Что изучает краеведение 1 класс

Программа кружка «Краеведение» для учащихся 1 класса

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Программа кружка рассчитана на школьников 1-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей семьи, родного края, родной страны. Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, посёлку, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с посёлком. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Программа является модифицированной и разработана на основе авторских программ : Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (под ред. Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой), с учетом современных образовательных технологий и требований к конкурсам, смотрам районного уровня.

Актуальность программы обусловлена тем, что ведение занятий краеведения способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, развитие личности ребенка, сплочение коллектива, расширение исторического диапазона учащихся, повышение знаний о природных, социально-экономических и исторических условий родного края.

Педагогическая целесообразность заключается в знакомстве учащихся с природой и историей своего родного края.

Школьное краеведение – это всестороннее изучение, учащимися под руководством учителя природных, социально – экономических и исторических условий родного края.

Содержание, организационные формы и методы кружка определяются целями и задачами учебно–воспитательного процесса в школе, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально – экономическими условиями родного края.

Работа в кружке базируется на изучении исторического прошлого и природных ценностей родного края, включая в себя экскурсии, походы, дни здоровья встречи с ветеранами, уроки мужества, читательские конференции, проектную и исследовательскую деятельность.

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Волгоградской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития малой Родины, историей своей семьи;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Курс «Краеведение» усиливает персонификацию краеведческого материала. Изучая биографии своих родственников, знаменитых земляков, ребята постигают мастерство жизни, выделяют жизненные приоритеты прославленных людей, сверяют свои поступки и дела с их делами и поступками.

Важное значение в успешной реализации этой деятельности имеет заинтересованность как воспитанников и педагогов. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.

Краеведческая программа также способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения через учения своей «малой Родины»: от «родного гнезда» – своего края – до Отечества.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческие и туристические технологии, проектные технологии.

Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия по 4 0 минут.

Рекомендуемый минимальный состав группы года обучения – 12 человек.

Учебная программа рассчитана на 64 часа, с сентября по май включительно.

Предполагаемые резул ь таты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся

— что изучает краеведение;

— историю возникновения и развития Елани;

— семейные традиции, профессии;

— особенности природы Еланского района;

— имена земляков, вошедших в историю края;

— памятники и памятные места Елани;

— заповедные места нашего края;

— символику Еланского района,

Учащиеся должны уметь:

— составлять рассказы о семье, её традициях, составлять родословную;

— принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.

— пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях

— составить “паспорт” реки, растения, животных нашего края.

— изготавливать гербарий растений различных природных сообществ края.

— готовить доклады, рефераты по данным темам;

Источник

Рабочая программа по краеведению (1 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Лицей№1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению

1 класс

2017-2018 учебный год

Рабочая программа курса «Краеведение» для 1 классасоставлена на основании следующих нормативных документов:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3. Письма Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);

4. Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

5. Образовательной программы МБОУ «Лицей №1» (утверждёна приказом директора № 195/2-п от 29 августа 2016 г.);

6. Учебного плана МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора от ___);

7. Календарного учебного графика МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора ___);

8. Программы внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы (авторы Л. А. Обухова, Н. С. Махина- Воронеж,2013, с учетом методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы: Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – Москва «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (Москва, «Просвещение», 2011).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, родной край, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровье сберегающей и творческой деятельности.

1. Социализация ребёнка.

2. Развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний о родном крае.

3. Развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

4. Формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять).

5. Воспитание любви к природе, своему Отечеству, родному краю, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Место учебного курса в учебном плане:

На изучение курса «Краеведение» в 1 классе начальной школы отводится 1ч в неделю. Программа рассчитана на—33 ч (33 учебные недели).

II.Планируемые результаты освоения курса

Освоение детьми программы «Краеведение» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

• положительное отношение к процессу учения, приобретение знаний и умений в вопросах изучения краеведческого материала;

• осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

• навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе

• понимание важности здорового образа жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Первоклассник будет учиться:

• организовывать свою деятельность, готовить рабочее, место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией, и др.);

• принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

• планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;

Познавательные универсальные учебные действия

Первоклассник будет учиться:

• осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи;

• понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

• подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Первоклассник будет учиться:

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

• отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;

• вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Первоклассник научится:

• приводить примеры объектов, которые изучает краеведение;

• описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления края, называя их существенные признаки

• сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки,

• характеризовать признаки времён года в родном крае, сезонные изменения в живой и неживой природе;

• ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

• рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др. ;

• использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

• узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

• находить на карте Российскую Федерацию её столицу город Москву, свой регион и его административный центр;

• понимать, что такое Родина, родной край, малая родина

• готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Воронежа, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) исторических памятников, театров и других объектов культуры;

• соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

• осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

• оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

• соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

• соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

• объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

• составлять и выполнять режим дня.

III СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Знакомство с понятиями: родные, край, семья, Родина, Отечество, дом.

Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.

Предметы нашего быта, дома современные и которые строили в старину. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).

Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».

Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.

Семейные традиции, создание паспорта семьи. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.

Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Практическая работа. Игры с использованием имен.

Что означает слово «ученик», рассказывание о себе и режиме дня по плану. Знаешь ли ты свои прав и обязанности?

Конкурс рисунков и рассказов. Экскурсия в школьный музей. Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.

Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.).

Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.

Как отмечают Новый год в нашей стране, в других странах.

Практическая работа. Подготовка к Новому году.

Как в старину называли первые сёла, какие в сёлах существуют традиции, народные костюмы, промыслы.

Практическая работа. Подготовка выставки «Воронеж сегодня».

Краткая характеристика животного и растительного мира, Красная книга нашего края, проблемы сохранения природного наследия.

Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.

Практическая работа. Экскурсия на предприятие.

О профессиях моих родных, мои мечты «Какую профессию выбрать».

Краткая информация о предприятиях города, продукции, которую они выпускают.

Воронеж в далёкие времена, царь Пётр первый и первые корабли на воронежских верфях, ратные страницы города, известные люди – мои земляки.

Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.

Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.

Ты один дома, ты на улице, ты и дорога, телефоны важных служб, которые тебе помогут.

Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.

Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

Государственная символика России. Герб Воронежа.

Практическая работа. Рисование флага России.

Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь. Краткие исторические рассказы о возникновении города, основателе Москвы князе Юрии Долгоруком, памятных местах столицы.

Практическая работа. Игра –путешествие: «Достопримечательности Москвы»

Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.

Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.

Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».

Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.

Практическая работа.Ролевая игра: «Мы из разных стран».

Экскурсия в краеведческий музей.

Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»

с указанием количества часов на освоение каждой темы

№ п\п Наименование разделов и тем Всего часов

1 Что изучает краеведение? 1

3 Мир твоего дома. 1

4 Жизнь каждого члена семьи. 1

5 Отношения в семье. 1

6 Моя родословная. 1

10 Трудовая жизнь школы.

11 Школьные, семейные традиции и праздники.

13 Сёла моего края.

14 Животные и растения моего края.

15 Труд людей в городе и в селе.

16 Профессии в моей семье.

17 Профессии в моей семье.

18 Предприятия моего города.

22 Правила безопасного поведения.

23 Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина.

24-25 О гербе, флаге и гимне.

26 Москва – столица нашей родины.

27-28 Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.

29-30 Я – надежда Отечества.

31 Земля – общий дом для всех людей.

32-33 Обобщение, экскурсии. 2

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет Принята на педсовете Утверждаю ___ Протокол № 1 от 24.08.2016 года Заведующий МБДОУ детским садом № 3 Т. В. Леонтьева.

Рабочая программа по конструированию Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по конструированию на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по лепке Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по лепке на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа (продолжение) 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе Концептуальные основания оценки качества образовательной.

Рабочая программа (продолжение) Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» (первый класс) Раздел 1. Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (первый класс) Раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс (продожение) 5. Общие сведения о языке 1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального.

Источник

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе «Краеведение»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МКОУ Шишовская СОШ

Рассмотрено на заседании МО « Утверждаю» учителей начальных классов Директор МКОУ Шишовская СОШ

Протокол № ……….от…………2014г _______________

Председатель МО …………………… / Ковалёв А.Н../

Соломатина С.А. Приказ № от «…….» ……………2014г

Заместитель директора по ВР

Рабочая программа по внеурочной деятельности

« Краеведение » (первый год обучения)

учитель начальных классов

2014г МКОУ Шишовская СОШ

Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук. Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.

Нормативно-правовая и документальная основа разработана в соответствии с Положением о внеурочной деятельности учащихся в МКОУ Шишовская СОШ.

Цели краеведческого образования

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

— понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

— осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

— интересовался жизнью края;

— умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

— участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.

Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины

Задачи, межпредметные связи и ожидаемые результаты

изучения курса «Краеведение» по ступеням обучения

Дать учащимся представление о ценности (значимости) объектов жизненного пространства ребенка для них и для других жителей

Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с природоведением, окружающим миром, ОБЖ, искусством

Осознание учащимися своей взаимосвязи с окружающим микромиром, его значимости для ребенка и других жителей: «Я и мой родной край»

расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ,;

приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

в области воспитания:

содействие гармоничному развитию личности школьника;

совершенствование духовных и физических потребностей;

формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

гуманное отношение к окружающей среде;

воспитание патриотизма, любви к родному краю;

создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Основные дидактические принципы

Принцип интеграции

Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.

Принцип вариативности

В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.

Принцип дифференциации и индивидуализации

Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.

Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.

Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.

Познавательное и воспитательное значение краеведения

Краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников. Оно помогает увидеть и оценить просторы и красоту родного края, ощутить эмоциональное и нравственное воздействие природы.

Знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интерес и склонность к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональном становлении.

Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий – района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляются местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.

Краеведение рассматривает вопросы современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть: население края, состояние экономики края в целом и отдельных его отраслей, населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края, отдельные предприятия и учреждения. Изучаются ресурсы края, их соотношение с имеющимися потребностями населения и, несомненно, устанавливается роль края в развитии экономики всей страны.

Приобщение детей к работе по изучению полезных ископаемых местности приводит к открытию юными геологами новых месторождений, новых минералов. Коллекционирование местных минералов и ископаемой флоры и фауны является начальным этапом научных исследований.

Все стороны социально-экономической жизни людей тесно взаимосвязаны. Важен исторический подход в изучении населения и экономики края при рассмотрении их в связи с прошлым и с учетом перспектив дальнейшего развития.

Краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.

Использование культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.

Различные формы краеведческого образования (научно-исследовательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.

Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами.

Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.

Второе. Важный педагогический аспект краеведения заключается в возможности быть механизмом организации воспитательной системы в школе.

Как объединяющее начало всех наук краеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования.

Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.

Программа первого года обучения (1класс) представляет собой курс «Мой родной дом», разработанна на основе курса «Краеведение» Л.А. Обухова, Н.С.Махина, Г.В. Онегина. Краеведение. Первый год обучения: Воронеж: ВОИПКиРО, 2013.

Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Домовая и художественная резьба по дереву. – М., 1996.

Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.

Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. – М., 1994.

Старинные русские пословицы и поговорки / Сост. В.П. Аникин. – М., 1987.

Очерки истории Воронежского края. – Т. 1. – Воронеж, 1961.

Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М., 1984.

Пульвер Е. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.

Рогов А. Как строили на Руси. – М., 1997.

Русский народный костюм. – Л., 1984.

Русские народные загадки, сказки. «Ни окон, ни дверей». – М., 1989.

Что такое. Кто такой: В 3 т. – М., 1994.

Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб, 1997.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М., 1999.

Календарно-тематическое планирование по краеведению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *