Что изучает методология педагогики
Методология педагогики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие методологии
Развитие науки возможно при постоянном пополнении ее новыми фактами. Для накопления и объяснения данных фактов необходимы научно-обоснованные методы исследования, зависящие от теоретических принципов, получивших название «методология».
Часто понятие «методология» воспринимается как что-то абстрактное и далекое от реальной образовательной практики. Это не так, потому что методология представляет собой систему принципов и способов организации, построения теоретической и практической работы.
Методология педагогики – наука о методах, которая ориентирована на внутренние механизмы, логику развития и организации педагогического процесса. Методология основывается на научных идеях, которые определяют смысл всей педагогической деятельности, способы личного и профессионального самоопределения субъектов педагогической науки в постоянно меняющейся социо-культурной ситуации.
Научная методология любой науки и практической деятельности, построенной на ее основе раскрывается через специфические, самостоятельные подходы. В педагогике такими подходами являются:
Системный подход
Одним из базовых методологических принципов в педагогике является системный подход, который заключается в том, что самостоятельные элементы рассматриваются не отдельно, а в их взаимосвязи с другими.
Системный подход предоставляет возможность выявить общие свойства и качественные характеристики обособленных элементов, которые составляют систему. Системность – ключевая характеристика педагогических процессов и явлений.
Согласно системному подходу система характеризуется определенными особенностями, в частности:
Готовые работы на аналогичную тему
Подход к образовательным системам должен быть целостным. Педагогической системе нельзя навязывать способы поведения и развития. Необходимо выбирать и активно стимулировать один из возможных в определенных условиях вариантов, рассчитывая на самоуправляемый процесс.
Деятельностный подход
Формирование и проявление личности в деятельности личность – это еще не деятельностный подход. Деятельностный подход требует работы по определению и организации деятельности ребенка, по его переводу в позицию субъекта познания и труда. Это предполагает обучение ребенка выбирать цель и планировать деятельность, организовывать и регулировать ее, контролировать, проводить самоанализ и оценивать результаты деятельности.
Полисубъективный подход
П[Определение] олисубъектный подход основывается на том, что человеческая сущность на много богаче и сложнее, чем деятельность, которую он ведет, поэтому она не может отождествляться с ней. [/Определение]
Свое человеческое и гуманистическое содержание личность обретает в общении с другими. Здесь она является продуктом и результатом общения с окружающими людьми. Поэтому личность следует рассматривать как систему присущих ей отношений и носитель взаимоотношений социальной группы.
Диалогический,личностный и деятельностный подходы в единстве составляют основу методологии гуманистической педагогики. Применение данных принципов делает возможным создание психологического единства субъектов, за счет которого творческий процесс саморазвития и взаиморазвития приходит на смену объектному воздействию.
Культурологический подход
Культурологический подход обусловлен связью индивида с культурой как системой ценностей. Человек несет в себе часть этой культуры и является творцом ее новых элементов.
Этнопедагогический подход
Воспитание, опирающееся на национальные традиции, культуру, обрядность, обычаи и привычки – это основное условие реализации этнопедагогического подхода к организации педагогического процесса. Задача педагогов заключается в том, чтобы одновременно изучать, формировать данную среду и использовать ее воспитательный потенциал.
Антропологический подход
Антропологический подход был разработан и обоснован К.Д.Ушинским. Под антропологическим подходом он понимал системное применение данных из всех научных областей о человеке, их учет при реализации педагогического процесса.
Понятие, структура и уровни методологии педагогики
Наука сможет развиваться только при накоплении новых фактов. Для такого накопления необходимо наличие научно обоснованных методов исследований, на которые влияют комплекс теоретических принципов, именуемых методологией.
Понятие и структура педагогической методологии
Методология – это наука о принципах формирования, способы и формы научно-познавательной активности. Научная методология описывает такие элементы исследований:
Также научная методология помогает формировать понятие о структуре и последовательности решения разных задач исследований.
Методология в педагогике – это комплекс теоретических принципов о педагогическом познании и изменения действительности.
Такой термин объединяет две важных категории научного инструментария. К первой категории относят систему методов познания реальности в педагогике.
Познание в педагогике – это объединение средств, условий, предписаний и ориентиров исследования.
Ко второй категории относят различные положения, принципы, методы, процедуры, которые представляют технологию преобразования и регуляции работы педагога.
Уровни педагогической методологии
Выделяют 4 уровня методологии:
Философский уровень
Общие принципы познания и научные категории в целом – это философия и методология педагогики на высшем уровне.
Система философский знаний выполняет функции методологии. Для исследования чаще всего используются такие направления в философии:
Экзистенциализм также называют философией человеческого бытия. Полагаясь на это направление, человек – индивид, в котором с самого начала заложены все способности и возможности, и только от человека зависит их развитие, не от воздействий внешних факторов. Воспитание является самовоспитанием. Объект познания – это внутренний мир человека. Важную роль образования данное направление возлагает на гуманитарные предметы, а в воспитании – самовоспитанию, саморазвитию и самообучению. Философия существования человека изучает его внутренний мир, ценности и проявление внутренней обусловленной деятельности. На данном направлении формируются концепции в педагогике, которые основываются на образовательной гуманитарной парадигме.
Главная цель прагматизма – чтобы школа не учила, а готовила ребёнка к жизни в обществе. Используются практические методы образования. Главная идея – уникальность каждого человека. Такая идея привела к педоцентризму – ребёнок считается центром процесса образования.
Главная цель бихевиоризма – улучшить человеческое поведение. Главная задача образования – приобщить человека к общественным нормам, создавая для этого специальные условия, которые мотивируют нужное поведение, и закрепляют такой процесс при помощи поощрений. На принципах бихевиоризма сформированы определённые теории организации воспитательной среды и программированного образования.
Общенаучный уровень
Ко второму уровню относят общенаучную методологию, которая изучает общенаучные принципы и подходы методологии в педагогики.
Конкретный научный уровень
Конкретно-научная методология – это комплекс принципов, методов исследования и процедур, которые применяются в конкретной научной дисциплине.
Такая методология конкретной науки включает в себя проблемы рассмотрения особенностей характера для научного образования в данной определенной области. Также к конкретно-научной методологии относят изучение проблем системного подхода и моделирование в исследованиях педагогики.
Технологический уровень
Технологическая методология – это методика и техника исследований, или конкретный комплекс процедур, которые способствуют получению эмпирической достоверной информации и её обработке для следующих добавлений в комплекс научных знаний.
Методология на данном уровне характеризуется сильным нормативным характером.
Все уровни методологии формируют определенную систему. В середине этой системы все уровни подчиняются друг другу и взаимодействуют. Базой методологического знания является философский уровень. Он определяет человеческое мировоззрение и взгляды на процесс познания и изменение действительности.
Объяснить понятие «методология педагогики»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
Направление 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль: Начальное образование
Мусалимова Гульнар Сабитовна
Объяснить понятие «методология педагогики»
Проверила Андреева Ю.В.
Под методологией понимают, с одной стороны, учение о принципах организации, формах и методах научного познания, а с другой – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности человека. Соответственно выделяют два уровня методологии: уровень науки и уровень практической деятельности.
Методология представляет собой систему общетеоретических взглядов, которые являются определяющими при решении практических задач.
Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.
Поскольку педагогика очень тесно связана с философией, то в качестве теоретической базовой основы методологии отечественной научной педагогики представлено диалектико-материалистическое представление о мире и роли человека в мире.
С учетом вышесказанного, методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
К основным методологическим положениям можно отнести следующие положения.
Воспитание, которое, как и другие общественные явления, имеет социально-детерминированный характер.
Факторы, влияющие на развитие личности, которые находятся во внешней среде, развитие личности происходит под влиянием общества, в том числе и воспитания.
Активность самой личности имеет очень большое значение и играет основополагающую роль в саморазвитии и самосовершенствовании и т. д.
Существуют другие методологические понятия, положения и трактовка знаний, которые определяют различные направления педагогики: религиозной, педагогики прагматизма, бихевиоризма и др.
Понятие «педагогическая методология» можно рассматривать как науку об условиях, формах и методах продуктивного изучения педагогических процессов и изменения педагогической среды, а целью методологических исследований является изучение условий получения и использования педагогических знаний, повышения результативности педагогической деятельности.
Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э.Г. Юдину):
Высший, философский уровень : его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. Методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика).
Конкретно-научная методология – совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.
Технологическая методология представлена методикой и техникой исследования, т.е. набором процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Философской основой отечественной педагогики большинство ученых признают материалистическую диалектику (принцип всеобщей взаимосвязи явления и принцип развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные). Кроме того, большинству отечественных педагогов присуще материалистическое мировоззрение. Они признают, что в основе формирования внутреннего мира человека, педагогических явлений лежат процессы материального мира.
В качестве общенаучных методологических принципов педагогика учитывает принципы:
единства социального и биологического;
единства общего, особенного и единичного;
единства теоретического и практического;
единства логического и исторического;
соотношения количественных и качественных данных, объективных и субъективных признаков.
Например, принцип единства теоретического и практического применительно к педагогике формулируется как принцип единства педагогической теории, эксперимента и педагогической практики. Существуют определенные циклические связи между практикой и наукой. Педагогическая практика является и критерием истинности научных знаний, и источником новых проблем образования, которые требуют проведения исследований.
В педагогике применение системного подхода привело к возникновению таких понятий, как «педагогическая система», «взаимодействие», «целостность». Педагогическая система на уровне структурно-функционального анализа может быть представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая базовая культура, профессиональная культура) и материальные база (средства). Их взаимосвязанное движение, направленное на достижение определенной цели, порождает педагогический процесс как динамическую систему. Цель при этом выступает системообразующим фактором.
Методология педагогики общенаучного уровня раскрывается также в таких общенаучных методах, как моделирование, кибернетический, информационный, статистический, методы теории вероятности, социологии и др. К этой же группе причисляют логические методы: сопоставление, сравнение, анализ и синтез, классификация и систематизация, обобщение и абстракция.
Формы методологического знания
Значение влияния философии на формирование, развитие и становление педагогической науки и ее отдельных отраслей неоценимо. Об этом свидетельствует история развития методологического знания, которая указывает, что на ранних этапах исследовательской работы педагогической науки методологическое знание включало в себя теоретические определения, сформированные философской наукой. В настоящее время влияние философских знаний испытывает большинство ученых-педагогов, которые выделяют общефилософский, общенаучный и частнонаучный уровни единства методологического знания. В целом за основу взята философская классификация этого типа знания, поскольку данные уровни малоценны для представителей других наук.
Если педагог использует данную классификацию, то полезным объемом знания для него станет понимание, что область его интересов относится, в лучшем случае, к частнонаучному знанию без «расшифровки» структуры, содержания и функционального статуса этого знания. Поэтому необходим другой подход в этом вопросе, сочетающий уже имеющиеся подходы с новыми методологическими конструкциями.
Подходы к понятию методологии различными учеными:
1) методология – это наука о строении, внутренней организации, способах и методах теоретического процесса;
2) методология – это критерии оценки и процесс становления и использования способов изучения теоретической и практической деятельности;
3) методология – это совокупность наиболее общих принципов решения сложных практических задач о методах исследования;
4) методология – это взаимосвязь способов и методов формирования и организации теоретического и практического процесса;
5) методология – это принципы, структура, уровни, способы изучения педагогических инноваций;
6) методология – это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 365).
Известный методолог педагогики В. В. Краевский, обобщая достижения в этой области, указывает, что «методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований» (Краевский В.В. Методология научного исследования. Спб.: СПбГУП, 2001. С. 10).
В. И. Загвязинский считает, что педагогическая методология «включает в себя: учение о структуре и функциях педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике; исходные, ключевые, фундаментальные социально-педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл; учение о способах использования добытых знаний для совершенствования практики; учение о логике и методах социально-педагогического поиска» (Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1984. С. 10).
Анализ литературы дает возможность сделать вывод о похожести мнений различных авторов по этой проблеме. Таким образом, определение сущности методологии педагогики можно представить так: это «учение о структуре, логической организации, методах и средствах педагогической деятельности в области теории и практики» (Методологические проблемы развития педагогической науки. М.: Педагогика, 1985. С. 240). Такая позиция ученых позволяет сформулировать основные признаки методологического знания.
Специфический признак методологического знания можно определить как его принадлежность к разрешению специфического противоречия.
Действительно, методологическое знание любой науки – это итог выхода из противоречия между процессами изучения и преобразования соответствующей педагогической практики.
Теоретическое знание является итогом противоречивых взаимодействий между предметом познания и методом, дающим возможность изучать предмет.
Определяется результатом разрешения проблемы теоретико-методологического знания, которое проявляется в виде противопоставления предмета и метода.
Из этого можно сделать следующие выводы.
1. Знание, которое формируется при разрешении методологической задачи, определяет «методологические основы соответствующего знания».
2. Знание, которое формируется при разрешении теоретической задачи, определяет «теоретические основы» любой науки более низкого методологического уровня.
3. Знание, полученное при разрешении теоретико-методологической проблемы, определяет «теоретико-методологические основы» любой науки.
Следует заметить, что присутствие такой непростой, многогранной задачи, решение которой помогает сформировать теоретико-методологические понятия, предъявляет повышенные требования к преподавателю, а также определяет необходимость содержательного анализа методологий, составляющих те или иные ее основы, необходимость в их ранжировании в среде, представляющей наиболее полный вид с теоретической и научной точки зрения.
Еще одним признаком методологического знания считается единство и взаимосвязь двух процессов: познавательного и преобразовательного, взаимосвязь познания и практики. Данный критерий методологического знания показывает влияние знания не только на процессы познания (на теоретическую, исследовательскую деятельность), но и на процесс преобразования различных объектов (его практическую деятельность). Поэтому для науки необходим следующий вывод о том, что она должна иметь и свою собственную теорию научно-преобразовательной (практической) деятельности вместе с общими положениями и теорией научно-исследовательской (познавательной) деятельности в целом. Принцип единства познания и преобразования может восприниматься ошибочно из-за недостатка внимания к изучению только проблемы процессов познания.
Таким образом, единство познавательной и практической практики определяет взаимосвязь познания и образовательной деятельности.
Структурированность и внутренняя организация содержания представляют собой основное условие существования методологического знания. Анализ методологии педагогики осуществляется посредством анализа содержательно-функциональной теории, при этом непременно должны учитываться направленность и характер методологического научного знания.
Содержательно-функциональная концепция является рабочим инструментом учителя, который проводит методологический анализ научного знания. Методологический анализ научного знания проводится по следующим направлениям социально-педагогического знания: гносеологическому, мировоззренческому, логико-гносеологическому, научно-содержательному, технологическому и научно-методическому. С другой стороны, содержание каждого уровня строго фиксировано функцией того знания, которое относится к конкретному уровню знания.
Особенности методологического научного знания, в данном случае – его технологическая направленность и сервисный характер, определены особенностью применения трехэлементного положения методологического анализа – «уровень», «содержание» и «функция». Иначе говоря, анализируя тот или иной предмет, объект или явление с учетом данной методики, осуществляется конкретная возможность определения функции, содержания, роли, места, влияния и характера взаимодействия методологического научного знания на каждом этапе анализа в отдельности и в их сочетании.
Содержательно-функциональная концепция позволяет раскрыть методологическое знание по определенным уровням. Диалектика таких уровней методологического анализа представляет собой изучение методологического знания от высшего уровня, более общего, к частному уровню его познания. Таким образом, по такому направлению происходит взаимоотношение и взаимовлияние теории и практики, познавательной и преобразовательной деятельности.
Особенность протекания методов анализа и синтеза определяет сервисный характер содержательно-функциональной концепции. На каждом этапе анализа происходит пошаговый анализ научного знания. По итогам результатов последовательного поэтапного анализа научного знания делается синтез полученного знания, таким образом определяется синтетическая картина методологического научного знания.
Концепция получила название содержательно-функциональной вследствие того, что позволяет определить самую суть, содержательный смысл знания об исследуемом предмете и явлении. Полученное знание при этом можно отнести к определенному уровню анализа конкретного предмета, а следовательно, синтез осуществляет важный момент в изучении объекта исследования, так как представляет объект не только в наборе субъективно выделенных явлений, но и в виде структурированной упорядоченной системы. Подобная организация знания о методологии педагогики дает возможность представить научное знание в виде теории. Поэтому значимым выводом является то, что в недрах структуры педагогики как науки появляется обособленный раздел – теория методологии педагогики, или, сокращенно, методология педагогики.
Более того, данная содержательно-функциональная концепция определяет функцию научного знания, которое было получено в итоге использования концепции к изучаемому предмету, помогает преодолеть недостатки субъективного подхода к изучению научного знания и представить знание в виде определенных, конкретных элементов теории.
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
Смотреть что такое «МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ» в других словарях:
Методология педагогики — отрасль педагогического знания, содержащая в себе знания о методе и сами методы педагогического исследования, технологию исследования, а также наиболее общие теоретические положения (парадигмы, концепции, идеи, законы, принципы) о педагогической… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Методология педагогики — система знаний о методах педагогических исследований. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90 е годы XX века. Пятигорск, 2004. С. 95) учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования… … Педагогический терминологический словарь
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ — – 1) учение о педагогическом знании и о процессе педагогического познания; 2) учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно–педагогического исследования. Представляет собой систему знаний об основах и структуре… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Методология педагогики — учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания. В методологии выделяют две взаимосвязанные… … Исследовательская деятельность. Словарь
Методология — (Methodology) Структура методологии, методология исследования, типы методологии Научная методология, методология истории, методология анализа, методология управления, социальная методология, проблемы методологии Содержание Содержание Раздел 1.… … Энциклопедия инвестора
Методология социальной педагогики — учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования социально педагогических явлений сучётом социальных проблем и потребностей среды жизнедеятельности, перспективы средовой самореализации … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Педагогическая методология — см. Методология педагогики … Педагогический терминологический словарь
Отрасли педагогики — Систематизация пед. знания возможна по разл. основаниям, в результате получается своего рода многомерная матрица. Выделяются разделы П. по отд. аспектам пед. исследования и пед. процесса. Методология П. изучает методы, методику и технику пед.… … Российская педагогическая энциклопедия
Краевский, Володар Викторович — Володар Викторович Краевский Дата рождения: 23 июня 1926(1926 06 23) Место рождения: Самара, СССР Дата смерти: 8 апреля 2010(201 … Википедия
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — в педагогике, приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич.… … Российская педагогическая энциклопедия