Что изучает фонетика графика орфография

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография (общие понятия)

Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами).

Орфоэпия – раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения.

Орфография – это система правил, предписывающих выбор одного из вариантов написания, предусмотренных графикой данного языка, а также раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания.

План фонетического разбора.

Похлёбку

п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

о [а] – гласный, безударный;

х [х] – согласный, глухой непарный, твёрдый парный;

л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

ё [о́] – гласный, ударный;

б [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

[к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

[у] – гласный, безударный.

Фонетическая транскрипция – особый вид записи речи, который используется для фиксации на письме особенностей её звучания. Знаком того, что читатель имеет дело с транскрипционной записью звучащ ей речи, служат квадратные скобки: [ ].

Русское письмо устроено так, что в нём одна буква может передавать два звука (ёж) или, наоборот, две буквы – один зву к (грузчик). В транскрипции же каждому звуку всегда соответствует свой особый знак: [й’ош], [гр`ущ’ик].

В письменной речи после мягких согласных звуков вместо а, о, у, э пишутся буквы Я, Ё, Ю, И, Е, мягкость согласного на конце слова обозначается специальной буквой – Ь, называемой мягким знаком.

В графике буква, подчиняясь правилам правописания (орфографии), часто не передает тот звук, который произносится в слов е (боковой, ёж). Д ля транскрипционного знака существует только одно правило – как можно точнее зафиксировать произносимый звук с учетом его отличия от всех других звуков: [бакав`ой’], [й’ош].

Перечень букв в определенном порядке

Слова, расположенные в алфавитном порядке

Раздел науки о языке, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением

Одна буква пропущена в слове

Укажите слово с приставкой ПРЕ-.

Укажите слово с ударением на втором слоге.

Укажите слово с пропущенной буквой Е.

Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

Укажите слово с пропущенной О после шипящих.

Вставьте соединительную гласную О.

Укажите слово с пропущенной буквой О.

Укажите слово, в котором больше звуков, чем букв.

Раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей

Буква и знак препинания как единица раздела науки о языке «Графика. Орфография» называется

Раздел грамматики, тесно связанный с орфографией, в котором изучаются орфографические правила

Укажите слова, в которых после буквы Ц пишется Ы.

Укажите слова, в которых после Ж, Ч, Ш, Щ пишется буква О.

Укажите слова, в которых пишется буква э.

Укажите слово (слова), в котором (которых) пишется твердый знак.

Определите правильный перенос слов.

Укажите, в каких случаях пишется приставка ПРЕ-.

Ослабленное, менее отчетливое произношение гласного звука в безударном положении, а согласного – при стечении других согласных или на конце слова. О каком понятии идет речь?

Укажите слова, которые пишутся с заглавной (прописной) буквы.

Укажите, в каких словах мягкий знак не пишется.

Источник

Русский язык. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Что изучает фонетика графика орфография

Справочник содержит весь теоретический материал по курсу русского языка, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается практическими тестовыми заданиями. В конце книги даны ответы к тестам.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский язык. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Фонетика и графика (А1)

Фонетика — раздел русского языка, который изучает звуки и буквы.

Звуки речи — наименьшие звуковые единицы, которые мы слышим и произносим.

Буквы — условные графические знаки, которые выражают звуки речи на письме.

Обозначение буквами звуков речи на письме изучает графика.

Все звуки речи в русском языке делятся на гласные и согласные.

Что изучает фонетика графика орфография

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Гласных звуков — 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Буквы Е, Ё, Ю, Я не являются звуками. Эти йотированные буквы обозначают:

— один звук после мягкого согласного: [э] — [м’эл]; [о] — [л’от]; [у] — [л’ук]; [а] — [м’ач];

а) в начале слова: [йама];

б) после Ь и Ъ: [п’йут];

в) после гласного звука: [пайут].

Все гласные звуки делятся на:

Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду.

Все согласные звуки делятся на группы:

Парные согласные по звонкости — глухости:

Непарные звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [й]. Непарные глухие согласные: [х], [ц], [ч], [щ]. Большинство согласных звуков имеют пары по твердости — мягкости:

[б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [3] — [3’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [p’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф], [х] — [x’]. непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Непарные мягкие согласные: [ч’], [щ’], [й’].

Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.

— на конце слова: лоб [лоп];

— перед глухими согласными: лодка [лотка].

Озвончение наблюдается перед звонкими согласными: молотьба [малат’ба].

1. В каком ряду во всех словах есть ударный гласный [О]?

а) легкий, сонный, желтый

б) черствый, дремота, простыня

в) печем, избалованный, огниво

г) четкий, донельзя, емкость

2. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [А]?

а) мяч, лентяй, рьяный

б) святой, поклон, мята

в) клянусь, ляжет, тянет

г) ледяной, дятел, прогон

3. В каком ряду во всех словах произносится звук [Ы]?

а) цинк, мыльный, жидкий

б) чинный, цикл, демонстрация

в) жестяной, жильцы, циркуль

г) чиновник, крыльцо, дышит

4. В каком ряду во всех словах есть гласный [Э]?

а) гребень, тень, клетка

б) дремать, энциклопедия, дерево

в) плести, эра, эмоции

г) трепать, эмиграция, трель

5. Укажите, в каком слове все согласные звуки твердые.

6. Укажите, в каком слове все согласные мягкие.

7. В каком ряду располагаются слова, в которых все согласные звонкие?

в) огород, гурьба, ноль

8. В каком ряду располагаются слова, где все согласные глухие?

а) щука, торопиться, чек

в) шаг, пакет, ходовой

9. В каком ряду во всех словах есть звук [j]?

а) петь, яма, льняной

б) емкость, рояль, стоять

в) клев, прелесть, бьют

г) тряпка, сядет, яркий

10. В каком ряду во всех словах есть звук [Г]?

а) стог, город, горох

в) голова, гамак, дорога

г) глушь, ворог, грузчик

11. В каком ряду во всех словах есть звук [Д]?

в) сода, доступ, доблестный

г) стадо, дебаты, дар

12. В каком ряду во всех словах есть звук [Д’]?

а) дьяк, дюжина, падь

б) дышать, ходить, федерация

в) деятельность, дивизия, диалог

г) диплом, полдень, труд

13. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф]?

а) кафе, фронт, федерация

б) феномен, строфа, фикус

в) фурункул, катастрофа, факт

г) фанера, фейерверк, фельдшер

14. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф’]?

а) футбол, дефицит, вприпрыжку

б) функция, правка, плов

в) фильм, циферблат, отправь

г) феерия, червь, вползти

15. В каком ряду во всех словах произносится звук [С]?

а) образ, глаз, матрас

б) здоровье, косьба, трасса

в) массовый, корыстный, сделать

г) сбросить, вывоз, дрозд

16. В каком ряду во всех словах произносится звук [С’]?

а) сувенир, сюрприз, счет

б) изморозь, сигнал, присесть

в) посев, сбитый, плесень

г) корсет, сейф, ситец

17. В каком ряду во всех словах произносится звук [Т]?

а) огород, склад, брод

б) местный, демократия, тонус

в) опасный, тревожный, разъезд

г) трогательный, теннисный, проезд

18. В каком ряду во всех словах есть звук [Т’]?

а) карате, партер, тембр

б) табель, скатиться, убедиться

в) титульный, петь, тяжкий

г) тысяча, бороться, трон

19. В каком ряду во всех словах встречается звук [В]?

а) вера, добавить, завидовать

б) водить, оловянный, свобода

в) вширь, выдержать, готовь

г) вода, добавление, вышина

20. В каком ряду во всех словах встречается звук [Б]?

а) столб, богатый, берег

б) буравить, болезнь, подобраться

в) белеть, пробежать, бокс

г) пробка, робкий, блажь

21. В каком ряду во всех словах есть звук [Ш]?

а) шарж, шорты, шинковать

б) широкий, пробежка, вожжи

в) булочная, конечно, дрожжи

г) счастливый, шествовать, шерсть

22. В каком ряду во всех словах есть звук [Ж]?

а) жареный, стежка, живот

б) грабеж, желтый, живительный

в) кожа, жатва, рубеж

г) божественный, ухаживать, жевать

23. В каком ряду во всех словах есть звук [Ч’]?

а) черный, алчный, нарочно

б) вечность, чемодан, яичница

в) конечно, чулки, чахнуть

г) чудовище, численность, чрезмерный

24. В каком ряду во всех словах встречается звук [Щ]?

а) щавель, счастье, пощада

б) счет, щель, расчистить

в) перебежчик, щенок, плюшевый

г) грузчик, щи, широкий

25. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

26. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

27. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

28. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит озвончение.

а) просьба, косьба, сжал

б) свадьба, жуткий, грозди в) вокзал, гербарий, позже

г) футбол, брызжут, сожженное

29. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит оглушение.

а) столб, низкий, ров

б) друг, испуг, косьба

в) вперед, дрожь, шефствовать

г) огород, веревка, сердце

30. Укажите случаи, в которых написание и произношение совпадают.

31. Укажите, в каком ряду все слова состоят из 5 звуков.

Источник

Разделы науки о языке. Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова. 6-й класс

Класс: 6

Цель: повторить изученное по теме фонетика, орфография, фонетический разбор слова.

Задачи:

Методы и формы обучения: наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

ХОД УРОКА

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности. 1-2 минуты)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 4-5 минут
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности. 4-5 минут
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания. 7-8 минут)
5. Реализация построенного проекта. 4-5 минут
6. Первичное закреплени.е 4-5 минут
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 минут
8. Включение в систему знаний и повторение. 7-8 минут
9. Рефлексия учебной деятельности. 2-3 минуты

Этапы

Деятельность учителя/ученика

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности 1 минута) психологический настрой

— Добрый день, ребята! Садитесь.

— Урок хотелось бы начать с пословицы «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут

— Закройте, пожалуйста, глаза, представьте, что вы находитесь где-то на лугу, на небольшой поляне.

— Прослушайте композицию. (звуки природы) 2 минуты

Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
(А.Прокофьев)

С какими фонетическими законами вы столкнулись в данном предложении?
Люблю – буква ю отдала в качестве мягкой й свою мягкость букве л, поэтому вместо ю слышим букву у.
Березку – буква ё слшится как о, сочетание зк слышится как с.
Русскую – буква ю на конце слова даёт два звука – й и у.
Грустную – буква т не произносится, происходит пропуск буквы.
— Скажите, для чего нужна транскрипция? Именно в транскрипции мы указываем звуки, которые слышим и произносим.
В транскрипции мы указываем ударение в слове, указываем мягкость при помощи апострОфа, показываем принципы оглушения, озвончение тех или иных согласных.
— Какой разбор нам помогает в этом? Фонетический.
— Какова тема нашего урока?
СЛАЙД 11
Разделы науки о языке. Фонетика, Орфография Фонетический разбор слова.
— Какова цель урока? – повторить всё, что касается темы фонетика, орфографии, повторить фонетический разбор слова.
-Задачи?– закрепить знания о фонетике, орфографии, развивать грамотную устную и письменную речь.

Регулятивные УУД:
1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания 7-8 минут)

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут

Молодцы! Возьмите, пожалуйста, карточки. Заполните поля, где нужно указать транскрипцию слов.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Фонетика, орфоэпия, орфография

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Повторение знаний о фонетике, орфоэпии, орфографии.

2. Повторение фонетического и орфографического разборов.

3. Повторение правописания ъ и ь.

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормы произношения слов.

Орфография – раздел языкознания, изучающий правила написания слов.

Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции. Является одной из основных единиц орфографии.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. Учебник.6 класс. В 2-х ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 12 – 19; 191.с.

1. Рыбченкова Л.М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 19 – 25; 159 с.

2. Граник Г. Г., Секреты орфографии: Кн. для учащихся // Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.: ил.

3. Купалова А. Ю. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл. // Купалова А. Ю., Костяева Т. А., Леденева В. В. и др. – М.: Просвещение, 1997. – с. 77-78; 207 с

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru (Дата обращения 09.06.2019)

2. Информационно-образовательный портал Грамота.ру

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прослушайте отрывок из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Пейзаж».

Кругом пестреет лес зелёный;

Уже румянит осень клёны,

А ельник зелен и тенист…

Прислушаемся к звучанию первой строчки. Сравним произношение и написание каждого слова. Выпишем сначала слова, в которых все буквы соответствуют звукам, а затем не соответствующие звукам.

Сделаем вывод: в русском языке есть слова, которые пишутся так, как слышатся. Но в большинстве слов встречаются буквы, которые не соответствуют звукам.

Большинство ошибок делается по причине расхождения звукового и буквенного анализа слова. Чтобы не ошибиться, надо сначала понять, к какой части речи относится слово, каково его лексическое значение, в какой части слова орфограмма.

Причинами орфографических ошибок может быть следующее:

– помните правило, но «не чувствуете» орфограмму, так как не знаете признаков «опасных мест»;

– не можете выделить корень слова или любую другую морфему;

– не можете подобрать проверочное слово;

– не отличаете предлог и приставку;

– не задумываетесь о том, как пишете;

– пытаетесь вспомнить правило, но не можете, так как правило знаете неточно.

Орфограммы в словах можно найти по особым признакам. Для гласных букв – это безударная позиция; гласные после шипящих и ц. Для согласных – стечение согласных, конец слова. Например, слово пестреет (становится пёстрым) – глагол, в котором две безударные гласные: одна в корне, другая в окончании. Правильно написать безударную гласной в корне поможет проверочное слово (однокоренное) или изменение формы слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. П_стретьпёстрый. В корне пишем е. Глагол пестреть относится к 1-му спряжению, стоит в 3-ем лице единственного числа, следовательно, окончание -ет: пестреет.

Вспомним, что звуки речи изучает фонетика, правила письма (орфография), правила произношения (орфоэпия). Правила письма и правила произношения различаются. Например, в словах шапка, шубка третьи буквы (п, б) перед глухим твёрдым [к] произносятся как глухой твёрдый звук [п]: ша[п]ка, шу[п]ка.

Повторим: при фонетическом разборе используют 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы], (в отличие от 10 букв: а, я, о, ё, е, э, и, ы, у, ю). В безударной позиции такие звуки: [а], [у], [и], [ы].

Порядок фонетического разбора.

2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

3. Согласные звуки: звонкие (в том числе и сонорные), глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.

4. Подсчитать, сколько в слове букв и звуков.

Рассмотрим фонетический разбор слова ковёр:

В слове ковёр два слога. Ударение падает на второй слог: ко-вёр.

Гласные звуки: первый безударный, близкий к [а]; обозначен буквой о, второй – ударный [о]; обозначен буквой ё.

Согласные звуки: [к] – глухой парный, твёрдый парный; обозначен буквой к;

[в’] – звонкий парный, мягкий парный; обозначен буквой в;

[р] – сонорный, твёрдый парный; обозначен буквой р.

В слове ковёр 5 букв, 5 звуков.

Запомните произношения некоторых слов:

повторить – повторишь – повторите

скворе[шн]ик, яи[шн]ица, му[з’]ей.

В скороговорке Коля колья колет, Поля поле полет возникают трудности с произношением слов Коля и колья. Сравним слова Коля и колья. В первом слове [КОЛ’А] – 4 звука и 4 буквы. Во втором [КОЛ’Й’А] – 5 звуков и 5 букв. Мягкий знак никогда не обозначает звука, здесь он разделяет буквы л и а в слоге -лья.

Мягкий знак ещё показатель мягкости согласных: пеньки, пень. Мягкость [л’] перед согласным обозначается мягким знаком: болельщик; В магазине продавалась сельдь.

В сочетаниях чк, чн, чт, щн, нщ, нч, рщ мягкий знак не пишется: точно, овощной, девочка, почта, помощник, пончик, фонарщик. В конце предложения ставится точка.

Мягкий знак после шипящих ставится:

– на конце существительных 3-го склонения: ложь (врач – не 3-е склонение; дач – не 3-е склонение); После дождя много луж.

– в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа:

Бабушка будет печь блины.

– в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа:

беречься, поёшь. Тише едешь – дальше будешь.

Следует различать неопределённую форму глагола и 3-е лицо. В неопределённой форме ставится мягкий знак: надо (что делать?) заниматься; он (что делает?) занимается.

Как обозначается слог [ца] у имён существительных и у глаголов? Звуки-то слышатся одинаковые! Помните песенку Водяного из мультфильма «Летучий корабль»?

Я Водяной, я Водяной,

Произнесём: водица [вад’ица] и водиться [вад’ица]. Произнесение слов одинаковое. Необходимо запомнить: звук [ц] слышится у глаголов и у существительных, но в глаголах пишем -тся/ться, а у имён существительных -ца: заботиться, заботится, готовится, готовиться, волшебница, курица, медведица.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

В предложенном списке слов подчеркните слова, у которых все буквы соответствуют звукам.

Дом, сад, коридор, звук, буква, клад, горох.

Разбор задания: вспоминаем, что всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы], (в отличие от 10 букв: а, я, о, ё, е, э, и, ы, у, ю). В безударной позиции такие звуки: [а], [у], [и], [ы]. Запишем слова в транскрипции: дом [дом] – все звуки соответствуют буквам; сад [сат] – на конце слова звучит [т]; коридор [кар’идор] – в безударной позиции [а]; звук [звук] – все звуки соответствуют буквам; буква [буква] – все звуки соответствуют буквам; клад [клат] – на конце слова звучит [т]; горох [гарох] – в безударной позиции [а].

Ответ: Дом, сад, коридор, звук, буква, клад, горох.

Выбор элемента из выпадающего списка

К слову голосок подбери подходящие проверочные слова из предложенного списка.

В) голосование, голосистый.

В слове голосок две проверяемые безударные гласные в корне. Вспоминаем: чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, надо подобрать такое проверочное слово (однокоренное) или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Голосок – голос, отголосок.

Источник

Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография

Повторение изученного по теме:

«Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель: обобщить знания по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.

создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.

создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления.

Тип урока : повторение и обобщение изученного материала по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

Форма урока : урок-практикум.

Ведущая компетенция : культуроведческая (знание обучающимися орфографических правил): работать над расширением словарного запаса и правильностью речи обучающихся.

Ведущий принцип : доступности, научности.

Подход : личностно – ориентированный.

Технологии: технология разноуровневой дифференциации, технология информационно-коммуникативного обучения.

Оборудование урока : видеопроектор,компьютеры.

Запись числа и классной работы с ошибками.

Работа с транскрипцией. На доске записано высказывание Н.В. Гоголя в фонетическое транскипции. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.

[Н’изнай’у / фкакой’ другой’ л’ит’иратур’э паказал’и ст’ихатворцы такой’э б’искан’эч’най’э разнаабраз’ий’э ат’энкоф звука / ч’иму ач’ас’т’и/ разум’эица / спасопстфавал сам паит’ич’иск’ий’ й’изык наш]

Запись учащимися высказывания.

Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.

Николай Васильевич Гоголь

4. Формирование мотивации.

Слово учителя. Мы поработали с тремя слайдами, по которым мы можем сформулировать тему урока.

Начнём с транскрипции (Фонетика), записали в тетради, используя какие знаки? Буквы (Графика). Красным цветом выделены буквы УДАРНЫЕ, произношение соответствует написанию? НЕТ (Орфоэпия) И самый первый слайд с ошибками –(Орфография) Всё это мы изучили? ДА. Что будем повторять?

Транскрипция (в языкознании) – совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, а также соответствующая запись.

Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами). Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.

Звук является наименьшей единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных звуков участвует только голос, а в образовании согласных – шум или голос и шум.

Слайд №7 Физкульминуткадля глаз

6. Задание на повторение тем

Задание по орфоэпии

БаловАть, договОр, завИдно, каталОг, красИвее, премировАть, хвОя, украИнский, хозЯева, щавЕль, занятА, свЁкла, тОрты, бАнты, звонИт, пломбировАть, апострОф, углублЁнный, экспЕрт.

Задание по фонетике и орфоэпии

[Й’эсл’и вынач’н’от’э суд’ит’ л’уд’эй’/ увас н’ихват’ит вр’эм’ин’и нато штобы л’уб’ит’ их]

Если вы начтёте судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. Мать Тереза.

[Какда мал’ин’к’ий’ ч’илав’эк задумываит в’ил’икай’э пр’итпр’ий’ат’ий’э / он вс’игда канч’аит т’эм / што ум’ин’шаит й’иво дауровн’а сфай’эй’ паср’этств’энаст’и]

Задание по фонетике и орфоэпии

Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

[какда ч’илав’эка бран’ат / эта абыч’на азнач’аит / што он абладаит й’асна выражэным характ’иром]

Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером. Т. Эдварде

[ч’илав’эк б’эс пр’инцыпаф иб’ис вол’и пахош на карабл’/ у ка-торавъ ‘н’эт рул’а и компсъ: он м’ин’а]’ит сфа]’о направл’эн’ирэ с каждъй п’ир’и м’энъй в’этра//]

Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которо­го нет руля и компаса: он меняет свое направление с каждой пере­меной ветра. С. Смайлс

Задание по фонетике

1. В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает.

2. В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.

3. В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым.

4. В слове ВСАДНИК первый звук [ф].

Задание № 2. Укажите ошибочное суждение.

1. В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие.

2. В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в].

3. В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв.

4. В слове ВСЕГДА первый звук [ф].

Задание № 3. Укажите ошибочное суждение.

1. В слове РЕЗКИЙ есть звук [с].

2. В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков.

3. В слове БОИТСЯ нет звука [с’].

4. В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению.

Задание № 4. Укажите ошибочное суждение.

1. В слове ШЬЕШЬ четыре звука.

2. В слове ВТОРНИК есть звук [ф].

3. В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый.

4. В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.

Задание № 5. Укажите ошибочное суждение.

1. В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т].

2. В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков.

3. В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ф].

4. В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые.

Задание № 6. Укажите ошибочное суждение.

1. В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими.

2. В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.

3. В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков.

4. В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.

1. В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

2. В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.

3. В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков.

4. В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ш].

Задание № 8. Укажите ошибочное суждение.

1. В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв.

2. В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими.

3. В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [з].

4. В слове ЧУЖОГО есть звук [в].

Задание № 9. Укажите ошибочное суждение.

1. В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т].

2. В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает.

3. В слове КРОВЬ есть звук [ф].

4. Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков.

Задание № 10. Укажите ошибочное суждение.

1. В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими.

2. В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми.

4. В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.

Тренажёр по орфографии

Работа по карточкам

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аут­сайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благове­щение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Бульон, расческа, занимается, чудесного.

4. Произведите фонетический разбор слова объясниться.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Гребень, гриль­яж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жало­вать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат, позвонить, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань).

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Компаньон, открывается, широкого, ис­печься.

4. Произведите фонетический разбор слова р азъехаться.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

7. Итог урока. Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

(Мы сегодня повторили изученный материал по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».)

Слайд №9. Домашнее задание. Стр. 221-223. Упражнение 303

Слайд №10. Спасибо за работу!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *