Что изучает экономика и менеджмент
Экономика и менеджмент
Экономика — наука, изучающая методы рационального использования товаров и услуг.
Базис экономики — производство, без него нельзя осуществить обмен, потребление и торговлю. Цель экономической деятельности — увеличение прибыли. В зависимости от подхода к процессу управления экономической деятельностью выделяют четыре вида экономических систем:
Менеджмент имеет тесную связь с экономикой, но представляет собой отдельную науку. Менеджмент направлен на создание, проектирование и реализацию плана развития организации с целью максимального повышения потенциальной прибыли компании. Менеджмент изучает управление определенными составляющими хозяйственной деятельности.
Экономика управления — одна из важнейших составляющих экономической науки. Она основана на методах достижения необходимого результата в отдельных отраслях или в рамках конкретного субъекта. Менеджмент используется в рамках микроэкономики, так как рассчитан на производителей товаров и услуг.
Понятие и функции менеджмента
Менеджмент — умение управлять деятельностью компании или производственными процессами на предприятии. Основная цель — получение конкурентоспособной продукции, приносящей прибыль. Управленческие функции менеджмента заключаются в руководстве:
Хозяйственной деятельностью. Создание и контроль системы, выпускающей высококачественную конкурентоспособную продукцию. Реализация товаров и услуг на рынке.
Менеджмент — что это такое? Виды, задачи, функции, цели, специалисты
Менеджмент – комплекс мер и действий, направленных на координацию деятельности работников, с целью повышения эффективности работы организации. Любое предприятие, вне зависимости от его масштабов и сферы, желает увеличить доход и повысить уровень конкурентоспособности. Успех фирмы будет напрямую зависеть от того, насколько руководитель разбирается в менеджменте и координирует работу подчинённых.
Содержание
Что это такое
Понятие «Менеджмент» пришло к нам из английского языка, и если переводить дословно, оно означает «умение руководить». Любопытно, что слово знакомо практически каждому россиянину, однако, далеко не каждый способен объяснить, в чём заключается суть менеджмента.
Согласитесь, что ни одно предприятие не способно функционировать без управления, иначе рабочий процесс носил бы хаотичный характер. Искусство управления выделилось в обособленную науку не так давно, но характер деятельности знаком человеку буквально с первобытных времён.
Необходимость управления неразрывно связана с разделением труда, и человек это осознал ещё в тот момент, когда его речь не была членораздельной. Почему социум не может жить без управления? Так жить проще и это единственный путь к порядку и цивилизации. Со временем каждый человек стал выполнять отведённую ему роль. Охотиться на мамонта, вести хозяйство, строить дома проще вместе, но с тем учётом, что каждый член коллектива будет заниматься своим делом.
Человек развивался, менялось его восприятие, и строгие социальные рамки становились неотъемлемой нормой общества. Так постепенно возникло осознание того, что управление – это не набор команд и установок, это полноценная отрасль науки, имеющая свою специфику и разновидности.
Если привязывать появление менеджмента к конкретной дате, то стоит упомянуть 1911 год, когда на свет появилось творение Фредерика Тейлора «Принципы научного управления». Более ста лет назад менеджмент был выделен в обособленную науку, сложную, но постижимую для тех, кто желает познать психологию управления.
Менеджментом принято называть совокупность действий и мер относительно управления подчинёнными на предприятии для достижения поставленных целей.
В данном случае, говоря о целях, мы имеем в виду увеличение дохода компании, повышение уровня престижа, увеличение объёмов производства. Грамотный управленец обязан «от» и «до» знать основные принципы управления персоналом, именно поэтому менеджмент является той базой, которая соединяет руководителя и подчинённых.
«Менеджмент» достаточно многоуровневое понятие, и оно включает в себя несколько аспектов:
Руководитель 21 века обязан ознакомиться со всеми принципами менеджмента, и умело применять их на практике. Менеджмент часто ещё называют искусством управления людьми, где управленец должен уметь направить работника в любой, даже самой стрессовой ситуации. Кроме того, менеджмент является отраслью науки, позволяющей в ВУЗах выпускать отменных менеджеров, в которых страна нуждается, особенно в кризисный период.
Как может помочь менеджмент
Новички, желающие, открыть собственное дело с нуля, ошибочно считают, что менеджменту не стоит учиться, и уж тем более тратить на это много времени. На самом же деле, неважно, сколько людей у вас находится в подчинении – два или двести, базовые навыки управления персоналом необходимы везде.
С первого взгляда может показаться, что давать указания и следить за рабочим процессом проще простого, но это заблуждение. Хороший руководитель становится «универсальным солдатом», который разбирается в любом вопросе, связанным с отраслью его деятельности. Чтобы давать указания, необходимо уметь показать на собственном примере, как именно нужно выполнить работу.
Опытный управленец всегда просчитывает ситуацию наперёд, он предвидит возможные ошибки и постарается оптимизировать расход сил, средств и времени. Представьте себе, что организация меняет своё место расположения. Чтобы переезд прошёл максимально безболезненно, необходимо выделить основные этапы переезда, отсортировать документы, вещи и инвентарь. Менеджер без должного опыта не придаст значения процессу переезда с одного помещения в другое, чем лишь усложнит работу коллектива.
Менеджмент преследует основную цель – наладить рабочий процесс, добиться максимальной работоспособности коллектива. Нередки случаи, когда компанию, погрязшую в долгах и рутине, спасал грамотный менеджер, который полностью проанализировал рабочий процесс, нашёл в нём недостатки и устранил их. С лучших менеджеров берут пример, их заработная плата существенно выше, чем у рядового сотрудника, так как они способны вести за собой толпу, мотивировать и обучать.
Предлагаем рассмотреть основные виды менеджмента, каждый из которых применим к конкретной ситуации, возникшей в ходе производственного процесса.
Знакомство с каждым из них обеспечивает управленцу доступ к базовым методам управления персоналом в той или иной ситуации.
Стратегический менеджмент
Стратегическое планирование деятельности компании позволяет обозначить дальнейшие ориентиры и способы развития. Разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности работы предприятия, прописывается детальный план действий, который должен быть реализован в определённые сроки.
Суть стратегического менеджмента заключается в том, чтобы различными путями принести дополнительный доход компании. Это может произойти за счёт увеличения числа продаж, привлечения новых технологий, увеличения объёма реализуемой продукции, ребрендинга и прочее. Управленец, желающий вывести компанию на новый уровень дохода, должен проанализировать все имеющиеся возможности и выбрать оптимальный вариант для увеличения прибыли.
Это сложная задача, требующая много времени и сил, однако, она способна существенно повлиять на дальнейшую деятельность компании и её положение на рынке. Как только план будет разработан и утверждён, необходимо донести до каждого из сотрудников, какой спектр полномочий он имеет, какие задачи ему необходимо выполнить.
Финансовый менеджмент
Этот вид подразумевает работу с материальным потенциалом компании, а так же его эффективным распределением. Финансовый менеджмент обычно касается деятельности финансового директора, он координирует все процессы, связанные с выделением средств и поступлением новых денег в общую казну предприятия.
Финансовый директор должен объективно оценивать финансовые возможности компании, а так же разрабатывать детальный план по распределению бюджета. Эксперт в области финансов должен постоянно проводить антикризисную политику, независимо от положения дел в компании. В его обязанности входит поддержание финансовой стабильности организации и предупреждение опасных ситуаций.
Информационный менеджмент
Мы живём в эпоху новейших технологий, позволяющих бесперебойно получать доступ к информации, соответственно, не удивительно, что информационный менеджмент выделился в отдельный вид. Если руководство желает иметь прогрессивную компанию, оставляющую конкурентов позади, то необходимо обеспечить работников фирмы всем необходимым программным обеспечением.
За счёт ПО работа сотрудников становится более эффективной, они имеют возможность получать доступ к новой информации, анализировать и выполнять оперативно поставленные перед ними задачи. Менеджеры, ориентированные на работу в данной сфере, обладают набором специфических навыков, которые существенно влияют на продвижение бизнеса.
В круг обязанностей менеджера входят следующие пункты:
Производственный менеджмент
Пожалуй, одно из самых востребованных сегодня направлений в менеджменте, ориентированное на производственный потенциал компании. Знание основных принципов производственного менеджмента позволяет увеличить количество продаж, объём производимой продукции, укрепление позиций компании по отношению к конкурентам.
Любой коммерческой организации крайне важно иметь грамотного руководителя, способного правильно организовать работу предприятия, распределить обязательства среди работников, а так же задать вектор деятельности. Крайне важно иметь представления о всех нововведениях в сфере менеджмента, применять инновации в процессе построения рабочего процесса, так как эффективное распределение труда напрямую влияет на уровень продаж и доход.
Какие задачи способен решить производственный менеджмент?
Производственный менеджмент представляет собой всеобъемлющий контроль за основными направлениями деятельности компании, от работы каждого из сотрудников по отдельности, до комплексного производственного процесса.
Риск менеджмент
Каждый предприниматель отдаёт себе отчёт в том, что ни одна компания в мире не функционировала бесперебойно. В любом случае может возникнуть «острый» момент, связанный как с внутренними, так и внешними процессами. В таких ситуациях крайне важно иметь заранее выстроенный план выхода из кризисной ситуации, который можно применить для улучшения всех показателей компании. Кроме того, в условиях мирового кризиса и нестабильной ситуации на рынке, крупным фирмам не обойтись без эксперта по риск-менеджменту.
Чем отличается этот специалист от других менеджеров? Он постоянно находится на чеку, анализируя положение дел компании и просчитывая все возможные риски, с которыми она может столкнуться на пути своего функционирования. Эксперт делает прогнозы, предупреждает руководство об опасности, позволяя выйти из кризисной ситуации с минимальными потерями для компании.
Как на практике работает риск-менеджер?
Риск-менеджер – это одна из важнейших фигур в компании, поскольку он помогает избежать стрессовые для компании ситуации и даже предотвратить факт банкротства.
Экологический менеджмент
В России сфера экологического менеджмента пока развита довольно-таки слабо. Отечественные предприятия пока больше заботятся о прибыльности, построении слаженного коллектива, конкурентной способности, но не задумываются о том уроне, какой может быть нанесён окружающей среде. В Европе и США более щепетильно относятся к данному вопросу и экологическое сознание там развито сильнее.
Деятельность компании в сфере экологического менеджмента помогает проанализировать, оказывает ли негативное влияние производимая продукция, рационально ли используются природные блага. Грамотная работа эксперта позволяет выявить пути решения накопившихся проблем. К примеру, можно заключать контракты на утилизацию отходов, совершенствовать методы производства продукции, снижая количество выбросов вредных веществ в атмосферу.
Экологический менеджмент позволяет найти альтернативные способы работы предприятия, тем самым регулируя его взаимоотношение с контролирующими органами, уберегая от штрафных санкций.
Примечательно, что «рождение» экологического менеджмента принято связывать с проведением в 1992 году саммита в Рио-де-Жанейро. Главы государств сошлись на мнении, что в 21 веке необходимо крайне осмотрительно относиться к вопросам экологии и антропогенной деятельности. Экологический менеджмент стал одним из основополагающих направлений дальнейшего развития цивилизованных стран.
Теперь пришло время понять, какие же цели преследует менеджмент и почему ни одно успешное предприятие сегодня не обходится без базовых знаний менеджмента. Что вы лично подразумеваете под словом «цель»? Многие из нас ежедневно размышляют о целях в жизни, но какова же цель любой коммерческой организации?
Целью можно считать конкретный результат деятельности предприятия. Это отправная точка, от которой компания начинает свой долгий путь становления и продвижения. Цели менеджмента ровным счётом такие же, как и цели любой коммерческой организации, независимо от её рода деятельности и масштабов.
Основная цель менеджмента заключается в построении слаженного рабочего процесса, созданного для получения необходимой прибыли компании. Общими целями менеджмента можно считать детальное планирование, прогнозирование и алгоритм достижения поставленных задач.
Из основной цели можно сделать вывод, что деятельность менеджеров направлена на увеличение дохода организации, стабилизации положения на мировом рынке. Менеджмент позволяет сориентировать рабочий персонал на достижении общих целей. Мы сейчас говорим об общих целях, присущих практически всем организациям, специализирующимся в сфере продаж, однако, каждое предприятие уникально и имеет свои внутренние цели, задачи.
Цели позволяют компании, как можно дольше продержаться на рынке, а их смена и трансформация продлевает жизнь предприятию, вносит коррективы и позволяет переходить от одного спектра работ к другому. Руководство, осознающее, какие цели поставлены перед ним, обеспечивает благоприятные пути их достижения, налаживает климат в коллективе, эффективно распределяет материальные и человеческие ресурсы.
По времени исполнения, можно выделить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Краткосрочные цели более детализированы и конкретизированы, в то время как долгосрочные цели более туманны и абстрактны.
Задачи и функции
Цель поставлена, теперь следует разобраться с путями её достижения. Давайте более детально разберём основные функции и задачи менеджмента.
Основные задачи менеджмента:
Важно понимать, что перечисленные задачи имеют обобщённый характер и каждая отельная организация добавляет к этому перечню несколько позиций, в зависимости от сферы и внутренних задач.
Полное осознание важности менеджмента невозможно без знакомства с базовыми функциями, каждая из которых дополняет наше представление о менеджменте.
Знание базовых задач и функций позволяет управленцу правильно расставить приоритеты и выстроить сильную конкурентоспособную компанию.
Субъекты
Кого можно считать субъектами менеджмента?
Субъект менеджмента – это человек или коллектив людей, объединённых управленческими воздействиями, направленный на достижение базовых целей организации.
Когда мы говорим о субъекте менеджмента, мы имеем в виду исключительно реальных людей, вовлечённых в процесс работы фирмы. Каждый из них, посредством возложенных обязательств, влияет на реализацию определённых задач. Говоря простым языком, любой человек является субъектом управления. Мы сами управляем своей жизнью, принимаем решения о переезде, поступлении на учёбу, работу, службу.
Если говорить в более узком смысле понимания понятия «субъект менеджмента», то речь идёт непосредственно о менеджерах, то есть тех людях, что осуществляют управление над социальными объектами. Менеджеры могут быть руководителями разных уровней, выполнять разные функции, в зависимости от сферы применения собственных навыков.
Нелишним будет упомянуть и об объекте менеджмента, чтобы осознать, как выглядит полная картина.
Итак, объект менеджмента – это всё то, на что направлен процесс управления. Объектом может быть цех, производство, рабочий персонал и прочее. Объект иерархичен, он имеет структурное направление, многослойность. Субъект воздействует на объект, приводя в движение все основные процессы и механизмы, лежащие в основе производства.
Какой специалист занимается менеджментом
Мы с вами разобрались в сути понятия, затронули основные цели, задачи и функции, теперь пришло время разобраться с ключевым персонажем – менеджером. Кого можно назвать менеджером, какими качествами он обладает, и какие обязанности входят в его работу?
Менеджер – это человек, занимающий руководящую должность и занимающийся управлением подчинёнными на разных уровнях. Менеджеры бывают разных уровней, в зависимости от объёма выполняемой работы, сегмента производства, количества подчинённых во владении конкретного управленца.
Менеджмент имеет свою иерархию, где представлены менеджеры высшего, среднего и низшего звена. Высшее звено составляют руководители крупных компаний, в то время как менеджеры среднего и низшего звена отвечают за отдел, цех, бригаду.
Руководителей высшего звена принято называть ТОП-менеджерами и в западных странах их труд оценивают в десятки раз больше, чем работу рядового сотрудника. В руках ТОП-менеджеров сосредоточены решения о развитии компании, её стратегические цели, а так же ключевые вопросы касательно производства, финансов, рабочего коллектива, инноваций и прочего.
Менеджеры высшего уровня задают темп рабочему процессу, а менеджеры низших звеньев трудятся над воплощением поставленных целей в жизнь. Менеджеры много общаются с подчинёнными, это профессия требует высокого уровня коммуникабельности, знания базовых принципов психологии, умения расположить к себе и повести толпу.
Менеджерами можно называть и управляющих, и управленцев, ведь каждый из них идёт к намеченной цели, но на разных уровнях. Если говорить о практической части работы менеджеров, то они составляют некую сеть на производстве или каркас, за счёт которого компания благополучно функционирует. Умения руководителя напрямую влияют на эффективность работы организации, поэтому крайне важно сегодня распознать талантливого менеджера, способного минимизировать затраты предприятия и существенно повысить её доход.
Примеры лучших менеджеров в истории человечества вдохновляют и доказывают, насколько важна роль управленцев и какое влияние они имеют не только на работу предприятия, но и мировое устройство. Под руководством ТОП-менеджеров заключаются сделки, на кону которых, стоят миллиарды, а весь мир, затаив дыхание, наблюдает за выверенными решениями известных управленцев.
Первый о ком стоит упомянуть – легендарный Стив Джобс. Один из основателей «яблочной» компании сумел довести её прибыль трёх тысяч процентов! Джобс всегда говорил, что, в первую очередь, необходимо иметь высокие цели и идти к ним, невзирая на все преграды и трудности. Кроме того, по мнению Джобса, в производственном процессе не бывает ненужных или пустяковых деталей, ведь каждая из них составляет важную часть единого механизма.
Пример ещё одного легендарного управленца – Юн Чен Ен, являющийся гендиректором Samsung Electronics. Благодаря талантливому руководителю, акции компании взлетели на 1400%, а его принципами строгой экономии и внедрении новейших технологий, пользуются до сих пор. Создатель Amazon Джефф Безос считается одним из самых богатых людей на планете, благодаря грамотному продвижению собственной компании. Безос утверждает, что тому причиной стала любознательность и желание развиваться, чему он всегда учит и своих подчинённых.
Каждый из великих ТОП-менеджеров прошёл сложный путь к успеху и выделил свой особый «рецепт», помогающий им в работе. Единого мнения о том, каким должен быть идеальный управленец, не существует, но мы выделили основные критерии, присущие эффективному менеджеру.
Как найти хорошего менеджера
Успешный менеджер, способный привести компанию к успеху, кто он? Это человек, имеющий не только базовые теоретические знания о структуре менеджмента, это тонкий психолог, искусный оратор, трудолюбивый и открытый к диалогу управленец. Занимать такую должность должен человек с острым умом, желанием постоянно развиваться и добиваться поставленных целей. Кроме того, важно быть объективным и беспристрастным.
Мы подобрали список тех качеств, которыми обязан обладать успешный менеджер:
Когда все критерии собираются воедино, можно говорить о том, что перед нами пример удачного современного менеджера, на которого можно положиться в кризисный период. Наличие слаженного управленческого аппарата – залог его успешного функционирования, поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к процессу подбора менеджеров.
Хороший менеджер на вес золота, многие зарубежные компании высоко оценивают труд управленцев и готовы платить за него больше, чем конкуренты.
Искусство управлять – одно из самых тонких и востребованных, поскольку в руках менеджера сосредоточено влияние на все основные процесса, происходящие в ходе работы компании.
Советы
Вывод
Менеджмент является фундаментом в построении бизнеса, поэтому каждый управленец обязан ознакомиться с базовыми знаниями и применять их на практике. Основы менеджмента были заложены ещё задолго до оформления направления в отдельную отрасль знаний и сегодня без них невозможно повысить эффективность работы предприятия, вывести его на более высокий уровень дохода. Знание основ менеджмента позволяет «выращивать» грамотных управленцев, а компании процветать и развиваться.
«Эксперты считают менеджмент одной из самых востребованных наук 21 века. Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы считаете, статья помогла вам разобраться в основах менеджмента? Пишите в комментариях и не забудьте оценить статью!
. Экономика и менеджмент промышленного производства (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
Федеральное агентство связи
ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет
телекоммуникаций и информатики»
Уральский технический институт связи и информатики (филиал)
Экономика и менеджмент
Рецензент: к. э. н., доцент кафедры «Экономики Предприятия» УрГЭУ
Учебное пособие по дисциплине «Экономика и менеджмент промышленного производства» предназначено для студентов при выполнении самостоятельной работы, а также для преподавателей при подготовке к лекционным и практическим занятиям.
Для студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», изучающих дисциплину «Экономика и менеджмент промышленного производства»
Рекомендовано НМС УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ» в качестве учебного пособия по дисциплине «Экономика и менеджмент промышленного производства» для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
ББК 65.3
Кафедра экономики связи
©УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», 2008
Промышленность – ведущая отрасль народного хозяйства
Промышленное предприятие – первичное звено экономики
Научно-технический прогресс предприятия, его роль в развитии предприятия.
Сущность научно-технического прогресса
Основные направления НТП в промышленности
Эффективность научно-технического прогресса
Организация управления предприятием.
Функции, уровни и общие принципы организации управления
Организационная структура системы управления предприятием.
Производственные резервы и методы их выявления
Понятие резервов производства и их классификация
Методы выявления резервов производства
Пути использования резервов
Показатели хозяйственной деятельности промышленного предприятия
Себестоимость промышленной продукции и планирование ее снижения
Себестоимость продукции, ее виды
Планирование себестоимости продукции
Пути снижения себестоимости продукции.
Производственная структура предприятия.
Типы производственной структуры
Пути совершенствования производственной структуры
Сущность производственного менеджмента, его содержание и функции
Производственный процесс, его характеристика и разновидности
Понятие организации производства
Специализация и кооперирование как эффективные формы организации производства
Методы организации производственного процесса
Организация поточного и автоматизированного производства
Оперативно – производственное планирование на предприятии
Планирование подготовки производства
Введение
Учебная дисциплина «Экономика и менеджмент промышленного производства» относится к циклу общепрофессиональных экономических дисциплин, указанных в Государственном стандарте и предназначена для студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» всех форм обучения, которым читается курс «Экономика и менеджмент промышленного производства».
Целями изучения дисциплины являются:
— приобретение студентами знаний в области экономики, организации и управления промышленными предприятиями;
— формирование практических навыков по расчетам качественных и количественных показателей деятельности предприятия, организации и методов производственного процесса.
Изучение дисциплины позволяет студентам приобрести знания по основам экономики, менеджмента, планирования и организации промышленных предприятий.
Основными задачами курса «Экономика и менеджмент промышленного производства» является:
— изучение условий развития промышленности РФ, выявление ресурсов и резервов, которыми располагает промышленность, отдельные ее отрасли и предприятия;
— определение экономически эффективных форм общественной организации производства, совершенствование методов оптимальных количественных и качественных решений хозяйственных задач и повышения эффективности, общественного производства;
— ознакомление с вопросами формирования производственных фондов и кадров предприятия, расчета себестоимости, оплаты труда, а также с принципами и методами управления;
— привитие навыков проведения экономических расчетов и анализа деятельности предприятия и его подразделений;
— изучение вопросов организации, управления и планирования производства на участке, цехе и других подразделениях предприятия.
Данное учебное пособие позволит студентам самостоятельно изучить теоретический материал и рекомендованную литературу.
1 Промышленность – ведущая отрасль народного хозяйства
Промышленность – это отрасль материального производства, занимающаяся добычей природных ресурсов, обработкой промышленного и сельскохозяйственного сырья с целью превращения их в орудие, средства труда и предметы потребления. Это основная отрасль экономики, следовательно, необходимо ее развитие, чтобы обеспечить другие отрасли необходимыми средствами труда и систематически повышать уровень технической вооруженности во всех отраслях народного хозяйства (рисунок 1).
Промышленность состоит из отраслей, которые отличаются от других тем, что выпускают свойственную только ей продукцию, перерабатывают характерное для нее сырье, располагают определенной техникой и технологией, составом рабочих кадров.
Отрасль промышленности – это совокупность предприятий, для которых характерны единство экономического назначения продукции, общность техники и технологии, особый профессиональный состав кадров, а также специальные условия работы.
Отрасли промышленного производства классифицируются по определенным признакам:
1) По экономическому назначению вырабатываемой продукции:
а) отрасли, производящие средства производства (то есть средства труда и предметы труда);
б) отрасли, производящие предметы потребления;
Имеются отрасли, которые относятся к той или другой группе по признаку преимущественного использования продукта.
2) От воздействия на предметы труда:
3) по родственности технологии;
4) по однородности перерабатываемого сырья;
5) по целевому назначению производимой продукции.
Соотношения между отраслями – это отраслевая структура. Она показывает долю каждой отрасли в общем промышленном объеме.
Существуют следующие отрасли промышленного производства:
3) отрасли, добывающие топливо;
Машиностроение имеет основное значение – продукция машиностроения используется всеми отраслями народного хозяйства. Машиностроение является материальной основой научно-технического прогресса (НТП).
Рисунок 1 – Структура национальной экономики и место
промышленности в ней
Задачи машиностроительного производства:
1) обеспечить НТП во всех отраслях народного хозяйства, поставляя в необходимом количестве и в заданные сроки все виды потребного оборудования, соответствующие достижению мировой и отечественной науки и техники;
2) производить потребное количество запчастей;
3) обеспечить замену устаревшего и изношенного оборудования.
Машиностроение тесно примыкает к металлообрабатывающей промышленности, в состав которой входят предприятия, производящие металлические изделия, а именно сварные конструкции, крепежные детали, а также предметы потребления, электрические приборы; предприятия, осуществляющие ремонт машин и оборудования. Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность являются самой крупной комплексной отраслью промышленности.
Качество и количество изготовляемых машин оказывает непосредственное влияние на уровень механизации производственных процессов, их техническую оснащенность, производительность труда, себестоимость продукции.
Машиностроение подразделяется на:
1) энергетическое машиностроение (паровые котлы, газовые и гидравлические турбины, реакторы, дизель);
2) тяжелое и транспортное машиностроение (металлургическое оборудование, горно-шахтное оборудование, горнорудное оборудование, подъемно-транспортное оборудование, железнодорожное оборудование);
3) электротехническая промышленность (двигатели);
4) химическая промышленность;
5) станкостроительное, инструментальное машиностроение, приборост-роение и другое.
Каждая отрасль делится на подотрасли.
Под отраслевой структурой понимают состав ее отраслей и подотраслей, влияние производственных связей и количественное соотношение между ними. Основными показателями для характеристики отраслевой структуры является удельный вес выпуска продукции отдельной отрасли в общем объеме выпуска продукции машиностроения.
2 Промышленное предприятие – первичное звено экономики
На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, выполнение работ и услуг, происходит непосредственная связь со средствами производства. Под самостоятельным промышленным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно – техническим единством, организационно – административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работу и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получение прибыли.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В свою очередь, хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере, а хозяйственные общества – в форме акционерного общества (открытого или закрытого), общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. Хозяйственное общество также может быть дочерним или зависимым обществом.
При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для:
2) возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов предприятий;
3) обеспечения обороноспособности государства;
4) простого и расширенного воспроизводства;
5) повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;
6) развитие медицины, образования и культуры;
7) решение проблемы занятости;
8) решение многих других социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют (рисунок 2).
Рисунок 2 – Факторы, влияющие на эффективность работы предприятия
Цель предприятия должна быть подкреплена системой получения заказов на свою продукцию или услуги. Намеченный выпуск продукции или оказание услуги должны быть обеспечены всеми необходимыми трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами.
Поэтому в современных условиях успех предприятия зависит от:
1) получения заказов на свою продукцию или услуги;
2) инициативы, деловитости, умения мобилизовать все резервы роста и совершенствования производства на предприятии и отдельном рабочем месте;
3) обеспечения предприятия всеми необходимыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышения их жизненного уровня, создания благоприятного социально – психологического климата в трудовом коллективе;
6) обеспечить конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.
Важным качеством любого предпринимателя современного предприятия является способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников. Надо быть готовым к конкурентной борьбе. Необходимо четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах – официальные отношения как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с покупателями продукции, с заказчиками.
В условиях рыночной экономики возрастает значение трех основных направлений организации промышленного предприятия:
1) научной организации производства;
2) научной организации труда;
Научная организация производства имеет целью создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Это надежно и эффективно функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.
Задачи научной организации труда (НОТ) – построение здоровых формальных отношений в коллективе работников. Она включает систему мер по созданию условий для высокопроизводительного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены технико-технологическим состоянием предприятия, его финансовыми и экономическими активами.
Научная организация управления – это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего морально – технологического и экономического эффекта.
Каждое промышленное предприятие имеет свои характерные особенности и вместе с тем общие с другими предприятиями признаки. По этим признакам предприятия классифицируются. Классификация предприятий необходима для правильной организации, планирования их работы и решения многих экономических вопросов.
Классификация промышленных предприятий по признакам отраслевой принадлежности:
1) По характеру потребляемого сырья:
б) предприятия, обрабатывающей промышленности;
а) производящие средства производства,
б) производящие предметы потребления;
Рисунок 3 – Структура предприятия
3) По признаку технологической общности:
а) непрерывным дискретным процессом производства,
б) с преобладанием механических и химических процессов производства;
4) По времени работы в течение года:
а) круглогодичного действия,
б) сезонного действия;
5) По размерам предприятия:
6) По специализации и масштабам производства однотипной продукции:
7) По методам организации производственного процесса:
а) предприятия, в которых преобладает поточный метод,
б) предприятия, в которых преобладает партионный метод,
в) предприятия, в которых преобладает единичный метод;
8) В зависимости от цели деятельности:
9) По признаку промышленного производства:
10) По организационно-правовой форме:
а) хозяйственные товарищества,
б) хозяйственные общества,
г) производственные кооперативы;
11) По уровню степени механизации и автоматизации:
а) с автоматизированным производством,
б) с частично-механизированным производством,
в) с комплексно-механизированным производством,
г) с ручным производством.
3 Научно-технический прогресс предприятия, его роль в развитии общественного производства
3.1 Сущность научно-технического прогресса
Научно-технический прогресс (НТП) – это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, а, в конечном счете – повышение благосостояния народа. НТП имеет большое значение и для укрепления обороноспособности страны.
НТП в своем развитии проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах – эволюционной и революционной (рисунок 4).
Таким образом, НТП – процесс взаимосвязанного развития.
Рисунок 4 – Научно-технический прогресс
Эволюционная форма НТП характеризуется постепенным, непрерывным усовершенствованием традиционных технических средств и технологий, накоплением этих усовершенствований. Такой процесс может длиться достаточно долго и обеспечивать, особенно на начальных его этапах, существенные экономические результаты.
На определенном этапе происходит накопление технических усовершенствований. С одной стороны, они уже недостаточно эффективны, с другой – создают необходимую базу для коренных, принципиальных преобразований производительных сил, что обеспечивает достижение качественного нового общественного труда, более высокой производительности общественного труда. Возникает революционная ситуация. Такая форма развития НТП называется революционной. Под влиянием научно-технической революции происходят качественные изменения в материально-технической базе производства.
Современная научно-техническая революция базируется на достижениях науки и техники. Она характеризуется использованием источников энергии, широким применением электроники, разработкой и применением принципиально новых технологических процессов, прогрессивных материалов с заранее заданными свойствами. Все это, в свою очередь, обеспечивает быстрое развитие отраслей, определяющих техническое перевооружение народного хозяйства.
НТП (в любой форме) играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленности, растет производительность труда, повышается эффективность производства.
Промышленное производство – отдельная часть экономики, под которой понимается обработка и переработка материальных благ на промышленном предприятии.
3.2 Основные направления НТП в промышленности
Основными направлениями НТП являются комплексная механизация и автоматизация производства, химизация, электрификация производства.
1. Под термином механизация понимается вытеснение ручного труда и замена его машинным в тех звеньях, где он еще до сих пор остается (и в основных технологических операциях, и во вспомогательных, подсобных и других трудовых операциях).
При комплексной механизации ручной труд заменяется машинным комплексно на всех операциях технологического процесса – не только основных, но и вспомогательных. Внедрение комплексности резко повышает эффективность механизации, так как даже при высоком уровне механизации большинства операций, их высокую производительность может практически нейтрализовать наличие на предприятии нескольких немеханизированных вспомогательных операций. Поэтому комплексная механизация в большей степени, чем некомплексная, содействует интенсификации технологических процессов и совершенствованию производства. Но и при комплексной механизации остается ручной труд.
Уровень механизации производства оценивается различными показателями.
Коэффициент механизации производства – величина, измеряемая отношением объема продукции, выработанной с помощью машин, к общему объему продукции.
Автоматизация производства – применение технических средств с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различают автоматизацию частичную, охватывающую отдельные операции и процессы, и комплексную, автоматизирующую весь цикл работ. В том случае, когда автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека, говорят о полной автоматизации этого процесса.
Уровень автоматизации характеризуют те же показатели, что и уровень механизации. Это коэффициент автоматизации производства, коэффициент автоматизации работ и коэффициент автоматизации труда. Расчет их аналогичен, но выполняется по автоматизированным работам.
Таким образом, комплексная механизация и автоматизация производства – это широкое внедрение взаимосвязанных и взаимодополняющих машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции.
2. Химизация производства – важнейшее направление НТП, которое предусматривает совершенствование производства за счет внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий с целью интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества, повышения эффективности и содержательности труда, облегчения его условий.
Среди основных направлений развития химизации производства можно отметить такие, как внедрение новых конструкционных материалов, расширение потребления синтетических смол и пластмасс, реализация прогрессивных химико-технологических процессов, расширения выпуска и повсеместного применения разнообразных химических материалов, обладающих специальными свойствами. Каждое из этих направлений эффективно само по себе, но наибольший эффект дает их комплексное внедрение.
3. Важнейшим направлением НТП, базой для всех других направлений является электрификация. Электрификация промышленности представляет собой процесс широкого внедрения электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата в технологические процессы, средства управления и контроля хода производства.
На основе электрификации производства осуществляются комплексная механизация и автоматизация производства, внедряется прогрессивная технология. Электрификация обеспечивает в промышленности замену ручного труда машинным, расширяет воздействие электроэнергии на предметы труда. Особенно велика эффективность применения электрической энергии в технологических процессах, технических средствах автоматизации производства и управления, инженерных расчетах, обработке информации, в счетно-вычислительных работах и др.
Показателями уровня электрификации в промышленности служат:
1) Коэффициент электрификации производства, определяемый как отношение количества потребленной электрической энергии ко всей потребленной энергии за год;
2) Удельный вес электрической энергии, потребленной в технологических процессах, в общем количестве потребленной электрической энергии;
3) Электровооруженность труда, рассчитываемая как отношение мощности всех установленных электрических двигателей к числу рабочих (фактически можно определить как отношение потребленной электрической энергии ко времени, фактически отработанному рабочими) (рисунок 5).
Рисунок 5 – Основные направления научно-технического прогресса
3.3 Эффективность научно-технического прогресса
Под эффективностью НТП понимают соотношение эффекта и вызвавших его затрат. Эффективность – относительная величина, измеряемая в долях единиц или в процентах и характеризующая результативность затрат. Критерий эффективности – максимизация эффекта при заданных затратах или минимизация затрат на достижение заданного эффекта.
Эффектом НТП считают результат научно-технической деятельности, который в теории эффективности отождествляется с физическим объемом чистого продукта. На уровне отраслей и предприятий эффектом считают либо чистую продукцию, либо часть чистой продукции – прибыль. Естественно, что эффектом является и снижение затрат – живого труда, себестоимости, материальных ресурсов, капитальных вложений и оборотных средств, приводящие к росту чистого продукта (накоплений, национального дохода, прибыли).
Рост физического объема производства не может рассматриваться в качестве эффекта, поскольку этот рост может и не привести к росту национального дохода.