Что исторически предшествовало философии
1. Происхождение философии. (Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)
1 Большая заслуга в фундаментальной разработке этой темы принадлежит профессору Ф.
Ушли ли мифы и мифологическая форма мировоззрения в прошлое? Не осталось ли реликтов мифотворчества в современном сознании и культуре? В наше «просвещен-
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования куль-
По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической стороне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым сознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия. Но подлинный переход от религиозно-мифологических представлений о мире к его философскому пониманию означал замену произвольного (фантастического, вымышленного) логически обоснованным, выводным знанием, опирающимся на человеческий разум как на самое надежное и естественное средство познания.
Становление философского знания охватило несколько столетий раннегреческой истории (IX-VI вв. до н. э.). Оно осуществлялось как переход от конкретно-чувственных представлений к отвлеченным понятиям разума. Становление философии означало становление рационального постижения мира.
Философия: Конспект лекций
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Возникновение философии, ее понятие и основные функции
Возникновение философии и становление ее предмета
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).
Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.
Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.
По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.
Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т. д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи.
Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.
Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.
Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Основные функции философии
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.
5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.
6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.
9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.
Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.
Происхождение философии — Вопрос о происхождении мира и человека
Философия зародилась в странах Древнего Востока и достигла своей классической формы в Древней Греции. На Востоке формируются первые философские школы — Санхья в Индии, натуралистическая школа Ян Инь Цзя в Китае, Веданта, даосизм, конфуцианство и другие.
Восточная философия фокусируется на нравственных и социально-политических вопросах, которые включают в себя вечный нравственный порядок мироздания.
Философия древнего мира берет свое начало в мифологии и эпической поэзии. По Даниляну О.Г. Данилян О.Г. Философия: учебник О.Г. Данилян, В.М. Тараненко. М., 2007. С. 37, есть:
В науке существует несколько классификаций исторического развития древней философии:
a. Эллинистическая философия (4-1 век до н.э.);
б. Александрийская философия (1-й век до н.э. — 6-й век н.э.);
в. Древнеримская философия (2-4 вв. н.э.).
Этот этап характеризуется пониманием, уточнением, комментированием идей и доктрин, зародившихся ранее. Появление концепций эпикурейства, стоицизма и скептицизма.
Поиск происхождения (основы) мира — характерная черта древней, особенно ранней античной философии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее основные элементы, элементы космоса, структурированность бытия, его текучесть и противоречивость — это основные проблемы периода развития философских знаний, которые мы изучаем.
Истоки философии — вопрос о происхождении мира и человека
«Миф» по-гречески означает «традиция», «логотип» означает «учение, наука», таким образом, мифология — это наука о традиции. Мифы существовали среди всех народов мира, многие мифы посвящены космической тематике, так как люди пытались ответить на вопрос о зарождении и становлении мира, о гармонии мира, о превращении хаоса в космос, а также каждая мифология описывает разрушение мира в будущем и его последующее возрождение.
Мифология — это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, сочетающая в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Мифология в древности была формой духовной культуры, которая объединяла зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды и искусство. Отличительными чертами мифа являются: гуманизация природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа в решении конкретных жизненных проблем, монотонность и поверхностность мифологических действий.
Древнеиндийская философия представлена Ведами, в которых более глубоко рассматривается вопрос о происхождении человека. В то время Веды говорили, что Вселенная наполнена человечеством, предопределенным кармой на весь период существования.
В древнем Китае сформировалась философская школа — даосизм. Даосизм — это доктрина Пути, которая пропагандировалась в этой школе. Философы верили, что все на пути, в движении, в переменах. Все непостоянно и ограничено. Человек должен следовать установленному порядку, тогда он станет бессмертным.
1 Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, пространство и все природные силы одушевлены и гуманизированы.
2 Не было различия между миром и человеком, мыслью и чувством, это было целостное мировоззрение.
Философия и религия происходят из мифа, они схожи в том, что решают вопросы мировоззрения, но религия основана на вере, а философия — на поиске истины.
Религия — это форма мировоззрения, основанная на вере в существование фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и мир вокруг него.
Религиозное мировоззрение характеризуется чувственной, живописной и эмоциональной (а не рациональной) формой восприятия окружающей действительности.
В VI веке до н.э. философия пропагандировала новый тип мировоззрения, основанный на разуме. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы и доказательства стали вытеснять образы и вымыслы, т.е. мифологию. По мере развития культуры, так же как и.
Смысл философии заключается не только в мировоззрении и знаниях, но и в том, что у всех философов всегда была система, кульминацией которой была этика.
Исторические типы философии:
Функции философии — это основные области применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, задачи.
Принято называть следующие функции философии: идеологическую, методологическую, идеолого-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, педагогическо-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую, объединяющую.
Функция мировоззрения способствует формированию целостного образа мира, представлений о его структуре, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
Первые философы и проблемы первоначала
Первой школой философии была школа Милета. Название происходит от названия города Милетус (Малайский полуостров). Самым известным представителем, а по некоторым источникам и основателем этой школы был Фалес (640-545 гг. до н.э.). Фалес был не только философом, но и математиком, физиком и астрономом. Он установил, что год имеет 365 дней; разделил год на 12 месяцев, состоящих из 30 дней; предсказал солнечное затмение; открыл Северную Звезду и несколько других созвездий; показал, что звезды могут служить ориентиром для навигации.
Главной целью философов на данном этапе исторического развития философской мысли был поиск универсального первопричины. По словам Фалеса, начало всего — вода. Вода, как и в оригинале, «божественная, живая». Земля, как и все предметы, пронизана этой водой; в своей первоначальной форме она со всех сторон окружена водой и плывет, как дерево в безграничной воде. Анимированная природа воды связана с обитанием мира богами» Алексеев П.В. Философия. С. 90. Вода в движении, поэтому все вещи и земля изменчивы.
Человеческая душа — это тонкая (тонко-вещественная) субстанция, позволяющая человеку чувствовать. Душа — это движущая сила разумности и справедливости.
Фалес считал, что знание мира неотделимо от человека: «Познай себя», — призывал философ. Он сказал, что гордится этим:
Аристотель считал, что Фалес взял за основу воду, основываясь на наблюдении за тем, что пища влажная; тепло возникает от влаги и живет на ней. Идея о том, что вода является источником всего, возможно, возникла из того, что вода проходит через множество метаморфоз — вода превращается в пар или лед и возвращается обратно.
Последователем Фалеса Милетского был Анаксимен (585-525 гг. до н.э.), который считал, что основной причиной был воздух. Воздух вездесущий и наполняет все. Он способен сбрасывать и сжимать, что приводит к появлению разнообразных бетонных вещей.
Основные философские принципы Милетской школы были разработаны Гераклитом (520-460 гг. до н.э.). Родившийся в Ефесе, он родом из аристократической семьи, которая была бесправной в народе. Гераклит искал уединения, старался жить скупо, проводил свои последние годы в хижине в горах. Гераклит получил прозвище «Темный», потому что его не всегда было легко понять: его речь была полна симуляций и метафор; он всегда выражал себя загадочно, не давая ясного ответа.
До нашего времени сохранилось около 150 фрагментов его работы «О природе», посвященной размышлениям о Вселенной (природе), состоянии, Боге.
Согласно Гераклиту, происхождение всего — огонь. Огонь конденсируется и превращается в воздух, воздух в воду, вода в землю (путь вверх) и превращается в другой порядок, путь вниз. По его словам, когда-то земля была огненным шаром, который охлаждался и становился землей.
Огонь ассоциируется с логотипами. Гераклит определяет логотипы как «универсальный порядок», «порядок». Логотипы выполняют функцию управления. Логос — это единство противоположностей. Логотипы — это сила огня.
Роль мифологии в возникновении философии
Любовь к мудрости послужила основой для возникновения философии как отрасли интеллектуальной культуры. Если сравнивать (как это делали древние греки) философию с деревом, то любовь к мудрости — это корень, из которого она прорастает, в том смысле, что развитие философии вдохновляется любовью к мудрости. Но материалом для построения духовного древа философии была предшествующая ветвь духовной культуры — мифология.
Миф — это выдумка, сказка, с помощью которой разум первобытного человека пытался не только объяснить себе непонятные и угрожающие явления окружающего мира, но и найти ключ к овладению силами природы и покорить их. «Примитивное человечество в лице грека, во всей полноте кипящих сил, во всем тепле свежего, живого чувства и молодого, цветущего воображения, объясняло явления физического мира воздействием высших, таинственных сил», — считает В.Г. Белинский. Мы находим много интересных высказываний А.М. Горького. «Чем древнее сага и миф, — писал он, — тем сильнее в них звучит триумф человека над силами природы» ….. Почти во всех древних мифах человек наказывается богами за служение человеку: Прометей — за кражу огня с неба, Тантал — за кражу пищи богов, нектара и амброзии, Сизиф — за за заковывание смерти, посланной Зевсом в цепи, и люди перестают умирать. К мифам о борьбе человека с природой присоединяются мифы о Геракле, Тесее и других героях, завоевавших зверей, чудовищ и силы природы. Воображение древнейших мифов имело ярко выраженный материалистический тон. «Образ, — продолжает А.М. Горький, — был сосудом определенного опыта и воспринимался как идея, которая, стимулируя творческую силу, дополняла отсутствие того, что действительно давалось, тем, что было желательным. Отсюда и миф — не тоскливая фантазия, а в основе — реальная истина, дополненная воображением и служащая путеводной звездой в жизни коллектива….. «
Миф — это коллективное творение народа, а не изобретение отдельного человека, блестящее, каким бы оно ни было. Следовательно, это не что-то стабильное и постоянное: оно растет и развивается по мере развития общественного сознания. Большинство мифологических образов изначально были местными божествами, которым поклонялись, но постепенно олимпийские божества выделялись из них как главные — по мере распространения влияния тех племен, среди которых возникла эта религия. В результате отдельные местные божества были сведены до уровня героев.
В то же время мифы отражали и феномены общественной жизни — различные этапы развития семьи и брака, особенности быта первобытных охотников и пастухов, материнское (матриархат) и отцовское (патриархат) право, овладение огнем и др. Черты примитивного фетишизма и тотемизма сменились антропоморфизмом — представлением божества в образе человека. Семья олимпийских богов приняла на себя характер патриархальной семьи. Особенности разных эпох отразились в мифе, так что иногда он становился чрезвычайно сложным целым. Со временем в мифах стали появляться драмы социального характера, которые полностью отсутствовали в древний период мифотворения.
Проблема превращения философии в научную систему
Известны образные особенности философии, восходящие к Гегелю, а также использованные К. Марксом: философия — живая душа культуры, квинтэссенция культуры, эпохи, выраженная в мысли. Необходимы дальнейшие шаги по разъяснению понимания культуры. Это понимание изменилось с накоплением знаний о культуре. Можно выделить три основных исторических этапа таких изменений.
Первым было понимание культуры как всего, что создано человеком. С ней ассоциировалась антитеза: культура — природа. Вторая — проблема соотношения культуры и деятельности, поскольку то, что создается человеком, является продуктом его деятельности. В этом подходе постепенно возникло рассмотрение культуры как способа регулирования деятельности. Дальнейшее развитие и уточнение этих идей приводит к новому, третьему этапу рассмотрения культуры.
На этом этапе постепенно формируется современное понимание культуры как сложно-организованной системы супробиологических программ жизнедеятельности человека (деятельности, поведения, общения людей). Эти программы представлены разнообразными знаниями, правилами, нормами, навыками, идеалами, моделями действий и поведения, идеями, убеждениями, целями, ценностными ориентациями и так далее. В своей совокупности и исторической динамике они представляют собой накопленный и постоянно развивающийся социальный опыт. Такой подход уже очерчивает основные контуры современной концепции культуры, которая базируется на результатах семиотики, социальной антропологии, истории, лингвистики, искусствоведения, теории коммуникации и так далее.
Супер-биологические программы деятельности, поведения и общения фиксируются и транслируются в культуре в виде различных знаковых систем со смыслом и значением. Такими системами могут быть любые составляющие человеческой деятельности (инструменты, образцы действий, продукты деятельности, представляющие их цели, сами индивиды как носители некоторых социальных норм и образов поведения и деятельности, природный язык, различные виды искусственных языков и т.д.)
У человека есть две системы кодирования, которые программируют его биологическую и социальную жизнь. Первая система кодирования — это биологические программы, представленные генетическими кодами. Вторая — социальные программы, выраженные социокодами, которые передают от человека к человеку и от поколения к поколению супробиологические программы, которые управляют социальной жизнью. Подобно тому, как метаболизм, контролируемый генетическим кодом, воспроизводит клетки и органы сложных организмов, так и различные виды деятельности, поведения и общения, регулируемые культурными кодами, обеспечивают воспроизводство и развитие социальных подсистем и их взаимосвязи, характерные для каждого исторически сложившегося типа социальной организации (присущая ему, искусственно созданная объектная среда — вторая природа, социальные сообщества и институты, типы личностей, характерные для данного общества и т.д.).
Культура — особая подсистема общества, но она пронизывает все без исключения состояния общественной жизни, и нет такого социального явления, которое бы изолировалось от влияния культуры и не несло бы на себе отпечаток ее влияния. Динамика культуры связана с появлением одних и распадом других супербиологических программ человеческой жизни. Вместе эти программы, при всем их огромном разнообразии, образуют целостную и исторически сложившуюся систему.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ – 1) процесс развития философии с ее зарождения в древних Китае, Индии, Греции и до сегодняшнего дня; 2) возникшая еще в древности часть философского знания, со временем превратившаяся в особую философскую дисциплину, предметом которой является реконструкция, описание, теоретическое осмысление как данного процесса в целом, так и отдельных его этапов и формообразований.
ИСТОРИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. Некоторые авторы считают, что история философии как особый раздел зародилась вместе с самой философией и воплотилась уже в первых размышлениях древних мыслителей о своих предшественниках. Однако до Платона и Аристотеля «историко-философские» экскурсы не были ни обширными, ни сколько-нибудь упорядоченными. Появившиеся в диалогах Платона размышления о философах прошлого тоже играли еще вспомогательную роль. Да и у Аристотеля, которого считают одним из первых историков философии, экскурсы в историю мысли (в кн. I, 3–10 главах и в кн. III, 4–5 главах «Метафизики»), при всей их беспрецедентной для древности систематизированности, вряд ли были самостоятельной историей философии. Ее начало условно можно отнести ко времени появления специальных историко-философских сочинений, первым из которых считается работа Диогена Лаэртия [ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ](1-я пол. 3 в.) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» в 10 книгах, содержащая множество полезных эмпирических данных об античной философии, но лишенная теоретических, концептуальных рефлексий; это характерно и для других доксографов [ДОКСОГРАФЫ]древней философии – Секста Эмпирика [СЕКСТ ЭМПИРИК], Цицерона [ЦИЦЕРОН], Тертуллиана [ТЕРТУЛЛИАН], Стобея и др.
В средневековой философии также еще не сложилась история философии как самостоятельная дисциплина. Интерес к историческому мыслительному материалу был обусловлен почтением средневековых авторов к «авторитетам», т.е. наиболее крупным мыслителям-теологам, в т.ч. и к философам. Проблеме аутентичности текстов уделялось мало внимания (так, долгое время оперировали сводом сочинений, приписываемых Аристотелю, не вникая в вопрос об их подлинности); сохранялась значительная свобода в интерпретации и критике текстов предшественников, определяемая содержательно-проблемной стороной дела; при обращении к историческому материалу средневековые мыслители – за исключением, возможно, Фомы Аквинского – не проявляли склонности к его систематизации; собственно история философии почти не отделялась от истории теологии. В «эпоху переводов» (12–13 вв.) вводятся в оборот многие тексты античной и ранней средневековой мысли (знакомство с историко-философскими разделами сочинений Аристотеля ощущается в исторических экскурсах многих средневековых авторов).
Расцвет историко-философского знания приходится на Новое время. При этом в отношении к истории философии в 17 в. можно различить три основных подхода: 1) для Декарта не имеет самостоятельного значения; ссылки на сочинения других авторов немногочисленны; позиции предшественников излагаются в предельно обобщенном виде. Таково же положение истории философии в основных сочинениях Канта; 2) главное сочинение Лейбница «Новые опыты. » строится как своего рода антитеза к тезисам «Опыта о человеческом разумении» Локка; 3) собственно историко-философские сочинения становятся все более основательными, и количество их постоянно растет; наиболее заметные среди них в 17 в.: Г.Фосс, «О философии и школах философов» (1658); Т.Стэнли, «История философии» в 3 т. (1655–61); Г.Хорн, «История философии» (1655). Эти произведения имеют ярко выраженный теологический характер: развитие философских учений до возникновения христианства как бы подчинено движению к христианству, а после его возникновения – служению христианскому вероучению. И хотя такова же основная идея ряда историко-философских сочинений 18 в., в них присутствуют и новые моменты, акцентирующие «светские» культурно-мировоззренческие идеи и учения; история философии начинает увязываться с историей человеческого сознания и познания. Наиболее известные работы 18 в.: Я.Бруккер «Критическая история философии от сотворения мира до наших дней» в 5 т. (1742–44); Деланд, «Критическая история философии» в 3 т. (1737); И.А.Эберхард, «Всеобщая история философии для использования в академических лекциях» (1788). Оформившиеся на рубеже 18 и 19 вв. и развившиеся в начале XIX в. историко-философские учения воплотились в следующих работах: Буле, «Учебник по истории философии и ее критической литературе» в 8 т. ( 1796– 1804); Д.Тидеманн, «Дух спекулятивной философии» (1791), В.Теннеман, «История философии» в 11 т. (1798–1819); Ф.Aст, «Очерк истории философии» (1807); Т.Рикснер, «Руководство по истории философии» в Зт. (1822– 1823); X.Риттер, «История ионийской философии» (1821); Ф.В.Шеллинг, лекции «Кистории новой философии» (1827). В эти историко-философские сочинения, написанные современниками Гегеля, начинает вторгаться дух историзма, проникает идея развития; оформляется требование тщательно исследовать источники и прослеживать зависимость каждого философского учения от предшествующих и современных ему идей. Теннеман и Тидеманн (на которых ссылается Гегель) подчеркивали роль логических принципов для оценки истории философии Aст и Рикснер считали, что в каждой философской системе имеется зерно вечной истины.
Самым значительным явлением в ряду этих поисков стала история философии Гегеля [ГЕГЕЛЬ],наиболее глубоко разрабатанная им в Берлинский период. История философии органично включена в процесс развития абсолютного духа и его проявления в истории в качестве «мирового духа». Историко-философский процесс предстает у Гегеля как порождение определенного духа времени (Zeitgeist), как выражение духа своей эпохи, «духа народа» (Volksgeist), как завершение определенной эпохи (образ совы Минервы, вылетающей в сумерки); как интегральная часть культуры наряду с искусством и религией. В силу единства логического и исторического порядок следования систем философии в ее истории у Гегеля тот же, что и логическое следование понятийных определений идеи; более поздние учения, особенно широко дифференцированные и систематизированные, предстают как диалектическое «снятие» предыдущих. История философии у Гегеля – это и восхождение по ступеням научности, и подобно тому, как «спекулятивная логика в диалектическом смысле указывает на идеальные конституенты этой науки вплоть до самопознания идеи, так и история философии обнаруживает – и тоже диалектически – становление этой науки во времени» (Düsing К. Hegel und die Geschichte der Philosophie. Darmstadt, 1983, S. 28). История философии Гегеля оказала глубокое стимулирующее воздействие на все последующее развитие философской мысли.
Философы гегелевской школы создали ряд ценных историко-философских трудов: Э.Целлер написал «Философию греков» (1844–52); К.Прантль – «Историю логики» (т. 1–2, 1858–70); К.Фишер создал фундаментальный труд «История новой философии» (т. 1–8, 1854–77); Л.Фейербах, придерживавшийся гегельянских взглядов при написании «Истории новой философии от Бэкона до Спинозы», затем подверг критике всевластие панлогизма в гегелевской философии, в т.ч. и его истории философии.
Во 2-й пол. 19 и в 20 в. история философии становится все более конкретным и систематизированным знанием. Усиливается внимание к первоисточникам, создается специализированная текстология и герменевтика текстов античной и средневековой философии, издаются: собрание фрагментов досократиков Г.Дильса («Die Fragmente der Vorsokratiker», 1903; с 1934–37 редактируется и переиздается В.Кранцем); тексты стоиков (собрание фон Арнима в 3 т., 1903–05) и др. Значительные успехи делает история средневековой философии (работы Э.Жильсона). Усиливается интерес к истории восточной философии (индийской, китайской, арабской), которая с кон. 19 и нач. 20 столетия становится самостоятельной областью историко-философского исследования (работы П.Дойссена, С.Дасгупты, С.Радхакришнана, Ф.И.Щербатского, П.Хакера, К.Поттера, Макса Мюллера, Дж.Легга, Э.У.Грэма, Дж.Нидэма, Ю.К.Шуцкого).
Российская мысль начинает осмысливать собственную историю: в 1890 Я.Колубовский прилагает к переводу популярного западного пособия Ибервега-Гейнце «История новой философии в сжатом очерке» свой текст «Философия у поляков и русских». Е.Бобров в 1899–1902 публикует четыре выпуска работы «Философия в России. Материалы, исследования и заметки»; в 1907 Р.Иванов-Разумник опубликовал двухтомную «Историю русской общественной мысли». В 20 в. русские мыслители написали ряд ценных работ по истории отечественной философии (Г.Г.Шпет [ШПЕТ], В.В.Зеньковский [ЗЕНЬКОВСКИЙ], Н.О.Лосский [ЛОССКИЙ Н.О.]и др.).
Активно разрабатывается история отдельных областей философского знания (Э.Кассирер, «Проблема познания в философии и науке нового времени», т. 1–2, 1906–07; упомянутая ранее работа К.Прантля по истории логики; Ф.Йодль, «История этики в новой философии» т. 1–2, 1882–89 и др.). Специальной областью истории философии становятся текстология (научная атрибуция текстов, выявление точной хронологии, оценка традиционных версий и комментариев), историко-философская герменевтика, проблематика перевода философских текстов с одного языка на другие.
Характерно, что многие ведущие представители важнейших философских направлений в 20 в. стали авторами специальных и, как правило, фундаментальных историко-философских сочинений (В. Виндельбанд, П.Наторп, Э.Кассирер, В.Дильтей, К.Ясперс, Б.Рассел, Э.Гуссерль, Ф.Коплстон и многие другие). В настоящее время история философии – одна из самых разветвленных областей философского знания.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Исторически данные формы философии, воплощенные в уникально-личностной форме, не «снимаются» последующим процессом и вряд ли сводимы к кратким безличным формулам наподобие математических. История философии как особая дисциплина, имеющая своим предметом объективный исторический процесс развития философии, издавна задается вопросом: является ли данный процесс закономерным, и если является, то каковы эти закономерности? К их числу многие исследователи (вслед за Гегелем и Марксом) относят: 1) рождение и развитие философии в целостном контексте цивилизации и культуры; зависимость этого развития от характера той или иной эпохи и обратное воздействие философии на эпоху, ее ценности и культуру; 2) способность идей и ценностей философии перешагивать границы времени и социального пространства их рождения. Эти закономерности имеют вид своего рода неснимаемых живых антиномий, пронизывающих весь исторический процесс развития философии. Рождаясь в первоначальном единстве с протонаучным знанием, философия затем и обособляется от науки в относительно самостоятельную область знания, и находит пути к более прочному союзу с наукой. Начиная с Нового времени, философия весьма часто мыслит и конституирует себя в качестве науки, но в ее составе постоянно возникают и существуют формы знания, сознательно строящие себя в отличие от науки и даже в противоположность ей. Поэтому история философии как процесс отличается множеством форм: к ним относятся и научно-сігиентистские формы, и философии религиозного типа, и мистико-иррационалистические концепции.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ФОРМ ФИЛОСОФИИ. Имеются частные и общие типологии истории философии, опирающиеся на те или иные критерии и принципы. Так, Гегель в «Науке логики» выделяет в философии Нового времени «три отношения мысли к объективности»: 1) «прежняя метафизика», которая рассматривала мысли как основные определения вещей; 2) разделение мысли и основных определений вещей (кульминация – кантовская критическая философия); 3) философия «непосредственного знания», вновь пытающаяся связать мысли и определения вещей. Ф.Тренделенбург [ТРЕНДЕЛЕНБУРГ]предложил при систематизации истории философии учитывать решение проблемы отношения субъекта к объекту и соответственно выделять материализм и идеализм как основные разновидности философского знания. Эта схема была заимствована Энгельсом и впоследствии перекочевала в учебники по диалектическому материализму. В.Дильтей [ДИЛЬТЕЙ]модифицировал схему Тренделенбурга, выделив три главные разновидности философских учений: натурализм (Демокрит, Гоббс, Гольбах, все сенсуалистические теории познания, релятивизм и скептицизм, материализм как метафизика), идеализм свободы (Анаксагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Кант, Якоби, Шиллер, Вольтер, Руссо, Бергсон, ряд христианских философов) и объективный идеализм (элеаты, Гераклит, Бруно, Спиноза, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр).
Своеобразную историко-философскую типологию предложил К.Ясперс [ЯСПЕРС]в книге «Великие философы». С его точки зрения, историко-философские классификации надо строить не вокруг отдельных проблем и методов, а принимать в расчет тесно связанные с личностью, с самой жизнью особенности философствования. Ясперс прежде всего выделяет группу мыслителей, оказавших на человечество наиболее глубокое влияние, – Сократ, Будда, Конфуций, Иисус. Их мысль тесно связана с их жизненным деянием. Не важно, считает Ясперс, были ли они философами в собственном смысле слова, но без них философия непредставима. Вторая группа – именно «великие философы», разделяемые на четыре подгруппы: а) мыслители типа Платона, Августина, Канта, чье влияние – в силе их идей и произведений; б) метафизики – Парменид, Гераклит, Плотин, Спиноза; «конструктивные головы» – Гоббс, Лейбниц, Фихте; в) создатели философских систем – Аристотель, Фома Аквинский, Гегель; г) «отрицатели», «радикальные изобретатели» – Декарт, Юм, Паскаль, Кьеркегор, Ницше. К третьей группе мыслителей-философов Ясперс относит тех, чьи размышления обращены к жизни и поэзии: греческие трагики, Данте, Шекспир, Гете, Гёльдерлин, Достоевский и др.
Обобщенные типологии истории философии строятся также а) сообразно временному членению истории: античная, средневековая философия, философия Нового времени и современности; б) сообразно региональному (а внутри него – национальному) членению: европейская, восточная (индийская, китайская, арабская и т.д.) философия.
ОБЩЕЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ ПРОЦЕССЕ. Существенным является вопрос о том, как совмещаются друг с другом целостность истории философии как мирового процесса и региональные, национальные, эпохальные особенности тех или иных конкретных форм философского знания. Против идеи целостности мирового философского процесса выдвигаются такие, напр., аргументы, как 1) независимое друг от друга существование древнейших образцов философствования; 2) неповторимое своеобразие индийской, китайской, западной философий (отсюда – недопустимость европоцентризма); 3) специфика философии отдельных исторических этапов; 4) уникальность философских произведений и концепций отдельных мыслителей. Каждое крупное философское образование специфично и неповторимо и может стать «непроницаемым» для подхода, скроенного по меркам философий других эпох и регионов (предпринимались, напр., попытки искусственно «вестернизировать» восточную или русскую философию или, напротив, подогнать западную мысль под восточные образцы). Мировая философия если и существует, то только в форме преемственности, взаимовлияния неповторимо-своеобразных актов, результатов, методов и стилей философствования, всегда вписанных в уникальные исторические, региональные, национальные культурные контексты. Так, от античной мысли, при всем ее неповторимом своеобразии, тянутся, не прерываясь и сегодня, нити влияния или какого-то другого воздействия ко всем значительным философским поворотам последующих эпох. То же можно сказать о других великих философиях и философах прошлого.
Однако такую связь и преемственность, благодаря которой существует относительно устойчивое единство, именуемое «мировой философией», неверно искать в деятельности каждого философа. Это – связи, существующие в укрупненно-исторических масштабах, так сказать, в целом. Те или иные философы Запада или Востока могут погружаться в философское творчество, не зная и не учитывая идеи других философских регионов. Но во времени и пространстве региональных культур и философий всегда найдутся такие «точки» – представленные, как правило, творениями выдающихся мыслителей, – где непременно завяжутся прочные узлы связей, взаимодействий и т.д. Мир античности был постепенно и целенаправленно введен в «пространство» последующей западной и восточной культур. Кто-то из философов всегда брал на себя миссию перевода одной из региональных философий на язык слов и понятий культуры другого региона, другой эпохи. Важным фактом является несомненный параллелизм развития философии, включающей и на Западе, и на Востоке некоторые архетипы (учение о мировом океане, о первоначалах, о мировых стихиях, о диалектике противоположностей и т.д.), которые скорее всего являются парадигмами начальных стадий философствования как такового. Они (может, в еще большей степени, чем непосредственное взаимовлияние) свидетельствуют о существовании мировой философии как непрерывного и относительно единого процесса, ибо показывают, что в философствовании есть своя внутренняя логика, всеобщие законы рождения и развития философских идей, которые, как и любое всеобщее, пробивают себе дорогу через особенное (региональные и эпохальные единства) и единичное (конкретные философские идеи, концепции, произведения). С этой проблематикой тесно связана историко-философская компаративистика.
Литература:
1. Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983;
2. Каменский З. А. История философии как наука. М., 1992;
3. Buccker J.J. Historia critica philosophiae, 5 Bde. Lpz., 1742–44;
4. Tiedemann D. Geist der spekulativen Philosophie, Bd. 1. Marb., 1791;
5. Tenneman W.G. Geschichte der Philosophie, Bd. 1. Lpz., 1789;
6. Buhle J.G. Lehrbuch der Geschichte der Philosophie und einer kritischen Literatur derselben. 9 Bde. Gött., 1796–1804;
7. Ast F. Grundriß der Geschichte der Philosophie, 2 Aufl., Landshut, 1925;