Что изучает научная и учебная дисциплина бжд
Цели и задачи дисциплины
Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.
основными целями учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности являются:
· формирование мировоззрения и воспитание у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности;
· освоение студентами теоретических, организационного-правовых и методических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности;
· приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека;
· выработка практических навыков в принятии решений по защите населения и материальных ценностей от воздействия негативных факторов среды обитания и ликвидации их последствий;
· развитие потребности в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях реформирования экономики России.
Безопасность жизнедеятельности решаем следующие основные задачи.
· идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
· защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
· ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
· создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.
1.3. основные понятия и определения.
Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему понятий, теоретических положений, аксиом и методов исследования.
Основные теоретические положения учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности:
· с момента своего появления на земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей;
· опасности причиняют вред здоровью человека, что проявляется в травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах, поэтому они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом;
· профилактика опасностей и защита от них – актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой должно быть заинтересовано, прежде всего, государство;
· обеспечение безопасности – приоритетная задача для личности, общества и государства;
· абсолютной безопасности не бывает, всегда существует некоторый остаточный риск, поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития общества можно смириться;
В системе происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в соответствии с законом сохранения жизни: жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации.
Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную и антропогенную природу, они во многом зави9ят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания.
Человек и окружающую его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых
человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду.
Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи:
· обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;
· создаёт и использует защиту от негативных воздействий со стороны, как среды обитания, так и себе подобных. Среда обитания неразрывно связана с понятием биосфера.
Биосфера-область распространения жизни на 3емле, включающая в себя нижний слой атмосферы, атмосферу гидросферу верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.
ХХ век ознаменовался потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного воздействия. Кроме того, к середине ХХ в. человек стал обладать способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения регионального и глобального масштабов, соизмеримые со стихийными бедствиями. В результате активной техногенной
Техносфера— регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера-регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда).
негативные воздействия в системе
принято называть опасностями.
Опасности не обладают избирательным свойством, при возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.
Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о потенциальной опасности процесса жизнедеятельности:
Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном, характере её проявления. Например, мы не ощущаем до определённого момента увеличения концентрации СО2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявится возникновением усталости вялости снижением работоспособности. Но в целом организм человека, пребывающего систематически в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма
дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления, Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и, другим негативным последствиям.
По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные.
К вредным относятся такие факторы которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности,
Опасными называют такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. это деление условно, так как вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными.
Условия, при которых созд8ется.,возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией.
В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают пределов при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Такие ситуации называют экстремальными.
Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий. Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.
В мировой практике отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.
Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические;
социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения, т.е. риск, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности.
Человечество должно научиться прогнозировать негативные
Контрольные вопросы и задания.
1. Какие изменения характерны для мира опасностей XXI в.?
2. Каковы последствия антропогенного воздействия человека на окружающую среду?
3» Как влияет урбанизация на безопасность жизнедеятельности людей?
6.’Каковы средства достижения основной цели дисциплины?
10. Сформулируйте основную аксиому безопасности жизнедеятельности.
12. Каковы основные положения учения В.И. Вернадского?
13. Что такое индивидуальный и социальный риск?
14. Объясните содержание и смысл концепции приемлемого риска.
ГЛАВА 2
2.1.Понятие чрезвычайной ситуации
Часто в печати, по радио и телевидению одни и те же события
может показаться, что различия межу ними нет. Но достаточно оценить потери и человеческие жертвы, и различия в понятиях проявляются.
Комитет по проблемам современного общества (Всемирная организация здравоохранения __ВОЗ) считает, что катастрофа – это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население неспособно, справиться самостоятельно.
Различают следующие виды катастроф:
Лекция 1. Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина.
Процесс видовой и социальной эволюции человека всегда сопровождался действием разного рода опасных факторов, находящихся в среде его обитания или проникающих в нее из различных источников, находящихся вне ее. Поэтому сначала возникла функция защиты человека, семьи, рода, которая по мере развития человечества эволюционировала в соответствии с потребностями человека. С формированием простейших социальных систем функция защиты от опасностей стала социальной функцией, а в последующем – государственной.
Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина появилась не так давно: в 1991 г. она была введена в ВУЗы. Однако этому событию предшествовало преподавание учебных дисциплин в школе, которые, по своему характеру, были частными разделами БЖД. Это дисциплины в разные времена были введены в систему общего образования, такие как «Гражданская оборона», «Начальная военная подготовка», «Основы труда», «Экология», «Технология».
Как учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» должна иметь научный базис, то есть, целевую ориентацию, научные задачи, содержание, источники формирования научных знаний и другие важные аспекты.
Наиболее обобщенно цель науки «Безопасность жизнедеятельности» можно обозначить как достижение безопасности человека в процессе его существования в организованной социальной системе, удовлетворения им своих потребностей и выполнения предназначенных ему функций, не противоречащих интересам общества (авт).
Таким образом, безопасность жизнедеятельности представляет собой комплексную научную дисциплину, изучающую возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в организованной социальной системе.
Безопасность жизнедеятельности решает три взаимосвязанные задачи:
1. Идентификация опасностей, т.е. распознавание вида опасности с указанием ее количественных характеристик и координат опасности.
2. Защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.
3. Предотвращение и ликвидация возможных опасностей и их последствий.
Рассмотрим некоторые понятия и термины, необходимые при изучении этого предмета.
Опасность – это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически, физически или биологически активные компоненты и др.
Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.
Ноксосфера – это область пространства, в которой постоянно существуют или периодически возникают опасности.
Гомосфера – это область пространства, в которой находится человек в процессе осуществления трудовой, социальной или обывательской деятельности.
Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это трудно достижимо, как при выполнении трудовой, так и социальной и обывательской деятельности.
Как известно в современном мире разнообразие опасностей очень велико. Первый шаг к изучению их природы – их классификация. Существует несколько способов классификации опасностей:
— по природе происхождения:
а) связанные с литосферой;
б) связанные с гидросферой;
в) связанные с атмосферой;
г) связанные с космосом.
— по вызываемым последствиям:
г) летальный исход и др.
Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические.
Химические опасности возникают при попадании опасных химических веществ в окружающую среду, в организм человека или другие организмы, связанные с человеком общей средой обитания и другими прямыми или косвенными связями. Химические опасности могут также возникнуть при превышении концентрации веществ, содержащихся в средах или организмах в естественных условиях. Примером химической опасности может быть избыточное содержание оксидов углерода, серы, бензопирена в составе выхлопных газов, что может ухудшить качества воздуха и опосредованно привести ухудшению здоровья населения. Или, например, повышение концентрации нитратов в арбузах может привести к непосредственному, химическому отравлению потребителей арбузов. Это примеры иллюстрируют влияние химических опасностей на качество жизненной среды и здоровье людей.
Вышеназванные классификации опасностей носят частный характер, поскольку объединяют опасности в группы только по какому-либо одному признаку.
По способу воздействия опасные факторы можно разделить на три группы:
Такая классификация является наиболее удобной в производственной системе для идентификации различных опасных факторов, анализа характера опасностей и выявления приоритетных направлений защиты людей, т.к. позволяет выявить, спрогнозировать и дать количественную оценку возможным опасностям еще на ранних стадиях технологической подготовки производства, чтобы в последующем разрабатывать системы защиты оператора (работника производства), рассчитывать возможные последствия для окружающей среды и здоровья населения, риски и экономический ущерб от производственной деятельности.
На основании анализа различных опасностей и последствий их реализации выявлены три общих направления защиты от опасностей:
Например, при некоторых видах карьерных разработок с использованием взрывов для дробления породы, людей эвакуируют из опасной зоны (пространственное и временное разделение). Другой пример – современный прокатный стан. Рабочий-оператор контролирует режим работы прокатного стана с помощью автоматизированной системы. С ее помощью он регулирует параметры обжатия листов, степень натяжения барабанов и др. технологические режимы.
В рамках этого направления используются мероприятия и средства, защищающие человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты.
В реальных условиях реализуется комбинация наиболее эффективных средств и методов относящихся к всем перечисленным направлениям.
Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.
Одной из основных задач БЖД является определение количественных характеристик опасности (идентификация). Оценка существующих технических систем и объектов с точки зрения их безопасности для работников и для населения ставит задачу разработки адекватных мер защиты. Зная характеристики опасности, на базе вышеназванных направлений, на предприятиях, в социальных учреждениях и в других сферах социальной жизни, разрабатываются обязательные мероприятия по обеспечению безопасности, в которых применяются сочетание частных методов, способов и средств защиты от опасностей. и.
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Задачи БЖД:
Цель изучения безопасности жизнедеятельности
Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защитыявляется человек.
Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.
Причины возникновения дисциплины БЖД в России:
Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.
Для решения демографической проблемы необходимо:
Содержание БЖД
По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания).
Профилактика негативных факторов:
Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном взаимодействии человека с техносферой.
В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.
Возникновение данной науки — объективная потребность современного общества.
Безопасность жизнедеятельности как наука
На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.
В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.
Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:
Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.
Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.
БЖД как учебная дисциплина
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.
Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.
Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.
Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.
Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.
Наука о БЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».
Заключение и выводы
На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.
Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.
Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.
Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.
В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.
В связи с демографическим кризисом следует главный экономический вывод: требуется существенное (в несколько раз) повышение производительности труда. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников.
Разработанная программа “Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг.” ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
В последние десятилетия для всех промышленно развитых стран характерно нарастание опасностей и угроз в природно-техногенной сфере. По мере развития техносферы на первое место вышли чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год.
Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Без принятия эффективных мер уже к середине XXI в. величина ущербов от катастрофических явлений на Земле может превысить прирост глобального валового продукта. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.
По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, причем это так называемый “заявленный” экономический ущерб, составляющий лишь некоторую часть от реального экономического ущерба, который с учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб., т. е. составлять определенное количество процентов от ВВП Российской Федерации.
Масштаб крупных техногенных и природных катастроф в последнее время вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ.
Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления РСЧС.
Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы являются причиной профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.
Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Для современного состояния как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.
Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.
Предварительный прогноз основных опасностей и угроз для России в начале XXI века указывает на то, что до 2010 года могут произойти разрушительные землетрясения в трех сейсмологических регионах: Камчатка- Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. В каждом из указанных регионов может произойти одно разрушительное землетрясение. Без принятия превентивных мер возможны потери десятков тысяч жизней людей и ущерб порядка 10 млрд. долл. США. Нельзя исключать возникновения 3-5 техногенных землетрясений, одного разрушительного цунами на тихоокеанском побережье, одного-двух катастрофических наводнений, а также увеличения количества лесных и торфяных пожаров.
Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня.
В целом, на территории страны в период до 2010 г. не исключается возникновение одной трансграничной (глобальной), 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3000 местных аварий и катастроф.
Техногенные и природные чрезвычайные ситуации являются существенными источниками риска для жизнедеятельности населения. Поэтому необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Мир опасностей вполне познаваем и у человека есть достаточно средств и способов защиты от связанных с ними угроз. Недостаточное внимание человека к проблемам природной и, особенно техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению опасностью во многом связаны с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Поэтому в обеспечении устойчивого безопасного развития большую роль играет профессиональная подготовка лиц, принимающих управленческие решения, то есть руководителей законодательной и исполнительной власти, предприятий и организаций всех форм собственности. Поскольку часто главным виновником чрезвычайных ситуаций в конечном счете оказывается конкретный человек, его образование, воспитание и самосознание являются важными факторами, влияющими на риск чрезвычайных ситуаций.