Что изображено на олимпийской медали
Как менялся дизайн медалей зимних Олимпиад
Медали Сочи будут одними из самых тяжелых в истории зимних Игр. Блог «О духе времени» — об эволюции олимпийских наград, начиная с далекого 1924-го.
Шамони 1924
На фоне Монблана стоит спортсмен с лыжами и коньками. Справа на лицевой стороне размещена подпись автора эскиза Рауля Бернара.
Санкт-Мориц 1928
На медали изображена фигуристка с разведенными в стороны руками, на которые опускаются снежинки.
Лейк-Плэсид 1932
Круглая медаль с волнистыми краями. На лицевой стороне — богиня Ника возвышается над горным массивом, стадионом и лыжным трамплином.
Гармиш-Партенкирхен 1936
Дизайнер-фаворит Третьего рейха Рихард Кляйн изобразил на лицевой стороне колесницу, управляемую богиней Никой. Запряженная тройкой лошадей колесница мчится по триумфальной арке, под которой расположены предметы зимнего спортивного инвентаря.
Игры 1940 и 1944 годов в Гармиш-Партенкинхене и Кортина д’Ампеццо не состоялись из-за Второй Мировой войны.
Санкт-Мориц 1948
Снежинки возвращаются — с олимпийским факелом в форме рожка мороженого и олимпийским девизом «быстрее, выше, сильнее».
Осло 1952
На оборотной стороне изображена пиктограмма городской ратуши Осло — прославленной столичной достопримечательности, открытой за два года до Игр.
Кортина-д’Ампеццо 1956
Автор медали — миланский скульптор Константино Аффер. На лицевой стороне — голова идеальной женщины, увенчанная пятью олимпийскими кольцами. На обороте запечатлен горный массив и снежинка.
Скво-Вэлли 1960
На этой медали изображены двое целеустремленных соперников. На обороте под дугой со словами быстрее, выше, сильнее оставлено место для названия конкретного вида спорта.
Инсбрук 1964
Над каждой из двух сторон медали работали разные дизайнеры. На лицевой стороне художница Марта Куфаль изобразила горы Торлауф. На оборотной стороне ее коллега Артур Цеглер соединил олимпийские кольца с эмблемой города и мостом через реку Инн.
Гренобль 1968
Для лицевой стороны медали дизайнер Роджер Экскофон создал композицию из снежинки и роз с герба Гренобля. На оборотной стороне размещен силуэт спортсмена, окруженный волнистыми линиями.
Саппоро 1972
Лицевую сторону пересекает линия, напоминающая лыжню. На оборотной стороне дизайнер Икко Танака совместил восход солнца, снежинку и олимпийские кольца.
Инсбрук 1976
Снова в роли дизайнеров выступили Куфаль и Цеглер. Они сохранили эмблему Инсбрука и кольца, а на оборот поместили Альпы и олимпийский огонь.
Лейк-Плэсид 1980
Лавровые венки здесь заменяет сосновая ветвь с шишками. Оборотную сторону украшают горы Адирондак, соединенные с эмблемой Олимпиады в единую композицию.
Сараево 1984
На лицевой стороне — снежинка и логотип Игр, на оборотной — голова спортсмена, увенчанная лавровым венком.
Калгари 1988
Индеец в головном уборе, сконструированном из предметов спортивного инвентаря. Снежинка в форме кленового листа создана из букв C, символизирующих Калгари и Канаду (по-английски — Calgary, Canada)
Альбервилль1992
Впервые медаль изготовлена из стекла ручной работы, обрамленного золотом. На медалях — олимпийские кольца на фоне гор, окружающих Альбервилль.
Лиллехаммер 1994
Ингъерд Ханевольд в качестве основного материала выбрала гранит, чтобы отразить любовь норвежцев к природе. Дизайнер хотела, чтобы ее рисунок с лыжником запомнили как забавный, сдержанный и узнаваемый.
Нагано 1998
Лицевая стороная — медаль в медали с орнаментом в виде цветка, олицетворяющего спортсменов разных видов спорта. На оборотной стороне — тот же цветок, но других цветов и панорама гор.
Солт-Лейк-Сити 2002
Одна из самых тяжелых медалей в истории Игр, не круглая, дизайн навеян формой скал в окрестностях Юты. На лицевой стороне — спортсмен прорывается сквозь снег. На оборотной стороне — богиня Ника смотрит на атлета-участника Олимпиады.
Турин 2006
Первая медаль с отверстием в центре, олицетворяющая олимпийское кольцо и пиццу по-итальянски. По замыслу авторов, такой дизайн особенно красиво смотрится на шее победителя.
Ванкувер 2010
Медаль отражает ландшафт холмистых окрестностей Ванкувера. Медали снабжены уникальными узорами. На оборотной стороне изображена эмблема Игр — инукшук. Для создания металлической основы использовались переработанные отходы бытовой электроники.
Сочи 2014
На лицевой стороне медали (аверс) изображены Олимпийские кольца. На оборотной стороне (реверс) — название вида соревнований на английском языке и эмблема Игр «Сочи 2014». Официальное название Игр на русском, английском и французском языках размещено на ребре (гурт).
По материалам ВВС, Википедии и данных пресс-службы Сочи-2014
Влад, присоединюсь) Мне тоже понравилась подборка. Наглядно, без лишних слов. Кстати, наши медали мне понравились больше всех предыдущих 🙂 Многие из которых я и не помнила.
Т.ж. мне нравятся медали Ванкувера. Простенько и со вкусом. Туриновский «бублик» не впечатляет. Т.ж. как и лыжник на Лиллехаммерских. Дизайн медалей Солт-Лейк-Сити, на мой взгляд, самый минусовой из всех представленных.
Отдельно про медали Гармиш-Партенкирхен и Сараево. Стильные.
Олимпийские медали
Помимо традиционных наградных олимпийских медалей, существуют ещё и памятные. Они вручаются как отдельным лицам, так и организациям, которые принимают деятельное участие в подготовке и проведении международных состязаний, а также всем участникам, независимо от уровня достижений. Именно памятные медали чаще всего можно встретить на аукционах, в отличие от наградных, почти не выставляемых на продажу. Цены на олимпийскую атрибутику формируются, в первую очередь, самими коллекционерами, желающими сохранить историю мирового спорта. Согласно статистике, награды и памятные экземпляры стоят €4000 – 60 000, с учётом личности бывшего владельца и даты выпуска.
Справочная информация
Три вида медалей – золотая, серебряная и бронзовая, составляют так называемый олимпийский комплект. Он является обязательной атрибутикой международных спортивных состязаний и должен соответствовать определённым стандартам. Дизайн наград разрабатывается принимающей стороной и утверждается Международным олимпийским комитетом (МОК). За редким исключением, медали летних Олимпийских игр тяготеют к античным образцам, в то время как для зимних предлагаются более современные и креативные варианты.
Это различие объяснимо. Ведь именно летние игры считаются преемниками древнегреческих состязаний в Олимпии, которые регулярно проводились с VIII века до н. э. по IV век н. э. Неравнозначность спортивных событий косвенным образом сказалось на отношении коллекционеров. Награды летних игр традиционно пользуются большей популярностью и стоят дороже зимних. Хотя и здесь бывают исключения.
Не всё то золото…
До сегодняшнего дня сохраняется следующий, установленный комитетом стандарт:
Минимальный диаметр спортивных наград должен составлять 60 мм при толщине не менее 3 мм. Уже стало традицией изготавливать зимнюю атрибутику более масштабной. На сегодняшний день самыми гигантскими размерами отличаются регалии для Белой олимпиады 2006 года в Турине – их диаметр составил 107 мм, правда, они были выполнены в форме тора, чтобы снизить вес.
Исторический обзор
Древнегреческие спортивные состязания, давшие старт современному олимпийскому движению, впервые были проведены в 776 году до н. э. Эта дата упоминается в сохранившихся письменных источниках, хотя, возможно, традиция зародилась намного раньше. Состязания входили в комплекс культовых мероприятий, посвящённых Зевсу и некоторым другим богам греческого пантеона. Красота физического тела в античной цивилизации ценилась не меньше духовной и, так или иначе, демонстрировалась во время религиозных ритуалов. Самыми известными и массовыми были соревнования в святилище Олимпии, на полуострове Пелопоннес. Отсюда и называние Игр в целом.
Поскольку состязания посвящались богам и носили культовый характер, награды победителей также имели сакральное значение. Их головы украшали венками из ветвей оливы – дерева, наиболее почитаемого древними греками. Когда в конце XIX века французский историк и реформатор барон де Кубертен возродил Олимпийские игры, он предложил использовать ту же награду. Венок – котинос, только уже из лавровых ветвей, возложили на головы спортсменов первой современной Олимпиады, проводившейся в 1896 году в Афинах. Таким образом, устроители подчеркнули преемственность традиций.
Однако ценность эллинистического атрибута была утеряна, поэтому главной наградой состязаний стали более привычные и понятные медали. Их дизайн обсуждался двумя годами ранее на первом конгрессе МОК. Изначально планировалось награждать только двух победителей: абсолютному чемпиону полагалась серебряная медаль с позолотой, а обладателю второго места – бронзовая. Для регалии выбрали классическую круглую форму, от которой в дальнейшем на летних играх отступили только раз. О греческом происхождении Олимпиады напоминал изображённый на аверсе Зевс, на ладони которого поместили земной шар с богиней победы Никой. Реверс украсили видом на Акрополь.
Плакетка II Олимпиады
Игры, которые в 1900 году принимала столица Франции, преподнесли немало сюрпризов. Во-первых, событие затмила Всемирная промышленная выставка, которая проводилась в тот же период. Во-вторых, оргкомитет ввёл сразу несколько новых видов спорта, казавшихся довольно экзотическими. Например, гонку на воздушных шарах или стрельбу по живым голубям. И, наконец, впервые в играх приняли участие женщины, что прошло незамеченным только из-за слабого информационного освещения.
Нестандартными можно назвать и наградные знаки – они имели прямоугольную форму, поэтому назывались плакетками. Все регалии изготавливались из бронзы, однако для победителей, занявших I место, их посеребрили методом гальванопластики. Какие-либо надписи, говорившие о принадлежности плакетки к олимпийской атрибутике, отсутствовали. На аверсе изобразили летящую Нику с венком из оливковых ветвей на фоне корпусов Всемирной выставки. На реверсе – древнегреческого атлета на пьедестале почёта.
Полный комплект
III Олимпиада, которую провели в американском городе Сент-Луис, оказалась провальной с точки зрения организации. Вновь с мероприятием совпала Всемирная выставка, кроме того, далеко не все европейские команды решились на дорогое путешествие за океан. В результате, состязались не участники из разных стран, а преимущественно спортивные команды США, выигрывая друг у друга. Позорными назвала международная общественность добавленные в программу «Антропологические дни», когда выступали представители индейских народностей и пигмеи, совершенно не подготовленные к атлетическим дисциплинам. Организаторы эксперимента заявили, что хотят доказать превосходство цивилизованных людей на «дикарями». Всё перечисленное едва не поставило крест на «новорожденном» олимпийском движении.
Единственное достижение Сент-Луиса – введение трёхступенчатой системы награждения, которая используется до настоящего времени. Золотая медаль III Олимпиады была выполнена из серебра с золочением. Что касается дизайна, то, позаимствовав идею у своих французских предшественников, американцы интерпретировали её по-своему, выбрав скорее стилистику ар-нуво, чем европейскую неоклассику.
Золотая атрибутика
В 1908 году в Лондоне ювелирной компанией Vaughton & Sons был представлен первый в истории Олимпиады высший знак отличия из золота 583-й пробы. Он был одновременно самым дорогим и самым маленьким – при диаметре 33 мм, напоминая скорее юбилейную монету. Отличал атрибутику IV Олимпиады и изысканный дизайн. На аверсе наградных знаков изображался атлет, над которым богини держат лавровый венок, на реверсе – покровитель Англии, Георгий Победоносец, пронзающий дракона. На памятных аналогах соответственно чеканили богиню победы Нику и квадригу, везущую судью состязаний и победителя.
На V Олимпиаде в Стокгольме золотую атрибутику изготовили только для индивидуальных награждений, а команды получили позолоченное «серебро». Аверс знака отличия полностью копировал лондонский. А вот на реверсе всадника сменил пеший герольд в средневековом костюме на фоне бюста Пера-Хенрика Линга – пропагандиста физической культуры и спорта в Швеции.
Введение единого дизайна
В 1928 году в Амстердаме был представлен новый дизайн знаков отличия, который затем повторялся в течение 40 лет. Его автор – итальянский скульптор Джузеппе Кассиоли изобразил аллегорию спортивного триумфа, однако по ошибке смешал греческую и римскую мифологию. Годы спустя, этот промах стал причиной международного скандала и внесения корректив в исходный рисунок.
На аверсе предложенного Кассиоли варианта, греческая богиня Ника сидит на парапете храма. В правой руке она держит традиционный венок из оливы, в левой – пальмовую ветвь. На заднем плане виден фрагмент римского амфитеатра Колизей, где часто проводились спортивные состязания. Кассиоли оставил пустое поле, чтобы вписывать порядковый номер Олимпиады, место проведения и год. На реверсе регалии можно увидеть восторженную толпу, которая несёт на руках атлета-победителя.
В 1972 году в Мюнхене реверс наградных знаков был изменён. Вместо спортивного триумфа на нём изобразили мифических близнецов-Диоскуров Кастора и Поллукса. Они символизировали силу духа и мастерство владения своим телом. С этого момента каждая принимающая страна разрабатывала свой дизайн реверса. В 2004 году Олимпиаду вновь принимали Афины. Организаторы состязаний выразили удивление и недовольство по поводу фрагмента Колизея на лицевой стороне наград. По их мнению, фоном для греческой богини победы должен был служить афинский Парфенон, что казалось вполне логичным. В результате рисунок лицевой стороны также кардинально изменили – Нику стали изображать идущей по олимпийскому стадиону Панатинаико. К тому же богине вернули крылья, которые по каким-то причинам «упустил» Кассиоли.
Подвеска
В 1960 году оргкомитет Рима, где проводились XIV игры, предложил сделать награды на подвеске. До этого они выдавались спортсменам в руки, что было неудобно и, главное, не зрелищно. Знаки отличия окружили бронзовым ободком в форме венка победителя, а уже к нему прикрепили цепочку, напоминавшую оливковую ветвь. Вопреки опасениям итальянцев, новшество было восторженно принято консервативными членами МОК. Наградные олимпийские медали теперь выпускают только шейными, а памятные – настольными.
Зимняя Олимпиада
Зимние или Белые игры проводятся с 1924 года. В 1992 году их сдвинули относительно летней Олимпиады. Решение было, в первую очередь, коммерческим, поскольку уделять внимание сразу двум разновидностям масштабных состязаний и проводить их на одном уровне достаточно сложно. После разделения, Белая олимпиада, ранее воспринимаемая как дополнение к основной летней, прибрела более высокий статус. Зимние награды часто имеют нестандартный дизайн и этим особенно привлекательны для коллекционеров. Среди самых креативных решений следует выделить:
МОК строго следит за тем, чтобы по каким-то причинам не выданные награды, не остались в стране проведения игр. Кроме того, запрещено без ведения комитета изготавливать и продавать реплики. Это повышает ценность олимпийской фалеристики и делает её выгодным объектом инвестиций.
Как менялся дизайн медалей зимних Олимпиад
Медали Сочи будут одними из самых тяжелых в истории зимних Игр. Блог «О духе времени» – об эволюции олимпийских наград, начиная с далекого 1924-го.
Шамони 1924
На фоне Монблана стоит спортсмен с лыжами и коньками. Справа на лицевой стороне размещена подпись автора эскиза Рауля Бернара.
Санкт-Мориц 1928
На медали изображена фигуристка с разведенными в стороны руками, на которые опускаются снежинки.
Лейк-Плэсид 1932
Круглая медаль с волнистыми краями. На лицевой стороне – богиня Ника возвышается над горным массивом, стадионом и лыжным трамплином.
Гармиш-Партенкирхен 1936
Дизайнер-фаворит Третьего рейха Рихард Кляйн изобразил на лицевой стороне колесницу, управляемую богиней Никой. Запряженная тройкой лошадей колесница мчится по триумфальной арке, под которой расположены предметы зимнего спортивного инвентаря.
Игры 1940 и 1944 годов в Гармиш-Партенкинхене и Кортина д’Ампеццо не состоялись из-за Второй Мировой войны.
Санкт-Мориц 1948
Снежинки возвращаются – с олимпийским факелом в форме рожка мороженого и олимпийским девизом «быстрее, выше, сильнее».
Осло 1952
На оборотной стороне изображена пиктограмма городской ратуши Осло – прославленной столичной достопримечательности, открытой за два года до Игр.
Кортина-д’Ампеццо 1956
Автор медали – миланский скульптор Константино Аффер. На лицевой стороне – голова идеальной женщины, увенчанная пятью олимпийскими кольцами. На обороте запечатлен горный массив и снежинка.
Скво-Вэлли 1960
На этой медали изображены двое целеустремленных соперников. На обороте под дугой со словами быстрее, выше, сильнее оставлено место для названия конкретного вида спорта.
Инсбрук 1964
Над каждой из двух сторон медали работали разные дизайнеры. На лицевой стороне художница Марта Куфаль изобразила горы Торлауф. На оборотной стороне ее коллега Артур Цеглер соединил олимпийские кольца с эмблемой города и мостом через реку Инн.
Гренобль 1968
Для лицевой стороны медали дизайнер Роджер Экскофон создал композицию из снежинки и роз с герба Гренобля. На оборотной стороне размещен силуэт спортсмена, окруженный волнистыми линиями.
Саппоро 1972
Лицевую сторону пересекает линия, напоминающая лыжню. На оборотной стороне дизайнер Икко Танака совместил восход солнца, снежинку и олимпийские кольца.
Инсбрук 1976
Снова в роли дизайнеров выступили Куфаль и Цеглер. Они сохранили эмблему Инсбрука и кольца, а на оборот поместили Альпы и олимпийский огонь.
Лейк-Плэсид 1980
Лавровые венки здесь заменяет сосновая ветвь с шишками. Оборотную сторону украшают горы Адирондак, соединенные с эмблемой Олимпиады в единую композицию.
Сараево 1984
На лицевой стороне – снежинка и логотип Игр, на оборотной – голова спортсмена, увенчанная лавровым венком.
Калгари 1988
Индеец в головном уборе, сконструированном из предметов спортивного инвентаря. Снежинка в форме кленового листа создана из букв C, символизирующих Калгари и Канаду (по-английски – Calgary, Canada)
Альбервилль1992
Впервые медаль изготовлена из стекла ручной работы, обрамленного золотом. На медалях – олимпийские кольца на фоне гор, окружающих Альбервилль.
Лиллехаммер 1994
Ингъерд Ханевольд в качестве основного материала выбрала гранит, чтобы отразить любовь норвежцев к природе. Дизайнер хотела, чтобы ее рисунок с лыжником запомнили как забавный, сдержанный и узнаваемый.
Нагано 1998
Лицевая стороная – медаль в медали с орнаментом в виде цветка, олицетворяющего спортсменов разных видов спорта. На оборотной стороне – тот же цветок, но других цветов и панорама гор.
Солт-Лейк-Сити 2002
Одна из самых тяжелых медалей в истории Игр, не круглая, дизайн навеян формой скал в окрестностях Юты. На лицевой стороне – спортсмен прорывается сквозь снег. На оборотной стороне – богиня Ника смотрит на атлета-участника Олимпиады.
Турин 2006
Первая медаль с отверстием в центре, олицетворяющая олимпийское кольцо и пиццу по-итальянски. По замыслу авторов, такой дизайн особенно красиво смотрится на шее победителя.
Ванкувер 2010
Медаль отражает ландшафт холмистых окрестностей Ванкувера. Медали снабжены уникальными узорами. На оборотной стороне изображена эмблема Игр – инукшук. Для создания металлической основы использовались переработанные отходы бытовой электроники.
Сочи 2014
Фото: РИА Новости/Алексей Никольский
На лицевой стороне медали (аверс) изображены Олимпийские кольца. На оборотной стороне (реверс) – название вида соревнований на английском языке и эмблема Игр «Сочи 2014». Официальное название Игр на русском, английском и французском языках размещено на ребре (гурт).
По материалам BBС, Википедии и данных пресс-службы Сочи-2014