Что истина для человека

Истина и ее критерии

Что истина для человека

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие истины

Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.

Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.

Есть и другие определения истины:

Виды истины

Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.

Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Критерии истины

Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.

Критериями истины являются:

Соответствие логическим законам.

Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.

Простота, общедоступность формулировки.

Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.

Источник

Истина — что это такое, виды и примеры, отличия от «правды»

Что истина для человека

Что такое истина?

Истина – это гносеологическая характеристика знания, показывающая, как оно соотносится с предметом знания. Если говорить простыми словами, истина – это знание, соответствующее действительности. Она является результатом познания, а также его главной целью. Однако далеко не всегда познавательная деятельность приводит к получению истинного знания.

Противоположностью истины является ложь – знание, не соответствующее действительности, искажающее предмет знания.

Важнейшее свойство истины – объективность. Это значит, что она отражает объективную реальность и никак не зависит от личных представлений субъекта познания, его воли и желания. Другое важное свойство истины – конкретность. Истинное знание не допускает размытых и неоднозначных трактовок. Его можно считать правилом или законом, не имеющим исключений и не допускающим альтернативных толкований.

Отличие истины от правды

Большинство людей отождествляет эти понятия, даже не задумываясь о том, насколько они разные. Но умение отличать истину от правды необходимо каждому. При этом важно не просто различать эти понятия, но и отчётливо идентифицировать то и другое в повседневном общении, ведь это влияет на нашу успешность во всех сферах жизни.

Проще всего понять разницу между истиной и правдой можно из следующих формулировок:

Правда не может считаться абсолютным правилом или законом, поскольку зависит от конкретной личности и от внешних обстоятельств. Её можно считать относительным правилом, выполняющимся при определённых условиях.

Рассмотрим простой пример: некто обладает ошибочным знанием, но сам искренне верит, что оно истинное. Он не врёт, когда он передаёт это противоречащее действительности знание кому-то другому. Он говорит правду, но его правда не соответствует истине. Если же этот человек узнает истину, то его правда поменяется.

Возможны и другие обстоятельства, при которых правда отдельно взятого индивида сильно отличается от правды другого. К примеру, человек, желающий избавиться от избыточного веса считает вредной любую еду, в которой много калорий. А вот спортсмен-тяжелоатлет, наоборот, составляет свой рацион так, чтобы вместить в него количество калорий, которое обычному человеку покажется огромным.

Ещё один показательный пример – отношение к алкоголю. Если мы возьмём трёх разных людей, один из которых пьёт умеренно, второй страдает от алкогольной зависимости, а третий смог её побороть – у каждого из них окажется своя собственная правда. Один будет относиться к алкоголю спокойно, второй будет всячески оправдывать своё аддиктивное поведение, а третий – говорить об алкоголе с категорическим отвращением. И ни один при этом не будет врать.

Кроме того, правда относительна. Утверждение может быть истинным в частном случае, однако ложным для общего случая. К примеру, курильщики, как известно, всегда находят оправдание своей привычке. И практически у каждого из них есть в запасе история о том, как их дедушка всю жизнь курил и дожил до 80 лет. Но даже если эта история правдива, она совсем не делает истинным утверждение, что курение безвредно.

Виды истины – абсолютная и относительная

В некоторых случаях утверждение становится истинным при соблюдении некоторых внешних условий. Чтобы исключить противоречие, выделяют два вида истины: абсолютную и относительную. Рассмотрим каждый вид подробнее.

Абсолютная истина

Если знание полностью соответствует действительности при любых внешних обстоятельствах – это абсолютная истина. Помимо двух важнейших свойств истины, объективности и конкретности, она обладает также постоянством. Как бы ни менялись обстоятельства, никогда не наступит ситуация, в которой абсолютная истина перестанет быть таковой.

Примеры абсолютной истины:

Распространено убеждение, что абсолютная истина недостижима. Аргумент здесь простой: все знания человечества всегда опирались на законы природы, которые были доступны и понятны ему, но новые открытия неоднократно заставляли людей пересматривать представления о мироустройстве. К примеру, атом долгое время считался неделимой частицей. Потом его разложили на «кирпичики», а позже выяснилось, что можно делить и дальше.

Возможно, сегодня образованному человеку всё это кажется этапами «смуты» на пути становления современной науки. В таком случае рассмотрим более актуальный пример. Современная физика утверждает, что превысить скорость света невозможно. Любые расчёты или наблюдения, опровергавшие это, в итоге оказывались ошибочными или содержали погрешности. Таким образом, это истина, которую пока не удалось опровергнуть. Но означает ли это, что она абсолютна и её можно было бы включить в наш список?

Относительная истина

Относительная истина – это знания, соответствующие объективной реальности, но только с соблюдением определённых условий. Так в настоящее время утверждение может быть истинным, но со временем его придётся скорректировать или упразднить.

Примеры относительной истины:

Таким образом, относительная истина подразумевает наличие каких-то негласных, но очевидных условий. Нам не нужно уточнять, что мы находимся в северном полушарии, живём в XXI веке и считаем в десятеричной системе. Поэтому перечисленные утверждения являются истинными, но дотошный демагог вполне может оспорить каждое из них.

Объективная и субъективная истина

Другой подход к классификации строится на том, зависит ли истинность знания от субъекта познания. По этому критерию также можно выделить два вида истины:

Иногда в качестве примера субъективной истины приводят интерпретацию исторических фактов. Сами факты могут быть отражены верно, но их трактовка может отличаться. К примеру, одно и то же историческое событие можно назвать «аншлюсом» и «воссоединением». Оба определения будут отражать реальные факты, но содержать при этом субъективную оценку. Рано или поздно историки придут к консенсусу и выберут одну трактовку. Это и будет субъективная истина.

Критерии истины

Критерии истины – это признаки и правила, позволяющие однозначно сказать, является ли определённое знание истинным. Их изучением занимается гносеология (наука о знании), которая делит все критерии на две группы:

Существует три подхода к пониманию критериев истины: логический, философский и научный (использующийся во всех науках). Наиболее простым является логический подход, согласно которому основной критерий истинности – логическая правильность, то есть, наличие достаточного обоснования и отсутствие противоречий.

Наибольшее многообразие подразумевает философский подход. Так Рене Декарт считал, ключевыми критериями истинности ясность и очевидность знания, а Людвиг Фейербах – положительные ощущения, вызываемые этим знанием. В прагматизме ключевым критерием истины считается её полезность, а в конвенционализме – непротиворечивость в сочетании с другими истинами.

Отдельно стоит отметить религиозные критерии (которые можно считать разновидностью философских). В большинстве религий, а также в средневековой религиозной философии в роли критерия истины выступает авторитетное мнение пророков, богословов и других людей, заложивших основы конкретной религии.

В науке критериями истинности являются такие свойства знания как:

Важнейшим критерием в научном подходе считается практика – активная деятельность, в процессе которой человек постигает истину эмпирическим путём. Говоря простыми словами, экспериментальное доказательство теоретических расчётов является главным критерием их истинности.

Поиск истины в философии

Автором данного понятия считается Парменид, который противопоставил истину частному мнению. Вскоре стало ясно, что это понятие требует более сложного определения. С тех пор поиск истины стал одной из важнейших задач философии, и многие античные философы пытались понять, что она собой представляет. Аристотель пришёл к заключению, что не все человеческие знания истинны. Платону принадлежит утверждение, что истина существует независимо от знания, а значит, может существовать вне его.

По мере развития философии, появлялось всё больше новых мнений о том, что представляет собой истина. Иммануил Кант определял её как соответствие между знанием и предметом этого знания, а Рене Декарт – как знание, не вызывающее сомнений. Разные мыслители и философы предлагали считать признаками истины ясность и отчётливость знания, его практическую ценность, непротиворечивость, чувственный опыт и прочие факторы.

Теории истины

В современной философии в качестве наиболее интересных можно выделить следующие теории истины:

Заключение

Истина – это знание, достоверно отражающее действительность. Такое знание можно считать самым ценным и полезным. А с точки зрения науки, любые знания, отличные от истины, не только не представляют ценности, но даже считаются вредными. Поэтому в философии и других дисциплинах поиск истины, а также её критериев всегда был одной из первоочередных задач. Но даже сегодня, несмотря на объём накопленных человечеством знаний, вопрос о том, что такое истина и можно ли её постичь, остаётся открытым.

Источник

Истина и Человек

Что истина для человека

Что истина для человека

Что истина для человека

Это эссе, скорее даже заметки на тему, набросок, написано несколько лет назад. Я хотела для себя самой зафиксировать некий этап постижения, чтобы потом, со временем, вернуться к теме и написать нечто более законченное по форме. Но дважды в одну воду, как говорится, не войдешь — набросок так и остался незавершенным. Но так как в нем содержится немало полезного, я решилась в свое время на публикацию…

I. Истина — не ЧТО, а КТО

Понтий Пилат ошибался, спрашивая у стоящего перед Ним Спасителя: что есть истина? Истина — это не ЧТО, Истина — это КТО. Причем Истина сопряжена с постигающим, а постигающий, в свою очередь, неизменно сопряжен с Истиной, — иначе постижение просто невозможно…

Христианский Бог личностен: Он есть Истина и Личность одновременно. Бог не безликое Нечто или Ничто, ибо даже творение его — человек — является личностью.

Что есть истина, может познавать только КТО ТО, и постигать он должен не только что то, но и КОГО-ТО. Истина — не есть нечто внешнее для личности, но прежде всего — ее внутреннее содержание.

Но тогда что есть Личность? Богословская аксиома такова: человек — это природа, а личность владеет природой. Значит, личность имеет своим свойством запредельное. Она может (и даже должна) выходить за свои пределы, за свои природные границы. Личность способна перерасти саму себя, как данность, чтобы реализовать свою зáданность…

Высшая Личность — это Бог. Он стал Человеком, чтобы реализовать в Себе как человеке высшую Личность, ибо совершенство личности есть богоподобие.

Личность развивается самоотдачей, в противоположность греховности, которая развивается самоутверждением. Бог смирил Себя до уподобления творению и принес Себя в жертву, отдал Себя и раздает и доныне в Причастии Тела и Крови Христовых, совершаемом во время Божественной Литургии.

Литургия — общее дело 1 , общее дело народа, как единого человека — человечества (в лице общества верных, т. е. Церкви), и общее — совместное дело Церкви с Богом (устроенное и возглавленное Богом) по спасению человека, по восстановлению утраченного им богоподобия.

Постижение истины — это всегда откровение: Истина Сама открывается кому хочет и насколько хочет. Наверное, именно поэтому истинное постижение обязательно связано с некоторым глубинным потрясением. Так, от потрясения к потрясению, мы и движемся чаще всего к Тому, Кто на самом деле является Истиной.

Помнится, меня глубоко потрясло осознание того духовно-исторического факта, что Христос вознесся к Богу-Отцу в теле, сохранившем на себе следы пережитых им страданий. Он вознесся в теле, подобном нашему, хоть и преображенном Воскресением. Это же надо: вечный Бог воссел одесную Отца Своего в человеческом теле, в образе человеческом, со следами перенесенных за наши грехи мук. И это вечный Бог!

Были и другие потрясения. Например, однажды я прочла у игуменьи Усть-Медведицкого монастыря Арсении следующее: «Не скорби, что не видишь в себе ничего доброго, даже не ищи добра в себе. Человеческое добро — мерзость есть пред Господом. Радуйся своей немощи, своему безсилию. Истинное добро есть Господь, Он разум, Он и сила». Разумеется, я была согласна во всём с игуменьей, кроме слов о добре человеческом. Ну почему добро, — думалось мне, — пусть и несовершенное, надо считать мерзостью?! Я никак не могла найти опору для понимания этих слов игуменьи.

Спасала лишь хорошая привычка в случаях, когда я с чем-то не согласна, если что-то не могу принять, просто останавливаться и ждать; не отвергать непонятное, а как-бы искать ожидая. Бывало, проходили целые годы, пока я дорастала до понимания того или иного момента в учении Церкви или святых ее подвижников. Так случилось и в этот раз. Для понимания сказанного матушкой Арсенией не хватало собственного духовного опыта. Только со временем я поняла, что слова Спасителя о том, что сила Его обретается в немощи, а также слова прп. Серафима Саровского о том, что добро не ради Христа делаемое, не приносит спасения, красноречиво свидетельствуют о правоте игуменьи. А суть ее слов, возможно, вот в чем.

Сам по себе человек не имеет истинных, чистых мотивов к творению добра. Все причины, пробуждающие в нем стремление к совершению добрых поступков, омрачены грехом гордости, тщеславия, самолюбия, самомнения и прочими сквернами. Идя путём подвижничества, человек постепенно отказывается от этих нечистых мотивов, шаг за шагом сбрасывает то один из них, то другой. И, в конце концов, он приходит в такое состояние, когда не видит в себе ни единого истинного движения к добру. Сбросив скверный покров, человек остается голым и нищим. И вот тогда, когда иллюзии собственного добра и вообще доброты человеческой развеяны, когда вполне осознана своя немощь и ничтожность, вот тогда только может человек взалкать Господа по-настоящему, тогда только и обретается сила Господня при условии, что подвижник действительно жаждет служить Добру, если он действительно обращен ко Господу всем своим существом.

Человек создан существом богоподобным. Его цель, призвание, зáданность в этом подобии, в стремлении к все большему уподоблению своему Господу и Богу. Господу то есть Господину, ибо человек добровольно избирает (должен избрать) Его своим Господином, решается служить Ему, как высшей Истине, высшему Благу, высшей Добродетели — т. е. Богу. Этимологически слово «Бог» связано со словом «богатство».

Замыкаясь своим вниманием, своим устремлением на чем-нибудь низшем, меньшем, чем Бог, человек предает себя самого, обкрадывает себя, ибо отрекается от истинного богатства, отрекается от самого прекрасного, что может в нем и с ним случиться. Вот почему, прежде всего иного, надо взыскать Царствия Небесного, которое сокрыто в личности каждого из нас. Личность без Бога, вне Бога, не для Бога — это псевдоличность, иллюзия. Истинная личность призывает нас к Божеству и к обожествлению. Только надо расслышать в себе ее голос и правильно уразуметь, отвергая самость (веру в свою самодостаточность и жизнь, рождающуюся из этого убеждения), как греховное 2 (обманное, неистинное) состояние. Надо правильно понять ЧТО я есть, КТО я есть, зачем и для чего, а поняв, важно устоять в истине, не отречься от нее и, таким образом, остаться верным своему истинному предназначению.

II. Человек

«В начале было Слово и Слово было к Богу…»
(Евангелие от Иоанна, перевод с греческого)

Что истина для человекаПомнится один из лубенских художников, а именно Саша Литвинов, как-то сказал: главное, чтобы человек интересовался хоть чем-нибудь, чтоб к чему-то он стремился, иначе он остается совершенно пустым, безцветным, неинтересным. Думаю, художник говорил, исходя из личного опыта общения и, наверное, он даже не подозревал, насколько близкими к богословской истине были его слова, насколько они соответствовали глубинной сути человека, созданного по образу и подобию Бога.

СЛОВО, которое было у Бога, и которое было Бог, и которым все начало быть, что начало быть (Ин. 1; 1–4) изначально СУЩЕСТВУЕТ В УСТРЕМЛЕНИИ, но не просто к чему-нибудь, а к Богу (см. греч. текст). Именно в устремлении! И, главное, К БОГУ. Таков по природе своей и человек, созданный из праха земного по образу и подобию Бога, а значит и Сына Божьего, именуемого Словом.

Христос — предвечный Сын Бога Отца, и каждый из нас является Его живой иконой, искаженной в грехопадении, к сожалению, но все же иконой. Реальное подтверждение этому мы получили, когда Христос, воплотившись от Пречистой Девы Марии, стал «как один из нас».

Люди долгое время задаются вопросами о добре и зле, но никак не могут найти истинные ориентиры, истинные критерии, так как забывают о Первообразе, забывают о Христе. Но иного способа действительного познания сути человека не существует. А не познав эту суть, нельзя судить и о том, что является истинным благом для человека и что для него губительно. Ибо добром следует называть соответствие призванию, назначению, точнее сказать — соответствие Божьему замыслу о сотворенном Им человеке.

Каков же этот замысел? Кем является человек в этом мире? В чем смысл его жизни? Каково его предназначение? Ответить на эти важнейшие вопросы можно лишь взирая на Христа.

Уж не помню, у кого из богословов мне встретилась сногсшибательная мысль: человеком нельзя быть, им можно только делаться. Некоторым она покажется риторической и только, так же, как и мне в свое время. Лишь прожив с ней в сердце несколько лет, я вполне осознала, что истинным человеком — человеком в полном смысле слова — был лишь Спаситель наш Иисус Христос. А все мы — недочеловеки. То есть, чем более мы приближаемся своей жизнью, чувствами, мыслями ко Христу, тем более приближаемся к тому, чем призван быть человек.

Многие годы я выискивала материалы на тему человека и таким образом собрала немало любопытных мыслей и цитат. Некоторыми из них я хочу поделиться с вами:

Человек — шут, танцующий над пропастью». (Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа).

Человек – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях (Платон).

Я даже думаю, что самое лучшее определение человека — это существо на двух ногах и неблагодарное (Ф. М. Достоевский. Человек из подполья).

(Желающие могут дополнить список цитат)

Глубокая, ничем не обусловленная, то есть настоящая любовь к человеку возможна лишь как любовь к образу и подобию Божьему, сокрытому в каждом из нас. Таким образом, человекопознание неизбежно сопряжено с богопознанием и наоборот. Иными словами: без Бога мы не можем познать по-настоящему и человека (другого или самого себя).

Человек, сотворенный Богом, на самом деле есть имя существительное, а вовсе не прилагательное, — он ценен сам по себе даже для Творца. Мы же все чаще относимся друг ко другу словно к прилагательным. Мы прилагаем человека к его социальной роли, должности, к его материальным владениям, достатку. Для нас человек ценен лишь своим приложением, то есть тем, что можно взять у него и приложить к себе, использовать в корыстных целях. Мы забываем о самоценности человеческой личности и относимся друг ко другу, в лучшем случае, функционально.

Но образ Божий — сокровенная личность — томится в клетке обыденности. Он жаждет высоких устремлений и настоящего общения: искреннего, открытого, нацеленного на созидание и добродетель. Образ Божий жаждет реализовать в своей жизни богоподобную любовь, к которой он, собственно, и призван.

Источник

Для чего нам нужна истина?

Для чего нам нужна истина?

Вы жаждете примеров положительной работы истины, результата в плюс при торжестве истины?

Пожалуйста, сколько пожелаете!

Вот сейчас строится Керченский мост, он будет состоять, сложен из сложнейших металлических конструкций, обеспечивающих его прочность и долговечность, эти конструкции рассчитаны по формулам сопромата, и если бы эти формулы имели в себе погрешность, то мост бы под внешним воздействием разрушился. Но так как эти формулы отражают истину, то мост будет стоять столько, на сколько его расчитали инженеры-конструкторы.

Вы думаете, наши российский изобретатель Ползунов открыл принципы парового двигателя на основе веры в Бога? Что вы, он опирался только на законы физики, ранее открытые учеными, в нашем случае это были законы Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. И разве паровоз двинулся бы с места, если бы эти законы не отражали истину, были бы ложными, обманными, высосанными из пальца или были бы результатом фантазии, оторванной от реальной жизни?

Если бы Циолковский ошибся бы в своих расчетах, то полетел бы Гагарин на ракете Восток в открытый космос? Значит, расчеты Циолковского истинны?

Но все это касается физики материального мира, с этим легко и просто разобраться, а вот как быть с нематериальным миром, миром наших мыслей, дум, чувств, желаний, верований, нашего поведения и поступков, как в них отличить истину от лжеистины?

Опять приходится на пальцах, на примерах показывать, разъяснять суть вопроса, иначе мы не приблизимся к истине, чтобы ее рассмотреть поближе, издалека истина не так выпукла и контрастна в деталях.

Можно коснуться даже обыкновенной человеческой любви, в какой мере она связана с истиной?

В чем подвох веры в Бога и почему эта вера так сильна и непобедима пока?

За что цепляется вера в Бога, что мол невозможно доказать практически, что Бога нет? Но и доказать то, что Бог есть тоже невозможно?

Но придет время, истина восторжествует, не время еще истины, истина только пробивает себе дорогу к свету и свободе, ее сейчас заковали в наручники и спрятали, чтобы она не мешала жировать единицам, обманывать несведущий народ, и тем самым выуживать золотую рыбку для себя любимых.

Зачем нужна истина, если она мешает хапать миллиарды в свой карман? Истина, правда в том, что выгодно ее, правду и истину, прятать от людских глаз, засунуть подальше в пыльный подвал истории и набивать пузо не в меру, попирая справедливость и правду на каждом шагу.

Если бы истина торжествовала на земле, разве мы жили бы так, как живем сейчас, в вечных конфликтах и войнах, санкциях и политических кризисах повсюду?

Значит, делаем вывод, раз так плохо живем, то властвует над нами лжеистина, не дающая развернуться человеку и его разуму, создать справедливое и мирное общество людей.

Истина в том, что человек разумный просто обязан выстроить отношения между собой, чтобы не лилась кровь и на разрушалось то, что построено для жизни! И лжеистина в том, что такое общество якобы построить невозможно, а это ложь, выгодная тем, кто сейчас жирует и покупает всё, и ваши доверчивые непросвещенные мозги тоже.

Так в чем же реализуется истина?

Истина, правда в том, что человеку не нужно так много, ибо получая сверх меры, человек уходит от себя самого разумного и просвещенного к примитивному животному инстинкту получения плотских наслаждений, постепенно и неуклонно вырождающихся в безнравственные суррогаты счастья, а это тупик человеческой цивилизации, ее логическая погибель.

Нам нужно повернуться лицом к истине, к правде, а не отворачиваться от нее, как это мы делаем сейчас во вред себе, во вред большинству человечества, но в угоду сверхсытому и сверхбогатому меньшинству, владеющему всем миром!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *