противоречия, и закономерности, и отношения, технологии организации и осуществления педагогического процесса. Таким образом, определив общий объект и предмет исследования в педагогике, стоит сказать о том, что объект конкретного научно — педагогического исследования дает ответ на вопрос: что рассматривается? Тогда как предмет исследования отмечает, что конкретно рассматривается в объекте исследования (новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта).
Педагогика представлена не только научным знанием (разработанными учеными теориями, концепциями, законами и закономерностями), но и педагогической практикой. Поэтому, определяя функции педагогики, руководствуются тем, что педагогика — это взаимодействие теоретического и практического знания. Обычно выделяют две функции педагогики: теоретическая и технологическая. Теоретическая функция реализуется 1) на описательном уровне (теоретически изучаются, описываются и объясняются сущность, противоречия, закономерности, причинно-следственные связи целостного педагогического процесса; анализируется, обобщается и интерпретируется педагогический опыт); 2) на диагностическом уровне (проводится диагностика состояния и результатов педагогических процессов, определяется эффективность деятельности учителя и учеников, условий, обеспечивающих эту эффективность); 3) на прогностическом уровне (осуществление экспериментальных исследований и построение на их основе моделей преобразования педагогической действительности; научное обоснование предполагаемых изменений на том или ином уровне преобразований; создание теорий обучения и воспитания, моделей педагогических систем, опережающих образовательную практику). Технологическая функция также представлена тремя уровнями: 1) проективный (разработка методических материалов); 2) преобразовательный (внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику); 3) рефлексивный и корректировочный (оценка результатов внедрения научных достижений в практику и соответственно последующая коррекция влияния теоретических разработок на практическую деятельность). Любая система одновременно функционирует и развивается, поэтому очевидно единство функций педагогики, обеспечивающих управление функционированием и управление развитием системы образования.
В некоторых учебниках, например, в учебнике Г.М. Коджаспировой «Педагогика» называются три функции педагогики: научно-теоретическая, конструктивно-техническая и прогностическая. Автор самостоятельно выделяет прогностическую функцию, придавая ей особое значение. Отмечается, что в научной теории отслеживаются перспективы развития всей науки, ее отдельных направлений, появление и развитие новых. На основании этого получила свое развитие новая отрасль педагогики — педагогическая футурология.
Педагогические науки классифицируются на фундаментальные, методические, специальные, практико-ориентированные. К фундаментальным наукам в педагогике относятся: история педагогики, общая педагогика, дидактика, теория воспитания, управление образовательными системами. Общая педагогика исследует общие закономерности образования и средства решения педагогических задач. История педагогики занимается изучением вопросов исторического развития педагогической науки и практики. Дидактика (теория обучения) — научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом — закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения. Теория воспитания — научная дисциплина, объектом которой является целенаправленный процесс формирования личности в коллективе, а предметом — его свойства, закономерности, отношения, педагогические технологии. Управление педагогическими системами (педагогический менеджмент) — это самостоятельная дисциплина об основах управления и организации деятельности образовательных учреждений. К методическим наукам относят методики обучения и методики воспитания. Методики обучения — это частные методики преподавания отдельных предметов (истории, иностранного языка, математики, физической культуры и др.). К специальным наукам относят коррекционную педагогику, пенитенциарную педагогику. Коррекционная педагогика включает лечебную педагогику (направленную на сохранение здоровья детей, их лечения и реабилитацию), дефектологию (направленную на работу с детьми, имеющими задержки в психическом развитии), сурдопедагогику (работа со слабослышащими детьми), тифлопедагогику (работа со слабовидящими и незрячими детьми), логопедия (работа по исправлению дефектов речи), олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми). Пенитенциарная педагогика (изучает специфику и закономерности процесса воспитания несовершеннолетних правонарушителей). Иногда выделяет кондуктивную педагогику, ориентированную на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Занятия в группах по 6-7 детей всегда проводит один человек — кондуктор, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т.д. К практико-ориентированным наукам (отраслевая педагогика) относят социальную педагогику, профессиональную педагогику, производственную педагогику, семейную педагогику, сравнительная педагогика. Социальная педагогика — рассматривает социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных. Впервые термин социальная педагогика был введен в 19 в. Ф.А. Дистервегом. Профессиональная педагогика — объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Как составные части профессиональной педагогики развиваются педагогика профтехобразования, высшей школы, среднего специального образования. Производственная педагогика — изучает закономерности, содержание, формы, методы, средства непрерывного профессионального образования, обучения работающих, переориентации их на новые профессии, повышения производственной квалификации; ориентирована, прежде всего, на систему переподготовки и повышения квалификации кадров. Семейная педагогика — объектом изучения является процесс формирования личности в семье. Сравнительная педагогика — занимается изучением тенденций и закономерностей обучения и воспитания у разных народов в различных странах. Можно также говорить о развитии музейной педагогики, театральной, инженерной, военной, спортивной, музыкальной. Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, правилах поведения и воспитания, обычаях, обрядах и традициях. Религиозная педагогика — направление, изучающее вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях той или иной религии: христианства, ислама, иудаизма и др. Гуманистическая педагогика — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в США как выражение идей гуманистической психологии. Основная тенденция этого педагогического направления — придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицания принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Педагогика сотрудничества — направление, возникшее в отечественной педагогике в середине 1970-х гг. и возродившее прогрессивные гуманистические идеи. Ее основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудовой цели, свободного выбора, опережения, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода. Педагогика культуры новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе. Педагогика права — педагогика, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны. Информационно-кибернетическая педагогика — педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации. Дородовая педагогика