Что измеряет телеметрический датчик носимой части тскбм
ТЕЛЕМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ БОДРСТВОВАНИЯ МАШИНИСТА ТСКБМ
1. НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ.
Система применяется на всех видах локомотивов как устройство, повышающее безопасность движения поездов и улучшающее условия работы локомотивных бригад. ТСКБМ, как дополнительное устройство, работает с системами КЛУБ или АЛСН. Контроль бодрствования производится непрерывно в процессе движения поезда, без отвлечения машиниста нажимать РБ и высвечивается на индикаторе по условной шкале. Уровень бодрствования человека сопровождается сигналом кожно-гальванической реакции (КГР), а носителем информации является время между импульсами КГР. У засыпающего человека интервал между импульсами КГР увеличивается. При работающей системе и нормальном уровне бодрствования периодические проверки бдительности отменяются. При снижении уровня бодрствования система воздействует на ЭПК, а машинист в этом случае нажимает РБС.
2. СОСТАВ СИСТЕМЫ ТСКБМ.
Прибор представляет собой телеметрический датчик (наручные электронные часы), одетые на запястье машиниста. Он измеряет относительное изменение сопротивления кожи, подключенной к электродам, преобразует информацию в код и посылает на приемник. Расстояние между электродами 4мм, напряжение 0,2 вольта.
Прибор выдается в личное пользование машинисту. Как исключение, прибор в случае неисправности, может быть заменен другим на одну поездку. Проверка (тестирование) производится перед каждой поездкой у дежурного по депо (или в кабинете ПРМО). Срок гарантии батарейки-2месяца, после чего работник АЛСН обязан заменить элемент с записью в журнал. Дальность действия радиоканала не менее 2 метров.
Состоит из приемника и индикатора, расположен перед машинистом. Приемник предназначен для приема радиосигнала, обработки и выдачи на контроллер. Индикатор предназначен для визуального отображения уровня бодрствования машиниста, причем линейка индикатора состоит из 10 светодиодов желтого цвета и 1светодиода красного цвета.
2.3 КОНТРОЛЛЕР ТСКБМ-К.
Располагается в кабине машиниста, допускающем включение и выключение системы. Он предназначен для обработки сигналов, поступающих от приемника, определения уровня бодрствования машиниста и обеспечивает совместную работу с КЛУБом.
3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМЫ.
3.1 Включение системы.
— Включить питание КЛУБ и надеть на руку браслет.
— Включить ТСКБМ-К тумблером, при этом на приемнике должен загореться желтый индикатор, показывающий включение. Если не горит, то включить браслет.
— Включить ЭПК и нажать РБ.
Система работает с однократной проверкой бдительности, периодическая отменяется.
3.2 Действия машиниста в пути следования.
При движении поезда и на стоянке машинист должен находиться в состоянии бодрствования. При выходе из кабины выключать систему. Если машинист расслабляется, то индикатор начинает гаснуть (по 2-му алгоритму загорается 4 нижних светодиода). Машинист должен привести себя в порядок (поднять и опустить руки, сжать и разжать кулак). Если машинист не привел себя в порядок, то желтый индикатор гаснет и загорается красный, при этом надо нажать РБС.
Система ТСКБМ самотестируемая, находит и устраняет сбои. (В случае сбоя индикатор начинает мигать). Устранимыми сбоями считаются:
— Нарушение приема радиосигнала.
— Снятие ТСКБМ-Н с руки.
— Прием сигналов от двух приборов.
Сбой может продолжаться 120сек, затем срыв ЭПК.
«Теперь я знаю, как выглядит Сатана!» — машинисты РЖД теряют сон от злости. Телемеханическая система контроля бодрствования ТСКБМ: жажда заработка или необходимость
Одно из устройств, которыми сегодня буквально нашпигована кабина локомотива — телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Её задача — определить момент начала засыпания машиниста и разбудить его. Браслет, надеваемый на запястье, измеряет кожно-гальваническую реакцию и по беспроводному каналу передаёт информацию на устройство, которое определяет состояние машиниста. Если система посчитает, что человек засыпает, она подаст звуковой сигнал, по которому нужно нажать верхнюю рукоятку бдительности (РБС). Ненажатие РБС вызовет экстренное торможение. На бумаге всё гладко. На руке «часы» тоже мешают не сильно, но машинисты ТСКБМ просто ненавидят. Vgudok выяснил, за что именно.
Основная претензия в том, что ТСКБМ живёт своей жизнью и её сигналы с фактическим состоянием машиниста не связаны никак. Система может заставлять «подопытного» скакать тогда, когда он чувствует себя превосходно, а может не беспокоить, когда он действительно близок к засыпанию.
Когда машинист выполняет какую-либо манипуляцию органами управления, может раздаться звуковой сигнал.
Если манипуляция связана с управлением тормозами, то перед машинистом встаёт нехитрый выбор: оторваться от органов управления, рискуя не попасть в параметры торможения или подъезда к запрещающему сигналу, но встать и нажать РБС, либо игнорировать свисток, доведя до конца начатые манипуляции, давая системе возможность остановить поезд экстренным торможением. В любом случае — гарантированное депремирование. Насколько нам известно, АО «Нейроком», разработчик и производитель ТСКБМ, в курсе проблемы, но усилия его направлены не на устранение ошибок устройства, а на наполнение его новым функционалом.
Недавно стало известно о том, что АО «Нейроком» готовится установить в браслеты датчики пульса, ЭКГ, температуры и давления. По словам исполнительного директора АО «Нейроком» Леонида Галченкова, систему могут «научить» определять психоэмоциональную готовность к поездке, похмелье, приём наркотиков, качество сна и отдыха.
«Возможен контроль физической нагрузки вне работы, определение некомфортного болезненного состояния. Осуществима также передача данных о режиме сна и отдыха работников для контролирующих органов — это выдача информации о состоянии машиниста за любой промежуток времени в пути следования, — рассказал о направлении разработок руководитель. — Мы сделали опытный образец и готовы приступить к производству. По видео определяются следующие параметры: поворот головы на угол больше допустимого, длительность закрытия глаз, соответствует ли количество человек в кабине допустимому.
Кроме того, сегодня, если по физиологическим параметрам невозможно определить состояние машиниста, мы проверяем его работоспособность запросом на подтверждение — просим нажать специальную верхнюю рукоятку. С помощью видеоконтроля это сделать гораздо проще».
Чтобы не быть голословными, говоря об отношении машинистов к продукту, производимому АО «Нейроком», мы, совместно с крупнейшей группой железнодорожников в соцсетях, провели опрос среди локомотивщиков об их отношении к ТСКБМ и планам по расширению её функционала.
Три процента респондентов полностью солидарны с производителем — дополнять!
Четыре процента проголосовавших уверены в том, что ТСКБМ в доработке не нуждается.
Столько же опрошенных считает, что вещь эта полностью бесполезная, но и безвредная, поэтому им всё равно, что с ней будет происходить в дальнейшем.
Уважаемые господа из АО «Нейроком»! После этих трёх пунктов вам не кажется, что своей продукцией вы больше мешаете, чем помогаете машинисту?
Пять процентов машинистов подтвердили, что сами засыпали с этим браслетом. Господин Галченков, если Вы им не верите, мы напомним: 2012-й год, станция Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, столкновение маневрового состава с отправляющимся поездом. Фамилию машиниста назвать или подчинённые уже напомнили?
17% опрошенных подтвердили наш тезис о том, что устройство легко «обмануть». Секретов раскрывать, само собой, мы не станем. Отметим лишь, что способов, конечно, не великое множество, но они есть.
И вот наконец лидер мнений — пункт о том, что ТСКБМ несёт прямую угрозу безопасности движения, отвлекая машиниста в самый неподходящий момент. 63 (шестьдесят три. ) процента проголосовавших (при возможности выбрать несколько вариантов ответов)! Это как раз то, о чём мы говорили в начале статьи.
Здесь вопрос не столько к производителю, продающему то, что покупают, а к покупателю.
Уважаемые топ-менеджеры РЖД, вы точно уверены, что приобретаете необходимое для обеспечения безопасности движения устройство, а не перекладываете деньги компании в карман хитрому производителю бесполезной игрушки?
Под нашим опросом развернулась большая дискуссия о «достоинствах» ТСКБМ. Приведём лишь некоторые из комментариев (орфография по возможности сохранена):
Михаил: «А где вариант «убрать на… это непотребство» (слово заменено из соображений этики — прим. ред.)?».
Иван: «Как все ненавидели УКБМ, так же все ненавидят ТСКБМ. Система непотребство (слово заменено из соображений этики — прим. ред.), а разработчик бездарь».
Александр: «Особенно нравиться когда на запрещающий поезд происходит, в этот момент очень часто мешает».
Роман: «Он дурачок! Сначала нужно заставить работодателя неукоснительно соблюдать ТК РФ и пр.44 Минтранса».
Саня: «Последние 3 пункта чётко. Особенно когда в тупики заезжаешь вовремя даёт о себе знать».
Алексей: «Теперь я знаю как выглядит Сатана».
Костя: «лучше б прослушку поставили на всех средствах связи у начальников, как они постоянно звонят и настойчиво просят нарушать инструкции по безопасности движения. ».
Один из комментариев со странички СМИ, опубликовавшего интервью с производителем, настолько содержателен, что мы приведём его в виде скриншота:
Мы неоднократно писали о том, что кабина современного локомотива иногда напоминает новогоднюю ёлку — столько в ней разных «мигалок» и «пищалок». Все они призваны обеспечить контроль за бодрствованием машиниста и соблюдением им параметров ведения поезда. Фактически же необходимость следить за этими устройствами, сдобренная дословным выполнением Регламента переговоров (всё же записывается!) и кое-где видеонаблюдением, времени для наблюдения за показаниями сигналов локомотивной бригаде не оставляет. Машинисты их запрещающие показания всё равно проезжают.
Как видим, ситуация предельно ясна: АО «Нейроком», заботясь о финансовой стабильности, производит и продаёт платёжеспособному покупателю не просто бесполезный, а отрицательно влияющий на безопасность движения прибор. ОАО «РЖД», не желая слышать своих же машинистов, покупает сомнительное изделие, поощряя производителя к его бесконечным модификациям. Что возьмёт верх: жажда заработка или здравый смысл?
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram
1. Эксплуатационные основы ТСКБМ.
Система ТСКБМ относится к системам контроля бдительности, следит за физиологическим состоянием машиниста, принимает сигналы о состоянии рукоятки бдительности (РБ), обрабатывает полученную информацию, показывает уровень бодрствования машиниста по условной шкале в виде светящейся линейки переменной длины. При работе с системой АЛСН она выдает управляющее воздействие на электропневматический клапан (ЭПК). При работе с системой КЛУБ она выдает информацию о снижении уровня бодрствования машиниста ниже критического уровня на систему КЛУБ.
При работающей системе ТСКБМ и при нормальном уровне бодрствования машиниста периодические проверки бодрствования отменяются.
Если система ТСКБМ будет отключена, системы АЛСН или КЛУБ перейдут в штатный режим работы без системы ТСКБМ с периодическими проверками бодрствования машиниста.
При снижении уровня бодрствования машиниста ниже критического, система ТСКБМ, в случае совместной работы с системой АЛСН, непосредственно воздействуя на ЭПК, приводит в действие механизм автоматического экстренного торможения, который машинист может отменить, нажав на рукоятку бдительности по свистку электропневмоклапана ЭПК. Этот процесс повторяется в соответствие с алгоритмом работы системы, но не более трех раз. Если в течение этого времени восстановится нормальный уровень бодрствования машиниста, то система ТСКБМ зафиксирует этот факт и вернется в режим нормального уровня бодрствования машиниста. Если этого не произойдет, то система ТСКБМ вызовет срабатывание электропневмоклапана ЭПК.
При работе с системой КЛУБ система ТСКБМ будет постоянно выдавать информацию о снижении уровня бодрствования ниже критического и срабатывание ЭПК произойдет в соответствии с алгоритмами работы системы КЛУБ.
Безопасность движения поездов повышается за счет того, что с системой ТСКБМ:
Повышается надежность работы машиниста, который может контролировать свой уровень бодрствования, не допуская его снижение до нижней границе на индикаторе уровня бодрствования и может, посредством активных действий, поддерживать свою работоспособность, не дожидаясь обесточивания электропневмоклапана ЭПК.
Контроль бодрствования машиниста производится непрерывно в процессе движения поезда независимо от поездной ситуации и без отвлечения машиниста требованием периодически подтверждать свое бодрствование, что особенно важно в ситуациях, требующих от машиниста повышенной бдительности для обеспечения безопасности движения.
2. Принцип оценки уровня бодрствования машиниста.
Система ТСКБМ непрерывно осуществляет контроль и индикацию уровня бодрствования машиниста по условной шкале, а также приводит в действие механизм экстренного торможения при снижении уровня бодрствования ниже некоторого критического.
Машинисту дается возможность до трех раз отодвинуть момент торможения, нажимая на рукоятку бдительности по свистку электропневматического клапана. Если машинист в течение этого времени повысит свой уровень бодрствования, то экстренного торможения не произойдет.
Критический уровень бодрствования не связан с потерей работоспособности. Из соображений безопасности и с учетом индивидуального разброса физиологических параметров машинистов критический уровень бодрствования зафиксирован вблизи границы работоспособного состояния.
3. Функциональные схемы устройств ТСКБМ
Функциональная схема ТСКБМ представлена на рис. 2 и включает в себя следующие приборы и блоки.
Прибор ТСКБМ-Н, носимая часть системы, представляет собой телеметрический датчик и располагается на запястье машиниста. Прибор ТСКБМ-Н предназначен для получения информации об относительном изменении электрического сопротивления, подключенного к его электродам, и передачи ее по радиоканалу в цифровом виде на приемник прибора ТСКБМ-П.
Прибор ТСКБМ-П приемник сигналов прибора ТСКБМ-Н и устройство индикации, предназначен для приема и первичной обработки информации, передаваемой по радиоканалу от ТСКБМ-Н, и передачи ее в контроллер ТСКБМ-К. Устройство индикации предназначено для визуального отображения уровня бодрствования машиниста на светодиодном индикаторе.
Блок ТСКБМ-К контроллер системы, предназначен для приема и обработки информации от приемника и рукоятки бдительности, а также для выдачи управляющего воздействия на электропневмоклапан (при подключении АЛСН) или систему КЛУБ.
Рассмотрим далее работу основных блоков ТСКБМ.
Телеметрический датчик предназначен для получения информации об относительном изменении сопротивления, подключенного к его электродам, преобразования этой информации в кодовые посылки и передачу их по радиоканалу на подсистему обработки сигналов телеметрического датчика функциональная схема прибора приведена на Рис. 3.
Приемник сигналов телеметрического датчика предназначен для приема сигналов телеметрического датчика по радиоканалу, его предварительной обработки и выдачи по запросу в блок контроллера системы. Кроме того приемник обнаруживает присутствие второго работающего телеметрического датчика в зоне действия системы и информирует об этом контроллер системы.
Устройство индикации предназначено для визуального отображения уровня бодрствования машиниста на светодиодном индикаторе и контроля исправности индикатора.
На устройстве индикации визуально отображается уровень бодрствования машиниста в виде линейки горящих светодиодов желтого цвета. Большее число горящих светодиодов соответствует более активному состоянию машиниста. В случае снижения внимания машиниста до опасного уровня, контроллер принимает решение о включении индикатора красного цвета.
Контроллер системы предназначен для обработки информации телеметрического датчика системы, поступающей из приемника блока ТСКБМ-П, определения уровня бодрствования машиниста в соответствии с заложенным вычислительным алгоритмом, управления устройством индикации блока ТСКБМ-П, управления электропневмоклапаном ЭПК (при работе с системой АЛСН), выдачи информации о снижении уровня бодрствования ниже критического (при работе с системой КЛУБ) и контроля состояния системы.
Функционально контроллер системы может быть разделен на следующие части:
Устройство цифровой обработки (УЦО).
Источник питания (ВИП).
Блок внешних соединений (БВС-ТСКБМК).
Усилитель ЭПК (УЭПК).
В устройстве цифровой обработки выполняется вся логическая обработка информации, поступающей на контроллер, и вырабатываются все выходные воздействия.
Вторичный источник питания обеспечивает преобразование постоянного напряжения аккумуляторной батареи в несколько постоянных стабилизированных выходных напряжений.
Блок внешних соединений для подключения внешних устройств и ввода питания. Кроме того в блоке расположены индикаторы для контроля включенного состояния, фильтры питания, усилитель ЭПК, блок коммутации, плата ограничителей напряжений.
Усилитель ЭПК (УЭПК) предназначен для преобразования сигнала управления ЭПК из динамического слаботочного сигнала с частотой 44 кГц в сигнал постоянного тока для питания реле блока коммутации, расположенного в блоке внешних соединений при работе без системы КЛУБ, или для подачи на вход ТСКБМ системы КЛУБ при работе с этой системой.
В Поездку
Все для локомотивной бригады
Телемеханическая система контроля бодрствования ТСКБМ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Назначение системы ТСКБМ
Система ТСКБМ предназначена для работы совместно с системами АЛСН, БКБ, КЛУБ (КЛУБ-У). Система ТСКБМ обеспечивает непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья руки. В том случае, если по параметрам сопротивления кожи определяется снижение работоспособности машиниста, ТСКБМ производит проверку бдительности машиниста. В случае работы с АЛСН или БКБ ТСКБМ разрывает цепь подачи напряжения на электропневматический клапан (далее ЭПК). В случае работы с КЛУБ (КЛУБ-У), ТСКБМ передает сигнал о необходимости произвести проверку бдительности на эти устройства. Машинист должен подтвердить бдительность не позже, чем через 5 секунд после начала свистка ЭПК нажатием на верхнюю рукоятку бдительности (РБС). Всего таких подтверждений бдительности машинист может сделать не более 3-х раз подряд. Если за это время работоспособность машиниста восстановится, то свистки ЭПК прекратятся, если нет – произойдет экстренное торможение поезда. Машинист, находящийся в работоспособном состоянии, может предотвратить экстренное торможение, выключив на несколько секунд и снова включив ТСКБМ. Этими действиями он подтверждает свое работоспособное состояние.
1.2 Требования настоящей инструкции являются обязательными для выполнения руководящими и инженерно-техническими работниками железных дорог, локомотивными бригадами и другими работниками, связанными с эксплуатацией и техническим обслуживанием ТСКБМ.
«Временная инструкция по эксплуатации телемеханической системы контроля бодрствования машиниста ТСКБМ» от 15 декабря 1996 года ЦТТ-18/12 признается утратившей силу.
1.3 Ответственность должностных лиц за выполнение требований настоящей инструкции, исправное состояние ТСКБМ на локомотивах и моторвагонном подвижном составе (МВПС), выданных под поезда, правильную эксплуатацию и сохранность ТСКБМ в пути следования поезда, определяется руководящими документами ОАО «РЖД».
1.4 Система ТСКБМ должна устанавливаться на локомотивы (МВПС) в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной порядком, установленным ОАО «РЖД». Изменения в конструкции и электрических схемах ТСКБМ на локомотивах (МВПС), могут производиться только по согласованию с разработчиком и соответствующими департаментами (управлениями) ОАО «РЖД».
1.5 Не допускается выдавать из депо локомотивы (МВПС), а машинистам отправляться из основных депо, пунктов оборота локомотивов (МВПС) и ПТО с выключенными или неисправными системами ТСКБМ.
2. СОСТАВ СИСТЕМЫ ТСКБМ
2.1 Система ТСКБМ состоит из локомотивной аппаратуры и носимой части.
2.2 Локомотивная аппаратура системы ТСКБМ состоит из контроллера ТСКБМ-К и приемника радиосигнала ТСКБМ-П, который изготавливается в 2-х вариантах:
Также в состав локомотивной аппаратуры ТСКБМ входит комплект монтажных частей.
2.3 Носимая часть ТСКБМ-Н может поставляться совместно с локомотивной аппаратурой ТСКБМ, а также отдельно от неё.
2.4 Комплект локомотивной аппаратуры ТСКБМ устанавливается в каждой кабине управления локомотива (МВПС). Комплектование локомотивной аппаратурой ТСКБМ, кабелями связи и монтажными частями осуществляется согласно конструкторской документации на каждый тип локомотива (МВПС).
2.5 Контрольно-проверочная аппаратура предназначена для технического обслуживания ТСКБМ и включает в себя тестер локомотивный ТЛ-ТСКБМ, пульт проверки носимых частей ПНЧ (ТС-ТСКБМ-Н), систему контроля (СК-ТСКБМ).
2.6 Укомплектование локомотивных депо носимыми частями ТСКБМ-Н производится из расчета количества машинистов, обслуживающих локомотивы (МВПС), оборудованные ТСКБМ, плюс переходный запас в объеме не менее 10 % от общего количества.
Переходный запас локомотивной аппаратуры ТСКБМ в основных депо и на ПТОЛ должен составлять не менее 10% от количества эксплуатируемой аппаратуры на локомотивах (МВПС).
2.7 Укомплектование локомотивных депо контрольно-проверочной аппаратурой производится с учетом количества локомотивов (МВПС) приписного и не приписного парка, оборудованных ТСКБМ и проходящих техническое обслуживание в данном локомотивном депо, из расчета (не менее):
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ ТСКБМ
3.1 Должностные лица, ответственные за содержание и эксплуатацию ТСКБМ, порядок своевременной замены элементов питания ТСКБМ-Н, проверки ТСКБМ на локомотивах, её технического обслуживания в цехах электроники, а также организация технической учебы машинистов по пользованию ТСКБМ, определяются соответствующими руководящими документами (приказами) за подписью руководства локомотивного депо.
3.2 Техническое обслуживание системы ТСКБМ производится работниками цехов электроники локомотивных депо (дорожных центров) согласно утверждённому технологическому процессу, соответствующему Руководству по эксплуатации ТСКБМ и её составных частей, а также Правилам ремонта локомотивов (МВПС).
3.3 Носимая часть ТСКБМ-Н.
3.4 Проверка работоспособности локомотивной аппаратуры должна производиться на контрольном пункте АЛС при проведении технического обслуживания ТО-2 локомотива (МВПС), после каждого технического обслуживания ТО-3, текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, ТР-3, средних и капитальных ремонтов, а также отстоя в депо более 48 час. Проверка должна производиться независимо от установленных сроков в случае нарушения нормального действия при наличии об этом записи машиниста в журнале технического состояния локомотива (МВПС) формы ТУ 152 или в книге замечаний машиниста. Проверка должна производиться с помощью тестера локомотивной аппаратуры ТЛ-ТСКБМ в соответствии с п. 8 настоящей инструкции.
3.5 Периодическое техническое обслуживание.
3.6 Учет работы ТСКБМ в пути следования должен проводиться ежемесячно на основании анализа информации, накапливаемой на скоростемерных лентах, кассетах регистрации КЛУБ-У и в журнале технического состояния локомотива (МВПС) формы ТУ-152.
4. ПОРЯДОК ПРИЁМКИ системы ТСКБМ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДОЙ
4.1 Перед приёмкой локомотива (МВПС) машинисту необходимо предъявить ТСКБМ-Н лицу, ответственному за предрейсовый контроль носимых частей ТСКБМ-Н, для проведения тестирования на устройстве проверки носимой части ПНЧ (ТС-ТСКБМ-Н). Перед началом тестирования электроды ТСКБМ-Н и вся поверхность контактного ремешка (при наличии последнего) должны быть очищены медицинским спиртом-ректификатом и высушены.
4.2 Ответственный за предрейсовый контроль ТСКБМ-Н должен в присутствии машиниста проверить её работоспособность на устройстве проверки носимой части ПНЧ (ТС-ТСКБМ-Н), поставить в маршрутном листе штамп о проверке ТСКБМ-Н (п.9.4.) и сделать запись в журнале учета проверки носимых частей ТСКБМ-Н. Рекомендуемая форма журнала учета проверки носимых частей ТСКБМ-Н приведена в п.9.3.
4.3 После проверки (до прибытия машиниста на локомотив) носимая часть ТСКБМ-Н должна быть выключена.
4.4 В случае неработоспособности ТСКБМ-Н машинист должен потребовать у дежурного по депо резервную ТСКБМ-Н и также предъявить её для тестирования на устройстве проверки носимой части ТСКБМ. Резервная ТСКБМ-Н выдается только на время поездки или рабочей смены машиниста и должна быть возвращена дежурному по депо после их окончания с обязательной обработкой поверхности ТСКБМ-Н медицинским спиртом-ректификатом.
4.5 При приёмке локомотива или МВПС машинист должен убедиться в наличии в журнале технического состояния локомотива (МВПС) формы ТУ-152 штампа-справки на право пользования устройствами АЛСН или КЛУБ (КЛУБ-У), проверки бдительности машиниста (ТСКБМ) с подписью работника депо, подтверждающей факт проверки и исправности перечисленных выше устройств (пример заполнения штампа-справки см. п.9.5). Машинист также должен убедиться в наличии и целостности пломбы на разъёме, предназначенном для подключения ТСКБМ к АЛСН или КЛУБ (КЛУБ-У).
4.6 В случае исправного действия ТСКБМ, АЛСН (КЛУБ, КЛУБ-У) машинист должен расписаться в журнале технического состояния локомотива (МВПС) формы ТУ-152. В случае обнаружения недостатков, последние должны быть устранены работниками контрольного пункта АЛСН или локомотивного депо, о чем в журнале формы ТУ-152 ими делается соответствующая запись.
4.7 Машинист, принявший локомотив (МВПС), оборудованный ТСКБМ, должен:
5. ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ТСКБМ
5.1 Для включения ТСКБМ необходимо:
5.2 Совместное функционирование системы ТСКБМ с другой локомотивной аппаратурой.
6.1 Во время движения локомотива (поезда) и на стоянках машинист должен находиться в работоспособном состоянии. Если работоспособность машиниста снижается, то параметры электрического сопротивления кожи запястья руки изменяются и линейный светодиодный индикатор жёлтого цвета на ТСКБМ-П (ТСКБМ-И) начинает гаснуть (укорачивается светящаяся часть индикатора).
6.2 При уменьшении светящейся части индикатора до 2 — 4 светодиодов, для предотвращения свистка ЭПК, машинисту рекомендуется привести себя в более работоспособное состояние, например:
6.3 Действия машиниста в случаях, когда по параметрам сопротивления кожи система ТСКБМ фиксирует снижение работоспособности машиниста.
6.4 Машинист, находящийся в работоспособном состоянии, может предотвратить экстренное торможение перезапуском ТСКБМ. Для этого необходимо кратковременно перевести тумблер включения ТСКБМ в положение «Выкл.» и вновь включить систему. Этими действиями машинист подтверждает свое работоспособное состояние.
6.5 При работе ТСКБМ с АЛСН последующее включение ТСКБМ тумблером «ВКЛ» будет сопровождаться свистком ЭПК в течение 3 – 4 секунд, который прекратится без нажатия на РБС.
6.6 Обесточивания ЭПК, инициированные работой ТСКБМ, происходят на достаточно высоком уровне работоспособности машиниста, поэтому сам факт возникновения свистков ЭПК от ТСКБМ не является свидетельством его неработоспособного состояния.
6.7 Если машинист активизируется после одного из нажатий на РБС, то красный светодиод гаснет и загорается линейный светодиодный индикатор жёлтого цвета на ТСКБМ-П (либо на индикаторе ТСКБМ-И).
6.8 Регистрация действий машиниста
6.9 На отдельных участках железных дорог с высоким уровнем радиопомех, приводящих к возникновению нештатной ситуации, разрешается кратковременное выключение ТСКБМ и движение с периодическими проверками бдительности при всех сигнальных показаниях локомотивного светофора. После проследования такого участка машинист должен вновь включить ТСКБМ. Перечень участков с высоким уровнем радиопомех устанавливается приказом начальника железной дороги.
6.10 Для выключения ТСКБМ необходимо:
7. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ МАШИНИСТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ТСКБМ
7.1 Система ТСКБМ отвечает требованиям, предъявляемым к устройствам безопасности движения на железнодорожном транспорте и является самотестируемой, т.е. встроенными средствами обнаруживает нарушения нормальной работы: нештатные ситуации и сбои в своей работе.
Нештатными ситуациями являются:
Сбоями в работе ТСКБМ являются внутренние аппаратные сбои, препятствующие нормальной работе системы.
7.2 В случае обнаружения нештатной ситуации отрабатывается проверка бдительности – линейный светодиодный индикатор начинает мигать (с одновременным укорочением светящейся части) и с периодом (15 ± 2) секунд снимается напряжение с ЭПК, восстанавливаемое нажатием рукоятки РБС. Если за время, предусмотренное программой ТСКБМ (90 секунд) нормальная работа восстановится, система переходит в штатный режим работы. В противном случае линейный индикатор (или красный светодиод) гаснет и раздается не прекращаемый нажатием на РБС свисток ЭПК.
7.3 В случае обнаружения внутреннего аппаратного сбоя системы раздается не прекращаемый нажатием на РБС свисток ЭПК при немигающем линейном светодиодном индикаторе ТСКБМ-П, то есть ТСКБМ переходит в защитное состояние.
7.4 Действия машиниста при нештатной ситуации по п. 7.1, 1) – отсутствие приема радиосигнала:
7.5 Действия машиниста при нештатной ситуации по п. 7.1, 2 – прием сигналов двух и более приборов ТСКБМ-Н или ТЛ-ТСКБМ или влияние внешней электромагнитной помехи.
7.6 Снижение ресурса элемента питания ТСКБМ-Н ниже допустимого уровня, либо другая неисправность носимой части ТСКБМ приводят к возникновению нештатной ситуации, внешнее проявление которой аналогично описанной в п. 7.5. В случае возникновения нештатной ситуации, вызванной отказом ТСКБМ-Н, машинист должен действовать в соответствии с п. 7.8.
Примечание: Если начало нештатной ситуации возникло в самом конце светящейся части линейного светодиодного индикатора или при светящемся красном светодиоде, машинист должен выключить и снова включить ТСКБМ тумблером «ВКЛ» и действовать в соответствии с п. 7.4.
7.7 Действия машиниста при аппаратных сбоях.
7.8 Действия машиниста при не прекращающихся нарушениях нормальной работы ТСКБМ.
7.9 Действия машиниста при выключенной системе ТСКБМ.
8. ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ТСКБМ НА КОНТРОЛЬНОМ ПУНКТЕ
8.1 Система ТСКБМ должна быть проверена на контрольном пункте АЛС совместно с АЛСН или КЛУБ (КЛУБ-У) в сроки, указанные в инструкции о порядке пользования АЛСН (КЛУБ, КЛУБ-У). Также, независимо от установленных сроков, проверка производится в случае нарушения нормального действия ТСКБМ, при наличии об этом записи в журнале формы ТУ-152 или в книге замечаний машиниста.
8.2 Проверка локомотивной аппаратуры системы ТСКБМ.
8.3 Пломбирование. При заходе локомотивов и МВПС на контрольный пункт АЛС или в депо, производится проверка наличия пломб на устройствах АЛСН или КЛУБ (КЛУБ-У) и устройствах контроля бдительности машиниста в соответствии с инструкцией о порядке пользования АЛСН (инструкцией по эксплуатации КЛУБ или инструкцией по эксплуатации КЛУБ-У), а также пломбы на соединителе XT-5 блока ТСКБМ-К и на корпусах блоков ТСКБМ-П и ТСКБМ-К. Нарушенные пломбы восстанавливаются только после проверки действия устройств АЛСН или КЛУБ (КЛУБ-У) и ТСКБМ.
8.4 Оформление результатов проверки системы ТСКБМ на контрольном пункте АЛС.
8.5 Действия при отрицательных результатах проверки ТСКБМ на контрольном пункте АЛС.
9. Рекомендуемые формы журналов учета эксплуатации ТСКБМ
9.1 Журнал контроля смены элементов питания ТСКБМ-Н
9.2 Журнал учета проверки локомотивной аппаратуры ТСКБМ
9.3 Журнал учета проверки носимых частей ТСКБМ-Н
9.4 Образец штампа о проверке ТСКБМ-Н: