Что изображено на часах раскольникова

Введите ответ в поле ввода

На отцовских часах, которые принёс Раскольников, был изображён глобус. Как называется выразительная подробность в художественном произведении?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания #.

Небольшая комната, в которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить. » – как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он всё в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттёрты под лоск; всё блестело. «Лизаветина работа», – подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.

«Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», – продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он ещё ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

– Что угодно? – строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

– Заклад принёс, вот-с! – И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы. На оборотной дощечке их был изображён глобус. Цепочка была стальная.

– Да ведь и прежнему закладу срок. Ещё третьего дня месяц как минул.

– Я вам проценты ещё за месяц внесу; потерпите.

– А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать.

– Много ль за часы-то, Алёна Ивановна?

– А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит. За колечко вам прошлый раз два билетика внесла, а оно и купить-то его новое у ювелира за полтора рубля можно.

– Рубля-то четыре дайте, я выкуплю, отцовские. Я скоро деньги получу.

– Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.

– Полтора рубля! – вскрикнул молодой человек.

– Ваша воля. – И старуха протянула ему обратно часы. Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он ещё и за другим пришёл.

– Давайте! – сказал он грубо.

Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески. Молодой человек, оставшись один среди комнаты, любопытно прислушивался и соображал. Слышно было, как она отперла комод. «Должно быть, верхний ящик, – соображал он. – Ключи она, стало быть, в правом кармане носит. Все на одной связке, в стальном кольце. И там один ключ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. Стало быть, есть ещё какая-нибудь шкатулка, али укладка. Вот это любопытно.
У укладок все такие ключи. А впрочем, как это подло всё. »

– Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтётся с вас пятнадцать копеек, за месяц вперёд-с. Да за два прежних рубля с вас ещё причитается по сему же счёту вперёд двадцать копеек. А всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с.

– Как! так уж теперь рубль пятнадцать копеек!

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)

Источник

Что изображено на часах раскольникова

Для Раскольникова наступило странное время: точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение.

Во время решающей «пробы» Раскольников оставляет у процентщицы серебряные часы, получив за них рубль пятнадцать копеек (при вычете процентов за месяц вперед да еще с учетом вычета процентов за прежде заложенное кольцо, сестрин подарок).

Незначительная, случайная деталь? Деталь хотя и точная, достоверная, выразительная, но все же исключительно «бытовая»?

Но ведь этот заклад — выражение уже давно произошедшего заклада души — черту, то есть перед нами — классическая фаустовская тема, и она же, конечно, классическая русская фольклорно-православная тема. Все преступление и происходит, если вслушаться, под ее аккомпанемент:

«Не рассудок, так бес!».

«Кстати, Соня, это когда я в темноте-то лежал и мне все представлялось, это ведь дьявол смущал меня? а?».

«…Я ведь и сам знаю, что меня черт тащил».

Случайно ли, что после заклада часов он окончательно и сбивается во времени?

Через бытовое (как всегда у Достоевского) проглядывает, проступает, разверзается — бытийственное.

У Раскольникова уже нет своих часов. Время играет им, швыряет его, «дует, плюет на него».

Почти весь следующий день после заклада (день убийства) он проспал, потом — грезил в полусне (оазис, голубая вода, золотой песок)… «Вдруг он ясно услышал, что бьют часы. Он вздрогнул, очнулся, приподнял голову, посмотрел в окно, сообразил вовремя и вдруг вскочил, совершенно опомнившись, как будто кто его сорвал с дивана». Било шесть. Он в страшной лихорадке делает петлю для топора, вытаскивает заклад… «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик:

Он бросился к двери, прислушался, схватил шляпу и стал сходить вниз своих тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, как кошка».

И все свои — тринадцать же — дней романа он проводит в таком же тумане, в смешении бытия с небытием, в безысходной путанице времени.

В заклад он оставил старые серебряные часы — подарок отца.

Опять бытовая, точная деталь — и всё? Да нет же! Нам трудно сегодня представить себе, что это значило для людей, особенно для таких людей, в те времена (и что тогдашний читатель воспринимал как само собой разумеющееся). Такие подарки, в те времена, в провинциальной, может быть, учительской семье (а отец еще и сочинитель — Белкин, не нашедший своего «издателя») — это целый нравственный ритуал. Это завещание и присяга на память о предках, на верность простым, надежным и, казалось, вечным добродетелям. Можно вообразить себе, какие слова были сказаны (или промолчаны), когда происходил этот ритуал, с какими чувствами он готовился, ожидался, был исполнен.

Заклад таких часов, для таких целей (сначала «проба», потом убийство) — знаменателен.

Кстати, грешный и простодушный раскольник Миколка, почти земляк нашего Раскольникова, тоже свой крест серебряный на постоялом дворе заложил.

А другой Миколка, из сна?

«— Секи до смерти! — кричит Миколка, — на то пошло. Засеку!

– Да что, на тебе креста, что ли, нет, леший! — кричит один старик из толпы».

А он ее уже оглоблей бьет и ломом, наконец, забивает…

«— Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! — кричат из толпы уже многие голоса…».

Часы Раскольникова — не просто механизм, отсчитывающий минуты (циферблат, стрелки), это — знак воли на добрые дела, на доброе живое время. Часы такие — это своего рода талисман семейный, это — как крест фамильный.

Вот какие часы заложил Раскольников, перед тем как взять топор, для того чтобы взять его. Вот без каких часов он остался. Вот какие нити кровные, корни какие он рвет.

Недаром Раскольников говорит Разумихину: «Я трепетал давеча, что мать спросит взглянуть на них, когда про Дунечкины часы заговорили. Единственная вещь, что после отца уцелела. Она больная сделается, если они пропадут!».

И вот еще одна деталь: «На оборотной дощечке их был изображен глобус».

Для современного человека это сухая мертвая аллегория, но опять-таки в те времена, в таких семействах, у таких людей — о, эта «аллегория» была напоена трепещущим живым смыслом. Глобус на часах, на часах, подаренных отцом, — это знак духовно-нравственной ориентации во времени и в мире, в «глобусе».

Такие часы можно сравнить с теми особыми средневековыми зеркалами, в глубине которых мерцало звездное небо или изображение Земли-глобуса или проступали другие знаки времени в вечности; иначе говоря, обозначались духовно-нравственные координаты, в которых существовал, которыми определялся тогда человек. Он смотрел на себя в зеркало — смотрелся, — и что видел? Себя — в бесконечном мире. Свое достоинство или свою недостойность. Зеркало это и было мировоззренческим, духовно-нравственным зеркалом, зеркалом совести. Было пророческим и вызывало на исповедь… Быт еще оставался прочно, насквозь бытийственным: быт-бытие.

Часы с глобусом… Глядел же на эти часы и отец-сочинитель. Глядел и сын его, тоже сочинитель, который уже иначе, чем «глобально» (как говорят нынче), не умел, не хотел и не мог мыслить. Глядел и — увидел, что в этом мире, в этом «глобусе», никакого «всеобщего счастья» не дождешься и нельзя терять времени: «Я и сам хочу жить, а то лучше уж и не жить». Глядел, глядел и решил: нельзя жить по этим старинным часам: и время, мол, иное, и «глобус» нужно иной сочинить (и статью новую — вместо повести отца).

И последние сны Раскольникова — разве это не своего рода новый «глобус», разве это не его собственный, им созданный, им сочиненный «глобус», «глобус» всеобщего преступления-самоубийства: «…весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве. Все и всё погибало…».

О часах еще однажды упоминается во время первой встречи Раскольникова с Порфирием — и больше ни разу (хотя по закону он их мог получить, выкупить обратно). Но это-то опять и знаменательно! По этим часам все равно теперь не жить. А по каким?

«Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом».

Часы подвига, время подвига, «глобус» подвига — еще впереди.

Источник

Что изображено на часах раскольникова

Показать роль библейских деталей, эпизодов, аллюзий в романе «Преступление и наказание»

Учить работе с источниками (Священное писание, дневники писателя)

Ход урока

В романе одним из главных является вопрос: есть ли для Раскольникова возможность спасения?

Автор романа через подробности преступления пытается доказать существование Божие, для этого он использует библейскую символику.
а) Первый аспект – это символика чисел.

— число Одиннадцать упоминается в романе неоднократно. Что оно означает?

В семь часов вечера Раскольников пошел на преступления, как бы разрывая союз Бога и человека: «. Как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

На последней странице романа вновь появляется число семь, означающее союз Бога с человеком: «Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет. »

б) символика образов:

– В сне Родиона Раскольникова представлена проблема адекватности восприятия действительности героем. Восприятие лошади как «бедной лошадки», пытающейся сдвинуть непосильный воз, лошадки, олицетворяющей все страдание и несчастие этого мира, его несправедливость и безжалостность – все это факт сна Раскольникова. Бедная савраска – это лишь представление Родиона о состоянии мира. Здесь впервые закладывается мысль, что вызов Богу бросается Раскольниковым на основании несуществующих несправедливостей, ибо всем дается ноша по силам и никому не дается более, чем он может снести. Аналогом лошади из сна является в романе Катерина Ивановна, падающая под грузом нереальных своих обид и забот ( которые очень велики, но сносимы, тем более, что Бог не отнимает Своей руки, и когда доходит до края, всегда находится помощник: Соня, Раскольников, Свидригайлов).

– На серебряных часах Раскольникова, которые он понес в заклад старухе-процентщице «изображен глобус». Эти часы достались ему от отца. Это своего рода «держава», знак власти и ответственности за мир. Не случайно он закладывает часы, прежде чем совершить убийство: он отдает истинную власть за самоволие.

– Встреча Раскольникова с Мармеладовым напоминает сцену Сретения (пророк Симеон встретил во храме младенца Христа), «..продолжал он восклонясь» – боле, чем странное описание позы Мармеладова, однако, «восклонясь» единственное слово, которое адекватно может описать положение Симеона на иконах Сретения.

– «. сыграть свадьбу сразу после госпожинок. » – Госпожинки – Успенский пост, заканчивающийся в день Успения Пресвятой Богородицы. Брак, заключенный после того, как Богородица покидает землю, вряд ли можно считать благословенным.

— На протяжении романа Родион Раскольников неоднократно помогает деньгами Мармеладовым, пьяненькой девочке. Все деньги, которыми он оказывает помощь, являются деньгами, которые достались ему от отца. (Пенсия, от заклада часов.) Таким образом, Достоевский решает проблему средств, которыми можно оказывать помощь. Деньги, украденные у старухи, становятся непригодными ни для жизни, ни для благодеяний.

г) символика родства душ:

В романе читаем: «А куда ж я иду? И каким образом мысль идти к Разумихину залетела мне именно теперь в голову? Это замечательно.»

е) символика предметов:

– Вместо серебряных часов отца Раскольников получает золотые часы. Золото связывается с кесарем и земным сокровищем, несовместимым с любовью и служением Господу.

– «На Николаевском мосту ему пришлось ещё раз вполне очнуться. подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута. »

– «Но тут случилось странное происшествие. » (стр.367) Господь как будто оберегает Раскольникова, избавляя его от вынужденного признания, к которому тот ещё не готов, но которое хочет вырвать у него следователь.

Вывод: Идейное преступление Раскольникова внушено ему извне:

– Раскольников говорит, что он написал статью по поводу одной книги. Возможно, речь идет о книге М.Штирнера «Единственный и его собственность» или о книге Наполеона III «История Юлия Цезаря».

Достоевский поступает со своим героем гуманно: 8 лет каторги за двойное (а может быть, и тройное) убийство – спасение. Но спасение ещё и в покаянии, оно ещё не пришло, но обязательно прийдёт, потому что в любви к Соне другого выхода не может быть. А то, что Родион полюбил Соню – безусловно, об этом свидетельствуют его слёзы. Возрождение возможно только с Богом!

Источник

«Значение деталей, символов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок литературы в 10 классе по теме:

«Значение деталей, символов в романе

Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Дмитриенко Вера Николаевна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Кадетская школа»

Тип урока: урок – исследование текста, интегрированный урок (литература и информатика).

Воспитательная: формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений при оценке поступков героев романа; совершенствование коммуникативных навыков учащихся при работе в творческих группах;

Развивающая: развитие речевой деятельности учащихся при литературоведческом анализе произведения; развитие потенциала учащихся, необходимого для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации ученика. Развитие творческих способностей и информационно-технологических навыков при взаимосвязи изучения литературы и информатики.

Проанализировать значение выбранных учащимися из текста эпизодов, в которых встречаются различные детали.

Организовать групповую деятельность по обсуждению материала презентаций учащихся, подготовленных к уроку в качестве домашнего задания.

Обеспечить возможность каждому учащемуся выразить своё мнение по обсуждаемой проблеме.

Компьютер, мультимедиапроектор, презентации по темам сообщений.

Актуализация учебного материала урока.

Учащиеся класса разделены на 5 групп по интересам и получили домашнее задание:

Выписать в тетрадь примеры использования автором значение деталей интерьера в комнатах героев; цветов, используемых в романе; предметов (топора, денег, часов); определить значение библейских символов: крестики, Библия, перекресток; выделить и проанализировать действия героев, происходящие на лестницах, описанных в романе.

Составить вопросы по теме презентации (можно с гиперссылками).

Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Сегодня мы завершаем изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Заключительный урок мы проведем в виде семинара с использованием информационных технологий. Для работы на уроке каждая группа получила индивидуальное задание: создание презентации по определенной теме.

По словам Д. С. Лихачёва, роман «Преступление и наказание» не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые вопросы. Ф. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру.

При чтении романа “Преступление и наказание” имеет значение буквально всё: и числа, и имена, и петербургская топография, и время действия, и даже отдельные слова, – лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Ф. Достоевского.

Ваше внимательное чтение поможет понять значение некоторых деталей романа.

Вопрос: С чего начинается роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

(С описания каморки Родиона Раскольникова, зачитать текст).

Каморка – это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

А на что еще обращает внимание читателя автор произведения на первых страницах?

( На условия, в которых живет герой).

Вопрос: Какие детали подчеркивают убогость жилища?

Выступление учащихся 1 группы: Писатель рисует углы, коморки, обращает внимание читателей на детали.(Презентация «Комнаты героев романа» (см.Приложение)

Комната Раскольникова: три старых стула, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях. Главная деталь: всюду отставшие от стены обои. Вместо слово комната – каморка, шкаф, угол, гроб, скорлупа.

Комната Мармеладовых: закоптелая дверь, протянута дырявая простыня;

ободранный диван, перед которым стоял кухонный сосновый стол; сальный

огарок в железном подсвечнике. Главное качество – комната проходимая.

Комната старухи процентщицы: Диван с огромною выгнутою деревянной крышкой; картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.

Задание: Распределить по комнатам героев вещи, предметы интерьера.

отставшие от стены обои

Комната Сони Мармеладовой

картинки в желтых рамках

Комната старухи процентщицы

сальный огарок в железном подсвечнике

разбросанное детское тряпье

стол, покрытый синенькой скатертью

стол овальной формы перед диваном

тупой угол комнаты

Слово учителя: Деталей в интерьерах много, но они приобретают особое значение,

когда узнаешь судьбы героев. А судьба героев во многом определена условиями, в

которых они живут. Получается замкнутый круг. Прежде чем мы рассмотрим детали,

поговорим о цветах этих деталей. Какое значение у Достоевского имеет цвет?

Выступление учащихся 2 группы:

В романе “Преступление и наказание” основным цветом является жёлтый: в комнате Раскольникова грязные жёлтые обои, само лицо героя во время болезни становится жёлтым, в комнате Сони – желтоватые обои, в кабинете Порфирия Петровича мебель из жёлтого дерева, лицо следователя тёмно-жёлтое; в квартире старухи-процентщицы жёлтые обои, мебель из жёлтого дерева. Весь спектр оттенков – от тёмно- до ярко-жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны, рыжая шляпа Раскольникова.

Гнетущее звучание приобретает само слово «жёлтый». В первой части романа его синоним – «жёлчный». Стоит прочитать вслух следующие предложения: «Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал. Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке».

При жизни Достоевского слова «жёлтый» и «жёлчный» писались через «о». Вот что отмечает по этому поводу критик: «. это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в эти слова Достоевский».

Если вспомнить, что «жёлтый дом» означало – сумасшедший дом, то символика жёлтого цвета становится очевидной. Ведь недаром Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших.

Красный цвет – символизирует кровь. Раскольников приносит старухе золотое кольцо с тремя красными камешками, похожими на капельки крови, – отождествляется с бесконечной любовью и кровным родством Родиона, Дунечки и их матери.

Кровь после убийства долго преследовала героя, ему казалось, что все, к чему он прикасается, испачкано кровью. Цветовая деталь повторяется ещё: красные отвороты на сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.

Таким образом, цвета в романе Ф.М. Достоевского выполняют значимую, порой зловещую роль. Автор подчеркивает оттенки вещей постоянно, чтобы усилить впечатление.

Слово учителя: Зная значение цвета, теперь мы по-другому посмотрим на некоторые вещи. Слово третьей группе о деталях романа.

Выступление учащихся 3 группы:

(Рассказ сопровождается презентацией «Детали в романе «Преступление и наказание») (см.Приложение).

Часы. Отцовские часы с изображенным на оборотной стороне глобусом – символом времени и мира. Их герой принес в заклад старухе, будто говоря, что капитал правит миром, пожирает деньги и время. В первом закладе было колечко с красными камушками, во втором – часы. Кровное родство, и время, и весь мир переходят во владение к миру денег.

Деньги. Нельзя не обратить внимание и на то, как часто возникает на страницах романа упоминание о реальных деньгах. Лужин сначала спокойно пересчитывает пачки кредиток, затем, преисполненный собственной значительности, вручит Соне «десятирублевый кредитный билет» и незаметно опустит в её карман сторублёвую купюру. А потом, на поминках, он с ледяным спокойствием, ни разу не дрогнувшим голосом обличает ни в чем неповинную Соню в краже.

Таким образом, деньги в романе тесно связаны с мотивом предательства: жители Петербурга ради денег готовы отступиться от своих духовных ценностей, предать своих друзей, родных и близких.

Обсуждение в группах: Какая деталь, вещь играет наиболее значимую роль в романе?

(ответы на вопросы презентации).

Христианские мотивы в романе позволили лучше выразить взгляды Достоевского. «Воскрешение Лазаря», когда Раскольников читает библию, является символом воскрешения Раскольникова в конце романа. Соню спасает вера в бога. В романе присутствуют такие фразы, как «страшный грех», «креста на тебе нет», «тебя бог наказал и дьявол предал».

Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной. Он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде.

Крест и поругание видятся и в рассказе Мармеладова о судьбах Сони и Катерины Ивановны. Поэтому люди оказываются связанными друг с другом своими крестами. Часто один человек облегчает участь другого, взяв добровольно чужой крест на себя, как это было с Соней.

Во время убийства старухи-процентщицы появляется незначительная деталь, над которой вначале Родион даже не задумывается: «На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком. Кошелек был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман не осматривая, кресты сбросил старухе на грудь…».

И вот наступила эта минута. Решившись идти в участок с признанием в преступлении, Раскольников приходит к Соне: « Я за твоими крестами, Соня. Сама же ты меня на перекресток посылала; что ж теперь, как дошло до дела, и струсила?» Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.

— О, изволь, это сколько тебе угодно! И от чистого сердца, Соня, от чистого сердца…»

Таким образом, крест является важнейшим символом и связующим элементом сюжета, композиции и отдельных сюжетных линий.

Перекресток также имел продолжение в жизни Раскольникова. Родион попытался выполнить то, о чем просила его Соня, правда, народ не понял его покаяния. Однако это нужно было не народу, а ему самому, Родиону, христианину и преступнику. Именно «на перекрестке» состоялась настоящая молитва Раскольникова. И вдруг его охватило какое-то «цельное, новое ощущение». Раскольникову открылся в полной мере глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия. И он «с наслаждением и счастьем» поцеловал землю, которую осквернил своим преступлением. Счастье приходило к Раскольникову лишь изредка, какими-то отдельными вспышками, «припадками». И сейчас он понял, что сам своим преступлением лишил себя счастья, задавил в себе «ощущение полной и могучей жизни».

Вопрос к группе: Почему не спасают старуху висящие у нее на груди кресты?

Слово учителя: События в романе почти всегда происходят в помещениях, стены и потолки которых теснят, давят, подчеркивая границы возможностей героев. Мы узнали об интерьерах помещений героев. Фоном и участницей событий часто выступает лестница. И учащиеся из пятой группы дадут нам характеристику событий на лестнице.

(ответы на вопросы презентации).

Вывод: весь роман построен как восхождение и нисхождение.

Заключительное слово учителя:

На уроке мы дали характеристику многим деталям.

Вопрос: зачем Ф.Достоевский использовал этот прием?

1. Деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое значение эпизода или всего произведения.

2. Кроме прямого вещественного значения какую детали еще выполняют символическое значение, которое помогает понять иное значение вещей.

Большое спасибо всем за плодотворную работу!

Домашнее задание: Выписать значение имен героев романа, объяснить значение фамилий. Сопоставить полученный результат с образами героев. Соответствуют ли значения имен персонажам романа?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *