Что изучает методы и методику педагогических исследований
Методика и методы педагогического исследования
Под методикой педагогического исследования понимают совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации исследовательской работы.
Методы педагогического исследования – это способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Принципы отбора методов исследования:
— использование разнообразных, взаимодополняющих методов исследования; длительные наблюдения; неоднократная проверка результатов исследования с соблюдением статистических (социологических) норм. Это вызвано тем, что педагогические явления очень сложные, их трудно точно воспроизвести несколько раз; они неоднозначны и многофакторны;
— соответствие методов исследования существу изучаемого явления, а также возможностям воспитуемых и самого исследователя. Например, тесты должны быть доступны учащимся определенного возраста; нельзя делать окончательные выводы только по результатам анкетирования или опросов, необходимы длительные наблюдения и т.д.;
— недопустимость использования методов исследования, противоречащих нормам морали или способных нанести вред участникам исследования.
Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. Мы остановимся на общепринятой классификации. Методы педагогического исследования подразделяют на общенаучные и конкретно-научные.
К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:
— общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т.е. логические методы);
— социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);
— социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);
— математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).
К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые, в свою очередь, подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).
Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материала – фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности. Их иначе называют методами изучения педагогического опыта.
К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и др.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и др.), а также педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
Охарактеризуем основные методы педагогических исследований, не придерживаясь строгой классификации, так как обычно исследователь использует все методы в комплексе. Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его научная проблема разработана в научной литературе.
Для этого он изучает:
— труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы;
— современные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы;
— периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу;
— учебники и методические пособия и т.д.
Иначе говоря, исследователь изучает историю вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобщения, определяет свое отношение к решению проблемы, выясняет, какие вопросы еще не решены. Этим самым он осуществляет методы сравнительно-исторического и причинно-следственного анализа.
Нередко исследователь применяет и метод моделирования – наглядно-образную характеристику изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т.п. Моделирование позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие связи и факторы.
Все теоретические методы так или иначе связаны с изучением литературы и умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию – список отобранных для изучения источников, который необходимо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями.
Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование – краткое, лаконичное изложение основного содержания источника; цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску). Основные идеи литературного источника могут быть перечислены в виде тезисов – кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника.
Применяются также такие методы, как конспектирование – более детальное изложение основных идей источника с выделением его главных идей и положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т.д.); реферирование – сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами, изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.
Для изучения реального педагогического процесса (или педагогического опыта) как в естественных (например, изучение массовой педагогической практики), так и в специально-измененных (педагогический эксперимент, опытная проверка выводов исследования) условиях применяются, как указывалось выше, практические (эмпирические) методы.
Их рассмотрение начнем с метода наблюдения.
Объектами наблюдения могут быть:
— деятельность группы учащихся (класса) или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания;
— взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом;
— действия детей в конкретной ситуации (например, ситуации выбора);
— деятельность (общение с учащимися) учителя на уроке и т.д.
К методу наблюдения предъявляются следующие требования:
— постановка цели наблюдения и осуществление наблюдения по определенному плану;
— прогнозирование поведения объектов наблюдения (учащихся, педагогов, родителей и др.) в наблюдаемых ситуациях, т.е. продумывание возможных вариантов поведения;
— длительность наблюдений (серия наблюдений) и их осуществление по возможности несколькими лицами по одной и той же программе для того, чтобы избежать субъективности в выводах;
— регистрация фактов с максимальной точностью;
— скрытый характер наблюдения (учащиеся не должны догадываться, что за ними наблюдают);
— описание и анализ наблюдаемых фактов (выявление причин поведения, мотивов деятельности и т.п.).
Этапы наблюдения:
— определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать?);
— выбор объекта, предмета наблюдения (что наблюдать?);
— выбор способа наблюдения (как наблюдать?);
— выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
— обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Преимущества данного метода состоят в доступности, а также в возможности изучать педагогические явления и процессы в естественных условиях. Вместе с тем, метод наблюдения имеет свои недостатки. Например, не все доступно наблюдению, нередко обращается внимание на внешнюю сторону изучаемого. Кроме того, интересующее исследователя явление может и не наступить. Он не может охватить большое количество объектов для наблюдения. Личностные особенности (установки, интересы, психическое состояние и т.п.) исследователя оказывают влияние на результаты наблюдения.
Наиболее распространенными являются методы опроса, письменные и устные. К ним относятся: исследовательская беседа, интервьюирование, анкетирование. С их помощью изучают отношения, мотивы, намерения, мнения, оценочные суждения и т.п. учащихся, педагогов, родителей и других участников педагогического процесса.
Так, анкетирование (метод разработан в социологии) – письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет). Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными. Анкетирование может проводиться с указанием лица респондента, но чаще для большей объективности оно проводится анонимно, т.е. без указания фамилии анкетируемого.
При составлении анкет важно соблюдать следующие правила. Вопросы должны быть тщательно составлены, предельно конкретны, корректны, доступны. Они не должны содержать в себе скрытых подсказок желаемого ответа, вопросы в них должны быть взаимопроверяемыми. То, что непосредственно интересует исследователя, должно выявляться косвенно через ряд частных вопросов. Особенно важно проверить подготовленную анкету на небольшом количестве испытуемых и внести, если требуется, необходимые коррективы.
Достоинства метода анкетирования заключаются в том, что он позволяет в сравнительно короткий срок получить большое количество информации, которую можно подвергнуть количественному анализу с помощью статистических методов с использованием вычислительной техники. К основным недостаткам можно отнести возможность искажения ответов либо из-за неправильного понимания вопроса анкеты, либо преднамеренно несерьезного отношения к ответам на вопросы. Поэтому при обработке анкет заведомо сомнительные из них (неполные, заполненные не по инструкции и т.п.) для обсчета не берут. Очевидно, что количественные данные, полученные путем анкетирования, потом дополняются качественным анализом.
Исследовательская беседа, а также интервьюирование требуют обычно больших затрат времени, чем анкетирование. Это наиболее эффективные методы для выявления мотивов поведения, ценностных ориентаций, чувств, переживаний, оценок и позиций опрашиваемых.
Исследовательская беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану. До беседы необходимо сформулировать конкретные вопросы, на которые исследователь хотел бы получить ответы. Вместе с тем в процессе беседы желательно не заглядывать в опросник. Фиксируется дата, место беседы, данные о собеседнике (ФИО, профессия, должность и т.д.).
Для эффективного применения этого метода важно, установить дружеские, доверительные отношения с собеседником; не задавать ему вопросы, задевающие его честь и достоинство; проявлять к нему уважение, тактичность; необходимо также зафиксировать содержание беседы сразу же после нее (вести диктофонную запись можно только с согласия испытуемого).
Ценность беседы как метода заключается в том, что, во-первых, можно корректно направить содержание беседы в нужное русло (варьировать и задавать уточняющие вопросы); ответы испытуемого дополняются личным впечатлением от общения с ним; это всегда непосредственное общение, живой контакт исследователя с изучаемым. Сложность же этого метода заключается в том, что собеседник может скрыть свои истинные мысли и переживания, введя тем самым исследователя в заблуждение.
К методам опроса тесно примыкают написание сочинений и метод обобщения независимых характеристик. В первом случае группа людей пишет свободное сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализируются и обобщаются.
Во втором случае речь идет о получении характеристики на одно и тоже лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников, обрабатывается. Например, изучая личность ученика, исследователь получает сведения о нем от учителя, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников и др.
Метод педагогического консилиума (Ю.К. Бабанский) предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков.
В педагогических исследованиях довольно часто применяют методы оценивания: рейтинг и самооценку.
Рейтинг – это метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи). В их роли могут выступать, например, ученые-педагоги, психологи, сотрудники научных центров, опытные учителя, директора школ, учителя и т.п. Эксперты дают оценку тем или иным качествам, свойствам в соответствии с предложенной оценочной шкалой (проявления или признаки качества фиксируются в виде числовых величин, каждой из которых дается качественная характеристика). Данные анализируются: количественный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка.
Самооценка предполагает оценку индивидом по определенным параметрам своих достижений, личностных качеств, действий, поступков и т.д. При этом также устанавливается шкала оценок в баллах или других количественных показателях, которые затем подвергаются статистическому анализу и качественной интерпретации. Вместе с тем, данный метод достаточно субъективен.
Конкретный материал об интересующих исследователя процессах и явлениях можно собрать, анализируя педагогическую (школьную) документацию, а также результаты разных видов деятельности учащихся. Так, изучение школьной документации даст объективные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение (анализ, оценка) письменных, графических, контрольных, творческих и др. работ учащихся позволит получить сведения об уровне знаний и умений учащихся, о работе учителя; поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, суждений, оценок, уровень сформированности учебных умений и т.д.
Достаточно распространенным методом исследования является педагогическое тестирование, которое позволяет с помощью специально разработанных заданий (задач, опросников и т.п.) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. В самом общем виде тест (от английского test – испытание, исследование, проверка) – это объективное и стандартизированное измерение выборки поведения индивида. В зависимости от назначения выделяют тесты достижений, интеллекта, креативности (способностей), личностные и другие.
В целом на практике тесты выполняют функции контроля знаний, диагностики и прогноза развития индивида. Инструментом исследования они выступают в последних двух случаях.
Проективные методы – это разновидность тестов. Испытуемому предлагается высказаться о своих возможных действиях, поступках в той или иной ситуации. Ситуация задается вопросом: «Как бы вы поступили, если бы…». Суждения анализируются исследователем.
Методы научно-педагогического исследования
Методы педагогического исследования – это совокупность действий, нацеленных на добывание информации об изучаемом предмете, явлении и ее обработку для последующего включения в общую систему знаний. Уровень и темпы развития науки напрямую зависят от системы методов научного исследования. Чем удачнее подобраны методы, тем быстрее шагает наука вперед, так как взору открываются новые горизонты. Рассмотрим наиболее применяемые способы познания: перечислим основные методы учебно-педагогических исследований.
Пример. Методы исследования в курсовой работе на тему «Сформированность математических представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Классификация методов педагогического исследования
Множество научных методов исследования, применяемых в педагогике, можно классифицировать и разделить на три группы:
Пример. Методы исследования в дипломной работе «Организация творческой деятельности на уроках как способ формирования самостоятельности младшего школьника».
Теоретические методы исследования в педагогике
Теоретические методы связаны с изучением литературы, они помогают определить проблему, сформулировать гипотезу, оценить и логически структурировать собранные информационные источники. При работе с литературой используются такие практики как конспектирование, аннотирование, цитирование, реферирование, составление биографий.
Эмпирические методы педагогического исследования
В переводе с греческого «empeirikos» означает «полученный из опыта», воспринимаемый при помощи органов чувств. Следовательно, в группу эмпирических методов входят те, которые основаны на педагогическом опыте. То есть, опирающиеся на реальные факты. Это эксперимент, наблюдение, беседа, ранжирование, тестирование и тому подобные.
Некоторые из них подробнее рассмотрим ниже.
Пример. Методы исследования в работе на тему «Нестандартные формы обучения как средство развития познавательных мотивов младших школьников».
Характеристика методов исследования в педагогике
Несомненно, методы, используемые для научной работы, должны обеспечить объективность, надежность и актуальность выводов. Собственно, педагогические методы исследования, как известно, тесно связаны с объектом познания, поэтому и выбирать их следует в зависимости от особенностей изучаемых явлений в той или иной науке. Что касается педагогики, методы обязательно подбираются в зависимости от неоднозначности протекания педагогических процессов, так как на исследуемый предмет воздействует множество факторов. Также, проводя научную работу, следует учесть тот факт, что неудачные эксперименты могут нанести психологическую травму испытуемым, вред здоровью и полноценному развитию. Подобных педагогических методов, противоречащих этическим и нравственным нормам, следует избегать.
Пример. Методы исследования в курсовой работе «Социализация дошкольника в процессе игровой деятельности»
Этапы педагогического исследования
Представим алгоритм, по которому проводят научно-педагогическое исследование и перечислим его основные этапы:
Пример. Методики в курсовой по педагогике «Воспитание ребёнка в школе и семье»
Основные методы педагогического исследования
Метод наблюдений, как метод педагогического исследования
Наблюдение, как метод педагогического исследования опирается на получении информации, основанной на восприятии поведения людей, их переживаний, состояний с целью дальнейшего анализа и обобщения. В зависимости от регулярности проведения наблюдения различают:
Исходя из типа взаимодействия между исследователем и наблюдаемым существует:
В зависимости от занимаемой позиции экспериментатора различают:
Для фиксации результатов используют такие способы как: протоколы, дневники, видеорегистрацию, аудиозапись.
Пример. Методы исследования в дипломной работе по педагогике «Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связанной речи детей«
Диагностический эксперимент
Под этим термином подразумевают процесс вмешательства исследователя в педагогическое явление с целью открытия закономерностей, которые позволили бы изменить существующую практику.
Для начала четко продумываются цели, задачи, предмет и объект исследования, составляется программа и прогнозируются познавательные результаты. Только затем исследователь планирует эксперимент, его этапы, определяет свою роль в экспериментальном процессе и те преобразования, которые вводятся в практику, оценивает характер внешних влияний на педагогический эксперимент.
Результатом преобразующего эксперимента может быть:
Метод беседы и интервью
Довольно популярный научно-педагогический метод при проведении педагогических исследований, который основывается на общении. Успех контакта исследователя и респондента зависит от обстановки, в которой проводится беседа. Желательно выбрать комфортную для опрашиваемого человека обстановку. Если это ученик, вызывать его в учительскую не нужно, так как он расценит такое общение как допрос. Подросток, как впрочем и взрослый, не сможет преодолеть этот психологический барьер. Опрос лучше проводить в классе или в другом привычном для него месте. Беседу обычно проводят по предварительно разработанному плану. Для педагогических исследований подойдет такой метод опроса как формализированное интервью. Оно практически ничем не отличается от анкетирования. Единственная разница – это то, что ответы записывает исследователь, одновременно он получает возможность следить за собеседником и улавливать его реакцию на предмет исследования, что позволяет лучше интерпретировать суждения.
Если исследователь еще не определился с темой и проблемой исследования, тогда лучше обратить свое внимание на свободное интервью. Оно выполняется по общей программе, но без детализации вопросов. Их формулировка зависит от конкретной ситуации и направления мысли интервьюера.
С большой осторожностью при проведении подобных бесед следует отнестись к регистрации диалога при помощи диктофона. Мальчики, например, с интересом относятся к такому эксперименту, а вот девочек он стесняет. Это, в свою очередь, мешает доброжелательному, искреннему разговору.
Пример. Методы в курсовой работе «М. Мантессори о воспитании школьников и дошкольников: идеи, их воплощение и современная актуальность»
Метод тестирования
В педагогической практике данный метод нашел широкое применение благодаря своим преимуществам:
Действительно, он охватывает полный объем знаний и позволяет быстро, объективно и адекватно оценить уровень подготовки учащихся.
Как метод научно-педагогического исследования, тестирование позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, других особенностей и характеристик личности путем выполнения специальных заданий. Обычно результаты сравниваются с эталоном, а чтобы корректно их интерпретировать, важно выбрать определенную единицу измерения. Подобные задания – это своего рода диагностика личности, ее свойств и психологических характеристик. Она показывает меру выраженности у человека исследуемой особенности.
Метод анкетирования
Анкета – это опросный лист, в котором по определенной программе составлены вопросы. Они могут быть двух типов:
Открытые вопросы предполагают свободный ответ респондента, а в закрытых вопросах предлагаются уже имеющиеся варианты ответов. Это позволяет в дальнейшем глубже обработать полученную информацию, сопоставить данные в разных условиях, выяснить содержание суждений. Отметим, что на практике иногда применяется полузакрытый вариант вопросов.
Метод рейтинга
Данный метод научно-педагогического исследования еще называют методом экспертных оценок. Он подразумевает оценку сторон деятельности опытными экспертами. Ими могут быть квалифицированные сотрудники, которые имеют соответствующие знания и опыт в педагогике – лица которые обладают такими качествами как объективность, справедливость, самокритичность.
Смысл метода заключается в том, что каждый из «членов жюри», «судей» выделяет сильные и слабые стороны исследуемого объекта, а затем интерпретирует их при помощи оценочной шкалы. Чем выше балл, тем лучше проработан исследуемый навык. Конечный результат может быть представлен в виде среднего балла: общий балл делится на количество экспертов.
Метод обобщения независимых характеристик
Данный метод пополняет группу опросных и используется, наряду с другими, при проведении исследования. Он заключается в активном сборе, анализе и обобщении разнообразной информации об исследуемом объекте. Если опытно-экспериментальная работа проводится с учениками, в опросе могут участвовать те лица, которые их окружают: учителя, родители, руководители творческих коллективов, спортивных секций, медицинские работники и т.д. Это позволяет лучше узнать их индивидуально-психологические, организаторские и другие особенности.
Диагностические методы
Под термином «педагогическая диагностика» подразумевают процесс, основанный на выполнении совокупности заданий. Они помогают выявить трудности в освоении предмета, знаний, в овладении навыками и установить причины подобных явлений. Также подобные методы помогают контролировать учебный процесс и все изменения, происходящие в развитии учащихся. Главной функцией диагностических методов является обеспечение оптимальных условий для реализации потенциала каждого ученика.
Методы количественного и качественного анализа
Исходя из названия представленных методов, можно понять, что количественные методы отвечают на вопросы: «сколько?», «как часто?», «во сколько раз?», а качественные – «почему?», «как?», «зачем?». На основе данных количественного анализа строятся схемы, графики, определяются рейтинги. Информация, полученная при качественном анализе, помогает выявить причинно-следственные связи. Метод полагается на суждения, мнения, интуицию, поэтому играет существенную роль при выявлении закономерностей.
Любой из перечисленных методов не является универсальным и может применяться в каждом конкретном случае в зависимости от поставленных исследовательских задач курсовой, дипломной работы или магистерской диссертации. На практике желательно использовать комплекс взаимодополняющих методов, которые представят более полную картину для решения научной проблемы.