Что изображено на картине пабло пикассо герника

Герника Пабло Пикассо – значение и смысл мирового шедевра

История полотна

Картина Герника вызывает споры и ожесточенные обсуждения практически с самого момента ее создания. Наибольшую критику вызывает формальная сторона полотна – зачем нужно было рисовать картину именно в такой технике? Что вообще изображено на полотне? Образы на картине разбросаны хаотично или в их расположении все же есть какая-либо структура? Чтобы понять истинное значение картины Герника Пикассо, необходимо знать историю ее создания.

Ранние годы Пикассо

Пабло Пикассо стал знаменитым очень рано. В возрасте 26 лет в 1907 году он создает свою первую крупную работу “Авиньонские девицы“, которая положила начало художественному направлению кубизм. На современников это полотно произвело эффект разоравшейся бомбы, а сам Пикассо стал знаменитым художником. В 10-е и 20-е годы XX века Пабло Пикассо создает множество других полотен, большинство которых также выполнено в кубистской технике. В середине 20-х годов художник начинает интересоваться сюрреализмом – в дальнейшей этот стиль оставит на его творчестве неизгладимый отпечаток.

Первоначально Пикассо изображал достаточно веселые по настроению картины, однако в начале 30-х годов его картины становятся все более и более мрачными. Искусствоведы предполагают, что такой переход связан со множеством факторов:

Гражданская война в Испании

Чтобы понять, что может значить картина Герника, надо знать политический и исторический контекст ее создания. Для этого нам нужно кратко рассмотреть хронологию Гражданской войны в Испании. При этом мы будем рассматривать не всю историю этого страшного кровопролитного противостояния, а лишь его небольшую часть, чтобы понимать контекст создания Герники:

Весной 1937 года генерал Франко запланировал серию наступлений на севере Испании. Одной из главных целей наступления был захват небольшого испанского региона под названием Страна Басков, который контролировался режимом Народного фронта. Чтобы сломить сопротивление, Франко попросил своих немецких союзников выполнить бомбардировку небольшого баскского городка Герника, который имел для местного населения серьезное историческое и культурное значение. 26 апреля 1937 года немецкий “Легион кондор” выполнил массированную бомбардировку города по запросу Франко.

Создание полотна

Еще до бомбардировки Герники Пикассо получил государственный заказ у режима Народного фронта на создание какой-либо картины для участия во Всемирной выставке в Париже. Искусствоведы утверждают, что Пикассо принял это предложение, однако долгое время он не знал, что же именно ему рисовать (есть гипотеза, что изначально Пикассо планировал изобразить самого себя в образе художника, который смотрит на модель и раздумывает над созданием новой картины).

Все изменилось после жестокой и бесчеловечной бомбардировки Герники. Узнав об этой новости, Пикассо тут же приступил к написанию своего полотна, которое потом войдет в мировую историю под названием Герника. Чтобы создать картину, художник работал в течение 1 месяца по 10-12 часов в сутки. Первая публичная демонстрация картины состоялась в июле 1937 года во время Всемирной выставки в Париже.

Интересно, что изначально Герника Пабло Пикассо не произвела глубокое впечатление на современников. Многие посетители выставки оказались просто не готовы к восприятию подобной картины. Большое нарекание вызывал сюжет картины – многие зрители и критики правых взглядов стали обвинять Пикассо в левацкой пропаганде, которая сильно преувеличивает масштабы трагедии в Гернике. Впрочем, со временем общественное восприятие картины серьезно изменилось. А на сегодняшний день большинство как критиков, так и обычных зрителей считают картину шедевром мирового масштаба.

Что изображено на картине

Картина Герника написана маслом в черно-белых тонах; интересно, что холст имеет большие размеры и вытянутую прямоугольную форму – почти 3,5 x 7,8 метров. Изначально Пикассо хотел сделать картину цветной, однако позже он отказался от этого решения в пользу черно-белых тонов. Выбор такой строгой и даже аскетичной палитры объясняется очень просто – художник хотел передать близость полотна к газетной фотографии. Это делает картину более безжизненной и грустной, а также указывает на то, откуда Пикассо черпал сведения о бомбардировке (сам художник в городе ни разу не был).

Мнение искусствоведов о полотне

В завершение давайте узнаем несколько мнений искусствоведов о картине Герника Пабло Пикассо:

Интересно, что Пикассо множество раз спрашивали о смысле его картины Герника. На наш взгляд, самым интересным его ответом были следующие слова: “… этот бык – бык, и эта лошадь – лошадь … Если вы даете смысл некоторым вещам в моих картинах, это может быть очень верно, но это не моя прихоть, дать этот смысл. Все это я сделал инстинктивно, бессознательно. Я рисую картину для картины. Я рисую предметы для того, чтобы они были”.

Поэтому при просмотре картины очень важно не забывать об этих словах Пикассо, а трактовки следует придумывать аккуратно. Теоретики искусства утверждают, что слишком вольные интерпретации говорят нам не столько о самой картине, сколько о самом интерпретаторе, о его желании найти смысл даже в тех вещах, о которых сам художник мог и не задумываться во время рисования.

Источник

Священная Герника

Картина с неоднозначной репутацией: точнее сказать, кто-то ее просто не понял, кто-то по-настоящему испугался, а кто-то искренне полюбил.

В мадридском Музее королевы Софии есть одна картина с неоднозначной репутацией: точнее сказать, кто-то ее просто не понял, кто-то по-настоящему испугался, а кто-то искренне полюбил. Такую славу получила известная на весь мир «Герника» Пабло Пикассо.

Что изображено на картине пабло пикассо герника

Что изображено на картине пабло пикассо герника

Герника — один из городов Страны Басков, подвергшийся страшному разрушению в ходе Гражданской войны в Испании. 26 апреля 1937 года немецкая авиация подвергла город бомбардировкам, практически полностью уничтожив всю инфраструктуру и оставив около двух тысяч его жителей под завалами. Это событие вызвало резкий общественный резонанс во всем мире, а для Пикассо стало и вовсе «вестью, подобной удару бычьего рога», как вспоминал впоследствии испанский поэт Рафаэль Альберти. Несмотря на то, что художник никогда не бывал в Гернике, его картина, названная именем города, стала настоящим вызовом и манифестом против вопиющей жестокости, которой подвергся этот некогда цветущий уголок Испании.

Известно, что Пикассо написал свою работу в максимально короткие сроки: полотно в 3,5 м высотой и 7,8 м длиной уже спустя полтора месяца было представлено на Всемирной выставке в Париже.

Что изображено на картине пабло пикассо герника

«Герника». Пабло Пикассо, 1937. Источник: pinterest.com

Первые отзывы о картине стали, отчасти, холодным душем для художника, движимого порывом. По воспоминаниям Ле Корбюзье, известного французского архитектора, на открытии испанского павильона «Герника» видела в основном спины посетителей», а также подверглась резкой критике со стороны некоторых знатоков. Чего о ней только не услышал свет: одни обвиняли Пикассо в чрезмерном пропагандизме, другие увидели в его полотне не всеобщий манифест против жестокости, но только одну трагедию — трагедию маленького баскского городка.

Уже гораздо позже Пикассо скажет, что не читал ни одной работы, посвященной анализу одной из центральных картин своего творчества, хотя, конечно же, он имел представление о тех спорах и дискуссиях, которые породила его работа. Общественное мнение было глубоко безразлично художнику: он тяжело переживал те события, с которыми столкнулась Испания в борьбе с франкизмом, и поэтому стремился обратить внимание социума на общественно значимые события, а не на собственные способности к живописи.

Что изображено на картине пабло пикассо герника

Пикассо за работой. Источник: pinterest.com

Свои антифашистские взгляды художник всегда демонстрировал более, чем открыто, поэтому неудивительно, что однажды, во время оккупации Парижа, зимой 1943 года на пороге его мастерской появились агенты гестапо. Именно тогда между Пикассо и людьми «в тёмно-зеленом» разыгрался известный диалог:

— Это Вы сделали? — спросил один из гостей, указывая на репродукцию «Герники».

— Нет, это сделали Вы, — парировал художник. — Можете взять себе на память.

Гестаповцев ответ этот оскорбил: они забрали несколько картин Пикассо и пообещали возвратиться вновь. Однако слов своих они не сдержали: вероятно, Анри Брекер, немецкий скульптор, которому Гиммлер разрешил покровительствовать французским художникам (а Пикассо, несмотря на свое испанское происхождение, жил с 1940 по 1944 годы в Париже), помог испанцу разрешить «проблемы политического характера» с представителями оккупационной власти.

Брекер заявил генералу Мюллеру, возглавлявшему гестапо, что такой человек, как Пикассо, не может быть подвергнут гонениям и не должен погибнуть. Скульптор также пригрозил позвонить лично Гитлеру, высоко ценившему работы Брекера, в случае, если Пикассо не оставят в покое. Таким образом, гроза обошла художника стороной.

«Герника» — полотно, полное иносказаний. Например, изображение женщины с лампой в руке (один из немногих образов, сохранившихся от первого наброска до окончательного варианта полотна), возможно, было для Пикассо символом неприкосновенного священного дуба Герники, не пострадавшего после уничтожения города. Перед этим деревом испанские короли испокон веков торжественно клялись служить верой и правдой баскскому народу, и уважать те вольности, которые даровала ему корона. Согласно словам одного из очевидцев событий 43 года, дерево стояло целым и невредимым после четырехчасового налета немецкой авиации и только ветер кружил вокруг него лепестки роз.

Что изображено на картине пабло пикассо герника

Развитие замысла художника по мере создания картины сейчас можно проследить благодаря фотографиям Доры Маар. В то время, когда Пикассо писал «Гернику», женщина была его любовницей; на семи фотографиях она в течение месяца смогла запечатлеть процесс «эволюции» полотна.

Что изображено на картине пабло пикассо герника

После создания «Герники» Пикассо проживет еще почти сорок лет, однако именно эту картину будут называть последним его шедевром, славу которого не смогут затмить последующие творения. Художник, тем не менее, продолжит с остервенением работать. «Нужно стараться постоянно меняться. Это самое трудное и обычно не удается. Если это не получается, значит, человек перестает быть самим собой», — скажет Пикассо однажды своему молодому последователю, словно признаваясь в том, что, старея, он начинает подражать самому себе — только в молодости.

«Герника» выставлялась впоследствии в разных странах мира. Сам же Пикассо говорил о том, что его детищу место в мадридском музее Прадо, но только после восстановления испанской республики. Так, картина сначала выставлялась в Прадо с 1981 по 1992 годы, а потом была перевезена в Музей королевы Софии, где ее можно увидеть вплоть до настоящего момента.

Источник

«Колорит»: Самая влиятельная картина Пикассо. История и значение «Герники»

Что изображено на картине пабло пикассо герника

В 1937 году Пабло Пикассо получил заказ на создание картины, которая изменит его карьеру.

Испанская Республика, которая на тот момент вела отчаянную борьбу в Гражданской войне против будущего диктатора страны Франсиско Франко, обратилась к Пикассо и другим выдающимся художникам с просьбой написать картину для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Так родилось крупномасштабное полотно «Герника», ставшее впоследствии легендарным. Картина была вдохновлена бомбардировкой одноименного баскского городка. Сейчас «Герника» находится в Национальном музее Центр искусств королевы Софии в Мадриде.

Хотя многие произведения Пикассо признаны шедеврами – например, картина «Авиньонские девицы» (1907), ставшая отправной точкой для западного абстрактного искусства – «Герника» стоит особняком в обширном творчестве этого прославленного художника. Чем же так примечательна «Герника», вызывающая отклик у всё новых поколений зрителей?

Художественные эксперименты, приведшие к «Гернике»

В 2017 году на восьмидесятую годовщину создания «Герники» в Центре искусств королевы Софии была открыта специальная выставка под названием «Сострадание и ужас: путь Пикассо к “Гернике”». Кураторами выступили историки-искусствоведы Тимоти Джеймс Кларк и Анна Вагнер, которые тщательно изучили творческое развитие Пикассо на протяжении десятилетия, предшествовавшего созданию «Герники». В середине 1920-х и 30-х годах художник был увлечен, в частности, изображением женщин и интерьерных сцен – это две темы, которые в конечном счете отобразятся и в «Гернике».

Что изображено на картине пабло пикассо герника

Картины Пабло Пикассо: слева – «Три танцора» (1925), справа – «Плачущая женщина» (1937)

В середине 20-х годов, когда Пикассо заинтересовался сюрреализмом, он писал интерьеры с натюрмортами, изображая такие предметы, как музыкальные инструменты и фрукты. Изначально эти картины сообщали удовольствие. Но, как объясняет Вагнер, интерьерное пространство вскоре стало клаустрофобным: «Казалось, исходящее из этих картин удовольствие обуглилось и сгорело. Оно стало театром для драмы».

Этот переход произошел в то мятежное время, когда Европа и США пытались вернуться к нормальной жизни после Первой мировой войны – это были годы, предшествовавшие биржевому краху 1929 года и началу Великой депрессии. В это время Пикассо и сюрреалисты исследовали темные пространства человеческой души. Как утверждает Вагнер, «Пикассо отлично знал, что по своей природе человек полон ужаса, трагедии, необузданности и жестокости. Он был твердо убежден, что душа – это сфера, в которой человек раскрывает свое бессознательное».

Масштабная картина «Три танцора» (1925), находящаяся ныне в Британской галерее Тейт, – важнейший образец творчества Пикассо в этот период. (Вагнер отмечает, что позже сам Пикассо считал эту картину своим величайшим произведением.) «Это дикая картина, она полна невоздержанности», – говорит Вагнер. «В пространстве комнаты Пикассо интересуют уже не столько предметы для натюрморта, сколько женские тела, которые теперь трактуются им как нечто невероятно сложное и остраненное».

Окутанный дурной славой из-за своих отношений с женщинами, Пикассо с нежностью изображал своих любовниц в своих личных произведениях, но эти образы заметно расходились с тем, какими представали женщины на его публичных картинах.

Что изображено на картине пабло пикассо герника

Экспонаты на выставке «Сострадание и ужас: путь Пикассо к “Гернике”». Фото: Joaquín Cortés / Román Lores

«В своем публичном искусстве Пикассо показывал, какими монументальными или архитектурными могут быть женские тела; как они могут превращаться в ловушки или машины; как они могут указывать на разные варианты реальности; и в то же время – какими они могут быть чудовищными». В картинах и набросках, созданных до «Герники», видно, как Пикассо разрабатывал символизм, который можно передать через манипуляции с женским телом – эти эксперименты нашли свое разрешение в «Гернике».

Несмотря на данные о том, что Пикассо написал «Гернику» очень быстро, эта картина не возникла из ниоткуда. Она стала плодом многих лет творчества, а также личным вкладом художника в раздираемую изнутри политику Испании, где по-прежнему жила его семья.

Пикассо получает заказ

Тогда как павильоны Германии и Советского Союза на Всемирной выставке в Париже 1937 года были огромными архитектурными воплощениями власти и влияния, Испанская Республика, к тому моменту чуть менее года пребывающая в состоянии гражданской войны и нуждающаяся в финансовой поддержке, предпочла скромное, лишенное излишеств здание, которое, однако, было наполнено произведениями мирового уровня.

Известная своим почтительным отношением к художникам и интеллектуалам, Испанская Республика оказывала поддержку многим представителям авангарда 30-х годов – в числе таких художников были, например, Жоан Миро и Александр Колдер. Пикассо получил заказ на создание крупномасштабной картины в январе 1937 года.

Что изображено на картине пабло пикассо герника

Фото из серии «“Герника” в процессе создания» Доры Маар

Если другие произведения, предназначенные для выставки в Республиканском павильоне, задумывались как часть политической повестки (они отличались антифашистской направленностью), то изначальный план Пикассо, если верить источникам, состоял в создании картины подчеркнуто аполитичной. По словам Вагнер, Пикассо пребывал в растерянности относительно того, что же ему написать. На предварительных эскизах изображен находящийся в своей студии художник – он стоит лицом к обнаженной модели, которая облокотилась на диван.

Изменить свои первоначальные планы Пикассо подтолкнула трагедия.

Бомбардировка Герники и создание картины

26 апреля 1937 года Франко приказал нацистскому легиону «Кондор» (он был предоставлен Франко Германией) сбросить бомбы на городок Герника. Это был базарный день; гражданское население (преимущественно женщины и дети) находилось вне дома, выйдя на городские площади. Будучи первым местом, где в Испании была установлена демократия, Герника стала символичной целью для удара. Это была безжалостная бомбардировка, которая унесла жизни сотен людей (о точных цифрах спорят до сих пор – от 200 до 1700 жертв), а еще около 900 человек получили ранения. В ходе Гражданской войны в Испании это был первый случай, когда атака обрушилась на беззащитный город.

«Из всего спектра образов, сопутствующих Гражданской войне в Испании, можно сразу же выделить тот факт, что общество было в курсе тех ужасных картин, что являли собой трупы гражданского населения – женщин и детей», – отмечает Вагнер. В самом деле, Гражданская война в Испании стала первым военным конфликтом, который нелицеприятно освещался в СМИ: никогда ранее фотографии мертвых тел не помещались на первые страницы газет. Как и бесчисленное множество других людей, 27 апреля Пикассо, находясь в Париже, раскрыл свою утреннюю газету и увидел ужасающие образы разрушенной Герники.

Что изображено на картине пабло пикассо герника

И хотя Пикассо уже был известным леваком – он создал пару гравюр под названием «Мечты и ложь Франко» (1937), репродукции которых продавались, чтобы добыть финансирование для Республики – бомбардировка Герники произвела на него глубочайшее впечатление. 1-го мая он отправился в свою студию на улице Гран Огюстен и начал работу над новыми эскизами для заказа.

К середине июня «Герника» была закончена; художница-сюрреалистка Дора Маар в серии своих фотографий запечатлела процесс поступательного написания картины. В июле Пикассо доставил законченную работу в Республиканский павильон, где она была выставлена в качестве центрального экспоната – по обе стороны от «Герники» расположились «Ртутный фонтан» (1937) Колдера и «Жнец» (1937) Жоана Миро.

Образ человеческой трагедии

«Герника» представляет собой неистовый клубок из шести человеческих фигур (четыре женщины, мужчина и ребенок), коня и быка; действие развивается в клаустрофобном интерьере с низким потолком, на котором пылает светом электрическая лампа. Можно заметить, что в картине осталась часть изначальной композиции (студия художника), но смысл картины поменялся кардинально – теперь это эмоциональные и физические последствия войны и жестокости.

Хотя Пикассо никогда в открытую не раскрывал символизм, стоящий за каждой фигурой и объектом «Герники» («Зритель сам должен решить, что он хочет увидеть», – так он однажды сказал), многое можно считать при первом знакомстве. В то же время искусствоведы уже на протяжении многих десятилетий проявляют небывалую скрупулезность, ища смыслы почти в каждом мазке.

Что изображено на картине пабло пикассо герника

«Герника» (Пабло Пикассо, 1937)

Пожалуй, наименее двусмысленны искаженные образы женщин, страдающих от физических страданий и психических мук. «Можно увидеть, что такого рода деформации – это инструменты, с помощью которых Пикассо передает боль и страдание», – объясняет Вагнер. Художник сообщает отчаяние и горе страждущих через их заостренные языки и глаза, напоминающие по форме слезы.

Крайняя слева фигура – кричащая от горя женщина. Её лицо обращено к небу, а в руках она укачивает хромого и бездыханного ребенка. Крайняя фигура справа – ревущая женщина, охваченная пламенем. Её руки воздеты к небесам. Еще одна женщина показывается из окна, в руках у неё свеча. Иногда этот образ интерпретируют как воплощение надежды. Фигура каждой из женщин нарочито аморфна, они отличаются характерными выпуклостями и углами, при этом их тела в одночасье топорно едины и словно бы распадаются на части.

На полу лежит фигура, которую идентифицируют как солдата. Он расчленен – возможно, это персонификация недавно созданной Республики. Разбросанные как осколки руки солдата крест-накрест испещрены порезами и ранами. Кисть одной из рук заключена в кулак – символ Республики – в котором стиснута сломанная сабля.

Лампа на потолке по традиции считывается как символ бомбы. Вместе с тем, учитывая форму лампы (напоминает глаз, а сама лампочка – его радужку), есть также мнение, что это намек на божье око.

Что изображено на картине пабло пикассо герника

Пикассо на фоне «Герники»

Бык и конь вызывают множество разных интерпретаций. Чаще всего в трактовке этих образов обращаются к той роли, которую эти животные играют в традиционном испанском бое быков: конь может стать побочной жертвой зрелища, тогда как бык должен быть смертельно ранен. Напротив, с точки зрения других исследователей, бык по причине своего отсутствующего выражения, не перекликающегося с другими фигурами, воплощает собой Франко или же фашизм в целом. Наконец, есть также те, кто усматривает в быке репрезентацию испанского наследия – стоического и недрогнувшего свидетеля трагедии.

Визуальный язык Пикассо, однако, выходит за рамки частных деталей отдельно взятой трагедии и становится универсальным. Вагнер отмечает: «Эта величественная, интенсивная и неординарная картина. Действо, разворачивающееся на полотне, исполнено боли и смерти. Но это не тот случай, когда можно сказать: «Ага, это произошло в Испании». Эта картина выражает нечто куда большее, потому что она органично встраивается в необычайно широкий контекст».

«“Герника” побуждает зрителя разделить чувство трагедии, которое, к сожалению, неотъемлемо от человеческого существования. Если вы, глядя на эту картину, почувствуете одновременно ужас и сострадание, то эти ощущения уже не отступят, с головой вовлекая вас в изображенный на полотне опыт», – утверждает Вагнер.

«Герника» в общественном сознании

После закрытия парижской Всемирной выставки «Герника» отправилась в тур по Европе. По окончании войны, когда Франко разбил республиканцев и захватил власть в Испании, картина продолжала свои путешествия, помогая собирать средства для испанских беженцев, воевавших на стороне Республики. В 1939 году «Герника» побывала в Музее современного искусства в Нью-Йорке в рамках персональной выставки Пикассо – сам художник выдвинул условие, что эта выставка должна пройти под знаком защиты «Герники».

Что изображено на картине пабло пикассо герника

Использование образов «Герники» в ходе антивоенной демонстрации. Фото: C. Elle / Flickr.

Между 1939 и 1952 годами «Герника» путешествовала по разным арт-центрам США. Позже картина выставлялась в Бразилии и в разных городах западной Европы, а в 1958 году она была возвращена в Нью-Йоркский музей современного искусства с намерением завершить турне по миру. За десятилетия транспортировки и повторяющихся растягиваний для выставок картина порядком износилась, так что возник риск повреждения. «Герника» оставалась в Нью-Йорке до 1981 года.

Именно в этот период «Герника» обрела жизнь и за пределами холста. Её копии появились в таких городах, как Дрезден, Берлин, Хиросима – места, ставшие синонимом атак, ударивших по мирному населению. Вместе с тем «Герника» приобрела особый резонанс в среде протестующих против войны.

«Ныне мы принимаем как само собой разумеющееся, что «Герника» – это символ современной войны», – говорит Вагнер, добавляя, что в наше время репродукции шедевра Пикассо часто появляются на антивоенных протестах по всему миру – от Калькутты до Рамаллы и Южной Каролины.

Наследие «Герники»

Еще сам Пикассо осознавал величину политического потенциала, имеющегося в «Гернике». В 1939 году, когда разразилась Вторая мировая война, Пикассо находился под наблюдением нацистов, что по крайней мере отчасти было связано со славой «Герники» и тем месседжем, который в ней заложен. Известна история о том, как однажды в студию Пикассо наведался нацистский солдат. Указав на репродукцию «Герники» на стене, он спросил художника: «Это ваша работа?» Пикассо ответил: «Нет, ваша».

Что изображено на картине пабло пикассо герника

«Герника» (Луис Барда, 2013)

«Пикассо должен был выступить в защиту своей картины», – объясняет Вагнер. «Стало понятно, что ему необходимо обеспокоиться о судьбе своего творения. Он знал, что создал нечто уникальное, великое и важное. Для него было ясно как день, что картина не может вернуться в Испанию». Чтобы обеспечить безопасность картины, он получил юридический документ, в котором было указано, что «Герника» не может быть ввезена в Испанию до тех пор, пока в стране не будет установлен демократический режим.

В 1981 году, спустя шесть лет после смерти Франко и восемь – после смерти Пикассо, «Герника» наконец вернулась в Испанию. Оставаясь объектом споров и прений в среде испанского народа, приходившего в себя после почти четырех десятилетий диктатуры, картина выставлялась под пуленепробиваемым стеклом.

Стекло было убрано в 1995 году, но невозделанная политическая мощь «Герники» себя не исчерпала. В 2003 году, например, поднялась полемика, когда репродукцию «Герники» в нью-йоркском штабе ООН закрыли синим занавесом. На фоне картины должен был выступать Колин Пауэлл – в своей речи он ратовал за то, чтобы Соединенные Штаты вступили в войну в Ираке. (Выдвигались протеворечащие друг другу причины относительно решения завесить картину – так, некоторые официальные лица ООН сообщали, что в режиме видеосъемки такой фон показался журналистам отвлекающим.)

Вагнер отмечает, что вслед за «Герникой» Пикассо создавал и другие политически значимые произведения, но ни одна из них не получила такой же огласки и резонанса. «Герника» стала маркером человечности, смысл этой картины по-прежнему понятен людям со всего мира.

Фото на превью – выставка «Герники» в Национальном музее Центр искусств королевы Софии (Мадрид). Фото: Joaquín Cortés / Román Lores.

Об авторе: Кейси Лессер (Casey Lesser) – креативный редактор онлайн-платформы «Artsy».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *