Что изображает скульптура пьета микеланджело в базилике святого петра
Пьета Микеланджело – история знаменитого шедевра
Пьета Микеланджело: история создания шедевра, акты вандализма, где находится в Соборе Святого Петра
В соборе Святого Петра в Ватикане хранится одно из величайших скульптурных произведений, сделанных когда-либо рукой человека. Пьета Микеланджело бесспорно относится к выдающимся примерам искусства эпохи Возрождения. А по силе эмоционального воздействия она до сих пор не имеет себе равных! Характерно, что ни одна из множественных копий, которые можно увидеть в разных католических соборах мира, не способна передать даже малой доли подобных чувств.
История создания скульптуры Пьета
Пьета Микеладжело была создана во время первого пребывания Буонаротти в Риме, куда он приехал в конце июня 1496 года по приглашению римского аристократа и банкира Якопо Галли. Являясь посредником и гарантом в различных комитетах, связанных с группой кардиналов, Галли предложил начинающему талантливому зодчему ряд заказов. Одно из предложений поступило от кардинала Жан де Бильер де ла Грослей, служившим в качестве посла короля Франции Карла VIII при Святом Престоле во времена понтификата папы Александра VI Борджиа. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.
Возможно Вас заинтересует:
В марте 1497 года, получив в качестве аванса треть из пятисот дукатов, Микеланджело отправился в один из карьеров горы Альтиссимо в Апуанских Альпах, чтобы лично выбрать в каменоломнях Каррары мраморный блок для будущей статуи. Материал из этих мест, отличавшийся особой белой чистотой и мелкой зернистостью горной породы, более всего подходил для ваяния деликатных скульптурных произведений. Однако контракт был подписан только 27 августа 1498 года в присутствии Галли, а срок изготовления предполагался через год.
Пьета Микеланджело была завершена в 1499 г., т.е. когда мастеру было всего лишь около 25 лет.
Скульптура изображает скорбящий образ Девы Марии, удерживающей на своих коленях только что снятое с креста безжизненное тело Иисуса. Подобный сюжет, кстати не подтвержденный ни в одном тексте Евангелия, тем не менее использовался довольно часто в христианской иконографии того времени и отражал, главным образом, случившуюся трагедию. Скульптурная интерпретация Микеланджело Буонарроти, воплощенная в мраморе, через спокойный и умиротворенный облик Божьего сына представляла собой религиозное видение смерти, и впервые в истории искусства уравновешивала натурализм обнаженного тела с идеалами классической красоты эпохи Возрождения, что стало беспрецедентной новацией в итальянской скульптуре.
Скульптурное надгробие кардинала, изготовленное из цельного куска белого каррарского мрамора высотой в 174 см и массой более двух с половиной тонн, вызвало всеобщее восхищение у именитых современников. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Тем не менее, вскоре после установки Пьеты, Микеланджело стал случайным свидетелем разговора нескольких приехавших в Рим из Ломбардии художников, приписывавших авторство памятника скульптору из Милана Кристофоро Солари. Юноша заперся на ночь в храме и высек на перевязи, лежащей поверх мантии Богородицы, надпись, которая гласит: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал»,. Эта скульптура – единственная, которую мастер когда-либо подписывал. По свидетельству итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, впоследствии Микеланджело сожалел об этом своем порыве гордости и поклялся больше никогда не подписывать свои работы.
Изначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни. Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. В 1568г. скульптурную группу поместили на алтарь Санта Симона и Иуды в старом Сикстинском хоре базилики Святого Петра, а после завершения всех работ, в ноябре 1626-го переместили в новый хор. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Его изготовил Франческо Борромини. Текущее местоположение, в первой капелле от входа в правом нефе, Пьета Микеланджело заняла в 1749 году.
Многочисленные перемещения не самым лучшим образом отразились на состоянии скульптуры. Четыре пальца на левой руке Девы Марии, сломанные во время одного из перемещений, были восстановлены в 1736 году Джузеппе Лириони. Эта первая серьезная реставрация впоследствии вызвала неоднозначное мнение у многих ученых относительно того, насколько Джузеппе в своей работе позволил определенные вольности, чтобы сделать жест Богородицы более риторическим.
Тем не менее, рентгеновский анализ Пьеты Микеланджело, проведенный в ходе подготовки скульптуры для ее показа в павильоне Ватикана на Всемирной выставке 1964 года в Нью-Йорке, не выявил никакой критической уязвимости. И это лишний раз явилось свидетельством того, насколько тщательно мастер отнесся к выбору мраморного блока.
Скульптура Микеланджело Пьета в Соборе Святого Петра
Пьета Микеланджело — невероятная скульптура в истории искусства, которую хранит в своих стенах Собор Святого Петра в Ватикане.
Величайшее произведение молодого скульптора возводилось в эпоху Высокого Ренессанса.
Микеланджело сумел воплотить в глыбе мрамора одушевлённый образ Девы Марии, держащей мёртвого Христа на руках.
Тысячи людей приезжают ежегодно в Ватикан увидеть чудо скульптурного мастерства.
Краткая биография создателя шедевра
Микеланджело Буонарроти – выдающийся итальянский гений скульптурного, художественного, архитектурного и поэтического направлений. Мыслитель эпохи Высокого Возрождения и раннего барокко.
Легендарный мастер за свои 89 лет создал огромное количество произведений, копии которых и по сегодняшний день возделывают по всему миру.
Мастер всегда выполнял произведения, доводя до полного совершенства.
Пьета в Ватикане – одна из самых знаменитых работ скульптора.
Микеланджело Буонарроти.
История создания Пьеты
Pietà в переводе с итальянского языка – жалость, сострадание, скорбь.
В канонических текстах четырёх Евангелие и других апокрифических книгах нет упоминания о сюжете скульптуры Пьеты.
В XIV веке в христианстве получило распространение изображение в искусстве скорби Мадонны.
Художники эпохи Раннего Возрождения изображали в картинах скорбящий образ Девы Марии и распятого Иисуса Христа.
Одни из известнейших работ:
Работа Перуджино хранится в галерее Уффици во Флоренции, а «Пьета» Боттичелли – в музее Полъди-Пеццоли (Милан). Обе эти картины показывают глубокое горе скорбящих, связанные с потерей близкого человека.
Произведения Перуджино и Боттичелли вдохновили Микеланджело на создание шедевра.
Знаменитая скульптура создана по заказу кардинала Жана Билэра де Лагрола – французского посла в Риме.
Период работы относится ко времени восхождения на престол папы Римского Александра VI, при правлении короля Франции Карла VIII.
Выполнение важного заказа, порученного Микеланджело, вызывало сомнения. Ведь мастеру было всего 24 года.
Но за Микеланджело поручился влиятельный римский банкир и общественный деятель Якопо Галли:
«Я, Якопо Галли, заявляю, что работа будет самой прекрасной из всех работ по мрамору, какие только есть сегодня в Риме. Она будет такого качества, что ни один мастер нашего времени не сумеет создать лучше».
Грандиозное творение создавалось для надгробного памятника кардинала, предназначенного для расположения в капелле Святой Петрониллы.
26 мая 1498 года Жан Билэр де Лагрол заключил договор с Микеланджело. Согласно договору срок продолжительности работы над скульптурой – один год. Денежное вознаграждение за труд мастера было размером в 450 золотых дукатов.
Для оправдания ожиданий и доверия молодому скульптору пришлось приложить все силы и старания для кропотливой работы:
Заказчик не увидел завершенный вариант памятника, но был в полном восторге от выполняющихся результатов работы.
В 1500 году скульптура приобрела законченный вид.
Работа Микеланджело была настолько совершенной, что молодой скульптор прославился на весь Рим. А на сегодняшний момент мастер известен во всем мире своими уникальными творениями.
Пьета — Сандро Боттичелли.
Особенности скульптуры
Скульптура поражает грандиозностью выполнения. Каждая часть продумана до малейших деталей и доведена до блестящего совершенства. Что передаёт весь глубокий смысл и дух композиции:
На вопрос, как мастеру удаётся безошибочно возделывать скульптуру, Микеланджело ответил:
«Ничего сложного, я держу в уме совершенный образ и отсекаю от глыбы мрамора всё лишнее!».
В 1626 году великий итальянский скульптор и архитектор Франческо Борромини создал пьедестал для скульптуры.
Образ Марии — Пьета.
Описание образов Пьеты Микеланджело
Микеланджело сумел отразить всю трагедию сюжета в образе Святой Девы Марии, держащей погибшего сына на руках.
Фигура Девы Марии изображена в виде молодой девушки, что нарушало теологические каноны. Во времена Ренессанса разрешалось изображать чистоту души Непорочной Девы Марии. Образы молодой Девы наблюдаются на картинах и в скульптурах творцов периода Возрождения.
Асканио Кондиви, являющийся биографом Микеланджело, пояснял изображение молодого лица Мадонны как: «целомудрие, святость и неподкупность способны сохранить молодость».
Некоторые утверждают, что создатель стремился показать более выраженную скорбь на юном лице, так как пожилое лицо покрыто морщинами от жизненных тягот и трудностей.
Лицо Марии остаётся невероятно чистым и живым. Голова Девы Марии опущена, и взгляд падает на пронзенное тело Христа, запечатляя каждую деталь и рану. Возможно, Мария вспоминает о пророчестве Христа, следуя которому, Иисус должен воскреснуть на третий день.
Неизмеримое горе отражается в жесте и позе фигуры:
Единая скульптурная композиция выражает всю глубинную трагедию скорбящей Девы Марии над телом Иисуса Христа.
Образы Марии и Иисуса.
Разрушение Пьеты и её реставрация
В течение 500 лет с момента создания скульптура неоднократно подвергалась разрушению. При частых транспортировках композиция получила несколько повреждений.
Четыре пальца на левой руке Девы Марии были отбиты. Реставрацию произвёл Джузеппе Лириони в 1736 году. Работа вызвала противоречивые мнения об изменении смысла жеста руки.
В 1964 году в Нью-Йорке провели рентгеновский анализ статуи без выявления значимо серьёзных недостатков. После чего отправили Пьету в Ватикан.
21 мая 1972 года венгерский геолог Ласло Тот с австралийским паспортом обошёл охрану базилика и совершил акт вандализма. Он нанёс несколько ударов молотком по скульптуре. Была повреждена часть левой руки до локтя, облик Марии. Действия вандала остановили сотрудники охраны. Человека признали психически больным. Обломки скульптуры рассыпались по залу, их расхватали посетители Собора. Позже некоторые части возвращались для реставрации.
В Ватикане велись долгие споры о восстановлении шедевра:
Полная реставрация выполнена блестящими мастерами. Некоторые части мрамора для поврежденных частей брались с задней невидимой части скульптуры.
В 1972 году восстановительные работы завершились. Папа Павел VI помолился перед Пьетой и поблагодарил всех участников реставрации.
Несмотря на высочайшее качество реставрации, каждые изменения в Пьете Микеланджело меняли её первоначальный смысловой облик.
Разрушение Пьеты.
Интересные факты
(Источник — Derek Brumby).Где расположена Пьета Микеланджело
Рассмотреть скульптуру возможно только с переднего ракурса, на некотором удалении.
Как посмотреть
Собор открыт для посещения ежедневно с 7:00 до 18:30.
Полезная информация
Как добраться до собора
Добраться до центральной достопримечательности Ватикана можно несколькими способами:
Адрес: Piazza San Pietro.
Копии невероятной скульптуры создаются во всем мире, но ни одна из них не передаст все чувства и эмоции подлинной Пьеты Микеланджело в Ватикане.
«Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца».
Пьета Микеланджело в Ватикане
Пьета Микеланджело – скорбный образ Марии, оплакивающей снятого с креста распятого Христа. Шедевр выставлен на обозрение в Соборе Святого Петра в Ватикане.
В переводе с итальянского, Pietà – «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие». Сюжет этой иконографической скульптуры не упоминается в 4-х текстах Евангелия, нет его и в апокрифах. Но в католицизме Пьета великого мастера – один из самых сильных образов по воздействию на умы и сердца верующих.
Описание
Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.
Рекомендую: полюбоваться Пьетой без очередей и толп туристов во время индивидуальной экскурсии в Ватикан на рассвете.
В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому Микеланджело удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.
Цельный образ скульптурной композиции Микеланджело Буонарроти передает всю глубину трагедии скорбящей над телом Христа Богоматери.
Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.
Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?
На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).
Фигуры персонажей библейского сюжета выполнены в полный рост. Реалистичность также выражена в очевидных признаках распятия и скорбном и смиренном лике Марии.
Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей. Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.
Микеланджело Буонарроти был задан вопрос: «Как Вам это удается – не совершить ни единой ошибки, ведь это камень, а не глина?» Мастер ответил: «Ничего сложного, я держу в уме совершенный образ и отсекаю от глыбы мрамора всё лишнее!»
Разрушение шедевра и его реставрация
Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции.
От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане.
Спектральный анализ показал, что пару столетий назад была отбита часть левой руки Марии (до локтя), но отлично восстановлена. Во время одной из недавних транспортировок были отбиты 4 пальца левой руки, но реставрационные работы исправили и этот изъян.
С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям. Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая. Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.
История создания Pietà
Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий. Начиная со времен готической скульптуры и искусства Раннего Возрождения, мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Никто не верил в успех Микеланджело, но он не только отлично справился с задачей, но и превзошел своих талантливых учителей. Его Пьета не только прославила его на весь Рим, вскоре о его работе заговорила Италия и Франция, куда должна была отправиться работа.
Но в религиозных и богемных кругах не все могли принять, что никому не известный, но способный юноша способен внести весомый вклад в искусство и превзойти шедевры Античности и Древнего Рима. Он частично нарушил каноны, в чем-то использовал удачные находки предшественников, но отказался от второстепенных фигур «очевидцев».
Пьета была сотворена для кардинала Жана Билэра де Лагрола, служившего французским послом при дворе папы Александра VI Борджиа во времена Карла VIII. Мраморная композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине. Маловероятно, что серьёзный заказ мог получить молодой скульптор, но за него поручился влиятельный патриций – римский банкир Якопо Галли, покровитель таланта Микеланджело.
Пришлось приложить все усилия, чтобы оправдать высочайшее доверие и отработать щедрый гонорар в 450 золотых дукатов.
Договор был заключен 26 мая 1498 года, и в карьер за глыбой мрамора скульптор отправился в Каррару с подсобными рабочими, которые обязались доставить материал на место работы. Галли поручился перед заказчиком, что за год Пьета Микеланджело предстанет взору скептиком и завистников. Работать пришлось дольше, но было выиграно пари, что скорбная скульптура станет красивейшим мраморным творением Рима.
Факт признания шедевра подтвержден множественными копиями по всему миру. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.
Единственная подписанная работа Микеланджело
«Оплакивание Христа» – одна из самых любимых работ великого Микеланджело. Завершив ее, скульптор отбыл во Флоренцию, но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела…
Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение. Вероятно, сторонним наблюдателем было сложно признать гениальность юного скульптора. А бездарные завистники не могли согласиться с тем, что его руками из камня высечен неподражаемый шедевр, признанный эталоном.
Это неподписанное творение послужило поводом для курьёзного случая – Микеланджело не оставлял подписей на своих творениях. А на Пьете был оставлен автограф, да ещё и с ошибкой!
Во время посещения своей статуи Микеланджело, изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. Об этом рассказал миру Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Намерение было настолько твердым, что Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако «бедный художник» был полуграмотным, поэтому допустил ошибку в начертании своего имени. До сих пор её никто не исправил:
«МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ»
Никто не посмел исправить неверную 4-ю букву, нарушив целостность автографа, хотя мрамор – мягкий камень. Глыбу чистейшей породы почти без вкраплений и трещин скульптор выбирал лично, отправившись в Карарские каменоломни. Его усилия и хлопоты оправдались – великолепная статуя телесного цвета превзошла все ожидания.
Хотя заказчик не дожил до завершения шедевра, слухи о превосходном творении быстро разошлись по всему Риму. Вскоре вся Италия говорила про «Пьету» Микеланджело Буонарроти, и многие спешили это видеть. Гениальный образец был удостоен самого почетного места в Ватикане – Соборе Святого Петра. А молодых скульпторов учителя обязывали осмотреть ее в качестве образца для подражания.
До наших дней дошел еще один автограф великого мастера, хотя большинство эскизов и работ было уничтожено им собственноручно, как «далёкие от совершенства». На аукционе Sotheby’s с молотка ушли 30 исторических документов с автографами знаменитостей, включая подпись Микеланджело от 1521 года – контракт об оплате работы 2-х ваятелей. Они помогали Буонарроти работать над статуей Христа в церкви Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Но тот шедевр остался без подписи.
Увидеть статую Христа можно во время индивидуальной экскурсии по Риму на рассвете.
Интересные факты
Где находится, как посмотреть работу великого мастера
Пьета Микеланджело выставлена на всеобщее обозрение за пуленепробиваемым стеклом в главном культовом сооружении Ватикана – Соборе Св. Петра
Доступ свободный, сразу у входа справа в первой капелле. Но она находится на некотором удалении от присутствующих, видна только с переднего ракурса.
Собор открыт ежедневно – с 7:00 до 18:30. Тут всегда многолюдно, и чтобы рассмотреть шедевр поближе, многие предусмотрительные туристы спешат к открытию, а самые любознательные посещают авторскую экскурсию ВЕСЬ ВАТИКАН ЗА 6 ЧАСОВ.