Что изучает медицинская антропология

Медицинская антропология

Содержание

Народная медицина и медицинские методы

Концепция «народной медицины» обсуждалась профессиональными антропологами в первой половине двадцатого столетия при демаркации магических практик, медицины и религии и при исследовании роли и значения народных целителей и их методов самолечения. Они воспринимали народную медицину как специфическую культурную особенность некоторых сообществ, отличную от общепринятых правил биомедицины. Если бы в каждой культуре была выявлена собственная своеобразная народная медицина, базирующаяся на культурных особенностях, то можно было бы установить существование столь же большого количества медицинских систем, что и количество культур, и в дальнейшем развивать сравнительные исследования этих систем. Те медицинские системы, в которых не было обнаружено синкретических особенностей европейской народной медицины, получили название примитивной медицины или медицины дотехнической эпохи (pretechnical medicine) в зависимости от того, относились ли они к современным аборигенным культурам или к культурам, существовавшим до эпохи Классической Греции. Медицинские системы с задокументированными методами (традиционная тибетская медицина, традиционная китайская медицина, аюрведа) иногда назывались систематическими (systematic medicines). Сравнительное изучение систем оказания медицинской помощи известно под названием этномедицина или же, если предметом изучения служит психопатология, под названием этнопсихиатрия.

Согласно этой концепции, медицинские системы следует рассматривать как специфический продукт культурной истории каждой этнической группы. Научная биомедицина представляет собой одну из множества медицинских систем и на этом основании может рассматриваться как форма культуры, служащая самостоятельным объектом исследования. Такая точка зрения, базирующаяся на присущем культурной антропологии культурном релятивизме, способствовала обсуждению следующих фундаментальных вопросов в ходе медицинской и психиатрической полемики:

Начиная с конца XX столетия, медицинские антропологи привержены гораздо более утончённому осмыслению проблемы культурных репрезентаций и социальных практик, связанных со здоровьем, болезнью, медицинской помощью и уходом. Они выработали понимание универсального подхода с чрезвычайно разнообразными локальными формами осуществления процедур.

Прикладная медицинская антропология

В США, Канаде, Мексике и Бразилии антропология и медицина первоначально пересекались при осуществлении программ здравоохранения для этнических и культурных меньшинств, а также при количественной и этнографической оценке медицинских учреждений (больниц и психиатрических лечебниц) и оказания первой помощи. При осуществлении программ здравоохранения необходимо было решить проблемы, возникавшие в ходе создания систем медицинской помощи для сложной мозаики этнических групп. Этнографическая оценка включала анализ межклассовых конфликтов внутри учреждений, приводивших к нежелательным последствиям для их административной реорганизации и исходных целей, в особенности в отношении конфликтов между докторами, медицинскими сестрами, вспомогательным персоналом и административным персоналом. Этнографические отчёты свидетельствуют о том, что упомянутые межклассовые конфликты непосредственно определяют терапевтические критерии и оздоровительные процедуры. Кроме того, эти отчёты способствуют выработке новых методологических критериев для оценки нововведений, производимых в ходе реформирования здравоохранения.

Эмпирические ответы на эти вопросы вовлекли антропологов во многие сферы деятельности, в том числе: реализация международных и государственных программ здравоохранения в развивающихся странах, оценка влияния социальных и культурных особенностей в эпидемиологии определённых форм психиатрической патологии (транскультуральная психиатрия); изучение культурной сопротивляемости инновациям в терапевтической практике и медицинском уходе; изучение традиционных целителей, знахарей и повитух, которые могут выполнять функции санинструкторов (так называемые «босоногие доктора» [7] ).

Перспективы развития медицинской антропологии

В настоящее время исследования в сфере медицинской антропологии являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений антропологии, в котором продолжается процесс специализации. По этой причине перспективы дальнейшего развития служат предметом дискуссии. В целом можно выделить пять основных областей:

Кроме того, глобальное значение для медицинской антропологии имеют вопросы насилия и социального страдания (social suffering [8] [9] ), а также другие вопросы, затрагивающие физический и психологический урон и страдание, которые не вызваны болезнями. С другой стороны, ряд дисциплин пересекается с медицинской антропологией при разработке исследовательской методологии и теоретизировании: культуральная психиатрия и транскультуральная психиатрия (этнопсихиатрия).

Источник

Тема 8. Медицинская антропология

Многие авторы этого направления различают «заболевание» и «недуг» как медицинское и культурное понимание явления. Медицинское определение касается патологических состояний организма, независимо от того, признается ли оно в данной культуре или самим индивидом. Культурное понимание к болезни относит культурно и социально определяемые или принятые восприятия и опыт недуга, включая те, что могут быть определены в медицинских терминах, а также те, которые не соответствуют существующим медицинским классификациям.

В свою очередь, антропология болезней фокусируется на социальных отношениях, которые продуцируют формы и распределение заболеваний в обществе. Этот подход концентрируется не на опыте болезни, а на социальных системах, структурах власти, социальном значении и социальных последствиях заболевания. Каждое общество обладает собственным набором правил для перевода знаков в симптомы, отсюда различаются и определения заболеваний и образцы лечения. Социальные факторы не только влияют на диагноз, но также обусловливают доступность различных способов лечения и собственно врачей для разных сегментов общества.

Нельзя сказать, что для медицинской антропологии характерна какая-либо единственная теоретическая парадигма. Различают медицинскую антропологию, цель которой — повысить эффективность клинической практики, и медицинскую антропологию, связанную с анализом социальных отношений власти и производством медицинского знания. В первом случае медицинская антропология привносит в медицинскую практику кросскультурную чувствительность и поощряет врачей на применение знаний присущей пациенту когнитивно-символической организации опыта болезни и лечения. Во втором случае антропологи вскрывают, как медицинская система функционирует в качестве идеологической и властной структуры общества, подвергая критике эту часть аппарата социальной стратификации.

В целом можно выделить пять основных направлений медицинской антропологии: биомедицинское, этномедицинское, экологическое, критическое и прикладное. Все эти направления основаны на трех главных положениях.

Первоначально развитие медицинской антропологии происходит из антропологического интереса в различных легендах и верованиях о заболеваниях и целительских практиках. Ранние этномедицинские исследования сводились к изучению немедицинских обществ и экзотических культур и, по большей части, относились к сравнительному религиоведению. Идеи относительно заболеваний и терапевтических ритуалов можно интерпретировать как окно в мир космологических представлений и культурных ценностей. Позднее ученые осознали, что существует теснейшая взаимосвязь между понятиями здоровья и социальной организации, и этномедицина стала общим фокусом этнографических исследований. Типичные этномедицинские исследования фокусируются на классификации и культурном смысле заболеваний (как соматических, так и психических), поведении заболевших людей, стремящихся восстановить здоровье, на теориях, обучении и практике целителей.

Биомедицинские антропологи используют иммунологические исследования, чтобы проследить причины и ход развития эпидемий. Биологические антропологи изучают физиологическую адаптацию человека к широкому спектру стрессов, включая высоту (в горах), холод, голодание, инфекционные заболевания. Здесь применяются лабораторные научные методы (например, биохимический анализ этнофармакологических составляющих) для исследований биохимического и физиологического функционирования этномедицинских практик. Такой тип анализа сыграл важную роль, например, в открытии вакцины от гепатита

Экологическая антропология исследует как культурные, физические и политико-экономические факторы оформляют распределение заболеваний и смертности. Паттерны заболеваний характеризуются эпидемиологическими методами (в отношении времени, места и индивида) и часто отражают культурные практики, ассоциируемые с диетой, образом деятельности, сексуальностью. Кроме того, культурным образом определяемые групповые практики (например, введение ирригационного сельского хозяйства) могут трансформировать экологический баланс заболевания в пользу патогена (например, малярии) и принести вред здоровью. Экологический анализ в медицинской антропологии демонстрирует не только негативные последствия социальных и культурных изменений, но и то, как эти трансформации улучшают здоровье некоторых групп.

Политико-экономическая ориентация критической медицинской антропологии рассматривает здоровье в свете более широких политических и экономических сил, которые оформляют человеческие отношения, социальное поведение и обусловливают коллективный опыт. Медицина воспринимается не только как набор процедур лечения, но как особый комплекс социальных отношений и идеология, которая их легитимирует. Признание центральности политико-экономических измерений болезни и лечения, неравные социальные отношения между целителями и пациентами — ключевые отличительные черты этого подхода.

Интерес к прикладным аспектам медицинской антропологии существовал с самого начала существования этой дисциплины. Существует две отрасли прикладной медицинской антропологии — клиническая антропология и антропология сферы здравоохранения. Клиническая отрасль медицинской антропологии известна благодаря тому, что она использует объяснительные модели, чтобы проанализировать концептуальные различия между восприятием болезни и заболевания у врачей и пациентов. Клинические прикладные антропологи работают в биомедицинских учреждениях с медицинскими работниками и услугами, они также принимают участие в подготовке будущих медиков. Здесь нет какой-либо одной-единственной теоретической позиции, но этот подход можно интерпретировать как антропологическую теорию и методы, посвященные вопросам здоровья, болезни и здравоохранения.

Что изучает медицинская антропология

Клинические медико-антропологические исследования очень разнообразны, включая микроуровневый анализ выбора медицинских услуг или услуг здравоохранения, верования и убеждения, связанные с болезнями, такие события жизненного цикла, как рождение ребенка, менопауза, влияние культурных установок, ценностей и практик на стремление выздороветь, сохранить или восстановить здоровье, статистика заболеваемости и здоровья, опыт заболевания (например, исследование опыта перенесения боли), интеракции целителя и пациента. Антропологи могут работать в госпиталях и клиниках как культурные медиаторы и интерпретаторы, особенно когда речь идет о мульти-культурном контексте. Примеры макроуровневых исследований связаны с изучением систем здравоохранения, их политических и экономических условий.

Прикладная медицинская антропология в сфере здравоохранения в последние годы приобретает все большую важность. Все больше медицинских антропологов работают в международных проектах здравоохранения, особенно там, где делается акцент на детском здравоохранении, осуществляется вмешательство в практики питания и лечения, требующее участия общины или местного сообщества. Антропологи работают над всеми аспектами таких проектов, включая идентификацию и анализ проблем, практическую интервенцию (вмешательство), оценивание специфических проблем, связанных со здоровьем, и эффекты новых медицинских технологий, внедряемых в традиционные культурные условия.

Предметом отечественных исследований выступают проблемы общественного здоровья, в связи с чем антропологи включают в орбиту своего внимания такие вопросы, как экология, болезни и человеческое поведение, проводятся исследования стрессов и заболеваний в различных культурах. Интерес вызывают исследования употребления психоактивных веществ, практик манипуляций с собственным телом, диет и систем питания, практик голодания.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Термин «медицинская антропология» используется с 1963 г. как ярлык для эмпирических исследований и теоретических разработок антропологами социальных процессов и культурных представлений о здоровье, болезни и связанных с ними практик ухода / ухода.

Кроме того, в Европе также использовались термины «антропология медицины», «антропология здоровья» и «антропология болезней», а «медицинская антропология» также была переводом голландского термина 19-го века «medische anthropologie». Этот термин был выбран некоторыми авторами в 1940-х годах для обозначения философских исследований здоровья и болезней.

СОДЕРЖАНИЕ

Историческое прошлое

Популярная медицина и медицинские системы

Согласно этой концепции, медицинские системы будут рассматриваться как конкретный продукт культурной истории каждой этнической группы. Научная биомедицина станет еще одной медицинской системой и, следовательно, культурной формой, которую можно было бы изучать как таковую. Эта позиция, восходящая к культурному релятивизму, поддерживаемому культурной антропологией, позволила дискуссии с медициной и психиатрией вращаться вокруг некоторых фундаментальных вопросов:

С конца 20-го века медицинские антропологи имеют гораздо более глубокое понимание проблемы культурных представлений и социальных практик, связанных со здоровьем, болезнями, а также медицинской помощью и вниманием. Они понимались как универсальные с очень разнообразными локальными формами, артикулированными в транзакционных процессах. Ссылка в конце этой страницы включена, чтобы предложить широкую панораму текущих позиций в медицинской антропологии.

Прикладная медицинская антропология

Этнографические данные подтверждают критику институционального опекунства и решающим образом способствовали политике деинституционализации психиатрической и социальной помощи в целом и привели в некоторых странах, таких как Италия, к переосмыслению руководящих принципов по образованию и укреплению здоровья.

Эмпирические ответы на эти вопросы привели к тому, что антропологи были вовлечены во многие области. К ним относятся: разработка международных и местных программ здравоохранения в развивающихся странах; оценка влияния социальных и культурных переменных на эпидемиологию некоторых форм психиатрической патологии (транскультурная психиатрия); изучение культурного сопротивления инновациям в терапевтических и лечебных практиках; анализ практики исцеления по отношению к иммигрантам; и изучение народных целителей, народных целителей и опытных акушерок, которые могут быть заново изобретены в медицинских работников (так называемые босоногие врачи).

Кроме того, с 1960-х годов биомедицина в развитых странах столкнулась с рядом проблем, требующих проверки предрасполагающих социальных или культурных факторов, которые были сведены к переменным в количественных протоколах и подчинены причинным биологическим или генетическим интерпретациям. Среди них следует особо отметить:

а) Переход от доминирующей системы, предназначенной для лечения острой инфекционной патологии, к системе, предназначенной для лечения хронической дегенеративной патологии, без какой-либо специфической этиологической терапии.

б) Возникновение потребности в разработке долгосрочных механизмов и стратегий лечения, в отличие от резких терапевтических методов лечения.

c) Влияние таких понятий, как качество жизни, на классические биомедицинские терапевтические критерии.

К этому добавляются проблемы, связанные с внедрением механизмов общественного здравоохранения. Эти проблемы изначально воспринимаются как инструменты борьбы с неравным доступом к услугам здравоохранения. Однако, как только комплексная услуга становится доступной для населения, возникают новые проблемы из-за этнических, культурных или религиозных различий или из-за различий между возрастными группами, полами или социальными классами.

Если внедрение механизмов социальной помощи порождает один набор проблем, тогда возникает совершенно новый набор проблем, когда те же самые механизмы демонтируются и ответственность, которую они когда-то брали на себя, снова перекладывается на плечи отдельных членов общества.

Во всех этих областях местные и качественные этнографические исследования необходимы для понимания того, как пациенты и их социальные сети объединяют знания о здоровье и болезнях, когда их опыт зависит от сложных культурных влияний. Эти влияния являются результатом характера социальных отношений в развитых обществах и влияния социальных сетей, особенно аудиовизуальных средств массовой информации и рекламы.

Повестка дня

В настоящее время исследования в области медицинской антропологии являются одним из основных направлений развития антропологии в целом, и здесь происходят важные процессы внутренней специализации. По этой причине любая повестка дня всегда дискуссионна. В целом мы можем рассмотреть следующие шесть основных полей:

Обучение

Все медицинские антропологи проходят подготовку по антропологии как основной дисциплине. Многие пришли из медицинских профессий, таких как медицина или медсестра, в то время как другие пришли из других областей, таких как психология, социальная работа, социальное образование или социология. Культурные и транскультурные психиатры проходят подготовку как антропологи и, естественно, психиатры. Обучение медицинской антропологии обычно осуществляется на уровне магистра (MA или M.Sc.) и докторантуры.

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

Следующие книги представляют глобальную панораму международной медицинской антропологии и могут быть полезны в качестве справочников для начинающих, заинтересованных студентов или для людей, которым нужен общий текст по этой теме.

Источник

Общие понятия медицинской антропологии

Медицинская антропология

При изучении изменчивости патологических состояний организма человека медицинская антропология реализует методы исследования, принятые в общей антропологии. Некоторые вопросы, имеющие отношение к медицинской антропогии, изучались российскими учеными и врачами, начиная с конца XIX века, однако свой официальный статус медицинская антропология получила в 1968 году на Международном конгрессе антропологов в Токио. В нашей стране вопросы медицинской антропологии наиболее полно изложили в своей монографии В.Г. Ковешников и Б.А. Никитюк (1992). Они видят цель медицинской антропологии в разработке комплексных представлений о пределах изменчивости организменных и личностных особенностей человека для создания модели здорового человека соответственно с возрастом, полом, этнотерриториальной принадлежностью, профессией и другими факторами. Лишь отграничив в норму от патологии, и выделив переходное звено в виде предболезни, можно решать задачи укрепления здоровья населения. В известном смысле можно сказать, что медицинская антропология — это медицина здорового человека.

В.В. Кузин и Б.А. Никитюк (1995) в медицинской антропологии выделяют биомедицинскую и клиническую.

Биомедицинская антропология изучает соматопсихическую целостность здрового человека, формы и факторы изменчивости составляющих ее признаков, факторы благополучия и риска для здоровья человека. Специфическим для этой науки является учение о здоровье — валеология, которая включает понятия об уровнях здоровья и критериях их оценки.

Клиническая антропология изучает соматопсихическую целостность больного человека, клиническое разнообразие болезненных проявлений в связи с индивидуальной, половой, возрастной, этнотерриториальной, профессиональной, биоритмологической и другими проявлениями изменчивости.

Таким образом, медицинская антропология теснейшим образом связана как с профилактической, так и с клинической медициной и входит в ее теоретический базис. Это говорит о важности и более того о необходимости преподавания этого предмета в медицинских вузах.

Медицинская антропология оперирует такими общими понятиями, как здоровье и патология, предболезнь и болезнь, норма, вариации и аномалии.

Норма определяется как оптимум развития, строения и функционирования организма. Можно также рассматривать норму как нечто общее, присущее человеку как биологическому виду или определенной совокупности людей. Отсюда следует, что существуют нормы видовые, половые, возрастные, расовые и этнотерриториальные. Границы нормы для измерительных признаков определяются обычно по статистическим показателям – отклонению от среднестатистического на две стигмы в каждую сторону. Таким образом, в медицинской антропологии норма охватывает множество вариантов строения и функционирования организма и отдельных его частей.

Вариации представляют собой морфологически и (или) физиологически выраженные отклонения, не выходящие за границы нормы в развитии органа или признака.

Апомалия рассматривается как отклонение от структуры и (или) функции, присущих человеку как биологическому виду, а также половым, возрастным, расовым и этнотерриториальным группам людей. Аномалии возникают вследствие нарушении развития организма в пренатальном или постнатальном периодах. По отношению к аномалиям употребляют также термин «пороки развития». Многие анатомические аномалии сопровождаются нарушениями функ-

ции, гипертрофический стеноз привратника и врожденные пороки сердца. Но существуют аномалии, не вызывающие функциональных нарушений, например добавочные кости скелета, отсутствие последних ребер и другие.

Здоровье согласно уставу Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Существуют и другие определения здоровья. Так, по А.В. Фролову, здоровье индивидуума представляет собой естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.

Патология – это любое отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма (по энциклопедическому словарю медицинских терминов).

Предболезнь — состояние организма на грани здоровья и болезни, которое может перейти в выраженную форму какой-либо болезни, либо через некоторое время закончиться нормализацией функций организма.

Болезнь, как и здоровье, имеет несколько определений. Одно из них рассматривает болезнь как жизнь, нарушенную в своем течении повреждением и структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособительной реакции организма к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного (по ЭСМТ).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *