Что изучает философия образования
Философия образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
На протяжении тысячелетий своего существования философия обнаруживает себя во множестве течений, направлений, концепций и учений. Науке удалось накопить огромный арсенал теорий, идей и открытий. Как и в науке, в философии перманентно осуществляются процессы дифференциации и интеграции знаний. В результате дифференциации знаний происходит становление и развитие целых научных областей. Одной из таких наук, возникших в рамках философии, выступает философия образования.
Философия образования представляет собой область изучения целей и аксиологических оснований образования, принципов формирования его направленности, содержания; научное направление, в центре внимания которого – общие закономерности, механизмы и зависимости современных образовательно-воспитательных процессов в социальном и историческом контексте.
Особенности философии образования как научно-исследовательской области
Цель и задачи философии образования
Главной целью научного направления выступает осмысление проблем в системе образования, исследование образовательного знания на его стыке с философией.
Указанная цель конкретизируется в ряде задач научной области, включая следующие:
Готовые работы на аналогичную тему
Категории философии образования
Центральными категориями научного направления выступают следующие:
Образование – процесс формирования, постоянного развития личностных и профессиональных качеств индивидуума;
Воспитание – целенаправленное создание оптимальных условий для развития, образования и обучения личности;
Обучение представляет собой целенаправленный процесс овладения системой знаний, умений и навыков, формирования ключевых компетенций.
Направления научных исследований философии образования
В наиболее общем виде все исследования в рамках научного направления могут быть представлены в виде двух основных групп:
Таким образом, философия образования представляет собой одно из перспективных научных направлений, в центре внимания которого – образование во всем его многообразии, проблемы, цели, задачи, методология, интенции развития целенаправленного процесса развития личностных и профессиональных свойств индивидуума.
Что изучает философия образования
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем. Философия образования приобрела социально-институциализированную форму в сер. 40-х гг. 20 в., когда в США, а затем и в Европе были созданы специальные общества по философии образования. Впрочем, и задолго до этого философия образования составляла немаловажный компонент систем великих философов. Так, проблемы образования обсуждались Платоном, Аристотелем, Яном Амосом Коменским, Локком, Гербартом. Целая эпоха в развитии философии непосредственно связана с идеалами Просвещения. В философии 19 в. проблема образования человека (Bildung) рассматривалась как центральная (напр., у Гердера, Гегеля и др.). В России это относится к педагогическим идеям В.Ф.Одоевского, А.С.Хомякова, П.Д.Юркевича, Л.Н.Толстого. И в 20 в. многие философы применяли принципы своей философии к изучению проблем образования (напр., Д.Дьюи, М.Бубер и др.). Философия, обращаясь к педагогической теории и практике, к проблемам образования, не ограничивалась описанием и рефлексией о сложившейся системе образования, ее целях и уровнях, а выдвигала проекты ее преобразования и построения новой системы образования с новыми идеалами и целями. Еще в 1930-х гг. педагогика трактовалась как прикладная философия (напр., у С.И.Гессена).
К сер. 20 в. положение дел начинает меняться – обособление философии образования от общей философии нарастает, философия образования обретает институциальную форму (создаются ассоциации и объединения, с одной стороны, философов, занимающихся проблемами воспитания и образования, а с другой стороны, педагогов, обращающихся к философии). В философии образования усматривали способ мысли, который даст возможность преодолеть разноречье в педагогических теориях и концепциях, подвергнуть критическому анализу исходные принципы и предположения различных педагогических теорий, выявить фундаментальные основания теоретического знания в педагогике, найти те предельные основания, которые могут послужить почвой для консенсуса в сообществе педагогов. Вместе с тем философия образования выдвигает новые ориентиры для реорганизации системы образования, артикулирует новые ценностные идеалы и основания новых проектов образовательных систем и новых направлений педагогической мысли. Проекты эти различны по своим целям и направленности – одни направлены на преобразование институций образования (от школы до университетов), другие – на трансформацию внеинституциального образования (напр., программа непрерывного образования).
Основными причинами формирования философии образования как особой исследовательской области философии являются: 1) обособление образования в автономную сферу жизни общества; 2) диверсификация институций образования; 3) разноречье в трактовке целей и идеалов образования, которое фиксируется как многопарадигмальность педагогического знания; 4) новые требования к системе образования, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу.
Основное размежевание внутри философии образования проходит между эмпирико-аналитическими и гуманитарными направлениями и отражает альтернативные подходы к субъекту образования – человеку.
Эмпирико-аналитическая традиция в философии образования использовала понятия и методы бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, а также кибернетический подход к психике человека. Собственно аналитическая философия образования возникает в нач. 1960-х гг. в США и Англии. Ее представителями являются И.Шеффлер, Р.С.Питерс, Е.Макмиллан, Д.Солтис и др. Основная цель философии образования усматривается в логическом анализе языка, употребляемого в практике образования (выявление содержания терминов «образование», «обучение», «воспитание»; анализ речевых высказываний педагогов, методов изложения педагогической теории и т.д.). Содержание образования подчинено критериям научной проверяемости. Вместе с тем аналитическая философия образования подвергла критике идеологическую индоктринацию, присущую системам англо-американского образования, показала, что современная школа, реформированная в соответствии с философией Д.Дьюи, внушает обучаемым идеологические доктрины без анализа корректности их исходных посылок и нерелевантна требованиям современного общества. В кон. 1970-х гг. аналитическая философия образования осуществляет переход от принципов логического позитивизма к принципам философии лингвистического анализа, к аналитике обыденного языка, прежде всего к философии позднего Л.Витгенштейна, подчеркивая роль «языковых игр» и семантики в образовании.
В кон. 1960-х гг. в философии образования формируется новое направление – критико-рационалистическое. Принимая основные принципы критического рационализма К.Поппера, это направление стремится построить опытно-научную педагогику, дистанцированную от ценностей и метафизики, подвергает критике наивный эмпиризм, подчеркивая, что опыт не самодостаточен, что он нагружен теоретическим содержанием, а его диапазон определяется теоретическими позициями. Представителями этого направления в аналитической философии образования являются В.Брецинка, Г.Здарзил, Ф.Кубэ, Р.Лохнер. Для критико-рационалистической философии образования характерны: 1) трактовка педагогики как прикладной социологии и поворот к социальной педагогике; 2) противопоставление социальной инженерии холизму и в связи с этим критика долгосрочного планирования и проектирования в педагогической практике; 3) критика тоталитарного подхода в образовании и педагогическом мышлении и отстаивание принципов «открытого общества» и демократических институций в управлении системой образования; 4) ориентация педагогической теории и практики на воспитание и образование критически-проверяющего разума, на формирование критических способностей человека. Это направление в 1970–80-х гг., вступив в полемику с представителями гуманитарных направлений в философии образования, модифицировало ряд своих положений, в частности, восприняв некоторые идеи «педагогической антропологии». Т.о., аналитическая философия образования ориентируется на критический анализ языка педагогики, на выявление структуры педагогического знания, на изучение статуса теоретического знания в педагогике, взаимоотношение ценностных высказываний и высказываний о фактах, на осмысление взаимоотношений дескриптивной и нормативной педагогики. В этой традиции философия образования отождествляется с метатеорией или с критико-рационалистическим анализом роста педагогического знания от постановки проблем к выдвижению теорий.
Истоками гуманитарных направлений в философии образования являются системы немецкого идеализма нач. 19 в. (особенно Ф.Шлейермахер, Гегель), философия жизни (прежде всего философия В.Дильтея, Г.Зиммеля), экзистенциализм и различные варианты философской антропологии. Для гуманитарных направлений в философии образования характерны: 1) подчеркивание специфичности методов педагогики как науки о духе, 2) ее гуманитарная направленность, 3) трактовка образования как системы осмысленных действий и взаимодействий участников педагогического отношения, 4) выдвижение на первый план метода понимания, интерпретации смысла действий участников образовательного процесса. Внутри гуманитарной философии образования можно выделить несколько направлений:
1) герменевтический историзм Г.Ноля, в центре которого понятия «повседневность», «жизненный мир» человека; это направление отстаивает мысль о том, что в любом жизненном акте существует образовательный момент; задача философии образования трактуется как осмысление всех духовных объективаций человека, образующих некую целостность, как анализ специфики педагогического отношения (Bezug) – исходной клеточки педагогического действия, проникнутого ответственностью и любовью;
2) структурная герменевтика Э.Венигера и В.Флитнера, которые, исходя из автономии образования в современном обществе, рассматривают педагогику и философию образования как критическую интерпретацию педагогических действий и взаимоотношений внутри педагогического процесса, анализируют структуру теории, выявляя ее различные уровни, подчеркивают значение герменевтики в педагогической теории и практике, а также выдвигают программу автономии образования;
3) педагогическая антропология, представленная в различных вариантах – от натуралистически ориентированных (Г.Рот, Г.Здарзил, М.Лидтке) до феноменологических (О.Больнов, И.Дерболав, К.Данелт, М.Я.Лангевелд). Для первых педагогическая антропология – частная интегративная наука, объединяющая достижения и методы всех наук о человеке, в т.ч. теории эволюции, экологии, этиологии, психологии и т.д. Феноменологические варианты видят в педагогической антропологии определенный способ рассмотрения, подход, методологию, не завершающуюся в педагогической теории. При этом на первый план выдвигается понятие «homo educandus». С помощью метода феноменологической редукции на материале автобиографических и биографических источников авторы стремятся построить антропологию детства и юношества. В последние годы ядром педагогической антропологии становится «образ человека», который строится исходя из биологической недостаточности человека, его открытости и становления в процессе воспитания и образования, понимания человека как целостности, где духовно-душевное неразрывно связано с телесным. Различие в концепциях педагогической антропологии во многом объясняется ориентацией на определенного рода концепции философской антропологии (А.Гелена, М.Шелера, Э.Мунье, М.Хайдеггера, Г.Марселя и др.);
4) экзистенциально-диалогическая философия образования, представленная прежде всего М.Бубером, усматривавшим смысл и основания педагогического отношения в межличностных связях, во взаимосвязи Я и Ты. Представителями этого течения, для которого основополагающий принцип воспитания и образования – диалог, выступали А.Петцелт, К.Шаллер (характеризовавший образование как симметричную коммуникацию между учителем и учениками), К.Мелленхауэр (обратившись к теории коммуникации Ю.Хабермаса и К.О.Апеля, он определял образование как форму коммуникативного действия);
В 1970–80-е гг. становится популярным критико-эмансипаторское направление в философии образования, которое под влиянием критической теории общества Франкфуртской школы развернуло радикальную программу «десекуляризации общества», т.е. ликвидации школы как социального института. Его представители (А.Иллич, П.Фрейре) видели в школе источник всех социальных бед, поскольку она является образцом для всех социальных институтов, воспитывает конформиста, основана на дисциплине, погашении любых творческих потенций ребенка, на педагогике подавления и манипуляции. Они же предложили проект реорганизации образования, которое должно базироваться на профессиональном обучении в ходе межличностного общения ученика с мастером и строиться на идеалах «конвивальности» (термин, предложенный Илличем для характеристики совместного существования, сотрудничества и самоценности общения как между людьми, так и между человеком и природой). Программы Иллича и Фрейре были близки «теологии освобождения». По сути дела это направление в философии образования является вариантом антипедагогики, которая, не признавая современные институции образования, сводит все общение с детьми к эмпатической совместной жизни и полностью исключает любые требования к педагогическому процессу и содержанию образования, любые нормы и регулятивы в обучении и образовании. С критико-эмансипаторским направлением в философии образования во многом смыкается постмодернистская философия образования, которая выступает против «диктата» теорий, за плюрализм педагогических практик, проповедует культ самовыражения личности в малых группах. Среди представителей этого направления – Д.Ленцен, В.Фишер, К.Вюнше, Г.Гизеке (Германия), С.Ароновитц, У.Долл (США).
В советский период, несмотря на то, что официально существовали лишь марксистско-ленинская философия и марксистско-ленинская педагогика, формировались (особенно с 1950-х гг.) различные направления в философии образования (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Г.Л.Щедровицкий, Э.В.Ильенков и др.). В.В.Давыдов, основываясь на идеях Ильенкова, выдвинул достаточно развернутую и перспективную программу реорганизации образовательного процесса, его содержания и методов обучения. Традиции отечественной философии образования, ее ответы на вызовы времени еще слабо изучены. Наследие отечественных философов образования во времена тотального господства марксистской идеологии и нормативно-догматической педагогики осталось невостребованным.
Общими тенденциями философии образования накануне 21 в. являются: 1) осознание кризиса системы образования и педагогического мышления как выражение кризисной духовной ситуации нашего времени; 2) трудности в определении идеалов и целей образования, соответствующего новым требованиям научно-технической цивилизации и формирующегося информационного общества; 3) конвергенция между различными направлениями в философии образования (напр., между педагогической антропологией и диалогической философией образования; между критико-рационалистическим направлением и критико-эмансипаторским направлением); 4) поиски новых философских концепций, способных служить обоснованием системы образования и педагогической теории и практики (выдвижение на первый план феноменологии, поворот к дискурсному анализу М.Фуко и др).
1. Куликов П.К. Педагогическая антропология. М., 1986;
2. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990;
3. Философия образования для XXI в. М., 1992;
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995;
5. Философия образования: состояние, проблемы, перспективы (Материалы заочного «круглого стола»). – «ВФ», 1995, № 11;
6. Философия образования. М., 1996;
7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. М., 1997;
8. Denkformen und Forschungsmethoden der Erziehungswissenschaft, Bd. 1, hrsg. S.Oppolzer. Münch., 1963;
9. Roth H. Pädagogische Anthropologie, Bd. 1–2. Hannover, 1971;
10. Benner D. Hauptströmungen der Erziehungswissenschaft. Münch., 1973;
11. Philosophers on Education, eds. by R.S.Brumbaugh, Ν.Μ.Lawrence. Lanham, 1986;
12. Philosophy on Education. Encyclopedia. N. Y., 1997.
Философия образования
Философия образования (англ. philosophy of education ) — область философского знания, имеющего своим предметом образование. Ведет отсчет своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века. Родоначальником философии образования в мире считается англо-американский философ Джон Дьюи.
Содержание
Предмет и специфика области философии образования
Современные философы образования подчеркивают значимость философии образования для педагогов, определяя её специфику в этом плане как
Философия образования в мире
Аналитическая философия образования развивалась с нач. 60-х гг. в США, Англии, Австралии И. Шеффлером, Р. С. Питерсом, Е. Макмилланом, Д. Солтисом и пр.
Критико-рационалистическая философия образования, отражающая идеи К. Поппера, разрабатывалась с нач. 60-х гг. В. Брецинкой, Г. Здарцилом, Ф. Кубэ, Р. Лохнером и др.
Культурологический подход в философии образования был представлен К. Кершенштейнером, а также Э. Шпрангером.
Экзистенциально-диалогическая философия образования опиралась на идеи и работы М. Бубера.
Гуманистическое направление философии образования воплощало идеи педагогики К. Роджерса.
Педагогическая антропология в лице И. Дерболава, О. Ф. Больнова, Г. Рота, М. И. Лангевельда, П. Керна, Г.-Х. Виттига, Е. Майнберга опиралась на философскую антропологию (М. Шелер, Г. Плесснер, А. Портман, Э. Кассирер и др.)
Критико-эмансипаторская философия образования имела в качестве своих основателей К. Молленхауера, В. Бланкерца, В. Лемперта, В. Клафки, отделившихся в конце 60-х годов от направления педагогической антропологии. Эти философы ориентировались на франкфуртскую философию неомарксизма М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ф. Маркузе, Ю. Хабермаса и утверждали неправомерность отрыва образования от политики, считая необходимым вовлекать образование в политические движения за эмансипацию личности и межличностных отношений от господства отчужденных структур и идеологий.
Постмодернистская философия образования была представлена Д. Ленценом, В. Фишером, К. Вюнше, Г. Гизеке в Германии, С. Ароновитцем, У. Доллом в США. Посмодернисты боролись за «демократичность», за плюрализм самоценных практик, за «депрофессионализацию» философии, против «диктата» теорий и систем в образовательной сфере (смыкаясь в этом плане с «антипедагогикой» И. Иллича и П. Фрейре).
Философия образования в России
В России параллельно с подобными процессами на Западе область философии образования (не отождествленная ещё таким образом) начинала складываться с конца XIX в., прежде всего, благодаря педагогическим работам К. Д. Ушинского и П. Ф. Каптерева, позднее В. В. Розанова.
Философия образования
Термин «Философия образования» часто можно встретить в специальной литературе, касающейся сферы образования. Целесообразно определить поэтому статус, проблемы и перспективы философии образования, базируясь на подходе к раскрытию этой проблемы А.В. Барабанщиковым.
Известно, что во многих странах, в том числе и в нашей стране идут активные поиски способа вывода образования из кризиса, в котором оно оказалось в конце 20 столетия. И вот многие из специалистов предлагают одним из путей вывода образования из кризиса активизировать исследования в области философии образования.
После В. Розанова, активных работ по философия образования у нас не было. Но в 1923 году, в России вышла книга философа и педагога теоретика С.И. Гессена (1870-1950) «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», которая является одной из лучших книг прошлого столетия по педагогике. В ней осмысливается многовековой опыт мировой педагогики и лучшие традиции России, дается анализ важнейших направлений педагогической мысли 20-го века в России, Европе, США, обосновываются перспективные идеи педагогики. В этой
книги автор говорит о необходимости развития философии образования и пишет, о том, что даже самые частные вопросы педагогики относятся в своих основах к чисто философским проблемам, и борьба различных педагогических течений есть отражение борьбы философских предположений. То есть С.И. Гессен полагал, что любая педагогическая проблема, своими корнями уходит в философию. В некоторой мере с этим можно согласится, так как сама педагогика заразилась в недрах философии. Так как философы древности (Аристотель Конфуций, Платон…), и философы современности (Кант, Гегель). Вплотную занимались в том числе и образования. Более того, И. Кант прочитал 4 лекции о педагогике в Кенегсберском университете, и они изданы в печатном виде.
После С.И.Гессена термин философия образования исчезает и появляется в России в 70-80 годы 20го века. Причем этот термин проявляется в это время в основном в контексте критики западной концепции философии образования. Причем многие из тех, кто в 80 годы ругал это направление, сейчас всеми силами пытаются его восхвалять.
На западе же в начале 20-х годов Дьюи издал книжку: “Философия воспитания”. В 40-х годы в Колумбийском университете США создается общество по философии образования.
Это общество поставило перед собой следующие цели:
1. Исследование философских вопросов образования;
2. Налаживание сотрудничества между философами и педагогами;
3. Подготовка учебных курсов по философии образования;
4. Подготовка кадров по этому направлению;
5. Философская экспертиза образовательных программ. Постепенно это общество начинает выполнять заявленные цели,
издается ряд книг, публикуются статьи. Постепенно, философия образования оформляется, как учебный курс вводится в университеты США и Канады, а потом им других стран.
Теперь следует ответить, на вопрос, почему же необходимо заниматься вопросами философии образования. Во-первых, необходимо разработать концепцию образования 21-го века, и философия образования может помочь в этом. А во-вторых есть специалисты, которые доказывают, что разработка данных проблем поможет нам скорее войти в западное педагогическое пространство и наоборот.
У термина философия образования есть очень много определений, вот некоторые из них:
• Философия образования – научная педагогика или теория образования;
• Философия образования – методология педагогической науки;
• Философия образования – осмысление образования;
• Философия образования – философия, повернутая к образованию;
• Философия образования – инструмент анализа педагогической действительности.
Таким образом, видно, что подходы довольно разные, от вопросов методологии до осмысления образования в целом.
Философия образования решает различные проблемы. Западная точка зрения на философию образования, показана в вышедшей в 1994 году в Оксфорде 12-ти томной энциклопедии образования. В этой энциклопедии разделу философии образования посвящены следующие статьи:
• Критическая теория и образование;
• Критическое мышление философские вопросы;
• Философия образования исторический обзор;
• Философия образования западноевропейские перспективы;
• Позитивизм, антипозитивизм и эмпиризм в образовании;
• Педагогическое исследование философские вопросы;
Таким образом, видно, что на западе рассматривается как конкретные, частные вопросы, так и общие, глобальные. Причем западной концепции присуще большое количество точек зрения, которые очень часто противоречат друг другу.
Российские специалисты намечают обычно следующие вопросы в философии образования:
• Образование, как составная часть, социального механизма выживания человечества;
• Религия и наука в современном образовании;
• Цели содержания образования;
• Социально философская парадигма гражданского воспитания;
• Философские проблемы целепологания в современных воспитательных системах
• Изучение трех главных принципов: природосообразности, культуросообразности и дополнительности педагогического мышления;
• Проблема социального заказа в педагогике;
• Система ценностей в педагогике.
Таким образом, в рамках Философии образования возможно
решение различного ряда проблем, как частного, так и общего
характера. Философия образования это одновременно рефлексия и
обобщенная система взглядов на образование, это некое размышление
об образовании и анализ философских проблем, но в тоже время это и
система обобщенных взглядов на образование. Таким образом, в рамках
философии образования могут быть элементы научных знаний, но лишь
определенных характеристик. Например, это знания
междисциплинарные, знания фундаментальные, знания основного, главного, наиболее существенно, на уровне закономерностей и принципов. Такие знания являются системными и структурированными, функционально взаимозависимыми и многоуровневыми. И, наконец, эти знания развивающиеся.
Философия образования обсуждает и исследует фундаментальные закономерности и тенденции образования, его парадигму, положение и трансформации человека в системах образования.
Основными функциями философии образования являются:
В ряде случаев философия образования выполняет методологическую и интегративную функцию.
Философия образования отражает и формирует педагогическое мышление, и существенные характеристики наук об образовании своего
времени. В нее заложены потребности и возможности развития человека той или иной эпохи.
Выразителями самой идеи философии образования являются крупнейшие философы человечности. Сократ, Платон, Конфуций, Аристотель, Каменский, Локк, Руссо. В России это, прежде всего, Н.А. Пирогов. Сам К.Д. Ушинский не только педагог, но и философ, философ образования. Так как для него педагогика это практика, и теория, и искусство одновременно.
Далее это Л. Толстой, который разработал новую теорию воспитания, рассмотрел, по-своему, проблемы связи школы и народа, вопрос о религии в системе образования.
В советское время следует выделить: Луначарского, Макаренко, Сухомлинского. Все они внесли свой вклад в развитие философии образования.
Источниками философии образования служат: исторический опыт различных образовательных систем, фундаментальные достижения культуры, философии, науки и техники, различные знания о человеке и его развитии, знания о развитии цивилизации и религиозные воззрения. Таким образом, видно, что подходы довольно разные, от вопросов методологии до осмысления образования в целом.
По нашему мнению, основными проблемами, которые философия образования должна решать сейчас это:
• Анализ кризисных явлений в образовании, причины и методы выхода из кризиса;
• Выявления и осмысление жизни деятельности человека приобщающегося к культуре, в самом широком понимании этого слова;
• Это наиболее общие закономерности развития образования;
• Осознание фундаментальных технологических проблем учебной и воспитательной деятельности.
Следует отметить, что философия образования – это относительно самостоятельная, находящаяся на грани философии и науки, система научно-философских знаний.
Сейчас в России эта система находится в состоянии становления. И все происходящее сейчас это лишь первый опыт, который требует анализа. Еще можно отметить и то, что философия образования существует не только в широком смысле (элемент общественного сознания), но и как персональный, личностный, для каждого конкретного человека, подход к образованию. И станет ли такая личная позиция, общественно важной, зависит в первую очередь от самого человека.
Далее, философию образования можно рассматривать и в ряде явлений, с которыми она взаимодействует, и видеть эти возможности для взаимодействия. Сами идеи философии образования, своеобразно
трансформируются иногда и в идеи идеологии образования. Идеология образования влияет на политику образования, а политику образования определяет государство. Политика образования связанна с теорией, которая в свою очередь связанна с практикой образования. И таким образом можно видеть цепочку взаимосвязи, этих величин. Правда, следует учитывать и то, что от философии образования можно провести непосредственную взаимосвязь к теории образования, в некоторой степени миную идеологию и политику.
В заключение рассуждений о философии образования и ее актуальности приведем высказывание на этот счет Ю.Г. Фокина[7]
«Без рассмотрения сущности объектов и процессов в сфере образования (а это уже философский уровень) невозможно понять и научно обосновать требуемые изменения в сфере образования. Именно на этом уровне, соединяя философское, методологическое рассмотрение с анализом мировых тенденций развития высшего образования и современных потребностей гражданина, общества, России, можно концептуально сформулировать цели и особенности перспективного высшего образования. Более того, такие цели невозможно разработать в самой дидактике высшей школы, поскольку они отражают социальный заказ высшей школе. Наличие таких, явно сформулированных понятий будет способствовать ускорению развития самой дидактики, поскольку позволит оперировать не внешними, а существенными признаками».
Выводы
1.Научная педагогика возникла в недрах философии. Субъектом классической педагогики являлся и является ребенок.
Актуальность философии образования подтверждается следующей цитатой «преодоление глобального кризиса образования требует переосмысления исходных представленияй о природе общественной образовательно-воспитательной практики, о целях и ценостях обученияи воспитания, их содержания и методов. Речь идет,следовательно, по мнению многих, о создании новой философии образования, адекватной вызовам XXI века».
Философия образования по объему содержит диапазон проблем от вопросов методологии до осмысления образования в целом. Термина философия образования (философия, повернутая к образованию) включает в себя: научную педагогику (теорию образования), методологию педагогической науки, осмысление образования,
инструмент анализа педагогической действительности. Другими словами, можно считать включающей в себя педагогику и андрагогику, но на ином, философском уровне в другом измерении.
Вопросы для самоконтроля и рефлексии
1. Назовите ориентировочную дату возникновения классической педагогики. Приведите дословный перевод этого термина.
2. Назовите предмет изучения классической педагогики.
3. Когда и почему оформилась андрагогика как научное направление в сфере образования.
4. Перечислите характерные черты системы образования взрослых, существовавшей ранее в России.
5. Имеет ли смысл создания системы образования взрослых как некоторой отдельной подсистемы системы образования России?
6. Приведите отличительные черты андрагогики, используя обобщенные характеристики, разработанные М.Ноулзом, Р.М. Смитом, С.И. Змеевым.
7. Что включает в себя научное направление, обозначаемое термином философия образования?
Литература
1. Подласый И.П. Педагогика.-М.:Владос,1999.-576с.
2. Махлин М Образование взрослых и проблема цивилизованности//Новые знания.-1998.№1.
3. Тонконогая Е. Образование взрослых: поиск новой стратегии//Новые знания. –1997.-№4.
4. Змеев С.И. Основы андрагогики. –М.: Флинта, Наука, 1999. –152с.
5. Фролов Ю. и Кузнецова Ю. Решение задач саморазвития в периоды возрастных кризисов//Новые знания.-1997.-№1.
7.Фокин Ю. Г. Обучение и воспитание в высшей школе. –М.: АКАДЕМИЯ.2002