Что изучает агрохимия и агропочвоведение
35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ:
Будущая деятельность специалистов направления связана с рациональным использованием и сохранением агроландшафтов при производстве продукции растениеводства. Студенты получают расширенную подготовку сразу в нескольких областях: химии, биологии, экологии. Они изучают общее и агрономическое почвоведение, агрохимию, растениеводство, плодоводство и овощеводство, кормопроизводство, географию почв. Выпускники работают в тепличных хозяйствах, небольших компаниях, занимающихся ландшафтным дизайном, государственных органах управления по рациональному использованию ресурсов, органах сельскохозяйственного надзора.
Программа обучения направлена на подготовку студента к следующей производственно-технологической деятельности:
Агроэколог – специалист по сельскохозяйственной экологии, радиоэкологии, экологической токсикологии, экологии наземных и водных экосистем, экологическому праву. Он занимается охраной и научным обоснованием рационального использования земли, растительного и животного мира для сохранения в чистоте почвы, воздуха, воды.
Агроэколог исследует возможности получения сельскохозяйственной продукции высокого качества с учетом экологических ограничений на все формы использования земель. На основе этих данных он разрабатывает рекомендации, при которых использование минеральных удобрений и химических средств для защиты посевов от сорных растений, вредителей и грибковых болезней принесут наименьший вред окружающей среде.
Сельскохозяйственный эколог – специалист, который занимается разработкой методов утилизации отходов, а именно последствий ведения сельского хозяйства и восстановлением почв. Через пару десятков лет население Земли может существенно увеличиться, а значит увеличится и нагрузка на сельскохозяйственную отрасль. Сельскохозяйственным экологам необходимо будет разрабатывать новые технологические решения, которые позволят сохранять окружающую среду в безопасности. Профессия появится после 2020 г.
Карьера после окончания вуза по профилю «Агрохимия и агропочвоведение», код специальности 35.03.03
Выпускники программы бакалавриата обладают универсальными и предметно-специализированными знаниями и навыками: способностью самостоятельно вести мониторинг фитосанитарного состояния сельскохозяйственных культур субъекта, осуществлять анализ, координацию и регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в области защиты растений, отслеживать динамику численности вредных организмов и в соответствии с этим определять стратегии защитных мероприятий, разрабатывать предложения по их развитию.
Область профессиональной деятельности выпускников, включает:
Объекты профессиональной деятельности выпускника: агроландшафты и агроэкосистемы, почвы, почвенные режимы и процессы их функционирования, сельскохозяйственные угодья, сельскохозяйственные культуры, удобрения и мелиоранты, технологии производства сельскохозяйственной продукции и воспроизводства плодородия почв, агроэкологические модели.
Трудоустройство и зарплата выпускников бакалавриата вузов России по специальности «Агрохимия и агропочвоведение»
Профессия «Агроэколог, сельскохозяйственный эколог» на рынке труда России
По статистике популярных сайтов работы в России открыты около 500 вакансии по 1 должности профессии «Агроэколог, сельскохозяйственный эколог» с указанием заработной платы.
Агрохимик: кто это и в чем суть его работы
Агрохимик – это специалист из отрасли сельского хозяйства. Он изучает различные химические и биологические процессы в почве, чтобы повысить урожайность и плодородность культур, которые на них возделываются.
Агрохимия стоит на стыке таких научных дисциплин как почвоведение, физика, земледелие, биохимия растений и микробиология сельского хозяйства. Агрохимика частенько можно увидеть в специальных лабораториях за исследованием образцов почвы или удобрений, а также анализом растений.
Описание профессии агрохимика
Специальность агрохимика берет свое официальное начало в XX веке, когда знания, накопленные человечеством в сфере биологии и сельского хозяйства, а также технический прогресс позволили ученым сделать успехи на ниве повышения плодородия почвы и растений.
Основная цель агрохимии состоит в улучшении показателей урожайности.
Для достижения этого результата агрохимики исследуют составы почвы, чтобы понять каким образом ее лучше использовать. Рабочее место агрохимика – это не только его лаборатория, где проводятся анализы воды, почвы, воздуха, но и поля, пастбища, где специалист проводит не меньше времени.
Агрохимики следят за составлением особых агрохимических и почвенных карт, содержащих информацию о свойствах почвы в различных районах. Так же они отвечают за организацию мероприятий для улучшения урожайности: подбирают необходимые подкормки для растений, повышающие плодородие.
Эти специалисты по внешнему виду саженца в состоянии сначала понять, каким заболеванием оно страдает, а затем выбрать нужную подкормку для решения этой проблемы.
Агрохимики также несут ответственность за то, чтобы выпускаемая продукция была безопасна для потребителя, а корма и удобрения не наносили вред животным и растениям.
Специальность «Агрохимия и агропочвоведение» (бакалавриат)
Агрохимия и агропочвоведение
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Как и самые далекие предки, нынешние и будущие поколения находятся в зависимости от земли и аграрных технологий. Конечно, сегодня специальность 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» имеет новое прочтение. Обусловлено это, к сожалению, активной хозяйственной деятельностью человека, которая неминуемо наносит ущерб природе.
С другой стороны, экологические проблемы ставят перед специалистами новые актуальные задачи, которые приходится разрешать, несмотря на их высокую степень сложности. И профессионалы приходят к важным решениям, которые позволяют сохранить ценный природный фонд, а в чем-то и преумножить его. Впрочем, это направление не ограничивается работой исключительно с практическими задачами: оно включает в себя и эстетические составляющие, которые выражаются в ландшафтном дизайне и сопутствующих сферах.
Условия поступления
Этот курс направлен на воспитание специалистов, которые будут руководствоваться в своей работе благими намерениями и важными задачами, оперируя глубокими знаниями по естествознанию и точным наукам.
Какие же предметы традиционно сдают абитуриенты:
Будущая профессия
Выпускник с дипломом бакалавра применяет свои знания и умения в аграрной, экологической, почвоведческой отраслях. Ему предстоит разбираться со спецификой ландшафтов, понимать различия между разными типами почв. В его компетенции выбор удобрений, технических средств и оборудования для работы в сфере сельского хозяйства, ландшафтного дизайна, экологии. Комплекс освоенных предметов позволяет заниматься как конкретной практической деятельностью, так и исследованиями, контрольными мероприятиями.
Куда поступать
Такие курсы доступны в некоторых вузах Москвы и многих учебных заведениях России:
Срок обучения
Программа бакалавриата рассчитана на четырехлетнее обучение на очном отделении. Выбор заочной/вечерней/смешанной формы означает освоение необходимого комплекса предметов за пять лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Будущий выпускник получит важные знания, познакомившись со следующими обязательными предметами:
Приобретаемые навыки
Выпускник направления сможет комплексно и профессионально решать следующие задачи:
Перспективы трудоустройства по профессии
Подготовленный к профессиональной деятельности выпускник способен занимать многие важные должности в государственных организациях и частных компаниях. В первую очередь это работа непосредственно с земельными фондами на предприятиях, ориентированных на создание продуктов питания. Кроме сельского хозяйства, перспективным является направление лабораторного типа.
Это могут быть исследовательские работы с целью поиска оптимального решения по использованию природных ресурсов. Можно выбирать экологические организации, органы сельскохозяйственного надзора, учебные заведения, где реально занимать преподавательские должности.
Кем же работают бакалавры, окончившие этот курс:
Закончив обучение, молодой специалист может рассчитывать на стабильный доход на уровне от 20 тысяч рублей. Но здесь есть конкретная географическая привязка: в зависимости от региона, зарплаты бывают и выше. Поскольку в этой нише ощущается нехватка кадров, выпускники делают быстро карьеру, в итоге добиваясь более серьезной оплаты труда. Например, опытный специалист получает уже не меньше 30 тысяч, а ландшафтный дизайнер с творческими задатками сможет зарабатывать в разы больше.
Преимущества обучения в магистратуре
Если студент настроен серьезно и хочет добиваться больших успехов в профессии, есть смысл освоить магистерскую программу. Такие кадры еще больше ценятся на рынке труда.
Обучение в магистратуре неразрывно связано с практикой. Впоследствии можно рассчитывать на трудоустройство в организациях, которые связаны с министерством природных ресурсов и экологии. Почетными будут задачи, поставленные перед сотрудниками центров сертификации, аккредитованных лабораторий. Преподавательская ниша – еще одно место для самореализации. Можно заниматься исключительно исследовательской деятельностью, работая в частных или государственных структурах, которые изучают почвы, ищут способы их рекультивации в случае загрязнения.
Специальность «агрохимия и агропочвоведение» – 35.04.03
Агрохимия и агропочвоведение (магистратура)
35.04.03 Агрохимия и агропочвоведение
Чем занимаются выпускники
Плодородие почв для нынешней экономики по-прежнему остается важным, как и тысячи лет назад. Отрасль нуждается в современных кадрах, способных оценивать качество грунта и принимать меры по улучшению земель. Специалисты совмещают знания по геологии, биологии, химии, экологии.
ФГОС определяет три задачи, которые должны решать выпускники:
Выпускники, закончившие программу направления, анализируют минеральный состав почв, прогнозируют влияние удобрений на урожайность, разрабатывают методы снижения показателей загрязнения грунта.
Навыки
В процессе изучения магистерской программы студенты осваивают общекультурные и профессиональные навыки, необходимые в будущей работе. В соответствии с паспортом компетенций выпускники умеют:
Магистры участвуют в восстановлении лесных насаждений, озеленении городских парков, проводят экологический мониторинг и экспертизу.
Дисциплины
Учебный план включает теоретический блок, который состоит из общих (обязательных для изучения на всех профилях) и узконаправленных дисциплин. Все студенты изучают иностранный язык, математическое моделирование, научную методологию, способы исследования почв и растений, информационные технологии.
Набор профессиональных модулей соответствует направленности образовательной программы. Магистранты получают узкоспециализированные знания, необходимые для выполнения служебных обязанностей. Примеры профильных дисциплин:
Практика
Производственная практика проходит на базе сельскохозяйственной организации или лаборатории. К ней относится преддипломная деятельность (исследование, написание НИР) и полевая работа. Студенты учатся брать, анализировать, оценивать образцы грунта, самостоятельно принимать решения по улучшению почвы, контролировать качество сельскохозяйственной продукции.
Куда пойти учиться
Получить степень магистра агрохимии и агропочвоведения предлагают аграрные вузы страны. Примеры, куда подать документы:
Стоимость обучения за год: 100–270 тысяч рублей.
Программы
Университеты предлагают множество образовательных программ, связанных с улучшением качества почв, повышением урожайности, анализом состояния грунта. Примеры профилей:
Какие экзамены нужны для поступления
Комплексный вступительный экзамен сдается письменно в форме теста или ответов по билетам либо устно в виде собеседования. Вопросы касаются экологии, химического состава, методов исследования почв, растениеводства, агрохимии, земледелия. Список заданий можно скачать с официального сайта выбранного вуза.
Формы обучения
Государственный стандарт допускает три формы обучения: очную, очно-заочную, заочную. Срок получения образования – 2-2,5 года.
Кем работать
Магистры устраиваются в государственные и коммерческие сельскохозяйственные организации на должности экологов, технологов производства, агрохимиков, почвоведов. Выпускники работают научными сотрудниками, микробиологами, инженерами-экспертами, контролерами качества продукции в лабораториях, НИИ, на аграрных станциях. Также можно преподавать в вузах и колледжах.
Сельское хозяйство | UniversityAgro.ru
Агрономия, земледелие, сельское хозяйство
Home » Агрохимия » Предмет и методы агрохимии
Популярные статьи
Предмет и методы агрохимии
Агрохимия, или агрономическая химия, — наука о взаимодействии растений, почвы и удобрений при возделывании сельскохозяйственных культур, о круговороте химических веществ в земледелии и использовании удобрений с целью увеличения урожая, улучшения его качества и повышения плодородия почвы с учетом биоклиматического потенциала.
В процессе развития агрохимии значение понятия постоянно совершенствовалось в силу задач и формирования новых её функций, что отражает сложную взаимосвязь растений, почвы, климата и агрохимических средств. Главная задача агрохимии заключается в изучении этой взаимосвязи.
Предмет агрохимии
Д.Н. Прянишников называл задачей агрохимии — изучение круговорота веществ в земледелии и выявление способов воздействия на химические процессы, протекающие в почве и растениях, оказывающие влияние на урожай и его качество.
Удобрения создают оптимальный питательный режим, направленно регулируют обмен органических и минеральных соединений, позволяя тем самым реализовать потенциальную продуктивность растений. В свою очередь, удобрения подвергаются воздействию растений, например, труднорастворимые формы растения могут переводить в доступные, а избирательная поглотительная способность по отношению к отдельным элементам, создают физиологическую кислотность или щелочность минеральных удобрений.
Агрохимические средства влияют на химические и физические свойства почвы, на активность и направленность микробиологических процессов, одновременно сами изменяются под влиянием свойств почвы. Обменные реакции, протекающие в почве между катионами солей минеральных удобрений и почвенным поглощающим комплексом могут приводить к негативным или позитивным результатам. Так, вытеснение алюминия из поглощающего комплекса калием при внесении хлорида калия приводит к дополнительному подкислению почвенного раствора, а обменные реакции между кальцием от вносимых удобрений и натрием поглощающего комплекса щелочных почв улучшают их физико-химические свойства, повышают биологическую активность. На этом основана химическая мелиорация солонцовых почв — гипсование.
Д.Н. Прянишников показал взаимосвязь между тремя взаимодействующими факторами: почвой, растением и удобрением в простой схеме, отражающей сущность агрохимии. Задача агрохимии состоит в создать оптимальные условия с помощью удобрений для питания растений. Такой же подход должен быть и в отношении почвы. Удовлетворяя биологические требования растений, возможно реализовать потенциальную продуктивность растений.
К.К. Гедройц отмечал, что урожайность определяется тремя факторами: климатом, почвой и самим растением. Климат трудно поддается изменению, однако возможно смягчить его действие улучшением свойств почвы. Изменяя свойства почвы, земледелец может в определенной степени регулировать воздействие климатических условий на растения. Воздействие удобрений К.К. Гедройц рассматривал опосредованно через изменение свойств почвы.
Схема взаимоотношений между растениями, почвой и удобрениями, как сущность предмета агрохимии (по Д.Н. Прянишникову)
Развитие теоретических положений количественного и качественного формирования продукции культурных растений вызвал необходимость введения биоклиматического потенциала в понятие агрохимии. Разработана и успешно применяется теория получения программированных урожаев, созданы и совершенствуются статические модели плодородия почвы по агрохимическим и агрофизическим показателям с учетом уровня урожая отдельных культур и продуктивности в целом специализированных севооборотов. Ведутся работы по моделированию продукционных процессов для некоторых сельскохозяйственных культур, реализация которых позволит достичь максимально высокой урожайности.
Многочисленные опыты с удобрениями в различных климатических зонах страны позволяют в определенной степени учесть климат, как один из факторов в системе климат — растения.
В государственном стандарте 1983 г. климат был учтен в определении понятия «агрохимия»: «Агрохимия — наука о взаимодействии удобрений, почвы, растений и климата, круговороте веществ в земледелии и рациональном применении удобрений» (Постановление Государственного комитета СССР по стандартам от 13 июля 1983 г. № 3110).
Недооценка климатических особенностей применительно к конкретному земледельческому району способна привести к погрешностям в определении значения минеральных удобрений.
Диалектическая взаимосвязь системы почва — климат — удобрения — растения в современном представлении сущности предмета агрохимии
Задачи агрохимии
На современном этапе развития агрохимия решает задачу изучения свойств различных видов органических и минеральных удобрений и их влияние на:
В последние годы отмечает возрастание значимости экономической и экологической задач агрохимии, оценки эффективности применения удобрений.
Объекты изучения агрохимии
Задача современного агрохимика сводится к определению точных параметров круговорота биогенных элементов с учетом конкретных агроклиматических условий и специфики сельскохозяйственных растений, их сортов при заданных уровнях продуктивности.
Цель агрохимии
Цель агрохимии — создание оптимальных условий питания растений с учетом свойств видов и форм удобрений, особенностей их взаимодействия с почвой, определение эффективных форм, способов, сроков использования удобрений.
Методы агрохимии
Лабораторные методы
Среди методов агрохимии особое значение имеют лабораторные: химические, физико-химические методы анализа растений, почв и удобрений. Создание современных высокоточных приборов для различных методов аналитической химии позволили значительно расширить спектр возможностей в агрохимии.
Среди методов аналитической химии в агрохимии широко используются:
Основные методы агрохимии
Для исследований обмена веществ в растениях используются методы стабильных и радиоактивных изотопов. Высокопроизводительная современная аналитическая техника и компьютеры позволяют обрабатывать большой объем поточных результатов анализов. Портативные средства измерения позволяют проводить экспресс-анализы непосредственно в поле, быстро определять содержание химических веществ в растениях или почве, свойства почвы, например, кислотность, оперативно вносить коррективы нормы внесения удобрений.
В последние десятилетия стала применяться комплексная почвенно-растительная диагностика питания растений и применения удобрений, заключающейся в лабораторном анализе почвы для определения оптимальных норм внесения основного удобрения и последующей корректировкой доз в подкормке в процессе вегетации после анализа растений в поле.
Физиолого-агрохимические методы
Лизиметрический метод нашел широкое применение в научно-исследовательских учреждениях мира. С его помощью исследуются процессы миграции, трансформации питательных веществ, изменения свойств почвы в динамике, проводятся балансовые эксперименты, а также обмена веществ в растениях и формирования качества продукции.
Полевые опыты
Полевой опыт — это эксперимент, проводимый в полевых условиях для определения эффективности удобрений на урожай сельскохозяйственных культур, его качество и на плодородие почвы.
В краткосрочных полевых опытах действие удобрений на урожайность и качество продукции изучается в течение не менее трех лет в определенных почвенных условиях. Данные Географической сети опытов в России широко используются для определения потребности в разных видах и формах минеральных удобрений в зональном аспекте, а также для определения потребностей страны в минеральных удобрениях.
Мелкоделяночные и краткосрочные полевые опыты используются также для совершенствования методов комплексной почвенной и растительной диагностики питания растений и применения удобрений.
Стационарный опыт — это полевой опыт с систематическим внесением удобрений, который проводится на одном участке, в севообороте, в звене севооборота или при бессменной культуре.
Длительный полевой опыт — стационарный опыт, проводимый в течение нескольких ротаций севооборота. Длительные стационарные опыты позволяют получить информацию по оценке эффективности различных систем удобрений в севооборотах; уровня насыщенности севооборотов удобрениями; оптимального распределения органических и минеральных удобрений по культурам севооборота и форм удобрений. Эти опыты являются базой для разработки статических моделей плодородия почв, изучения закономерностей изменения плодородия и качества продукции при длительном использовании удобрений, проведения балансовых исследований, миграции питательных элементов по профилю почвы и накопления балластных токсических элементов, в том числе тяжелых металлов и агрохимических средств, то есть для решения экологических проблем агрохимии. Опыты ставятся в условиях приближенных к производственным.
Производственные опыты с удобрениями проводятся в производственных условиях для проверки рекомендованных доз внесения и экономической оценки удобрений. Они носят краткий характер и предназначены для испытания и доработки научных рекомендаций в производственных и конкретных почвенно-климатических условиях. Результаты этих опытов имеют большое значение при внедрении и обосновании эффективности комплекса приемов химизации земледелия.
Связь агрохимии с другими науками
Содержание агрохимии как науки можно представить тремя разделами:
Химия растений является разделом физиологии растений, химия почвы — разделом почвоведения, и при этом они является неотъемлемой частью агрохимии. Химия удобрений полностью входит в состав агрохимии. Научные исследования по этому разделу проводятся сочетании с химией почв, физиологией растений и земледелием.
Агрохимию нельзя рассматривать отдельно от почвоведения, физиологии растений, земледелия, микробиологии почв.
Агрохимия выделилась в самостоятельную дисциплину вследствие теоретической и практической целесообразности.
Круг агрохимических исследований очень широк. Он включает изучение превращения питательных веществ в почве и метаболизма в растении, оптимизации питания растений, воспроизводства плодородия почв, применения удобрений на планируемый урожай и регулирования качества продукции.
Связь агрохимии с другими фундаментальными и прикладными науками
Связь с фундаментальными науками
Связь агрохимии с почвоведением заключается в том, что эффективность удобрений в определяется химическими, физическими, физико-химическими свойствами почвы, ее биологической активностью, которые в свою очередь связаны с содержанием и подвижностью питательных веществ в почве. Взаимосвязь свойств почв и удобрений проявляется в процессах мобилизации, иммобилизации, трансформации, миграции питательных веществ, на что оказывают влияние растения агроценоза.
Эффективность и окупаемость удобрений зависят от окультуренности почв, содержания гумуса, поглотительной способности, буферности и реакции среды. Поэтому задачей агрохимии является изучение свойств и плодородия почвы, баланса питательных веществ в агроценозе, способов регулирования и воспроизводства плодородия почв.
Связь агрохимии с почвоведением заключается в том, что эффективность удобрений в определяется химическими, физическими, физико-химическими свойствами почвы, ее биологической активностью, которые в свою очередь связаны с содержанием и подвижностью питательных веществ в почве. Взаимосвязь свойств почв и удобрений проявляется в процессах мобилизации, иммобилизации, трансформации, миграции питательных веществ, на что оказывают влияние растения агроценоза.
Связь агрохимии с фундаментальными науками
Эффективность и окупаемость удобрений зависят от окультуренности почв, содержания гумуса, поглотительной способности, буферности и реакции среды. Поэтому задачей агрохимии является изучение свойств и плодородия почвы, баланса питательных веществ в агроценозе, способов регулирования и воспроизводства плодородия почв.
Связь агрохимии с физиологией растений проявляется во влиянии питательных веществу на все жизненные процессы растения, что обеспечивает формирование показателей качества продукции. Такие агрохимические приемы, как корневые и некорневые подкормки, позволяют регулировать питание растений, направленно оптимизируя условия активного роста и развития, формирования большего урожая лучшего качества. На знании закономерностей питания растений в процессе вегетации разработаны методы растительной диагностики обеспеченности культуры питательными веществами.
Многие разделы агрохимии связаны с биологией и микробиологией почвы. Так, состояние и регулирование азотного режима в агроценозах — задача агрохимии, успешное решение которой возможно при правильной оценке биологических источников азота в системе почва — растения: симбиотической и ассоциативной азотфиксации или свободно живущими микроорганизмами. Активность этих процессов определяется правильной системой удобрения. То же относится к процессам гумификации и минерализации гумуса, фосфорного питания растений.
Возрастающая роль экологических аспектов земледелия связывает агрохимию с экологией. Например, техногенное загрязнение агроценозов тяжелыми металлами, радионуклидами и агрохимикатами вызывает необходимость разработки комплекса агрохимических средств и приемов, направленных на снижение поступления загрязняющих веществ в растения и трофические цепи.
Особенно необходима экологическая оценка при применении нетрадиционных видов удобрений — отходов промышленности, коммунального хозяйства, при использовании местных органических и минеральных сырьевых ресурсов в качестве удобрений.
Экологические функции агрохимии:
Создание оптимальных культурных агроландшафтов в разных природных зонах возможно с помощью агрохимических средств. Применяя удобрения в комплексе агроландшафтного земледелия, человек создает культурный агроландшафт с оптимальным геохимическим режимом, который является наилучшим в гигиеническом отношении и отвечает условиям жизни человека.
Экологическая функция в агроландшафтных системах земледелия характеризует связь агрохимии с геохимией. В.А. Ковда (1984) отмечал, что поведение удобрений в ландшафте следует изучать с привлечением биогеохимических методов — агрогеохимия. Он считал, что изучение трансформации удобрений во всех компонентах ландшафта позволяет получать наибольшую отдачу от удобрений с наименьшими отрицательными экологическими последствиями.
Связь агрохимии с географией проявляется в географических закономерностях действия удобрений, которые в свою очередь определяются почвенными, биологическими и климатическими условиями зон.
Связь агрохимии с метеорологией определяется зависимостью эффективности удобрений и агрохимических средств от погодно-климатических условий.