Что изобрел инженер гарин
Инженер Гарин
История персонажа
История создания
Алексей Толстой закончил работу над фантастической книгой «Гиперболоид инженера Гарина» в 1927 году. Идея романа пришла Толстому в голову после беседы со знакомым по фамилии Оленин. Тот рассказал писателю о разработках некоего инженера, погибшего в 1918 году. Этот инженер якобы построил агрегат, подобный описанному Толстым гиперболоиду.
Работая над романом, писатель привлекал экспертов, например, академика Петра Лазарева, знаменитого в то время физика. Толстой также ознакомился с передовыми на тот период теориями молекулярной физики. Заметки, сделанные во время подготовки к работе над романом, находят в записных книжках писателя еще за начало 20-ых годов ХХ века. Автор собирался написать роман из трех частей, первая должна была стать авантюрной, вторая — героической, а третья — утопической.
Книги Алексея Толстого
Первую часть романа опубликовали еще до того, как весь текст был закончен — в 1925 году в трех номерах журнала «Красная новь». Через год в этом же журнале вышла в печать и вторая часть романа. В феврале 1927 года Толстой опубликовал в «Красной нови» новый вариант концовки романа, которую озаглавил «Гарин-диктатор».
Толстой собирался опубликовать в журнале и третью часть романа о Гарине, но так и не написал. Писатель набросал план третьей части еще летом 1924 года. Предполагалось, что временем действия романа станет ближайшее будущее — 1930 год, фоном — начинающаяся Вторая мировая война, а закончиться все должно было европейской революцией.
Иллюстрация к книге Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»
Однако эта задумка так и не оказалась реализована. Сюжет романа, в итоге написанного Толстым, сильно отличается от первоначального плана. После завершения работы над текстом автор еще некоторое время продолжал редактировать роман. В 1934 году Толстой внес изменения в стилистику и выбросил из текста часть глав, а часть — сократил.
Еще через два года роман пришлось переработать под детскую аудиторию и выкинуть «взрослые» сцены. В 1937 году писатель опять переделывает текст и включает в роман новые главы, добавляет новый финал, «вычищает» из текста научные термины. Последние стилистические правки сделаны в 1939 году, и тогда же были восстановлены некоторые пропущенные места.
«Гиперболоид инженера Гарина»
По сюжету, Петр Гарин конструирует аппарат, который называет «гиперболоид», используя для этого наработки собственного учителя Николая Манцева. Сам Манцев был ученым-геологом и погиб во время экспедиции в тайгу. На материалах этой экспедиции Гарин и сумел построить теоретическую базу для авантюры, которую задумал.
Гарин находит партнера в лице Роллинга — американского миллиардера, влиятельного финансиста и промышленника. Используя гиперболоид, Гарин стирает с лица земли заводы, принадлежавшие немецким конкурентам Роллинга. Миллиардер предоставляет герою деньги, которые Гарин использует, чтобы захватить остров в Тихом океане. На этом острове герой принимается добывать золото. Мощность гиперболоида дает Гарину пробиться в недра Земли, которые до этого оставались недоступными. В результате герой получает доступ к неисчерпаемым залежам золота.
Петр Гарин (кадр из фильма)
Из-за делишек Гарина оказывается подорван золотой стандарт, и западный «капиталистический» мир погружается в глубочайший кризис. Воспользовавшись ситуацией, Гарин скупает в Соединенных Штатах крупнейшие промышленные предприятия и в конечном счете приобретает такое влияние, что становится диктатором.
Герой берет новое имя — Пьер Гарри, однако долго править Америкой Гарину не выпадает шанса. Агент советского государства Василий Шельга вместе с группой революционеров захватывает гиперболоид, на обладании которым держится власть Гарина. Вслед за этим происходит всеобщее восстание рабочих.
Экранизации
В 1965 году на киностудии имени Горького в Москве вышел научно-фантастический фильм «Гиперболоид инженера Гарина» по мотивам романа Алексея Толстого. Роль Гарина там исполнил актер Евгений Евстигнеев, а режиссером фильма стал Александр Гинцбург. Критик советского времени Всеволод Ревич назвал фильм «приключенческим боевиком с поверхностной философией». Другие критики делали упор на то, что черно-белый «Гарин» снят в эстетике американских фильмов «нуар» и необычен и интересен с визуальной точки зрения.
В 1973 году на киностудии «Ленфильм» вышел четырехсерийный мини-сериал «Крах инженера Гарина» с Олегом Борисовым в главной роли. Режиссер фильма — Леонид Квинихидзе. Создатели фильма отказались от масштабной фантастической антиутопии, созданной Толстым. Характеры персонажей фильма изображены «заземленными». Гарин из фанатика с фантастическими планами превращается в человека, который хочет только обогатиться. Зоя, любовница Гарина, из харизматичной авантюристки, которая действует с размахом, превращается в нервную дамочку.
Олег Борисов в роли инженера Гарина
В фильме много отступлений от сюжета романа. К примеру, персонаж Шефер в книге играет второстепенную роль. В фильме же этот человек показан агентом некой организации фашистов, который постоянно влияет на происходящие события. В то же время отношения главных героев переданы в фильме схематично.
Василий Шельга в романе — сотрудник уголовного розыска в Петрограде и советский агент, который занимается устройством пролетарских революций. В фильме же этот герой превратился в начинающего физика, который занят делом инженера Гарина из неких патриотических соображений и научного любопытства, а вовсе не по долгу службы.
Кадр из фильма «Крах инженера Гарина»
Также в экранизации отсутствуют глобальные события, описанные в романе, — мировой кризис, устроенный Гариным, противостояние главного героя и Василия Шельги, мировая революция и прочее. Сам гиперболоид в фильме также не похож на аппарат, описанный в романе.
Цитаты
«Наступил мучительный час: куда ехать «дальше», каким сатанинским смычком сыграть на усталых нервах что-нибудь веселенькое?»
«Торопливым любовникам, выскочившим на часок из кипящего Парижа, ослепленным огненными воплями Эйфелевой башни, было не до шелеста листьев, не до любви. Нынче — все на скорости, все на бензине. «Алло, малютка, в нашем распоряжении час двадцать минут! Нужно успеть в кино, скушать обед и полежать в кровати. Ничего не поделаешь, Ми-Ми, это — цивилизация».
«Второй закон Золотого острова гласит: никто не должен пытаться проникнуть в тайну конструкции гиперболоида. Всякий, прикоснувшийся хотя бы к верхнему кожуху гиперболоида, подлежит смертной казни».
«Вы все еще никак не можете выкарабкаться из-под обломков морали. Ах, Шельга, Шельга. Что это за полочки: на этой полочке — хорошее, на этой — плохое. Я понимаю, дегустатор: пробует, плюет, жует корочку, — это, говорит, вино хорошее, это плохое. Но ведь руководится он вкусом, пупырышками на языке. Это реальность. А где ваш дегустатор моральных марок? Какими пупырышками он это пробует?»
Инженер Гарин
Пётр Петрович Гарин | |
Создатель: | Алексей Толстой |
Произведения: | Гиперболоид инженера Гарина |
Пол: | мужской |
Национальность: | русский |
Роль исполняет: | Евгений Евстигнеев («Гиперболоид инженера Гарина», 1965) Олег Борисов («Крах инженера Гарина», 1973) |
Инженер Пётр Петрович Гарин — литературный персонаж романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
Содержание
Биография
До революции
Согласно книге, первое известное событие из жизни Гарина происходит в 1915 году. Тогда он, по его словам, «мобилизует все свои денежные средства», откупает своего друга, учёного Манцева, от мобилизации на фронт и отправляет его на Камчатку, на поиски золота. Перед отъездом Манцев подаёт Гарину идею гиперболоида.
Создание гиперболоида
После революции, в годы гражданской войны, Гарин проживает в Петрограде и работает над созданием гиперболоида — устройства, превращающего световую энергию в тончайший луч, способный разрезать или расплавить всё, что угодно. Принцип гиперболоида невероятно прост — весь секрет в системе всего из двух гиперболических зеркал, поставленных друг против друга. Устройство и постройка аппарата тоже не представляют особых сложностей. Единственная проблема состоит в нахождении компактного и мощного источника световой энергии. Таким источником становятся пирамидки из прессованного угля. Их поставляет Гарину польский химик Стась Тыклинский — в обмен на долю в прибылях. Однако его попытка проследить за Гариным оканчивается неудачей — Гарин едва не убивает Тыклинского лучом и скрывается.
Побег в Европу
Добыча денег
Гарин прибывает из Франции в Германию (предположительно, побережье Рейна между городками Нойвидом и Кобленцем) и, используя полноценную боевую модель своего гиперболоида, уничтожает завод. При этом погибает три тысячи человек. Тем же временем в Неаполе Гарину (не без помощи норвежского капитана Янсена, изначально работавшего на Роллинга, но исполняющего волю обожаемой им Зои) удаётся переиграть «химического короля», желавшего получить и деньги, и аппарат, захватить его яхту «Аризону» и взять самого Роллинга в заложники. В компании с Роллингом, Зоей и похищенным из больницы Шельгой Гарин отправляется в Америку.
Через Шельгу Гарин получает сведения об Иване Гусеве, мальчике, состоявшем при экспедиции Манцева, и о результатах экспедиции. Гарин посылает своих людей под руководством бывшего ротмистра царской армии эмигранта Волшина (выступающего под именем Артура Леви) на Камчатку — найти Манцева. Учёного удалось застать живым, он встречен и подробно распрошен, но вместо благодарности его бросают на Камчатке, а при попытке прицепиться к улетающему дирижаблю он погибает. Далее Гарин следует подтвердившемуся плану Манцева.
Золотой остров и шахта
Результатом научных изысканий Манцева оказалось следующее — под земной корой лежит так называемый Оливиновый пояс, в нижней части которого есть слой кипящего золота. Гарин решает добраться до золота и с его помощью стать властелином мира.
На деньги Роллинга он закупает в США оборудование, нанимает рабочих, захватывает пустынный остров в Тихом океане (по указанным в романе координатам находится коралловый атолл Оэно, однако описание больше подходит соседнему острову Хендерсон [2] ) и приступает к сооружению шахты. Бурение проводится с использованием гиперболоидов особой конструкции.
В то время как бурение шахты идёт полным ходом, правительство США разоблачает авантюру Гарина и решает уничтожить его. Под предлогом освобождения Роллинга США отправляют к Золотому острову сначала лёгкий крейсер, а затем и целую эскадру из восьми линейных кораблей.
Гарин посылает Зою и Янсена на яхте «Аризона» в пиратское плавание, в то время как Шельга (который нужен Гарину как посредник в переговорах с народными массами) уговаривает рабочих временно не бунтовать, но тайно собирать силы и ждать удобного момента для всеобщего восстания. Гиперболоид «Аризоны» заставляет богатых пассажиров на трансокеанских лайнерах раскошеливаться — рабочие Гарина получают зарплату и вновь включают буровой гиперболоид.
Используя свой гиперболоид (а также секретные разработки Роллинга в области боевых отравляющих веществ), Гарин уничтожает высланные против него силы. В мире начинается паника.
Наконец, на глубине 8 километров шахта достигает океана кипящего золота. Начинается его промышленная добыча и подготовка золотой экспансии.
Гарин — диктатор
Гарин присылает в Сан-Франциско 5 кораблей, гружёных золотыми слитками, и начинает продавать его по 2,5 доллара за килограмм. В Америке начинается новая «золотая лихорадка», вся государственная машина оказывается бессильной. В этих условиях Гарин надавливает на Роллинга — пусть тот убедит остальных миллиардеров США назначить Гарина диктатором. Роллинг взамен получает место во главе тайного совета трёхсот — олигархической клики монополистов.
Вместе с тем Пётр Петрович испытывает колоссальную скуку, добившись абсолютной власти, несмотря на все свои прежние мечты об этом.
Революция и исчезновение
Тем временем оставшийся на острове Шельга, используя свой организаторский талант пролетарского вождя, поднимает восстание и захватывает шахту и большой гиперболоид Золотого острова. Зоя спасена Янсеном, который, однако, погибает. В дуэли с Зоей на гиперболоидах погибает Иван Гусев. Начинается революция.
Ядро гаринских силовиков — русские белоэмигранты; из их числа он выбирает себе третьего двойника. Несмотря на жестокость верных Гарину людей, пролетарское восстание в США побеждает, но вместо Гарина опять схвачен двойник. Сам же он бежит из Вашингтона в Сан-Франциско и вместе с Зоей на яхте отплывает к Золотому острову в надежде на реванш. Но немного не дойдя до цели, яхта попадает в тайфун, в котором погибают все, кроме Гарина и Зои. Их выбрасывает на пустынный островок (по ряду признаков речь идет об уже упоминавшемся коралловом атолле Оэно, который пользуется дурной славой «отца кораблекрушений» [4] ). Там они и остаются жить до конца своих дней, собирая моллюсков и дождевую воду и перелистывая чудом уцелевшую книгу с проектами великолепных дворцов Золотого острова.
Личные качества
Гарин — эгоист до мозга костей и гордится этим. Людей (кроме Шельги и Зои) он презирает. Обладает непреклонной волей, колоссальной работоспособностью, умом гениального изобретателя, талантом политика. Однако ярче всего у него выражена авантюрная составляющая. Ненавидит коммунизм, однако и современную ему капиталистическую систему считает «громоздкой глупостью». Русский по национальности, но русским себя не считает. «Я — космополит», — говорит он. (В оригинале «Я — интернационалист»; замена на «космополит» произведена в конце 1940-х в рамках борьбы с космополитизмом. [5] Позднее издательства вернулись к авторскому варианту.) По всей видимости, это один из немногих отрицательных персонажей, являющихся привлекательным: так, в одной из радиопередач 2008 года посетовали, что образ современного инженера девальвирован: «Кто бы мог сегодня написать «Гиперболоид инженера Гарина?» («Невское утро») [источник не указан 842 дня]
Теория Гарина
Гарин мечтает кардинально изменить общественное устройство. В центре будет сам Пётр Гарин, которому принадлежит всё, вплоть до права дышать. Далее два-три миллиона пар патрициев, предающихся наслаждениям и творчеству (на особом режиме, чтобы не вырождались). Великолепие их жизни обеспечивает строго определенное количество трудовиков, подвергшихся операции на мозге и неспособных к возмущению. Наконец, отдельная группа содержится изолированно, «где-нибудь на прекрасном острове», исключительно для размножения. Все остальные подлежат уничтожению за ненадобностью.
Шельга называет эти идеи «фашистским утопизмом». Однако Гарин считает, что это не утопия, а законченная и четкая программа тех преобразований, которые и так уже происходят в современном ему капиталистическом обществе, но только вслепую, варварски, громоздко и медленно.
Примечания
Интересные факты
Несколько ранее описываемого в романе уничтожения Гариным химических заводов в Германии, там действительно произошла одна из крупнейших техногенных катастроф того времени.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Инженер Гарин» в других словарях:
Гарин (Николай Георгиевич Михайловский) — Гарин псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского (1852 1906). Он учился в одесской Ришельевской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. Прослужив около 4 лет в Болгарии и при постройке Батумского порта, он решил сесть на… … Биографический словарь
Гарин-Михайловский — Гарин Михайловский, Николай Георгиевич Николай Георгиевич Гарин Михайловский Имя при рождении: Николай Георгиевич Михайловский Псевдонимы: Н. Гарин Дата рождения: 8 февраля ( … Википедия
Гарин — (1852 1906) псевдоним Николая Георгиевича Михайловского. Инженер путеец по образованию, участвовавший в постройке Сибирской железной дороги и Батумского порта, помещик землевладелец, земец, Г. был многочисленными нитями связан со старым порядком … Литературная энциклопедия
ГАРИН Н. — ГАРИН Н. (наст. имя и фам. Николай Георгиевич Михайловский) (1852 1906) русский писатель, инженер путеец. Тетралогия Детство Темы (1892), Гимназисты (1893), Студенты (1895), Инженеры (опубликованы 1907), посвященная судьбам интеллигенции. Работал … Большой Энциклопедический словарь
ГАРИН Н. — ГАРИН Н. (настоящие имя и фамилия Николай Георгиевич Михайловский) (1852 1906), русский писатель, инженер путеец. Тетралогия Детство Темы (1892), Гимназисты (1893), Студенты (1895), Инженеры (опубл. в 1907) посвящена судьбам интеллигенции.… … Русская история
ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Георгиевич — ГАРИН Н. (наст. имя и фам. Николай Георгиевич Михайловский) (1852 1906), русский писатель, инженер путеец. Тетралогия «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубликованы 1907), посвященная судьбам интеллигенции … Энциклопедический словарь
Гарин-Виндинг Дмитрий Викторович — … Словарь литературных типов
Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гарин. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Михайловский. Николай Георгиевич Гарин Михайловский … Википедия
Гарин — от Гаря разговорная форма имени Георгий; в переводе с греческого земледелец[1] Содержание 1 Фамилия 2 Псевдоним 3 Литературн … Википедия
Гарин, Борис Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гарин. Борис Иванович Гарин Дата рождения 3 ноября 1921(1921 11 03) Место рождения Скопин Дата смерти 2& … Википедия
Гиперболоид инженера Гарина. Быль и Мифы
14.01.2013 08:33 Автор: Crusoe
Гиперболоид инженера Гарина. Быль и Мифы
Авторское название: «Третье зеркало гиперболоида (ловушка для Роллинга)»
1. Безусловный читательский рефлекс. 2. Королевство кривых зеркал. 3. Три гиперболоида или отчего не падают пирамидки? 4. Напрасная гибель двух помощников Гарина. 5. Третье зеркало гиперболоида. 6. Томми-ган. 7. Приходится отказаться от аллюзий на «Аэлиту». 8. Маленькое шамонитовое зеркальце. 9. Кто видел гиперболоид? 10. Ловушка для Роллинга. 11. Приманка для Зои. 12. Как Роллинг удрал с Толстым штуку. 13. Некоторые уточнения. 14. Эпилог.
1. Безусловный читательский рефлекс.
Одной майской ночью 192.. года, в Билль Давре, что близ парка Сен-Клу, а именно в гостинице для случайных посетителей, что в двух шагах от музея Гамбетты Пётр Петрович Гарин продемонстрировал Зое Монроз кое-какие изображения, вещи и действия, именно:
Работа оказалась настолько красноречива, что дальнейших пояснений не потребовалось.
Чертёж и схемы с пояснениями Гарина:
Рис.1- Это просто, как дважды два. Чистая случайность, что этого до сих пор не было построено. Весь секрет в гиперболическом зеркале (А), напоминающем формой зеркало обыкновенного прожектора, и в кусочке шамонита (В), обделанном также в виде гиперболической сферы. Закон гиперболических зеркал таков:
Рис.3Лучи, собираясь в фокус зеркала (А), падают на поверхность гиперболоида (В) и отражаются от него математически параллельно, — иными словами, гиперболоид (В) концентрирует все лучи в один луч, или в «лучевой шнур», любой толщины. Переставляя микрометрическим винтом гиперболоид (В), я по желанию увеличиваю или уменьшаю толщину «лучевого шнура». Потеря его энергии при прохождении через воздух ничтожна. При этом я могу довести его (практически) до толщины иглы. При этих словах Зоя поднялась, хрустнула пальцами и снова села, обхватив колено.
— Во время первых опытов я брал источником света несколько обычных стеариновых свечей. Путем установки гиперболоида (В) я доводил «лучевой шнур» до толщины вязальной спицы и легко разрезывал им дюймовую доску. Тогда же я понял, что вся задача в нахождении компактных и чрезвычайно могучих источников лучевой энергии. За три года работы (стоившей жизни двоим моим помощникам) была создана вот эта угольная пирамидка. Энергия пирамидок настолько уже велика, что, помещенные в аппарат (как вы видите) и зажженные (горят около пяти минут), они дают «лучевой шнур», способный в несколько секунд разрезать габарит железнодорожного моста. Вы представляете, — какие открываются возможности. В природе не существует ничего, чтобы могло сопротивляться силе «лучевого шнура». Здания, крепости, дредноуты, воздушные корабли (я достану их на любой высоте), скалы, горы, кора земли, — все пронижет, разрушит, разрежет мой луч.
Упрёки Гарину и Алексею Толстому за незнание школьного курса физики стали некоторым общим местом, банальностью, безусловным читательским рефлексом.
Совершенно верно, как бывает верна фраза, вырванная из контекста.
Но прежде схем идёт чертёж. И все эти рисунки погружены в сюжет. И есть словесные описания аппарата. И если не довольствоваться одной лишь схемой номер один, можно сделать некоторые выводы о конструкции гиперболоида, и – что гораздо интереснее – узнать о месте тёмной истории с кривыми зеркалами в конструкции литературного сюжета повести Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Зеркала, разумеется, кривы – но в зазеркалье кроется туго сжатая, настороженная для выстрела сюжетная пружина – и она остаётся невидимой читателю, ибо… Но по порядку.
2. Королевство кривых зеркал.
Правила отражения лучей для трёх конических сечений – эллипса, параболы и гиперболы (вернее, от эллипсоида, параболоида и гиперболоида) – чрезвычайно просты.
Лучи от источника, помещённого в один из фокусов, сходятся во втором фокусе.
Если фокусы расположены по разные стороны поверхности, лучи пущенные из одного фокуса отражаются от неё так, как если бы исходили из второго.
Если какой-то из фокусов удалён от другого на очень большое расстояние (для параболы это верно всегда, один из её фокусов находится в бесконечности), исходящие из него лучи параллельны оптической оси.
Рис.5 Эллиптическая поверхность обращает расходящийся волновой фронт в сходящийся и наоборот; гиперболическая – бросает сходящийся фронт в другой фокус; параболическая переводит сходящийся в фокус фронт в параллельный пучок лучей (плоский фронт).
изображён эллипсоид с источником в одном из фокусов. Но, помимо этой схемы, у нас есть ещё и чертёж. И если сопоставить его со схемой – выйдет несколько странный результат. Это два разных аппарата.
3. Три гиперболоида или отчего не падают пирамидки?
Знаменитой майской ночью, Пётр Петрович показал прекрасной Зое
И все они были разные.
Посмотрим на чертёж аппарата Гарина, очищенный от пояснений (Рис.5a).
Рис.5a Он несколько странен, этот чертёж. В нём четыре удивительных особенности.
, Зоя увидела «два металлических ящика: один — узкий, в виде отрезка трубы, другой — плоский, двенадцатигранный — втрое большего диаметра». Но, диаметр трубы (d) на чертеже (Рис.6) не в три, а в 2 раза меньше диаметра (D) второй части аппарата.
– а почему пирамидки не падают из верхних чашечек? Они крепятся? По книге Гарин просто. «вложил в чашечки кольца двенадцать пирамидок».
Рис.6 Это никак не точечный источник на оптической оси, но наклонные к оси пучки лучей из 12-ти центров. Схемы 1 и 2 Гарина со всеми пояснениями не совсем подходят к такой конструкции.
Оптическая система не существует безотносительно к форме волнового фронта
, падающего в её входной зрачок.
Приведём чертёж аппарата в соответствие тому, что видели Ленуар и Зоя, то есть увеличим большой диаметр (D) и расположим чашечки у внутренней поверхности кожуха (Рис.7).
Рис.7 Кажется, аппарат «в железе» выглядит примерно так;
А теперь построим новую схему падения лучей на большое зеркало (Рис.8).
4. Напрасная гибель двух помощников Гарина.
Рис.8 Необходимые расчёты (см. рис.8) дают обескураживающий результат:
5. Третье зеркало гиперболоида.
И сделать это удаётся без труда (Рис.9). Рис.9
Тыльный (задний) рефлектор принимает лучи от пирамидок (точка P) и отражает сходящийся в точке F1 поток.
Третье зеркало немедленно разрешает множество предыдущих недоумений.
, оно прекрасно вписывается в верные габариты аппарата.
, доля энергии, поступающей в боевую часть теперь не 6-11%, но величина, близкая к 50% (на рисунке 42%).
7. Приходится отказаться от аллюзий на «Аэлиту».
В 20-е годы 20-го века, математик Кретьен, поработав с уравнениями Шварцшильда, как раз предложил для схемы Кассегрена два гиперболических зеркала, а знаменитый астроном Ричи всячески популяризировал такую схему. Тем самым, напрашивается связь с Великим противостоянием Марса в 1924 году, со вспыхнувшим тогда интересом к космосу и телескопам, с «Аэлитой»… Но, к сожалению, подобная схема для гиперболоида не эффективна, хотя некоторый смысл в такой аллюзии есть – о чём я скажу в своём месте.
8. Маленькое шамонитовое зеркальце.
, что остаётся сделать – установить маленькое шамонитовое зеркальце. Есть два варианта его положения, по два подварианта формы зеркальца в каждом (см. Рис.11 и Рис.12).
Рис.12
9. Кто видел гиперболоид?
А теперь нова перейдём к литературе.
Мы ввели в конструкцию некоторый элемент – третье зеркало – никак не упомянутый в повести. Почему он не упомянут и насколько прилично такое «дописывание» классического произведения мировой литературы?
Посмотрим, откуда читателю известна конструкция аппарата.
Во-первых, от Гарина – именно он показал Зое чертёж и схемы.
Во-вторых, от самой Зои – она видела аппарат «в железе»;
В-третьих – от Ленуара (кольцо с чашечками).
Чертёж и схемы Гарина оказались неточны, ошибочны и мы восстановили нечто правдоподобное
со слов сторонних свидетелей
– Ленуара и Зои; именно их глаза дали нам возможность как-то исправить чертежи самого автора – Гарина.
Почему же автор так плохо знал устройство собственного аппарата?
Он знал, но нарочно врал.
Это самый простой ответ, и не только. Такое предположение превосходно ложится в сюжет «Гиперболоида».
10. Ловушка для Роллинга.
Петру Петровичу Гарину очень нужен Роллинг – для помощи в дальнейшем, так сказать, усовершенствовании, и для должного применения аппарата. Прямые заходы на миллиардера ни к чему хорошему не привели – наоборот, Роллинг стал охотиться на Гарина и гиперболоид.
Гарин отчётливо понимает – он должен показать американцу две вещи: во-первых, что аппарат в самом деле существует и способен работать; во-вторых, что Роллинг не может построить его сам, даже располагая чертежами. Анилиновый король станет полезен для Петра Петровича лишь единственным образом – когда он предоставит покровительство самому Гарину.
Нелёгкая задача, хотя первая её часть проста – модель в руках, Ленуар изготовил пирамидки. Но вторая часть кажется почти неисполнимой – слишком велики возможности Роллинга. Прежде всего, если магнат продолжит охоту, Гарин в конце концов попадётся. Затем, у американца нет недостатка в квалифицированных специалистах, кто без труда разберутся в принципах работы аппарата, и изготовит такой же – имея чертежи.
И тут Гарин неожиданно сходится с эксцентричной содержанкой Роллинга – Зоей Монроз.
«Все мое сознание, кровь, чувства жаждут вас. Это свирепо и ужасно… Вы хотели, Зоя, чтобы я также рискнул всем в нашей игре. Смотрите сюда. Это основная схема».
Принять это тем более естественно, что прямо так написано; что это вполне в духе авантюрного романа; что к этому месту повествование несётся с огромной скоростью, и не оставляет времени задуматься; что хочется поскорее узнать, как оно будет дальше.
Однако – вяжется ли этот испепеляющий порыв с личностью Гарина, циничной, расчётливой, эгоистичной? Кажется, что не очень.
Попробуем вообразить сюжет несколько по-иному.
Пусть Гарин и испытывает к Зое нечто гипертрофированно-пылкое, но, одновременно, не отказывается использовать подругу Роллинга как посредницу для подхода к миллионеру – причём использует её «втёмную», прикрываясь камуфлирующим дело дымом любовных признаний.
Задача Зои – передать Роллингу чертежи и удостоверить американца, что аппарат работает. Полагаю, не окажись под рукой Гастона Утиный Нос (Рис.15), Пётр Петрович разрезал бы лучом пару деревьев напротив гостиничного окна и добился бы нужного эффекта.
Итак, Гарин показывает Зое чертежи, даёт пояснения, показывает сам аппарат и его работу.
Теперь Зоя готова для медиумического посредничества, вот только чертежи не совсем верны. Положим, коварная прелестница передаёт Роллингу всё, что видела и поняла; американец кличет научно-инженерный персонал; демонстрирует им открытое Зоей и…
поскольку уже девяносто – без малого – лет, редкий автор учебника по физике (раздел «Геометрическая оптика») и редкий автор научно-популярной статьи или брошюры той же тематики, способен, удержавшись перед искушением, не подпустить шпильки и Гарину, и жизнеописателю его за неверную схему номер один. Поскольку упрёки Гарину и Алексею Толстому за незнание школьного курса физики стали некоторым общим местом, банальностью, безусловным читательским рефлексом.
Что-ж, тут-то Роллингу и приходится призвать Гарина.
11. Приманка для Зои.
Сюжет, характеры героев, просто заряжены для такого поворота дел, но интриге не дано случиться.
Всё портит Роллинг.
12. Как Роллинг удрал с Толстым штуку.
Кто бы мог подумать, что этот волевой, стреляный воробей, этот несгибаемый химический король сам явится в Билль Давр вместе с Гастоном и его малютками? (Да ещё и с большевиком Шельгой на задке собственного автомобиля, что вовсе анекдотично). Кто бы мог заподозрить в магнате такую опереточную пылкость?
Предполагаю, что не Гарин. И даже не автор.
Кажется, Роллинг повторил судьбу Татьяны Лариной, Сэма Уэллера, Остапа Бендера – только с обратным знаком. Те трое выказали характер, прорвали заготовленную фабулу выказанными вдруг индивидуальностями – а Роллинг превратился в ничто, в сосульку и тряпку из важного человека.
Он рухнул, рассыпался. Помнится, этот странный извив сюжета меня озадачил при первом же чтении «Гиперболоида». Кто мог бы подумать?
После памятной ночи в окрестностях музея Гамбетты от анилинового короля осталась лишь тень, что бы ни говорили нам о дальнейшем его председательствовании в Совете Трёхсот. Он был Stonewall Rolling, а стал натуральный rolling stone. Он прискакал к Гарину с Зоей и замкнул сюжет напрямую – уловка не понадобилась; остались лишь заведомо неверные чертежи и многолетнее читательское недоумение.
13. Некоторые уточнения.
Третье зеркало можно исполнить заодно со сферической крышкой; тогда оно покажется простой внутренней частью этой крышки, тем более что Зоя уже видела чертёж и никак не могла думать, что в аппарате есть ещё что-то важное, даже важнейшее. Собственно, а где она стояла, когда Гарин «Трубку направил отверстием к каменной решетке, у двенадцатигранного кожуха откинул сферическую крышку». Не у камина ли?
Затем, Гарин поднялся раньше Зои и даже понукал её встать.
В комнате скрипнула дверь, послышались шаги по ковру. Неясное очертание человека остановилось посреди комнаты. Он сказал негромко (по-русски): — Нужно решаться. Через тридцать — сорок минут подадут машину. Что же — да или нет? На кровати пошевелились, но не ответили.
Полагаю, у инженера оказалось достаточно времени, чтобы исполнить эти фальшивые чертежи.
Зоя – безотносительно к своим умственным качествам – читала газеты; я уже говорил об интересе к телескопам, планетам, астрономии в 1924-25гг. Возможно, что двухзеркальная – пусть и не совсем такая – схема, похожая на схему любого из кассегреновских телескопов, придала схемам и чертежу некоторую добавочную псевдоистинность.
Увы, но кажется и не узнаем.
Должно быть, и по нынешний день Гарин и Зоя собирают моллюсков и устриц на своём островке. Наевшись, Зоя, уткнувшись носом в песок и прикрывшись истлевшим пиджачком Гарина, похрапывает;
А Пётр Петрович закачивает из интернета всё новые учебники физики, пролистывает их до главы «Геометрическая оптика», читает, и демонический хохот