Что изучает история 5 класс конспект урока фгос
Урок «Введение в историю Древнего мира»
Всероссийский интернет-конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку вводного урока «Знакомство с предметом».
Введение в историю Древнего мира.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: сформировать у учащихся представление об изучении нового систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.
— обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»;
— содействовать пониманию что история это наука, что история Древнего мира – часть Всеобщей истории;
— рассказать об исторических источниках и их видах;
— сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;
— формирование мотивации к изучению истории, заинтересовать учебным предметом.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление темы.
I. Организационный момент.
Слово учителя. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. История рассказывает, где и когда жили люди, как их труд преобразил Землю, как и почему постепенно изменялась их жизнь и как она стала такой, какой мы её знаем сейчас.
II. Изучение нового материала.
Знакомство со структурой учебника
Что изучает история Древнего мира?
Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
В истории нет вымыслов. История – наука. В ней рассказывается то, что учёные узнали о жизни народов, населяющих раньше и населяющих в настоящее время Землю. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает.
Записать в тетрадь:
Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей.
В школе вы ещё много узнаете о славной истории своей Родины и об истории других стран. История народов всего мира с древнейших времён до наших дней называют всеобщей или всемирной историей. В 5 классе вы будете изучать её первую часть – историю Древнего мира.
ЗНАКОМСТВО СО СТРУКТУРОЙ УЧЕБНИКА.
Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, познакомимся с учебником, по которому мы будем заниматься, и выполним задания которые записаны на доске.
— Выяснить фамилию автора учебника, название учебника;
— Как разделен текст учебника, название глав? (знакомство с оглавление);
— Какие условные обозначения использует автор учебника? (знакомство с условными обозначениями).
Самостоятельная работа учащихся с учебником. Устные ответы учеников.
ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА?
Записать в тетрадь:
История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.
Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив наш учебник. А как же настоящие ученые узнают и жизни людей в далеком прошлом?
КАК УЧЕНЫЕ УЗНАЮТ О ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 8).
Беседа по прочитанному:
— Что дает информацию о жизни людей в прошлом?
— Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории?
— Как работает археологическая экспедиция?
— Что такое исторические источники? Их виды?
Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.
Записать в тетрадь:
Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.
Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.
Устные Вещественные Письменные
Задание. Определите вид исторического источника: книга, гробница владыки Египта, черепки битой посуды, надписи высеченные на камне, сказание о древнегреческих богах, орудия труда, монеты.
III. Закрепление темы
Учитель. Задает вопросы классу:
1. Что изучает история?
2. О чем мы узнали на уроке?
3. Что мы записали в тетради?
IV. Рефлексия в форме индивидуального письменного опроса.
— Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова; М.: «Просвещение»
— Арасланова О.В., Соловьев К.А., Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс. М.: ВАКО.
— Ф.П. Коровкин. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.: «Просвещение».
— Поурочные разработки по Всеобщей истории. История Древнего мира 5 класс. К учебнику А.А. Вигасина. Издательство ВАКО.
Конспект урока по истории на тему «Что изучает история» (5 класс)
Конспект урока по истории на тему «Что изучает история». Конспект разработан для пятого класса.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему «Что изучает история» (5 класс)»
Конспект урока по истории
Тема урока: Введение. Что изучает история.
Цель: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс.
-определить место учебной дисциплины в образовательном процессе;
-ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника;
-вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.
предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.
Тип урока: изучение нового материала.
I. Организационный момент
В этом году в расписании появился новый предмет – история. Может кто – то уже начал знакомство в начальной школе. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.
Цицерон так говорил об истории: «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?
1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.
2. Исторические источники.
3. Знакомство со структурой учебника.
III. Работа по теме урока
1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.
Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня. А история человечества началась очень и очень давно, сотни тысяч лет назад.
— Ребята, как вы понимаете выражение «знать историю»?
По ходу выполнения задания составляется схема.).
Знать историю
Уметь отвечать на вопросы
Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.
Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».
2. Исторические источники
Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология.
Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.
Хранятся вещественные источники как правило в музее.
У учащихся на партах лежат тексты средневековой песенки вагантов ХI-XIII веков, которая звучит в мультфильме:
Во французской стороне,
Предстоит учиться мне
Hе сказать словами.
Плачьте ж милые друзья
Hа прощание пожмём
Мы друг другу руки,
И покинет отчий дом
Если не сведут с ума римляне и греки
Сочинившие тома для библиотеки,
Если те профессора, что студентов учат,
Горемыку-школяра насмерть не замучат,
Если насмерть не убьют
Работая в парах с текстом песни, учащиеся могут ответить на вопросы написанные на доске:
1) В каких учебных заведениях учились в старину?
2) Трудным ли было обучение?
3) Как назывались учителя? (профессора);
4) Как назывались учащиеся? (студенты);
5) Кто сочинил тома (учебники) для университетов? (римляне и греки).
На основании полученных ответов и текста песни учащиеся индивидуально составляют мини-рассказ о жизни студентов. Рассказы учащихся заслушиваются (по желанию).
«Устные источники – это легенды, былины, мифы, песни и т.д.».
Объяснение учителя: есть в истории очень важный вид источников— это письменные источники. Запись в тетрадь: «Письменные источники – это документы, письма, сборники законов, надписи, книги.»
3.Знакомство с учебником
В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником, с его главами. Объяснение учителя, что учебник состоит из разделов, касающихся истории первобытного общества, стран Древнего Востока — самой древней в мире цивилизации, а во втором полугодии — знакомство с античностью — Древней Грецией и Древним Римом. Каждая глава делится на параграфы и начинается с вопросов, которые помогут готовиться к урокам.
Согласны ли вы с высказыванием Цицерона: «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
О чем мы узнали на уроке?
Что мы записали в тетради?
Определите, кто сегодня на уроке был самым активным.
Что изучает история
Урок 1. История древнего мира 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что изучает история»
· Вещественные исторические источники
· Письменные исторические источники
На живописных склонах горы Геликон водят хороводы девять муз. Все они дочери главного бога древнегреческой мифологии – Зевса – и богини памяти Мнемосины. Каждая из этих прекрасных муз покровительствует важным областям науки и искусства. Есть среди них музы танца и песен, трагедии и комедии, поэзии и астрономии. А девятая сестра – муза Клио – покровительствует истории.
Она постоянно носила при себе свиток папируса, или пергамента, и стиль – заостренную палочку для письма.
Клио вела записи событий, которые происходили в кругу богов и простых смертных. Со временем записей накапливалось все больше и больше, и их уже было трудно носить с собой. Тогда Клио решила возвести храм для хранения исторических документов и экспонатов. А назвали его «музей», то есть «обитель муз».
Сегодня существуют музеи различных направлений: исторические, технические, литературные и так далее. Самые распространённые среди них – краеведческие музеи. Каждый музей хранит и изучает историю.
Так давайте уточним с вами: что же такое история?
История – древнее греческое слово. Оно означает «исследование» и «рассказ о событиях».
История – это наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась и стала такой, как сейчас.
История нашей страны называется историей России. Она часть всемирной истории, истории народов мира. В пятом классе вы будете изучать первый раздел всемирной истории – историю Древнего мира. Вы узнаете о жизни людей в далеком прошлом.
Но как ученые-историки узнают о жизни людей тысячи и даже десятки тысяч лет назад?
На самом деле жизнь людей не проходит на земле бесследно, она оставляет следы.
От древнейших людей дошли до нас только обломки их костей и сделанные ими вещи – это очень редкие находки.
От более поздних времен нам остались погребения людей, их жилища. В них были найдены рисунки древних людей и фигурки, вырезанные из костей.
Сохранились и дошли до наших дней знаменитые постройки, например пирамиды в Египте, Колизей в Риме, Великая Китайская стена.
Все эти вещи, кости людей, орудия труда, постройки называют вещественными историческими источниками.
Наука, которая изучает жизнь людей по вещественным источникам, называется археологией, что означает «наука о древности».
На месте древних поселений ученые-археологи производят раскопки и находят столь ценные вещественные источники.
Около пяти тысяч лет тому назад люди изобрели письменность. Писали древние люди знаками на камне, на коре деревьев, на коже. Они вели хозяйственные записи, рассказывали о своей стране или о странах, которые видели. Уже в древности люди писали книги. Написаны они были от руки и поэтому высоко ценились. Люди бережно хранили такие книги, и некоторые из них дошли до наших дней.
Записи, из которых ученые черпают знания о прошлом человечества, называют письменные исторические источники.
Но как узнать о жизни и обычаях древних людей, которые не умели писать, а те вещественные источники, которые найдены учеными, не дают полной информации?
Тогда на помощь приходит наука этнография, что означает «описание народов». Она изучает жизнь различных народов, которые проживают на отдаленных островах, в труднодоступных местах. Этих людей не коснулась цивилизация, и они живут так, как жили их предки тысячи и тысячи лет тому назад. Они не имеют своей письменности, многие из них не знают металлов. Ученые-этнографы поселяются в этих племенах и как будто попадают в далекую древность. Они описывают жизнь и обычаи туземцев, записывают их сказания.
Муза Клио отвечает любознательным на вопросы «что произошло?», «где?», «с кем?» и «когда?». В последнем случае не обойтись без науки о времени – хронологии.
Уже в глубокой древности люди вели счет времени в таких единицах, как сутки. Сейчас мы уже знаем, что это период обращения Земли вокруг себя. Месяц – период обращения Луны вокруг Земли. Год – период обращения Земли вокруг Солнца.
А вот термин «век» имеет двойное значение.
В первом значении это конкретный временной отрезок, равный ста годам, – столетие.
Во втором значении это исторический период – эпоха со своими характерными особенностями. Например: каменный век, бронзовый век, железный век.
Каждый человек ведет свое летоисчисление, как правило, от дня рождения. Но человечество в целом не имеет единой точки отсчета. Первобытные люди считали время от лета – поры сбора урожая. Древние греки отсчитывали года от первой Олимпиады. Римляне – от основания Рима. И так в разных странах был разный счет времени. Согласитесь, это не очень неудобно!
В странах, где традиционно исповедовалась христианская религия, все даты стали нумеровать от Рождества Христова. Отметим это событие на ленте времени.
Любой следующий за этим событием год – это год нашей эры.
Годам, оказавшимся за границей нашей эры, проставляют номера начиная от предшествующего Рождеству года с увеличение в противоположную ходу времени сторону. Про эти события мы говорим, что они произошли до нашей эры.
Таким образом, номер года нашей эры показывает, сколько лет уже прошло после Рождества Христова. Чем больше цифра, тем ближе к нашему году, в котором мы живем.
Номер года до нашей эры показывает, сколько лет еще остается до Рождества Христова. Чем больше цифра, тем год дальше от нынешнего.
Давайте мы с вами сосчитаем, сколько прошло времени от начала нашей эры. Здесь все просто. Сто лет составляют век, или столетие. Десять веков – тысячелетие.
Еще один пример: в четвертом тысячелетии до нашей эры в Египте возникли государства. Сколько лет тому назад произошло это событие? К четырём тысячелетиям до нашей эры прибавляем два тысячелетия нашей эры. И получаем, что государства в Египте возникли около шести тысяч лет тому назад.
Итак, мы видим, что у истории есть помощники – вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография и хронология. Но на этом список не заканчивается. Исторических дисциплин много. Это и геральдика, изучающая гербы, и генеалогия, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей, и нумизматика, изучающая монеты, и так далее. Все они подобны ручейкам, которые сливаются в единую полноводную реку. Информация каждой исторической дисциплины делает историю интересней и познавательней. И, наверное, невозможно узнать все, но можно прикоснуться к самому интересному.
ФГОС.План-конспект урока по истории в 5 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Нуридинов Валерий Владимирович
учитель истории и обществознания МОАУ СОШ № 17 г. Кореновск.
Конспект урока истории в 5 классе
Образовательная система «Школа 2100». Базовый учебник: В.И.Уколова. Древний мир. 5 класс. 2010. Издательство «Сфера», тетрадь-тренажер И.Е.Уколовой. История. Древний мир. 5 класс. М. 2012
Тема урока : . Религия древних греков
изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями,умение выделять главное.
Предметные УУД – ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий,понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.
Тип урока : проблемно-диалогический
Межпредметные связи : анализ письменных источников (+ литература),составление логических цепочек (+геометрия), работа с картой (+география),
Использование информационно-коммуникативных технологий: показ фрагмента «экранной» лекции из УЭИ «Всеобщая история»(ООО «Кордис&Медиа» Е-meil:sales@cordis.ru),отрывки из в/ф «Древняя Греция»,интерактивная игра «Герои Эллады» (ЛОИ 2010г)
Интеллектуальный продукт урока : таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы,их олицетворяющими и с занятиями древних греков
Тип урока : проблемно-диалогический
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»»
Подготовка устного ответа по карточке.
Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (3-5 человек).
В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.
а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).
б) Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы. Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из очей его брызнули крупные слезы.
Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился,
Мачту поднявши и белый на мачте расправили парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море.
Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?
а) О каких героях вы узнали из игры «Герои Эллады»?Какие подвиги они совершили?
Устный ответ ученика по карточке и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Посмотрите внимательно на доску, как вы думаете, какой вопрос нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке?
Переход к изучению новой темы
Беседа с учащимися.
Почему появляются религиозные верования? (Потому , что человек не мог объяснить явления природы.) Учитель показывает классу слайды с изображениями, именами древнегреческих богов-олимпийцев, приглашая к доске учащихся, которые дают комментарии к изображениям
Примечание: учащиеся должны быть знакомы с изображениями, именами богов греческого пантеона. В зависимости от подготовки класса отдельные слайды на доске уже могут содержать какую-либо частичную информацию о персонаже. В случае затруднения выполнения учащимися задания возможны подсказки со стороны учителя
АИД
Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.
Ознакомимся с мифами о древнегреческих богах.
Изучение новой темы
Боги Греции.Просмотр фрагмента в/ф «Древняя Греция».
Миф о Деметре, Дионисе, Прометее.
Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.
Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).
Какие силы природы
занятий они считались
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее,стр. 134-135 Вигасина.
Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)
Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)
Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)
V . Закрепление изученного материала
Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды
и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь. )
Почему сейчас люди не верят в них? (Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.)
Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 28 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?»; какие подвиги совершил Геракл?Продолжить работу по интерактивной игре «Герои Эллады»
Дополнительный материал: Подвиги Геракла
Гераклу помогла богиня Афина. Она дала ему два медных тимпана, которые выковал бог Гефест. По указанию Афины герой встал на высоком холме у леса, где гнездились птицы, и ударил в тимпаны, а когда птицы в испуге взмыли ввысь, перестрелял их из лука.
Дополнительный материал : интерактивная игра «Герои Эллады». (см.приложение)