Что измеряет педагогический тест
Педагогическое тестирование
Педагогический тест — это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Связанные понятия
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
Основнóй госудáрственный экзáмен (ОГЭ) — итоговый экзамен за курс основного общего образования в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также для приёма в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Является одной из трёх форм ГИА.
Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.
Педагогическое тестирование
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое педагогическое тестирование
Под термином «педагогическое тестирование» в современной педагогике понимают способ измерения уровня владения информацией у учащихся, на основе педагогических тестов. Педагогическое тестирование включает в себя несколько основных этапов:
Под понятием «педагогический тест» в педагогике понимают средство оценивания знаний учеников, которое представлено несколькими заданиями.
Исторические основы педагогического тестирования
Первые подобия педагогических тестов появились еще в 19 веке. Это были шкалированные книги Джорджа Фамера и таблицы для проверки орфографии Дж. М. Райса. Ф. Гальтон выявил три основным принципа теста, которые актуальны по сей день:
Психолог Альфред Бине существенно повлиял на развитие тестологии.
В 1917-1919 гг. в США индивидуальные тестирования стали переходить в групповые. Также начали развиваться методики по обработке результатов.
В. Макколл выделил педагогические тесты в особую группу, а первый педагогический тест был разработан Э. Тондайком.
В начале 20 века педагогическое тестирование стремительно развивается. Разработкой тестов занимаются специальные государственной службы.
Примечательно, что первые педагогические тесты разрабатывались для оценки детальности учителей.
Классификация педагогических тестов
Существует несколько классификация тестов, основанных на различных признаках. Педагогические тесты разделяются по целям на:
Готовые работы на аналогичную тему
По процедуре создания педагогические тесты могут быть:
Педагогические тесты по способу формирования заданий могут делиться на:
По технологии проведения все педагогические тесты делятся на:
По форме заданий педагогические тесты бывают:
Педагогические тесты могут классифицироваться по наличию обратной связи на:
Виды тестовых заданий
Тестовые задания в педагогическом тестировании традиционно подразделяются на 2 группы:
В тестовых заданиях открытого типа тестируемый должен написать свой ответ, дописав слово, предложение, формулу и так далее. К тестовым заданиям открытого типа относятся:
В тестовом задании закрытого типа каждый вопрос имеет несколько готовых вариантов ответов, тестируемому следует выбрать из них один или несколько правильных ответов. К тестовым закрытого типа относятся:
Формы заданий педагогического тестирования
Задания педагогического тест могут иметь множество форм:
Функции педагогического тестирования
Педагогическое тестирование имеет три основных функции:
Диагностическая функция подразумевает определение уровня владения знаниями, навыками и умениями у учащихся. Эта функция является доминирующей у педагогического тестирования. Тестирование по сравнению с другими видами педагогического контроля наиболее объективный и быстрый метод педагогического контроля.
Обучающая функция мотивирует ученика к активной деятельности по усвоению предметного содержания. Педагог может усилить эту функцию педагог может дать ученикам примерные вопросы который будут в тестировании, затем разобрать результаты теста совместно с учениками.
Воспитательная функция подразумевает регулярность и обязательность педагогического контроля. Тестирование помогает держать дисциплину, развивает стремление улучшать свои знания.
Преимущества и недостатки педагогического тестирования
К числу основных достоинств педагогического тестирования следует отнести:
Педагогическое тестирование имеет и ряд недостатков. К ним относятся:
Педагогические тесты: надежный способ оценки и повышения уровня знаний
Сложность оценивания усугубляется тремя глобальными тенденциями, свойственными мировой педагогической практике. Во-первых, в индивидуальном плане происходит переход от так называемой «классической культуры» к «мозаичной», описанный французским социологом А. Молем. Классическая система образования, сложившаяся в XVII-XVIII столетиях, давала относительно стройную, иерархическую систему знаний о мире, отличающуюся системным характером. Учащийся усваивал их по принципу «ступеней», отталкиваясь от ядра фундаментальных понятий, он овладевал другими понятиями, спускаясь к ним с помощью системы логических связей. Ныне характер приобретения знаний существенно изменился. Современный человек значительную, если не большую часть знаний получает не в системе рационального образования. «Оснащение» его ума происходит сейчас не столько через систему образования, сколько через средства массовой коммуникации. Вот такую культуру и именуют «мозаичной».
Во-вторых, в сфере образования отчетливо проявляется тенденция технократизма, связанная с резко возросшей технической мощью и энергетическим оснащением человечества. Произошло перемещение центра тяжести в сторону функциональных характеристик личности, в сторону профессионализма, дефицит которого уже невозможно компенсировать простым усердием. А в образовании это привело к нарушению гармонии между специальными знаниями и духовной культурой.
Переходим к тестовым процедурам
Осознание всех этих тенденций подтолкнуло нас к поиску альтернативных форм обучения и оценки знаний, к отходу от привычных стандартов, к свободному педагогическому эксперименту. И вот уже наряду с традиционными методиками оценивания все шире используется тестовый контроль знаний. Происходит тщательная эмпирическая проверка и шлифовка стандартных предметных тестов, и постепенно меняется психологическая привычка учителей и учащихся к самой процедуре тестирования.
Постепенно учитель начинает осознавать явный приоритет письменной формы оценки знаний перед устной. Повышается объективность и надежность оценивания, уменьшается стресс у учащихся, снижается субъективизм учителя, связанный с симпатиями и антипатиями, возможностью негативной отметкой наказать ученика за различные проступки. Суммирование результатов текущего (рубежного) и итогового контроля стимулирует ученика к систематической работе в течение года, а использование индивидуального рейтинга как основного показателя успехов в обучении порождает состязательность в учебе, положительно влияет на мотивацию учащихся, сводит до минимума случайность в оценивании и т. п.
Вместе с тем, следует сказать, что прежде чем применять тестовые процедуры, их нужно хорошенько изучить и адаптировать к существующими реалиям. Не следует идти путем механического копирования, теряя собственные практические наработки. Серьезные преобразования целесообразно осуществлять лишь после тщательной методической и психологической подготовки к ним преподавателей и учащихся.
Инструмент, дающий качественную и надежную информацию
Привлекательными оказываются тесты и с точки зрения управления. Они дают возможность для варьирования сложности тестового материала, широты охвата, целевой направленности, включения нескольких компонентов структуры знаний, что позволяет создать инструмент, учитывающий самые взыскательные требования. Система показателей качества дает возможность оценить, насколько реально созданный инструмент соответствует этим требованиям, и использовать его строго в соответствии с ними. Кроме того, тесты эффективны и с экономической точки зрения. При тестировании основные затраты приходятся на составление качественного инструментария, то есть носят разовый характер, а при увеличении количества аттестуемых эти затраты распределяются на них пропорционально, что приводит к снижению общих затрат.
В основе тестирования лежат достаточно простые, логичные, не противоречащие здравому смыслу правила и законы. Однако тесты достижений не являются инструментом для определения всего спектра школьных достижений. Определение достижений в социальной сфере необходимо проводить специальным инструментом, на это рассчитанным и для этих целей разрабатываемым. Еще одним из существенных ограничений применения тестирования школьных достижений являются ограничения, которые накладываются на ответы, в силу чего анализ способов решения задач, мыслительных операций, которые использует ученик, в большинстве случаев затруднен или невозможен. Существует и ряд других ограничений. Однако и в рамках существующих на сегодняшний день ограничений метод тестирования является наиболее мощным, надежным и объективным средством решения широкого спектра педагогических задач. К сожалению, пока еще в нашей стране он недостаточно теоретически и практически разработан.
Совокупность заданий возрастающей сложности
Педагогические тесты весьма разнообразны. С точки зрения целей применения можно выделить: тесты достижения; критериально-ориентированные тесты, позволяющие сопоставить уровень индивидуальных учебных достижений с полным объемом знаний, умений и навыков; нормативно-ориентированные тесты, сравнивающие испытуемых друг с другом по уровням и учебным достижениям; аттестационные тесты, определяющие степень обученности; тесты прогнозирования результатов обучения. Тесты могут использоваться для всесторонней оценки состояния испытуемых, например, до начала процесса их интеллектуального развития, способностей к конкретному учебному предмету, установления уровня обучаемости, уровня достижений в рассматриваемой области знаний.
Методику разработки тестов можно разбить на несколько исследовательских этапов: подбор типичных ситуаций; перевод ситуаций на язык педагогических задач; разработка различных вариантов решения педагогических задач; определение ценности (веса) различных решений по каждой конкретной педагогической задаче; установление правильной последовательности предъявления системы заданий, составляющих тест.
В зависимости от характера деятельности испытуемого при выполнении теста различают: тесты со свободно конструируемыми ответами; тесты на дополнение ответов, приведенных в заданиях; тесты выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании (альтернативные тесты); комбинированные тесты. Для оценки дидактических возможностей перечисленных тестов необходимо остановиться на характерных особенностях тестирования вообще и его отдельных видов в частности. Каждое из заданий теста содержит информацию к решению, ее характер и объем может варьироваться как дидактическая помощь испытуемому. Избыток такой помощи может играть положительную роль в тестах, используемых в режиме обучения и даже диагностики, но оказаться нежелательным в тестах для оценки достижений, где основной функцией является контроль.
Как было отмечено выше, наиболее широкое распространение в педагогическом тестировании получили тесты выбора. Сравнивая их с другими видами, следует отметить простоту обработки результатов выполнения, что в рамках массового обучения имеет особую ценность. Имеются и другие ценные дидактические качества этих тестов. Они являются средством доведения до испытуемых новой для них учебной информации и показа различных мнений по одному и тому же вопросу, идей, принципов, на основе которых может решаться рассматриваемая проблема.
Ответы к заданиям теста могут находиться в различных отношениях друг к другу: противопоставления, противоположности, когда выбор одного из них в качестве верного является утверждением ошибочности всех остальных; равноправия, когда верными могут оказаться несколько из предложенных ответов; дополнения друг друга, когда только несколько отобранных ответов в сумме дают законченный ответ на поставленный в задании вопрос.
Дело трудоемкое и ответственное
Следует заметить, что тест нельзя назвать валидным или невалидным без указания сферы его применения. Тест считается содержательно валидным, если аспекты измерения соответствуют целям тестирования (аспектная полнота теста). При этом основное внимание в тесте (наибольшее число заданий) уделено наиболее важным из аспектов измерения (тест сбалансирован). Наконец, последовательность, в которой расположены задания и ответы к ним, логически обоснована, и тест представляет собой единое целое (конструктивно целостный). В педагогических тестах, разрабатываемых для контроля, диагностики знаний, решающую роль играет валидность по содержанию.
Статья «Педагогическое тестирование как форма контроля знаний учащихся»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Педагогическое тестирование как форма контроля знаний учащихся.
1. Современное представление о тестировании
Педагогическое тестирование – это способ измерения знаний учащихся, основанный на использовании педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, проведение тестирования и обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых. (18)
Педагогический тест – это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. (18)
Педагогический тест представляет систему равномерно возрастающих по своей сложности заданий, позволяющую оценить уровень обученности тестируемых.
Задания теста имеют системообразующие свойства: они принадлежат к одной и той же системе знаний, т.е. к одной учебной дисциплине, они связаны и упорядочены.
Задания педагогического теста идут в порядке возрастания их трудности – это является главным формальным системообразующим признаком теста, однако тест не стоит воспринимать только как совокупность заданий с возрастающей трудностью, не учитывая их содержание.
Задания тестов имеют специфическую форму и представляют собой высказывания, истинные или ложные, в зависимости от ответов.
В тесте используется только тот материал, который содержится в учебной дисциплине. Все остальное не может быть включено в педагогический тест, так же, как и оценка интеллектуального уровня ученика, которая является предметом психологического измерения.
Ответ на задание – это краткое суждение, связанное с текстом задания своим содержанием и формой. Критерии правильности ответов определяются самими авторами тестовых заданий. Крайне редко в тестах присутствуют задания, в которых оценка ответов производится по степени их правильности, однако в случае необходимости можно разработать задания, ответы на которые будут верны в разной степени. В таких случаях текст задания может быть таким: «Выберите наиболее правильный ответ…». (13)
Тестовая проверка знаний – это форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации материала. ( 5 )
Следовательно, тест – это:
Форма педагогического контроля работы учащегося (проверяются организация и методика его самостоятельной домашней подготовки, качество знаний и умений по уже пройденному материалу);
Форма воспитания у учащихся умения правильно применять свои знания и умения;
Форма стимуляции к регулярным занятиям;
Форма самоконтроля. ( 5 )
2 Классификация тестов
Все тесты можно разделить на две категории:
Традиционные тесты состоят из списка вопросов и разных вариантов ответов. За ответ на каждый вопрос присваивается установленное количество баллов. Результат такого теста зависит от количества правильных ответов. Аванесов В. С. (15) Дает следующее определение традиционному тесту:
«Традиционный тест – это система заданий, предъявляемая в порядке увеличения сложности в одно и то же время, с одинаковой системой оценивания для всех тестируемых».
Традиционный тест является объединением трех систем:
Системы знаний, описываемой языком проверяемой учебной дисциплины;
Формальной системы заданий возрастающей сложности, описываемой значениями долей неправильных ответов и другими показателями;
Статистических характеристик заданий и результатов испытуемых.
Среди традиционных тестов различают гомогенные и гетерогенные. Гомогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания – система, предназначенная для объективной, качественной, и эффективной оценки структуры и измерения уровня обученности учащихся в рамках одной учебной дисциплины. Определение гомогенного теста практически совпадает с определением традиционного теста.
Гомогенные тесты наиболее распространены. В педагогике они создаются для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу. В гомогенном педагогическом тесте недопустимо использование заданий, выявляющих другие свойства. Это нарушает требование дисциплинарной чистоты педагогического теста: каждый тест измеряет что-то заранее определенное.
Адаптивные тесты – это особые тесты, задания которых соответствуют уровню подготовленности испытуемых. (12)
Целесообразность применения такого вида тестов вытекает из необходимости рационализации традиционного тестирования: хорошо подготовленному ученику нет необходимости давать слишком простые задания, потому что слишком велика вероятность правильного ответа. Легкие материалы не имеют развивающего потенциала. Аналогично, также не имеет смысла давать задания высокой трудности слабо подготовленному ученику.
Использование таких заданий существенно повышает точность измерений и уменьшает время индивидуальной проверки примерно до 5-10 минут.
Адаптивный тест представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметры трудности и дифференцирующей способности каждого задания.
По уровню усвоения знаний, умений и навыков тесты разделены на три уровня:
тесты первого уровня – их рекомендуется проводить для промежуточного контроля знаний студентов в рамках чтения одного определённого курса;
тесты второго уровня – при промежуточном контроле по основным разделам курсов, без знания которых понимание дисциплины либо затруднено, либо вообще непонятно;
тесты третьего уровня – при итоговом контроле за весь курс.
Тесты первого уровня, в свою очередь, подразделяются на:
тесты опознания (предлагают вопросы, требующие альтернативного ответа);
тесты различения (вместе с заданием содержатся ответы, из которых студенты должны выбрать один или несколько);
тесты соотнесения (предлагают найти общности или различия в изученных объектах);
тесты-задачи с выборочными ответами (в задании формулируется условие задачи и все необходимые исходные данные, в ответах представлено несколько вариантов результата решения в числовом или буквенном виде).
Существуют также и другие классификации тестов:
по целям – информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные;
по процедуре создания – стандартизованные, не стандартизованные;
по способу формирования заданий – детерминированные, стохастические, динамические;
по технологии проведения – бумажные, в том числе бумажные с использованием оптического распознавания, натурные, с использованием специальной аппаратуры, компьютерные;
по форме заданий – закрытого типа, открытого типа, установление соответствия, упорядочивание последовательности
по количеству заданий – короткие (до 20 заданий), средние (20-500 заданий), длинные (более 500 заданий).
3 Виды тестовых заданий
Тестовое задание – это составная единица теста, отвечающая требованиям к заданиям в тестовой форме и, кроме того, математико-статистическим требованиям (известной трудности, дифференцирующей способности, положительной корреляции баллов задания с баллами по всему тесту и др.).
задания закрытой формы (с множественным выбором), в которых учащиеся выбирает правильный ответ из данного;
задания на дополнение (открытые задания), требующие самостоятельного получения ответов;
задания на установление соответствия (с множественным выбором), выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами нескольких множеств;
задание на установление правильной последовательности, в которых от учащегося требует указать порядок действий или процессов, перечисленных педагогами.
Задания закрытой формы.
Тестовое задание закрытой формы – это такое тестовое задание, в котором есть готовые ответы, из которых осуществляется выбор. Среди таких задание можно выделить несколько видов:
1) тестовые задания с выбором одного правильного ответа;
2) тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов.
Под тестовым заданием с выбором одного правильного ответа понимают тестовое задание закрытой формы, в котором среди предложенных ответов лишь один правильный.
В заданиях с выбором одного правильного ответа можно выделить несколько подвидов. В.С. Аванесов (3) выделяет следующее:
1) задание с двумя вариантами ответов;
2) задания с тремя вариантами ответов;
3) задания с четырьмя видами ответов;
4) задания с пятью видами ответов.
Задания такой формы чаще других применяются на практике. По мнению некоторых авторов, именно они являются тестами. Причин столь широкого распространения этой формы тестовых заданий несколько:
1) сравнительная простота выполнения;
3) удобство для быстрого и автоматизированного контроля знаний.
При составлении тестовых заданий наиболее существенным является подбор вариантов ответов, называемых неправильными, которые расположены рядом с правильными. Считается, что эти варианты должны быть «правдоподобными». Неправильные, но правдоподобные ответы называется дистракторами (от анг. to distract – отвлекать). Если в задании имеется k ответов, то тогда ответ, доля выбора которого близка к значению 1/k – идеальный дистрактор; доля выбора меньше, чем 1/k – доминирующий дистрактор в задании. Современная практика показывает, что чаще всего можно встретить задания с одним правильным ответом, в которых предлагается 4 или 5 возможных ответов. Например, при использовании четырех вариантов ответов вероятность угадывания правильного ответа составляет 25%, а при пяти ответах – 20%.
Тестовые задания открытой формы.
Задания открытой формы – это задания, составленные без предоставления возможных вариантов ответа. Такие задания называют еще открытыми заданиями или заданиями на дополнение. Их выполнение требует от учащихся самостоятельно сформулировать ответ, а не выбрать готовый. Достоинством этих заданий в том, что они не допускают возможности угадывания.
Рекомендации к разработке заданий открытой формы:
добавляемое слово ставится в конце задания;
добавляемое слово является единственным;
все утверждения, по возможности, короткие.
Ответы учащиеся должны сформулировать сами, поэтому ответы не даются. Основной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение основного требования к тестовым заданиям – наличие однозначного правильного ответа.
Тестовые задания на установление соответствия.
Под тестовым заданием на установление соответствия понимают тестовое задание, в котором необходимо установить соответствие элементов одного множества элементами другого. При этом желательно, чтобы количество элементов в этих множествах было неодинаковым.
Тестовые задание на установление соответствия правильной последовательности.
Задание на соответствие требует установить соответствие каждого элемента одного множества элементами другого множества. Наиболее ценным является то, что такие задания позволяет определить среди других ассоциативную составляющую знаний, то есть знания взаимосвязи определений и факторов, авторов и произведений, характеристик и параметров различных приборов и устройств, связей между законами, формулами и т.д. Эти задания разрабатываются для проверки выработанности умений осуществлять последовательность процессов, действий и операций, выявления сформированности конкретных понятий. Вместе с заданием предлагается выбор правильных порядков следования.
Форма тестового задания определяется содержанием учебного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы в тестовом материале присутствовали задания всех форм. Если же одно и то же задание в различных формах выглядит в равной степени эффективным, рекомендуется выбрать форму, которая менее всего представлена в тесте, а также в которой задание формулируется более кратко и понятно, а вероятность угадывания правильных ответов меньше.
Достоверность результатов тестирования значительно зависит от качества составления тестовых заданий: от их содержания, формы представления, корректности формулировок. Существуют специальные требования, которых следует придерживаться авторам тестов:
Задания должны быть включены в одну тему.
Задания должны быть взаимосвязаны между собой.
Задания должны быть упорядоченными либо по трудности, либо по логике.
Форма теста должна быть единообразной, унифицированной, узнаваемой, удобной.
Термины, понятия, употребляемые в тестах, должны быть общеизвестны и строго соответствовать как требованиям программы, так и первоисточникам.
Последовательность тестовых заданий следует по принципу: от простого к более сложному.
Задания должны быть краткими (на обдумывание одного задания должно затрачиваться не более двух минут).
Из тестового задания должны быть исключены слова, не несущие смысловой нагрузки: чем лаконичнее задание теста, тем лучше.
Формулировать задание теста лучше всего в повествовательной форме: такая формулировка получится краткой в отличие от формулировки в вопросительной или повелительной форме.
Повторяющиеся слова и фразы лучше вынести в само задание: лучше длинное задание и короткие ответы, а не наоборот. При этом ключевое слово лучше перенести в начало текста задания.
Части задания должны быть грамматически согласованы, а задания – оформлены в едином стиле.
При каждом предъявлении тестового задания порядок расположения элементов из множества допустимых заключений может изменяться, поэтому элементы группы (т.е. задания и варианты ответов) не нумеруются.
Элементы тестового задания могут содержать текст, формулы, графические изображения, мультимедийные компоненты.
Общее количество заданий в тесте (база теста) должно превышать предполагаемую длину теста (выборку) как минимум в 10 раз. Например, если для прохождения тестирования предлагается 15 заданий, то база теста должна быть не менее 150 заданий. Только в этом случае каждому тестируемому будет предъявлен индивидуальный тест.
Типичные ошибки в формулировке тестовых заданий:
Формулировка задания в вопросительной форме.
Формулировка задания в повелительной форме.
Лишние слова в формулировке задания, громоздкая и трудно воспринимаемая конструкция задания.
Повторяющиеся слова в вариантах ответов.
Грамматическая несогласованность задания и вариантов ответа.
Правильный ответ резко отличается от остальных.
В тексте тестового задания содержится подсказка.
Варианты ответа неравнозначны.
Недостаточное количество дистракторов.
Отсутствие неверных ответов.
Ключевое слово находится не на первом месте в формулировке задания.
Начало формулировки тестового задания с предлога, вводных слов и конструкций.
5 Принципы разработки содержания теста
Содержание теста – это оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых заданий. (14)
Содержание школьного образования – это система знаний и опыта человечества, усвоение которой необходимо для повышения качества жизни и для последующего приобретения профессионального образования. Оно задается образовательными программами, которые выбираются добровольно самими учащимися. (14)
Из-за множества причин объем проверяемых знаний оказывается меньше объема знаний, усваиваемых в процессе обучения, хотя, казалось бы, хорошо отлаженная система тестовых заданий должна, в принципе, проверять все знания, которые предлагаются в учебном процессе.
Проверяемые знания – это знания, усвоение которых подлежит обязательному контролю в отдельно взятом образовательном учреждении. (14)
И тут возникает вопрос – какой же тест лучше всего подойдет для измерения интересующих знаний? Ответ таков: лучшим считается тест, содержание которого шире и охватывает более глубокие уровни знаний. Такое содержание опирается на следующие педагогические принципы.
Первый принцип разработки содержания теста – соответствие содержания целям тестирования. Если цель тестирования – отобрать самых подготовленных учеников, то задания должны быть трудные, потому что слабые ученики с такими заданиями не справятся. Если же требуется отсеять самых слабых, то сделать это лучше с помощью сравнительно легких заданий. При необходимости оценить испытуемых во всем диапазоне знаний – от низшего до высшего, в тест придется включать задания легкие, средние и трудные.
Второй принцип – определение значимости проверяемых знаний. В тест включаются только те элементы учебной программы, которые можно считать наиболее важными, без которых знания становятся несущественными. В первую очередь в тест включают ключевые элементы, составляющие основу подлинных знаний.
Третий принцип – взаимосвязь содержания и формы. Для заданий теста должна быть подобрана наиболее подходящая для них форма выполнения. Не всякое содержание может быть выражено в тестовой форме. Например, доказательства и обширные вычисления невозможно представить в форме тестового задания. Из этого можно сделать вывод о том, что тест нельзя рассматривать как универсальную форму проверки знаний.
Четвертый принцип – содержательная правильность тестовых заданий. В содержание тестового контроля включаются только те элементы знаний, которые являются объективно истинными и поддаются рациональной аргументации. Каждое задание текста опирается на факт, правило, теорему и т.д. Спорные точки зрения не рекомендуется включать в содержание тестовых заданий.
Пятый принцип – репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста. Необходимо обращать внимание на полноту и достаточность для контроля значимых элементов содержания. По пяти-шести элементам невозможно проверить знания испытуемых. Нельзя быть уверенным в том, что испытуемый знает и другие элементы содержания учебной дисциплины. Поэтому необходимо наиболее полно отображать необходимые знания в заданиях теста. Репрезентативность не означает обязательного включения в тест всех значимых элементов содержания – многие из них связаны между собой в общей структуре знаний, включены один в другой полностью или частично. Кроме того, многие элементы в структуре знаний иерархически соподчинены. Этому принципу соответствуют основные задания, которые лучше называть структурными.
Шестой принцип – соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. Существует необходимость проверять знания учащихся на современном учебном и контрольном материале.
Восьмой принцип – системность содержания. Тестовые задания должны отвечать требованиям системности заданий. Кроме подбора заданий с системным содержанием важно иметь задания, связанные общей структурой знаний. Это возможно тогда, когда каждое задание проверяет преимущественно свою часть в общей системе знаний.
Девятый принцип – вариативность содержания. Содержание теста после его первого применения становится известно испытуемым. Информация о содержании заданий почти всегда передается остальным учащимся. Для того, чтобы защитить результаты теста от такого рода искажений, необходимо создать различные вариации заданий одного и того же теста. Варианты теста, состоящие из вариантов заданий, называются параллельными, если при этом выполняются еще и некоторые статистические условия. Они должны быть примерно равны по трудности, иметь сходные показатели вариации тестовых баллов испытуемых. (14)
Существуют два подхода к оценке результатов тестирования. Первый подход заключается в том, что каждое задание должно оцениваться одним баллом в случае правильного выполнения и нулём баллов в случае его неправильного выполнения. Обработка полученных результатов становится достаточно простой, поэтому этот подход рационален и, что самое важное, наиболее объективен. Невозможно корректно оценить другие задания и обеспечить баланс оценок за задания в тесте, если какое-либо количество баллов присваивается за одно задание. Приведены следующие аргументы сторонников присвоения заданиям разного количества баллов: «С помощью подсчёта баллов вы сможете выразить различие между коротким вопросом, ответ на который не займёт много времени (единичным числом или словом), или вопросом, требующим обстоятельного ответа, а также может потребоваться ответ, состоящий из многих частей, каждая из которых должна быть оценена отдельно. Другим преимуществом подсчёта баллов является то, что они отражают более точно значимость вопросов в общем экзамене. Количество баллов, которые можно получить за ответ на вопрос, должно совпадать с количеством значимых элементов в ответе. Например, если в задании теста сказано исправить ошибки в четырех предложениях, то за это задание можно получить максимально 4 балла. На практике количество баллов также зависит от других факторов, таких как: важность вопроса или общий балл за весь экзамен. Для того чтобы облегчить процесс оценивания, лучше всего придерживаться определённого количества элементов/подпунктов или их совокупности».
Из этого следует, что присвоение разного количества баллов за разные задания аргументировано следующим:
во-первых, задания разной трудности должны оцениваться разным количеством баллов;
во-вторых, должно учитываться количество отдельных элементов задания.
Однако подразумевается расположение заданий теста по степени увеличения их трудности, поэтому в тесте уже учитывается трудность задания и то, что получение каждого последующего балла требует больших усилий.
А также следует учитывать, что отдельные элементы задания редко бывают однородны по трудности, как в вышеприведенном примере. Часто встречаются задания, в которых операции или элементы имею разную степень трудности. Например, при решении задач по математике или геометрии первое действие оказывается наиболее значимым и трудным, в то время как остальные – оказываются гораздо легче.
7 Преимущества и недостатки тестирования
Тестовая форма контроля знаний имеет свои недостатки и преимущества, по сравнению с другими формами.
Преимущества тестирования заключаются в следующем:
Тестовая форма контроля знаний является наиболее качественным и объективным способом оценивания. Объективность теста достигается за счет стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества знаний и тестов целиком.
В тест возможно включить задания по всем темам курса, в то время как в устный экзамен включается 2-4 темы, а в письменный – 3-5. Тестирование позволяет в целом оценить знания испытуемого по предмету и по отдельным его разделам. Исключен элемент случайности при вытаскивании билета.
Тест является более точным инструментом оценки знаний, т.к. количество делений шкалы оценки теста соответствуют количеству вопросов, из которых состоит тест, в то время как обычная шкала оценки знаний состоит только из четырех делений.
Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен – не менее четырёх часов.
Разработка качественного инструментария – длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин еще не разработаны, а разработанные имеют очень низкое качество.
Данные, получаемые в результате тестирования, помогают обнаружить пробелы в знаниях по конкретным разделам, но не дают информации о причинах этих пробелов.
Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
Широта охвата тем имеет и отрицательную сторону: учащийся при тестировании не имеет достаточно времени для глубокого анализа темы.
Объективность и справедливость теста достигается путем принятия мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном проведении теста необходимо вносить изменения в задания.
В тестировании присутствует элемент случайности, что искажает результаты теста. Например, учащийся может угадать ответ в сложном вопросе или случайно ошибиться в простом.
Тестовая форма контроля знаний оказывает положительное влияние на эффективность профессиональной деятельности педагога путем выявления у учащихся проблемных зон в усвоении материала. Подобная форма способствует воспитанию у учащихся умения правильно применять свои знания и умения, при правильном использовании служит удобным инструментом самодиагностики и самоконтроля. Необходимо отметить однако, что данная форма контроля знаний будет эффективной лишь при использовании вместе с другими формами контроля, а также при соблюдении требований по разработке и содержании заданий педагогического тестирования.
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1001 от 13.08. 2014, Минюст № 33795 от 25.08.2014, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям). – www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_14/m1001.html (17.12.2016).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М., 2013.
Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. – М.,1994.
Жунусакунова А.Д. Разновидности заданий в тестовой форме// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа, 2012.
Казданян С.Ш. О применении тестовой технологии проверки знаний в вузе // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года 2011 года. – Пенза – Ереван – Шадринск, 2011.
Калдыбаев С.К., Ажыбаев Д.М., Бекежанов М.М. Компьютерная диагностика результатов обучения в общеобразовательной школе:Практико-ориентированная моногорафия. – Бишкек, 2007.
Ларина Л.В. Компьютерные системы тестирования знаний студентов на различных этапах оценки успеваемости // Омский научный вестник. – 2013. – № 1. – С.43-46.
Майоров А.А. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М., 2001.
Hot Potatos/ hotpot.uvic.ca. – https://hotpot.uvic.ca/index.php (16.04.2016).
MultiTester System/ ru.romexoft.com. – http://ru.romexoft.com/index.php?multitester (16.04.2016).
MyTest X/ mytest.klyaksa.net. – http://mytest.klyaksa.net/ (16.04.2016).
Аванесов В.С. Определение педагогического теста/ testolog.narod.ru. – http://testolog.narod.ru/Theory2.html (15.04.2016).
Аванесов В.С. Содержание теста и тестовых заданий/ http://testolog.narod.ru. – http://testolog.narod.ru/Theory61.html (15.04.2016).
Аванесов В.С. Традиционные тесты/ testolog.narod.ru. – http://testolog.narod.ru http://testolog.narod.ru/Theory3.html (15.04.2016).
Методические рекомендации по составлению контролирующих тестов и внедрению тестирования в образовательный процесс / spb.hse.ru. – https://spb.hse.ru/data/2014/01/05/1340534257/method-recommendations-tests.pdf (15.04.2016).
Поклад Н.И. Обзор программ для создания компьютерных тестов, предлагаемых как freeware / nsportal.ru – http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2013/01/28/obzor-programm-dlya-sozdaniya-kompyuternykh-testov (16.04.2016).